Доклад сплочение детского коллектива через коллективно творческие дела

Обновлено: 16.05.2024

Автор: Воронкова Анастасия Данииловна

Организация: ФГБОУ ВО МГТУ им.Г.И.Носова

Населенный пункт: г. Магнитогорск

Введение.

Актуальная для современного общества проблема формирования личности в настоящее время тесно связана с проблемой сплочения коллектива. Сегодня формирование коллектива должно строиться не на принципе коллективизма, а на принципе межличностных связей в нем. Коллектив составляют личности, скрепленные общей целью, грамотно взаимодействующие между собой. Развиваясь в коллективе, личность приобретает ценные качества, которые необходимы для ее социализации: умение четко выражать свои мысли и идеи, умение работать в команде, прислушиваться к мнению других, нести ответственность за общее дело, помогать и сотрудничать с другими людьми. Результатом включенности в коллектив является появление социального опыта, который создает условия для возникновения специфических образований, включающих в себя своеобразное сочетание нравственных знаний, чувств, привычек [3].

В свою очередь, личность воздействует на коллектив. Каждый приносит свой собственный элемент, тем самым укрепляя взаимоотношения в коллективе. Сильный коллектив способен преодолеть множество препятствий и трудностей. А чем сильней он наполнен эмоциональными окрасками, тем легче и приятней в нем развиваться и работать.

Особенным видом коллектива является детский коллектив. Детский коллектив – это группа детей, в которой создаётся система высоконравственных и эстетически воспитывающих общественных отношений, деятельности и общения, способствующая формированию личности и развитию индивидуальности каждого её члена. Детский коллектив имеет свои особенности. Коллективные взаимоотношения между детьми носят неустойчивый характер, т.к. личность ребенка еще только начинает развиваться и формироваться. Также отличительной чертой является то, что цель в детском коллективе устанавливается взрослыми, но задачи и пути решения дети должны сформировать самостоятельно.

Неотъемлемой характеристикой детского коллектива является психологический климат. Под психологическим климатом принято понимать эмоционально-психологический настрой коллектива, в котором на эмоциональном уровне отражаются личные и деловые взаимоотношения членов коллектива, определяемые их ценностными ориентациями, моральными норами и интересами [Н. П. Аникеева. Учителю о психологическом климате в коллективе. - М., 1983, с.26].

Одним из наиболее результативных средств сплочения коллектива является совместная организаторская деятельность детей и взрослых или коллективная творческая деятельность.

Коллективная творческая деятельность – это деятельность одновременно практическая и духовная, позволяющая ребенку приобрести не только практические, организаторские, коммуникативные и другие навыки, но также выявить и реализовать свои способности, освоить принятые в обществе способы и формы реализации ценностных отношений к окружающему миру и другим людям.

Суть коллективной творческой деятельности в том, что дети самостоятельно выбирают дело, которым хотят заняться, ставят цели и задачи, планируют и прорабатывают свои действия. В данной работе педагог является инициатором действия, подводит ребят к пониманию задач, является организатором. Руководитель принимает все предложенные идеи, относится с полным уважением и доверием к действиям коллектива. Он поддерживает и вдохновляет каждого члена творческой деятельности, побуждает к самостоятельному и добросовестному выполнению общей идеи.

Методическая часть.

Использование образа дерева позволяет отразить внутреннее психологическое состояние коллектива через образ дерева, а также показать важность каждого элемента в целостной структуре.

Время выполнения методики может варьироваться от одного до пяти занятий. Форма выполнения может быть различна: аппликация (бумага, ткань), рисунок, коллаж, использование пальчиковых красок и т.д. В качестве материала могут быть использованы бумага, картон, ткань. В ходе работы необходимо вырезать основу для дерева (ствол, ветки). Разделить их по количеству учеников. Далее подготовить листья для дерева. Цвет листьев может быть различным. Количество листьев считается по числу учеников. Желательно на каждого ученика использовать три-четыре листочка.

Первое занятие. Ученики создают основу дерева. Для этого решается, каким ученики представляют дерево. Они должны решить, что это будет за дерево, его форму, размер, цвет листьев (желательно использование разных цветов) и другие детали. Затем, закладывается основа – ствол и ветви. Каждый ученик прикрепляет по одному фрагменту.

Второе – четвертое занятия. На каждом занятии раздаются листья. Каждый ребенок выбирает понравившийся ему цвет. Дается задание: написать на листе любое пожелание (шутку, стихотворение, рисунок и т.п.), адресованное группе. Листья прикрепляются к основе. Таким образом, за три занятия дерево обретает свою форму и вид.

В итоге должна быть выявлена проблема коллектива. Ученики должны самостоятельно принять меры по решению выявленной проблемы. Педагог в данном случае может выступить как медиатор решения проблемы. Оценка результатов должна быть как со стороны коллектива, так и со стороны педагога. Оцениваются общая идея, вклад каждого участника, в результате дается общая оценка всего коллектива.

В данной методике педагог, как наблюдатель, должен обратить внимание на процесс выполнения работы, на эмоциональное состояние группы и каждого ее члена, на изменения климата в группе и оказывать содействие при выполнении трудных задач. Также педагог может интерпретировать полученные данные на основе дерева и желаний.

Таким образом, условием формирования сплоченности в коллективе может выступать коллективная деятельность, направленная на укрепление межличностных связей, выявление и раскрытие потенциала каждой личности в коллективе. Важно отметить, что данная деятельность должна соответствовать интересам детей, вдохновлять и воодушевлять их с целью увеличения заинтересованности участия в ней.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Важный период становления личности ребенка приходится на его школьные годы. В школьном коллективе с его многогранными отношениями, благодаря общей деятельности обеспечивается всестороннее развитие личности, а также создаются благоприятные условия для подготовки детей к активному участию в общественной жизни. Педагог-воспитатель формирует в процессе целенаправленного педагогического воздействия те навыки и привычки поведения ребенка, основу тех личностных качеств, которые определяют характер взаимоотношений ребенка с другими людьми, и тем самым создает предпосылки развития коллективизма как качества личности. Задача педагога – ясно видеть структуру межличностных взаимоотношений в коллективе, чтобы уметь найти индивидуальный подход к членам коллектива и влиять на формирование и развитие сплоченного коллектива. Настоящий сплоченный коллектив не возникает сразу, а формируется постепенно, проходя ряд этапов.

Во-первых, очень часто прибывают дети в разные классы;

Во-вторых, есть причины с размещением детей группы по комнатам ( то есть не всегда получается так, что ученики одного класса живут тем же составом и в группе).

Модель воспитательной системы, направленной на развитие коллектива

в коррекционной школе-интернате

Методы воспитания:

2.убеждение (разъяснение, внушение);

4.стимулирование (поощрение, порицание).

Цель: создание благоприятного эмоционального климата в коллективе.

Задачи: Формирование и развитие коллектива группы, создание ситуации защищённости, эмоционального комфорта, благоприятных условий для развития личности, самоутверждения, сохранения неповторимости и раскрытия способностей.

Методический стиль воспитателя

демократический, направленный на результативность достижений учащихся через развитие и коррекцию интеллектуальной сферы и творческого потенциала детей и развития профессионально – творческих достижений воспитателя

Формы воспитательной работы:

На первом организационном этапе группа учащихся не представляла собой коллектив в полном смысле слова. Этот этап характеризуется социально-психологической адаптацией, т. е. активным приспособлением к учебному процессу и вхождению в новый коллектив, усвоением требований, норм, традиций жизни учебного заведения. Организатором жизни и деятельности учебной группы на этом этапе является педагог. На этом организационном этапе воспитатель внимательно изучает каждого члена группы, его характер, особенности личности, выявляя на основе наблюдения и психологического тестирования индивидуально-психологическую карту личности учащегося, постепенно выделяя тех, кто более чутко воспринимает интересы коллектива, является действенным активом.

Начальным этапом организации и воспитания группового коллектива в специальной коррекционной школе является индивидуальная работа с каждым ее учеником. Так, когда я стала воспитателем детей 1 класса, свою работу по созданию коллектива группы начала с изучения индивидуальных особенностей каждого ребенка, с выявления его возможностей, недостатков, положительных качеств, его опыта в жизни коллектива. Поэтому индивидуальный подход и основанная на нем индивидуальная работа сыграли исключительную роль в формировании детского коллектива нашей группы.

Укреплению и развитию коллектива на втором этапе способствуют:

вовлечение членов коллектива в разнообразные виды совместной деятельности;

постановка перед коллективом интересных и усложняющихся целей, задач, привлекательных для многих участников;

установление дружеских и требовательных отношений, ответственной зависимости между людьми.

Важно использовать деятельность и общение детей для формирования самых разнообразных связей и отношений между ними и со взрослыми.

Учитывая индивидуальные особенности, возможности каждого, необходимо постепенно привлекать детей к выполнению общественно-трудовых поручений, прививать им навыки общественной активности, приучать к коллективной деятельности по организации жизни класса, по проведению дежурств, самообслуживания и т. д. Благодаря всей этой работе у каждого ученика формируется опыт и привычки совместных, солидарных действий, опыт коллективных отношений и переживаний, навыки поведения в коллективе.

Необходимо работать индивидуально: так, в нашей группе есть график дежурства в комнате, согласно этого графика дежурный по комнате выполняет элементарные действия по содержанию чистоты в группе (протереть пыль, проверить порядок в шкафах, принести воды для выполнения вечернего туалета). Дежурный по комнате вправе сделать замечание кому-то из детей, если у них нет должного порядка, например, на полочке с одеждой. Такие замечания, причем постоянно, получает одна из девочек нашей группы, она очень неопрятная, требующая постоянного контроля как со стороны взрослых, так и со стороны девочек, проживающих с ней. Совместно с девочками мы приучаем её к содержанию чистоты и порядка на полочке с личными вещами.

В неразрывной связи с индивидуальной работой находится и такой путь формирования ученического коллектива в специальной коррекционной школе, как работа с отдельными группами и со всей массой учащихся. Эта работа состоит, прежде всего, в организации коллективного образа жизни детей.

Здесь существенную роль играет создание соответствующего уклада жизни и бытовых отношений, установление определенного режима и предъявление продуманных я посильных требований этого режима и специальных правил поведения учащимся (организация дежурств и самообслуживания, пользование общими вещами и совместная деятельность, отдых, игры, прогулки и т. п.).

Мощным фактором формирования потребности в общении и создания устойчивой системы коллективных отношений между учащимися является труд во всех его формах, практикующихся в школе: хозяйственно-бытовой, учебно-производственный в мастерских и на пришкольных участках, самообслуживание, а также производительный труд, общественно полезная работа учащихся, проводимая в системе различных общественных организаций. Участие в выполнении общего задания, особенно если оно служит общественно полезной цели, сама организация трудовой деятельности, основанная на разделении функций и коллективном сотрудничестве, ставит учащихся в такие отношения и связи, которые формируют у них коллективные переживания, заботу об общем деле, стремление к взаимопомощи, внимание друг к другу, чувство коллективной ответственности. Так во время генеральной уборки комнаты (каждую субботу) девочки распределяют обязанности: кто-то моет стаканы, кто-то удаляет пыль с мебели, подоконников, кто-то чистит палас, кто-то ухаживает за комнатными растениями, кто-то подметает и моет пол. Не всегда у ребят получается распределить обязанности равномерно, поэтому, если возникает необходимость, наша задача помочь им в этом. Во время генеральной уборки действия воспитателя заключаются также в трудовой деятельности, так как личный пример должен присутствовать всюду.

Весьма важную роль в создании коллектива играет внеклассная массовая и кружковая работа, организация досуга учащихся, их быта. Эти стороны жизни и деятельности учащихся тоже являются очень важными средствами формирования коллектива. Так половина девочек нашей группы активно участвуют не только в кружковой работе, но и в общешкольных мероприятиях. Личным примером участия в общешкольных мероприятиях показываю своим девочкам, как это интересно и занимательно.

Для того чтобы ребенок стремился стать активным членом коллектива, необходимо развивать его общественную активность и самостоятельность. Эта задача приобретает особое значение в связи с тем, что все указанные качества у ребят c нарушением интеллекта развиты слабо. Для ее решения существенное значение имеет использование различных игровых форм и других средств эмоционального воздействия, особенно в работе с младшим и средним возрастом.

От приучения к коллективной жизни и деятельности к упражнению в самостоятельном выполнении требований коллектива, а затем к самостоятельному по собственному почину предъявлению требований к себе и к другим — таковы основы методики воспитания активности ученика специальной коррекционной школы как члена коллектива.

На третьем этапе развития коллектив достигает высокого уровня сплоченности, сознательности, организованности, ответственности членов коллектива, что позволяет коллективу самостоятельно решать разнообразные задачи. Далеко не каждый коллектив достигает этого высшего уровня развития. Учитывая психологические особенности детей с интеллектуальной недостаточностью можно сказать, что этого уровня достигнуть невозможно, но мы в своей работе стремимся к этому.

Если каждый воспитатель, сделает всё от него зависящее для того, чтобы вверенная ему группа стала коллективом, тогда каждому ребенку будет более комфортно в школьной среде, он с удовольствием будет общаться со своими одноклассниками, и, возможно, это сделает его чуточку счастливее в этом мире.

Представлени опыт работы на протяжении нескольких лет по сплочению классного коллектива через коллективно-творческие дела. Перечислены применяемые в работе мероприятия с фотографиями. Данная работа проводилась с первого класса.

Оценить 866 0

Сплочение классного коллектива через

Мы имеем дело с детьми, только вступающими в наш взрослый мир, поэтому подходить к ним нужно с особо тонкой инструментовкой, чтобы не ранить душу ребенка обидным словом, взглядом или жестом, а суметь поддержать его, помочь ему освоить этот новый и большой мир”.
А.С. Макаренко

Период детства и юности - это время становления личности, которая может ярко проявиться во всей своей неповторимости только в процессе самоутверждения в коллективе сверстников, единомышленников.

В развитии детского коллектива особая роль принадлежит совместной деятельности. Детский коллектив можно рассматривать как одно из условий накопления ребенком позитивного социального опыта. Этот опыт приобретается и в семье, и через общение со сверстниками в неорганизованных внешних условиях, и через средства массовой информации и другие источники.

В формировании детского коллектива особая роль принадлежит совместной деятельности. Необходимость вовлечения всех обучающихся в разнообразную, содержательную в социальном и нравственном отношении коллективную деятельность, специфика ее организации и стимулирования может способствовать объединению и сплочению воспитанников в работоспособный самоуправляемый коллектив.

В качестве важнейшего средства формирования детского коллектива могут рассматриваться учебная и другие виды разнообразной деятельности младших школьников, в том числе и коллективные творческие дела.

В педагогических источниках представлены различные подходы к трактовке понятия коллективное творческое воспитание. Коллективное творческое воспитание - особый способ организации жизнедеятельности детей и взрослых, предполагающий совместную деятельность, направленную на улучшение совместной школьной жизни.

Коллективное творческое дело является важнейшим структурным компонентом методики коллективного творческого воспитания.

Коллективное творческое дело, имеющее практическую направленность, коллективную организацию, творческий характер проведения, это не только проявление практической заботы воспитанников и воспитателей об улучшении окружающей и своей жизни, но и жизненно важное, общественно необходимое дело.

Коллективные творческие дела позволяют создать в классе широкое игровое творческое поле, которое позволяет каждому участнику находиться в ситуации придумывания, сочинительства, фантазии, т.е. создания чего-то нового. Каждому участнику предоставляется возможность определить для себя долю участия, характер своего участия и ответственности.

В процессе коллективной творческой деятельности младшие школьники приобретают навыки общения, учатся работать вместе, учатся делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового. Таким образом, в организации коллективного творческого дела прослеживаются два важных процесса одновременно – формирование, сплочение классного коллектива и формирование личности младшего школьника, развитие его тех или иных качеств личности.

В процессе общей работы происходит также взаимодействие людей разных возрастов. В процессе планирования и организации коллективной творческой деятельности взрослые и дети приобретают большой организаторский опыт, каждый может подать идею, предложить новый способ действия, взять на себя ответственность за реализацию определенного этапа коллективного творческого дела.

В коллективной творческой деятельности любой школьник может заявить о себе, продемонстрировать такие качества личности как: ответственность, исполнительность, инициативность, общительность, организованность, а значит и свои лидерские качества. Коллективное творческое дело позволяет каждому проявить, развивать и совершенствовать лучшие человеческие качества, задатки и способности, потребности и отношения, расти нравственно и духовно.

Таким образом, в детском коллективе в процессе организации совместной деятельности, в том числе и коллективных творческих дел, осуществляется обмен информацией, согласование общих целей и задач, взаимный контроль и коррекция действий, развивается способность понимать состояние и мотивы поступков других и адекватно на них реагировать. Именно в опыте коллективных отношений формируется эмпатия, социальная чуткость, которая помогает ребенку психологически грамотно строить свое взаимодействие с партнерами.

Чтобы помочь ребенку чувствовать свою коммуникативную состоятельность, т. е. строить и поддерживать приемлемые отношения с учителем и одноклассниками, я придерживаюсь следующих рекомендаций:

1. Создать в классе единую систему традиций и ценностей.

Для этого можно предложить детям ответить на вопросы анкеты:

Каким, по твоему мнению должен быть дружный класс?

Как сделать так, чтобы класс стал дружным?

Какие традиции есть в нашем классе?

Какие мероприятия в классе, по твоему мнению, должны стать традиционными?

Проводить как можно больше традиционных внеклассных мероприятий.

Традиционно проводить мероприятия - День Учителя, День Матери, Новый год, 23 февраля, 8 марта

Традиция быть всем классом всегда рядом с тем, у кого в жизни наступили трудные дни.

Традиция походов и экскурсий на природу, по памятным местам своего отечества, своей страны.

Попытаться привлечь их к совместной деятельности класса.

Найти для них поручения, где они раскрывали бы свои лучшие способности.

Чаще хвалить и поощрять их в присутствии класса, но делать это за конкретно выполненное ими действие или поступок.

3. Работа в группах.

4. Задействуйте учеников класса в одном увлекательном коллективном творческом деле (КТД).

Но оно не должно быть однодневным. Работа по подготовке к итоговому результату( спектакль, праздник, выставка, мероприятие) должна вестись планомерно, в течении определенного времени. В ходе подготовки, дети готовят части итоговой работы. При совместной работе в рамках этого дела, дети смогут поучаствовать и в викторинах, и в различных школьных и городских мероприятиях, ходить в кино или театр, посещать музеи, библиотеки, вместе читать, участвовать в походах и т.д. Таким образом, ученики много времени будут проводить вместе.

Разбейте класс на группы, включив в каждую детей из "разных лагерей" (если такие имеются). Каждой группе дайте какое-либо задание в соответствии с КТД. Следите за ходом его выполнения. Обсудите выполненные работы. Отметьте ту группу учеников, которая лучше справилась с заданием. Переформировывайте группы в течение всего коллективного творческого дела.

Итак, для того, чтобы превратить класс в дружную команду, недостаточно совместных походов в кино и театр. Нужны увлекательные коллективные творческие дела и желательна помощь школьного психолога. Тогда ребята будут лучше учиться и комфортно чувствовать себя в школе. Помочь сплотить детский коллектив должны не только педагоги, но и родители.

В процессе работы над КДТ используется метод проектов, что очень удачно укладывается в технологии , применяемые при формировании УУД по ФГОС. Дома, вместе с родителями дети подбирают материал , оформляют его в виде проектов, выступают с проектом на классном часе. Затем, в итоговом мероприятии, из нескольких проектов коллективно формируется итоговый материал.

Классный руководитель обучает ребят, как сообща думать и придумывать дело, как предоставить каждому возможность высказаться и быть услышанным, как распределить свои силы и время, как необходимо действовать, чтобы достичь результата. На это работают все технологии коллективной творческой деятельности и методы организации микрогрупп (команд).
Классный руководитель использует все возможные коллективные формы работы игрового, состязательного, творческого характера. Его приоритеты – дела, которые могут объединить ребят, в которых школьники смогут проявить себя и получить признание сверстников (конкурс, спектакль, концерт, поход, соревнование и многое другое).

Я считаю, что КТД - это универсальное средство для развития крепкого и сплоченного коллектива.

2017-2018 учебный год.

Свое первое КТД мы начали уже 1 сентября. После торжественной линейки, в классе, проходило праздничное мероприятие, на котором дети показали с какими знаниями они пришли в школу.

В конце праздника учитель подвел ребят к тому, что каждый из них солнышко для своих родителей. А на земле подсолнух сравнивают с солнышком. Каждому из ребят из заготовок предложили сделать подсолнух и написать в него свое имя. Далее учитель показал детям корзину и объяснил, что все подсолнухи надо собрать в нее. Только корзина не обычная – на ее ручке были написаны имена родителей. В итоге – корзина – учитель; подсолнухи – дети, ручка-родители. И только когда все это будет держаться вместе класс будет дружным.

Данное КТД проходило в рамках мероприятий, организованных по толерантному воспитанию школьников. Нашему классу нужно было рассказать о двух станах: Индии и Японии.

В связи с тем, что учащиеся 1 класса столкнулись с данным видом работы впервые, я распределила темы сама. Работа по подготовке заняла около трех недель. Мне, как учителю, нужно было познакомить детей с культурой и традициями этих стран. Перед тем, как раздать задания, мною была показана презентация, рассказывающая об данных странах.

Класс был разделен на 2 большие команды, которые соответственно готовили набольшие проекты Индии и Японии. В каждой группе был выбран капитан, который контролировал ход выполнения работы.

сари – национальная одежда индийских женщин

гирлянды из цветов

Праздник красок холи

Сакура- цветок жизни.

Итоговое мероприятие проходило очень оживленно: команды выступали по очереди со своими проектами, дети не только изложили свою тему, но еще и нашли традиционную японскую и индийскую музыку. Затем, каждая группа, оформила большой плакат, который явился итогом многодневной работы.

Данное мероприятие проводилось 1 сентября 2018 года. Классный час был посвящен присоединению Крыма к России.

Перед началом путешествия, ребятам предложили сделать корабль ( из заготовок) на котором они поплывут, придумать ему название, на парусах написать имена родителей. А ветром будет учитель – куда дует ветер – туда плывет корабль.

Класс был поделен на 7 групп. Каждая из групп готовила материалы по заданной теме ( тема соответствует блоку). На итоговом классом часе все блоки соединили в один.

Кроме коллективно творческих дел объединяют ребят праздники и мероприятия в классе, экскурсии.

Экскурсия в пожарную часть

Экскурсия в ВВЦ

Нажмите, чтобы узнать подробности

В условиях модернизации образования школа ставит перед собой перспективную цель: готовить выпускников с развитыми личными качествами, такими как коммуникабельность, креативность И ответственность.В рамках перехода образовательных учреждений на Федеральный Государственный Образовательный Стандарт каждый педагогический коллектив определяется с организацией неотъемлемой частью образовательного процесса – внеурочной деятельностью, в которой возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации младших школьников (2 слайд). В выборе форм воспитательной работы может быть создана новая форма, отражающая интересы и потребности педагогов и учащихся. Предпочтительным является тот вариант, когда форма воспитательной работы рождается в процессе коллективного осмысления и поиска идей всех участников работы, педагогов и школьников. Организаторская, творческая деятельность нашла свое целостное воплощение в разработанной Игорем Петровичем Ивановым системе и методике коллективных творческих дел ( 3 слайд).

Проблема формирования школьного коллектива всегда была в центре внимания.Большой вклад в развитие теории детского коллектива внесли Н.К.Крупская, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, И.П.Иванов и др.

Актуальность темы обусловлена тем, что КТД является важнейшим структурным компонентом процесса воспитания и оно позволяет создать в школе широкое творческое поле, в процессе которого обучающиеся приобретают навыки общения, учатся работать в команде , делить успех и ответственность друг с другом.

Следует заметить, что КТД играет ведущую роль в развитии определенных звеньев гражданского отношения к жизни.Каждый вид коллективного творческого дела обогащает личность определенным видом общественно-ценного опыта. Это доказывает необходимость использования КТД во внеурочной деятельности (4 слайд).

Объектом исследования: процесс формирования классного коллектива

Предметом исследования: использование КТД как основу формирования классного коллектива;

Целью дипломной работы является: Выявление практической значимости проведения коллективно-творческого дела в процессе формирования классного коллектива

Данная цель решается посредством задач, с которыми вы можете ознакомиться на слайде (5 слайд).

На практике доказывается преимущество коллективных способов воспитания, которые являются мощными оптимальными средствами воздействия на обучающихся. Сила каждого КТД в том, что оно требует общего поиска, дает ему толчок и открывает для него широкий простор. В дипломной работе мы рассмотрели основные виды КТД.С ними вы также можете ознакомиться на слайде ( 7слайд).

Структура каждого коллективного творческого дела определяется шестью стадиями коллективного творчества, которые также представлены на слайде (8 слайд)

Перед началом работы была проведена диагностика на выявление уровня сформированности коллектива(9 слайд). И по данным диагностики был сделан вывод, что коллектив находится на преобразующем уровне. (слайд).

Также было проведено анкетирование, целью которого было выявление ведущих мотивов участия младших школьников в делах коллектива (10 слайд). Рассказать

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в данном классе выявлены благоприятные условия для дальнейшего формирования коллектива. На занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии младших школьников.

Приступая к работе над коллективно-творческим делом мы разделили нашу работу на 6 этапов (слайд)

1 группа: Петр 1;

2 группа: Сергей Александрович Есенин

3 группа:Михаил Васильевич Ломоносов

4 группа:Александр Сергеевич Пушкин

5 группа:Екатерина Великая

6 группа:Юрий Алексеевич Гагарин

Класс был разделен на 6 микро групп по 5 человек. В каждой подгруппе был выбран капитан командой самостоятельно. Личность, с которой предстояло работать команде,выбиралась с помощью жребия (12 слайд).

Третий этап - коллективная подготовка КТД. Представители каждого микроколлектива объединяются в Совет дела для подготовки и проведения выбранного КТД.Проект КТД уточняется и конкретизируется сначала Советом дела с участием классного руководителя, затем - в микроколлективах, которые планируют и начинают работу по воплощению общего замысла. Обучающиеся самостоятельно устанавливают время встреч для репетиций, обсуждений как в каждой микрогруппе, так и в классном коллективе в целом.

Четвертая стадия - проведение КТД. Здесь предваряется в жизнь все, что было задумано. Выступление команд прошло удачно, т.к. оно соответствовало теме и заданию, сценарный замысел реализовался на 100%, выступление было оригинальным , представления сопровождались слайдами, фотографиями, были рассказаны биографии великих людей нашей страны, представлены интересные факты из их жизни. Также были нарисованы красочные стенгазеты и подготовлены короткие сценки. Обучающиеся отнеслись к подготовке и проведению КТД ответственно, продемонстрировав свои знания и умения. выступления сопровождались техническим, и музыкальным оборудованияем. нормы этики и эстетики были соблюдены. В целом КТД можно считать удачным, сбоев не произошло (13-14 слайд).

Пятая стадия - подведение итогов КТД. Подведение итогов происходило сразу после КТД на общем собрании.В ходе обсуждения-анализа ученики сами отвечали на вопросы: что у нас получилось хорошо и почему?Было отмечено, что все ученики класса были задействованы. В конце коллективно-творческого дела главным продуктом наших занятий стал устный журнал, в который вошли красочные стенгазеты обучающихся, в которых изображены сами герои, стихотворения, интересные факты из жизни и т.д.

Однако важно формировать объективную самооценку на основе критического мышления, поэтому важными стали вопросы: что не удалось осуществить и почему? Учащиеся отвечали на эти вопросы вполне открыто: во время выступления некоторые обучающиеся не вовремя вступали в исполнение своей роли. Это замечание они сделали сами себе. Более того, обучающиеся назвали причину данного недочета: недостаточность отработки во время репетиций,волнение и т.д

Как показала практика благодаря совместной коллективной творческой деятельности детей, родителей, учителей, происходит формирование жизнетворческого классного коллектива.

Таким образом, в детском коллективе в процессе организации совместной деятельности, в том числе и коллективных творческих дел, осуществляется обмен информацией, согласование общих целей и задач, взаимный контроль и коррекция действий, развивается способность понимать состояние и мотивы поступков других и адекватно на них реагировать. Именно в опыте коллективных отношений формируется эмпатия, социальная чуткость, которая помогает ребенку психологически грамотно строить свое взаимодействие с партнерами.

Цели и задачи дипломной работы были достигнуты.Спасибо за внимание,готова ответить на ваши вопросы.

Автор: Воронкова Анастасия Данииловна

Организация: ФГБОУ ВО МГТУ им.Г.И.Носова

Населенный пункт: г. Магнитогорск

Введение.

Актуальная для современного общества проблема формирования личности в настоящее время тесно связана с проблемой сплочения коллектива. Сегодня формирование коллектива должно строиться не на принципе коллективизма, а на принципе межличностных связей в нем. Коллектив составляют личности, скрепленные общей целью, грамотно взаимодействующие между собой. Развиваясь в коллективе, личность приобретает ценные качества, которые необходимы для ее социализации: умение четко выражать свои мысли и идеи, умение работать в команде, прислушиваться к мнению других, нести ответственность за общее дело, помогать и сотрудничать с другими людьми. Результатом включенности в коллектив является появление социального опыта, который создает условия для возникновения специфических образований, включающих в себя своеобразное сочетание нравственных знаний, чувств, привычек [3].

В свою очередь, личность воздействует на коллектив. Каждый приносит свой собственный элемент, тем самым укрепляя взаимоотношения в коллективе. Сильный коллектив способен преодолеть множество препятствий и трудностей. А чем сильней он наполнен эмоциональными окрасками, тем легче и приятней в нем развиваться и работать.

Особенным видом коллектива является детский коллектив. Детский коллектив – это группа детей, в которой создаётся система высоконравственных и эстетически воспитывающих общественных отношений, деятельности и общения, способствующая формированию личности и развитию индивидуальности каждого её члена. Детский коллектив имеет свои особенности. Коллективные взаимоотношения между детьми носят неустойчивый характер, т.к. личность ребенка еще только начинает развиваться и формироваться. Также отличительной чертой является то, что цель в детском коллективе устанавливается взрослыми, но задачи и пути решения дети должны сформировать самостоятельно.

Неотъемлемой характеристикой детского коллектива является психологический климат. Под психологическим климатом принято понимать эмоционально-психологический настрой коллектива, в котором на эмоциональном уровне отражаются личные и деловые взаимоотношения членов коллектива, определяемые их ценностными ориентациями, моральными норами и интересами [Н. П. Аникеева. Учителю о психологическом климате в коллективе. - М., 1983, с.26].

Одним из наиболее результативных средств сплочения коллектива является совместная организаторская деятельность детей и взрослых или коллективная творческая деятельность.

Коллективная творческая деятельность – это деятельность одновременно практическая и духовная, позволяющая ребенку приобрести не только практические, организаторские, коммуникативные и другие навыки, но также выявить и реализовать свои способности, освоить принятые в обществе способы и формы реализации ценностных отношений к окружающему миру и другим людям.

Суть коллективной творческой деятельности в том, что дети самостоятельно выбирают дело, которым хотят заняться, ставят цели и задачи, планируют и прорабатывают свои действия. В данной работе педагог является инициатором действия, подводит ребят к пониманию задач, является организатором. Руководитель принимает все предложенные идеи, относится с полным уважением и доверием к действиям коллектива. Он поддерживает и вдохновляет каждого члена творческой деятельности, побуждает к самостоятельному и добросовестному выполнению общей идеи.

Методическая часть.

Использование образа дерева позволяет отразить внутреннее психологическое состояние коллектива через образ дерева, а также показать важность каждого элемента в целостной структуре.

Время выполнения методики может варьироваться от одного до пяти занятий. Форма выполнения может быть различна: аппликация (бумага, ткань), рисунок, коллаж, использование пальчиковых красок и т.д. В качестве материала могут быть использованы бумага, картон, ткань. В ходе работы необходимо вырезать основу для дерева (ствол, ветки). Разделить их по количеству учеников. Далее подготовить листья для дерева. Цвет листьев может быть различным. Количество листьев считается по числу учеников. Желательно на каждого ученика использовать три-четыре листочка.

Первое занятие. Ученики создают основу дерева. Для этого решается, каким ученики представляют дерево. Они должны решить, что это будет за дерево, его форму, размер, цвет листьев (желательно использование разных цветов) и другие детали. Затем, закладывается основа – ствол и ветви. Каждый ученик прикрепляет по одному фрагменту.

Второе – четвертое занятия. На каждом занятии раздаются листья. Каждый ребенок выбирает понравившийся ему цвет. Дается задание: написать на листе любое пожелание (шутку, стихотворение, рисунок и т.п.), адресованное группе. Листья прикрепляются к основе. Таким образом, за три занятия дерево обретает свою форму и вид.

В итоге должна быть выявлена проблема коллектива. Ученики должны самостоятельно принять меры по решению выявленной проблемы. Педагог в данном случае может выступить как медиатор решения проблемы. Оценка результатов должна быть как со стороны коллектива, так и со стороны педагога. Оцениваются общая идея, вклад каждого участника, в результате дается общая оценка всего коллектива.

В данной методике педагог, как наблюдатель, должен обратить внимание на процесс выполнения работы, на эмоциональное состояние группы и каждого ее члена, на изменения климата в группе и оказывать содействие при выполнении трудных задач. Также педагог может интерпретировать полученные данные на основе дерева и желаний.

Таким образом, условием формирования сплоченности в коллективе может выступать коллективная деятельность, направленная на укрепление межличностных связей, выявление и раскрытие потенциала каждой личности в коллективе. Важно отметить, что данная деятельность должна соответствовать интересам детей, вдохновлять и воодушевлять их с целью увеличения заинтересованности участия в ней.

Читайте также: