Доклад специальное образование детей с аутизмом

Обновлено: 28.04.2024

Организация образовательной среды для детей с расстройствами аутистического спектра. Средства поддерживающей коммуникации.

Образовательные потребности детей с аутистическими нарушениями своеобразны в связи со спецификой нарушений при аутизме.

Механизм возникновения синдрома аутизма связан с парадоксальной реакцией организма на внешние и внутренние раздражители в условиях гипер и (или) гипочувствительности анализаторов: зрительного, слухового, кожного, двигательного, вестибулярного, обонятельного, вкусового.

Например, дети с аутизмом воспринимают лёгкое прикосновение как болезненное, а сильное сжатие - как успокаивающее. Некоторые не чувствуют боли и холода, предпочитают острую пишу и резкие запахи. Другие испытывают болезненные ощущения от соприкосновения тела и одежды, приёма пищи определённой консистенции и температуры, сильных запахов.

При аутизме человек не может усилием воли подавить свои ощущения, они провоцируют спонтанное и неконтролируемое поведение, которое является - вынужденной реакцией на действие раздражителя.

Необычное поведение ребёнка при аутизме выполняет две основные функции - сенсорной защиты и сенсорной стимуляции. Повышенная чувствительность ребёнка с аутизмом провоцирует избегание болезненных сигналов из окружающего мира в виде сенсорных защит. Например, при гиперчувствительности слухового анализатора ребёнок закрывает уши, прячется, чтобы не слышать шум. В наиболее дискомфортных ситуациях он внутренним усилием отключает слух и производит впечатление глухого.

Пониженная чувствительность обусловливает появление сенсорных стимуляций с помощью сильного раздражителя. Например, при гипочувствительности двигательного анализатора ребёнок с аутизмом бегает по кругу, вращается, раскачивается или прыгает, поскольку стремится получить необходимые ощущения.

Кроме того, возможно наличие смешанных реакций: повышенной чувствительности по отношению к одним раздражителям и пониженной к другим.

Педагоги и родители могут не подозревать, что ребёнок с аутизмом испытывает физический дискомфорт при действии привычных для других людей раздражителей. Они объясняют его необычное поведение капризами, недостатком воспитания или нарушениями интеллекта, тогда как оно придаёт ребёнку с

аутизмом чувство самообладания, безопасности и позволяет получить ощущения, в которых он испытывает недостаток. Запрет на необычное поведение лишь усугубляет проблемы ребёнка с аутизмом, поскольку провоцирует усиление сенсорных защит и самостимуляций, их замену на более неадекватные действия. Ни поощрения, ни наказания не позволяют нормализовать чувствительность при аутизме.

Решить эту задачу позволяет организация комфортной для ребёнка с аутизмом среды жизнедеятельности, которая получила название адаптивно-адаптирующей, т.к., с одной стороны, она адаптирована к возможностям ребёнка с аутизмом. А с другой - адаптирует его самого к окружающей действительности. Никакая педагогическая стратегия не научит ребёнка с аутизмом выдерживать сенсорные сигналы, которые невыносимы и разрушительны для его нервной системы. В этой связи исключение болезненных раздражителей из окружающей среды является необходимым условием нормализации поведения и деятельности.

В обратной ситуации, когда ребёнок испытывает сенсорный дефицит, окружающую среду следует обогатить соответствующими раздражителями. В процессе наблюдения за поведением ребёнка рекомендуется определить, какие раздражители являются неприятными, а какие - недостаточными.

При организации комфортной для ребёнка с аутизмом среды жизнедеятельности неприятные раздражители по возможности устраняются. Педагоги и родители не должны заставлять ребёнка терпеть ощущения, которых можно избежать. Например, если шум пылесоса слишком интенсивный, можно пылесосить в отсутствии ребёнка. Если ребёнок не выносит звук от передвижения стульев по полу, их ножки снабжаются покрытием.

Можно использовать барьеры, которые снижают сенсорную чувствительность (например, беруши, солнцезащитные очки, защитный экран вокруг рабочего места и др.). недостаток раздражителей, в которых нуждается ребёнок с аутизмом, восполняется: среда насыщается объектами, позволяющими получать приятные ощущения социально приемлемым способом. Например, если ребёнок увлечён разглядыванием точек на ковре или пятен на чужой коже, следует перенести его интерес на книги или журналы с иллюстрациями. Если ребёнок грызёт всё подряд, включая одежду и предметы, ему можно предложить грызть соломинку для питья, кольца-прорезыватели для зубов. Все предметы, которые позволяют восполнить сенсорный дефицит, должны находиться в постоянном свободном доступе.

Сенсорная стимуляция позволяет ребёнку с аутизмом накапливать приятный сенсорный опыт в процессе специально организованного педагогического взаимодействия в тех областях, где ему не хватает ощущений или они слишком сильны. Она реализуется на основе наблюдения за поведением ребёнка. Для ребёнка с повышенной сенсорной чувствительностью следует отыскать те раздражители, которые он переносит терпимо, и постепенно расширять их спектр. Например, при непереносимости громких, неожиданных, а также речевых звуков, можно предлагать сначала слушать тихую ритмичную музыку и песни, потом потешки и, наконец, стихотворения. Самостимулирующие действия ребёнка с пониженной сенсорной чувствительностью замещаются другими, которые помогают получить тот же опыт, однако имеют социальное содержание и функциональный характер. Например, стереотипные прыжки заменяются прыжками на батуте, хлопки в ладони - лепкой из пластилина.

Образовательная среда для детей с аутизмом организуется таким образом, чтобы обучение было предсказуемым и последовательным для учащегося. Дети данной категории лучше ориентируются и учатся именно в такой обстановке. Учебное место (стол, стул, стеллаж) необходимо поставить так, чтобы занимаясь, ребёнок не отвлекался: не мог смотреть в окно, коридор, не отвлекался на предметы в комнате. Материалы, необходимые для занятий, нужно разместить на стеллаже, слева от стола. Каждое задание размещается в соответствующей коробке. Например, при обучении аппликации в коробке находится цветная бумага, бумага для фона, клей, ножницы и т.п. Справа от стола размещается коробка для отработанного материала. Перед ребёнком стоят задачи лишь учебные, а не организационные. Такой подход стимулирует самостоятельность ребёнка, снижает его тревожность, решает поведенческие проблемы.

В идеале, класс должен быть разбит на зоны: зона для самостоятельной работы, зона отдыха и досуга, маленькая зона групповой работы, зону работы учителя с учеником один на один, спокойная зона на случай истерики у ребенка.

Дети с РДА лучше усваивают информацию, когда она даётся не только в словесной форме, но и наглядно. С этой целью применяется поддерживающая коммуникация.

У многих из нас есть ежедневник или календарь, который помогает нам организовать свой день. Периодически мы составляем список того, что нам надо купить, прежде чем идти в супермаркет. Чтобы добраться до нужного места, мы смотрим на дорожные знаки, а чтобы собрать мебель, мы пользуемся инструкцией, приложенной к упаковке. Мы все пользуемся визуальной поддержкой, чтобы: организовать нашу жизнь, сделать выбор, общаться с другими людьми, выполнить задание.

Для людей с аутизмом это жизненно важно и в гораздо большем объеме. Поддерживающая коммуникация предполагает овладение совершенно иной коммуникативной системой, где особое значение приобретают невербальные коммуникативные средства (предметы, фотографии, пиктограммы, записи, жесты).

Поддерживающая коммуникация может быть предложена в виде тактильно воспринимаемых символов, коммуникативных карточек, вспомогательных коммуникативных устройств.

В некоторых случаях более практичным оказывается применение миниатюрных копий реальных объектов.

Использование вспомогательного коммуникационного устройства позволит ребенку создавать речь с помощью голосового синтезатора. Ребенок нажимает на кнопки, а устройство воспроизводит соответствующие слова с помощью искусственного голоса. При наличии компьютера существуют отличные приложения для коммуникации, так называемые коммуникаторы. В данном случае необходимо, чтобы ребенок обладал достаточными интеллектуальными способностями.

Одним из элементов поддерживающей коммуникации является визуальное расписание.

1. предметное (ящик с предметами)

2. фотографическое (фотографии на табличках или в альбоме)

3. рисуночное или символическое

Ещё один элемент поддерживающей коммуникации - пооперационные карты – представляют информацию в том виде, в котором ребенок может ее понять. Аутичные дети видят смысл какой-либо деятельности только тогда, когда она четко заранее запрограммирована: дети должны знать, что делать в первую очередь, какую последовательность действий совершать, как закончить. Например, во время урока физкультуры им непонятно, зачем и как долго надо бегать по кругу. Но их деятельность будет более осмысленной, если в зале на полу разложить несколько игрушек и дать ребенку конкретное задание: каждый раз, пробегая мимо игрушек, брать одну из них и бросать в корзину. Когда все предметы будут собраны, перейти с бега на шаг и, пройдя еще один круг, сесть на скамейку. Таким образом, ребенок будет видеть план своих действий и станет более спокойным. Подобной осмысленности необходимо добиваться при выполнении любого задания. Ребенок всегда должен знать, зачем он будет выполнять то или иное действие.
С этой целью в помещении, где находится аутичный ребенок, можно разместить так называемые пооперационные карты, на которых в виде символов обозначена четкая последовательность действий. Так, схему, отражающую нужную последовательность действий ребенка при сборах на прогулку, можно нарисовать на шкафчике. Образцами подобных карт являются, к примеру, инструкции по сбору игрушек из серии "Киндер-сюрприз". Работая по схеме, дети видят конечный результат, которого надо достичь.

Хороши песни: есть начало, есть конец, слова повторяются, можно сделать паузу, чтобы ребёнок дополнил слово.

Действия под слова песни так же возможность для коммуникации и контакта.

Мыльные пузыри дают возможность для взаимодействия и контакта.

Так же полезны трудовые поручения, например: выбросить мусор, полить цветы. Хвалите за помощь! Хвалите, если ребёнок принёс что-то по просьбе или своей инициативе, поручите ему что-то положить, взаимодействуйте!

Таким образом, педагогами создаются и поддерживаются условия, которые делают образовательную среду управляемой, адаптированной к возможностям ребёнка с аутизмом и адаптирующей его самого к окружающей действительности. Адаптивно- адаптирующая среда в процессе пролонгированной работы с ребёнком с аутизмом видоизменяется, усложняясь и расширяя его возможности.

Важно, чтобы окружающая ребёнка действительность способствовала уменьшению барьера, отделяющего его внутренний мир от мира внешнего. При создании адаптивно-адаптирующей образовательной среды учитываются специальные условия, отвечающие требованиям индивидуализации, визуализации, удовлетворению детских потребностей ребёнка с аутизмом.

Инклюзивное обучение детей с РАС предполагает выполнение особых условий их включения в школьную среду, изложенных в Специальном государственном стандарте начального образования детей с расстройством аутического спектра.

Трудности коммуникации, невозможность считывать эмоциональный и социальный контекст ситуации, социальная наивность и нелепое поведение, трудность в понимании других людей, монотонно-однообразное и стереотипное поведение, закрытость, аффективные вспышки, неравномерность интеллектуального развития при правильном методико-дидактическом и психологическом подходе, наличии тьюторского сопровождения и взаимодействия с родителями успешно корректируются в инклюзивных школах.

Обучение детей с РАС в условиях инклюзии

Обучение детей с расстройством аутического спектра в инклюзивной образовательной среде включает три направления:

Когнитивное, развивающее интеллектуальную сферу.

Коммуникативное, формирующее навыки общения и взаимодействия.

Эмоционально-волевое, стимулирующее открытость миру, мотивационную готовность, доброжелательность к окружающим.

Визуализация плана урока. Помещать его рядом с доской. В начале обучения — это символы и карточки с надписями, потом списки заданий.

Наглядная демонстрация связей между понятиями, особенно при выполнении инструкций. Все задания разбивать на наглядные карточки и помещать их на парте перед ребенком слева направо или сверху вниз. Создать визуальный стандарт алгоритма выполнения заданий и научить ребенка его использовать.

Демонстрация образца выполнения заданий. Показывать, как должно выглядеть действие, давать пример ответа на вопрос, образец заполнения таблицы, схемы, визуальный план выполнения задания.

Визуализация правил поведения. Ввести несколько общих правил для всего класса и поместить рядом с доской. Их особенности:

актуальные на определенный период;

короткие и понятные;

написанные крупными буквами с добавлением символа к каждой фразе.

100 ошибок воспитания, которых легко избежать

О чем эта книга Это самый подробный гид по родительским промахам, способам их избегания и устранения. Автор разбирает самые распространенные ошибки, которые или совершают, или очень боятся совершить все родители. Вы узнаете, как: стать ребенку настоящим другом, не теряя авторитет; общаться с ребенком, не повторяя ошибок своих родителей; правильно реагировать на капризы и непослушание ребенка; удовлетворить потребность ребенка в любви, не балуя его; развивать ребенка с учетом особенностей его личности; привить ребенку правильное представление о счастье и успехе.

Постепенно ввести индивидуальные правила для ребенка с РАС и поместить на его парте.

Использование социальных историй. Преподносить адекватное социальное поведение в форме историй с иллюстрациями и фотографиями.

Индивидуальная корректировка объема задания. Устанавливать границы, сокращать объем, предъявлять маленькими частями, заменять более подходящими.

Напоминание о переходе от одной деятельности к другой. Например, сказать о предстоящем переходе от уравнений к решению задач сначала за 5 минут до него, потом за 1 минуту, используя таймер или карточку.

Побуждение к самостоятельному поиску информации при использовании ИКТ. Поручать готовить презентации, доклады, рефераты.

Обучение совместной работе сначала в паре, потом в группе. Терпеливо и корректно включать в общую работу класса. Избегать соревновательного типа обучения, акцентируясь на командном. Исключить в классе деление на лучших и худших.

Адаптация устной речи. Избегать ироничных и идиоматических выражений, говорить медленно, ровным тоном.

Обучение выполнению инструкций. Не просить одновременно слушать информацию и выполнять задание, или выполнять одновременно несколько заданий, например, писать текст, выделяя корни слов. Не использовать в инструкции длинных глагольных цепочек, всегда проверять понимание услышенных фраз. Позже записывать инструкции на листе или планшете.

Обогащение словаря. Обучать абстрактным понятиям, пониманию синонимов. Разбирать ключевые понятия, четко и понятно их выражая.

Адаптация текстов. Упрощать предложения, дополнительно разбирать слова и морфологические обороты. Давать домашнее задание по устным предметам как поиск информации в интернете и просмотр учебных видео.

Определение способа подачи программного материала внутри темы урока. Определить нижнюю границу программных требований и ожидаемый от ребенка уровень сформированности выбранных навыков по теме. Описать условия, при которых навык считается сформированным. Учитывать сильные и слабые стороны ученика при выборе дидактических материалов. Связывать материалы с интересами ребенка, учитывая его сверхценностный интерес к избранным предметам и объектам, направляя этот интерес на выполнение учебных заданий.

Именно такие рекомендации

  1. Использование эмоциональной системы отметок. Она должна подчеркивать успех и отражать недочеты. Например, ставить отметки в виде нарисованных лиц: с улыбкой, серьезного, грустного.
  2. Использование специальных дидактических материалов, в том числе электронных
  3. Тесное взаимодействие с тьютором и родителями ребенка.

Эти приемы применяются в средней и старшей школе, варьируясь и корректируясь индивидуально под каждого ученика с РАС.

Подготовка к аттестации

Инклюзивная школа способна качественно организовать подготовку к ГИА после 9-го класса и к ЕГЭ после 11-го, и их проведение в соответствии с особыми образовательными потребностями выпускников-аутистов.(2) Учителя используют следующие стратегии подготовки:

метод ментальных карт для повторения пройденного;

четко структурированное визуальное расписание подготовки с указанием приоритетных тем и времени их повторения;

социальные истории об экзаменах;

проработку понимания открытых вопросов и образного языка;

выяснение, как ребенок понимает и интерпретирует задания на примере прошлогодних вопросов;

Тьютор или классный руководитель заранее запрашивает специальные условия прохождения экзамена, уведомляя об этом экзаменационную комиссию. Например:

отдельное небольшое помещение;

присутствие рядом с учеником тьютора;

возможность использования ПК и программного обеспечения;

зачитывание вопросов вслух чтецом;

предоставление коротких перерывов для отдыха под наблюдением; (2)

Если с ребенком трудно

Детский аутизм (РДА) и обучение детей с РДА

1 группа. Полная отрешенность от окружающей среды. Коррекция дает навыки самообслуживания, счета и письма, но исключает социальную адаптацию. Дети получают инвалиднось и находятся дома под наблюдением родителей и врача.

2 группа. Отвержение окружающей среды. Своевременная коррекция готовит к домашнему обучению по программе массовой или коррекционной школы.

3 группа. Замещение окружающей среды. Коррекция готовит к массовой школе с коррекционным сопровождением.

4 группа. Трудности в организации общения и взаимодействия. Активная медико-психолого-педагогическая коррекция готовит к массовой школе, обучая в первую очередь установлению эмоционального контакта.

Многочисленные психолого-педагогические исследования показывают: дети с аутическим расстройством, обучающиеся в инклюзивных школах, и их родители считают школу любимым местом ребенка, где он не только получает знания наравне со здоровыми сверстниками, но ощущает уют, поддержку, становится равноправным членом коллектива.


Период школьного обучения особенно важен для аутичных детей и их близких. Поступлению в школу часто предшествуют годы усилий семьи и специалистов по возвращению ребенка в нормальное русло жизни. Конечно, в начале коррекционной работы и позже детям с аутизмом необходимы индивидуальные занятия, затем тренинг в малых группах детей со сходными проблемами. Однако, при появлении хотя бы малейшей возможности, они нуждаются в переводе в условия, позволяющие им следовать нормальным образцам поведения, и общаться с детьми, чьи эмоциональные реакции и навыки коммуникации стимулируют налаживание контактов и развитие взаимодействия.

Все без исключения аутичные дети могут учиться и развиваться, если им оказывать помощь и поддержку. Степень нарушения обучения у таких детей может быть разной: одни способны осваивать учебный материал самостоятельно, хотя и не без специальной подготовки, другим нужно, чтобы кто-нибудь все время находился рядом - родители, педагог-психолог, тьютор.

Когда аутичный ребенок учится в обычном классе массовой или специальной школы, он, как правило, лишен условий, созданных специально для него. Неудивительно, что подобные попытки получения образования нередко заканчиваются для таких детей плачевно - возникают поведенческие проблемы, и их переводят на индивидуальное обучение. Если же ребенок-аутист находит способ приспособиться к школе - обычно благодаря (или вопреки) своей замкнутости и отстраненности - и продолжает в ней учиться, то без специального вмешательства педагогов и (или) психологов он так и не осваивает самых важных для себя знаний и умений, необходимых для построения полноценных отношений с другими людьми.

Основные проблемы детей с расстройствами аутистического спектра:

Особенности тонических процессов. Тонус недостаточен (пресыщение развивается очень быстро), либо искажённый вариант, когда тонус жёстко фиксирован, переключить ребёнка на другой вид деятельности невозможно. Таким образом, при работе с детьми с аутизмом нужно учитывать особенности тонических процессов. Необходимо остановиться чуть раньше, чем наступит пресыщение, потому что за пресыщением легко наступает негативизм.

Особенности сквозных психических процессов.

Память. У аутичных детей, как правило, лучше развита механическая память.

Внимание. Тонические процессы очень тесно связаны. Иногда практически не удаётся привлечь внимание ничем. Иногда фиксирует на чём-то, но так жёстко, что переключить на что-то другое невозможно. Решение проблемы внимания при аутизме – это решение проблемы тонуса.

Непроизвольное внимание и память при аутизме относительно сохранны. Эти функции могут использоваться как основа как основа для формирования новых достижений в развитии.

Восприятие фрагментарно (видя одну точку, не могут перейти в другую). Самое доступное – зрительное восприятие, то есть при обучении необходима максимальная визуализация всего, что возможно.

При аутизме нарушения речи есть всегда. Страдает речевая коммуникация (нарушена коммуникативная функция речи). Внешние проявления: мутизм, эхолалии, фразы-штампы, автономность речи, отсутствие обращений, нарушения звукопроизношения, грамматического строя речи, просодики, связности высказывания. Эхолалии для аутизма очень характерны. Бывают не только немедленные, могут быть отсроченные по времени – через несколько минут и более продолжительное время. При аутизме чаще встречаются смягчённые эхолалии – материал воспроизводится не совсем так. Например, могут убрать какие-то слова, прибавить, переставить, изменить грамматическую категорию. Если такое наблюдается – это очень благоприятный знак. Чем менее понятен материал, тем больше эхолалий в речи ребёнка. Прежде чем начинать работать с эхолалиями, нужно понять, после чего она возникает.

Проблема речевого развития – когда возникает речевой замысел, он не структурирован. Последовательность слов – сукцессивно организованный процесс, для аутичного ребёнка это невозможно. Выход из этого – стереотип, стереотипный набор понятий, но при аутизме нет гибкости формирования понятий.

Спонтанность высказывания и просодика – те нарушения, преодолеть которые практически не удаётся. Но в комфортной ситуации проявление речевых нарушений сглаживается.

Большое значение имеет освоение ребенком учебных навыков чтения, письма, счета. Эти навыки становятся новыми средствами коммуникации, новыми каналами получения информации о мире, взаимодействия с другими людьми. Как правило, аутичный ребенок чрезвычайно гордится этими достижениями, переживает, если у него возникают трудности.

Для него очень важны учебные предметы, которые расширяют его знания об окружающем мире и других людях. В начальной школе это чтение, окружающий мир, потом предметы гуманитарного цикла. Здесь, как и везде, ему нужны не формальные знания, а их связь с его реальной личной жизнью. Если для ребенка с обычным отставанием в умственном развитии такая связь с непосредственным жизненным опытом важна для облегчения понимания отвлеченных знаний, то здесь, наоборот, идущее от учителя осмысление законов окружающего мира, мира других людей может стимулировать адекватное осознание, проработку вместе с ребенком его личных отношений с миром и людьми.

Особенно важными нам представляются занятия такого ребенка литературой, сначала детской, потом классической. Необходимо медленное, тщательное, эмоционально насыщенное освоение заложенных в этих книгах художественных образов людей, обстоятельств, логики их жизни, осознание их внутренней сложности, неоднозначности внутренних и внешних проявлений, отношений между людьми. Это способствует улучшению понимания себя и других, уменьшает одноплановость восприятия мира, стремления все делить на черное и белое, развивает чувство юмора. Понятно, как все это важно для социализации такого ребенка, его эмоциональной стабилизации.

У аутичных детей нарушена просодика. Они не учитывают пунктуационные знаки. Даже интеллектуальные дети не вникают в прочитанный текст. Тексты нужно подбирать понятные для детей, ничего абстрактного. Книга с иллюстрациями – закрываем рисунок, просим прочитать. Потом просим ответить на вопросы, потом – рассматриваем рисунок. Лучше использовать тексты, которые касаются жизни.

Всегда очень трудно понимание задачи, даже если формально интеллект высокий. Очень важна наглядность.

Трудно понимают – на …больше, на …меньше, одинаково, столько же. Нужно сравнивать – где больше, где меньше, почему и тогда уже на сколько.

Вся эта работа должна активно начинаться уже в младшей школе, без нее обучение в средней и старшей школе может внешне идти успешно, но реально оказаться формальным накоплением знаний, которыми ребенок не сможет воспользоваться.

Физические упражнения, как известно, могут и поднять общую активность ребенка и снять его патологическое напряжение. И то и другое актуально. Известно, что такой ребенок в большинстве случаев испытывает огромные трудности на всех уровнях организации моторного действия: нарушения тонуса, ритма, координации движений, распределения их в пространстве. Все эти трудности становятся особенно явными в ситуации произвольной организации ребенка. Ему необходима специальная индивидуальная программа физического развития, сочетающая приемы работы в свободной, игровой и четко структурированной форме.

Уроки технологии, изобразительного искусства, музыки в младшем возрасте тоже могут сделать очень много для адаптации такого ребенка в школе. Прежде всего именно на этих уроках аутичный ребенок может получить первые впечатления того, что он работает вместе со всеми, понять, что его действия имеют реальный результат. Это очень важно для него.

Учитывая неловкость рук такого ребенка, мы должны подбирать для него задания так, чтобы он чувствовал в них свою состоятельность, чтобы работа не была особенно трудной, а эффект был ярким. Особой проблемой могут стать импульсивные действия такого ребенка, уничтожение им результата собственной работы - внезапное стремление порвать рисунок и т. п. Однако, уже через секунду ребенок обычно горько жалеет о том, что сделал. Чтобы не допустить подобного, учитель должен немедленно после окончания работы забрать рисунок или поделку, поставить ее в безопасное место - на полку, повесить на стену, но так, чтобы все могли видеть ее, радоваться вместе с ребенком его успеху.

Для этого обучение должно быть правильно организовано. И не следует жалеть на это времени и сил, ведь такие дети, как никто другой, нуждаются в социализации и общении.

Помещение, в котором обучается ребенок страдающий аутизмом, должно быть успокаивающим и не должно быть загроможденным посторонними предметами. На стенах комнаты не должно быть ярких схем и плакатов. Стимуляторы в виде ярких цветов или громкой музыки часто отвлекают детей-аутистов, в результате чего они не могут сконцентрироваться должным образом. Постарайтесь выделить определенное место для занятий определенной деятельностью. Так, например, если для уроков рисованием было выделено место возле окна, то оно ни в коем случае не должно меняться. В этом случае, когда вы попросите ребенка сесть возле окна, он будет знать о том, что настало время для занятий рисованием.

Однообразное расписание занятий.

Расписание уроков не должно меняться, то есть у детей-аутистов не должно быть никаких сюрпризов. Для отображения расписания уроков детей-аутистов обычно используются картинки. Использование картинок, представляющих определенную деятельность в классе, помогает ребенку-аутисту понять, что будет происходить. Предсказуемость помогает ребенку-аутисту сосредоточиться на учебном процессе. Именно поэтому однообразное или постоянное расписание уроков повышает эффективность процесса обучения детей-аутистов.

Не стоит перегружать сознание ребенка-аутиста несколькими вариантами, представленными на выбор, так как это может сбить его с толку, и он не сможет понять, что ему следует делать. Так, например, если вы хотите узнать какой урок ему нравится больше всего, не стоит показывать ему картинки с изображением 5 – 6 занятий одновременно. Покажите ему всего лишь 2 картинки и позвольте ему выбрать одну из них.

Используйте самые простые слова не вызывающие затруднений для понимания у детей-аутистов. Разговаривать с ребенком-аутистом нужно спокойным тоном, так как любое повышение голоса может вызвать тревогу и беспокойство у ребенка-аутиста. В процессе общения с ребенком-аутистом физический контакт должен быть сведен к минимуму, так как дети-аутисты не понимают язык жестов и не смогут правильно понять ваши прикосновения.

Занятия для детей-аутистов должны быть организованы таким образом, чтобы они помогали им приобрести необходимые навыки общения и адаптироваться в обществе. Как можно чаще побуждайте детей к общению друг с другом, так они смогут научиться правильному поведению в обществе. Занятия должны также помогать детям-аутистам определять эмоции других детей, а также свои эмоции. В процессе обучения можно использовать короткие истории, описывающие определенные ситуации и обучающие детей-аутистов поведению в определенных ситуациях. Такие занятия должны быть правильно организованы учителем, так как дети-аутисты часто сталкиваются с основными трудностями связанными с навыками общения и поведением в обществе. В процессе обучения учитель должен использовать как можно больше картинок и наглядных пособий, так как они значительно ускоряют процесс обучения детей-аутистов. Разработка плана занятий. План занятий должен быть ориентирован на обучение детей-аутистов жизненно необходимым навыкам, которые помогут им стать независимыми людьми. Так, например, план должен включать занятия по обучению навыкам самообслуживания, навыкам общения, навыкам поведения в обществе, навыкам обращения с деньгами и т.д. Помимо вышеописанных стратегий обучения детей страдающих аутизмом, есть еще два важных момента, о которых стоит помнить при работе с детьми-аутистами. Во-первых, дети-аутисты должны быть ограждены от любых стрессовых ситуаций, которые могут стать причиной агрессивного поведения. Во-вторых, дети-аутисты испытывают трудности в самовыражении. Именно поэтому при работе с ребенком-аутистом учитель должен быть предельно внимательным.

Таковы, по нашему мнению, общие особенности педагогического подхода к обучению аутичного ребенка. Конечно, аутичный ребенок может иметь разную степень нарушения психического развития, разные формы дезадаптации, разные проблемы в обучении.

Презентация на тему

Презентация на тему"специальное образование при аутизме и аутических чертах"

Презентация на тему

Презентация на тему"специальное образование при аутизме и аутических чертах"

Презентация на тему

Презентация на тему"специальное образование при аутизме и аутических чертах"

Презентация на тему

в такой нередко ситуации В ряде случаев наблюдаются не все требуемые для установления диагноза РДА клинические характеристики, хотя не возникает сомнений, что коррекция должна опираться на методы, принятые в работе с аутичными детьми; говорят об аутистических чертах личности. По критериям, здравоохранения принятым Всемирной организацией (ВОЗ), при личности отмечаются: сфере социального взаимодействия; качественные нарушения способности к общению; ограниченные повторяющиеся и стереотипные модели поведения интересов и видов деятельности. аутистическом расстройстве качественные нарушения в

Презентация на тему"специальное образование при аутизме и аутических чертах"

Презентация на тему

 Аутизм встречается чаще, чем изолированные глухота и слепота его вместе распространенности неоднозначны, на что есть свои причины статистические взятые, однако данные о  : 1) недостаточная определенность диагностических критериев, их качественный характер;  2) различия в оценке возрастных границ синдрома (в России — не старше 15 лет, в странах Западной Европы США и Японии — без возрастных ограничений);  3) различи в понимании причин РДА, механизмов его развития, самой сущности аутизма.  Чаще всего в последние годы в отечественно и зарубежной литературе называют цифру в 15—20 случаев на 10 тыс. новорожденных, причем у мальчиков аутизм встречается в 4—4,5 раза чаще, чем у девочек. Отмечается также, что частота аутизма с течением времени имеет явную тенденцию к росту и не зависит от национального, расового, географического и многих других факторов, что подчеркивает не локальный, а общечеловеческий характер этого тяжелого психического расстройства.

Презентация на тему"специальное образование при аутизме и аутических чертах"

Презентация на тему

Причины аутизма.  Причины аутизма недостаточно ясны. Общепризнана большая роль генетических факторов в этиологии РДА, и сейчас практически все известные исследователи биологических основ аутизма согласны, что, по крайней мере, большая часть случаев РДА наследственно обусловлена. Механизм наследования не ясен, но он заведомо не моногенный, т. е. развитие РДА зависит не от одного гена, а от группы генов. Наиболее вероятным считается так называемый мультифакториальный механизм.

Презентация на тему"специальное образование при аутизме и аутических чертах"

Презентация на тему

 Это означает, что генный комплекс обеспечивает передачу не самой патологии, а предрасположенности к ее развитию и реализуется лишь при наличии неспецифического манифестного (провоцирующего) фактора, который может быть как экзогенным (внешним — травма, инфекция, интоксикация, психотравма и т.д.), так и эндогенным (возрастной криз, конституциональные особенности и др.). Такая точка зрения очень привлекательна уже тем, что лучше других позволяет объяснить большое клиническое многообразие синдрома РДА, особенно если принять гипотезу В.П.Эфроимсона, что реализация мультифакториального комплекса возможна при наличии хотя бы одного патологического гена, а не всего комплекса или определенной его части.

Презентация на тему"специальное образование при аутизме и аутических чертах"

Презентация на тему

 Эта же гипотеза позволяет также объяснить, почему популяция лиц с аутизмом количественно растет, хотя не самовоспроизводится. Тонкие генетические механизмы наследования РДА изучены очень слабо.  Органическое поражение ЦНС рассматривается в связи с этиологией аутизма более 50лет. Как показывает опыт, у большинства детей с диагнозом РДА при внимательном исследовании обнаруживаются признаки органического поражения ЦНС, однако их происхождение и квалификация устанавливаются сложно..  Психогенный фактор рассматривается в США и Западной Европе в рамках психоаналитического подхода. В отечественной литературе есть указания на то, что психогенный аутизм возможен, но четких характеристик этих форм нет. По нашим представлениям, психогенный фактор может: а) быть манифестным для любых форм РДА; б) вносить вклад в формирование третичных образований РДА (невротические расстройства в связи с переживанием своей несостоятельности) и самосознания; в) служить причиной вторичной аутизации при сенсорных деривационного дефектах психического развития. достаточном вариантах уровне интеллекта при и других

Презентация на тему"специальное образование при аутизме и аутических чертах"

Презентация на тему

Презентация на тему"специальное образование при аутизме и аутических чертах"

Презентация на тему

в то же время иногда легко идет на руки ко всем; своих близких аутичный ребенок узнает, но при этом достаточно насыщенной и продолжительной эмоциональной реакции не проявляет; к ласке ребенок с аутизмом относится необычно: иногда равнодушно (терпит ее) или даже неприязненно, но даже если испытывает приятные ощущения и переживания, то быстро пресыщается; отношение (например, нарушениям режима питания) парадоксальное: аутичный ребенок либо вообще их не переносит, либо безразличен к ним; потребности в контактах с другими людьми (даже близкими) также парадоксальны: в одних случаях ребенок не быстро пресыщается, стремится избегать контактов; в более тяжелых случаях к контакту (особенно к тактильному) относится безразлично, вяло. к моментам дискомфорта испытывает такой потребности или

Презентация на тему"специальное образование при аутизме и аутических чертах"

Презентация на тему

Для поведения аутичного ребенка весьма характерен феномен тождества, проявляющийся в стремлении к сохранению привычного постоянства, в противодействии любым изменениям в окружающем. Внешне эти реакции на изменения могут проявляться в беспокойстве, страхах, агрессии и самоагрессии, гиперактивности, расстройствах внимания, рассредоточении. Феномен тождества также обнаруживает себя в разнообразных, отличающихся большой стойкостью стереотипиях: многократном повторении одних и тех же движений и действий — от самых простых (раскачивание, потряхивание руками) до сложных ритуалов.

Презентация на тему"специальное образование при аутизме и аутических чертах"

Презентация на тему

могут быть когда боится ребенок  Неравномерность развития при аутизме отчетливо проявляется в особенностях моторики. Движения аутичных детей угловатые, вычурные, несоразмерные по силе и амплитуд. Очень рано появляются страхи, которые диффузными, неконкретными, на уровне общей тревоги и беспокойства, и дифференцированными, определенных предметов и явлений, причем перечень объектов страха поистине бесконечен: зонты, шум электроприборов, мягкие игрушки, собаки, все белое, машины, подземные переходы и др. Страхи различны по своей природе. В одних случаях причина страха — повышенная чувствительность к звуковым, световым и другим сенсорным воздействиям: например, звук, не вызывающий у большинства людей неприятных ощущений, для ребенка с аутизмом может оказаться чрезмерно сильным, стать источником дискомфорта. В других случаях объект страха действительно является источником определенной опасности, но занимает слишком большое место в переживаниях ребенка, опасность как бы переоценивается.

Презентация на тему"специальное образование при аутизме и аутических чертах"

Презентация на тему

• Такие страхи называют сверхценными, и они свойственны всем детям, но если при нормальном развитии страх постепенно изживается, занимает соответствующее реальности место, то при аутизме повторные взаимодействия с пугающим объектом не только не смягчают, но и усиливают страх, фиксируют его, делают стойким.. Еще одной особенностью внутреннего мира детей с аутизмом являются аутистические фантазии. Их основные черты — оторванность от реальности, слабая, неполная и искаженная связь с окружающим. Эти отличающиеся стойкостью фантазии, как бы замещают реальные переживания и впечатления, нередко отражают страхи ребенка, его сверхпристрастия и сверхценные интересы, являются результатом осознания ребенком в той или иной мере своей несостоятельности, а иногда следствием нарушения сферы влечений и инстинктов. Приводимые разными авторами особенности речевого развития аутичных детей многочисленны, но в основном совпадают.

Презентация на тему"специальное образование при аутизме и аутических чертах"

Презентация на тему

Читайте также: