Доклад учителя математики на методическом объединении с презентацией

Обновлено: 30.06.2024

Любой учитель, работающий в 9 классе, с тревогой и волнением ожидает успешной сдачи основного государственного экзамена каждым выпускником. При этом было бы хорошо, чтобы результаты основного государственного экзамена соответствовали потенциальным возможностям выпускников основной школы.

С введение государственной итоговой аттестации по математике в 9 классе изменились требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся в материалах экзамена по математике. Само содержание образования существенно не изменилось, но сместился акцент к требованиям умений и навыков. Изменилась формулировка вопросов: вопросы стали нестандартными, большие по объёму (читать ученики не любят), задаются в косвенной форме, ответ на вопрос требует детального анализа задачи. И это всё в первой части экзамена, которая предусматривает обязательный уровень знаний. Содержание задач сопровождается математическими тонкостями, на отработку которых в общеобразовательной программе не отводится достаточное количество часов. В обязательную часть включаются задачи, которые либо изучались давно, или на их изучение отводилось малое количество времени (проценты, стандартный вид числа, свойства числовых неравенств, задачи по статистике, чтение графиков функций), а также задачи, требующие знаний по другим предметам, например, по физике.

Для успешной сдачи основного государственного экзамена учащимся 9-х классов необходима мотивация. Зачастую учащиеся не осознают серьезности предстоящего экзамена. Много ребят со слабой математической подготовкой, нарушением памяти, нежелающих учиться. Часто в классах бывают дети, которые в силу разных причин (болезнь, соревнования, семейные проблемы, не желание учиться) часто пропускают уроки. Все эти причины соответственно приводят к плохой успеваемости, к низким показателям результатов сдачи основного государственного экзамена. В нашей школе решение педсовета введена отработка пропущенных уроков.

Я считаю, что экзамен по математике - это итог работы и ученика, и учителя на протяжении пяти лет обучения в школе, поэтому подготовка к нему является важной составляющей учебного процесса. Поэтому целенаправленная работа по подготовку начинаем с 5 класса. Подготовленность детей разная, уровень классов из года в год тоже разный. Многие ученики приходят с плохим знанием таблицы умножения. Поэтому считаю важным и необходимым этапом урока должны стать устные упражнения. Их значение велико в формировании вычислительных навыков и в совершенствовании знаний по нумерации, и в развитии личностных качеств ученика. Устные вычисления не могут быть случайным этапом урока, а должны находиться в методической связи с основной темой и носить проблемный характер.

Так как с введением обязательного ОГЭ по математике возникала необходимость научить учащихся средних классов решать быстро и качественно задачи базового уровня. При этом необыкновенно возросла роль устных вычислений и вычислений вообще. Многие вычислительные операции, которые мы имеем обыкновение записывать в ходе подробного решения задачи, в рамках теста совершенно не требуют этого. Нужно научить учащихся выполнять простейшие (и не очень) преобразования устно. Конечно, для этого требуется организовать отработку такого навыка до автоматизма.

Поэтому уже в конце 7-го класса и в 8 классе знакомлю учащихся со сборниками заданий для подготовки к государственной итоговой аттестации в 9 классе следующих авторов: Л. В. Кузнецова, Ф.Ф.Лысенко, Ященко И.В.

Задания из этих сборников включаю при изучении отдельных тем, при повторении, закреплении изученного материала, в домашние задания.

Я в своей работе, в систему подготовки к ОГЭ по математике включаю следующие компоненты:

При изучение текущего учебного материала включать, соответствующие, экзаменационным заданиям.

В содержание текущего контроля включать экзаменационные задачи.

Изменить систему контроля над уровнем знаний учащихся по математике.

Итоговое повторение построить исключительно на отработке умений и навыков, требующихся для получения положительной отметки на экзамене.

Консультации и дополнительные занятия.

Также в работе активно использую ИКТ- технологии (цифровые образовательные ресурсы, а также Интернет ресурсы), тесты в режиме он-лайн, которые очень эффективно помогают в подготовке к экзамену и мне, как учителю и моим ученикам. Анализирую содержание экзаменационных работ и кодификатор тем, в рабочей программе по подготовке к ОГЭ рассмотрены темы для итогового повторения.

Уроки итогового повторения по окончанию 7, 8 класса строю следующим образом. На уроке разбираются типовые задачи по 2-3 темам. На дом задаются аналогичные задачи. На следующем уроке выясняются затруднения, которые возникли у учеников, прорабатывают эти задачи. Затем даётся проверочная работа. Ученики, не выполнившие работу, обязаны дома проработать дополнительный вариант и сдать зачёт на дополнительном занятии. Через определённое число уроков проводится тренировочная работа по целому блоку тем, анализируется, корректируется и проводится зачетная работа по данному блоку тем. Затем цикл повторяется по другим темам. После итогового повторения проводятся работы в условиях, приближенных к экзаменационным. Важно, чтобы ученики сдали обязательную часть зачётной работы.

Информация о выполнении зачётных работ в обязательном порядке доводится до сведения родителей, я пытаюсь повысить их ответственность за обучение детей. Для этого используется диагностическая карта. Постоянно провожу мониторинг выполненных тестов.

Важным элементом подготовки к ОГЭ является обучение заполнению бланков. Учащиеся часто допускают ошибки при их заполнении во время предэкзаменационных работ, кто от волнения, кто по невнимательности. Поэтому работа в этом направлении ведётся с учащимися 9 класса на консультациях. Начинаю эту работу во втором полугодии. Ребятам выдаю на дом варианты работ ответы которых они должны сдать на бланках.

Подготовку к ОГЭ в 9 классе начинаем в начале года

1. Работа с родителями. Для обучающихся и их родителей в сентябре – октябре проводим совместное родительское собрание, на котором рассказываемо организации и проведении ОГЭ по математике в 9 классе и то, как необходимо к экзамену подготовиться, чтобы получить высокий результат, набрать максимальное количество баллов.

На первом же собрании знакомим родителей с нормативно-правовыми документами, со структурой тестов, теми изменениями, которые произошли в этом учебном году, с порядком проведения экзамена, системой оценивания. Со многими родителями совместно с детьми зачастую приходится встречаться и работать в индивидуальном порядке.

На первых занятиях знакомлю учащихся с нормативно-правовыми документами, провожу инструктаж по правилам выполнения Кимов. Знакомлю с содержанием работ, их особенностями. На нескольких занятиях задания выполняем коллективно, с полным объяснением и записью на доске, прорешиваем несколько тестов (1 часть). При этом стараюсь знакомить с тем, как правильно читать задания, несколько раз прочитать вопрос задания. Стараюсь каждого ученика вызвать при этом к доске.

Во время итогового повторения и изучения нового материала, начиная с 7 или 8 и 9 класса, ребята заполняли и использовали на уроках и дома блокнот для правил (у каждого своя тетрадь), куда записывались основные формулы, правила и т.д. Она помогала при решении заданий, а при систематическом использовании в работе формулы и алгоритмы решений быстрее запоминались.

Для успешной сдачи экзаменов девятиклассникам необходима определённая система подготовки.

При подготовке учащихся к ОГЭ учителю необходимо:

формировать у учащихся навыки самоконтроля;

формировать умения проверять ответ на правдоподобие;

систематически отрабатывать вычислительные навыки;

формировать умение переходить от словесной формулировки соотношений между величинами к математической;

учить проводить доказательные рассуждения при решении задач;

учить выстраивать аргументацию при проведении доказательства;

учить записывать математические рассуждения, доказательства, обращая внимание на точность и полноту проводимых обоснований..

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Работа над текстовой задачей на уроках математики Учитель математики Павленко.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Работа над текстовой задачей на уроках математики Учитель математики Павленко.

Работа над текстовой задачей на уроках математики Учитель математики Павленко Е.Ю.

План Понятие текстовой задачи. Роль текстовых задач. Этапы работы над текстов.

План Понятие текстовой задачи. Роль текстовых задач. Этапы работы над текстовой задачей. Виды работ над текстовой задачей. Приемы и способы решения текстовых задач.

Понятие текстовой задачи Текстовой задачей называется описание реальной ситуа.

Понятие текстовой задачи Текстовой задачей называется описание реальной ситуации из жизни, в которой есть числовые характеристики, с помощью которых нужно найти неизвестную величину.

Примеры текстовых задач: На столе 3 груши и 4 яблока. Сколько всего?. На ветк.

Примеры текстовых задач: На столе 3 груши и 4 яблока. Сколько всего?. На ветке 10 воробьев. 3 воробья улетело. Сколько воробьев осталось на ветке? На столе лежало 12 книг, а тетрадей на 4 меньше. Сколько тетрадей лежало на столе?

Решение задач – это упражнение развивающее мышление. Задачи способствуют восп.

Решение задач – это упражнение развивающее мышление. Задачи способствуют воспитанию терпения, настойчивости, воли, способствуют пробуждению интереса к самому процессу поиска решения, дают возможность испытать глубокое удовлетворение, связанное с удачным решением.

Умение решать задачи – это умение. 1. Анализировать объекты. 2. Сравнивать.

Умение решать задачи – это умение. 1. Анализировать объекты. 2. Сравнивать. 3. Выделять общее и различное. 4. Классифицировать. 5. Устанавливать аналогии. Обучающийся учится ориентироваться в информации, выбирать, преобразовывать, информацию из одного вида в другую.

Текстовая задача состоит из условия и вопроса (требования). Задача: На тарелк.

Текстовая задача состоит из условия и вопроса (требования). Задача: На тарелке лежало 6 зеленых яблок и 5 красных яблок. 3 яблока съели. Сколько яблок осталось? Условие: - это то, что известно. На тарелке лежало 6 зеленых яблок и 5 красных яблок. 3 яблока съели. Вопрос (требование) задачи – это то, что нужно узнать. Сколько яблок осталось?

Памятка для детей: Задача состоит из: Условие Вопрос Решение Ответ Прежде чем.

Памятка для детей: Задача состоит из: Условие Вопрос Решение Ответ Прежде чем решить задачу, ее нужно ПРОЧИТАТЬ!

Этапы решения задачи: Ознакомление с содержанием задачи, первичный анализ. По.

Этапы решения задачи: Ознакомление с содержанием задачи, первичный анализ. Поиск решения задачи, составление плана. Выполнение решения задачи и получение ответа на вопрос задачи. Проверка решения задачи.

Работа с текстом задачи: Прочитай условие. Прочитай вопрос. Что показывает ка.

Работа с текстом задачи: Прочитай условие. Прочитай вопрос. Что показывает каждое число в задаче. Может ли быть такая ситуация в жизни. Нарисуй схему или чертеж (модель) к задаче. По рисунку повтори задачу. Расскажите, что нужно сделать, для нахождения ответа на поставленный в задаче вопрос. Реши задачу и напиши ответ, при формулировке ответа перечитай вопрос задачи.

Алгоритм разбора задачи: Прочитай … Что известно . Что нужно узнать . Мож.

Алгоритм разбора задачи: Прочитай … Что известно . Что нужно узнать . Можем ли мы … Почему? Какие главные слова … Реши … Проверь ответ … Какой тип задачи …

Виды работ над текстовой задачей: Составление условий к данному вопросу. Пост.

Виды работ над текстовой задачей: Составление условий к данному вопросу. Постановка вопроса к данному условию. Решение задач с лишними данными. Использование задач с недостающими данными. Составление задач обратных данной. Решение нестандартных задач.

Способы решения текстовых задач: Арифметический способ Решения задач состоит.

Способы решения текстовых задач: Арифметический способ Решения задач состоит в том, чтобы найти неизвестную величину составлением числовых выражений (числовых формул) и подсчета результата.

Способы решения текстовых задач: 2. Алгебраический способ решения задач основ.

Способы решения текстовых задач: 2. Алгебраический способ решения задач основан на использовании уравнений и систем уравнений при решении текстовых задач.

Способы решения текстовых задач: 3. Графический способ решения задач представ.

Способы решения текстовых задач: 3. Графический способ решения задач представляет собой получение результата путем применения различных схем и геометрической интерпретации задачи.

Способы решения текстовых задач: 4. Практический способ решения задач предусм.

Способы решения текстовых задач: 4. Практический способ решения задач предусматривает манипуляции с предметами, о которых говорится в задаче или с их изображениями и позволяет дать ответ на вопрос задачи, не выполняя при этом арифметических действий.

Способы решения текстовых задач: 5. Логический способ решения задач – это зна.

Способы решения текстовых задач: 5. Логический способ решения задач – это значит найти ответ на требование задачи, как правило не выполняя вычислений, а только выполняя логические рассуждения.

Работа над задачей после ее решения: Решение обратной задачи. Решение задачи.

Работа над задачей после ее решения: Решение обратной задачи. Решение задачи другим способом. Изменение условия или вопроса задачи и определение его влияния на решение задачи и т.д.

Задача: В одной коробке носки голубые, а в другой белые. Голубых ноской на 20.

Задача: В одной коробке носки голубые, а в другой белые. Голубых ноской на 20 пар больше, чем белых. А всего в двух коробках 84 пары носков. Сколько пар носков каждого цвета в коробках?

Решение задачи: Способ (алгебраический): Пусть х (п.) – белых Тогда х+20 (п.).

Решение задачи: Способ (алгебраический): Пусть х (п.) – белых Тогда х+20 (п.) – голубых Составим и решим уравнение: х + х + 20 = 84 2х + 20 = 84 2х = 84 - 20 2х = 64 х = 64:2 х = 32 (п.) - белых 32 + 20 = 52 (п.) – голубых Проверка: 32 + 52 = 84 (п.) 84 п.

Решение задачи: 2. Способ (арифметический): 84 – 20 = 64 (п.) - в двух коробк.

Решение задачи: 2. Способ (арифметический): 84 – 20 = 64 (п.) - в двух коробках, если их было поровну. 64 : 2 = 32 (п.) – носков белых. 32 + 20 = 52 (п.) – носков голубых. Ответ : 32 пары, 52 пары.

Задача№ 1643 (5 класс): Рабочий должен изготовить 450 деталей. В первый день.

Задача№ 1643 (5 класс): Рабочий должен изготовить 450 деталей. В первый день он изготовил 60 % деталей, а остальные – во второй день. Сколько деталей изготовил рабочий во второй день? Выполните модель задачи.

М/д по задаче 1643. 1) Сколько деталей составляют 100 % (норму)? 2) Сколько %.

М/д по задаче 1643. 1) Сколько деталей составляют 100 % (норму)? 2) Сколько % изготовил рабочий во второй день? 3) Сколько деталей составляют 1 %? 4) Сколько деталей изготовил в 1 день? 5) Сколько деталей – во 2 день? 6) Найдите 10 % от всех деталей. 7) Найдите 50 % всех деталей. 8) Найдите 200% всех деталей. 450 дет. 40 % 4,5 дет. 270 дет. 180 дет. 45 дет. 225 дет. 900 дет.

Задача№ 1460 (6 класс):

Задача№ 1460 (6 класс):

М/д по задаче № 1460 (1) Какую часть картофеля привезли в 1 магазин? Какую ча.

М/д по задаче № 1460 (1) Какую часть картофеля привезли в 1 магазин? Какую часть картофеля привезли во 2 магазин? Какую часть картофеля привезли в 1 и 2 магазины вместе? Какую часть картофеля привезли в 3 магазин? Сколько тонн картофеля составляет 1/8 часть? Сколько тонн картофеля было привезено? Сколько тонн картофеля получил 1 магазин? Сколько тонн картофеля получил 2 магазин? Сколько тонн картофеля получили 1 и2 магазины вместе? Найдите ½ часть всего картофеля. 3/8 ¼ или 2/8 5/8 3/8 7 т 56 т 21 т 14 т 35 т 28 т

Заключение Решение текстовых задач и нахождение разных способов из решения на.

Заключение Решение текстовых задач и нахождение разных способов из решения на уроках математики способствует развитию у детей логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, наблюдательности, последовательности рассуждения и его доказательности, умения четко, кратко и правильно излагать свои мысли.

Заключение Работу над текстовыми задачами можно использовать на различных эта.

Заключение Работу над текстовыми задачами можно использовать на различных этапах уроках (проверка домашнего задания, устный счет, при работе над задачей на основном этапе урока). Задачи с многоспособовыми решениями помогают дифференцировать результаты каждого ученика и сделать их обучение более успешным.

 Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс профессиональной переподготовки

Математика: теория и методика преподавания в образовательной организации

  • Сейчас обучается 682 человека из 75 регионов


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 249 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 12.03.2019 262
  • PPTX 1.6 мбайт
  • 5 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Павленко Елена Юрьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

2 Здесь нет уже верха и низа – учителей и учеников – здесь все коллеги, т.е. люди, которые работают вместе. когда одни хотят учиться, а другие им помогают в этом. Принуждение. осталось на низшей ступени образования. Ю.М.Лотман

3 Современные технологии обучения

4 Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве. Педагогическая технология есть продуманная во всех деталях модель совместной учебной и педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя. Педагогическая технология предполагает реализацию идеи полной управляемости учебным процессом.

5 К современным педагогическим технологиям относятся: 1. Личностно-ориентированные технологии обучения а) Технология педагогических мастерских б) Технология обучения как учебного исследования в) Технология коллективной мыследеятельности (КМД) г) Технология эвристического обучения д) Метод проектов е) Вероятностное образование (А. Лобок) ж) Развивающее обучение - РО (Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Д. Б. Эльконин),

6 2. Предметно-ориентированные технологии обучения а) Технология постановки цели б) Технология полного усвоения (по материалам М. В. Кларина) в) Технология педагогического процесса по С. Д. Шевченко г) Технология концентрированного обучения д) Модульное обучение.

7 3. Информационные технологии. а) ИКТ б) Технологии дистанционного обучения 4. Технологии оценивания достижений учащихся а) технология "Портфолио" б) безотметочное обучение в) рейтинговые технологии

9 Личностно ориентированные технологии обучения

10 Особенности личностно ориентированного урока использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъективный опыт учеников; создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса; стимулирование учеников к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться; использование дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания; оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно-неправильно), но и по процессу его достижения; поощрение стремления ученика находить свой способ выполнения задания, анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и оценивать наиболее рациональные; создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, изобретательность в способах выполнения задания; предоставление возможности для естественного самовыражения ученика.

11 ИНСТРУКЦИЯ. Определение целей учения на занятие. Познавательные цели Учебные цели Сегодня на уроке я хочу Узнать….. Ставить вопросы…. Уточнить… Изображать….. Понять… Составлять…. Выяснить… Вычислять… Раскрыть понятия… Находить…

12 Подведение итогов. 1) Начните ваш ответ словами: Мне удалось Узнать. Понять. Вычислить. Применять. Объяснять. Другое. 2) Соотнесите результаты вашей работы с поставленными целями.

13 Оценочный лист Этапы работы Проверка домашней работы Проверка теории Проверка формул ТестСамостоя - тельная работа Работа у доски Баллы

14 Технология коллективного способа обучения: Обучение - это общение человека с человеком. А.Петровский

16 Предметно- ориентированные технологии обучения

17 Технология модульного обучения Модуль может быть оформлен в виде следующей таблицы: Номер учебного элемента, время Учебный материал с указанием заданий Руководство по усвоению учебного содержания

18 Алгоритм составления плана модульного урока 1. Формулировка темы урока. 2. Определение и формулировка цели урока и конечных результатов обучения. 3. Разбивка учебного материала на отдельные логически завершенные учебные элементы и определение цели каждого из них 4. Подбор необходимого фактического материала. 5. Определение способов учебной деятельности учеников. 6. Выбор форм и методов преподавания и контроля. 7. Составление модуля данного урока, его распечатка.

19 Учебных элементов не должно быть много (не более семи), но среди них обязательно должны присутствовать следующие: - УЭ-0 - направлен на определение интегрирующей цели по достижению результатов обучения; - УЭ-1 - включает задания по выявлению уровня знаний по теме, задания, направленные на овладение новым материалом и т.д.; - УЭ-2 (и т.д.) - отработка учебного материала; Завершающий УЭ - включает выходной контроль знаний, подведение итогов занятия (оценка степени достижения целей урока), выбор домашнего задания (оно должно быть дифференцированным - с учетом успешности работы учащегося на уроке), рефлексию (оценку своей работы с учетом оценки окружающих).

20 Достоинства модульного обучения 1. Цели обучения точно соотносятся с достигнутыми результатами каждого ученика. 2. Разработка модулей позволяет уплотнить учебную информацию и представить ее блоками. 3. Задается индивидуальный темп учебной деятельности. 4. Поэтапный - модульный контроль знаний и практических умений дает определенную гарантию эффективности обучения. 5. Достигается определенная "технологизация" обучения. Обучение в меньшей степени становится зависимым от педагогического мастерства учителя. 6. Обеспечение высокого уровня активизации учащихся на уроке. 7. Первоочередное формирование навыков самообразования.

21 Недостатки и ограничения модульного обучения 1. Большая трудоемкость при конструировании модулей. 2. Разработка модульных учебных программ требует высок ой педагогической и методической квалификации, специальных учебников и учебных пособий. 3. Уровень проблемных модулей часто невелик, что не способствует развитию творческого потенциала обучающихся, особенно высокоодаренных. 4. В условиях модульного обучения часто остаются практически не реализованными диалоговые функции обучения, сот рудничество обучающихся, их взаимопомощь. 5. Если к каждому новому уроку, занятию учитель имеет возможность обновлять содержание учебного материала, пополнять и расширять его, то "модуль" остается как бы "застывшей" формой подачи учебного материала, его модернизация требует значительных усилий.

24 Варианты использования средств ИКТ в образовательном процессе: урок с мультимедийной поддержкой – в классе стоит один компьютер, им пользуется не только учитель в качестве электронной доски (демонстрация рисунков, опытов, виртуальные экскурсии), но и ученики для защиты проектов; урок проходит с компьютерной поддержкой – несколько компьютеров (обычно, в компьютерном классе), за ними работают все ученики одновременно или по очереди выполняют лабораторные работы, тесты, тренировочные упражнения; урок, интегрированный с информатикой, проходит в компьютерном классе и преследует следующие задачи: во- первых, отработать учебный материал, используя ПК для создания кроссвордов, графиков, игр, таблиц и схем; во-вторых, изучить возможности различных компьютерных программ; работа с электронным учебником (возможно дистанционное) с помощью специальных обучающих систем, где традиционные уроки по предмету заменяются самостоятельной работой учащихся с электронными информационными ресурсами.

25 Интерактивная доска позволяет: Отойти от традиционного презентационного урока. Экономить время урока. Повысить эффективность подачи материала. Организовать групповую работу (или групповые игры). Помочь учителю в организации проверки знаний школьников. Творчески использовать материал. Учитывать возрастные особенности каждого школьника. Осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход в процессе обучения.

26 ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Разнообразие операций-воздействий подлежит обобщению. Их можно описать, ими можно овладеть, однако их нельзя предписать для конкретной ситуации, их нельзя предлагать в качестве решения педагогических задач. Разнообразие технологических операций неизбежно предполагает творческий выбор учителем одной из них в сложившихся обстоятельствах. Основное назначение педагогического воздействия в том, чтобы инициировать потенциально заложенную в школьнике способность стать субъектом. Ни корректирование поведения, ни нормативная оценка, ни подавление воли не выступают в качестве воспитательного результата. Владение педагогической технологией обеспечивает учителю возможность организации педагогического воздействия в соответствии с его основным назначением - переводом ребенка в позицию субъекта. Уровень овладения педагогической технологией может быть элементарным и профессиональным.

27 Презентацию подготовила Корпусова Т.С., учитель математики МБОУ ЛСОШ 2 им. Н.Ф. Струченкова Ноябрь 2012 г.


Дифференциация приемов и методов является основным путем осуществления индивидуализации обучения. При любом коллективном или фронтальном обучении усвоение знаний и умений происходит индивидуально, в соответствии с индивидуальными особенностями мыслительной деятельности, личностных качеств. Учет индивидуальных особенностей – один из ведущих принципов дидактики. Мы, учителя, вольно или невольно стремится выделить группы детей с более или менее одинаковыми особенностями. Чем меньше таких групп, тем легче работать, применять различные методы и приемы обучения.

Дифференциацию приемов и методов использую на всех этапах обучения, а точнее, на всех этапах усвоения знаний, умений. Это тоже является существенным положением методики дифференцированного обучения.

Этап изложения новых знаний и умений.

. Этап закрепления и применения знаний и умений.

Этап проверки и оценки знаний и умений.

Для систематического контроля за достижением обязатель­ных результатов обучения в ходе учебного процесса я в своей практике выбираю такую форму проверки, как зачет.

Зачет — это специальный этап контроля, целью которого яв­ляется проверка достижения учащимися уровня обязательной подготовки.

Зачеты проводятся по каждой теме курса. Их содержание от­бирается таким образом, чтобы обязательные результаты обу­чения были представлены максимально полно.

Каждый ученик сдает все предусмотренные планом зачеты.

При проведении зачетов задачи обязательного уровня, сос­тавляющие собственно содержание зачета, могут дополняться более сложными заданиями. За их решение ученику, сдавшему зачет, дополнительно выставляется одна из двух отметок — 4 или 5. Таким способом во время зачета можно сочетать проверку обязательных результатов обучения с проверкой на более высо­ком уровне. Это позволит объективнее и точнее дифференцировать, учащихся по уровню их подготовки.

Итоговое оценивание знаний школьника (за четверть, полуго­дие, год) непосредственно зависит от результатов сдачи зачетов. Оценка является положительной только при условии, если все за­четы за этот период учеником сданы. Таким образом, даже если все отметки какого-либо ученика 5, но у него не сдан один зачет, в соответствии с условиями принятой системы не может быть выстав­лена положительная отметка в четверти. В то же время если ученик сдал все зачеты, то он независимо от текущих отметок имеет право на положительную оценку в четверти.

Работа учителя оценивается итоговыми оценками за курс основной и средней школы. Каждый из нас старается, чтобы они были высокими. А для того, чтобы оценка была высокой, чтобы баллов было много, необходимо в учениках выработать умения и навыки не только для выполнения базовой части программы, но и для заданий повышенной сложности. Современная ситуация предполагает разноуровневый подход к обучению математике, который ориентирован на степень обученности школьников с учетом их личностных качеств. Этот подход реализуется через дифференцированное обучение, которое представляет собой форму деления класса на сравнительно одинаковые по уровню обученности группы.

В каждом классе можно выделить следующие уровни: высокий, средний и низкий.

а) высокий уровень:

- обучение технологии поиска новых знаний, работа с дополнительными источниками информации;

- привлечение к поисковой деятельности, использование творческих знаний, решение нестандартных задач;

- формирование навыков самоконтроля за усвоением знаний.

б) средний уровень:

- обучение технологии поиска новых знаний, работа с учебником;

- организация самостоятельной деятельности репродуктивного и частично-поискового характера, самоконтроль за усвоением знаний;

- отбор методов, способствующих усвоению знаний на частично-поисковом и поисковом уровне;

в) низкий уровень:

- создание положительной мотивации через практическую направленность обучения, связь с жизнью, ориентация на успех, регистрация действительного продвижения в учении;

- создание условий, позволяющих каждому ученику оценить свое положение и обдумать возможности его улучшения;

- отбор методов, способствующих усвоению базовых знаний на репродуктивном уровне, но также применение частично-поисковых и проблемных методов обучения в соответствующих ситуациях;

- формирование мыслительных действий и операций, обучение предметным умениям и навыкам не только на эмпирическом, но и по возможности на теоретическом уровне.

Разноуровневая технология диктует необходимость анализа учебных достижений и интересов каждого учащегося, что позволяет более эффективно строить образовательный процесс на основе личностно – ориентированного подхода и повышать качество образования.

В классах с данной системой обучения удачными являются следующие условия контроля за учебно-познавательной деятельностью учащихся:

- создание для ученика ситуации успеха и уверенности;

- сотрудничество учителя и учащихся;

- создание для ученика ситуаций, в которых он может выбрать уровень сложности и трудности контрольного задания;

- возможность выбора учителем формы контрольной процедуры;

- учет временного фактора в зависимости от индивидуальных возможностей ученика;

- тематический учет знаний;

- использование метода малых групп;

- логическая обусловленность своевременности контроля;

- гарантирование ученику права на повышение оценки;

- соблюдение принципа гуманизации при осуществлении контроля;

- соответствие целей контроля целям образовательного процесса.

Итоговое оценивание знаний школьника (за четверть, полуго­дие, год) непосредственно зависит от результатов сдачи зачетов. Оценка является положительной только при условии, если все за­четы за этот период учеником сданы. Таким образом, даже если все отметки какого-либо ученика 5, но у него не сдан один зачет, в соответствии с условиями принятой системы не может быть выстав­лена положительная отметка в четверти. В то же время если ученик сдал все зачеты, то он независимо от текущих отметок имеет право на положительную оценку в четверти.

Условия ор­ганизации зачетов позволяют обеспечить в течение учебного го­да достаточно полную проверку каждого ученика на обязательном уровне. Это достигается тем, что в ходе тематического контроля ставится задача как можно полнее охватить обязательные резуль­таты по этой теме; при этом ученик отчитывается за все темы, изучаемые в курсе.

Может возникнуть вопрос: должен ли сильный ученик сдавать зачет — ведь он, как правило, справляется со значительно более сложными задачами? Конечно, от учителя зависит, принимать или не принимать то или иное положение зачетной системы, сфор­мулированное выше. Однако опыт применения этой системы на практике убеждает в том, что через зачет должны пройти все школьники. Во-первых, обязательное участие в зачете всех уча­щихся делает его более весомым, заставляет серьезнее относиться к подготовке, что положительно влияет на формирование необхо­димых умений и навыков. Во-вторых, так как результаты зачетов непосредственно связаны с итоговой аттестацией школьников, было бы неправильно освобождать кого-то от зачета и тем самым ставить учеников в неравные условия. В-третьих, у сильных уче­ников бывают, и нередко, пробелы именно в основных, фундамен­тальных умениях. Сосредоточив свое внимание на более интересных для них вопросах, они часто излишне легкомысленно от­носятся к элементарным опорным задачам. И, как показала прак­тика, соответствующие недоработки всплывают именно во время зачета, что позволяет как учителю, так и самому ученику своевре­менно обратить на них внимание. И наконец, ученик, уверенно владеющий опорными умениями, не потратит много времени на выполнение задач обязательного уровня. Поэтому у него есть возможность в ходе этого же зачетного урока проявить себя в решении более сложных заданий и получить одну из повышен­ных отметок.

Условия организации зачетов повышают содержательность и объективность итогового оценивания. Оно в большей степени, чем традиционный способ выведения отметок в четверти, ориенти­ровано на конечный результат. Исчезает ситуация, когда тройка за одну тему закрывает двойку за другую. Отметка 3 в четверти со­вершенно определенно означает, что ученик проявил владение обязательными умениями. На практике изменяется и отношение к отметкам 4 и 5. Учителя более строго подходят к их выставлению, стремятся убедиться в том, что подготовка ученика действитель­но превосходит уровень обязательной подготовки, что учащий­ся умеет решать более сложные задачи, отвечать на трудные вопросы.

Таким образом, при оценивании знаний учитываются пози­тивные достижения каждого школьника, а не недостатки в его подготовке.

Читайте также: