Доклад учителя русского языка о подготовке к егэ

Обновлено: 05.07.2024

Итоговая аттестация – серьезная проверка эффективности учебной деятельности ученика под руководством учителя. Подготовка к итоговой аттестации – это всегда ответственный процесс. И от того, насколько грамотно он будет построен, зависит наш результат.

Жизнь давно доказала, что успешность человека определяется не объектом знаний, а умением его применять.

Главная задача учителя - сделать так, чтобы ученики умели, хотели и могли самостоятельно добывать знания.

В настоящее время педагогическое сообщество накопило определенный опыт проведения ГИА и подготовки к ней.

У каждого учителя постепенно формируется свой стиль подготовки к экзамену.

В систему работы по подготовке к ОГЭ входят :

- Психологический настрой учащихся;

- Организация информационной работы по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ;

- Создание методической базы;

- Ресурсы ИКТ (цифровые образовательные ресурсы, а также Интернет - ресурсы);

- Работа с текстом;

- Создание банка тестовых заданий ;

- Дополнительные занятия в системе подготовки к ОГЭ и ЕГЭ;

- Диагностика уровня подготовки учащихся ;

- Индивидуальные папки учащихся 9-11-ых классов.

Мы, учителя – практики, понимаем, что проблема формирования у детей орфографической грамотности – одна из главных в методике преподавания русского языка в школе.

Каждому известно, что для этого необходимо развивать, закреплять орфографическую память, зоркость и слух. Но как добиться того, чтобы учащийся мог не только видеть ошибки и работать над ними, но до письма смог различить в потоке речи отдельные орфограммы и быстро выбрать правильное написание. Ведь нам хорошо знакома ситуация, когда заучивание учащимися орфографических правил не обеспечивает эффективности их применения на практике. Поэтому и усиливается поиск действенных методов повышения грамотности учащихся.

Психологический настрой учащихся

В подготовке детей к экзаменам огромную роль играют родители. Семейная атмосфера выпускника является главным фактором успешной адаптации к подготовке и сдаче экзамена. В этой ситуации родителям, прежде всего, должно быть присуще умение владеть собой, быть ответственными, сильными, активными и в то же время тонкими и чуткими, понимать эмоциональное состояние своего ребенка, помочь ему освободиться от негативных эмоций. Родители должны помочь выпускнику в развитии позитивного представления о себе путем внимательного отношения и поощрения его деятельности, создавая благоприятную атмосферу доброжелательности.
Помните! Недостаток положительного стимулирования и преобладания отрицательной оценки со стороны родителей в процессе подготовки выпускника к экзамену вызывает чувство внутренней незащищенности, неуверенности в себе, тревожности и страха перед предстоящими испытаниями.
Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо. Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятность допущения ошибок.

§ Наблюдайте за самочувствием ребенка. Никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением, стрессом. Первый шаг на пути избавления вашего ребенка от стресса состоит в том, чтобы научиться распознавать определенные признаки, сообщающие о том, что он испытывает стресс.

Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание на следующее:

Ø пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу;

Ø внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования — не дочитав до конца, по первым словам учащиеся уже предполагают ответ и торопятся его вписать);

Ø если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться;

Ø если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант ответа.

Организация информационной работы по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ

Важным условием формирования психологической устойчивости обучающихся является организация информационной работы по подготовке к ГИА.

В течение учебного года с девятиклассниками и одиннадцатиклассниками и их родителями проводится изучение нормативно - правовых документов по итоговой аттестации.

В ходе подготовки к ГИА необходима тесная связь с родителями. Подготавливая обучающихся к экзаменам, неоднократно проводим родительские собрания, в том числе и совместно с учащимися, с приглашением администрации, учителей-предметников. На этих собраниях информируем родителей о структуре и содержании контрольно-измерительных материалов, о процедуре проведения экзамена, о критериях оценивания, о ходе подготовки и уровне готовности каждого выпускника. Также для родителей проводился анализ пробного ОГЭ, ЕГЭ. Родители должны быть в курсе состояния уровня подготовки их детей к итоговой аттестации.

В рамках информационной работы ежегодно в кабинете оформляется стенд, отражающий общую информацию, связанную с ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку, также на стенде представлены демонстрационные варианты КИМов, инструкции по выполнению работы, инструкции по заполнению бланков, рекомендации для выпускников, список литературы и адреса сайтов.

Целесообразно знакомить выпускников с критериями оценивания ГИА. Знание данных критериев позволяет избежать ошибок в построении текста изложения и сочинения, выделении микротем, помогает ученику объективно оценивать собственную работу.

В процессе подготовки можно предложить учащимся проанализировать готовые варианты экзаменационных работ. В ходе такой работы возникает понимание того, как правильно писать, на что нужно обратить внимание. И уже при написании собственной работы ученик ориентируется на те требования, которые к нему предъявляются. Данный аналитический подход будет полезен как ученику, так и учителю.

Создание методической базы и банка тестовых заданий

Одним из направлений организационно-методической работы является создание банка тестовых заданий, подбор учебно-методической литературы. За последние годы мой кабинет пополнился материалами для использования тестовых технологий в разных классах с 5 по 11. Учащимися 5-8 классов приобретаются пособия, в которых тестовый материал не просто помогает проверить усвоение знаний по определенной теме, но и сформулирован в формате ОГЭ и ЕГЭ. В 9,10 и 11 классах приобретаем учебно-методические пособия ФИПИ и пособия, авторами которых являются разработчики контрольно-измерительных материалов. Эти пособия позволяют эффективно организовать фронтальную работу в классе, самостоятельную работу дома, осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход, составлять свои тестовые задания.

Цифровые образовательные ресурсы

В своей работе активно использую ИКТ технологии (цифровые образовательные ресурсы, а также Интернет ресурсы), которые очень эффективно помогают в подготовке к экзамену моим ученикам. Применяю специально разработанные интерактивные тренажеры. Они позволяют осуществлять контроль выполнения задания без вмешательства преподавателя.

Применение новых информационных технологий позволяет разнообразить и комбинировать средства педагогического воздействия на учащихся, усилить мотивацию обучения и улучшить усвоение нового материала, дает возможность качественно изменить самоконтроль и контроль над результатами обучения.

Не имея технической возможности проводить в рамках урока тренировочные и диагностические работы в режиме on-line, предлагаю старшеклассникам выполнить их в домашних условиях. Опыт показывает, что наиболее заинтересованные в результатах итоговой аттестации учащиеся активно выполняют работы в режиме on-line и обращаются за консультацией по поводу трудностей или ошибок.

Предложенная система позволяет каждому учащемуся выполнять задания в необходимом для него количестве и в доступном для него темпе.

Работа с текстом

Более сложной задачей, чем обучение работе с тестом, является формирование комплекса умений на основе работы с готовым текстом и создание собственного текста. Этому способствует использование метода межпредметной интеграции. На уроках литературы предлагаю такие формы деятельности, как конспектирование, реферирование, составление планов и отзывов. Результаты показывают, что учащиеся, систематически выполняющие данные виды работ, успешнее овладевают речевыми навыками.

Кроме того, при работе с художественным текстом на уроке литературы предлагаю уже с 5 класса задания по формулировке темы и проблемы текста, авторской позиции, подбору аргументов к той или иной проблеме. Уже с 7-8 класса собираем базу аргументов по разным проблемам.

Дополнительные занятия в системе подготовки к ГИА

Важным элементом подготовки к ЕГЭ является обучение заполнению бланков. Учащиеся даже к концу учебного года допускают ошибки при их заполнении, кто от волнения, кто по невнимательности. Поэтому работа в этом направлении ведётся с отдельными учащимися на индивидуально-групповых занятиях.

Диагностика уровня подготовки учащихся

Немаловажным моментом является создание реальных условий проведения ОГЭ и ЕГЭ. Совместно с администрацией в школе ежемесячно проводятся пробные экзамены. Опыт свидетельствует, что такая организация деятельности позволяет выпускникам регулировать темп своей работы над тестом, снижает уровень тревожности перед итоговой аттестацией, вселяет веру в свои силы, позволяет адаптироваться в условиях ОГЭ или ЕГЭ.

Индивидуальные папки учащихся

В 9, 10 и 11 классах мои ученики ведут папки для подготовки к ГИА. В них постепенно накапливается весь материал, необходимый для успешной сдачи ЕГЭ и ОГЭ. Материал структурирован в соответствии с заданиями. Важно, чтобы учитель контролировал систематическое использование данных папок учащимися.

В качестве вывода могу сказать, что средств для помощи в подготовке выпускников к итоговой аттестации много. Остается лишь один момент – положительная мотивация учащихся на данную подготовку. Вот над ней и нужно работать на всех этапах подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. Ученик должен иметь определенную цель, которая поможет ему в сдаче экзаменов.

Система мероприятий по повышению качества подготовки учащихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ должны включать следующие направления деятельности:

- повысить у учащихся мотивацию к обучению, формировать у них ответственное отношение к овладению знаниями и умениями;

-обеспечить единство урочной и внеурочной деятельности;

-повысить ответственность учителей, осуществлять внедрение новых педагогических технологий в практику преподавания;

-обеспечить мониторинг качества знаний учащихся;

-повысить рейтинг школы по результатам ЕГЭ.

Только в комплексе все эти приемы и методы будут способствовать повышению качества сдачи ЕГЭ.

ВложениеРазмер
doklad_ege.docx 28.07 КБ

Предварительный просмотр:

Главным показателем успешного функционирования школ в условиях модернизации системы образования являются высокие результаты сдачи ЕГЭ. Для того, чтобы выпускники успешно сдавали экзамены, необходимо выявлять пробелы путем анализа аттестационных работ учащихся предыдущих лет. В целом, оценивая опыт работы школ по участию в ЕГЭ, обозначен ряд проблем:

- недостаточно эффективно внедряется в практику образовательного процесса использование технологий тестового контроля, применение учебно-тренировочных материалов по подготовке к ЕГЭ;

- слабо используются возможности организации репетиционных тестирований с привлечением центров тестирования на договорной основе с целью независимой экспертизы уровня учебных достижений учащихся, своевременной коррекции образовательной траектории учащихся, ликвидации выявленных пробелов в знаниях;

- недостаточно организована работа по изучению учителями школы нормативно-правовых и инструктивно-методических документов, регламентирующих организацию и проведение ЕГЭ, по изучению спецификаций, кодификаторов, демоверсий по предметам ЕГЭ в рамках методобъединений и методсовета школы;

- недостаточен контроль качества преподавания учебных предметов, включенных в перечень ЕГЭ, со стороны администрации.

Для решения вышеуказанных проблем необходимо проводить определенную работу по подготовке и учителей, и родителей, и учеников к данному виду аттестации. Только комплексный подход к деятельности по подготовке учащихся к ЕГЭ способствует повышению эффективности и качества результатов экзамена в тестовой форме. Под комплексным подходом подразумевается целенаправленное сотрудничество администрации, психолога и учителей-предметников (годовой план подготовки школы к ЕГЭ).

Ориентируясь на основные компоненты, к актуальным вопросам подготовки к ЕГЭ можно отнести следующие направления:

1.Информационное обеспечение (информирование при помощи школьного стенда, выставление информации на школьном сайте, информирование педагогов на совещаниях и семинарах), оформление папок по ЕГЭ, информирование учителей об адресах сайтов в Интернете, где размещены материалы по ЕГЭ, проведение собраний для обучающихся и родителей, индивидуальное консультирование родителей.

2.Организационная работа (организация и проведение обучающих семинаров, практических семинаров и мастер-классов, оказание методической помощи, консультационная работа, составление методических рекомендаций, памяток, распространение опыта учителей).

3.Методическое, консультационное, научно-методическое ( анализ учебно-методического сопровождения результатов ЕГЭ, создание базы данных педагогов, участвующих в подготовке учащихся к ЕГЭ, анализ УМК, с которыми работают учителя, с точки зрения эффективности подготовки учащихся к итоговой аттестации.

4.Диагностико-аналитическая работа (анкетирование учителей-предметников, учащихся выпускных классов с целью анализа и систематизации затруднений, внедрение новых педагогических технологий с целью оптимизации подготовки к ЕГЭ).

5.Контрольно-инспекционная работа (посещение уроков, изучение документации, тест-контроль учителей с целью выявления их соответствия, приглашение учащихся на беседу с замдиректора УВР, на мини-педсовет с директором школы)

6.Психологическая готовность (педагог – психолог проводит индивидуальные консультации для учащихся по вопросам подготовки к экзаменам, работает над внутренним настроем учащихся на определенное поведение, над актуализацией и приспособлением возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена ).

И самое главное - предметная готовность (содержательность) - готовность по определенному предмету, умение решать тестовые задания).

В современных условиях в образовательной деятельности важна ориентация на развитие познавательной самостоятельности учащихся. Решить эту проблему старыми методами невозможно. Всё это требует от педагогов разработки своей системы обучения, направленной на повышение качества знаний учащихся, развития их творческих способностей посредством новых информационных технологий. Работа с учащимися по подготовке к ЕГЭ должна вестись систематически. Более плотная подготовка итоговой аттестации начинается в 8 и 10 классе. В конце 8 и 10 рекомендуется сдавать репетиционный экзамен по русскому языку в форме ОГЭ и ЕГЭ .

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку проводится на протяжении всего периода его изучения в школе, потому что, в первую очередь, дети должны овладеть содержанием курса и одновременно общеучебными и специальными умениями и навыками, позволяющими применить знания в различных по уровню сложности ситуациях. Учеников с 5 класса необходимо учить приемам:

У учащихся должно быть выработано умение работать с тестами. Сейчас издано огромное количество сборников тестов для 5-11 классов. Это и тематические тесты, и тесты для промежуточного и итогового контроля. По таким сборникам необходимо работать в течение нескольких лет.

Методы проведения занятий разнообразны: это и групповая дискуссия, и игровые методы, анкетирование, мини-лекции, творческая работа, устные или письменные размышления по предложенной тематике. Содержание занятий ориентируется на следующие вопросы: как подготовиться к экзаменам, поведение на экзамене, способы снятия нервно-психического напряжения, как противостоять стрессу.

Работа с учащимися проводится по желанию учащихся – со всем классом или выборочно.

Педагог-психолог должен проводить индивидуальные консультации для учащихся по вопросам подготовки к экзаменам.

Опыт показывает, что вопросы подготовки к ЕГЭ решаемы, если деятельность базируется на принципах:

- системности (подготовка ведется последовательно, функционирует команда специалистов, подготавливающая учащихся по различным направлениям – информационно, предметно, психологически);

- гибкости (отслеживание изменений нормативно-правовой базы, накопление научно-методических материалов по вопросам ЕГЭ, индивидуальный подход к каждому учащемуся).

Любой экзамен требует подготовки. Но ЕГЭ в этом отношении уникальный экзамен, потому как является наиболее содержательным и емким во всех аспектах: объема изучаемого материала, высокой степени градации уровней сложности тестовых заданий, продолжительности самого экзамена. При всем при этом следует отметить, что подготовка к ЕГЭ ведется на фоне совмещения с учебной нагрузкой текущей школьной программы. Поэтому времени на подготовку к экзаменам, когда ученик пребывает в необходимом тонусе и должной работоспособности, в действительности не так много, оно очень ограничено, и это при том, что ЕГЭ еще является и самым ответственным экзаменом. К такому экзамену целесообразно проводить содержательную подготовку в необходимом объеме. В условиях ограниченности временем очень важно дорожить им, ценить его и проводить занятия максимально эффективно.

В виду особой значимости оценок ЕГЭ при подготовке к экзаменам имеет место и особый подход к планированию. Надо использовать основные принципы теории планирования, обеспечивать обоснованность и четкость всех намеченных действий, соблюдать высокую степень прозрачности планов.

Технология подготовки основана на комплексе принципов разработки и реализации образовательных программ, направленных на совершенность и результативность. Это находит отражение в обоснованности решений всех составляющих подготовки: содержание базы теоретического материала, банка практических заданий и их источников; перечень тем и последовательность их изучения; распределение времени работы по каждой теме; количества повторных обращений к темам; траектории выбора практических заданий и многого другого. При этом необходимо учитывать опыт и специфику подготовки учеников различных уровней знаний.

Обучение должно проводиться педагогами, являющимися одними из лучших, занимающимися подготовкой на профессиональном уровне, творчески одаренными и имеющими соответствующие достижения, полностью отдающими себя любимому делу и работающими на результат.

Если в предыдущие годы большое внимание уделялось предметному обучению, в последние годы усиленно внедряется личностно- ориентированное обучение.

Большое значение придается такой форме подготовки к ЕГЭ, как выполнение онлайн-тестов ЕГЭ и заданий , заложенных в сетевых уроках и тренажерах ЕГЭ. Здесь отменен субъективный фактор при оценивании, проверяется системой в онлайн - режиме и оценивается автоматически. Организована отработка навыков с помощью системы тренингов. Тренинг – группа простых, однотипных примеров. Если ученик ответил неверно - ему показывается подробное объяснение и дается следующее, аналогичное задание.

Идеальный вариант, к которому стремится каждый учитель в школе – это самостоятельная учебная работа ребёнка в интерактивной среде обучения, используя готовые электронные учебные курсы, обучающие, тренировочные и проверочные работы в системе Интернет.

Подготовка к единому государственному экзамену требует индивидуального, личностно- ориентированного подхода. Для реализации такого подхода в учебном плане 10-11 классов имеется по 1 часу учебных элективных занятий в рамках подготовки к ЕГЭ по русскому языку и математике. Кроме того, необходимо создать график дополнительных консультативных занятий по обязательным предметам и предметам по выбору. Причем детей надо подразделять на группы по уровню знаний. Посещаемость учащимися этих занятий должны контролировать классный руководитель и непосредственно преподаватель. Необходимо ыяснять причины отсутствия ученика на занятии, сведения доводить до родителей.

Особое место при подготовке к итоговой аттестации занимает работа с родителями. Ей тоже придается большое значение. Отношение к ЕГЭ школьников и их родителей неоднозначно. Во многом оно зависит от того, насколько они знакомы с содержанием экзамена и насколько высоко оценивают собственную готовность к нему. Поэтому родители часто должны приглашаться на беседу с заместителем директора по УВР и директором школы. Необходимо информировать родителей на собраниях о структуре и содержании контрольно-измерительных материалов, о процедуре проведения экзамена, о критериях оценивания, о ходе подготовки к ЕГЭ и уровне готовности каждого выпускника.

Особое внимание в процессе деятельности ОУ по подготовке учащихся к ЕГЭ занимает мониторинг качества обученности по предметам, которые выпускники будут сдавать в форме и по материалам ЕГЭ. Проводимый ежемесячный мониторинг качества знаний по всем предметам позволяет выявить тот круг умений и навыков, на отработку которых уделялось большое внимание, быстро определить пробелы и оперативно реагировать на них.

Так как тест не является универсальным средством контроля, способный охватить все стороны подготовки к предмету, необходимо проводить и другие контрольные работы, требующие развернутого ответа, написание сочинений на разные темы, публицистического характера.

Наряду с перечисленными приемами, практикуются еще такие новые методы подготовки к ЕГЭ:

- с целью подготовки к итоговому сочинению уже с 8 кл. в отдельную тетрадь необходимо записывать основную тематику и проблематику каждого изученного произведения по литературе;

- еженедельно на уроках отрабатывать темы, включенные в планы индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися и учащимися, мотивированными на высокий результат.

- в кабинетах на стендах в методических копилках учителей вывешивать цитаты для написания сочинений, образцы сочинений, алгоритм их написания, варианты типовых тестовых заданий.

- отрабатывать алгоритма выполнения тестовых заданий. Связано это с тем, что учащиеся не умеют правильно распределить свое время на экзамене.

Система мероприятий по повышению качества подготовки учащихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ должны включать следующие направления деятельности:

- повысить у учащихся мотивацию к обучению, формировать у них ответственное отношение к овладению знаниями и умениями;

-обеспечить единство урочной и внеурочной деятельности;

-повысить ответственность учителей, осуществлять внедрение новых педагогических технологий в практику преподавания;

-обеспечить мониторинг качества знаний учащихся;

-повысить рейтинг школы по результатам ЕГЭ.

Только в комплексе все эти приемы и методы будут способствовать повышению качества сдачи ЕГЭ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Русский язык — это обязательный предмет для сдачи на Едином государственном экзамене. Результаты ЕГЭ являются одним из главных показателей поступления учащихся в высшие учебные заведения, а значит, выбора профессии на всю жизнь.
По мнению большинства учителей, проблема этого экзамена в том, что он слишком специфичен и не совсем соответствует школьной программе, т.е. изучение русского языка по школьной программе и подготовка к ЕГЭ по русскому языку - это не одно и то же!

Практика показала, что без специальной подготовки даже отличники не могут сдать на высокий балл этот экзамен.
Вот несколько самых распространённых ошибок, которые из года в год повторяют на экзамене выпускники:

неверное понимание формулировок заданий;

неумение применять теоретические знания в практических заданиях;

неумение грамотно распределять время на экзамене;

технические ошибки при заполнении бланков ЕГЭ;

неумение контролировать свои эмоции (из-за отсутствия или недостаточного количества пробных тестирований).

Всю эту вереницу ошибок можно свести к одной, главной: недостаточная или неправильная подготовка к ЕГЭ по русскому языку.

Качественная подготовка к ЕГЭ - это большая и ответственная работа учителя и учащихся, требующая прочных знаний и определенных усилий. Ее итог прямо пропорционален потраченному времени.

Несмотря на огромное количество учебно-методических пособий и методических разработок, у каждого учителя формируется своя методика подготовки к экзамену.

Целью моего выступления является обмен опытом работы по подготовке учащихся к ЕГЭ.

Как лучше готовиться к экзамену по русскому языку?

Прежде всего, я хочу обратить внимание на то, что успех ученика на экзамене напрямую зависит от того, насколько компетентен в предмете учитель, насколько он эрудирован, начитан, современен. Поэтому учитель обязан учиться:

посещать курсы по подготовке к ЕГЭ;

перенимать опыт у других учителей, быть активным на заседаниях РМО, ШМО;

изучать имеющиеся образовательные стандарты;

знать, что такое кодификатор, спецификация; внимательно изучать документы, материалы ФИПИ;

знать критерии оценивания, уметь оценивать по данным критериям;

уметь работать с Интернет-ресурсами;

работать в области самообразования, формировать оценочные материалы и методическую базу.

Во-вторых, учитель должен стремиться создать учащимся оптимальные условия для качественной подготовки к экзаменам, сориентировать на самоорганизацию учебной деятельности и на успешную сдачу ЕГЭ, помочь преодолеть психологический дискомфорт. Чтобы достичь данной цели необходимо:

организовать информационную работу по подготовке учащихся к ЕГЭ; вместе с учащимися создать базу опорных знаний в виде памяток, инструкций, алгоритмов и схем;

способствовать творческому интеллектуально-познавательному усвоению предметного материала, сделать открытым процесс поиска вида и способа учебной деятельности;

расширить словарный запас учащихся, предоставить возможность каждому высказывать свою точку зрения и быть толерантным к другим мнениям.

Учащиеся должны знать структурные особенности тестов, познакомиться с возможными формулировками вопросов, научиться распределять время на выполнение заданий, понять, за что могут быть снижены баллы.

Подготовку к ЕГЭ нужно начинать как можно раньше: за год или за два до конца 11 класса. Способов несколько: специализированные курсы подготовки к ЕГЭ по русскому языку, репетитор, самостоятельная подготовка, подготовка под руководством учителя на уроках.
Самый доступный вариант — это самоподготовка. Тут можно использовать материалы Интернета, можно заниматься по книгам (в том числе бесплатным — из библиотеки), можно даже перечитать ещё раз школьный учебник русского языка.
Но если нужен высокий балл, то обязательно необходима подготовка под руководством учителя. Опытный учитель знает все подводные камни ЕГЭ и понимает, как за кратчайшее время хорошо подготовить учеников к экзамену. Более того, на уроках-практикумах детально разбираются тесты прошлых лет и проводятся многочисленные пробные тестирования. Это помогает не только укрепить знания, но и преодолеть страх и неуверенность в себе на реальном экзамене.
Каждый учитель занимается по собственной, высокоэффективной программе подготовки и знает, как найти индивидуальный подход к каждому ученику.

Таким образом, школьникам нужна специальная подготовка к ЕГЭ, которая позволит им:

эффективно и качественно подготовиться к ЕГЭ с минимальными затратами времени и сил;

избежать технических ошибок при заполнении бланков ЕГЭ;

узнать об особенностях ЕГЭ;

узнать, что нужно делать, чтобы получить максимум баллов.

Я преподаю русский язык у обучающихся 5-11 классов и подготовила шесть выпусков со сдачей экзамена по русскому языку в форме ЕГЭ. Основная нагрузка при подготовке к экзамену приходится на 10-11 классы, но я считаю, что готовить детей нужно с 5 класса. У пятиклассников навык распознавания орфограмм развит недостаточно либо не развит вообще. Поэтому одна из первых задач – учить распознавать части речи, научить видеть орфограммы.

Начиная с 5 класса, каждый ученик заводит папку (или тетрадь), в которую до 9 класса включительно собирает с помощью учителя весь теоретический материал, необходимый для сдачи ГИА и ЕГЭ в виде схем, таблиц, алгоритмов, моделей, блоков, правил. Учащиеся пользуются папками (тетрадями) на всех уроках, кроме контрольных.

Уже с 5-го класса для эффективного усвоения и контроля полученных знаний использую тестовые формы контроля. Это помогает учащимся овладеть приемами работы с заданиями, содержащими варианты ответа, и постепенно готовит их к формату ЕГЭ. Для этого сначала необходимо помочь учащимся овладеть техникой работы с тестами. Регулярно проводимое тематическое тестирование позволяет быстро определить пробелы в подготовке учащихся по каждой теме и оперативно реагировать на них. Как итоговый и промежуточный контроль тестирование обеспечивает такие качества результатов проверки, как надежность и объективность. Таким образом, использование КИМов, составленных в соответствии с Программой общеобразовательных учреждений по русскому языку и учитывающих возрастные особенности учащихся, позволяет начать системную подготовку к ЕГЭ с 5 класса. Целенаправленно учащиеся начинают готовиться к Единому государственному экзамену только в 10-11 классах.

На первых уроках русского языка в 10 классе знакомлю учащихся с формой проведения ЕГЭ (демонстрационными вариантами), его целями и задачами, бланками и КИМами, критериями оценки и системой перевода баллов в отметки. Показываю справочники, словари, пособия, которые могут помочь при самостоятельной подготовке к ЕГЭ и рекомендую учащимся, какими Интернет-ресурсами они могут воспользоваться.

В первой половине сентября провожу диагностический тест за курс основной школы, который позволяет выявить проблемы в области орфографии, пунктуации, теории языка. Результаты диагностической работы дают возможность учащимся знать о своих пробелах в знаниях и сделать вывод о необходимости серьезной подготовки к ЕГЭ не только на уроке, но и самостоятельно дома. Для учителя это даёт возможность планировать индивидуальную работу по коррекции знаний учащихся.

В начале 10 класса завожу на каждого ученика диагностическую карту, в которой отражается результативность подготовки к ЕГЭ по каждому заданию. В карте записываются даты проведения, проверочных работ, пробных школьных и районных экзаменов. Работы детей анализирую после каждого тестирования. Результаты заносятся в карту. Ученик и учитель получают возможность проследить за результатами, выявить пробелы и планировать работу по их устранению. Составляю индивидуальную картотеку ошибок. Каждый ученик работает над своим проблемным заданием. Это помогает целенаправленно организовать индивидуальную работу с учащимися. Вспоминаем и систематизируем необходимые теоретические знания. Стараюсь добиться, чтобы ученики сами находили и повторяли материал по определенной теме или блоку. Самостоятельная работа учащихся более эффективна, чем, допустим, лекция учителя. Поэтому при повторении той или иной темы я предлагаю сведения, где можно найти нужный материал (в каком учебнике; за какой класс; какой параграф; где можно прочитать дополнительную информацию по предложенной теме). Ученик, разобравшись в теоретическом материале, тренируется в выполнении разного вида заданий, пока умение применять знания на практике не перейдут в устойчивый навык, контрольные задания по разделу или теме позволяют мне определить качество его усвоения.
Почти на каждом уроке для повторения активно использую лингвистические разминки (орфоэпические, синтаксические, лексические, пунктуационные), содержащие задания ЕГЭ, используя разные источники. Разминки помогают доводить до автоматизма некоторые разделы тем, которые включены в задания ЕГЭ по русскому языку. Для создания лингвистических разминок использую методические пособия Егораевой Г.Т, Цыбулько И.В., Т.О.Скиргайло, Г.Х.Ахбаровой. Для повторения активно использую ИКТ: презентации, тестирование.

Наиболее сложной частью ЕГЭ по русскому языку является часть II – написание сочинения-рассуждения. С 5 класса начинаю формировать у учащихся навык определения темы, проблематики, идеи текста. Такая работа проводится не только на уроках русского языка, но и на уроках литературы. Подготовка к итоговому экзамену по русскому языку должна осуществляться планомерно, лучше, если учащиеся с 5 класса постепенно привыкнут к анализу текста, научатся владеть языком сочинения-рассуждения. С 5-6 класса необходимо учить детей определять проблему каждого изучаемого произведения, авторскую позицию, составлять свой банк аргументов и вести читательский дневник, куда записывают всё прочитанное как по курсу школьной программы, так и сверх неё. Это способствует формированию читательского опыта учащихся, поможет при выборе аргументов в сочинении.

Важно и умение пересказывать текст, и интерпретация его, и собственные размышления, возникшие на основе прочитанного. Умение создавать новый, авторский, оригинальный текст – это и есть конечная цель обучения языку. Ведь это не только подготовка к экзаменам, но и развитие образного и логического мышления.
Для успешного написания сочинения-рассуждения по прочитанному тексту в программу включаю уроки развития речи, уроки практикумы.
В 10 классе снова формируется новая папка, в которую мы собираем методический материал для написания сочинения-рассуждения. В ней, кроме плана сочинения и пояснений к каждому пункту плана, есть комментарии, методические рекомендации, речевые клише, примеры, банк аргументов. К концу года у каждого десятиклассника собирается методическое обеспечение в полном объеме: примерные тексты для анализа с проблемами и авторской позицией, электронные презентации по каждому пункту плана, образцы лучших сочинений.
В 11 классе продолжается работа по формированию навыка написания сочинения-рассуждения. При изучении произведений русской классики мы обязательно в каждом определяем проблематику и вносим в банк аргументов, в котором уже есть собственные примеры обучающихся и рекомендованные учителем. Проблематику определяем не только в прозаических произведениях, но и в лирических.

ИКТ в подготовке к ЕГЭ по русскому языку.
Чтобы сохранить интерес к предмету и сделать учебно-воспитательный процесс качественным, на уроках русского языка и литературы активно использую информационные технологии.
Использование ИКТ на уроках и дополнительных занятиях способствует эффективному усвоению учебного материала. Увеличивается объем материала за счет экономии времени. Расширяются возможности применения дифференцированного подхода в обучении, осуществляются межпредметные связи. Но самое главное преимущество использования ИКТ на уроках – повышение мотивации обучения, создание положительного настроя, активизация самостоятельной деятельности учащихся.
Конечно, компьютер не заменит учителя или учебник, поэтому он рассчитан на использование в комплексе с другими имеющимися методическими средствами. Умелое использование ИКТ на уроках и при подготовке к экзаменам не только повышает их эффективность, но и способствует повышению познавательных потребностей учеников. Каждый учитель в состоянии распланировать свои занятия таким образом, чтобы использование компьютерной поддержки было наиболее продуктивным и интересным для учащихся. Методически оправданное использование ИКТ в сочетании с традиционными формами организации учебной деятельности позволяет развивать познавательные навыки исследовательской деятельности, творческие способности учащихся, сформировать у школьников умение работать с информацией, развивать коммуникативные способности, создать благоприятный психологический климат на уроках.

Общие ресурсы для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ.

Данные электронные ресурсы помогли мне успешно подготовить учащихся к итоговой аттестации.

«Подготовка к экзаменам по русскому языку в новой форме и в форме ЕГЭ.

учитель русского языка и литературы

Мартынова Елена Михайловна

Экзамен по русскому языку является обязательным как в 9-ом, так и в 11 классах. Поскольку он значительно отличается от привычных форм аттестации в старших классах (сочинения и изложения), а традиционная система уроков в среднем звене не ориентирована на подготовку к ЕГЭ и ГИА в новой форме, задача педагога – организовать обучение в 5 – 9, 10-11 классах таким образом, чтобы совместить традиционные формы и тот необходимый материал, который должен быть отработан с учащимися при подготовке к экзаменам.

На сегодняшний день структура экзамена по русскому языку в 9 и 11 классах определена.

В силу своих особенностей в новом формате (тестирование) особое внимание на уроках необходимо уделять работе в тестовых технологиях.

Она должна занять определённое место не только в системе контроля образовательных достижений, но и вообще в системе уроков русского языка уже в основной школе (5 – 9 классах). Технологичность тестовых заданий позволяет обращаться к ним часто без существенного ущерба для других форм и методов работы.

При подготовке к экзаменам по русскому языку необходимо помочь детям осознать практическую ценность тех теоретических сведений, которые приходится изучать, а впоследствии повторять и углублять для свободного владения навыками различных видов анализа слов, словосочетаний, предложений, текстов. Имеются, конечно же, и трудности в этом.

На экзаменах по русскому языку даже отличники выполняют правильно (в среднем) 80% заданий. Основная проблема кроется в том, что изучение русского языка по школьной программе и подготовка к экзаменам по русскому языку - это не одно и то же!

В школьном обучении делается упор на изучении правил орфографии и пунктуации. Упускаются другие нормативные аспекты русского языка и изучение системы языка в целом. Здесь я ни в коем случае не говорю о том, что данные разделы не входят в школьную программу. Просто в силу того, что уровень общей грамотности с каждым годом стремительно падает, нет возможности тщательно изучать вышеуказанные разделы. К тому же некоторые из этих разделов касаются не только материала, изучаемого непосредственно на уроках русского языка (например, орфоэпические и лексические нормы).

Вот с такими трудностями сталкиваются учащиеся при выполнении заданий экзамена по русскому языку:

орфоэпические нормы русского языка (постановка ударения, твёрдое/мягкое произношение согласных перед Е, особенности произношения гласных и согласных звуков и буквосочетаний;

лексические нормы русского языка (знание основных групп русской лексики);

синтаксические нормы русского языка;

стилистические нормы русского языка.

средства связи в словосочетании;

морфология современного русского языка (местоимения и их разряды, наречия, частицы, производные предлоги);

типы сложных предложений и их специфика;

средства языковой выразительности.

композиционное оформление сочинения;

логическое оформление сочинения (в т.ч. абзацное членение);

грамматические, лексические, синтаксические и стилистические нормы русского языка;

Существуют и другие проблемы, которые влияют на качество выполнения заданий:

Ошибочное понимание формулировок вопроса к заданиям экзамена по русскому языку;

Технические ошибки при заполнении бланков экзамена;

При подготовке к экзамену не учитываются структурные особенности КИМ'ов;

Неправильное распределение времени на выполнение заданий. (Сочинение пишется в дефиците времени и без учета критериев проверки)

Нельзя добиться успеха в чем-то, если сам учитель плохо представляет структуру экзамена, особенности заданий, трудные темы и т.п. Учитель должен прорешать не один десяток тестовых вариантов, чтобы по-настоящему разобраться во всех нюансах предлагаемых заданий. Например, видеть задания-ловушки, которые присутствуют во всех КИМах. Это вопросы по темам, которые в учебниках только упоминаются и подробно не изучаются на уроках русского языка.

Многие теоретические знания нуждаются в углублении и дополнении.

От учителя требуется создание целой системы уроков по подготовке к к экзаменам. Разработать такую систему позволяют КИМы по русскому языку. Весь материал, используемый для подготовки к экзаменам по русскому языку в 9 и 11классах, можно разбить на семь блоков.

Фонетика. Графика. Орфоэпия.

Морфология и культура речи.

Синтаксис и культура речи.

Орфография и пунктуация.

Написание сочинения (и изложения в 9 классе).

И в каждом из этих блоков есть свои сложности.

Хочется обратить внимание на некоторые трудные случаи правил орфографии и пунктуации.

1. Правописание безударных гласных в корне слова:

- это объясняется неумением подобрать однокоренное слово, что часто связанно с неправильным разбором слова по составу и неверным выделением в нем корня;

- незнание этимологии (происхождения) слов с безударными гласными в тех случаях, когда происхождением слова можно объяснить его правописание;

- плохим знанием правил чередования гласных в корнях – гор-гар, зор-зар, лаг-лож, раст-рос, кон-косн, равн-ровн, мак-мок и т.д.

- в целом непониманием значения слова с безударными гласными и неумением пользоваться орфографическим словарем.

2. Правописание сложных слов.

Ошибки могут быть в основном двух типов:

- ряд нарушений правил правописания сложных слов касается употребления соединительной гласной в сложном слове, подмены гласной Е-О и наоборот;

- неумение выделить соединительную гласную в словах, где она имеется;

- написание соединительной гласной в словах, образованных без нее, непосредственным соединением двух основ;

- ошибки на слитное или раздельное написание через дефис сложных слов;

- ошибки, связанные с незнанием знаков словообразования, анализа смысловых оттенков слова;

3. Правила правописания НЕ и НИ с различными частями речи.

4. Правописание наречий.

- конечного суффикса –А или –О;

- слитное, раздельное или дефисное написание наречий с приставкой;

- употребление наречий с частицами НЕ и НИ, правописание наречий-исключений.

5. Правописание Н, НН в прилагательных и причастиях.

Здесь необходимо разобраться в составе слова, способах словообразования.

В пунктуации часты ошибки:

1. Тире между подлежащим и сказуемым. Следует разобраться в том, какова основа предложения, какими частями речи являются главные члены – подлежащее и сказуемое, виды сказуемого (глагольное, составное глагольное, именное составное).

2. Пунктуация при однородных членах предложения, умение найти и определить место обобщающего слова, определить виды связи (союзная, место союза при однородных членах, и интонационная).

3. Пунктуация при обособленных и уточняющих членах предложения; определить их границы, значение.

4. Пунктуация в сложном предложении (сложносочиненном, сложноподчиненном, бессоюзных сложных предложениях).

Связь слов в словосочетании.

Типы односоставных предложений.

Сложное предложение, его типы.

У каждого учителя – словесника есть собственный опыт подготовки учащихся к экзамену. Такую работу нужно начинать уже с 5 класса. И здесь важно правильно определиться с подбором заданий. Вот варианты возможных заданий:

Вставить пропущенные буквы, обозначить орфограмму графически.

Все зам…рло. Кругом заж…гают огни. Сердце зам…рает от страха. Мама выт…рла ребенку ручку. Пчелы соб…рают мед. Они соб…рут мед и улетят в улей. Дуб вершиной уп…рается в облака. Спортсмены одержали бл…стательную победу. Забл…стело вдали озеро.

В каком ряду во всех словах пропущена безударная чередующаяся гласная корня?

Р…внина, скл…ниться, м…ровой, водор…сль

Прик…саться, р…внина, заг…р, росточ…к

Бл…стать,соб…ру, вск…чить, непром…каемый

Заж…гаться,прид…раться, зан…мать, плават…льный

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется О?

Р(1)стислав, огорченный и вым(2)кший под проливным дождем, встречал з(3)рю.

На месте каких цифр пишется не:

Сколько уже н(1) узнавали люди об окружающем мире, какие успехи н(2) сделала наука, человек н(3) может н(4) искать новых открытий.

В каком ряду вместо пропусков пишется Е?

Н… днем н… ночью от соседей н… было покоя.

Н…кто и н…когда так н… ругал меня.

Н…сколько вопросов помогли прояснить ситуацию, и от сомнений н…чего н… осталось.

Н… один фашист остался лежать под Сталинградом.

В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?

Получился отнюдь (не)интересный рассказ.

В воздушном пространстве много (не)исследованных зон.

Ни одна звезда (не)озаряла трудный путь.

Тарас Бульба (1) мог н(2) полюбоваться на своего старшего сына.

За год Валентин н(3) разу н(4) съездил к матери.

Определите, все ли данные предложения односоставные. Свой ответ аргументируйте.

А) Под музыку осе (н, нн)его дождя иду во тьме.

Б) Дни поздней осени бранят обыкнове (н, нн) о.

В) Осе (н, нн)ее утро. Рассвет. Тишина.

Г) Хлестало в окна дождиком осе (н, нн) им.

Д) Отлетающие журавли напоминают почему – то о прожитых днях.

Объяснить написание Н или НН.

Распределить предложения в соответствии с их характеристиками.

1. По нивам, по лугам, уставле(н, нн)ым стогами, брожу в прохладной ( полу )тьме.

А). Повествовательное, невосклицательное, простое, односоставное, безличное, распространённое, не осложнено.

2. Пахло милым тлением осени.

Б). Повествовательное, восклицательное, простое, односоставное, назывное, распространённое, осложнено обособленным определением.

3. Преодолели ещё один горный перевал.

В). Повествовательное, невосклицательное простое, односоставное, определённо – личное, распространённое, осложнено обособленным определением.

4. (Осень).Сказочный чертог, весь открытый для обзора.

Г) Повествовательное, невосклицательное, простое, односоставное, неопределённо – личное , распространённое, не осложнено.

Анализ текста

(4) Оно органично проявлялось во всём: в манере держаться, в желании общаться, в немногословности…

(5) Серова называли совестью художественного мира. (6) Заработать подобную славу нелегко. (7) Серов, кажется, и не старался. (8) Такова была его суть. (9 ) В большом и малом он оставался верным своему слову человеком. (10 ) Серов выходит из состава Академии художеств в знак протеста против расстрела демонстрантов 9 января 1905 года, когда действия властей оказались несовместимыми с его представлениями о морали, совести…

Выполните задания к тексту.

В каком предложении содержится тема текста?

Определите стиль и тип речи.

А) научный стиль, описание

Б) публицистический стиль, рассуждение

В) художественный стиль, повествование

Г) научный стиль, рассуждение

Какое из перечисленных предложений связано с предыдущим с помощью личного местоимения?

4) Из 5 предложения назовите словосочетание, в котором использована связь согласование.

5) Среди предложений 1-5 назовите сложные предложения, в которых одна из частей является односоставным безличным предложением.

6) Какие типы односоставных предложений встретились среди предложений 5 – 10 ?

Б) определённо – личное

Г) неопределённо - личное

На самом деле в учебно-методических пособиях, в сети Интернет есть большое количество разнообразных заданий, сгруппированных по темам, по разделам, а также комплекс заданий по приведённому тексту. Задача учителя – правильно выбрать и творчески использовать предлагаемые материалы.

Курс русского языка считается завершенным (пройденным) в 9 классе. Но в 10-11 классах встает проблема повторения правил русского языка, т.к. впереди ЕГЭ. При довольно небольшом количестве уроков русского языка в неделю (1-2ч.), повторение их на практике бывает крайне сложно, т.к. просто не хватает на это времени: ведь еще необходимо обратить внимание на культуру речи, стилистику и другие аспекты языка.

Конечно, подготовка к экзамену, по моему мнению, должна начинаться уже в пятом классе, когда учащиеся на уроках русского языка знакомятся с первыми орфограммами и пунктограммами, работают над развитием своей речи, культурой общения и так далее. В среднем звене

Я использую при подготовке к ЕГЭ простую методику, в основе которой алгоритмы рассуждения.

Знания сведений теоретического характера из области фонетики, словообразования, морфемики, морфологии и орфографии, синтаксиса и пунктуации, культуры речи необходимы для успешного выполнения заданий экзамена. Теория – фундамент . Вспоминаем и восстанавливаем, систематизируем необходимые теоретические знания с помощью лекций, презентаций, семинаров.

Часть В особенно сложная для учащихся, она требует хорошей теоретической подготовки, для её выполнения требуются более глубокие и детальные знания. Ученики должны не просто увидеть языковые явления в тексте, но и суметь отличить их от подобных.

В качестве домашнего задания для закрепления полученных знаний предлагаю ученикам самостоятельно разработать аналогичные задания из частей А и В. Например:

Составьте шесть-семь вариантов А3 , используя различные паронимы: прилагательные, существительные, глаголы. Или самостоятельно найдите паронимы и придумайте с ними словосочетания, разграничивающие их (паронимы) в словоупотреблении.

Составьте шесть-семь вариантов А5, используя различные ошибки в ответах к заданиям, или исправьте следующие предложения с ошибкой в употреблении деепричастного оборота, заменяя грамматически неправильное продолжение предложения своим.

Находясь в лесу, всегда есть о чём поговорить.

Набирая номер междугороднего абонента, в трубке телефона раздались гудки.

Выясняя происхождение географических названий, учитывается целый ряд факторов: время, ландшафт, история народа.

Читая этот рассказ Платонова, вспоминаются стихи Пушкина.

Начиная работу с текстом, мной был неверно определён размер.

Преодолевая барьер, наездником должны соблюдаться определённые правила.

Таким образом, разнообразные практические задания в ходе разминки обеспечивают надежность сохранения в рабочем состоянии знаний и умений по русскому языку.

В идеале (так подразумевает программа по русскому языку) выпускник 9 и тем более 11 класса должен хорошо знать русский язык, а это значит, владеть разными видами высказывания, самостоятельно создавать текст. Именно это проверяет третья часть (часть С). Поэтому опытный учитель на уроке русского языка большое внимание уделяет анализу текстов различных стилей и типов речи, целенаправленно развивает монологическую речь учащихся, формирует умение рассуждать на предложенную тему с формулированием тезисов, аргументов и выводов. Поэтому последовательно отрабатывает навыки рационального чтения учебных, научно-популярных, публицистических текстов, формируя на этой основе общеучебные умения работы с книгой.

Например, в ЕГЭ в части С ребятам предлагается создать новый оригинальный текст на основе прочитанного ими в ходе экзамена. Но все же написать сочинение небольшого объема - всего в 150 слов - на предложенный текст гораздо легче, чем написать традиционное сочинение объемом в 3-4 листа. А тут перед глазами – готовый текст с четко выделенный идейной проблематикой.

Анализ проведённых пробных работ показывает, что многие выпускники не видят проблему, не могут её прокомментировать, не приводят аргументы, потому что не читают произведения художественной литературы.

В ходе подготовки к экзаменам на уроках русского языка уже в средних классах можно давать задания, позволяющие научиться создавать свой текст сочинения-рассуждения по определённой модели, например, такой:

1. Автор рассказывает о том, что…

2. По его мнению, .

3. Однако я думаю по-другому, потому что… или Я согласен с автором, потому что…

Таким образом, подготовка к итоговому экзамену по русскому языку должна осуществляться планомерно, лучше, если ребята, ещё пятиклассники, постепенно привыкнут к анализу текста, научатся владеть языком сочинения-рассуждения. Важно и умение пересказывать текст, и интерпретация его, и собственные размышления, возникшие на основе прочитанного. Умение создавать новый, авторский, оригинальный текст – это и есть конечная цель обучения языку. Ведь это не только подготовка к экзаменам, но и развитие образного и логического мышления.

В заключение хочется сказать, что, безусловно, любой компетентный учитель способен готовить школьника к экзамену либо в новой форме, либо в форме ЕГЭ, даже не имея специального сертификата эксперта. А любой школьник изучает все предложенные вопросы в течение 11 лет. Очень важно, чтобы дети усвоили одну простую истину: подготовка к экзамену – это тяжелый труд, результат будет прямо пропорционален времени, потраченному на активную подготовку к экзамену (то есть на такую подготовку, когда практически устранены все отвлекающие факторы и внимание уделено только подготовке). Истина проста. Но для успешной сдачи экзамена учащиеся должны очень хорошо понять всю сложность и важность подготовки к нему.

Вероятно, единой системы подготовки учащихся к итоговой аттестации по русскому языку существовать и не будет: каждый учитель сам определит для себя и своих учеников путь к успеху.

Читайте также: