Доклад тьютора на мо

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тьютор для ребенка с ОВЗ выполняет роль сопровождающего, непосредственно участвующего в образовательном процессе, помогая включить ребенка с особыми образовательными потребностями в учебную деятельность.

В зависимости от потребностей, особенностей нежелательного поведения и других ограничений тьютор либо находится на уроке/коррекционном занятии совместно с обучающимся (ожидания родителей), либо после инструкций от преподавателя занимается с ребенком самостоятельно в индивидуальном формате, выполняя запланированные задания. Подобные задания формируются как преподавателем, так и самим тьютором в соответствии с тематическим планом.

В профессиональном стандарте тьютора функции его деятельности представлены в реализации педагогическое сопровождение учащихся (включая обучающихся с ОВЗ), организация образовательной среды и организационно-методическое сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов.

На основании чего мы выстраиваем работу тьютора как педагогического работника, полноценно участвующего в разработке и реализации образовательной программы.

Тьютор выстраивает взаимоотношения с ребенком, внимательно следит за его состоянием и помогает разрешать сложные ситуации, направляет деятельность ребенка, использует возможности и ресурсы ребенка для эффективного обучения, создает обучающие ситуации для развития коммуникации и социализации.

Функционал тьютора на уроке включает в себя сопровождение ребенка в образовательном процессе, помощь в адаптации дидактического материала, обогащение среды с учетом индивидуальных интересов ребенка, поддержание коммуникации между окружающими и ребенком, использование визуальной системы поддержки, организация рабочего места ребенка, реализация и подержание рекомендаций специалистов, курирующих ребенка в образовательном процессе, и реализация планов по коррекции поведения.

Функционал тьютора на перемене включает в себя работу над навыками социального взаимодействия и коммуникации, создание многочисленных обучающих ситуаций, взаимодействие с одноклассниками ребенка.

Так как тьютор ведет документацию в соответствии с действующими методическими рекомендациями и соответствующим дополнением к Положению образовательной организации (если тьютор не закреплен за конкретным обучающимся и ведет работу с обучающимися всего класса), то нами сформирован адаптированный пакет документов, включающий следующее:

- тьюторская программа с пояснительной запиской;

- журнал учёта проведённых занятий по развитию обучающихся (обучающегося) (в соответствии с календарно-тематическим планом основного педагога);

- график и план работы тьютора по сопровождению детей.

Основным документом тьютора является дневник наблюдения как форма ежедневной отчетности, которая позволяет фиксировать изменения и отслеживать динамику развития ребенка.

Календарно-тематическое планирование разрабатывается основными педагогами, учителями-дефектологами, учителями-логопедами. В соответствии с ним тьюторы организуют план индивидуальной работы.

На протяжении данного учебного года в 1 В классе (первый дополнительный класс первого года обучения) при отсутствии подобного опыта в нашей организации, была пройдено несколько этапов по введению тьютора в учебную деятельность.

Первый этап соответствовал функциям воспитателя, так как сами обучающиеся тяжело адаптировались в новой школьной среде и взаимодействующими с ними взрослыми, как-то сами тьюторы, основной педагог, специалисты. В этот момент я, как педагог, поочередно помогала формировала необходимые доступные учебные навыки, закладывая базу для дальнейшего развития обучения в формате ресурсного класса, помогала формированию новых видов коммуникации и была активно включена во все формы социализации, а также требующейся бытовой помощи

Второй этап был включен значительно позже, после преодоления стресса как у обучающихся, так и сформированному принятию и понимаю индивидуальных потребностей и особенностей наших обучающихся, и, безусловно, устоявшийся банк основного нежелательного поведения, наличествующего у детей. Данный этап предполагал цепную форму взаимодействия и был предложен руководством. Тьюторами в соответствии с календарно-тематическим уроком готовилось задание, которое они выполняли при индивидуальной работе с обучающимися. В то время как педагог работал с двумя остальными обучающимися формируя основы групповой работы. После небольшого опыта, мною были введены коррективы, которые заключались в том, что индивидуальные задания выдавались тьюторам мной. Связано данное решение было с малым продуктивным временем самих обучающихся, которое следовало использовать с максимальной пользой, не создавая отрыв обучающихся друг от друга внутри обучающегося процесса. Тем более, что при первичном обследовании был получен такой положительный фактор как подобие профилей обучающихся.

Третий этап является уже работой в классе в форме полноценного урока. Он развивался постепенно, вводились и отрабатывались разные составляющие урока. Данный этап продолжает свои структурные изменения по сей день.

Остановлюсь еще на возникших трудностях, с которыми я столкнулась на фоне всех вышеупомянутых этапах.

1) Отсутствие у тьюторов педагогического опыта и специального образования с применением этих знаний в реальности.

Должность тьютора отнесена к должностям педагогических работников, требования к квалификации - высшее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" и стаж педагогической работы не менее 2 лет.

Более того, во множество специалистов делают упор, что и педагог и тьюторы должны владеть знаниями и функциями тераписта, полученных при обучении поведенческому анализу.

Работая с ребенком, тьюторы отрабатывают с ним разработанные специалистами программы, направленные на коррекцию индивидуальных дефицитов. И это уже дополнительный набор функций, который возможен для позиции тьютора в системе образования, который тоже нашел свое отражение в профессиональном стандарте (там, в частности тоже указывается, что тьютор обязан владеть основами прикладного анализа поведения).

2) Очень важно: различать функции тьютора и ассистента.

Ассистент – это технический помощник, который не обязан быть педагогом. Его дело – оказывать ребенку помощь в преодолении бытовых трудностей, с которыми он может столкнуться в образовательном учреждении, например, помогать мыть руки.

Тьютор – это педагогическая должность, он не просто протирает очки, но участвует в адаптации подачи материала, помогает ребенку выстраивать коммуникацию с одноклассниками и так далее.

3) Тьютор – это сопровождающий, а не учитель.

Главное задача тьютора – помочь ребенку стать частью образовательного процесса. Вопреки распространенному мнению, тьютор не помогает учителю осуществлять образовательный процесс, задача обучать ребенка остается за учителем. Именно учитель дает инструкции по выполнению заданий, он должен объяснять и адаптировать дидактический материал, проводить аттестацию и оценивать динамику ребенка.

Н-р, грамотный тьютор напомнит ребенку, что можно нужно обратить внимание на учителя, на выполнение задания и т.п.

Тьютор – это связующее звено между ребенком и учителем, между ребенком и его сверстниками, он помогает разрешать сложные ситуации, направляет деятельность ребенка, использует возможности и ресурсы ребенка для эффективного обучения.

Надо, однако, помнить, что в адаптированную программу ребенка с РАС включено развитие навыков социализации и коммуникации, поэтому работа тьютора не прекращается со звонком с урока. На переменах тьютор организует общение ребенка с одноклассниками, инициирует и направляет ситуации, которые могут помочь ребенку преодолеть коммуникационные барьеры.

Кроме того, в задачу тьютора также входит обучение ребенка навыкам самообслуживания, если они не сформированы по возрасту. Таким образом, обучающий процесс во время школьного дня не прекращается ни на секунду.

4) Главная задача тьютора – как можно скорее стать ненужным ребенку. Сколько времени займет этот путь – зависит, как и от профессионализма команды, так и от особенностей ребенка.

Важно не допустить возникновения зависимости от помощи тьютора.

У нас же возникла дополнительная составляющая – это зависимость самих тьюторов от детей. Для разрешения данной проблемы я стала применять механизм ротации – смены тьюторов от первоначально закрепленных за ними детей.

Отметим, что тьютор не может решить всех проблем ребенка. Если ребенок разрушает образовательный процесс внутри класса, то следует определить причину. Неграмотный специалист может закрепить нежелательное поведение и навредить реализации доступного обучения. Поэтому обязательное требование к тьютору ребенка с РАС – владение основами прикладного анализа поведения и базовые компетенции психолога, дефектолога или другого коррекционного специалиста. Впрочем, тьютор не обязательно должен сам писать поведенческие протоколы, но должен владеть технологиями выполнения поставленных задач.

1. Письмо Минпросвещения России от 20.02.2019 N ТС-551/07 "О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью" (вместе с "Разъяснениями о сопровождении образования обучающихся с ограниченными возможностями и инвалидностью")

Говоря о воспитателях в жизни школы- интернат, нельзя сказать, что мы являемся тьюторами в полном смысле этого слова, но зато смело можно утверждать, что мы активно используем технологию тьюторства. Поскольку одновременно являемся и организаторами, и консультантами, и наставниками; проводим процесс индивидуальной самоподготовки с воспитанниками, организуем различные мероприятия по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов; организуем их персональное сопровождение в образовательном пространстве; координируем поиск информации воспитанников для самообразования; сопровождаем процесс формирования их личности (помогаем им разобраться в успехах, неудачах, сформулировать личный заказ к процессу обучения, выстроить цели на будущее); ведем клубную деятельность по интересам – все это является атрибутами формирования высоконравственной личности, подготовленной для взрослой конкурентноспособной жизни. Воспитание детей в школе- интернат должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на различные жизненные ситуации.

Какой должна стать школа-интернат, чтобы быть успешной, каким должен быть воспитатель, чтобы быть успешным, каким должен быть воспитанник, чтобы быть успешным? Ответ не простой. Какая ответственность лежит перед педагогами и воспитателями, которые должны заложить в маленьком человечке доброту, надежду, любовь, научить азам школьной премудрости. Успешным воспитанник может стать в условиях только той образовательной среды, которая способна обеспечить соблюдение его прав, создать ему комфортные условия для получения образования, реализует личностно - ориентированные подходы в образовании, использует здоровьесберегающие технологии. Воспитатель с тьюторской позицией старается научить подростков изменять обстоятельства, творить собственное пребывание в действительности, проецировать достойную жизнь и выстраивать по мере сил достойное поведение, невзирая на обстоятельства. Надо и говорить о Человеке, и осмысливать Человека, но и быть Человеком каждую минуту своей жизни, постепенно набирая опыта и духовных сил. Это всё порождение гуманистической идеи, требующей от воспитателя с тьюторской позицией неуклонного введения ребенка в контекст современной высокой культуры, не поранив его души и не уничтожая своеобразия личности. 5

Роль тьютора в психолого педагогическом сопровождении детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве.

ВложениеРазмер
doklad.docx 36.89 КБ

Предварительный просмотр:

Роль тьютора в психолого-педагогическом сопровождении детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве.

У тьютора нет предмета обучения,

у него есть предмет заботы.

Одним из наиболее важных условий перехода к инклюзивной форме образования, его успешности является система сопровождения и поддержки детей с ОВЗ. Профессия тьютора приобретает здесь особое значение.

Тьютор (англ. tutor – наставник, опекун; лат. tueor – наблюдаю, забочусь) - новая специальность в нашем образовании.

Тьютор – это своего рода посредник между традиционным педагогом и ребёнком. Он анализирует интересы и проблемы ребёнка, отслеживает, что в программе даётся с трудом, а к чему есть способности.

Тьтор не нянька. Его работа не сводится к ежеминутному обслуживанию. Он общается со своим подопечным столько, сколько это действительно необходимо, и поэтому может опекать сразу нескольких детей. Иногда требуется постоянное сопровождение, иногда – время от времени, на определённых уроках и занятиях. Главная задача такого педагога – поддерживать в ребёнке стремление к самостоятельности, чтобы в дальнейшем он мог жить обычной жизнью среди сверстников.

Цель деятельности тьютора заключается в успешном включении ребенка с ОВЗ в среду общеобразовательного учреждения. Для реализации этой цели необходимо решение множества задач:

  1. Создание комфортных условий для нахождения в учебном учреждении:

конкретная помощь и организация доступа в учебное учреждение, в группу, класс; организация рабочего места, места отдыха и других мест, где бывает ребенок с ОВЗ; особый режим; временная организация образовательной среды в соответствии с реальными возможностями ребенка.

2. Социализация - включение ребенка в среду сверстников, в жизнь группы, класса, формирование положительных межличностных отношений в коллективе.

3.Организация, при необходимости, сопровождения другими специалистами. Обеспечение преемственности и последовательности разных специалистов в работе с ребенком.

4. Помощь в усвоении соответствующих общеобразовательных программ, преодоление затруднений в обучении. При необходимости адаптация программы и учебного материала, с опорой на зоны ближайшего развития ребенка, его ресурсы, учитывая индивидуальные физические, психические особенности.

5. Осуществление взаимодействия с родителями.

Установление контакта с родителями, объяснение задач, составление плана

совместной работы; формирование у родителей адекватного отношения к своему ребёнку, оказание родителям эмоциональной поддержки; содействие родителям в получении информации об особенностях развития ребенка, прогноза развития; формирование интереса к получению теоретических и практических умений в процессе обучения и социализации ребёнка; проведение совместного анализа промежуточных результатов, разработка дальнейших этапов работы

6.Оценка результатов деятельности, отслеживание положительной динамики в деятельности ребенка с ОВЗ

Вот как можно описать роль тьютора в социальной жизни ребенка:

Основные направления работы тьютора в организации условий для формирования гармоничных подопечного с социумом ОУ.

Тьютор следит за состоянием ребенка - эмоциональным (помогает разрешить конфликтные ситуации,у спокаивает, воодушевляет), физическим (если подопечному нужно отдохнуть- может вывести его из группы, класса в игровую комнату, следит, что бы ребенок не был голоден, при необходимости помогает сходить в туалет).

Координирует общую деятельность ученика, дозирует учебную нагрузку.

  • цели и задачи;
  • возможные трудности, уходы с занятий и возвращение, особенности характера и специфику поведенческих направлений ребенка;
  • каким образом наиболее эффективно выстроить взаимодействие в тройке: ребенок-тьютор-педагог.
  1. Тьютор и другие дети

Тьютор следит за тем, что происходит в детском коллективе - о чем говорят дети, во что играют;

Объясняет детям, как общаться с ребенком, имеющим особенности;

Если тема разговора касается особенностей подопечного - отвечает на вопросы

Тьютор рассказывает родителям подопечного о том, как прошел день, что удалось, какие были трудности.

Отвечает на вопросы родителей.

Необходимо особо отметить сложность включения родителей в коррекционный процесс. Активность родителей и понимание ими сути и цели занятий, является необходимым условием эффективности образовательного процесса и процесса социализации.

Но прежде чем начать работу с ребёнком необходимо пройти следующие этапы:

  1. Сбор информации о ребенке, анализ полученной информации;

На предварительном этапе тьютор знакомится с результатами диагностики ребенка, проведенной специалистами, с медицинской картой ребенка, утвержденным образовательным маршрутом. Встречается со специалистами и представителями ПМПК для получения рекомендаций.

Получив общие сведения, он знакомится с самим ребенком и его семьей, узнает об особенностях, интересах, сильных и слабых сторонах своего подопечного. Происходит постепенное установление контакта. На этом этапе часто необходимо заранее познакомить ребенка с помещениями, где он будет заниматься, его рабочим местом, местами общего пользования.

2. Совместная работа с другими специалистами выработка рекомендаций;

3. Установление контакта с ребенком, родителями, адаптационный этап.

На этом этапе идет повседневная, последовательная работа тьютора и ребенка с ОВЗ по вхождению в образовательный процесс и социальную жизнь ОУ, постепенное включение ребёнка в различные учебные и в не учебные ситуации. Под адаптацией понимается приспособление к нуждам ребенка с ОВЗ:

  • помещений ДОУ;
  • режима дня;
  • образовательных программ;
  • методических пособий.

Сроки адаптации детей в детском саду очень индивидуальны и зависят от особенностей развития ребенка, от сложности нарушения и многих других причин. Они варьируются в пределах нескольких месяцев. У детей с аутизмом, ЗПР органического происхождения, детей с синдромом Дауна могут составлять от года до 1,5 лет. Период адаптации значительно сокращается у детей, которые посещали дошкольные образовательные учреждения с раннего возраста. На этапе адаптации тьютор ставит основные приоритетные задачи:

  • создание комфортной обстановки и специальных условий обучения и воспитания ребенка с ОВЗ;
  • развитие навыков самообслуживания;
  • адекватное восприятие детского коллектива;
  • развитие умения взаимодействовать с детьми и взрослыми (формирование навыка просьбы).

Необходимо помнить, что непосредственное участие тьютора в жизни ребенка с развитием его самостоятельности постепенно должно снижаться, уступая место общению со сверстниками и взаимодействию с педагогами.

4. Освоившись в новой среде, при условии постоянного получения положительной эмоциональной поддержки, ребенок с ОВЗ переходит на новый этап, который характеризуется снижением тревожности и напряжения.

Теперь акцент тьюторства переносится в сферу углубления социализации и коррекционно-развивающего обучения. Здесь важно поддерживать мотивацию ребенка, дать ему возможность почувствовать его успехи. Проводится анализ и оценка первых результатов.

На каждом этапе тьютор наблюдает и информирует родителей и всех участников образовательного процесса о динамических изменениях ребенка с ОВЗ в процессе обучения и социализации, при необходимости направляет родителей или законных представителей на консультацию к другим специалистам.

Тьютор и педагог должны стать одной командой. Здесь необходимо помнить, что педагог должен играть ведущую роль в сознании ученика, иначе будет не инклюзия, а интеграция.

5. Последним этапом, если это возможно, должен стать постепенный выход сопровождающего из посреднической роли тьютора, предоставление ребенку максимальной самостоятельности. Выход тьютора из системы или уменьшение его влияния является критерием его эффективной работы.

Для успешной работы тьютора предусмотрено ведение им следующей

  • Рекомендации специалистов для работы с ребенком с ОВЗ.
  • Дневник наблюдений за ребенком.

Дневник – форма отчетности, которая позволяет фиксировать наблюдения, отслеживать динамику развития ребенка.

1. Дневник, в котором тьютор фиксирует значимые проявления

поведения подопечного с целью отслеживания динамики учебной и

социальной жизни подопечного. Помимо особенностей поведения ребенка

тьютор фиксирует и свои действия, и действия учителя; эмоциональные

реакции на ту или иную ситуацию.

Ежедневные записи дневника помогут проследить, как ребенок

включается в задания, в коммуникацию, что меняется, с какими трудностями

2. Дневник как форма приложения к отчетности перед вышестоящей

психолого-педагогической инстанцией. Такая форма отчетности должна

вестись в соответствии с требованиями этой инстанции. Логика документа

такого рода предполагает наличие даты записей, цели (она может быть

общей, в начале дневника), задач, используемых методов и отметки типа

3. Дневник как способ информирования родителей о жизни, учебе и

успехах их ребенка. Благодаря такой форме дневника родители смогут

максимально полно представить себе картину жизни их ребенка в учебном заведении и понять, как проходит процесс обучения. Нередко чтение записей тьютора бывает очень полезным для родителей, так как позволяет им прийти к осознанию того, что их ребенок успешен в деятельности и может вести

активную жизнь без их участия.

Тьютор может вести любые другие записи, помогающие объективно

оценить возможности ребенка; выявить проблемы, с которыми необходимо

работать; сформулировать конкретные задачи в работе с данным учеником;

составить индивидуальный план работы.

Оценка эффективности деятельности тьютора

Об эффективности работы тьютора можно судить по следующим

1. Согласованное, четкое взаимодействие тьютора с администрацией, педагогом, специалистами с целью организации жизненного и образовательного пространства ребенка с ОВЗ;

2. Положительная динамика в процессе включения ребенка с ОВЗ в сообщество

Гост

ГОСТ

Сущность тьюторства в образовании

Тьюторство – это система специальной организации образовательной деятельности, основанная на занятии педагогом позиции наставника и помощника учащемуся, чьи интересы и потребности реализуются в ходе образовательной деятельности.

Педагог становится тьютором, т.е. человеком, который сопровождает образовательную деятельность учащихся по выбранному образовательному пути развития.

Тьюторство выступает в виде сопровождения образовательной деятельности учащихся. Оно помогает выбрать индивидуальную образовательную траекторию каждому учащемуся и планомерно ее реализовать.

В основе возникновения тьюторства лежит:

  1. Потребность общества в реализации индивидуального подхода в образовании.
  2. Вариативность образовательных программ.
  3. Условия перехода учащихся на индивидуальную образовательную траекторию.

Индивидуальный подход к обучению и развитию каждого учащегося и выступает основой реализации тьюторства в образовании. Роль педагога в данном случае изменяется: он становится реализатором индивидуальной программы учащегося. Педагог помогает в ее последовательной реализации, корректировки при необходимости и продвигает учащегося по пути его развития, помогая осваивать знания и совершенствовать их, а также, способствую всестороннему личностному развитию учащегося.

Педагог-тьютор действует исключительной в интересах учащихся. В основе его работы лежат познавательные интересы и потребности учащегося. Он работает с познавательным интересом, выбирая конкретные методы и средства его реализации.

Тьютор выполняет, в первую очередь, наставническую функцию. Он помогает учащемуся в поиске своего пути развития, активизации своих внутренних сил и ресурсов, нахождении точек продвижения по образовательному пути и формирует мотивацию ребенка к познанию, развитию, самопознанию и самореализации.

Значение тьюторства в современной образовательной деятельности

Готовые работы на аналогичную тему

В настоящее время тюьторство получило широкое распространение в образовательном процессе. Оно является перспективным направлением образовательной деятельности и требует своего развития.

В первую очередь, это обусловлено ростом количества детей с особыми образовательными потребностями. Именно им необходим индивидуальный маршрут обучения и непрерывное сопровождение для его полноценной и продуктивной реализации.

Роль тьюторства в образовательном процесса на современном этапе развития общества сводится к следующему:

  • Реализация образовательного потенциала учащихся разного уровня развития;
  • Реализация концепции непрерывного образования;
  • Обеспечение заинтересованности учащихся в образовательной деятельности;
  • Создание условий для полноценного отклика образовательной деятельности на любые запросы к ней;
  • Решение любых, даже очень сложных и трудоемких, образовательных задач;
  • Возможность применение нестандартных подходов в обучении и инновационных направлений образовательной деятельности;
  • Определение перспектив развития конкретного учащегося и их корректировка по ходу освоения образовательной программы;
  • Реализация инициирования конкретной деятельности учащегося, выступающей его социальной пробой.

По сути, тьютор занимает посредническую позицию между учащимися и педагогами. Он помогает в организации деятельности учащихся и реализации гуманистической направленности их воспитания и развития.

Рисунок 1. Тьюторство. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

В процессе тьюторства происходит применение следующих методов реализации образовательной деятельности:

  • Методы проблемного обучения.
  • Диалог и дискуссия.
  • Методы образовательных путешествий.
  • Метод построения индивидуальной образовательной траектории.
  • Методы портфолио.
  • Кейс-методы.
  • Создание творческих мастерских.
  • Вопросно-ответные методы обучения.

Следует отметить, что именно вопросно-ответные методы обучения лежат в основе профессиональной деятельности тьютора. Умение оперировать вопросами и ответами определяет продуктивность деятельности тьютора.

Благодаря тьюторской деятельности происходит усиление внутренних сил, внутренних возможностей учащегося за счет внешних ресурсов, внешних факторов воздействия. Тьютор становится посредником между ребенком и социумом, направляя его развитие, помогая использовать возможности окружающей среды и образовательного пространства.

Тьютор выстраивает образ будущего для каждого конкретного учащегося и помогает в его понимании им и выработки учащимся способов продвижения к прогнозируемому будущему.

Тьюторство в инклюзивном образовании

Тьюторство в системе инклюзивного образование ориентировано на сопровождение учащихся с особыми образовательными потребностями. Оно помогает включить учащегося с отклонениями в развитии в образовательный процесс и реализовать его социальное развитие в обычной общеобразовательной школе.

Тьютор в инклюзивной школе выполняет функцию коммуникативного соединения педагога с учащимися. Тьютор помогает детям с особенностями развития стать полноценным участником классного коллектива, включиться в обучении и коммуникацию в образовательной среде.

Функциональная роль тьютора в инклюзивном образовательном процессе сводится к следующему:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современное общество – общество информации, открытий, перемен; общество, в котором для человека открывается огромное количество возможностей для поиска своего дела, своего уникального пути и собственной формулы счастья и благополучия. В связи с этим сегодня увеличивается количество различных специалистов – представителей так называемых, помогающих профессий, сопровождающих людей в их личностном становлении, в постановке целей, выборе необходимых средств для их достижения.

2008 год в системе образования ознаменован документальным закреплением новой профессии в образовании – профессии тьютор. Благодаря группе учёных под руководством доктора педагогических наук, профессора Т.М.Ковалёвой в образовательных учреждениях общего, дополнительного и высшего образования появился специалист, готовый работать с новым типом образовательных результатов, создавать дополнительные пространства для эффективных социальных проб, осуществлять деятельность на основе принципа индивидуализации.

С каждым годом в стране увеличивается количество успешных тьюторских практик и прецедентов. Сегодня тьюторское сопровождение выходит за рамки общеобразовательных школ, становясь ресурсом и для специальных (коррекционных) образовательных учреждений, в которых есть острая потребность в выстраивании индивидуальных образовательных программ обучающихся с ОВЗ, в работе с родительским ресурсом и координации всех участников образовательной среды.

Начиная выстраивать процесс сопровождения в условиях специальной (коррекционной) школы, тьютору необходимо не только понимать сущность тьюторства, но и учитывать специфику сопровождения детей с особыми возможностями здоровья, вести соответствующую документацию и, конечно же, как любому специалисту постоянно совершенствоваться в своей деятельности.

Не смотря на то, что профессия тьютор была официально закреплена в Российском образовании в 2008 году, её происхождение связывают с девятисотлетней историей, взявшей своё начало в Великобритании, где на сегодняшний день тьюторство – это исторически сложившаяся особая педагогическая позиция, которая обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ (ИОП) учащихся и студентов и сопровождает процесс индивидуального образования в школе, вузе, в системах дополнительного и непрерывного образования.

Тьютор (англ. tutor в переводе с английского – педагог-наставник, опекун, попечитель.) (от лат. tueor – заботиться, оберегать.) — специалист, сопровождающий учащегося или студента в процессе индивидуального обучения, он участвует в разработке индивидуальных образовательных программ для своих подопечных. Это специалист, который организует условия для успешной интеграции учащегося с особенностями развития в образовательную и социальную среду школы.

Тьютор – это своего рода посредник между традиционным педагогом и ребёнком. Он анализирует интересы и проблемы ребёнка, отслеживает, что в программе даётся с трудом, а к чему есть способности.

Тьютор призван найти ученику индивидуальный маршрут освоения знаний. Он омогает ему сформировать учебные интересы, а в итоге – нащупать своё призвание.

Но тьютор – не нянька. Его работа не сводится к ежеминутному обслуживанию. Он общается со своим подопечным столько, сколько это действительно необходимо, и поэтому может опекать сразу нескольких детей в классе. Иногда требуется постоянное сопровождение, иногда – время от времени, на определённых уроках и занятиях. Главная задача такого педагога – поддерживать в ребёнке стремление к самостоятельности, чтобы в дальнейшем он мог жить обычной жизнью среди сверстников.

Основной целью тьютора является персональное сопровождение обучающегося в процессе его становления в образовательном пространстве образовательной организации.

Резюмируя вышесказанное, можно заметить, что тьютор – педагог, который наделен разным функционалом в зависимости от сферы его деятельности.

Вид профессиональной деятельности – сопровождение учащегося в процессе формирования и реализации индивидуальной программы образования (развития), разрабатываемой исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей, интересов и Основные цели (задачи) вида профессиональной деятельности:

- сопровождение (в образовательном пространстве) лиц (учащихся) разных возрастов и на разных ступенях образования,

- обеспечение построения и реализации индивидуальной программы образования (развития) (в том числе: адаптированная образовательная программа, ИПР, программы творческого развития, программы дополнительного образования (общеразвивающие и предпрофессиональные), программа реабилитации, программа социальной адаптации, программа профориентации)

- создание условий для успешного обучения, социализации при максимальном раскрытие потенциала личности, потребности личности.

Тьюторское сопровождение – это педагогическая деятельность по индивидуализации образования, направленная на выявление и развитие образовательных мотивов и интересов обучающегося, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы, на работу с образовательным заказом семьи, формирование учебной и образовательной рефлексии обучающегося.

Тьюторское сопровождение – образовательная технология, в рамках которой основной формой взаимодействия является индивидуальное и групповое консультирование обучающихся и их родителей (законных представителей) по вопросам формирования и реализации индивидуальных образовательных траекторий (далее — ИОТ), индивидуальных учебных планов (далее — ИУП), выбора и продолжения образования; проведение рефлексивно-проектных мероприятий с обучающимися по вопросам формирования и реализации индивидуальных образовательных траекторий; подготовка и реализация профессиональных проб и социальных практик.

Задачи тьютора

1. Создание комфортных условий для нахождения в школе:

- конкретная помощь по организации доступа в школу, в класс, в столовую;

- организация рабочего места, места отдыха и других мест, где бывает ребенок с ОВЗ.

2. Социализация – включение ребёнка в среду сверстников, в жизнь класса, школы, формирование положительных межличностных отношений в коллективе.

3. Помощь в усвоении соответствующих общеобразовательных программ, преодоление затруднений в обучении. При необходимости адаптация программы и учебного материала, с опорой на зоны ближайшего развития ребенка, его ресурсы, учитывая индивидуальные физические, психические особенности.

4. Организация, при необходимости, сопровождения другими специалистами. Обеспечение преемственности и последовательности разных специалистов в работе с ребенком.

5. Осуществление взаимодействия с родителями:

- включение родителей в процесс обучения;

- формирование у родителей адекватного отношения к своему ребёнку.

- содействие родителям в получении информации об особенностях развития ребёнка, прогноза развития.

6. Оценка результатов деятельности, отслеживание положительной динамики в деятельности ребенка с ОВЗ.

Функции тьютора

Диагностическая: сбор данных о планах и намерениях обучающихся, их интересах, склонностях, мотивах, сильных и слабых сторонах, готовность в целом к социально – профессиональному самоопределению.

Проектировочная: выявление возможностей и ресурсов для преодоления имеющихся у обучающихся проблем и предусматривающая разработку средств и процедур тьюторского сопровождения самоопределения школьников в образовательном процессе, соответствующих индивидуальным особенностям восприятия ими оказываемой помощи.

Реализационная: оказание помощи в самоопределении обучающихся в образовательном пространстве образовательной организации и поддержку обучающихся при решении возникающих затруднений и проблем.

Аналитическая: анализ и коррекция процесса реализации ИОТ, ИУП и результатов самоопределения обучающихся

Документация тьютора

Для успешного сопровождения тьютору необходима различная документация. Предлагаю ознакомиться с основным её перечнем, но конкретное учреждение может вырабатывать свой обязательный и рекомендательный перечень документации. Также в основе деятельности лежит нормативно-правовая документация, с которой можно ознакомиться в примерной должностной инструкции (Приложение 1.)

- план работы на год, четверть; (Приложение 2)

- программа сопровождения ИОТ и ИОП обучающегося; (Приложение 3 и 4)

- дневник наблюдений; (Приложение 5 и 6)

- анализ реализации программы сопровождения ИОТ и ИОП;

- журнал учета посещаемости и успеваемости тьторантов.

Единое календарно-тематическое планирование разрабатывается совместно с основными педагогами, учителями-дефектологами, учителями-логопедами. Задачи этого документа – обеспечение единого подхода специалистов сопровождения в распределении учебного времени; включение в содержание коррекционно-развивающей работы материалов из образовательной программы (школа), реализуемых в режиме фронтальных учебных и развивающих занятий. Составление единого календарно-тематического планирования поможет так организовать образовательную и коррекционно-развивающую работу, чтобы ребенок с ОВЗ не испытывал излишней нагрузки, осваивая дополнительный материал.

Индивидуальный образовательный план – документ, отражающий общую стратегию и конкретные шаги педагогического коллектива и родителей в организации поддержки ребенку с ОВЗ в процессе получения им образования и максимальной социальной адаптации.

Существуют и применяются в практике, а так же описаны в научно-методической и практикоориентированной литературе различные варианты составления индивидуальных программ обучения, индивидуальных учебных планов, индивидуальных комплексных коррекционно-образовательных программ, индивидуальных программ развития (в ДОУ) и т.д.

Дневник наблюдений – основной документ, которые ведет тьютор; форма отчетности позволяющая фиксировать изменения и отслеживать динамику развития ребенка. Ежедневные записи дневника помогут проследить, как ребенок включается в задания, в коммуникацию, что меняется, с какими трудностями он сталкивается.

Главная задача дневника наблюдений – отражать состояние и деятельность ребенка в течение времени пребывания в ОУ: на уроках, групповых и индивидуальных занятиях, на перемене и других мероприятиях. В дневнике отображаются наиболее эффективные формы взаимодействия с ребенком, реальные достижения и затруднения. (Приложение 5)

Тьютор может вести любые другие записи, помогающие объективно оценить возможности ребенка; выявить проблемы, с которыми необходимо работать; сформулировать конкретные задачи в работе с данным учеником; составить индивидуальный план работы. Например, заполнять в начале и в конце полугодия, или учебного года таблицу сформированности основных навыков, предложенную И.В.Карпенковой. (Приложение 6)

Тьютор может вести любые записи, помогающие объективно оценить возможности ребенка, выявить проблемы, с которыми необходимо работать, конкретизировать задачи в индивидуальной работе с данным учеником.

Оценка эффективности деятельности тьютора

Об эффективности работы тьютора можно судить по следующим

1. Согласованное, четкое взаимодействие тьютора с администрацией

школы, учителем, специалистами с целью организации

жизненного и образовательного пространства ребенка с ОВЗ;

2. Положительная динамика в процессе включения ребенка с

особенностями развития в класс, школьное сообщество;

3. Регулярное ведение дневника и другой отчетности, необходимой

для отслеживания динамики процесса.

Результаты тьюторского сопровождения и формы их фиксации

- Адаптация ребенка к среде школы – изменение поведения ребенка;

- Развитие коммуникативных способностей ребенка;

- Динамика личностного, когнитивного, эмоционального, творческого развития ребенка, развитие самостоятельности ребенка.

Фиксация результатов работы тьютора отражается:

- В портфолио ученика;

- В дневнике наблюдений тьютора.

Список используемой литературы:

2. Пилипчевская Н.В. Тьюторская деятельность: теория и практика. Красноярск, 2009.

3. Тьютор коррекционной школы: учебное пособие для начинающихтьюторов /Под общ. редакцией Н.В. Пилипчевской. – Красноярск: КГПУ им. В.П. Астафьева. – 2013. - с.

Читайте также: