Доклад технология проблемного обучения в условиях реализации фгос

Обновлено: 02.07.2024

Сегодняшняя система образования находится в поиске новых, адекватных современности моделей и структур. В последние десятилетия в мире происходят интенсивные процессы становления новой образовательной парадигмы, идущей на смену классической, традиционной. В чем же их принципиальное отличие?

Так, в рамках классической образовательной парадигмы основной акцент делался на восприятие и запоминание обучающимися готовой учебной информации, то есть преобладало догматическое объяснительно-иллюстративное обучение.

В рамках же традиционной парадигмы осуществлялось прямое управление деятельностью учащихся через передачу информации от преподавателя к обучающемуся [Турчен, 119]. При этом учитель убеждал детей в привлекательности целей обучения, логически объяснял материал, доказывал истинность и практическую полезность знания.

Вместе с тем запросы современного общества выражаются в необходимости творческого и новаторского характера образования, что обусловлено как научно-технологическим прогрессом, так и изменяющимся образом жизни масс. Неслучайно перед школами и вузами стоит преимущественно новая задача, заключающаяся не только в передаче готовых знаний, но и в подготовке обучающихся к решению проблем, с которыми личность и общество еще не встречались.

Переход к новой образовательной парадигме и модернизация образования в России связаны в первую очередь с введением и утверждением новых федеральных государственных стандартов, в основу которых положен системно-деятельностный подход.

ФГОС определил и основную цель современного образования – формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных). На выходе же ученик должен владеть не знаниями, умениями и навыками, а предметными и метапредметными компетенциями.

Новые приоритеты в системе образования предполагают качественно новый подход к выбору технологий обучения. И здесь предпочтение отдается интерактивным технологиям. Одной из них является проблемное обучение.

Разработанная в начале прошлого столетия американским педагогом Джоном Дьюи и адаптированная в 70-х годах на русской почве А.М. Матюшкиным, М.И. Махмутовым, Т.В. Кудрявцевым, И.Я Лернером и другими исследователями, технология проблемного обучения (уже немолодая!) не теряет своей актуальности. С чем это связано?

В первую очередь с тем, что она строится на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся, на создании особого вида мотивации – проблемной, а также на внедрении проблемных методов. По определению Г.К. Селевко, это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами и явлениями их сущность, управляющие ими закономерности [Селевко, 142].

Сутью проблемного обучения является творческое усвоение знаний, базирующееся на побуждающем диалоге.

Как же это выглядит на практике?

На каждом этапе урока открытия нового знания выполняются УУД и создаются благоприятные условия для реализации требований ФГОС к формированию метапредметных результатов образования.

Большое внимание уделяется созданию проблемной ситуации, поскольку она оказывает воздействие буквально на всех детей класса, в том числе и слабоуспевающих.

  1. познавательных, включающих анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, классификацию, извлечение необходимой информации из текста, осознанное и произвольное построение речевого высказывания, подведение под понятие, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  2. регулятивных, подразумевающих выполнение пробного учебного действия, фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии, волевую саморегуляцию в ситуации затруднения;
  3. коммуникативных, нацеленных на выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, аргументацию своего мнения и позиции в коммуникации, учёт разных точек зрения;
  4. личностных, включающих способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию.

Для осознания противоречия и формулирования темы урока применяется побуждающий диалог как метод постановки учебной проблемы. Он представляет собой отдельные стимулирующие вопросы и предложения, которые помогают осознать противоречия и сформулировать тему урока.

Важно помнить, что технология проблемного обучения - это такая организация учебного процесса, которая предполагает создание в сознании обучающихся под руководством учителя проблемных ситуаций и организацию активной самостоятельной деятельности по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками. В рамках реализации ФГОС нового поколения обучение уже предполагает самостоятельный поиск решения. Практика показывает, что возникновение проблемной ситуации и ее осознание учащимися возможно при изучении почти каждой темы. Подготовленность школьника к проблемному обучению определяется, прежде всего, его умением увидеть выдвинутую преподавателем (или возникшую в ходе урока) проблему, сформулировать ее, найти решение и решить ее эффективными приемами.

Основными элементами проблемной ситуации являются вопросы, задача, задание.

Структуру проблемного урока наглядно отражают следующие этапы:

Существует несколько критериев, позволяющих оценить работу учащихся на таком уроке, в частности:

Проблемный анализ строится на взаимосвязи вопросов, каждый из которых решается в противоборстве, поединке мнений. Такой путь анализа воспитывает у учащихся умение защищать выбранную точку зрения, логически аргументировать читательские впечатления и выводы разбора.

Формы проведения проблемных уроков разнообразны. Это могут быть проблемные лекции, семинары, уроки-конференции, диспуты, дебаты.

Технология проблемного обучения используется в моей практике уже много лет, при этом с уверенностью можно говорить о ее актуальности.

Выпускники, адаптированные к технологии проблемного обучения, свободно чувствуют себя в новом статусе студентов вузов, более мотивированны, умеют учиться, осознанно выбирая свое место в жизни.

Нажмите, чтобы узнать подробности

- эта технология является универсальной, т.е. подходит для организации учебной деятельности на любом предметном уроке.

- технология проблемного обучения является эффективным средством повышения познавательной активности учащихся.

- позволяет развить творческие способности,

- способствует формированию самостоятельного мышления,

- и в итоге - успешному освоению знаний учениками.

В своем докладе я хотела бы предложить вам немного теории, затем показать, как реализуется технология проблемного обучения на практике.

Суть технологии проблемного обучения можно выразить словами Л.Н.Толстого:

Знания только тогда знания, когда они приобретаются

усилиями своей мысли, а не одной лишь памятью.

Это метод активного обучения, отошедшего от простого заучивания.

Проблемный подход к обучению нельзя назвать новейшим методом. Он используется еще со времен Сократа. Для учителей, которые выберут в качестве темы самообразования проблемное обучение, будут интересны работы ученых по тематике проблемного обучения.

Педагоги всегда стремились разработать методы обучения более эффективные, чем простое заучивание. Таким образом, в начале ΧΧ вв. в практику обучения внедрились активные методы обучения:

-эвристический, опытно-эвристический, лабораторно-эвристический методы, метод лабораторных уроков и естественнонаучное обучение.

Эти методы были названы Б.Е. Райковым исследовательским методом. Результаты применения данного метода в школьной практике были явными. Отмечалась познавательная и творческая активность учеников. Однако в 30-х годах этот метод был признан ошибочным.

В настоящее время вновь встал вопрос об активизации учебного процесса, ведь традиционное заучивание материала не привело к развитию школьного обучения.

Что же такое проблемное обучение? Вот основные черты, которые выделяют ученые:

- это обучение развивающее, способствует развитию творческих способностей учащихся.

- в проблемном обучении сочетается самостоятельная поисковая деятельность учеников с усвоением ими готовых знаний.

- Организация урока должна базироваться на знании закономерностей развития мышления ребёнка и педагогических средств.

- Проблемное обучение отличается от традиционного, прежде всего целеполаганием (постановкой цели) и организацией процесса усвоения знаний.

Урок организуется таким образом, что ученикам даётся возможность искать пути решения поставленной проблемы.

Познавательная деятельность выстроена в следующую цепочку: проблемная ситуация → проблема → поиск способов ее решения → решение проблемы.

Нужно знать, что проблема и проблемная ситуация – разные понятия. Проблема содержит проблемную ситуацию. Проблемная ситуация - осознанное затруднение, путь преодоления которого следует искать.

Достоинства проблемного метода обучения: (в сравнении с традиционными методами)

- формирование личностной мотивации ученика, развитие мыслительной способности, познавательной активности, формирование диалектического мышления.

- традиционные методы обучения (когда знания ученики приобретают в готовом виде). ориентирован в основном на память учащихся. Мыслительная деятельность при таком подходе к обучению развивается слабо.

- А.А. Вербицкий отмечал при традиционной форме обучения отсутствие мотивации для ученика перспективы применения знаний.

Недостатки (зачеркнуть): Трудности

-применение данного метода требует больших затрат времени, чем традиционные методы обучения, которые являются более распространенными в школьной практике.

- проблемное обучение требует дифференцированного подхода.

- Необходимо уметь подвести ученика к противоречию, а ученик сам должен найти способ решения. Мастерство учителя, прежде всего, заключается в умении создать проблемную ситуацию.

Дадим сравнительную характеристику традиционного и проблемного методов обучения.

Для традиционного обучения характерны наглядно-иллюстративные методы, когда сообщаются готовые знания, приводятся готовые примеры. Деятельность учителя при проблемном обучении направлена на развитие исследовательской деятельности, самостоятельной работы.

При традиционном способе обучения учащиеся получают готовые знания, закрепляют их с помощью упражнений, вопросов учителя и учебной литературы. Деятельность учащихся является репродуктивной. При проблемном обучении знания учащимися приобретаются путём самостоятельного решения проблемных вопросов. Учащиеся САМОстоятельно ищут пути решения проблемы, проводят САМОконтроль и САМОоценку.

При традиционном обучении мотивация связана с непосредственной с деятельностью учителя, например, интересное изложение учебного материала. В процессе проблемного урока ученики приобретают много важных умений и навыков, и самое главное, что их деятельность подкрепляется интеллектуальными мотивами.

Слайд: Сравнительная характеристика традиционного и проблемного обучения

Традиционное обучение

Проблемное обучение

Методы обучения

Активные исследовательские методы.

Результаты обучения

Получение знаний через развитие творческих способностей, мышления.

Деятельность учителя

Наглядно-иллюстративное обучение, при котором сообщаются готовые знания, приводятся готовые примеры.

Развитие исследовательской деятельности на основе самостоятельной работы. Управление учебными действиями учеников.

Деятельность

Носит репродуктивный характер:

заучивание готового учебного материала, выполнение упражнений на закрепление знаний, воспроизведение готовых знаний.

Формулирование проблемы и поиск путей решения проблемы.

Самоконтроль и самооценка деятельности.

Непосредственное побуждение, связанное с деятельностью учителя. Например, интересное изложение учебного материала.

Ученики испытывают удовлетворение от интеллектуального труда.

Подробней с теоретической частью доклада можно будет каждому ознакомиться самостоятельно. Материалы семинара записаны на диск.

Виды и уровни проблемного обучения, реализуемые

Известный педагог, ученый, профессор Махмутов М.И. классифицирует проблемное обучение, основываясь на видах творчества. Он выделяет три вида проблемного обучения:

Научное творчество связано с поиском нового правила, закона, доказательства. Этот вид творчества представляет собой теоретическое исследование. (Фото кристаллы)

Практическое творчество – это поиск способа применения полученного знания в новой ситуации. Этот вид проблемной ситуации основан на постановке и решении практических учебных проблем. (уроки химии, метеостанция)

Художественное творчество представляет собой художественное отображение действительности на основе творческого воображения, включающее рисование, игру, музицирование. (Инсценировки) (информатика, англ. яз)

Научное творчество применяется на теоретических занятиях, а практическое творчество целесообразно использовать на лабораторных и практических занятиях, занятиях кружка.

Художественное творчество применимо как на уроках, так и во внеурочной деятельности. (фото. )

М.Н. Скаткин выделяет следующие три вида проблемного обучения:

1. Проблемное изложение знаний.

2. Привлечение учащихся к поиску на отдельных этапах изложения знаний.

3. Исследовательский метод.

1. Проблемное изложение материала, содержащего историю, происхождение научного открытия, эксперимента; - подходит для средней и старшей школы, а в начальной школе не применим в связи с недостатком знаний и возрастными особенностями.

2. Проблемное изложение на основе современных научных знаний.

В процессе проблемного изложения учитель ставит задачи (проблемы, преобразованные в задачи – что нужно выяснить). Излагается фрагмент учебного материала и к нему ставится проблема – задача. Таких задач несколько по ходу объяснения учителя. Каждая задача решается учениками.

После каждого этапа объяснения перед учениками ставится задача для решения. В конце проблемного изложения материала делается вывод.( Воронина )

При использовании другого вида проблемного обучения -исследовательского ученикам даётся большая самостоятельность. Эта самостоятельность проявляется в построении плана поиска, выдвижении гипотезы, её проверке, проведении опытов, наблюдений, фиксации фактов, классификации и выводах. В процессе этой работы ученик познаёт этапы и принципы научного исследования. (Исследовательские проекты фото)

Учитель, опираясь на свой опыт и особенности учащихся класса, подбирает тот вид проблемного обучения, который будет наиболее эффективным.

Важными функциями проблемного обучения являются развитие творческих способностей учащихся, развитие практических навыков использования знаний и повышение уровня освоения учебного материала.

Слайд: Творческое развитие – неотъемлемая часть проблемного обучения. Такие задания заставляют учеников мыслить, искать пути решения проблемы, анализировать и обобщать.

Процесс приобретения знаний благодаря внедрению технологии проблемного обучения становится увлекательным для школьников. Дети с удовольствием выполняют лабораторные работы на уроках естественнонаучного цикла.

Лабораторные работы, например, по биологии, с использованием лабораторного оборудования – электронного микроскопа - вызывают массу положительных эмоций и желание ещё что-то новое открыть и увидеть. Удивление способствует возникновению интереса к объекту изучения.

Создание проблемных ситуаций в процессе организации учебного занятия

Формулирование проблемы часто более существенно, чем её разрешение .

А. Эйнштейн

Создание проблемной ситуации на уроке является средством, которое позволяет побудить у учащихся интерес к изучаемой теме и способствует формированию мышления, развитию речи. Ведь такие ситуации предполагают обдумывание и высказывание своих предположений. Данный вид деятельности подходит для любого школьного предмета.

Постановка проблемы имеет важное значение в структуре проблемного урока. От постановки проблемы будет зависеть ход урока и усвоение учебного материала: либо ученики в процессе решения проблемы узнают всё самостоятельно, активно участвуя в процессе урока новое, либо, если проблемная ситуация создана неудачно - получают готовый ответ от учителя.

К возникновению проблемной ситуации подталкивает возникшее противоречие. Противоречие может быть связано либо с возникшим затруднением или с удивлением. Собственно, поэтому и проблемные ситуации бывают двух типов: возникшие с удивлением и возникшие с затруднением.

Проблемные ситуации, возникшие с затруднением, появляются тогда, когда нужно выполнить задание, но это невозможно осуществить. Для создания проблемной ситуации по, вызывающей затруднение, учитель может использовать приём, когда даётся задание, которое не знакомо ученикам и не имеет сходства с ранее решенными заданиями. Данные приёмы хорошо подходят для уроков русского языка и математики.

Другой тип проблемных ситуаций на уроке - это противоречия, возникающие с удивлением. Такие противоречия бывают двух типов:

- между несколькими положениями; (об Илье Муромце)

- между житейским представлением учеников и научным фактом.

В первом случае для создания проблемной ситуации можно учащимся представить одновременно противоречивые факты, точки зрения, столкнуть разные мнения учеников.

В случае создания проблемной ситуации, возникающей как противоречие между житейским представлением и научным фактом, можно сообщить научный факт или показать эксперимент как научный факт или использовать другой наглядный пример. Можно также дать практическое задание или задать вопрос, чтобы выявить ошибочное житейское представление.

Приведём примеры создания проблемной ситуации, возникающей с удивлением.

На уроке русского языка в 3 классе по заданию учителя школьники читают вслух слова: весть, известие, вестник, известный, известно. Тем самым учитель одновременно предъявляет два противоречивых факта (в одних словах "т" произносится, в других нет).

- проблема: почему в некоторых словах "т" не произносится?

- тема урока: "Непроизносимые согласные в корне слова" (Фото)

Структура проблемного урока

Традиционный и проблемный урок имеют общую цель – получение знаний учащимися. Однако проблемный урок отличается от традиционного, прежде всего, этапами введения и воспроизведения знаний.

Учителю при создании проблемных ситуаций следует учесть степень готовности учеников к принятию решения, например, умение задавать вопросы и участвовать в диалоге, выдвигать гипотезы, умение использовать ранее усвоенные знания и переносить их в новую ситуацию. Следует учитывать уровень знаний учеников, психологические особенности и интеллектуальные возможности. В противном случае, учащиеся могут потерять интерес к решению проблемы, т.к. она окажется им не по силам.

Проблемный урок имеет следующую структуру:

I. Постановка учебной проблемы

II. Постановка учебной задачи

III. Поиск решения

IV. Выражение решения

V. Реализация продукта

Кратко охарактеризуем этапы проблемного урока.

На этапе поиска учебной проблемы применяются методы проблемного изложения, эвристический, исследовательский.

Эвристическую беседу можно охарактеризовать как вопросно-ответный метод. Учитель задаёт логически связанные вопросы, а ученики – отвечают.

Результатом эвристической беседы является решение проблемы. Вопросы, которые задаёт учитель в ходе беседы, являются этапами решения проблемы.

При использовании проблемного метода изложения учитель показывает пути, образец решения проблемы, раскрывает логику решения, как можно действовать, чтобы решить проблему. Данный метод исключает готовое изложение научных знаний. Например, при изучении состава воздуха учитель не сообщает сразу состав воздуха, а просит учеников высказать предположения о его составе и о том, как это можно проверить. Гипотезы, выдвинутые учениками, проверяются демонстрацией опыта.

Использование исследовательского метода требует достаточной теоретической базы знаний учащихся. Этот метод характеризуется высоким уровнем познавательной активности учеников. Данный метод отлично подходит для лабораторных и практических уроков среднего и старшего звена.

Учитель побуждает учеников к выдвижению гипотезы с помощью интересных фактов или наводящих вопросов.

Создание художественного образа передаёт содержание учебного материала. Для его создания используют формы: написание сценария, стихотворение, загадки и т.д. Создание художественного образа не является обязательным для всех учащихся класса.

Внедрение этапа творческого воспроизведения знаний способствует развитию памяти, внимания, коммуникативных качеств учащихся.

Технология организации групповых проблемных дискуссий

Одним из компонентов технологии развивающего обучения является особым образом организованное общение. Такой формой общения может быть учебная дискуссия.

Можно выделить различные виды дискуссий:

Структура проблемного урока - универсальна и подходит для внедрения в педагогическую практику учителя любого предмета.

Федеральные государственные образовательные стандарты ставят на первое место не предметный, а личностный результат.

Для учителя работа по ФГОС - это переход от передачи знаний к созданию условий для активного познания и получения детьми практического опыта.

Для учеников это - переход от пассивного усвоения информации к активному ее поиску, осмыслению, использованию на практике.

В школу поступают дети разного уровня обученности и из разных социальных слоёв населения. Возникают противоречия между необходимостью формирования у них универсальных учебных действий и низкой учебной мотивацией обучающихся.

Активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся позволяет технология проблемного обучения. Учащиеся совершают такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, что, в итоге, даёт положительные результаты обучения.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Доклад на тему

Технологии реализации ФГОС: проблемное обучение

Выполнил: Шигина Е.К.,

учитель истории и обществознания

В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС перед учителями ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, формирование универсальных действий, обеспечивающих все учебные предметы, формирование компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне. Реализации данных задач в полной мере способствует системно-деятельностный подход в обучении, который заложен в новые стандарты.

Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.

В формировании данных навыков в процессе школьного образования важную роль играет технология проблемного обучения.

Проблемное обучение предполагает не только усвоение результатов научного познания, но и самого пути познания, способов творческой деятельности. В его основе лежит деятельностный принцип организации процесса обучения, приоритет отдаётся поисковой учебно-познавательной деятельности учащихся.

Таким образом, сущность проблемного обучения составляют:

• организация педагогом проблемных ситуаций в учебно-познавательной работе обучающихся;

• управление их поисковой деятельностью по усвоению новых знаний и способов действий путем решения проблемных задач.

Методы проблемного обучения

В педагогике выделяют следующие методы, используемые при организации проблемного обучения (система методов М. Н. Скаткина и И. Я. Лернера):

• репродуктивный метод применяется для осмысления усвоения теоретических знаний, отработки умений и навыков, заучивания учебного материала;

• практический метод основывается на том, что в деятельности учащихся преобладает применение полученных знаний к решению практических задач, на первый план выдвигается умение использовать теорию на практике;

• частично-поисковый метод включает восприятие объяснений учителя учеником, сочетание с его собственной поисковой деятельностью по выполнению работ, требующих самостоятельного прохождения всех этапов познавательного процесса;

• исследовательский метод представляет умственные действия по формулировке проблемы и нахождению путей ее решения.

Практическое применение проблемного обучения на уроках истории и обществознания.

Этапы проблемного обучения:

1) разработка проблемных вопросов;

2) перевод проблемного вопроса в проблемную ситуацию;

3) определение форм решения проблемных ситуаций;

4) определение факторов создания проблемных ситуаций;

5) подготовка проблемных домашних заданий;

6)разработка дидактического и контрольного материала.

Виды проблемного урока; проблемно – исследовательский, проблемно – поисковый, проблемно – обобщающий урок.

Структура проблемного урока.

1) актуализация знаний учащихся;

2) постановка учебной задачи. Актуализация темы

4) формирование умений и навыков.

Эта структура отражает основные этапы учения и этапы организации современного урока. Поскольку показателем проблемности урока является наличие в его структуре этапов поисковой деятельности, то естественно, что они и представляют внутреннюю часть структуры проблемного урока:

1) возникновение проблемных ситуаций и постановка проблемы;

2) выдвижение предположений и обоснования гипотезы;

3) доказательство гипотезы;

4) проверка правильности решения проблемы

Основные приемы проблемного изложения учебного материала:

1 . Тема урока, даже если в ней изучается событие тысячелетней давности, должна быть актуальной, современной. Для этого в самом начале урока необходимо сориентировать учащихся на возможности практического применения полученных знаний. Например, изучая сущность Столыпинской аграрной реформы, можно продумать возможность применения её некоторых положений, пусть даже не в чистом виде, в современной экономике.

3. Предоставление учащимся выбора из двух или более альтернатив, точек зрения.

При изучении Бородинского сражения знакомлю учащихся с различными мнениями о результатах и последствиях этого сражения:

а) Бородинская битва завершилась поражением русской армии, которая не смогла воспрепятствовать дальнейшему продвижению Наполеона.

б) Русские войска нанесли ощутимый урон французам, поэтому Бородино было успехом Кутузова.

в) Бородино стало генеральной репетицией, без которой не были бы возможны позднейшие успехи русской армии.

Ребята высказывают свои суждения, сравнивают планы Наполеона и Кутузова перед сражением, спорят. В споре рождается истина. Они приходят к выводу, что в Бородинской битве Наполеону не удалось сломить сопротивление русской армии, его армия понесла невосполнимый моральный урон, была потеряна половина войска.

Заканчивая данный урок, определяем коллективно причины победы России в войне 1812 года.

Некоторые считают основной причиной поражения Наполеона русскую зиму. Так ли это?

Учащиеся должны аргументировать свой вариант ответа.

4. Привлечение на уроке вместо стандартного материала афоризмов, эпиграмм, карикатур, частушек, пословиц. Например, при изучении особенностей развития сельского хозяйства и положения крестьянства в начале прошлого века можно задать следующий вопрос: «Попробуйте объяснить, почему у народа-труженика родились такие диаметрально противоположные по смыслу поговорки:

Как ни мечи, а лучше на печи. От безделья и то рукоделье. Кто много лежит, у того и бок болит. От работы не будешь богат, а будешь горбат. Труд человека кормит, а лень портит.

5. Сознательный выбор эффекта бумеранга. Учитель может придумать такое изложение материала, чтобы вызвать огонь (критику со стороны учащихся) на себя, специально допустить ошибку в объяснении материала. Особенно удачно это проходит при оценке какой-либо исторической личности, взаимоотношений между политическими деятелями, партиями и т.д.

6. Рассматривание явления с различных позиций.

Методика разработки проблемных вопросов, основанных на сталкивании противоречий.

Берётся важное историческое положение. Осуществляется поиск альтернативного ему положения (факта, события, идеи), содержащего противоречие в сопоставлении с первым.

На основе обоих положений формулируется проблемная задача.

(большевики знали, что проиграют выборы в Учредительное собрание, но, тем не менее, приняли в них участие. Почему?)

В ходе проблемного урока обычно выделяю четыре взаимосвязанных этапа:

1) постановка проблемного вопроса, создание проблемной ситуации.

2) выдвижение гипотез по решению проблемной ситуации.

3) поиск решений проблемы, аргументация, изучение фактического материала, источников, осмысление проблемы, обобщение материала.

4) дискуссия, аргументация, синтез, обобщение, выводы.

При этом, решение проблемной ситуации может осуществляться:

- на протяжении всего урока;

- на каком либо этапе процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.

При планировании проблемного урока выдерживаю основные этапы технологии. Вот один из примеров:

2) деление на группы - выдвижение гипотез (1 группа - Октябрь 1917г. - революция; 2 группа - Октябрь 1917г – переворот);

3) подтверждение гипотез фактами, документами, определением содержания терминов, примерами из всемирной и отечественной истории;

5) выводы по решению проблемы.

В ходе данного урока создаются условия для формирования учебно-познавательной компетенции через организацию самостоятельной познавательной деятельности и решение проблемных задач, информационной компетенции через анализ и отбор нужной информации, необходимой для решения проблемного вопроса, коммуникативной компетенции через организацию групповой работы.

В своей работе использую такие способы создания проблемной ситуации:

Ведущими методами на таких уроках становятся:

- Диалогический метод (обучающийся решает с помощью учителя поставленную учителем проблему);

- Эвристический метод (обучающиеся сами решают проблему, поставленную учителем);

- Исследовательский метод (обучающиеся самостоятельно ставят и решают проблему).

Не последнюю роль играет правильный подбор методических приемов, используемых учителем на проблемных уроках.

В чём сущность НЭПа?

В чём сила и в чём слабость НЭПа?

Каковы были перспективы существования НЭПа?

Прием нахождения аналогии – формирует готовность восприятия учебного материала путем концентрации внимания учащихся на конечной цели – нахождении аналогии изучаемому событию, явлению, процессу, личности и т. п. как в Отечественной истории, так и во Всемирной. Примером аналогии третьеиюньской политической системы является политика Наполеона Бонапарта.

Результатом использования данного приема является осознанное восприятие изучаемого материала, что способствует повышению уровня его усвоения.

Приём создания проблемной ситуации – в нём, в отличие от приёма проблемного изложения, проблемные вопросы вызывают удивление, создают познавательное затруднение, вызывают эмоции. Решаются они самими детьми при помощи учителя следующим образом: уяснение и постановка проблемы; формулирование вариантов решения; оценка их предпочтительности; выбор средств оптимального решения.

Существует множество способов создания проблемной ситуации. Назову лишь некоторые из них:

Результатом применения вышеперечисленных методов и приемов станет формирование учебно-познавательной компетенции (через постановку и решение познавательных задач, поиск нестандартных решений, создание и разрешение проблемных ситуаций, продуктивное познание, исследование), в том числе компетенции интеграции (структурирование знаний, расширение, приращение накопленных знаний), информационной компетенции (этому способствует анализ, осмысление, преобразование большого количества информации), коммуникативной компетенции (вырабатывается умение слушать и взаимодействовать с другими через коллективную и групповую работу в ходе решения проблемных ситуаций), компетенции личностного совершенствования (через создание ситуаций успеха на уроках).

Использование проблемного метода обучения позволило получить следующие результаты:

1. учащиеся грамотно и четко формулируют вопросы, участвуют в обсуждении; имеют желание высказывать и отстаивать свою точку зрения;

2. развивается логическое мышление;

3. развивается память, внимание, умение самостоятельно организовывать свою познавательную деятельность;

4. развивается способность к самоконтролю;

5. формируется устойчивый интерес к предмету;

6. активизируется мыслительная и познавательная деятельность учащихся на уроке.

На данном этапе развития человечества проблемное обучение просто необходимо, так как оно формирует гармонически развитую творческую личность, способную логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях, способную систематизировать и накапливать знания, способную к высокому самоанализу, саморазвитию и самокоррекции. Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не сдается перед проблемами, а стремится их разрешить. Мы имеем дело с творческой личностью всегда способной к поиску.

Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей. - М.: Просвещение, 1977.

Иванов Д.А. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании. М, 2007.

Кудрявцев Т. В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. - М.: Знание, 1991.

Иванова О.В. Проблемное обучение в курсе истории// Преподавание истории в школе, №8, 1999.


Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. По сути, это и есть главная задача нового образовательного стандарта, который призван реализовать развивающий потенциал общего среднего образования.

Методическим основанием реализации ФГОС выступает грамотное сочетание и использование образовательных технологий, позволяющих удовлетворять все образовательные потребности обучающихся. Среди всего многообразия реализуемых технологий до сегодняшнего дня не существует какой-либо одной универсальной, поэтому необходим их отбор согласовывать с методологическими основаниями той образовательной системы, которая выбрана в рамках конкретного подхода реализации ФГОС в конкретной образовательной организации.

− технология проблемного обучения;

− технология продуктивного чтения;

− технология оценивания учебных результатов;

− технология проектной деятельности;

Среди реализуемых технологий с целью формирования познавательных универсальных учебных действий (УУД) приоритетной нами видится технология проблемного обучения.

Идея проблемного обучения широко разрабатывается с 60-х гг. ХХ века. Большое значение по теории проблемного обучения имели работы отечественных психологов, развивших положения о том, что умственное развитие характеризуется не только объемом и качеством усвоенных знаний, но и структурой мыслительных процессов, системой логических операций и умственных действий.

Различные направления исследований в области проблемного обучения способствовали тому, что авторы по-разному определяют сущность проблемного обучения. Так, проблемное обучение понимается как совокупность определенных действий (В. Оконь), участие обучающихся в решении учебных проблем (И. Лернер), решение проблемных задач (Т. В. Кудрявцева), тип развивающего обучения (М. И. Махмутов) и др.

Проблемное обучение является одним из наиболее эффективных средств активизации мышления учащихся.

Основные достоинства проблемного обучения заключаются в том, что:

во-первых, проблемное обучение является одним из наиболее эффективных средств активизации мышления учащихся. Новое применение знаний ищется и находится самим учеником;

во-вторых, цель активизации учащихся посредством проблемного обучения заключается в том, чтобы поднять уровень мыслительной деятельности ученика и обучать его в системе умственных действий;

в-третьих, мне кажется, что учащиеся способны и к активной интеллектуальной деятельности, и мыслить логично, и работать самостоятельно, и устанавливать причинно-следственные связи, и проверять полученные результаты на практике;

в-четвертых, технология проблемного обучения позволяет развивать, творческие способности учащихся.

в-пятых, проблемное обучение способствует успешной социализации учащихся путем создания и решения проблемных ситуаций. Если ученик способен найти ответ на проблемной вопрос в учебной деятельности, то он способен разрешить и любую другую, социальную или жизненную проблему.

Результатом обучения с помощью технологии проблемного обучения является развитие универсальных учебных действий:

личностные действия: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация;

регулятивные действия: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция;

познавательные универсальные действия: общеучебные универсальные действия (умение строить высказывание, формулировка проблемы, рефлексия деятельности, поиск информации, смысловое чтение, моделирование);

коммуникативные: действия планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка вопросов, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

При реализации технологии проблемного обучения необходимо учитывать методический компонент организации образовательного процесса в условиях начального общего образования. Проблемное обучение позволяет реализовывать разнообразные типы уроков. Типология уроков представлена в Таблице 1.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье описаны теоретические основы проблемного обучения, цель, задачи, функции. Дана сравнительная характеристика проблемного и традиционного урока.

Технология проблемного обучения в условиях реализации ФГОС

Технология проблемного обучения: теоретические основы

Знания только тогда знания, когда они приобретаются

усилиями своей мысли, а не одной лишь памятью.

Технология проблемного обучения в школе является эффективным средством повышения познавательной активности учащихся. Данная технология позволяет развить творческие способности, способствует формированию самостоятельного мышления, успешному освоению знаний учениками. Технология проблемного обучения является универсальной, т.е. подходящей для организации учебной деятельности на любом предметном уроке.

Проблемное обучение – это обучение развивающее, которое способствует развитию творческих способностей учащихся. Что же такое проблемное обучение? Например, по мнению Махмутова М.И. в проблемном обучении сочетается самостоятельная поисковая деятельность учеников с усвоением ими готовых знаний. Лернер И.Я. считает проблемное обучение процессом принятия участия ученика в решении новых познавательных проблем под руководством учителя.

Важной особенностью проблемного обучения является организация учителем самостоятельной познавательной деятельности ученика. Познавательная деятельность школьников должна сочетаться с готовыми предметными знаниями.

Организация урока с использованием проблемного обучения должна базироваться на знании закономерностей развития мышления ребёнка и педагогических средств.

Проблемное обучение отличается от традиционного, прежде всего целеполаганием (постановкой цели) и организацией процесса усвоения знаний. Урок с применением проблемного обучения организуется таким образом, что ученикам даётся возможность искать пути решения поставленной проблемы.

Познавательная деятельность в условиях проблемной ситуации выстроена в следующую цепочку: проблемная ситуация → проблема → поиск способов ее решения → решение проблемы.

Нужно знать, что проблема и проблемная ситуация – разные понятия. Проблема содержит проблемную ситуацию. Проблемная ситуация - осознанное затруднение, путь преодоления которого следует искать.

Дадим сравнительную характеристику традиционного и проблемного методов обучения.

Если урок построен на традиционном способе обучения, то учащиеся получают готовые знания, закрепляют их с помощью специальных упражнений, вопросов учителя и учебной литературы. Новые знаний в процессе изложения связываются с изученным материалом ранее. Ученикам нужно же получить знания в готовом виде, осмыслить, запомнить и воспроизвести. Следовательно, деятельность учащихся является репродуктивной. При организации проблемного обучения знания учащимися приобретаются путём самостоятельного решения проблемных вопросов.

Для традиционного обучения характерно преобладание наглядно-иллюстративного метода, при котором сообщаются готовые знания, приводятся готовые примеры. Деятельность учителя при проблемном обучении направлена на развитие исследовательской деятельности на основе самостоятельной работы и управление учебными действиями учеников.

При традиционном обучении деятельность учащихся носит репродуктивный характер: заучивание готового учебного материала, выполнение упражнений на закрепление знаний, воспроизведение готовых знаний. Проблемное обучение направлено на развитие САМО: учащиеся САМОстоятельно ищут пути решения проблемы, проводят САМОконтроль и САМОоценку.

При традиционном обучении мотивация связана с непосредственной с деятельностью учителя, например, интересное изложение учебного материала. В процессе проблемного урока ученики приобретают много важных умений и навыков, и самое главное, что их деятельность подкрепляется интеллектуальными мотивами.

Сравнительная характеристика традиционного и проблемного обучения

Традиционное обучение

Проблемное обучение

Методы обучения

Активные исследовательские методы.

Результаты обучения

Получение знаний через развитие творческих способностей, мышления.

Деятельность учителя

Наглядно-иллюстративное обучение, при котором сообщаются готовые знания, приводятся готовые примеры.

Развитие исследовательской деятельности на основе самостоятельной работы. Управление учебными действиями учеников.

Деятельность

Носит репродуктивный характер:

заучивание готового учебного материала, выполнение упражнений на закрепление знаний, воспроизведение готовых знаний.

Формулирование проблемы и поиск путей решения проблемы.

Самоконтроль и самооценка деятельности.

Непосредственное побуждение, связанное с деятельностью учителя. Например, интересное изложение учебного материала.

Ученики испытывают удовлетворение от интеллектуального труда.

Цели, задачи и функции технологии проблемного обучения

Любое обучение и традиционное, и с использованием образовательных технологий сопряжено с постановкой целей и реализацией определенных функций. Целями проблемного обучения являются:

- усвоение результатов научного познания, а также овладение способами познания;

- формирование и развитие интеллектуальной, мотивационной сфер школьника;

- развитие индивидуальных способностей учащихся.

Проблемное обучение направлено на самостоятельное открытие знаний учащимися. Организация проблемного урока базируется на принципе проблемности.

Как было отмечено ранее, проблемное обучение выполняет также функцию развития у учащихся практических навыков использования знаний и повышение уровня усвоения учебного материала. Известно, что воспроизведенные на практике умения, знания в рамках проблемной ситуации способствуют их лучшему усвоению и более быстрому закреплению. Практическое применение знаний средствами традиционной педагогики, без решения проблемной ситуации, уступает в качестве усвоения учебного материала.

Создание проблемной ситуации на уроке является средством, которое позволяет побудить у учащихся интерес к изучаемой теме и способствует формированию мышления, развитию речи. Ведь такие ситуации предполагают обдумывание и высказывание своих предположений. Данный вид деятельности подходит для любого школьного предмета.

Проблемное обучение на уроке имеет следующую структуру: постановка проблемы, поиск решения проблемы, описание решения, реализация решения. Постановка проблемы имеет важное значение в структуре проблемного урока. От постановки проблемы будет зависеть ход урока и усвоение учебного материала: либо ученики в процессе решения проблемы узнают всё самостоятельно, активно участвуя в процессе урока новое, либо, если проблемная ситуация создана неудачно - получают готовый ответ от учителя.

К возникновению проблемной ситуации подталкивает возникшее противоречие. Противоречие может быть связано либо с возникшим затруднением или с удивлением. Собственно, поэтому и проблемные ситуации бывают двух типов: возникшие с удивлением и возникшие с затруднением.

Проблемные ситуации, возникшие с затруднением, появляются тогда, когда нужно выполнить задание, но это невозможно осуществить. Для создания проблемной ситуации по, вызывающей затруднение, учитель может использовать приём, когда даётся задние ученикам либо вообще невыполнимое, либо такое, которое не знакомо ученикам и не имеет сходства с ранее решенными заданиями. Данные приёмы хорошо подходят для уроков русского языка и математики.

Рассмотрим примеры создания проблемных ситуаций, возникших с затруднением.

После проверки выполнения задания учитель предлагает решить ещё примеры:

Это, несомненно, вызывает затруднение у учеников и одновременно интерес, как же можно решить данные примеры?

Виды и уровни проблемного обучения

Выделяет три вида проблемного обучения:

Рассмотрим краткую характеристику этих видов.

Научное творчество связано с поиском нового правила, закона, доказательства. Этот вид творчества представляет собой теоретическое исследование.

Практическое творчество – это поиск способа применения полученного знания в новой ситуации. Этот вид проблемной ситуации основан на постановке и решении практических учебных проблем.

Художественное творчество представляет собой художественное отображение действительности на основе творческого воображения, включающее рисование, игру, музицирование.

Научное творчество применяется на теоретических занятиях, а практическое творчество целесообразно использовать на лабораторных и практических занятиях, занятиях кружка.

Художественное творчество применимо как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Виды проблемного обучения: научное творчество, практическое творчество и художественное творчество имеют четыре уровня проблемного обучения, выделенные. Распределение по уровням связано с разным уровнем усвоения знаний и мышлением учащихся.

1 уровень. Уровень обычной активности.

2 уровень. Уровень полусамостоятельной активности.

3 уровень. Уровень самостоятельной (продуктивной) активности.

4 уровень. Уровень творческой активности.

Данные уровни отражают уровень освоения новых знаний учащимися и способов умственной деятельности, а также уровни мышления. Иными словами, в какой ситуации и каким образом может ученик применить имеющиеся у него знания. Самый высокий уровень достижения учащихся – четвёртый.

На уровне обычной активности происходит восприятие учащимися изложенного учебного материала учителем, усвоение образа умственного действия в условиях проблемной ситуации и выполнение заданий воспроизводящего характера.

На втором уровне - уровне полусамостоятельной активности - учащиеся применяют полученные знания в новой ситуации и участвуют в поиске способа решения учебной проблемы. На этом уровне находится большинство школьников. Учащиеся, находящиеся на этом уровне нуждаются в помощи учителя и испытывают затруднения в новых познавательных ситуациях.

Знания учеников недостаточны для построения всей логической цепочки решения проблемы.

Выполнять самостоятельные работы репродуктивно-поискового типа ученики могут, достигнув третьего уровня - самостоятельной (продуктивной) активности. Достигнув этого уровня, учащиеся могут самостоятельно применять усвоенные знания в новой ситуации, работать с текстом учебника, конструировать решение задачи среднего уровня сложности.

Выполнять самостоятельные работы, требующие логического анализа, открытия нового способа решения, творческого воображения учащиеся способны, достигнув четвертого уровня - творческой активности.

Ученики, находящиеся на четвертом уровне развития, быстро усваивают

приёмы умственной деятельности, способны выдвигать гипотезу и выбирать пути для решения проблемы. У таких учащихся преобладает словесно-логическое мышление. Уровень проблемного обучения – отражение в совокупности процесса обучения и его результата, степени сформированности познавательной самостоятельности, творческих способностей учащихся.

Представим в виде схемы деятельность ученика и учителя при реализации исследовательского метода обучения.

Исследовательский метод

Деятельность учителя Деятельность ученика

Составление и предъявление Восприятие или самостоятельное

проблемных задач для поиска усмотрение проблемы. Осмысление

решений. Контроль за ходом условий задачи. Планирование способов решений исследования. Самоконтроль

в процессе исследования и его

завершения. Воспроизведение хода

исследования, мотивирование его

Учитель, опираясь на свой опыт и особенности учащихся класса, подбирает тот вид проблемного обучения, который будет наиболее эффективным. Но какой бы вид проблемного обучения не был использован на уроке учителем, важным моментом является развитие самостоятельности мышления, развитие познавательного интереса и качественное усвоение знаний.

Структура проблемного урока

Традиционный и проблемный урок имеют общую цель – получение знаний учащимися. Центральным звеном проблемного урока является проблемная ситуация, которую учащиеся разрешают в процессе учебной деятельности под руководством учителя. Результатом этой деятельности становятся приобретенные знания. Одновременно на таком уроке ученики осваивают способы решения проблемных ситуаций. Учителю при создании проблемных ситуаций следует учесть степень готовности учеников к принятию решения, например, умение задавать вопросы и участвовать в диалоге, выдвигать гипотезы, умение использовать ранее усвоенные знания и переносить их в новую ситуацию. Как правило, ученики имеют представления о некоторых этапах решения проблемных ситуаций. Например, с умением выдвигать гипотезы, учащиеся знакомятся на уроках естественнонаучного цикла, когда изучают методы научного познания. На этих уроках в средней и старшей школе даётся определение гипотезы, приводятся примеры.

Проблемный урок имеет следующую структуру:

I. Постановка учебной проблемы

II. Постановка учебной задачи

III. Поиск решения

IV. Выражение решения

V. Реализация продукта

Кратко охарактеризуем этапы проблемного урока.

Поэтому новый вопрос в процессе эвристической беседы формулируется после решения предыдущего вопроса, т.е. вытекает из ответа на предыдущий вопрос. Каждый решённый вопрос в процессе беседы – часть решения общей проблемы. Таким образом, структурными элементами эвристической беседы являются вопросы и ответы. Вопросы беседы актуализируют знания учащихся, чтобы найти ответ, ученики должны опираться на полученные ранее знания. Ответ ученика в эвристической беседе рассматривается как его личный опыт, поскольку он не знал готовый ответ и не видел его в учебной литературе или не слышал от учителя.

Приведём примеры создания проблемной ситуации на уроке по окружающему миру в начальной школе. На проблемный вопрос учителя ученики отвечают, что растений в пустыне очень мало, почти нет. Далее учитель читает отрывок из научно-популярной статьи.

Тот, кто никогда не бывал в пустыне, представляет ее в виде большого необитаемого пространства со скудной растительностью или вовсе без нее. Но такой пустыня бывает лишь летом или осенью, когда солнце сжигает все и на иссохшей твердой земле не заметно жизни. Совсем по-другому выглядит пустыня весной - во время короткого, но бурного цветения. Цветущая пустыня - явление удивительно красивое! Попав в каменистую пустыню весной, видишь горы, сплошь покрытые зеленым растительным ковром. На каменистых осыпях - изящные плети каперсов с белыми цветками, напоминающими орхидеи. Рядом с крупными валунами, дающими хотя бы минимальную тень, мини-клумбы дикой календулы. В трещинах между камнями - стебельки латука с мелкими желтыми цветками. Его млечный сок в виде темно-коричневой замазки застывает на мордочках ящериц - любителей этих растений. Весной в каменистых пустынях цветут астрагалы - повсюду их бледно окрашенные соцветия разной формы. Листва на растениях сероватая, слегка опушенная - это уменьшает испарение. Особенно красиво весной на юге Туркмении, в Бадхызе. В пересыхающих руслах весенних потоков на влажном песке первыми зацветают тюльпаны - мелкие, лиловато-розовые, затем изысканные желтые, на длинных цветоносах и более крупные ярко-красные. Их сменяют маки - нежные цветки колышутся при малейшем дуновении ветерка, образуя настоящее алое море. На зеленых холмах на значительном расстоянии друг от друга растут 5-7-метровые фисташки. Ранней весной серые кроны деревьев с плотно переплетенными между собой ветвями еще прозрачны, их четкий рисунок рельефно выделяется на фоне синего неба. Основной ствол у фисташки короткий, невысоко над землей он разделяется на многочисленные более тонкие стволики. Под весенним солнцем быстро набухают и лопаются почки, и дерево покрывается букетиками мелких красноватых листочков и цветков. На склонах холмов на фоне светлой зелени выделяются гигантские ферулы - многолетние растения из семейства зонтичных с мелкими желтоватыми или зеленоватыми цветками. Высота некоторых из них достигает двух метров. Отходящие от ствола цветоносы окружены плотными чашами, в них скапливается вода, которую пьют разные животные. В долине реки Кушки и на склонах Копетдага взгляд поражают целые куртины стройных (до 80 см в высоту) эремурусов. Их розоватые свечи роскошны и создают впечатление, что вы находитесь в парке или в ботаническом саду…

После прослушивания текста обучающиеся испытывают удивление, т. к. их представление о пустыни не совпало с услышанным и уведенным (т.к. текст целесообразно подкрепить видеорядом). Для подведения итогов можно использовать эвристическую беседу:

- Как мы привыкли представлять пустыню?

- Какая она на самом деле?

- Что нового узнали из текста?

- В чем мы должны разобраться?

- На какой вопрос ответить? - Как растения приспосабливаются (выживают) в пустыне?

На этапе выражения решения рекомендуется использовать задания продуктивного характера.

Список использованной литературы

1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М., Педагогика, 1989.

2. Ильницкая И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. - М.: Знание, 1985.

3. Кудрявцев П.О. Проблемное обучение. Истоки и сущность. - М.: Знание, 1991.

4. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. – М. Академия, 2003.

Читайте также: