Доклад управление охраной окружающей среды

Обновлено: 16.05.2024

Управление охраной окружающей природной среды

Описание: Управление охраной окружающей природной среды На федеральном уровне управление охраной окружающей природной среды осуществляется Федеральным Собранием Президентом правительством и специально уполномоченными органами главными из которых являются Министерство природных ресурсов Российской Федерации и Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды. На региональном уровне управление охраной окружающей среды ведется представительными и исполнительными органами власти местными органами самоуправления а также.

Дата добавления: 2014-06-18

Размер файла: 5 KB

Работу скачали: 31 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск

47. Управление охраной окружающей природной среды

На федеральном уровне управление охраной окружающей природной среды осуществляется Федеральным Собранием, Президентом, правительством и специально уполномоченными органами, главными из которых являются Министерство природных ресурсов Российской Федерации и Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды.

На региональном уровне управление охраной окружающей среды ведется представительными и исполнительными органами власти, местными органами самоуправления, а также территориальными органами указанных выше специально уполномоченных ведомств.

На всех уровнях разработка обязательных предложений по проведению мероприятий, обеспечивающих санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, возложена на органы Министерства здравоохранения Российской Федерации. Они же осуществляют согласование разрешений на все основные виды природопользования.

На промышленных объектах для управления охраной окружающей среды создаются отделы охраны природы.

Основой управления охраной окружающей среды являются законодательные и подзаконные акты, которые предполагают единую систему управления в стране, а также международное сотрудничество в области охраны природы. Управление охраной окружающей среды базируется на информации, получаемой системой мониторинга окружающей среды. Эта система состоит из трех ступеней: наблюдения, оценки состояния и прогноза возможных изменений. Мониторинг осуществляет наблюдение за антропогенными изменениями, а также за естественной малоизмененной природой. Различают санитарно-токсический, экологический и биосферный уровни мониторинга.

Санитарно-токсический мониторинг — это наблюдение за состоянием качества окружающей среды, главным образом за степенью загрязнения природных ресурсов вредными веществами и влиянием этого процесса на человека, животный и растительный мир, а также определение наличия шумов, аллергенов, пыли, патогенных микроорганизмов, неприятных запахов, сажи; контроль над содержанием в атмосфере оксидов серы и азота, оксида углерода, соединений тяжелых металлов, за качеством водных объектов, степенью загрязнения их различными органическими веществами, нефтепродуктами.

Экологический мониторинг — это определение изменений в экологических системах (биогеоценозах), природных комплексах и их продуктивности, а также выявление динамики запасов полезных ископаемых, водных, земельных и растительных ресурсов.

Биосферный мониторинг осуществляется в рамках глобальной системы мониторинга окружающей среды на базе международных биосферных станций, восемь из которых располагаются у нас в стране.

Министерства здравоохранения изучают динамику заболеваний в регионах в зависимости от изменения состояния окружающей среды. Общее наблюдение за состоянием окружающей среды осуществляют инспекции по контролю атмосферы, гидросферы, почвы и за работой газоочистных и пылеулавливающих установок. Локальный санитарно-токсический мониторинг реализуется в городах и населенных пунктах, на автодорогах и на отдельных предприятиях.

Организация контроля состояния окружающей среды в регионах возложена на местные органы Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды. Ведется контроль атмосферы, гидросферы и почв вблизи транспортных магистралей и предприятий. В селитебных зонах отбор проб воздуха, воды и почв организуется также предприятиями. Эту работу производят, как правило, их санитарно-промышленные лаборатории.

Контроль выбросов промышленных предприятий и транспортных средств сводится к определению их фактической величины и сопоставлению ее с предельно допустимой. Контролю подлежат выбросы, поступающие от дымовых труб, вытяжных систем плавильных и разливочных агрегатов, сушильных установок, от газоходов и воздуховодов, отводящих загрязненный газ, от испытательных станций и так далее.

Обследование производят в период работы оборудования на рабочем режиме; при нестационарной работе оборудования измерения следует производить в период максимального выброса вредных веществ.

Применительно к транспортным средствам с бензиновыми двигателями нормы и методы измерения содержания оксида углерода и углеводородов определены государственными стандартами. Контроль выбросов транспортных средств производится их владельцами, а также Государственной инспекцией безопасности дорожного движения.

Охрана окружающей среды, как важного фактора для нормальной жизни граждан, является одной из приоритетных задач государственных органов. Статья расскажет о государственном управлении в сфере охраны окружающей среды

Окружающая среда представляет собой совокупность элементов естественной природы, объектов ландшафта, не возобновляемых или частично возобновляемых природных ресурсов, создающих основу для жизнедеятельности человека. Технический прогресс и развитие средств и способов производства систематически увеличивают последствия деятельности человечества на окружающий мир. Охрана окружающей среды и ее экологического благополучия имеет ключевое значение не только для устранения негативных последствий техногенного мира, но и для самого существования человечества.

Государственное управление в области охраны окружающей среды

Государственное управление в области охраны окружающей среды реализуется в комплексе мероприятий, оказывающих прямое и косвенное влияние на регулируемый объект отношений. Исходя из характера полномочий государственных органов, можно выделить следующие ключевые моменты управления в этой сфере со стороны государства:

  • Комплекс мероприятий осуществляют органы, уполномоченные государством на совершение действий в области охраны окружающей среды. Если государство выступает только роли организатора конкретного мероприятия, то оно автоматически приобретает контрольные функции по отношению к субъектам, осуществляющим на практике функции охраны природного мира.
  • Юридические действия государственных органов носят властный характер и обеспечиваются средствами государственного принуждения в случае неисполнения императивных правил и предписаний.
  • В рамках государственного управления издаются нормативные акты обязательные для исполнения и обращенные к неограниченному кругу лиц.
  • За нарушение норм в сфере охраны окружающей среды в законодательстве предусмотрены санкции.

Основной задачей государственного управления является реализация функций исполнительной власти во взаимоотношениях со всеми институтами общества.

Система управления охраной окружающей среды

Система государственного управления включает в себя следующие элементы:

В сфере экологического права и охраны природной среды государство осуществляет управление по следующим конкретным видам деятельности:

  • Правотворческая деятельность. Государство разрабатывает и принимает нормы и правила, регулирующие любые правоотношения в сфере охраны природы.
  • Правоприменительная. Принятие нормы права подразумевает ее реализацию на практике, поэтому государственные и муниципальные органы являются одновременно и субъектами правоотношений в области экологического права, т.е. выступают в роли участника конкретного мероприятия по охране либо осуществляют контроль за их проведение.
  • Юрисдикционная. В пределах своей компетенции органы власти дают указания субъектам экологических правоотношений, могут влиять на возникновение или изменение таких правоотношений. Правомочия государства включают в себя возможность и обязанность осуществлять действия, направленные на охраны природной среды. Важным признаком государственного управления в этой деятельности является соблюдение экологических прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
  • Иная властная деятельность.

Если рассмотреть конкретные проявления государственного управления, то в отношении ряда властных органов можно выделить следующие особенности:

  • Президент РФ. Издает указы и распоряжения в области охраны экологии в рамках федерального законодательства. Акты Президента носят конкретный характер и направлены на конкретные правоотношения в области экологического права (например, указы о ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций)
  • Органы исполнительной власти РФ и субъектов РФ. Разрабатывают систему нормативных актов в области экологии, создают особые охранные зоны, осуществляют контроль за соблюдением охранных мероприятий
  • Муниципальные органы власти. Создают местные охранные зоны и зоны особой экономической деятельности на охраняемых территориях

Механизм охраны окружающей среды

Под механизмом государственного управления охраной окружающей среды понимается комплекс мер, направленных на охрану природной среды, а также на создание благоприятных условий жизни человека. В зависимости от области применения и способу регулирования эти меры подразделяются на:

  • Организационные меры. Уполномоченные государственные структуры организуют работу общественных институтов по охране природной среды, а также сами участвуют в конкретных природоохранных мероприятиях.
  • Правовые меры. Государственные органы создают правовую базу для деятельности по охране окружающей среды путем принятия систематизированного комплекса нормативно-правовых актов.
  • Экономические меры. Предусматривают как бюджетное финансирование мероприятий в сфере охраны, так и создание рычагов экономического стимулирования общества (юридических и физических лиц).

В общем механизме охраны окружающей среды можно выделить отдельные группы, которые на практике имеют самостоятельное значение:

  • Управленческий механизм. Характеризуется наличием системы органов власти и необходимых инструментов реализации властных полномочий. Государство не только предписывает правила поведения субъектов экологических правоотношений, оно одновременно участвует в конкретных охранных мероприятиях.
  • Экономико-юридический механизм. Включает комплекс мер экономического стимулирования охраны окружающей среды, базирующийся на законодательном регулировании. Государство может оказывать прямую и косвенную помощь субъектам, занимающимся охраной природной среды; осуществляет финансирование охранных мероприятий; вводит денежные санкции за вред, причиненный окружающей среде.
  • Правовой механизм. Предусматривает наличие норм и правил, обязательных к применению всеми субъектами, а также рычаги ответственности за их несоблюдение (штрафы, санкции, возмещение вреда и т.д.). Только государственные органы уполномочены на принятие общеобязательных норм права.
  • Механизм особой охраны. Для охраны природной среды разрабатывается комплекс конкретных мер по защите природы (создание зон с особыми условиями деятельности, определение неблагоприятных территорий и т.д.).
  • Идеологический механизм. Включает в себя мероприятия по воспитанию, просвещению, обучению и повышению уровня экологической культуры населения. В этом механизме государству принадлежит организационная роль, так как осуществлять идеологические мероприятия могут любые субъекты правоотношений.
  • Международно-правовой механизм. Национальные органы власти в сфере охраны окружающей среды действуют в тесной кооперации с международными институтами, подчиняются общим нормам международного права, участвуют в совместном решении проблем охраны природного мира.

Автор статьи

Кузнецов Федор Николаевич

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация - разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Гост

ГОСТ

Система и компетенция государственных органов управления охраны окружающей среды

  • органы федеральной государственной власти общей компетенции: Федеральное собрание РФ По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Федеральное собрание РФ подробнее , Правительство РФ По данной теме мы уже выполнили реферат Правительство РФ подробнее ; специально уполномоченные федеральные государственные органы – органы государственного управления, которые осуществляют свои функции на всей территории РФ самостоятельно и через свои территориальные органы;
  • органы государственной властисубъектов РФ общей компетенции;
  • органы местного самоуправления.

Рассмотрим эти органы более детально:

  1. Органы общего государственного экологического управления:
    • Министерство природных ресурсов РФ – управляет государственным фондом недр и водным фондом;
    • Федеральная служба земельного кадастра По данной теме мы уже выполнили презентацию Административное право: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом подробнее ;
    • Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
  2. Функциональные органы государственного экологического управления, выполняющие ряд специальных задач в области государственного экологического управления:
    • Министерство здравоохранения РФ По данной теме мы уже выполнили реферат Административно -правовой статус Министерства здравоохранения РФ подробнее ;
    • Министерство обороны России По данной теме мы уже выполнили реферат Министерство обороны РФ подробнее ;
    • Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
  3. Координационные специально уполномоченные органы государственного управления в области охраны окружающей среды, действующие на основании постановлений Правительства РФ):
    • Правительственная комиссия по окружающей среде и природопользованию;
    • Экспертный совет при Правительстве РФ По данной теме мы уже выполнили реферат "Особенности взаимодействия Президента РФ и Правительства РФ" подробнее ;
    • Государственный центр экологических программ Минприроды По данной теме мы уже выполнили контрольную работу экологическое право подробнее и др.

Готовые работы на аналогичную тему

Инструменты организационно-правового механизма охраны окружающей среды

Функциональными инструментами организационно-правового механизма охраны окружающей природной среды являются:

  • мониторинг;
  • государственный кадастр;
  • экологическое нормирование;
  • экологическая стандартизация;
  • экспертиза;
  • лицензирование;
  • сертификация;
  • аудирование и контроль.

Система государственных органов экологического управления

Рисунок 1. Система государственных органов экологического управления

Государственный мониторинг природной среды является одним из главных направлений экологического контроля.

Мониторинг – это наблюдение за состоянием окружающей природной среды, за ее загрязнением и происходящими в ней природными явлениями в течение длительного времени. Сюда также входят оценка и прогноз состояния окружающей природной среды и ее загрязнений.

Мониторинг может быть фоновым (направлен на слежение за природными явлениями, которые протекают без антропогенного воздействия) и импактным (осуществляет контроль за уровнем антропогенного воздействия в особо опасных зонах).

Государственный кадастр – это свод экономических, экологических, организационных и технических показателей, которые характеризуют качество и количество природного ресурса, состав и категории пользователей.

С помощью кадастров проводят основную оценку природного ресурса, его продажную цену и систему мер по восстановлению нарушенного состояния природы. По каждому виду природных ресурсов и на каждой территории ведутся кадастры.

Экологическое нормирование – это установление специально уполномоченными государственными органами экологических нормативов в области охраны окружающей среды и природопользования.

Экологическая стандартизация – это эколого-правовые требования, которые устанавливаются государственными стандартами (ГОСТ) в отношении новых технологий, материалов, веществ и другой продукции, которая способна оказать вредное воздействие на окружающую природную среду и здоровье человека.

Экологическую стандартизацию осуществляют компетентные государственные органы согласно установленных в стандартах норм и правил.

Экологическая экспертиза – это установление намеченной хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы с целью предупреждения возможных неблагоприятных последствий от этой деятельности на окружающую природную среду.

Экологическая экспертиза может быть: государственная (обязательная) и общественная (добровольная).

Экологическое лицензирование – это деятельность компетентных государственных органов, которая связана с выдачей лицензий (разрешений) предприятиям, учреждениям и организациям, а также физическим лицам, занимающимся предпринимательской деятельностью на право природопользования и осуществления работ, касающихся окружающей среды.

Существуют следующие виды лицензий:

  • на природопользование – комплексная, на пользование отдельными природными ресурсами;
  • на удаление отходов в объекты окружающей природной среды.

Экологическая сертификация – это деятельность специальных органов, направленная на подтверждение соответствия сертифицированного объекта предъявляемым к нему экологическим требованиям.

Существуют следующие виды экологической сертификации: обязательная, добровольная.

Экологическое аудирование – это проверка и оценка состояния деятельности юридических лиц и граждан-предпринимателей по обеспечению рационального природопользования.

Экологический контроль – это совокупность организационно-правовых мер, которые способствуют принуждению соответствующих субъектов экологического права к исполнению экологических требований.

Экологический контроль бывает: государственный общий, текущий, государственный специальный, государственный функциональный, ведомственный, производственный и общественный.

Читайте также: