Доклад свет в спектакле

Обновлено: 27.04.2024

Освещение сцены имеет ряд особенностей. Чтобы сделать его правильно, стоит предварительно изучить тему и понять, какие принципы используются для организации сценического света.

Основные особенности

Театральное освещение имеет свои отличия и организовывается с учетом нескольких основных принципов, которые всегда неизменны:

  1. Свет не является отдельным элементом, он входит в общий комплекс оформления и нужен для создания образа происходящего. За счет освещение обеспечивается хорошая видимость и акцентируется внимание на отдельных участках сцены или исполнителях.
  2. Система освещения не может быть статичной, она состоит из множества элементов, которые нужно включать или выключать в определенный момент, чтобы играть светом и тенью. Особенно сложно обеспечивать динамику действия, в этом случае от изменения освещения зависит восприятие происходящего.
  3. На сцене дома культуры или любого другого заведения проходят концерты, представления и другие мероприятия. И на каждом из них нужно четко освещать происходящее, поэтому необходимо заранее все продумать и настроить эффекты во время репетиций.
  4. Источники света выполняют различные функции и не могут использоваться всегда. Перед тем, как выбрать тип оборудования, надо продумывать, какие композиции будут создаваться. Лучше делать систему, которая легко трансформируется.

Неважно, где делается освещение – в театре, на школьной сцене и т.д., надо учитывать динамику действия, чтобы обеспечить нужный эффект. Желательно, чтобы была возможность внесения изменений, так как статичный свет не дает должного эффекта.

Виды освещения

В зависимости от количества используемого оборудования выделяют две основные разновидности. У каждой есть особенности, в которых надо разобраться заранее.

Одиночный источник света

Вариант сложен в реализации, так как для освещения сцены требуется установить прожектор на значительном расстоянии. Чем больше освещенная область, тем дальше нужно ставить оборудование, что не всегда возможно в небольших залах.

С помощью этого приема можно выделить одного выступающего или солиста. Свет почти не поддается регулировке, невозможно расставлять цветовые акценты. Он настраивается на конкретную точку, чаще всего посередине, на полу часто ставят метку, чтобы человек понимал, где ему надо располагаться для лучшего эффекта.

Если человек отойдет вглубь сцены, то освещенность резко снизится.

Тут также надо помнить простое правило – чем меньше источник света, тем резче граница света и тени на сцене. А большие прожектора наоборот выделяют большой участок, но при этом перепад в освещенности не такой явный.

Использование нескольких источников света

Чтобы сделать универсальный и быстро меняющийся свет на сцене, лучше использовать разные варианты:

  1. Может быть задействовано много оборудования: спереди, сзади, снизу, сверху, по сторонам и т.д.
  2. Используют любые типы освещения. Все зависит от конкретных условий и целей.
  3. Несколько вариантов с каждой стороны, чтобы компонуя разные режимы можно было добиться любого эффекта.

Кстати! Если сцена используется для разных целей, лучше отдавать предпочтение движущемуся оборудованию или светильникам, которые можно отрегулировать как угодно.

Как выбрать угол падения света

От этого аспекта зависит восприятие происходящего на сцене, поэтому нужно подобрать подходящие углы падения света. Используется несколько вариантов, в которых несложно разобраться:

  1. Горизонтальный или плоский – светит прямо и совпадает с тем, как видят сцену зрители из зала. Это фоновое освещение, которое обеспечивает хорошую видимость, чаще всего используется в качестве вспомогательного.
  2. Заднее освещение идет от обратной стороны сцены, может быть как скрытым, так и открытым. Его используют для придания драматизма или выделения силуэтов тех, кто находится на сцене.
  3. Боковой свет чаще всего располагается по сторонам, нередко его скрывают за кулисами. За счет него можно акцентировать внимание на происходящем на сцене.
  4. Верхнее освещение может находиться как на потолке, так и на специальной балке, которая поднимается или опускается. Создает ощущение монументальности, но может дать и давящий эффект.
  5. Рамповый свет исходит из специальной ниши, которая может располагаться как почти под ногами у тех, кто находится на сцене, так и немного впереди них. Больше всего подходит для концертов и эстрадных выступлений, так как выглядит искусственно.

Эффект от каждого из вариантов отличается на разных сценах.

Как совмещать разные углы сценического освещения

Подсветка сцены – сложная система, в которой невозможно добиться хорошего эффекта, не совмещая различные углы освещения. При этом нужно помнить целый ряд особенностей:

  1. Чтобы сделать фигуру или объект контрастнее и визуально приблизить к зрителю, нужно выделить их с помощью заднего освещения. При этом можно приглушить основные источники света для наибольшей выразительности. А использование только заднего освещения обеспечит драматический эффект в нужный момент.
  2. Сочетание разных углов при освещении выделяет определенный объект. За счет преобладания яркости того или иного светильника можно менять восприятие зрителей, тут нужно заранее подбирать оптимальное сочетание, понимать, как действует тот или иной вариант.
  3. Чтобы акцентировать внимание на одном объекте и удерживать на нем внимание нужно, чтобы при освещении преобладал только один источник света. Остальные несут вспомогательную функцию, причем уменьшение их интенсивности дает лучший эффект.

Для театральных постановок часто нужно имитировать реальные источники света на сцене – фонари, светильники и т.д. В этом случае подбираются решения, которые не будут слепить зрителей, но при этом обеспечат реалистичность.

Что надо учесть при создании схем сценического освещения

Так как система зависит от размера и формы сцены, особенностей зала и от того, что будет происходить, давать конкретные рекомендации нет смысла. Лучше всего соблюдать общие принципы для создания идеальной схемы:

  1. Лучше отдавать предпочтение динамическому освещению, от статического зрители быстро устают и внимание неизбежно рассеивается.
  2. Для создания драматического эффекта и привлечения внимания можно приглушать свет на короткий период, но злоупотреблять этим не стоит.
  3. За счет заливающего освещения обеспечивается хорошая видимость происходящего на сцене. С помощью направленного света можно акцентировать внимание на нужных объектах, а динамическое освещение обеспечит разнообразные эффекты.
  4. Лучше всего сочетать разные варианты оборудования, чтобы можно было играть светом и за счет этого подчеркивать происходящее на сцене.

Проще всего обеспечивать освещение обучающих и других подобных мероприятий, там не нужны эффекты, главное – хорошая видимость.

Лучше использовать систему управления, которая будет выполнять сценарий по заданному алгоритму без вмешательства людей.

В завершении рекомендуем видео по теме:

Создать надежную систему освещения сцены непросто, но если разобраться во всех нюансах, то можно добиться хорошего результата. Важно сочетать разные углы освещения и использовать оборудование, подходящее под конкретные условия.

Свет на сцене - одно из важных художественно-постановочных средств. Свет помогает воспроизвести место и обстановку действия, перспективу, создавать необходимое настроение и т. д.; иногда в современных спектаклях свет является почти единственным средством оформления. Различные виды декорационного оформления требуют соответствующих приемов освещения. Спектакли, оформленные объемными декорациями, требуют местного (прожекторного) освещения, создающего световые контрасты, подчеркивающего объемность оформления. При использовании смешанного вида декорационного оформления соответственно применяется смешанная система освещения. Театральные осветительные приборы изготовляются с широким, средним и узким углом рассеяния света. В зависимости от расположения осветительное оборудование театральной сцены делится на следующие основные виды:

1) Аппаратура верхнего света, к которой относятся осветительные приборы (софиты, прожекторы), подвешиваемые над игровой частью сцены в несколько рядов по ее планам.

2) Аппаратура горизонтального освещения, служащая для освещения театральных горизонтов.

3) Аппаратура бокового освещения, к которой относят обычно приборы прожекторного типа, устанавливаемые на портальных кулисах, боковых осветительских галереях и пр.

4) Аппаратура выносного освещения, состоящая из прожекторов, устанавливаемых вне сцены, в различных частях зрительного зала. К выносному освещению относится также рампа.

5) Переносная осветительная аппаратура, состоящая из приборов разных видов, устанавливаемых на сцене для каждого действия спектакля (в зависимости от требований).

6) Различные специальные осветительные и проекционные приборы. В театре часто применяются также разнообразные осветительные приборы специального назначения (декоративные люстры, канделябры, лампы, свечи, фонари, костры, факелы), изготовляемые по эскизам художника, оформляющего спектакль. В художественных целях (воспроизведение на сцене реальной природы и др.) применяется цветная система освещения сцены, состоящая из светофильтров разнообразных цветов. Светофильтры могут быть стеклянные или пленочные. Цветовые изменения по ходу действия спектакля осуществляются:

а) путем постепенного перехода с осветительных приборов, имеющих одни цвета светофильтров, на приборы с др. цветами;

б) сложением цветов нескольких, одновременно действующих приборов;

в) сменой светофильтров в осветительных приборах.

Большое значение в оформлении спектакля имеет световая проекция. С ее помощью создаются различные динамичные проекционные эффекты (облака, волны, дождь, падающий снег, огонь, взрывы, вспышки, летающие птицы, самолеты, плывущие корабли и пр.) или статичные изображения, заменяющие живописные детали декорационного оформления (так называемые светопроекционные декорации). Использование световой проекции необычайно расширяет роль света в спектакле и обогащает его художественные возможности. Иногда применяется также и кинопроекция. Свет может быть полноценным художественным компонентом спектакля лишь при наличии гибкой системы централизованного управления им. С этой целью электропитание всего осветительного оборудования сцены делится на линии, относящиеся к отдельным осветительным устройствам или аппаратам и отдельным цветам установленных светофильтров. На современной сцене бывает до 200-300 линий. Для управления освещением необходимо включать, выключать и изменять световой поток, как в каждой отдельной линии, так и в любой комбинации их.

Разрабатывая световое решение спектакля, я долго думала, как с помощью света показать зрителю волшебные превращения и применила световую проекцию в виде разноцветных геометрических фигур. Создать атмосферу сна, мне помогли светодиодные декоративные лампы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Детство – страна удивительная. В ней все возможно, все дозволено. В этой стране каждый может преодолеть все невзгоды и неприятности, сделать мир вокруг ослепительно ярким, красочным и интересным. Для этого достаточно лишь быть ребенком, воображение и творчество которого могут создавать чудеса.

Об этом не раз писали известные педагоги, убежденные в том, что способности даны каждому человеку с рождения. Однако, будут ли они развиваться или, наоборот, угасать, зависит от того, как растить ребенка.

Дети от природы наделены яркими способностями, надо лишь постараться как можно раньше создать максимально благоприятные условия для их развития.Как театральный руководитель и учительтеатральных дисциплин, я выбрала себе прекрасного помощника в воспитательном процессе. Помощник этот – театральное искусство. Физиологи и психологи сегодня утверждают и доказывают с помощью опытов: нам всем необходимы самые разнообразные ощущения, эмоции. Уж так создан человек природой и своей социальной историей – он должен постоянно познавать новое, думать, волноваться, развиваться, идти вперед.

Ребенок, испытывающий эмоциональную нагрузку на сцене - благо. Он волей–неволей задумывается о вопросах добра и зла, о взаимоотношениях между людьми, об ответственности, о прекрасном и т. д. Я думаю, участие в коллективном творческом деле, имеющем результат, раскроет способности и возможности человека в обществе. Постановка спектаклей к конкретным мероприятиям, инсценировка сценариев годовых праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и литературе.

Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку театрального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что, занимаясь театральным искусством, дети учатся коллективной работе, работе с партнером, учатся общаться со зрителем, учатся работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять данные текста или сценария на сцене, приобретают навыки критически оценивать как литературные произведения в целом, так отдельных литературных героев. Кроме того, участие учеников в работе над спектаклем способствует развитию речи, образного и вербального мышления, расширению кругозора.

Проделанный мной дипломный проект призван расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, поскольку именно детская театральная игра закладывает фундамент творческой личности, закрепляют нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность. Сочетая возможности нескольких видов искусств – музыки, танца, литературы и актерской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка. Именно театральная игра воспитывает многие положительные качества личности и является мощным инструментом открытия и шлифовки способности познавать себя, окружающий мир, развития навыков взаимодействия с другими людьми, а также коррекции некоторых негативных состояний и проявлений.

Театр, в котором играют дети – один из самых демократичных и доступных видов искусства. Он позволяет решить самые актуальные проблемы современной педагогики.Именно театрализованная деятельность – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.Театральная деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов.

Ощущение успеха рождается, когда ребенок преодолевает свой страх, свое неумение, застенчивость, робость, непонимание, затруднения, когда он прикладывает усилия. Театральные игры способствуют снятию стрессообразующих факторов, раскрепощают детей, стимулируют развитие духовного потенциала и творческой активности.После премьеры спектакля я поняла –формула успеха заключается во взаимной любви детей и педагога, понимания и поддержки и совместным увлечением любимым делом. Мои попытки окунуться в детство вместе со своими воспитанниками не прошли не замеченными. Та, взаимная любовь и доверие с которым маленькие актёры перевоплощались на сцене выплеснула в зрительный зал мощный поток положительной энергии, которая заворожила зрителей и никого не оставила равнодушным. Служить театру нужно учиться у детей, они искренно верят в добро и чудеса.

Эта положительная энергия влияет как на взрослых, так и на детей, и они чувствуют себя необыкновенно раскованно, играют с большим подъемом и воодушевлением. Ведь “Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче,тем успешнее идет развитие духовного мира детей.

light2

Представить спектакль без музыки, декораций, театральных костюмов, грима и реквизита возможно, а вот без света — вряд ли. Театральный свет решает множество задач — от создания общего освещения до передачи тончайших нюансов действия. С его помощью легко показать время года или суток, рассвет или закат, вспышки молнии, пожар или движение облаков… да все, что угодно! Именно освещение помогает выразить и подчеркнуть характеры основных действующих лиц, а может создать и духовную атмосферу. Свет становится не только важным элементом современного театра, но и видом самостоятельного искусства.

История развития театрального освещения восходит еще к Древней Греции, где спектакли игрались под открытым небом, а солнце решало все в области сценического освещения. Если по ходу действия требовалось изобразить пламя, под сценой разводили костры, а при наступлении ночи актеры освещали сцену факелами.

Когда театр в эпоху Возрождения перебрался в закрытые помещения, в качестве источников света начали использовать свечи: сальные и восковые. В театрах, в целях экономии, чаще использовались сальные свечи, которые ужасно чадили и спектакли представляли собой смесь удовольствия и мучения. Зрители зачастую плакали и совсем не из-за игры актеров. Да и с люстр нередко капало расплавленное сало, обжигая зрителей, и нанося существенный урон одежде.

Затем пришло время масляных светильников. Брали металлический резервуар, в него опускали круглый фитиль, прикрепленный к плавающему в масле поплавку. Такие светильники давали очень скромное освещение, сильно чадили и гасли от легкого сквозняка. Чтобы усилить освещение, применялись светильники с несколькими фитилями. Для этих же целей использовалось и изобретение Леонардо да Винчи. Над пламенем светильника помещалась жестяная трубочка. Охватывая верхний конец пламени, эта трубочка увеличивала приток воздуха, и светильник горел ярче.

Итальянец А. Инженери обнаружил, что при затемненном зрительном зале сцену видно значительно лучше. Так появилось логическое разделение сцены и зрительного зала, которое мы сегодня принимаем, как само собой разумеющееся. За кулисами устанавливали бесчисленное множество масляных ламп и свечей со стеклянными абажурами. Цветное освещение получали, пропуская свет через окрашенное масло или стекло.

В начале XIX века было изобретено газовое освещение, яркость которого была уже на порядок выше. Первое время газовые горелки употреблялись в театре с открытым пламенем, которое под влиянием движения воздуха на сцене все время слегка дрожало и колебалось.

Вряд ли изобретатели масляных светильников могли представить то многообразие осветительной аппаратуры, которая появилась в театрах после рождения лампочки накаливания. Театр получил то, о чем раньше не мог и мечтать. Многочисленные семейства прожекторов, сканеры, проекционные устройства, управляемые приборы и световые пушки стали привычными инструментами в работе современных художников по свету.

Для того, чтобы работать осветителем, в принципе, специальное образование не нужно. Главное, как ни странно, чувствовать ритм и музыку. Свет и музыка — в театре одно переходит в другое и одно вытекает из другого. Все должно быть органично.

Как создается свет для спектаклей? Художник должен понимать, какое освещение подходит к конкретной сцене. Это нужно чувствовать.

СВЕТ ТЕАТРАЛЬНЫЙ, искусство освещения театрального пространства: пространства, где находятся зрители, и пространства сценического. Задача освещения зрительного зала (в специально построенных театральных зданиях прошлого и настоящего) обычно является частью архитектурного проекта и решается дизайнером по оформлению интерьера. Сценический свет – в сфере компетенции режиссера и художника, потому что он является важнейшим (а иногда и определяющим) компонентом создания визуального образа спектакля.

В ритуально-обрядовых действах, происходивших под открытым небом в природной или городской окружающей среде, как и в представлениях античного восточного театра, средневековых европейских мистерий, наконец, спектаклей комедии дель арте, пьес Шекспира и Лопе де Вега, общее освещение сценической площадки было естественным. В ритуально обрядовых действах, происходивших в вечернее время, оно сменялось огнем факелов или костров, которые имели разное символические значение. В шекспировском театре использовались и разные световые эффекты. Собственно сценический свет появился только в 17 в., когда стали строиться театральные здания со сценой-коробкой, отделенной от зрительного зала портальной рамой и требующей уже специального освещения декораций и актеров. Его история во многом определялась теми источниками света, которые имелись в распоряжении театра в те или иные периоды его развития. Сначала были свечи, в 19 в. появились масляные лампы и газовые горелки, а с середины 19 в. театр начал постепенно оснащаться электрическими приборами, которые на протяжении 20 в., особенно в его вторую половину, стремительно модернизировались новыми техническими возможностями и, расширяли сферу применения света, как средства сценической выразительности.

С точки зрения эстетической искусство сценического света в 17–18 вв. развивалось в направлении ко все большей иллюзорности изображаемого декорацией (живописной или объемной) конкретного места действия. Кульминацией этого развития стало достижение жизнеподобного освещения в раннем МХТ. С помощью подробно разработанной в режиссерских планах К.Станиславского партитуры сценического света (особенно в чеховских спектаклях) на сцене передавались меняющиеся состояния природы (утро, день, вечер, ночь; солнечно, сумрачно, дождливо и т.д.) и создавалась психологически насыщенная атмосфера и настроение героев пьесы. Поиски многообразных способов создания с помощью света жизнеподобной среды спектакля были продолжены в 20 в.

Параллельно этому направлению использования сценического света развивались и другие: А.Аппиа и Г.Крэг заявили о совершенно ином понимании роли света в спектакле. В их проектах свет – это средство выявления пластики абстрактных форм архитектуры (воплощавшей обобщенное место действия) и объема фигуры действующего в ней актера, а также визуальное выражение звучащей музыки (у Аппиа) и трагического состояния души человека-героя пьесы (у Крэга). Предложенное этими реформаторами сцены понимание роли света претворилось в творчестве А.Таирова (даже пригласившего в свой театр специалиста по освещению А.Зальцмана, который работал с Аппиа) и других мастеров мирового театра 20 в.

Читайте также: