Доклад топливо для карбюраторных двигателей

Обновлено: 02.07.2024

4.1 Назначение системы питания карбюраторного двигателя. Общее устройство и работа системы питания.

4.3 Режимы работы двигателя и составы горючей смеси на этих режимах.

4.4 Системы впрыска бензина. Их преимущества по сравнению с карбюраторными системами питания.

4.5 Общее устройство и работа систем распределенного впрыска топлива.

Содержание лекции

4.1 Назначение системы питания карбюраторного двигателя. Общее устройство и работа системы питания

Система питания карбюраторного двигателя предназначена для приготовления в определенной пропорции из топлива и воздуха горючей смеси, подачи ее в цилиндры двигателя и отвода из них отработавших газов.

В систему питания двигателя автомобиля входят топливный бак, топливопроводы от бака к фильтру-отстойнику и к топливному насосу, карбюратор, воздушный фильтр, приемные трубы, глушитель, выпускная труба глушителя. В систему питания входят также фильтр тонкой очистки топлива, установленный между топливным насосом и карбюратором, впускной трубопровод, на котором укреплен карбюратор, и выпускной трубопровод.

Во время работы двигателя топливо из бака после предварительной очистки в фильтре-отстойнике насосом подается к карбюратору. При такте впуска в цилиндре двигателя создается разрежение, передающееся в карбюратор и в установленный на нем воздушный фильтр. Очищенный воздух проходит в смесительную камеру, где из жиклеров подается топливо. Испаряющееся топливо перемешивается с воздухом, образуя горючую смесь. Из карбюратора по впускному трубопроводу горючая смесь поступает в цилиндры двигателя. Газы, образовавшиеся после быстрого сгорания рабочей смеси в цилиндре, расширяются, давят на поршень, и он опускается вниз, совершая рабочий ход. После рабочего хода отработавшие газы через открытый выпускной клапан вытесняются поршнем в выпускной трубопровод. Затем они поступают в приемные трубы глушителя, выпускную трубу и в атмосферу. Топливо наливают в бак через горловину, закрываемую крышкой. Количество топлива, находящегося в баке, контролируют при помощи датчика и указателя уровня топлива. Принципиальная схема системы питания карбюраторного двигателя показана на рис. 4.1.

Рис. 4.1. Принципиальная схема системы питания карбюраторного автомобильного двигателя

1 – воздухоочиститель; 2 – глушитель шума впуска; 3 – карбюратор; 4 – впускной трубопровод;

5 – фильтр тонкой очистки топлива; 6 – топливный насос; 7 – топливопровод;

8 – топливный фильтр отстойник; 9 – топливный бак; 10 – глушитель шума выпуска

Смесь топлива с воздухом называется горючей смесью. Горючая смесь, попадая в цилиндр, смешивается с остаточными газами, которые не были удалены при такте выпуска. Образовавшаяся смесь называется рабочей.

Состав горючей смеси характеризуется определенным соотношением масс топлива и воздуха. Для полного сгорания 1 кг бензина теоретически необходимо 14,9 кг воздуха (обычно принимают 15 кг). Однако количество воздуха, действительно расходуемого на приготовление горючей смеси, может быть больше или меньше теоретически необходимого. Поэтому состав горючей смеси принято характеризовать коэффициентом избытка воздуха, обозначаемым буквой α. Коэффициент представляет собой отношение действительного количества воздуха Lд, участвующего в процессе сгорания бензина, к теоретически необходимому количеству воздуха Lт, т.е. α =Lд / Lт .

Если в сгорании 1 кг бензина действительно участвует 15 кг воздуха, т. е. столько, сколько теоретически необходимо, то α = 15/15 = 1, и такую смесь называют нормальной. Горючую смесь, для которой α 1 называют бедной, так как в ней содержится воздуха больше теоретически необходимого количества.

4.3 Режимы работы двигателя и составы горючей смеси на этих режимах

Основными режимами при работе автомобильного двигателя являются пуск двигателя, холостой ход и малые нагрузки, средние нагрузки, полные нагрузки, резкие переходы с малых нагрузок на большие. При пуске двигателя необходима очень богатая смесь (α = 0,2…0,6), так как частота вращения коленчатою вала мала, топливо плохо испаряется, а часть его конденсируется на холодных стенках цилиндра.

Работа двигателя в режимах холостого хода и малой нагрузке возможна при α = 0,7…0,8. Горючая смесь, поступающая в цилиндры двигателя, загрязняется остаточными газами, поэтому обогащение смеси улучшает ее воспламеняемость и способствует устойчивой работе двигателя.

Автомобильный двигатель большую часть времени работает при режиме средних нагрузок, т.е. с не полностью открытой дроссельной заслонкой. Для этого режима необходима обедненная смесь с коэффициентом избытка воздуха α = 1,05…1,15 (экономическая смесь), обеспечивающая экономичную работу двигателя.

4.4 Системы впрыска бензина. Их преимущества по сравнению с карбюраторными системами питания

Первые системы впрыска были механическими, а не электронными, и некоторые из них (например, высокоэффективная система BOSCH) были чрезвычайно остроумными и хорошо работали. Впервые же система механического впрыска топлива была разработана компанией Daimler Benz, а первый серийный автомобиль с впрыском бензина был выпущен еще в 1954 г. Основными преимуществами системы впрыска по сравнению с карбюраторными системами являются следующие:

— отсутствие дополнительного сопротивления потоку воздуха на впуске, имеющему место в карбюраторе, что обеспечивает повышение наполнения цилиндров и литровой мощности двигателя;

— более точное распределение топлива по отдельным цилиндрам;

— значительно более высокая степень оптимизации состава горючей смеси на всех режимах работы двигателя с учетом его состояния, что приводит к улучшению топливной экономичности и снижению токсичности отработавших газов.

В настоящее время наибольшее распространение получили системы распределенного (многоточечного) электронного впрыска. На изучении этих систем питания необходимо остановиться более подробно.

4.5 Общее устройство и работа систем распределенного впрыска топлива

В системе центрального впрыска подача смеси и ее распределение по цилиндрам осуществляются внутри впускного коллектора.

Свойства бензина. Топливом для карбюраторных двигате­лей служит бензин, получаемый из нефти путем ее прямой перегонки или крекинг-процесса. Основным способом получе­ния автомобильных бензинов является термический крекинг-процесс, при котором в условиях высоких давлений (5-6 МПа) нефтепродукты нагревают до температуры 500-600 С. Вслед­ствие разложения нефтепродуктов получают крекинг-бензин; его выход составляет около 70% основного сырья. При этом средний элементарный состав получаемых сортов бензина по массе примерно одинаков (около 85% углерода и 15% водорода).

Для нормального сгорания топливовоздушной смеси в ци­линдрах двигателя бензин должен обладать определенными свойствами. К основным из них относятся детонационная стойкость, испаряемость, теплота сгорания и плотность. Наряду с этим бензин не должен вызывать кор­розии металла и должен длительное время сохранять свои ка­чества.

Детонационная стойкость является одним из основ­ных показателей топлива при оценке его пригодности для дан­ного двигателя. Этот показатель определяет возможность по­вышения степени сжатия двигателя для увеличения его мощ­ности и снижения расхода топлива. Стойкость бензина против детонации определяется его октановым числом О.Ч. Чем боль­ше это число, тем выше детонационная стойкость бензина. Октановое число определяют на одноцилиндровом двигателе с переменной степенью сжатия путем сравнительных испытаний данного бензина со смесью эталонного топлива, состоящей из двух углеводородов - изооктана и гептана. Первый обладает высокой детонационной стойкостью (О.Ч. = 100), а вто­рой детонирует очень легко (О.Ч. = 0). Если при испытани­ях на указанном двигателе оказывается, что стойкость испы­туемого бензина против детонации одинакова со стойкостью смеси, содержащей 72% изооктана и 28% гептана, то окта­новое число бензина равно 72. Таким образом, октановое число равно процентному содержанию изооктана в эталон­ной смеси изооктана и гептана, равноценной по детонации стойкости испытуемого бензина. Для автомобильных двигате­лей октановое число бензина не должно быть ниже 66,

Скорость сгорания рабочей смеси при выбранной степени сжатия двигателя обычно не превышает 25-35 м/с, в ре­зультате чего давление газов в цилиндрах повышается быст­ро, но плавно. При детонации сгорание носит взрывной харак­тер, а скорость распространения фронта пламени достигает 2000-2500 м/с. Такое сгорание сопровождается резким по­вышением давления и звонким металлическим стуком в ци­линдрах, что приводит к повышенному изнашиванию или раз­рушению деталей кривошипно-шатунного механизма. Наряду с этим происходит неполное сгорание топлива, что является причиной уменьшения мощности и экономичности двигателя, а также повышения токсичности отработавших газов.

Испаряемость характеризуется быстротой перехода бензина в парообразное состояние Чем больше скорость ис­парения бензина, тем выше качество приготовления горючей смеси, лучше пуск холодного двигателя, ниже концентрация паров на деталях поршневой группы, вследствие чего масло на стенках цилиндров и в картере двигателя меньше разжи­жается.

Теплота сгорания бензина является основным тепло­вым показателем и характеризуется удельной теплотой сгора­ния, т.е. количеством теплоты, выделяемой при сгорании 1 кг топлива. Теплота сгорания автомобильных бензинов находит­ся в пределах 44 100-46 200 кДж/кг.

Для повышения антидетонационных свойств бензинов ис­пользуют антидетонатор - тетроэтилсвинец (ТЭС), при­меняемый в виде этиловой жидкости из расчета 1-1,5 см на 1 кг бензина. При работе на этилированном бензине на стенках камеры сгорания, днище поршня и клапанах отклады­вается слой окислов свинца, для удаления которых в этило­вую жидкость добавляют выносители.

Бензины А-76, АИ-93 и АИ-98 выпускают как этилиро­ванными, так и неэтилированными; бензин АИ-95 - не этилируют, бензин А-72 этилируют лишь в некоторых случаях. Этилированные бензины ядовиты, при обращении с ними не­обходимо соблюдать меры предосторожности, не допуская по­падания бензина на кожу и особенно в организм человека. Этилированные бензины для отличия их от неэтилированных окрашивают: бензин А-76 - в желтый, АИ-93 в оранжево-красный, АИ-98 в синий цвет.

Дизельное топливо. В дизелях в зави­симости от условий работы для эксплуа­тации применяют дизельное топливо следующих марок: (ГОСТ 305); Л (лет­нее) при температуре окружающего воздуха 0° С и выше; 3 (зимнее) - минус 20° С и ниже (температура застывания топлива не выше минус 35° С) и более морозостойкое топливо - минус 30° С и ниже (температура застывания топлива не выше минус 45° С); А (арктичес­кое) - минус 50 °С и ниже.

За счет присутствия серы в топливе уменьшается период задержки его само­воспламенения в цилиндре, что благо­приятно сказывается на работе двигате­ля. Он работает мягче, т. е. с меньшими ударными нагрузками. Однако сера повышает нагарообразование и способ­ствует быстрому изнашиванию деталей поршневой группы.

Топливо определенных сортов необхо­димо применять в зависимости от сезона года. При повышенной вязкости топлива ухудшаются его текучесть и распыл, а при низкой - смазывающая способность.

Другие виды топлива. При эксплуата­ции двигателей используют менее дефи­цитные и восполняемые источники теп­ловой энергии - газовое топливо и био­топливо.

Газовое топливо, использу­емое в газобаллонных автомобилях, может быть как естественного, так и искусственного происхождения и приме­няться в сжатом или сжиженном виде. К сжатым газам относятся природный газ (метан) и промышленные газы. Сжи­женными называют такие газы, кото­рые переходят из газообразного в жид­кое состояние при нормальной темпера­туре и давлении до 1,6 МПа. К ним отно­сят углеводороды, получаемые при пере­работке нефти.

Биотопливо - один из возоб­новляемых источников энергии. Его получают из продуктов и отходов сель­скохозяйственного производства. В ка­честве биотоплива в двигателях исполь­зуют спирт и растительные масла, получаемые, например, из рапса и сои. Рапсовое и соевое масла используют для дизелей, а спирт и газовое топливо - в карбюраторных двигателях.

Горючая и рабочая смеси. Смесь паров и мельчайших час­тиц бензина с воздухом называется горючей смесью, ко­торая, поступая в цилиндры и смешиваясь с остаточными га­зами, образует рабочую смесь.

При работе двигателя количество воздуха в горючей сме­си может быть больше или меньше теоретически необходимо­го. Для полного сгорания 1 кг бензина теоретически требует­ся около 15 кг (или 12 м 3 ) воздуха. Состав горючей смеси характеризуется коэффициентом избытка воздуха a, который представляет собой отношение количества воздуха, участвующего в сгорании топлива aд, к теоретически необ­ходимому количеству aт. Если в горючей смеси на 1 кг топлива приходится 15 кг воздуха, т.е. aд = aт, то смесь называется нормальной (стехиометрической); в этом слу­чае

Если в горючей смеси на 1 кг топлива содержится свыше 15 кг, но не более 17 кг воздуха, то ее называют обедненной a = 1,05¸1,15; при содержании воздуха свыше 17 кг – бедной (a = 1,2¸1,25). Горючую смесь, меньше 15 кг, но не меньше 12 кг воздуха на 1 кг топлива, называют обогащенной (a = 0,8¸0,95); при содержании воздуха менее 12 кг – богатой (a = 0,5¸0,7). Наиболее экономичная работа двигателя достигается на обедненной смеси при a = 1,05¸1,1, а наибольшую мощность он развивает при работе на обогащенной смеси при a = 0,85¸0,9.

В карбюраторных двигателях в качестве топлива применяют бензин. Основной тепловой показатель бензина — его низшая теп­лота сгорания (около 44 000 кДж/кг). Качество бензина оценива­ют по его основным эк-сплуатационно-техническим свойствам: испаряемости, антидетонацион-ной стойкости, термоокислительной стабильности, отсутствию механичес-ких примесей и воды, стабиль­ности при хранении и транспортировке.

Испаряемость бензина характеризует способность его перехо­дить из жидкой фазы в паровую. Испаряемость бензина опреде­ляют по его фрак-ционному составу, который находится его раз­гонкой при различных тем-пературах. Об испаряемости бензина судят по температурам выкипания 10, 50 и 90% бензина. Так, например, температура выкипания 10% бензи-на характеризует его пусковые качества. Чем больше испаряемость при малых тем­пературах, тем лучше качество бензина.

Бензины имеют различную антидетонационную стойкость, т.е. раз-личило склонность к детонации. Антидетонационная стойкость бензина оценивается октановым числом (ОЧ), которое числено равно процентному содержанию по объему изооктана в смеси изооктана и гептана, равноцен-ной по детонационной стойкости данному топливу. ОЧ изооктана прини-мают за 100, а гептана за нуль. Чем выше ОЧ бензина, тем меньше его склонность к детонации.

Для повышения ОЧ к бензину добавляют этиловую жидкость, которая состоит из тетраэтилсвинца (ТЭС) — антидетонатора и диброметена — выносителя. Этиловую жидкость добавляют к бензину в количестве 0,5—1 см3 на 1 кг бензина. Бензины с добавкой этиловой жидкости называют этилированными, они ядовиты, и при их использовании необходимо соб-людать меры предосторожности. Этилированный бензин окрашен в крас-но-оранжевый или сине-зеленый цвет.

Бензин не должен содержать коррозирующих веществ (серы; сернис-тых соединений, водорастворимых кислот и щелочей), так как присут-ствие их приводит к коррозии деталей двигателя.

Термоокислительная стабильность бензина характеризует его стой-кость против смоло- и нагарообразования. Повышенное нагаро- и смоло-образование вызывает ухудшение отвода теплоты; от стенок камеры сго-рания, уменьшение объема камеры сгорания и нарушение нормальной по-дачи топлива в двигатель, что приводит к снижению мощности и эконо-мичности двигателя.

Бензин не должен содержать механических примесей и воды. Присут-ствие механических примесей вызывает засорение фильтров, топливопро-водов, каналов карбюратора и увеличивает износ стенок цилиндров и дру-гих деталей. Наличие воды в бензине затрудняет пуск двигателя.

Стабильность бензина при хранении характеризует его спо­собность сохранять свои начальные физические и химические свой­ства при хране-нии и транспортировке.

Автомобильные бензины маркируются буквой А с цифровым индеек-сом, показывающим значение ОЧ. В соответствии с ГОСТ 4095—75 выпускались бензины марок А-66, А-72, А-76, ? АИ-93 и АИ-98.

Карбюраторные топлива должны обладать хорошей испаряемостью, высокой коррозионной стойкостью, химической стабильностью, низкими температурами застывания и помутнения. Они не должны содержать воду, механические примеси, водорастворимые кислоты и щелочи. [3]

Карбюраторные топлива должны обладать хорошей испаряемостью, вполне обеспечивающей легкий запуск и нормальную работу мотора при любых условиях эксплуатации. Испаряемость карбюраторных топлив определяют стандартной разгонкой горючего в колбе Энглера. При разгонке фиксируют шесть важных точек: начало кипения и температуры, отвечающие 10 %, 40 %, 50 %, 90 % и 97 5 % точкам выкипания. [4]

Карбюраторное топливо не должно вызывать коррозии деталей двигателя. [5]

Карбюраторные топлива состоят из низко - и среднекипящих фракций нефти, легких продуктов вторичной переработки. В качестве топлив для карбюраторных двигателей используются также сжиженные углеводородные газы. [6]

Карбюраторное топливо ( бензин, лигроин, керосин), полученное прямой гонкой, имеет, как правило, низкую детонационную стойкость и нуждается в повышении октанового числа. [7]

Карбюраторные топлива , в частности автомобильные бензины, представляют собой смесь различных компонентов, получаемых разными технологическими процессами нефтепереработки. Они различаются углеводородным и фракционным составами. В автомобильные бензины вовлекают продукты прямой перегонки нефти различного фракционного состава, каталитического риформинга, каталитического крекинга, термического крекинга, замедленного коксования, бензины пиролиза и гидрокре -; кинга, газовый бензин, рафинаты от процесса получения ароматических углеводородов, технические бутаны, пентаны, гекса-ны, а также в качестве высокооктановых компонентов - алки-лат и ароматические углеводороды. [8]

Карбюраторное топливо предназначается для двигателей внутреннего сгорания, имеющих прибор ( карбюратор), в котором жидкое топливо превращается в газообразную смесь, поступающую затем в цилиндр двигателя. Зажигание горючей газообразной смеси в цилиндре происходит от искры электрической свечи. [9]

Жидкие карбюраторные топлива подразделяются на легкие и тяжелые. [10]

Бензино-метанольные карбюраторные топлива являются одним из вариантов альтернативных тошшв. Для предотвращения фазового разделения ( дестабилизации) бензино-метанольных смесей применяют специальные стабилизаторы-высшие спирты. Так по ТУ 6 - 02 - 32 - 1 - 80 для автомобильного бензина БМ-15 с октановым числом 76 пунктов по моторному методу рекомендуется следующий состав, % масс.: метанол-15, изобутиловый спирт-7 - 9, остальное-базовый бензин. [11]

Карбюраторным топливом для двигателей внутреннего сгорания является бензин. Бензин в настоящее время - важнейший нефтепродукт, так как служит топливом для двигателей, устанавливаемых на автомашинах и винтомоторных самолетах. [12]

Все карбюраторные топлива не должны содержать воды и меха - ических примесей. [13]

Все карбюраторные топлива не должны содержать воды и механических примесей. [14]

Стойкость карбюраторных топлив в отношении детонации характеризуется октановым числом, под которым понимают процентное содержание ( по объему) изооктана ( CsHie) в смеси с нормальным гептаном ( СтНш), которая по своей детонационной стойкости одинакова с испытываемым топливом. [15]

В качестве топлива для карбюраторных двигателей при­меняют бензин и керосин.

Топливо для карбюраторных двигателей должно удов­летворять следующим эксплуатационным требованиям: обла­дать хорошими карбюрационными свойствами; иметь высо­кую удельную теплоту сгорания; не вызывать детонации при работе двигателя на всех режимах; не приводить к отложениям смолы и нагара на деталях двигателя; иметь хорошие антикоррозийные свойства, то есть не вызывать коррозии металла при непосредственном контакте; сохра­нять свои свойства при длительном хранении.

Карбюрационные свойства топлива зависят от его испа­ряемости, упругости паров, скрытой теплоты парообра­зования, поверхностного натяжения и вязкости.

Хорошая испаряемость топлива позволяет в про­цессе смесеобразования в двигателе получать однородную паровоздушную смесь, способную к полному сгоранию. При недостаточной испаряемости топлива часть его оста­ется в капельно-жидком или пленочном состоянии, смесь получается неоднородной и полностью не сгорает.

Испаряемость зависит от фракционного состава топ­лива , который и определяет способность топлива перехо­дить из жидкого состояния в газообразное. При фракцион­ной разгонке топлива (ГОСТ 2177—66) определяются сле­дующие характерные точки: начало кипения, температура выкипания 10, 50 и 90 % топлива и конец кипения. Начало кипения бензина должно быть не ниже 35°С, иначе интен­сивное испарение топлива приводит к образованию в топ­ливопроводах паровых пузырьков и газовых пробок, что ухудшает наполнение цилиндров двигателя.

Пусковые свойства двигателя тем лучше, чем ниже температура выкипания 10 % топлива. Для пуска холод­ного двигателя при температуре окружающего воздуха минус 20. 25°С необходимо, чтобы температура выкипа­ния 10 % топлива была в пределах от 55 до 80°С.

Выкипание 50 % топлива должно происходить для бен­зина при температуре не выше 145 Р С и для керосина не выше 200 °С. Чем ниже температура выкипания 50 % топлива, тем лучше испаряется оно, а следовательно, быст­рее прогревается двигатель, имеет хорошую приемистость и устойчиво работает под нагрузкой.

От температуры выкипания 90 % топлива до конечной температуры его кипения происходит испарение тяжелых углеводородов. Чем меньше содержится в топливе тяже­лых, трудноиспаряющихся углеводородов, тем полнее сго­рает топливо.

Упругость паров топлива представляет собой давление его насыщенных паров на стенки сосуда. При большом содержании легкокипящих углеводородов топ­ливо имеет высокую упругость паров. В процессе смесе­образования такое топливо увеличивает паровую фазу И уменьшает жидкую. Размер паровых пузырьков при этом увеличивается, а наполнение цилиндров ухудшается.

Для летних автомобильных бензинов допускается дав­ление насыщенных паров не более 66,6 кПа, для зимних — от 66,6 до 93,3 кПа.

Удельная теплота сгорания горючей смеси — это коли­чество теплоты, выделяемой при сгорании горючей смеси в двигателе внутреннего сгорания. Она зависит от удель-ИОЙ теплоты сгорания топлива и объема воздуха, входя­щих в состав горючей смеси: чем выше концентрация топлива в составе горючей смеси, тем больше теплота сго­рания этой смеси.

Однако концентрация топлива в воздухе ограничива­ется проделом воспламеняемости горючей смеси. Так, например, бензин воспламеняется, если его концентрация и воздухе находится в пределах 1,7. 5,4 % по объему, керосин — 2,4. 6,0, этиловый спирт — 4. 13,7, водород — 9,4. 66,5 %.

Удельная теплота сгорания некоторых горючих смесей (кДж/кг) приведена ниже:

смесь I кг тракторного керосина и 14,5 кг воздуха. 2767

смесь 1 кг автомобильного бензина и 14,8 кг воздуха. 2780

смесь 1 кг дизельного топлива и 14,4 кг воздуха. 2771

Детонационная стойкость топлива — это свойство, характеризующее способность топлива противостоять взрывоподобному сгоранию в цилиндрах двигателя.

Время сгорания топлива в цилиндре двигателя, напри­мер, при частоте вращения коленчатого вала 2000 мин 1 составляет всего 0,003. 0,004 с. При этом фронт пламени распространяется со скоростью примерно 20. 35 м/с.

Однако при некоторых условиях (например, перегрев двигателя, повышенная степень сжатия и др.) сгорание в двигателе происходит в виде взрыва, при котором ско­рость распространения фронта пламени достигает 1500. 2500 м/с. Это приводит к резкому возрастанию ударных нагрузок на детали двигателя и к другим отрицательным явлениям.

В результате многократного отражения детонационных волн от стенок камеры сгорания и цилиндра возникают звуки вибрирующего металла.

Академики Н. А. Бах и Н. Н. Семенов разработали перекисную теорию возникновения детонации, согласно которой детонация возникает в результате образования и распада в последней фазе горения топлива нестойких кислородосодержащих веществ — пероксидов. В резуль­тате процессы окисления протекают активно и имеют цепной характер. При этом вместе с образованием конеч­ных продуктов окисления (воды, углекислого газа) вос­станавливаются нестойкие активные промежуточные сое­динения, которые затем распадаются, выделяют теплоту и становятся новыми очагами реакций окисления.

Детонационную стойкость топлива оценивают моторным методом. Сущность этого метода состоит в следующем. Подбирают смесь эталонных топлив (нормальный геп­тан C 7 H 16 —детонационная стойкость принята за 0; изооктан С8Н18 — детонационная стойкость 100) и испытывают ее в одноцилиндровой установке типа ИТ9-2 при стандарт­ных условиях. Если при этом испытуемое топливо и подо­бранная смесь гептана и изооктана имеют одинаковую интенсивность детонации, то октановое число испытуемого топлива будет равно процентному (по объему) содержанию изооктана в подобранной смеси.

Для повышения детонационной стойкости в топливо добавляют так называемые антидетонаторы — вещества, которые в процессе горения топлива задерживают накопле­ние перекисей и тем самым предотвращают возникновение детонации.

В качестве антидетонаторов применяют этиловые жид­кости, основным элементом которых является тетраэтилсвинец или марганцевый антидетонатор. Антидетонатор добавляют в бензин в небольших количествах (0,13. 0,79 г на 1 л).

Бензин с добавкой этиловой жидкости называют эти­лированным; его окрашивают нейтральным красителем в красный или синий цвет, предупреждающий о ядовитости топлива.

При работе с этилированным бензином нельзя допу­скать попадания его на кожу, на слизистые оболочки или в легкие. Запрещается применять этилированный бензин для мытья деталей и рук, засасывать бензин через шланг ртом и т. п.

В топливе почти всегда имеются смолистые смолообразующие вещества. Под действием кислорода воздуха, света и повышенной температуры количество смолистых веществ в топливе увеличивается; топливо приобретает темно-коричневую или желтую окраску; смолистые вещества осаждаются в виде густых темных соединений. Топливо с повышенным содержанием смол более склонно к детона­ции, не полностью сгорает, дает интенсивнее нагарообразо-вание, обладает повышенными коррозионными свойст­вами.

Корродирующие свойства топлива зависят от содержа­ния в нем минеральных кислот или щелочей, органических кислот, сернистых соединений и воды. Корродирующее действие топлива снижают за счет тщательной его очистки от компонентов, вызывающих коррозию.

В соответствии с ГОСТ 2084—67 выпускается пять ма­рок автомобильного бензина: А-66, А-72, А-76, АИ-93, АИ-98.

Буква А маркировки означает, что бензин автомобиль­ный; И—октановое число бензина, определялось по исследовательскому методу, то есть при режимах работы двигателя, соответствующих работе автомобилей в городских условиях; цифры 66, 72 и др. означают октановое число бензина.

Все виды автомобильного бензина, кроме АИ-98, под­разделяются на летние и зимние.

Низкооктановый автомобильный бензин применяется как топливо для пусковых карбюраторных двигателей на тракторах с основными дизельными двигателями.

Читайте также: