Доклад свобода выбора и волевое воспитание

Обновлено: 18.05.2024

Что такое сво­бод­ное вос­пи­та­ние? Где гра­ницы сво­боды и все­доз­во­лен­но­сти, есть ли послед­ствия такой сво­боды и что думают свя­тые отцы о сво­бод­ном вос­пи­та­нии.

Сво­бод­ное вос­пи­та­ние – это идео­ло­гия, для кото­рой харак­терна край­няя инди­ви­ду­а­ли­за­ция вос­пи­та­ния, кате­го­ри­че­ское отри­ца­ние авто­ри­тар­ного вос­пи­та­ния и систе­ма­ти­че­ского обу­че­ния, осно­ван­ных на подав­ле­нии лич­но­сти ребёнка, регла­мен­та­ции всех сто­рон его жизни и пове­де­ния. Идеал сто­рон­ни­ков сво­бод­ного вос­пи­та­ния — не стес­ня­е­мое ника­кими огра­ни­че­ни­ями раз­ви­тие всех сил и спо­соб­но­стей ребёнка.

Инди­ви­ду­а­ли­за­ция вос­пи­та­ния — это:

  • предо­став­ле­ние ребёнку воз­мож­но­стей инди­ви­ду­аль­ного выбора, при­ня­тия реше­ний, само­ана­лиза, пони­ма­ния соб­ствен­ных качеств;
  • дея­тель­ность взрос­лого и ребёнка по под­держке и раз­ви­тию инди­ви­ду­аль­но­сти, духов­ного само­стро­и­тель­ства личности;
  • дея­тель­ность взрос­лого и ребёнка по под­держке и раз­ви­тию автоматизации.

Дви­же­ние за сво­бод­ное вос­пи­та­ние нача­лось в 18 веке с Ж.-Ж. Руссо, у нас пер­во­от­кры­ва­тель этого направ­ле­ния — Л.Н. Тол­стой. Начи­ная с 20 века и до сего­дняш­него дня, боль­шую извест­ность полу­чили так назы­ва­е­мые сво­бод­ные школы, напри­мер, школа Алек­сандра Нилла в Саммерхилле.

Идеи Л.Н. Тол­стого в даль­ней­шем про­сле­жи­ва­лась и в дея­тель­но­сти К.Н. Вент­целя, М. Мон­тессори и мно­гих других.

Так, К.Н. Вент­цель в своей работе “Осво­бож­де­ние ребенка” (1908) впер­вые обос­но­вал право ребенка на сво­боду выбора: ” Каж­дый ребе­нок, рож­ден­ный на свет, имеет право на вос­пи­та­ние, но она имеет также право и на то, чтобы его не вос­пи­ты­вали и особо не вос­пи­ты­вали чрез­мерно” борьбе за сво­боду и права ребенка К.Н. Вент­цель в своих педа­го­ги­че­ских тру­дах выска­зал ряд мыс­лей и поло­же­ний, кото­рые можно объ­еди­нить в три раздела:

1.Права урав­ни­вают воз­мож­но­сти детей и взрос­лых: право ребенка участ­во­вать в созда­нии зако­но­да­тель­ных актов, регу­ли­ру­ю­щих его жизни; право равен­ства со взрос­лыми; право созда­вать орга­ни­за­ции, союзы, кружки.

  1. Права, гаран­ти­ру­ю­щие сво­боду и право выбора: право при­над­ле­жать самому себе; право ухо­дить от роди­те­лей и вос­пи­та­те­лей; право выбора учеб­ного заве­де­ния; право на сво­боду веро­ис­по­ве­да­ния и рели­ги­оз­ных убеж­де­ний; право на сохра­не­ние своей само­быт­но­сти; право сво­боды мысли; право укло­няться от того обу­че­ния и вос­пи­та­ния, кото­рое идет враз­рез с инди­ви­ду­аль­но­стью ребенка.
  2. Права, обес­пе­чи­ва­ю­щие пол­но­цен­ное суще­ство­ва­ние и раз­ви­тие лич­но­сти: право иметь над­ле­жа­щие соци­аль­ные усло­вия; право на обра­зо­ва­ние; право на жизнь; право на раз­ви­тие спо­соб­но­стей и потен­ци­ала; право на защиту от нака­за­ний; право на мате­ри­аль­ное обеспечение.

Не из этих ли гума­ни­сти­че­ских идей о пра­вах и сво­бо­дах ребенка рас­тут ноги у нынеш­ней Юве­наль­ной системы?

В совет­ский период обрела попу­ляр­ность педа­го­ги­че­ская система В.А. Сухом­лин­ского — раз­ви­тие само­де­я­тель­но­сти, ини­ци­а­тивы и твор­че­ских начал в ребёнке. Вся обра­зо­ва­тель­ная система в Пав­лыш­ской сред­ней школе, руко­во­ди­мой Сухом­лин­ским В.А., была ори­ен­ти­ро­вана на идеи гума­низма, чело­веч­но­сти, доб­рого отно­ше­ния к детям, созда­ния усло­вий для инди­ви­ду­ально-твор­че­ского раз­ви­тия каж­дой лич­но­сти, пред­по­ла­гала уча­стие самого ребенка.

Прин­ципы, на кото­рых была осно­вана педа­го­ги­че­ская система В. А. Сухом­лин­ского следующие:

  • дове­рие к детям,
  • уче­ние без принуждения,
  • вос­пи­та­ние без наказаний,
  • сотруд­ни­че­ство детей и взрослых,
  • твор­че­ский труд и нрав­ствен­ная свобода,
  • воз­мож­ность выбора поступка, линии пове­де­ния, образа жизни,
  • при­ня­тие ответ­ствен­но­сти за свой выбор.

Свя­ти­телю Тихону Задон­скому есть, что на это возразить:

«Детей неис­прав­ных должно нака­зы­вать роди­те­лям. Так слово Божие пове­ле­вает им: “Не остав­ляй юноши без нака­за­ния: если нака­жешь его роз­гою, он не умрет; ты нака­жешь его роз­гою и спа­сешь душу его от пре­ис­под­ней” (Притч. 23, 13–14). Видим, что Сам Бог любит чад Своих, но от любви их нака­зы­вает: “Ибо Гос­подь, кого любит, того нака­зы­вает; бьет же вся­кого сына, кото­рого при­ни­мает” (Евр. 12, 6). Так и плот­ские роди­тели должны после­до­вать Богу и детей своих от любви нака­зы­вать. Ибо та любовь оте­че­ская слепа, кото­рая остав­ляет детей неис­прав­ных без нака­за­ния; истин­ная же и муд­рая та любовь, кото­рая свое­воль­ство их сми­ряет нака­за­нием. “Кто жалеет розги своей, тот нена­ви­дит сына; а кто любит, тот с дет­ства нака­зы­вает его” (Притч. 13, 25).

Мно­го­лет­нее иссле­до­ва­ние пси­хо­лога и педа­гога Н.М. Маго­ме­дова пока­зало, что, если при­ме­нять прин­ципы сво­бод­ного вос­пи­та­ния на прак­тике, то вос­пи­та­ние пре­вра­ща­ется в осо­бый про­цесс обще­ния педа­гога с вос­пи­тан­ни­ком как рав­ный с рав­ным. Но какова сущ­ность этого равен­ства? Почему, если все так радужно в тео­рии сво­бод­ного вос­пи­та­ния, пси­хо­логи утвер­ждают обрат­ное: детям нужен взрос­лый чело­век – опора, защита, при­мер, обра­зец, к кото­рому он стре­мится. Вот что гово­рит на эту тему дет­ский пси­хо­лог Ирина Медведева:

- Не могли бы вы при­ве­сти при­меры вред­ных совре­мен­ных педа­го­ги­че­ских методик?

– Ино­гда повы­шен­ные страхи бывают оттого, что неко­то­рые совре­мен­ные роди­тели испо­ве­дуют совер­шенно несвой­ствен­ную нашей куль­туре, да и любой тра­ди­ци­он­ной куль­туре, модель отно­ше­ний с ребен­ком. Они вме­сто того, чтобы быть стар­шими дру­зьями сво­его ребенка, вме­сто того, чтобы про­яв­лять свой роди­тель­ский авто­ри­тет и четко ребенку объ­яс­нять, что хорошо и что плохо, где добро и где зло, играют в так назы­ва­е­мое парт­нер­ство. Дескать, мы с тобой парт­неры, мы такие же, как ты, ты муд­рее нас, мы ничего не знаем, решай сам. Ребе­нок же не пони­мает, что это такая мод­ная и очень вред­ная педа­го­ги­че­ская инно­ва­ция. Он думает, что его роди­тели – сла­баки. Они в его гла­зах пере­стают быть его защитой.

– Какие еще есть модели вос­пи­та­ния, кото­рые нельзя воплощать?

В отли­чие от Л.Н. Тол­стого, осно­ва­тель школы Сам­мер­хилл, успешно зани­ма­ю­щейся прак­ти­кой сво­бод­ного вос­пи­та­ния, имеет такой взгляд на религию:

- Верите ли вы в Христа?

- Несколько лет назад у нас в Сам­мер­хилле жил ребе­нок одного проповедника.

Одна­жды в вос­кре­се­нье вече­ром, когда мы все тан­це­вали, про­по­вед­ник пока­чал голо­вой. Нилл, — ска­зал он, — здесь такое чудес­ное место, но почему вы все такие языч­ники? Браун, — отве­тил я, — вы про­во­дите свою жизнь, стоя на импро­ви­зи­ро­ван­ных три­бу­нах и рас­ска­зы­вая людям о том, как им спа­стись. Вы раз­го­ва­ри­ва­ете о спа­се­нии, а мы спа­се­ние про­жи­ваем. Нет, созна­тельно мы не сле­дуем хри­сти­ан­ству, но, говоря более широко, Сам­мер­хилл — это чуть ли не един­ствен­ная школа в Англии, кото­рая обра­ща­ется с детьми так, что Иисус это одоб­рил бы. Каль­ви­нист­ские свя­щен­ники в Южной Африке бьют своих детей точно так же, как и като­лики. Мы же в Сам­мер­хилле даем детям любовь и приятие.

- Каким обра­зом должны дети полу­чить свои пер­вые пред­став­ле­ния о Боге?

- А кто это — Бог? Я не знаю. Для меня это слово озна­чает доб­рое начало в каж­дом из нас. Если убеж­дать ребенка любить какое-то суще­ство, кото­рое сам не осо­бенно хорошо себе пред­став­ля­ешь, то при­не­сешь больше вреда, чем пользы.

Бог сде­лал чело­века сво­бод­ным, дал ему сво­бод­ную волю и наде­лил его сво­бо­дой выбора. Но зна­чит ли это, что нужно детей рав­нять на взрос­лых, что им необ­хо­димо предо­ста­вить пол­ную сво­боду для раз­ви­тия, систему, в кото­рой нет при­нуж­де­ния и нака­за­ния, нет рамок?

На прак­тике больше вреда, чем пользы закан­чи­ва­ются попытки осу­ще­ствить сво­бод­ное вос­пи­та­ние в мас­со­вом порядке. В част­но­сти, вопреки рас­про­стра­нен­ному мне­нию, сво­бод­ное вос­пи­та­ние, предо­став­ле­ние ребенку пол­ной само­сто­я­тель­но­сти вовсе не при­во­дит к раз­ви­тию само­сто­я­тель­но­сти. Ребе­нок, кото­рому вы предо­ста­вили пол­ную само­сто­я­тель­ность — это про­сто ребе­нок, предо­став­лен­ный для любых дру­гих вли­я­ний. А кто отве­чает за то, какими они будут?

Свя­той пра­вед­ный Иоанн Крон­штадт­ский очень точно про­ком­мен­ти­ро­вал бы отно­ше­ние к сво­бод­ному воспитанию:

свобода воли

Свобода воли – способность человека совершать выбор вне зависимости от каких-либо обстоятельств, полагаясь лишь на собственную волю. Однако проблемой определения наличия или отсутствия свободы воли заключается в определении рамок тех обстоятельств, в которых находится человек. Например, если мы учитываем только те обстоятельства, в которых находится человек здесь и сейчас, то человек способен проявлять многообразие выборов в совокупности всех факторов, которые оказывают влияние на его выбор. Но куда сложнее становится осознать факт свободы, если мы возьмем в расчет не только обстоятельства предоставленные в конкретной ситуации, но жизнь человека в целом. Учитывая факторы опыта, воспитания, культуры, жизненных установок, стремлений, желаний страхов и всего остального уже труднее говорить о наличии свободы воли, так как предсказать поведение человека можно, осознавая его личность. Таким образом, детерминированность воли заложена не в абстрактном понятии судьбы, а в характере самого человека, который в большинстве склонен принимать конкретные решения. Судьба существует как набор событий и условий в которые попадает человек, однако то как он поступает зависит лишь от него.

Таким образом, свободу воли можно определять и как способность принимать решения выходящие за рамки набора обыденного опыта человека, в согласии с которым он принимает большинство решений. И в этом свете, свобода воли становится не общечеловеческим вопросом, а индивидуальным: способен ли конкретный человек взглянуть на мир и ситуацию не с точки зрения своего обычного опыта, а взглянуть на ситуацию над этим опытом и сознательно осознавать что происходит? После чего совершить выбор правильный с помощью своей воли, а не просто двигаться по инерции своего характера.

Принцип и назначение свободы воли

Чтобы легче понять принцип такой свободы воли лучше будет привести пример. Однако учитывая уникальность каждого человека как характера, который делал определенные выводы в определенных ситуаций, и из них сложил пазл личности, лучше привести пример в ваакуме с чистыми и гиперболизированными проявлениями личностных черт, которых в реальности не существует. Предположим ситуацию: прохожего сбила машина и некий человек проходит рядом. Предположим также, что некий человек обладает характером безразличным, жестоким и не сострадательным – детерминизм характера будет проявляться в машинальном игнорировании чужих страданий. Если же такой человек сострадательный, то детерминизм, то есть отсутствие свободы воли, будет заключаться как раз в помощи. Сознательность и способность выходить за рамки накопленного опыта позволяют делать выбор вне зависимости от личностных черт и это будет являться свободой воли. Но ещё большей свободой воли является выбор изменить свой характер, сделать желанные движения воли настолько естественными, что они и станут характером.

Это будет проявляться в работе над собой. К примеру, человек желает стать дисциплинированным, однако он дисциплиной не обладает. Он будет вынужден напрягать свою волю раз за разом, чтобы приобрести дисциплину. И это есть тот самый акт свободы воли. Напрягая волю раз за разом, он делает определенное напряжение воли естественным, что дает плоды – человек обретает желаемое. Привыкший к дисциплине человек не сможет отказаться от неё, потому что таков его характер. Дисциплина становится частью такого человека и в этом уже проявляется детерминизм. Чтобы отказать от дисциплины теперь – человеку нужно будет идти против собственной воли.

Рассмотрев с этой точки зрения то, что означает свобода воли, мы можем понят не только её суть, но и её предназначение. Свобода воли дарована не для того, чтобы делать человека независимым от неких сил, а для того, чтобы делать счастливым. Желанный выбор всегда предполагает конечной целью счастье и напрягая волю ради достижения целей правильных, человек обретает счастье, а не независимость. Можно сказать, что свобода воли в выборе желанного приводит даже к большей зависимости, так как налагает обязательства, игнорируя которые цель свободы воли будет отдаляться от человека. Желающий стать чемпионом налагает на себя такое количество напряжения, которое вряд ли можно увязать с понятием свободы, но в этом и есть воля, выбор и достижение цели. Отдать свою свободу добровольно ради чего-то – значит быть свободным выбирать ради чего мы живем.

Индивидуальные особенности воли

Но для того, чтобы знать куда идти, нам следует осознать себя и свою природу. А также всю совокупность внутренних факторов, которые сподвигают нас действовать определенным образом и стремится к конкретным вещам. Часто бывает так, что опыт, воспитание и культура, противоречат природе, и тогда человек, хотя сам для себя и решает что, занимается правильным делом, на деле же страдает и находится в постоянном внутреннем дисбалансе. Истинный покой и счастье человек способен обрести только на своем месте. Даже если мы поместим птицу в блистательную золотую клетку – она не будет счастлива, точно также и золотая клетка различных социальных условностей или собственности не способна сделать человека по-настоящему счастливым.

Свобода воли и знания

Но как наглядно проявляется свобода воли в отношении знаний? Если мы детерминированы своим характером – мы склонны принимать лишь определенное знание, то, которое согласуется с нашим характером. И если мы хотим положительных изменений и нас не устраивает наш характер, то усилия воли следует направлять не на знание, которое нам любопытно и приятно, а на знание, которое нам полезно и ведет к счастью. Знание первое, то есть приятное, удовлетворяет лишь любопытство и вызывает кратковременное удовлетворение, без глубинных изменений. Знание второе – это такое знание, направив на которое напряжение воли, мы достигаем счастья. Отличие первого от второго очевидны, первое приятно, а второе полезно, к первому наш ум стремится сам, а второе нам следует культивировать усилием воли, разумом. Но и знания можно воспринимать по-разному. Даже все вышеописанное можно воспринимать как занимательное чтиво или как действительное знание, которое способно оказать положительный эффект. В этом также проявляется свобода воли, в том как мы воспринимаем все: сознательно или несознательно.

Культивируя в себе знания, ведущие к счастью, мы избавляемся от страданий и приближаемся к желаемому, что дает нам ощущение счастья не зависящее от внешних обстоятельств. Познав себя и тот путь, который принесет нам наилучшие плоды, мы способны правильно распорядиться своей волей, но до тех пор, пока у нас будет недостаточно знаний, нас будут ожидать разочарования и неправильные выборы. Поэтому, разумному человеку следует приложить усилия для обретения знаний, чтобы совершать правильные выборы.

Свобода воли и морально-нравственный аспект

Путь разума заключается в согласии воли с добродетелью. Добродетельный характер, облагороженный знаниями всегда совершает поступки, которые не оставляют за собой несправедливых чужих страданий. Но это не следует идеализировать. Тот же судья, вынося справедливый приговор преступнику вызывает у преступника и его близких страдания, однако это уже вопрос и к преступнику, и к близким. Их свобода воли привела к их собственным страданиям. Это страдания заслуженные и справедливые, а потому судья не должен их жалости или корысти нарушать общественный долг.

Свобода воли в морально-нравственном аспекте – это осознание последствий своих поступков, вместе с сознательным выбором этих последствий в виде действий. Если я выбираю правильный путь, тот путь, который не причиняет других ненужных страданий и при этом приносит счастье мне и окружающих, избавляя их от страданий – это правильный путь. Если же, руководствуясь корыстными или порочными мотивами, я потакаю своим желания и совершаю преступления – это неправильный путь. Технически человек волен выбирать самостоятельно, но понимание морально-нравственного аспекта заключается лишь в осознании последствий совершенных поступков. И это даже не вопрос формально избежания наказания за преступления, но вопрос самоощущения: живем ли мы по совести и довольны ли мы сердцем своими поступками и жизнью или мы сожалеем о них? Каждый волен выбирать дальнейший путь самостоятельно. Но выбор правильного пути всегда связан со знаниями.

Бог и свобода воли

В вопросе обсуждения свободы воли частым детерминирующим фактором становится судьба или Бог. Мол Бог это всевидящее око, которое полностью контролирует всё не давая кому-либо свободу выбора. На самом деле это не совсем так. Бог даёт свободу выбора каждому живому существу. И фактически это как раз проявляется в материальном мире, где живое существо создает его исходя из своей воли. Люди достигают богатств, славы, власти, наслаждений и этому Бог никак не препятствует, потому что не посягает на свободу выбора каждого человека. Высшей целью религии является Бог, а точнее чистая любовь к Нему. Если бы Бог создавал человека лишенным воли, то о какой чистой любви может идти речь? Сама суть религии заключается в том, чтобы добровольно, искренне и бескорыстно предложить Богу свою свободу воли, из чувства любви, а не корысти, страха или чего-либо ещё.

Бог допускает насилие, беды, катастрофы и прочее, потому что это признак неприкосновенности свободы воли, а то как каждый человек распорядится свободой воли, будет решать каждый. Конечно, зло не остается безнаказанным, а добро не остается без поощрения, но не в этом смысл свободы воли. Причиной всех войн, преступлений, страданий является такая свобода воли, которой неправильно распорядился человек.

Но не только в возможности выбора образа действий проявляется дарованная свобода воли, но и в том, что человек свободен выбирать жить ему в присутствии Бога или стараться Его избегать. Казалось бы, вечное, бессмертное и всемогущее существо способно просто заставить всех прийти к Нему, но как мы видим каждый человек выбирает свой путь самостоятельно и выбирает также и отношение к Богу. И в этом каждый человек свободен: жить ли в присутствии Бога или жить без Него. И это очень важно осознавать не только тем, кто ещё не определился в этом вопросе, но и тем, кто уже давно имеет устоявшуюся точку зрения. Причиной падения души в материальный мир является свобода воли. Душа выбирает материальный мир и Бог этому не препятствует. Когда же душа выбирает Бога – Он лишь идёт навстречу. На вопрос выбора между Богом и мирскими мотивами всегда следует отвечать не интеллектом, а сердцем, не заученным шаблонами, а естественным побуждением. К Богу не могут сами по себе привести знания, добродетель, долг, сила, слава и прочее, к Нему может привести только любовь, а все остальное может быть лишь в союзе с любовью.

Итак, Я открыл тебе знание сокровеннее сокровенного. Обдумай все как следует, а затем поступай как пожелаешь.

Бхагавад-Гита. 18.63

Осуществляемая свобода предполагает наличие свободного выбора между разными возможностями. Именно на этом, то есть собственно на свободе выбора, в основном, и сосредоточивала свое внимание многовековая философская мысль. Однако такое понимание свободы, исключительно как свободы выбора, чрезвычайно сужает и обедняет само содержание свободы.

Против этого в европейской мысли восставал Бергсон, настаивая на том, что такая постановка вопроса уже содержит в себе грубое искажение подлинного иррационального волевого процесса: отчетливый выбор между возможностями, уже в готовом виде предстоящими перед сознанием, может иметь место лишь при интеллектуальном выборе между разными средствами, ведущими к чаемой цели. Таким образом, выбор происходит не между разными целями, а лишь между путями достижения намеченной цели: цель вообще не есть нечто, предпосланное желанию, она сама формируется в процессе желания.

По-видимому, сама предпосылка об априорном наличии уже готовых вариантов, между которыми и положено делать выбор, обрекает свободу на необходимость совершать выбор, то есть ставит ее в принудительное положение. В силу этого свобода не может быть сведена только к свободе выбора, но имеет и иное измерение, иное качество действования. Бергсон впервые в истории философии утверждал, что, на самом деле, не существует никаких готовых путей и вариантов, между которыми была бы обязана выбирать наша свобода, напротив: свобода сама творит новые пути и новые варианты. Она сама таит в себе новые возможности и осуществляет их.

Таким образом, свобода выбора не является исчерпывающей формой человеческой свободы (ибо та превышает всякий выбор), она включена в нее как низший категориальный момент, подлежащий претворению и преображению в высшую форму. Собственно, свобода выбора была предоставлена человеку еще в раю, еще до грехопадения: Вот, я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло (Втор. 30, 15). Однако богодарованная свобода не сводилась исключительно к ней: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое, любил Господа Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему; ибо в этом жизнь твоя (Втор. 30, 19–20).

Творец дал человеку власть распоряжаться всем творением, даровал ему свободу самоосуществления, которая содержала в себе множество различных возможностей, вплоть до отпадения от своего Творца и искажения Его замысла о себе, но и вплоть до власти быть чадом Божиим (ср.: Ин. 1, 12), вплоть до обожения.

Так же как воля Отца не есть что-то внешнее, чужеродное, иное (гетерономное), но становится собственной — человеческой — волей воплотившегося Христа, оставаясь при этом волей Отца, воля человеческая актом своей свободы стремится усвоить волю Божественную.

Так же как единство двух природ во Христе предполагает единство двух свобод, предание человеком своей воли в волю Божию не означает упразднения ее свободы, но сочетание двух свобод.

Голландский философ Б. Спиноза понимал борьбу побуждений как борьбу идей. В связи с этим для него разум и воля были одним и тем же. Воля у Спинозы выступает как осознание внешней детерминации, которая субъективно воспринимается в качестве собственного добровольного решения, внутренней свободы.

Шапкин C. А. 1997. С. 3

Немецкий идеалист В. Виндельбанд [1904] утверждал, что свободный выбор является чисто внутренним процессом, содержащим в самом себе критерий своей целесообразности. Он различал три отграниченных друг от друга этапа выбора: 1) возникновение отдельных влечений, из которых каждое, если бы оно было единственным, непосредственно перешло бы в действие; 2) взаимная задержка и уравновешивание влечений, выбор между которыми приводит к решению; 3) волевой импульс, с помощью которого незадержанное или определенное выбором хотение переходит в соответствующее физическое действие.

Волю как выбор одного из нескольких побуждений или как разрешение конфликта мотивов рассматривали Г. И. Челпанов [1926], Ф. Лерш [Lersch, 1956], В. Е. Франкл [1990] и др.

Возникает вопрос: неужели действительно человек не более чем автомат? Б. Рассел цитировал по этому поводу строки одного поэта:

— Черт возьми! — сказал один молодой человек.

— Горько узнавать, что я представляю собой созданье,

Движущееся по заранее проложенным рельсам,

Что я, одним словом, не автобус, а трамвай. [1957, с. 351]

Таким образом, ни признание свободы воли, ни признание строгого детерминизма не решает проблему объяснения поведения и деятельности человека, — заключает В. М. Аллахвердов.

П. В. Симонов [1987] попытался переформулировать проблему свободы выбора. Признавая детерминизм, он пришел к выводу об иллюзорности свободы выбора и поставил вопрос: почему, если свободы выбора нет, нам все-таки кажется, что она есть? Объяснение этому факту он видел в том, что существуют какие-то детерминирующие внутренние процессы, которые влияют на сознание, но при этом не могут быть осознаны. Тогда осознаваемый результат этих процессов для человека кажется неожиданным, ниоткуда не проистекающим, а следовательно, недетерминированным. П. В. Симонов относил это явление к критическим моментам творческой деятельности, объясняя таким путем субъективно ощущаемую свободу творческого воображения. А как же быть со свободой выбора в деятельности, не связанной с творчеством, или в обычном поведении? Процессы в центральной нервной системе также не осознаются, но влияют на сознание. Следовательно, результат такого влияния должен отражаться в сознании как акт свободного выбора. Однако в действительности этого не происходит.

В. Франкл пишет, что человек не свободен от внешних и внутренних условий, но он свободен занять позицию по отношению к ним. Условия не определяют поведение человека полностью; именно от человека зависит, сдастся ли он, уступит ли он условиям.

Как свободная воля, так и детерминизм — это понятия, не имеющие общепринятых определений, но основными теоретическими позициями являются жесткий детерминизм, мягкий детерминизм и либертарианизм [Sappington, 1990]. Жесткий детерминизм подразумевает, что человеческое поведение полностью определяется факторами, находящимися вне сферы сознания человека, и говорить о выборе бессмысленно. Это точка зрения классического психоанализа и радикального бихевиоризма. В данном случае детерминизм отождествляется с предсказуемостью, и предполагается, что, зная настоящее, можно прогнозировать будущие последствия. Но ни в психологии, ни даже в естественных науках не обнаружено данных, свидетельствующих о возможности универсального детерминизма.

Предположение, что любое поведение обусловлено только внешними причинами, порождает еще одну трудность — становится невозможным обдуманное намерение. Ученые, стоящие на позициях детерминизма, не могут считать свою собственную научную деятельность исключением, не подчиняющимся принципам детерминизма. Таким образом, ни проводимые ими эксперименты, ни сделанные из них выводы не могут быть объектом сознательного выбора. Некоторые, однако, утверждают, что рациональность не противоречит детерминизму, потому что сами варианты, из которых может выбирать человек, не подлежат выбору (Norrie, 1986).

Последний аргумент согласуется с точкой зрения, которую называют мягким детерминизмом, — она допускает совместимость свободы с детерминизмом. Таким образом, люди могут выбирать, но из ограниченного количества вариантов. Хотя детерминизм связан с позитивизмом, многие позитивисты приняли эту точку зрения, которая теперь не вызывает полемики в психологии. Гарланд [Garland, 1985] отмечает, что некоторые криминологи-позитивисты раннего периода считали свободную волю иллюзией, которая тем не менее является движущей силой человеческих действий, а в дальнейшем эту точку зрения стали разделять и некоторые психологи. Она позволяет сохранить принцип ответственности, в результате чего позитивизм становится приемлемым для английских неоклассицистов.

Блэкборн Р. 2004. С. 38–39

В. М. Аллахвердов полагает, что ощущение свободы выбора возникает тогда, когда имеются субъективные основания, не зависящие от породивших их причин. А это происходит в том случае, когда одни причины вызывают к действию совсем другие побудительные причины, проявляющиеся в дальнейшем совершенно самостоятельно и независимо от исходных.

Основание выбора, принятия решения, о котором говорил В. Франкл, — это не что иное, как мотив. Не случайно поэтому проблема свободы выбора неизбежно приводит к одной из узловых проблем мотивации и воли — к проблеме конфликтов побуждений и их, этих конфликтов, разрешения, поскольку именно при внутренних конфликтах свобода выбора выступает наиболее рельефно. Для того чтобы разрешить такие конфликты, принять сторону одной из конфликтующих тенденций, человеку нужны основания, т. е. причина, достаточный повод, оправдывающий принимаемое решение.

Шапкин C. А. 1997. С. 14

Таким образом, волевое усилие заменено здесь интеллектуальным расчетом и борьбой эмоциональных переживаний — какое сильнее или приятнее. Непонятно только, на каком основании в этой статье обсуждаются волевые действия, если волевое усилие для разрешения конфликта побуждений не нужно?

В. И. Селиванов [1975] считал, что в случае конфликта побуждений одинаковой силы исход борьбы определяется волевым импульсом (который имеет все признаки внутреннего сознательного стимула), рефлекторно усиливающим один из альтернативных мотивов.

Участие механизмов воли в разрешении противоречий в процессе мотивации В. К. Калин [1989б] предложил называть волением. Этот процесс, пишет он, переживается субъектом как подконтрольность и подвластность ему осознаваемых влечений.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

НУЖЕН ЛИ МНЕ СВОБОДНЫЙ БРАК?

НУЖЕН ЛИ МНЕ СВОБОДНЫЙ БРАК? Здравствуйте, уважаемый Андрей Владимирович! Обращаюсь к вам в связи со сложной ситуацией. Я замужем 1 год (вместе мы 2 года). Примерно через год после начала отношений чувства начали остывать, однако замуж я все равно вышла. Муж очень любит меня,

Свободный стиль сеанса

Свободный стиль сеанса В с определенный момент в моей карьере фасилитатора, я обнаружил, что все больше и больше использую немного другой стиль процессинга, чем раньше. Менее жесткий и запланированный, более гибкий и непредсказуемый. Это, конечно, совсем не ново и совсем

Свободный и Приспособившийся Ребенок

Свободный и Приспособившийся Ребенок Растущий ребенок принимает решения на основе своих потребностей и желаний. Он принимает решения и в соответствии со своим пониманием того, каких решений ждут от него другие. Например, если он получает позитивные поглаживания за

Свободный подход

Свободный подход После этого он сообщил классу, что принес с собой много материалов – ксерокопий, брошюр, статей, книг, раздал нам список книг, рекомендуемых для чтения. Ни разу он не дал понять, что ожидает, что студенты будут читать или заниматься чем-то еще. Насколько я

7. ВОЛЯ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, ВОЛЯ И ДЕЙСТВИЕ

Право на свободный секс

Право на свободный секс Один индеец под одеялом замерзает. Два индейца под одеялом не замерзают: теплее! Из фильма "Большие гонки" Подросток взрослеет, становится взрослым парнем, молодым человеком. Ну и что?В нашей стране молодому человеку, если он не женат, половой

Глава 14 Уверенный и свободный

Глава 14 Уверенный и свободный Дети, к которым внимательны в семье, выйдут в жизнь и будут внимательны к другим. В этой, последней главе мы подведем итоги и обобщим все самое важное для укрепления самооценки ребенка и подростка. Мы выделим пять заповедей осознанного

Глава 6. Свободный выбор ограничен!

Глава 6. Свободный выбор ограничен! И чем, спрашивается? Ну, кроме как ограниченностью спроса и предложения на рынке невест и женихов, вроде бы, свободного человека ничем не удержать. А между тем стереотипы сознания способны и на это. Существуют определенные стандарты,

Любовь и свободный выбор

Любовь и свободный выбор Последняя стадия противостояния Гавейна и Рагнели начинается после того, как Гавейн впервые обнял ведьму. Он видит в своей жене потенциал для проявления наполненной жизненной силой фемининности (принцессу), но сталкивается с выбором. Выбор – это

Читайте также: