Доклад научное сообщение логика устного сообщения

Обновлено: 13.06.2024

Доклад является одной из первых научных работ для студентов ВУЗов. Он помогает учащимся не только усваивать полученный материал, но и уметь грамотно выражать свои мысли. Научный доклад и его структура — это сложная работа, обладающая определенной алгоритмом и требующая правильного исполнения. Мало просто найти нужный материал — его следует правильно структурировать и представить преподавателям.

Что такое доклад и что он дает студентам?

Доклад является научно-исследовательской работой, выполняемой студентами, где они излагают суть проблемы, приводят подтвержденные факты, а также высказывают свое мнение касательно выбранной темы. Научный доклад оформляется как в печатной, так и в письменной форме. Доклад нужен не только для хорошей успеваемости учеников. Его главное назначение — это развить умение у студентов работать с документами, уметь компоновать информацию, высказывать свое мнение и выступать перед широкой публикой.

Если тему исследовательской работы ученики выбирают самостоятельно, то писаться доклад должен по четко предоставленной структуре. Студенты должны придерживаться правил оформления работы, чтобы преподаватели и другие ученики смогли лучше воспринимать преподносимую информацию.

Структура научного доклада

Структура доклада

Доклад представляет собой небольшое исследовательское задание, которое обычно не занимает более 5 страниц. Работу студенты выполняют на листах формата А4. Найденную и скомпонованную информацию записывают в письменном виде или распечатывают на компьютере. Структура научного доклада:

  • вступление. Обычно оно посвящено приветствию;
  • введение. в этой части обозревается главный вопрос, который будет поднят в докладе;
  • основная часть. В этой части представлен основной объем информации по заданной теме (вместе доводами автора).

Качественный доклад обязательно должен иметь небольшое заключение, позволяющее сделать вывод из представленной информации.

Требования по ГОСТу

Нормы оформления исследовательского доклады схожи со стандартами создания реферата. Следует отметить, что отдельного ГОСТа для научного доклада нет. Поэтому при компоновки информации рекомендовано обращать внимание на методические советы конкретного ВУЗа. Не существует также особых требований к передаче сведений в форме научного доклада. Единственное правило — текст должен быть написан в научном стиле. Также студентам необходимо пользоваться следующими правилами при написании работы:

  • отказаться от употребления длинных и сложных для восприятия предложений;
  • не употреблять иностранные слова, которые редко используются в русской речи;
  • отказаться от узкоспециальных терминов;
  • свести к минимуму применение вводных конструкций, которые не несут смысловую нагрузку.

В научном докладе может озвучиваться позиция автора. Однако она не должна занимать более 20-30 % всей работы. Ученикам рекомендовано минимизировать количество личных ремарок и правок.

Как писать доклад, выбор темы

Написание доклада — довольно интересный и творческий процесс. Однако предварительно студенту необходимо выбрать интересующую его тему, собрать достоверную информацию, набросать планы работы и только потом приступать к ее написанию.

Доклад - выбор темы

Научные руководители обычно выдают студентам инструкции по написанию исследовательского доклада. Учащемуся необходимо тщательно ее прочитать и вникнуть в суд задания. Возможно, вопрос придется перечитать несколько раз, чтобы более четко понимать о том, что нужно писать. Чаще всего в таких заданиях дан четкий вопрос, на который необходимо ответить студенту, а также представлена дополнительная информация о целевой аудитории доклада, возможности применения личных ремарок.

Если преподаватель не предоставил выбор тем, то ученику необходимо ориентироваться на ту сферу, которая его больше всего привлекает и в которой ему хотелось бы разобраться. Многие эксперты советуют выбирать оригинальную и нетипичную тематику, которая точно заинтересует и преподавателей, и остальных студентов. Часто бывает так, что ученики не могут найти нужную информацию по выбранной теме.

Если возникают подобные трудности, не стоит бояться менять направление работы на начальном этапе. Лучше в начале пути выбрать что-то полегче, чем застрять на середине и долго топтаться на одном месте.

Подготовка к написанию доклада

После выбора тематики следует преступить к поиску информации и тщательно продумать оформление научной работы. Часто преподаватели дают волю фантазии ученикам и не требуют от них четкого следования всем критериям ГОСТа. В таких случаях студенты могут проявлять свою креативность в оформлении доклада, которая поможет им привлечь внимание публики и удержать его на время рассказа.

Немаловажная часть подготовки — это сбор достоверной информации. Не стоит в этом случае опираться только на интернет. Очень многие издания в сети не предоставляются в бесплатном режиме или в нужных форматах. Кроме того, в сети сведения могут быть недостоверными. Поэтому лучше все-таки обратиться в библиотеку и параллельно просматривать некоторые интернет-порталы.

Составление плана доклада

Чтобы не запутаться в большом объеме информации, необходимо набросать план научной работы. Все данные необходимо структурировать, чтобы по ходу чтения работы все больше и больше раскрывалась представленная тема. Ученикам стоит учитывать то, что научная работа в обязательном порядке должна содержать какие-либо фактические данные, цитаты, доводы и аргументы.

В докладе не должно быть воды, все сведения следует подкреплять какими-либо фактами (даты, мнения ученых).

Обязательно необходимо подготовить небольшое введение, чтобы вовлечь читателя в рассказ. Заканчивается повествование выводом, который закрепляет полученные сведения.

Рекомендации к написанию

Ниже представлены рекомендации экспертов по написанию каждой части научно-исследовательского доклада.

Научный доклад

Введение содержит слова приветствия, цели и задачи представленного материала, информацию об авторе. студенту необходимо в доброжелательной и сдержанной форме поздороваться с аудиторией, назвать свои данные, тему выполняемой работы, обозначить цели, которые преследует написанная работа. Вводная часть не должна быть чрезмерно размытой и растянутой. Лучше в 4-7 предложениях представить четкую и интересную информацию, которая сможет вовлечь в слушание большую часть аудитории.

В заключении доклада студенты пишут общую мысль, которую они хотели донести до слушателей. То есть здесь можно указать какие-то личные выводы, итоги, особенности проведенного исследования. Можно также указать данные о том, как проводилась авторская работа, какие периоды исследовались докладчиком.

Список литературы и источников

После вывода с новой страницы ученики пишут список использованной литературы и источников. Это не обязательно должны быть книжные издания. в качестве источников можно вписывать журналы, интернет-порталы. Список литературы пишется в алфавитном порядке. Однако не все преподаватели призывают придерживаться этого правила.

Советы для оформления презентации

Полезные рекомендации к написанию исследовательской работы:

  1. Перепроверять информацию. Особенно если источниками для сбора информации прослужили интернет-ресурсы. В сети легко попасть на недостоверные и лживые источники, созданные некомпетентными в конкретном вопросе гражданами.
  2. Чтобы не путаться в большом количестве, лучше предварительно составлять структурированный план доклада, который поможет подавать информацию постепенно и в нужно порядке.
  3. Если выбранная тема считается узкопрофильной, то информацию по ней лучше искать в библиотеке.

Написанный доклад необходимо внимательно прочесть несколько раз, чтобы суметь пересказать некоторые данные своими словами. Например, преподаватели во время чтения работы могут остановить ученика и задать ему несколько наводящих вопросов, чтобы понять, насколько тот ориентируется в теме. Не нужно зазубривать текст. Важно понимать его смысл.

Советы для выступающих перед аудиторией

Демонстрационность доклада

Чтобы грамотно презентовать написанную работу, необходимо предварительно ознакомиться со всеми незнакомыми или малознакомыми терминами, представленными в научной работе. Это поможет избежать неприятных казусов в процессе передачи информации в устной форме.

Лучше все-таки не использовать незнакомые понятия, если у ученика имеются сомнения в уместности их применения. Чтобы публика лучше воспринимала представленный материал, не нужно полностью считывать всю информацию с листа в одном голосовом режиме. Лучше всего пересказывать некоторые предложения своими словами, чаще отрывать глаза от документации, менять интонацию в нужных местах для лучшего восприятия материала.

Типичные ошибки

От ошибок не застраховании ни один студент. Чаще всего они заключаются в следующих моментах:

  • ошибки. Многие работы составляются в спешке из-за нехватки времени. Поэтому студенты не находят возможностей для корректировки написанного и исправления опечаток;
  • неактуальность или банальность темы. Эта ошибка распространена среди тех учащихся, которые не особо желают напрягаться в писке нужной информации;
  • представленный материал не содержит научных подкреплений. Часто студенты составляют водные работы, которые не содержат четкой конкретики и полностью лишены практической части. Научная работа должна подкрепляться примерами, доводами, фактами, вырезками из экспериментов.

Частые ошибки учащихся заключаются также в использовании публицистического стиля повествования, отклонении от выбранной темы, неправильном оформлении научного доклада.

Научно-исследовательский доклад — это студенческая работы , составленная на основе достоверных источников и презентованная перед аудиторией. Подобного рода работы помогают не только повысить успеваемость учащихся, но и научить их структурировать информацию, работать с большим объемом данных, уметь отделять главное от второстепенного.

Как правильно провести презентацию и стильно подать даже самую сложную информацию вы узнаете из видео.

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Приемы изложения научных материалов: строго последовательный целостный (с последующей обработкой каждой главы) выборочный (главы пишутся отдельно в любой последовательности).

Правила выступления на публике: 1. Выступление должно быть понятным для аудитории, лаконичным и законченным. Нужно отказаться от эзотеричности и языка, заведомо непонятного для присутствующих. Нужно не перегружать выступление. Это самая большая трудность выступления по результатам эмпирического исследования. Выступление должно быть законченным или хотя бы должно выглядеть как законченное. Приходится опускать важные содержательные и цифровые фрагменты и рассказывать куда меньше, нежели хотелось бы, но в конце изложения должна стоять точка или в крайней мере – точка с запятой. Оставлять слушателей на самом интересном месте – некрасиво.

Правила выступления на публике: 2. Нужно заранее просчитать время выступления и самим его контролировать. Высший класс – говорить столько же сколько другие, но суметь сказать больше.

В устном докладе обычно выделяют три крупных раздела: введение, основную и финальную части (Knisely, 2005).

Во введении докладчик не только информирует публику

О теме выступления, освещает цель и задачи исследования, но и овладевает вниманием слушателей, старается расположить их в свою пользу.

В основной части доклада приводится сжатое обобщение материалов, методов и результатов исследования, излагаются наиболее важные и необходимые факты, подтверждающие выводы.

В финале обсуждаются дискуссионные вопросы и подводятся итоги исследования.

Подготовка устного доклада:

Перед тем, как начать подготовку к докладу, необходимо:

– представлять профессиональный уровень публики, осознавать, что будущие слушатели смогут получить от выступления;

– определить цель доклада: хотите ли вы проинформировать слушателей о результатах работы или убедить коллег в правильности своей точки зрения;

– иметь представления об условиях доклада: время и продолжительность выступления, размер аудитории, ее акустика, оборудование;

– убедиться, уложитесь ли вы в отведенное для доклада время ( если время для доклада недостаточно, необходимо сузить конкретную цель выступления, остановившись на каком-либо из подразделов центральной идеи )

Требования к оформлению устных докладов

1. Продолжительность доклада должна составлять 8 – 10 минут , доклад обязательно должен сопровождаться компьютерной презентацией ( файл ppt ). На освещение одного слайда презентации должно отводиться не менее 30 секунд. Рекомендуемый объем презентации — 10-12 слайдов .

2. В докладе должны быть освещены имеющиеся предпосылки по теме исследования, цели и задачи , поставленные в исследовательской работе, использованные методы , основные результаты и выводы .

3. Во время доклада можно пользоваться написанным планом и любой другой информацией (например, числовыми данными), но доклад НЕ должен полностью читаться по бумаге.

4. В докладе следует избегать чрезмерного количества узкоспециальных терминов. В случае, если это невозможно, нужно пояснять их значение (при необходимости использовать для этого рисунки и схемы).

5. Свои мысли нужно излагать грамотно, ясно и однозначно.

Общие требования к представлению презентации

6. Компьютерная презентация призвана иллюстрировать доклад , поэтому она должна содержать достаточное количество рисунков, графиков, диаграмм, таблиц, карт, схем, фотографий.

7. В презентации НЕ должно быть больших блоков текста .

8. Все надписи в презентации должны быть сделаны крупным шрифтом , чтобы их было видно даже с задних рядов (размер шрифта должен быть не меньше 24 , в том числе в подписях к картинкам; для заголовков слайдов не меньше 40 ).

9. Необходимо использовать всё поле слайда. Не оставляйте свободное пространство, заполните его увеличив текст или графический материал, но оставив небольшие поля.

10. Презентация должна быть выполнена в спокойных, не очень ярких тонах.

11. Все надписи и рисунки должны быть хорошо заметны и четко отличаться по цвету от фона (особенно на диаграммах).

12. Использование эффектов, анимаций должно быть оправданным. Время устного доклада ограничено 10 (десятью) минутами. Презентация к устному докладу оформляется в редакторе MS Power Point и должна иметь объем, не превышающий 20 (двадцать) слайдов. На первом слайде располагается наименование работы, ФИО авторов, места их работы, дата, город. На последнем слайде могут быть представлены контакты авторов.

Общий порядок слайдов:

- План презентации (не более 5 пунктов);

- Основная часть; - Заключение (выводы);

- Спасибо за внимание (контакты).

Общие требования к оформлению

- Дизайн должен быть простым и лаконичным;

- Каждый слайд должен иметь заголовок;

- Слайды должны быть пронумерованы с указанием общего количества слайдов;

- На слайдах должны быть тезисы — они сопровождают подробное изложение мыслей докладчика, но не наоборот;

- Использовать встроенные эффекты анимации можно только, когда без этого не обойтись (например, последовательное появление элементов диаграммы).

Требования к оформлению диаграмм

- Название диаграммы или таким названием может служить заголовок слайда;

- Диаграмма должна занимать все место на слайде;

- Линии и подписи должны быть хорошо видны.

Требования к оформлению таблиц

- Отличие шапки от основных данных.

Требования к оформлению видеофайлов

- Не более 5 минут

- Расширение av i

Стендовый доклад состоит:

-из плаката (постера), содержащего материалы научной работы

Постерные сессии проводятся в помещении, оборудованном специальными стендами.

Ясное и четкое представление ключевых моментов работы. Авторы в качестве демонстрационных материалов могут использовать записи регистрирующих приборов, фрагменты лабораторных журналов, инструментарий, образцы новых изделий и т.п. Доклад не должен быть перегружен второстепенной информацией.

В течение всего периода проведения сессии стендовых докладов минимум один из авторов представленного доклада должен находиться у своего стенда и быть готовым дать исчерпывающую информацию, касающуюся сути выполненных исследований. Обслуживание одним участником двух или более стендовых докладов не допускается.

Требования при оформлении плаката (постера) необходимо помнить:

участники сессии останавливаются в 1–2 м, а то и в 3 м от стенда.

Требования и рекомендации.

1. Наглядность. При беглом просмотре стенда у зрителя должно возникнуть представление о тематике и характере выполненной работы.

3. Оптимальность. Количество информации должно позволять полностью изучить стенд за 1-2 минуты.

4. Популярность. Информация должна быть представлена в доступной для участников конференции форме.

5. Стендовый доклад будет значительно проще для восприятия, если материал в нём будет расположен так, чтобы его было удобно читать слева направо и сверху вниз; разнообразные выделительные эффекты (цвет, фон, размер шрифта, обрамление, линии различной толщины) обычно помогают лучше и быстрее ориентироваться в представленном материале.

6. Можно заранее заготовить копии стендового доклада формата А4, чтобы раздать их всем заинтересовавшимся колле

Материалы стендового доклада

Размер постера:

Формат А1, ориентация альбомная (841 х 594 мм). В верхней части располагается название работы, которое печатается прямым шрифтом (рекомендуемый кегль не менее 48). Ниже указываются фамилии авторов и научного руководителя, название учреждения, где выполнена работа (рекомендуемый кегль не менее 36). Текст, содержащий основную информацию, печатается прямым шрифтом (рекомендуемый кегль 18).

Структура плаката включает в себя несколько обязательных элементов:

- абстракт (если основные результаты работы не приведены в виде абстракта),

- материал и методы,

- ссылки на литературу, благодарности.

Начинается урок, Приготовься-ка дружок! На уроке работай старательно, И успех тебя ждет обязательно!

Создание памятки ПРИВЕТСТВИЕ, ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ, ОДЕЖДА, ГРАМОТНОСТЬ, РЕПЕТИЦИЯ, КОНСПЕКТ, ВРЕМЯ, ПАУЗЫ, ТЕМП, МЕСТО ВЫСТУПЛЕНИЯ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ НАСТРОЙ, ВНЕШНИЙ ВИД, ГРАМОТНАЯ РЕЧЬ, ПРОЩАНИЕ.

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ. ОТ ВЕРШИНЫ, ОБОЗНАЧЕННОЙ БУКВОЙ А, ПЕРЕВОДИТЕ ВЗГЛЯД К ДРУГОЙ ВЕРШИНЕ ПО ЧАСОВОЙ СТРЕЛКЕ. И ТАК ДАЛЕЕ, ПОКА НЕ ПОПАДЕТЕ В ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ. ПОВТОРИТЕ ТО ЖЕ УПРАЖНЕНИЕ, НО ПРОТИВ ЧАСОВОЙ СТРЕЛКИ. И ТАК ТРИ РАЗА. А

Закончи предложение - Сегодня на уроке я узнал(а)… - На уроке я научился (лась)… - Моё настроение на уроке…

Спасибо, всем, за урок!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Учитесь делать добрые дела

Данный классный час можно провести как в пятом, так и в 6 классе. Так как основная часть (тексты) использована с методической разработки "Классные часы. 5-9 класс. - М.: ВАКО, 2006", многим педаг.


Цель: Информирование родителей о трудностях школьного обучения, о возможных последствиях неуспеваемости ребенка.

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 6 класса " Учусь делать добро"

Рабочая программа разработана для учащихся 6 класса . В ней освещается работа тимуровского движения в классе.


Учимся делать добро.

«Глупые люди полагают, что раз наказание за злое дело не последовало тотчас же, то здесь на свете нет справедливости. Наказание за злое дело задерживается иногда на несколько дней, иногда на несколько.


MEET UP . Учись , делись , меняй , делай . ИНТЕРАКТИВНАЯ ПЛОЩАДКА "ИГРЫ ВСЕРЬЕЗ" 22 февраля 2019 г. г. Москва (выступление на общегородском мероприятии )

ЦиклПрезентация результатов деятельности участников лаборатории игровых технологий в образовании .

Present Perfect/ Учимся делать комплименты. Класс 6

Present Perfect/ Учимся делать комплименты. Класс 6. Презентация к уроку.

Говорят, что если есть в человеке доброта, зна­чит, он как человек состоялся. В.А. Сухомлинский писал: «Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что.

Читайте также: