Доклад советско американские отношения

Обновлено: 18.05.2024

Госсекретарь США Хиллари Клинтон 12 октября в рамках своего европейского турне прибывает в Россию, где обсудит новую конфигурацию национальной ПРО, новый договор по СНВ и актуальные международные проблемы

Госсекретарь США Хиллари Клинтон 12 октября в рамках своего европейского турне прибывает в Россию, где обсудит новую конфигурацию национальной ПРО, новый договор по СНВ и актуальные международные проблемы. Клинтон встретится с президентом России Дмитрием Медведевым, а также проведет переговоры с главой МИД РФ Сергеем Лавровым.

После Октябрьской революции 1917 года Соединенные Штаты Америки отказались признать советское правительство. Импульс началу нового политического диалога дали торговые связи, установившиеся между двумя странами в конце 1920‑х – начале 1930‑х годов. В нормализации отношений с Советским Союзом сыграла существенную роль заинтересованность деловых кругов США в торговле с Советским государством.

10 октября 1933 года президент США Франклин Рузвельт направил послание председателю Центрального исполнительного комитета СССР Михаилу Калинину по вопросу установления дипломатических отношений между США и СССР. Ответное послание было направлено в США 17 октября 1933 года.

16 ноября 1933 года народный комиссар иностранных дел СССР Максим Литвинов и президент США Франклин Рузвельт обменялись нотами об установлении дипломатических отношений между двумя странами. Первым полпредом СССР в США был назначен видный советский дипломат Александр Трояновский, а первым американским послом в Советской России стал Уильям Буллит.

13 июля 1935 года было заключено первое Соглашение о торговых взаимоотношениях между СССР и США.

4 августа 1937 года было заключено Соглашение о торговых отношениях между СССР и США, согласно которому стороны предоставили друг другу режим наибольшего благоприятствования во взаимной торговле.

В годы Второй мировой войны СССР и США были союзниками и активно сотрудничали в рамках Антигитлеровской коалиции. После нападения фашистской Германии на СССР 22 июня 1941 года американское правительство приняло решение об оказании экономического содействия Советскому Союзу в борьбе с фашистами.

В период Второй мировой войны США оказывали помощь странам‑союзницам по антигитлеровской коалиции, осуществляя поставки по ленд‑лизу (англ. lend‑lease, от lend ‑ давать взаймы и lease ‑ сдавать в аренду). Официально переговоры по ленд‑лизу с СССР начались 29 сентября 1941 года. Президент США Франклин Рузвельт направил в Москву своего представителя Аверелла Гарримана. 1 октября 1941 года Гарриман подписал первый протокол о поставках Советскому Союзу на сумму 1 миллиард долларов на срок девять месяцев. 7 ноября 1941 года Рузвельт подписал документ о распространении ленд‑лиза на СССР. Первые поставки в Советский Союз по ленд‑лизу начались уже в октябре 1941 года.

6 июня 1944 года англо‑американский воздушный и морской десанты высадились в Нормандии. Тем самым был открыт второй фронт. 25 апреля 1945 года подразделения 58‑й гвардейской стрелковой дивизии I Украинского фронта и 69‑й пехотной дивизии армии США встретились на реке Эльба близ немецкого города Торгау.

Огромное значение для решения вопросов ведения войны и послевоенного устройства мира имели Тегеранская (ноябрь 1943 года), Ялтинская (февраль 1945 года) и Потсдамская (июль – август 1945 года) конференции глав правительств СССР, США и Великобритании.

После завершения Второй мировой войны, когда мир фактически разделился на сферы влияния двух блоков с разными социально‑политическими системами, между СССР и США началась "холодная война", продолжавшаяся более 40 лет. Были созданы военно‑политический блок НАТО и организация Варшавского договора. Соперничество СССР и США неизбежно вело к наращиванию вооружений обоими блоками. Началась гонка ракетно‑ядерных вооружений, которая привела к крайнему напряжению экономики обоих блоков, а также к жесткой дипломатической конфронтации.

Наиболее драматичной страницей истории послевоенных советско‑американских отношений является Карибский кризис (октябрь 1962 года), который возник после размещения на Кубе советских баллистических ракет. Этот шаг рассматривался советским руководством в качестве ответа на размещение американских ракет в Турции и Италии, а также на угрозы вторжения американских войск на Кубу. Войска США и их союзников были приведены в боевую готовность. В ответ в боевую готовность были приведены советские войска. Кризис, поставивший мир на грань ядерной войны, был ликвидирован вследствие трезвой позиции, занятой высшими руководителями СССР во главе с Никитой Хрущёвым и США во главе с президентом Джоном Кеннеди.

Карибский кризис заставил лидеров сверхдержав осознать, что их противостояние может привести человечество к гибели. Подойдя к опасной черте, "холодная война" пошла на спад. СССР и США впервые заговорили об ограничении гонки вооружений.

В конце 1960‑х годов руководители СССР и США пришли к пониманию необходимости нормализации политического диалога. В тот период был подписан целый ряд важных двусторонних документов, таких как меморандум об установлении линии прямой связи между Кремлем и Белым домом (1963), Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой (1963), Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (1967), Договор о нераспространении ядерного оружия (1968).

В 1970‑х годах в ходе встреч на высшем уровне были приняты двусторонние обязательства по вопросам предотвращения ядерной войны, ограничения стратегических вооружений и разоружения.

В 1971 году было подписано Соглашение о мерах по уменьшению опасности возникновения ядерной войны между СССР и США.

В 1972 году были подписаны Договор об ограничении систем противоракетной обороны, а также Временное соглашение между СССР и США о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений (ОСВ‑1).

В 1974 году СССР и США подписали Договор об ограничении подземных испытаний ядерного оружия и Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ‑2).

В то же время в декабре 1974 года конгресс США принял поправку Джексона‑Вэника (The Jackson‑Vanik Amendment) к "Закону о торговле" США, в соответствии с которой запрещалось предоставлять режим наибольшего благоприятствования в торговле, предоставлять государственные кредиты и кредитные гарантии странам, которые нарушают или серьёзно ограничивают права своих граждан на эмиграцию.Формально эта норма была введена из‑за ограничений на эмиграцию советских граждан. После 1985 года и в условиях свободного выезда и эмиграции граждан СССР (а с 1991 года ‑ Российской Федерации) поправка утеряла свое значение, но официально не была отменена.

В июле 1975 года в рамках международной космической программы "Союз‑Аполлон" была осуществлена стыковка кораблей "Союз" и "Аполлон", которая стала первым крупным мероприятием в рамках российско‑американского космического сотрудничества.

После ввода советских войск в Афганистан в 1979 году администрацией США во главе с президентом Картером была разработана так называемая "доктрина Картера", состоящая из ряда мер политического и экономического воздействия на Советский Союз и его внешнюю политику. Были установлены эмбарго на поставки зерна в СССР; сокращался обмен в культурной, научной и технической областях; большинство западных держав бойкотировали Олимпийские игры в Москве 1980 года.

("Энциклопедия российско‑американских отношений XVIII –XX века" М. "Международные отношения" 2001 г. с. 597, 648‑649; Дипломатический словарь. Издательство "Наука" М. 1986 г. стр. 536)

После провозглашения в СССР курса на перестройку в ноябре 1985 года в Женеве состоялся советско‑американский саммит, в ходе которого состоялась встреча руководителя СССР Михаила Горбачева и президента США Рональда Рейгана. По инициативе советской стороны две державы приступили к обсуждению конкретных формул радикального сокращения своего ядерного потенциала. Результатом переговоров стал Договор о ликвидации ракет средней и малой дальности, выработка которого завершилась в 1987 году.

В 1991 году был также подписан первый Договор между СССР и США о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ‑1).

В декабре 1989 года Михаил Горбачев и новый президент США Джордж Буш смогли обсудить ситуацию фактического прекращения "холодной войны".

Черта под периодом "холодной войны" была окончательно подведена лишь в 1991 году после распада СССР.

В июне 1992 года состоялся первый государственный визит Президента России Бориса Ельцина в США. В январе 1993 года в Москве побывал американский президент Дж. Буш‑старший. Итогом переговоров стало подписание Договора о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ‑2).

В июне 1997 года в городе Денвер (штат Колорадо) состоялся саммит "Группы восьми", на котором Россия впервые была полноправным участником в обсуждении практически всех вопросов повестки дня.

31 октября 2000 года на созданной совместными усилиями международной космической станции (МКС) приступил к работе первый российско‑американский экипаж.

В ноябре 2001 года на встрече российского и американского президентов Владимира Путина и Джорджа Буша в США было зафиксировано вступление обеих стран на путь новых отношений и преодоление наследия "холодной войны".

В 2002 году Министерство торговли США приняло решение о признании с 1 апреля 2002 года рыночного статуса российской экономики по американскому торговому законодательству.

В мае 2002 года в ходе визита Джорджа Буша в Москву были подписаны Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов и Декларация о новых стратегических отношениях. Последовавшее вскоре формальное объявление о выходе США из Договора по ПРО не отразилось на состоянии отношений между двумя странами. Единственным последствием стало заявление России о том, что она не будет считать себя связанной условиями Договора СНВ-2. Однако тесное сотрудничество России и США в вопросе разоружения было продолжено.

3 июля 2007 года было принято Заявление о совместных действиях по развитию ядерной энергетики во всем мире и укреплению режима ядерного нераспространения.

6 апреля 2008 года после переговоров президента РФ Владимира Путина и главы администрации США Джорджа Буша была принята Сочинская декларация, в которой была подтверждена договоренность о намерении России и США выработать новое соглашение взамен договора СНВ. В принятом документе отмечается, что стороны намерены сотрудничать по ряду других военно‑политических вопросов: ДОВСЕ, распространению ядерных технологий, борьбе с международным терроризмом. В Декларации содержатся как принципы взаимодействия ‑ равноправие, взаимная выгода, учет интересов друг друга, так и конкретные сферы сотрудничества: продолжение экономического диалога, расширение возможностей для двустороннего инвестирования, вопрос о присоединении РФ к ВТО, отмена поправки Джексона‑Вэника, борьба с глобальным потеплением.

В Сочинской декларации отмечалось, что Россия и США ". полны решимости работать вместе, а также с другими государствами, для решения задач, связанных с глобальными вызовами 21‑го века, переводя российско‑американские отношения из состояния стратегического соперничества в стратегическое партнерство".

Поддержка Вашингтоном грузинской агрессии в августе 2008 года против российских миротворцев и мирных жителей Южной Осетии привела к осложнению российско‑американских отношений.

6‑8 июля 2009 года президент США Барак Обама посетил Россию с первым государственным визитом.

Главным итогом визита стало подписание Россией и США рамочного соглашения по стратегическим наступательным вооружениям (СНВ), которое станет основой для нового договора по СНВ. Согласно параметрам будущего Договора, стороны намерены сократить почти в два раза количество ядерных боезарядов ‑ до 1500‑1675 единиц и их носителей ‑ до 500‑1100 единиц.

Важным достижением саммита также стало заключение соглашения о военном транзите в Афганистан, в котором идет речь как о наземном, так и о воздушном транзите. В соответствии с документом предполагается осуществление перевозок через территорию РФ различных грузов.

23 сентября 2009 года Дмитрий Медведев и Барак Обама провели двусторонние переговоры в Нью‑Йорке, в ходе которых лидеры двух стран обсудили целый комплекс вопросов, в частности, изменения планов США по ПРО и иранскую ядерную проблему.

Истоки, причины "холодной войны". Характеристика этапов и основных событий противостояния Советского Союза и США. Ялтинско-Потсдамская система международных отношений. Направления и приоритеты внешней политики мировых держав эпохи "холодной войны".

Рубрика История и исторические личности
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 31.03.2013
Размер файла 38,6 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Международные отношения издавна занимали существенное место в жизни любого государства и мирового сообщества в целом. Происхождение наций, образование межгосударственных границ, формирование и изменение политических режимов, становление различных социальных институтов, обогащение культур, развитие искусства, науки, технического прогресса и эффективной экономики тесно связаны с торговыми, финансовыми, культурными и иными обменами, межгосударственными союзами, дипломатическими контактами и военными конфликтами - или, иначе говоря, с международными отношениями.

Трансформационные процессы конца XX - начала XXI вв. изменили политическую карту мира и, как следствие, систему международных отношений. Поэтому события второй половины ХХ в. требуют новых подходов к их осмыслению и интерпретации, что обусловливает актуальность темы исследования.

- охарактеризовать этапы и основные события противостояния СССР и США;

Степень изученности темы. В советской, а позднее в российской историографии вопросам послевоенной внешней политики Советского государства, в частности, советско-американским отношениям уделялось большое внимание. В советской историографии утвердилась точка зрения о том, что одной из главных задач внешней политики США в 1940-1950-х гг. являлось стремление не допустить социалистических революций в Западной Европе. Активно проводилась мысль о стремлении американских правящих кругов к мировому господству. Советские историки писали о мессианстве американской внешнеполитической мысли, об антикоммунизме как движущей силе процесса формирования американской внешней политики. К этому периоду относятся работы А.А. Громыко, Б.Н. Пономарева, Н.Н. Иноземцева, В.С. Аничкина, Г.А. Трофименко, В.А. Валькова, Ю.М. Мельникова, Н.В. Сивачева, Е.Ф. Язькова, Э.А. Иванян, А.Е. Кунина и др.

Объем работы - 27 страниц.

инстинктивный страх перед идеологией коммунизма и эпидемическим характером ее распространения;

необходимость создания образа войны для того, чтобы преодолеть психологию изоляционизма американской нации;

необходимость отвлечь внимание американских граждан от многочисленных острейших проблем внутри США.

В 1949 г. в Западной Европе создается Североатлантический блок - НАТО. В его состав вошли: США, Англия, Франция, Италия, Канада, Бельгия, Голландия, Греция и Турция. В Юго-Восточной Азии в 1954 г. создается блок СЕАТО, в 1955 г. - Багдадский пакт. Восстанавливается военный потенциал Германии. В 1949 г., в нарушение Ялтинских и Потсдамских соглашений, из английской, американской и французской зон оккупации была создана Федеративная республика Германия, которая в этом же году вошла в НАТО.

Советский Союз так же проводит политику конфронтации. В 1945 г. И.В. Сталин потребовал создать систему совместной обороны черноморских проливов СССР и Турции, установить совместную опеку союзниками колониальных владений Италии в Африке.

В противовес блоку капиталистических стран стал формироваться экономический и военно-политический союз социалистических стран. В 1949 г. был создан Совет Экономической Взаимопомощи - орган экономического сотрудничества социалистических государств. После принятия плана Маршалла в Западной Европе и образования СЭВ в Восточной Европе сложились два параллельных мировых рынка.

В марте 1953 г. умер И.В. Сталин. Новое руководство страны во главе с Н.С. Хрущевым осудило сталинизм и стремилось к повороту, к потеплению в международных отношениях. В январе 1954 г. в Берлине состоялось совещание министров иностранных дел США, Великобритании, Франции и СССР по широкому кругу вопросов: Индокитай, Корея, германские проблемы, коллективная безопасность в Европе.

Внешняя политика в хрущевском десятилетии во многом определялась изменениями, происшедшими в мире после второй мировой войны, в балансе сил между Востоком и Западом. Если до войны существовал полицентристский баланс, то после поражения фашизма он был разрушен, и возникла своеобразная двухполюсная система, в которой главную роль играли СССР и США. Все проблемы человечества рассматривались советским руководством исключительно через призму исторического противоборства двух мировых систем. И хотя в содержание этой парадигмы вносились изменения, они не меняли ее сущности.

Поскольку западные представители рекламировали оборонительный характер НАТО, то Советское правительство выдвинуло предложение о возможном вступлении в НАТО Советского Союза. Одновременно с этим оно предложило заключить договор о коллективной безопасности в Европе с участием США. Однако все советские предложения были отвергнуты Западом.

На XX съезде КПСС (1956 г.) были сделаны выводы о возможности предотвращения мировой войны, о мирном сосуществовании двух противоположных систем, о путях перехода к социализму, допускавшие отход от абсолютизации нашего опыта. Но оставалась незыблемой вера в скорейшее торжество социализма над миром капитала. Устойчивость такому типу мышления придали события, развернувшиеся в мире в конце 1950-х - начале 1960-х годов. Распад мировой колониальной системы дал основание для вывода о начале третьего этапа общего кризиса капитализма. Многочисленные государства, возникшие на месте бывших колоний, оказались в ситуации выбора путей развития. Политическое руководство страны полагало, что, оказывая поддержку этим государствам, можно расширить плацдарм социализма.

В июле 1961 г. в Вене состоялась первая встреча Н.С. Хрущева с новым президентом США Дж. Кеннеди. Первостепенными задачами во внешнеполитической сфере являлись борьба за мир и разоружение. Стремясь переломить опасный ход событий, СССР за период 1956-1960 гг. в одностороннем порядке сократил численность своих Вооруженных Сил на 4 млн. человек. В марте 1958 г. Советский Союз также в одностороннем порядке прекратил испытания всех видов ядерного оружия, выразив тем самым надежду, что его примеру последуют и другие страны. Однако это проявление доброй воли не нашло тогда отклика у США и союзников по НАТО.

Осенью 1959 г. состоялся первый в истории визит главы Советского правительства Н.С. Хрущева в США. С президентом США Д. Эйзенхауэром было согласовано, что главы правительств СССР, США. Великобритании и Франции встретятся в мае 1960 г. в Париже. Однако за несколько дней до встречи советская зенитная ракета сбила на высоте свыше 20 км пилотируемый самолет-шпион США U-2, пересекавший по меридиану Урала всю нашу страну с юга на север. Пилот этого самолета, Ф. Пауэрс, выбросился с парашютом и был задержан на месте приземления. Подобный недружественный акт, в преддверии встречи в верхах, был расценен советской стороной, как попытка сорвать встречу, и СССР отказался от участия в ней.

С середины 1960-х годов начинается период, вошедший в историю как период разрядки международной напряженности. Капиталистические страны были охвачены энергетическим кризисом - появилась заинтересованность в развитии торговых взаимоотношений с СССР, крупнейшим производителем нефти и газа. США глубоко увязли во Вьетнаме. Им необходимо было посредничество Советского Союза, чтобы уйти оттуда с наименьшими потерями. Советский Союз, находясь перед лицом нарастающей угрозы со стороны Китая, также был заинтересован в улучшении отношений с Западом.

В 70-е годы ХХ в. был подписан ряд соглашений, понизивших опасность ядерной войны, оздоровивших международную обстановку. В 1972 г. - Договор между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО); Соглашение об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1); в 1973 г. - Соглашение между СССР и США о предотвращении ядерной войны; в 1974 г. - договор об ограничении подземных испытаний ядерного оружия и др. Эти соглашения не означали прекращения гонки вооружений. Они лишь отсекали ее некоторые, наиболее опасные направления.

Кульминацией разрядки явилось проведение в августе 1975 г. совещания глав правительств 33-х европейских государств, США и Канады, в результате которого был подписан Заключительный акт, регламентирующий основные принципы взаимоотношений между государствами (мирное сосуществование, уважение суверенитета всех государств, незыблемость существующих границ, неприкосновенность личности).

Начало резкому обострению международной обстановки положило решение о вводе советских войск в Афганистан в 1979 г. для оказания интернациональной помощи афганской революции. Это решение было воспринято на Западе как отказ от разрядки. Вводя войска в Афганистан, по мнению стран НАТО, Советский Союз вмешался в дела суверенного государства с целью силой изменить в нем социально-политическую систему.

Одновременно страны Варшавского Договора приняли решение о модернизации советских ракет среднего радиуса СС-20, направленных против Западной Европы и оснащении их разделяющимися самонаводящимися головками. В ответ западноевропейские страны обратились к США с просьбой разместить в Европе американские ракеты среднего радиуса. Советский Союз в свою очередь разместил тактические ракеты с ядерными боеголовками в ГДР и Чехословакии.

Американское руководство стало внедрять антагонистическое видение мира, резко противопоставлять США и СССР. Создание ситуации стратегического преобладания над СССР занимало центральное место в стратегии и военном строительстве администрации Р. Рейгана.

советский американский холодная война

Став в 1985 г. Генеральным секретарем, М.С. Горбачев видел перед собой очень сложную задачу. Чтобы оживить застойную экономику, ему необходимо было остановить гонку вооружений между СССР и США, которая забирала жизненно необходимые ресурсы. Эта задача могла быть достигнута только в случае заключения действительно серьезных соглашений по разоружению с США. И если рассматривать эту задачу в контексте предыдущих сорока лет отношений между СССР и США, можно понять насколько сложной она была, поскольку требовала поворота в советской внешней политике практически на 180 градусов, а также взаимности со стороны Соединенных Штатов.

Было ясно, что проблему такого размаха не решить без коренных изменений в высших эшелонах власти, и в особенности в Министерствах иностранных дел, обороны и КГБ. М.С. Горбачев очень хорошо понимал необходимость кардинальных передвижений в аппарате с целью создания коалиции единомышленников на самой верхушке партийной иерархии. Три самых важных политических назначения, которые повлияли на советскую политику по разоружению, - назначение в 1985 г. Э.А. Шеварднадзе министром иностранных дел, отзыв в 1986 г. А.Ф. Добрынина как посла в Соединенных Штатах и его назначение главой международного отдела ЦК КПСС, где он заменил Б.Н. Пономарева, а также назначение в том же году А.С. Черняева советником Генерального секретаря по внешней политике вместо А.М. Александрова-Агентова.

После Рейкьявика проблемы оружия средней дальности вновь обсуждались в Москве в апреле 1987 г. А уже летом того же года Советский Союз внес новое предложение - так называемый глобальный двойной нуль - которое призывало к уничтожению всего ядерного оружия среднего радиуса действия с дальностью свыше 500 км, включая советские ракеты средней дальности в Азии. США не ожидали такого шага, и только после длительного внутреннего обсуждения администрация Рейгана решила принять советское предложение.

Договор по РСМД рассматривался советским руководством как неравный, дающий определенные преимущества США. Он сразу же стал объектом критики, и до сего времени таковым остается. И все же, несмотря на несимметричные сокращения, договор по РСМД до сих пор остается единственным договором, который уничтожил целый класс ядерного оружия и существенно снизил уровень напряженности в Европе. Пойдя на несимметричные сокращения, СССР все-таки одержал победу - в глазах мирового общественного мнения Советский Союз предстал как истинный борец за разоружение, не только для пропаганды, но даже тогда, когда приходилось идти на трудные уступки.

Продвинулись вперед многолетние переговоры по снижению уровня обычных вооружений. В ноябре 1990 г. было подписано соглашение об их значительном сокращении в Европе. Дополнительно СССР в одностороннем порядке принял решение об уменьшении оборонных расходов и численности собственных Вооруженных Сил на 500 тыс. человек.

Руководство СССР заняло позицию невмешательства в процессы, на глазах кардинально менявшие политический и социально-экономический облик социалистических, союзных государств. Особо наглядно самоустранение СССР проявилось по самому важнейшему в послевоенной истории Европы германскому вопросу.

А если принять во внимание случавшиеся аварии на бомбардировщиках и на военных заводах, появление ложных сигналов на экранах радаров раннего предупреждения о ракетном нападении, то имидж устойчивости атомного мира во второй половине XX в. сильно меркнет. Скорее можно утверждать, что человечеству повезло, что этот период политической, идеологической и военной конфронтации удалось пережить без атомной схватки.

История дипломатии / Под ред. А.А. Громыко. Т. 4. М., 1975.

История внешней политики СССР. 1917-1975 / Под ред. А.А. Громыко, Б.Н. Пономарева. Т. 1-2. М., 1976.

Международные отношения после второй мировой войны / Под ред. Н.Н. Иноземцева. Т. 1. М., 1962; Иноземцев Н.Н. Внешняя политика США в эпоху империализма. М., 1960.

Аничкин В.С., Трофименко Г.А. СССР - США: мирное сосуществование как норма взаимоотношений. М., 1975.

Вальков В.А. СССР и США, их политические и экономические отношения. М., 1975.

Мельников Ю.М. От Потсдама до Гуама: Очерки американской дипломатии. М., 1974.

Сивачев Н.В., Язьков Е.Ф. Новейшая история США. 1917-1972. М., 1972.

Иванян Э.А., Кунина А.Е. Советско-американские отношения, 1917-1970 гг. М., 1972.

Кунина А.Е., Позняков В.В. Советско-американские отношения в ядерный век // Американский ежегодник. 1990. М., 1991.

Дмитриев Б. США: политики, генералы, дипломаты. М., 1971. С. 14.

Секистов В.А. Кто нагнетал военную опасность // Военно-исторический журнал. 1989. №7. С. 50.

Секистов В.А. Кто нагнетал военную опасность (Продолжение) // Военно-исторический журнал. 1989. №10. С. 23-25.

Кунина А.Е., Марушкин Б.И. Миф о миролюбии США. М., 1960. С. 249.

Хлуденев И.М. Указ. соч. С. 85.

Висков С.И. Из истории советско-американских отношений (1945-1948 гг.) // Американский ежегодник. 1978. М., 1978. С. 95.

Гаджиев К.С. Идеология и внешняя политика // Мировая экономика и международные отношения. 1991. №1. С. 62.

Новейшая история стран Европы и Америки: ХХ век. В 2-х ч. / Под ред. А.М. Родригеса и М.В. Пономарева. Ч. 2. М., 2001. С. 31-32.

Плешаков К.В. Советский Союз и Соединенные Штаты, опыт взаимовосприятия // США -- экономика, политика, идеология. 1989. №9. С. 40-41.

Чубарьян А.О. Указ. соч. С. 11.

Шенин С.Ю. Указ. соч. С. 64.

Дмитриев Б. Указ. соч. С. 14.

Филитов А.М. Указ. соч. С. 105.

Кременюк В.А. Россия - США: к новой конфронтации? // США - экономика, политика, идеология. 1994. №10. С. 125.

Батюк В., Евстафьев Д. Первые заморозки. Cоветско-американские отношения в 1945-1950 гг. М.: Рос. унив. изд-во, 1995. С. 343.

История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории советского государства. М.,1991. С. 79.

История России. Теории изучения. Книга вторая. Двадцатый век / Под. ред. Б.В. Личмана. Екатеринбург: СВ-96, 2001. С. 278.

История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории советского государства. С. 87.

История России. Россия в мировой цивилизации: Курс лекций / Под ред. А.А. Радугина. М.,1997. С. 143.

История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории советского государства. С. 89.

Цыганков П.А. Международные отношения. М.: Новая школа, 1996.

Владимиров В.Х. Куба в межамериканских отношениях. М.: Межд. отн., 1984. С. 199.

История России. Теории изучения. Книга вторая. Двадцатый век. С. 220.

Савранская С.В. Военно-политические аспекты окончания холодной войны.// История нового и новейшего времени. Конец холодной войны: новые факты и аспекты. СГУ . Научные публикации факультета. 2004. С. 113.

История России. Теории изучения. Книга вторая. Двадцатый век. С. 501.

КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1955-1959 гг.). Т. 7. М., 1971.

КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1959-1965 гг.). Т. 8. М., 1972.

Обобщающие, справочные, энциклопедические, учебные издания

Батюк В., Евстафьев Д. Первые заморозки. Cоветско-американские отношения в 1945-1950 гг. М.: Рос. унив. изд-во, 1995.

Боффа Д. История Советского Союза. Т. 2. От Отечественной войны до положения второй мировой державы. Сталин и Хрущев. 1941-1964 гг. М., 1994.

История внешней политики СССР. 1917-1975 / Под ред. А.А. Громыко, Б.Н. Пономарева. Т. 1-2. М., 1976.

История дипломатии / Под ред. А.А. Громыко. Т. 4. М., 1975.

История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории советского государства. М.,1991.

История России. Россия в мировой цивилизации: Курс лекций / Под ред. А.А. Радугина. М.,1997.

История России. Теории изучения. Книга вторая. Двадцатый век / Под. ред. Б.В. Личмана. Екатеринбург: СВ-96, 2001.

Международные отношения после второй мировой войны / Под ред. Н.Н. Иноземцева. Т. 1. М., 1962.

Новейшая история стран Европы и Америки: ХХ век. В 2-х ч. / Под ред. А.М. Родригеса и М.В. Пономарева. М., 2001.

Сивачев Н.В., Язьков Е.Ф. Новейшая история США. 1917-1972. М., 1972.

Цыганков П.А. Международные отношения. М.: Новая школа, 1996.

Аничкин В.С., Трофименко Г.А. СССР - США: мирное сосуществование как норма взаимоотношений. М., 1975.

Вальков В.А. СССР и США, их политические и экономические отношения. М., 1975.

Висков С.И. Из истории советско-американских отношений (1945-1948 гг.) // Американский ежегодник. 1978. М., 1978.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Глава I. Создание стратегических средств: противостояние СССР и США ………………………………………………………………………………

Глава II. Ограничение вооружение и начало разоружений США и СССР

Глава III . Перспективы развития российско-американских отношений по вопросу о ядерном ограничении……………………………………………..

Глава I . Создание стратегических средств: противостояние СССР и США

Анализируя историю создания ядерного оружия, следует вспомнить следующие события:

- С момента испытания и особенно после применения атомного оружия США стало понятно, что гигантские танковые армады и много-миллионные армии, которыми располагал СССР, отныне играют лишь вспомогательную роль и имеют в лучшем случае оперативно-тактическое, но никак не стратегическое значение. Однако, через 4 года, в августе 1949 г., первое испытание атомного оружия проводит и Советский Союз;

- в 1952 г. США первыми осуществляют термоядерный взрыв. Советский Союз в августе 1953 г. отвечает успешным испытанием транспортабельной термоядерной бомбы;

- основным средством доставки атомных и термоядерных зарядов, как в США, так и в Советском Союзе, сначала была авиация. Однако вскоре в качестве носителей таких зарядов становятся баллистические ракеты (БР), обладающие меньшей уязвимостью в полете и способные в предельно короткое время наносить ядерные удары по территории агрессора.

Итак, после создания ядерного оружия особая роль стала отводиться созданию средств межконтинентальной дальности для доставки ядерных боезарядов на территорию противника. Несмотря на то, что Соединенные Штаты с 1949 г. не обладали монополией на ядерное оружие, Советский Союз был вынужден считаться с тем, что США были способны нанести стратегический ядерный удар по территории СССР. К середине 1950-х годов на вооружении США находились свыше 1200 бомбардировщиков, которые могли доставить на территорию Советского Союза около 2000 ядерных боезарядов. Отражение угрозы ядерного нападения требовало создания потенциала сдерживания, которое в свою очередь требовало разработки средств, способных нанести удар по территории Соединенных Штатов.

Первыми советскими носителями ядерного оружия, способными достичь территории США, стали созданные во второй половине 1950-х годов тяжелые бомбардировщики. В 1949-1951 гг. была разработана система дозаправки в воздухе, которая позволяла значительно увеличить радиус действия стоявших на вооружении бомбардировщиков Ту-4. Первыми советскими межконтинентальными бомбардировщиками стали самолеты 3М и Ту-95, работа над которыми была начата в 1951 г.

В 1962 г. Советский Союз с помощью баллистических ракет и бомбардировщиков мог доставить на территорию США не более 300 боезарядов.

Одной из программ, которой советское руководство придавало большое значение, было создание систем противоракетной обороны, предназначенных для отражения стратегического ракетного удара. Работы в этом направлении начались во второй половине 1950-х годов, а в 1962 г. СССР приступил к строительству сооружений Московской системы ПРО.

Наряду с созданием оборонительных систем, значительное внимание уделялось созданию средств, способных преодолевать противоракетную оборону. В рамках этой программы был создан орбитальный вариант ракеты Р-36, предназначенный для нанесения удара с незащищенного системой ПРО направления. В США к 1965 г. было закончено развертывание 800 ракет Minuteman I, в дополнение к которым в 1966 г. было начато развертывание 200 более точных ракет Minuteman II.

Наращивание количества стратегических наступательных вооружений, произошедшее в 1960-х годах, а также осознание возможного дестабилизирующего влияния, которое может оказать развертывание систем противоракетной обороны, заставили Соединенные Штаты и Советский Союз начать переговоры об ограничении наступательных и оборонительных вооружений.

Глава II . Ограничение вооружение и начало разоружений США и СССР.

1.1. Договоры ОСВ-1 и ОСВ-2

Первые консультации о возможности начала переговоров об ограничении вооружений были начаты в 1967 г., а конкретная договоренность о начале переговоров была достигнута в июле 1968 г. После задержки, вызванной вводом советских войск в Чехословакию и президентскими выборами в США, переговоры были начаты в ноябре 1969 г. Первоначально предполагалось, что предметом переговоров станет всеобъемлющее соглашение, касающееся как наступательных, так и оборонительных вооружений. Однако в процессе обсуждения наступательных вооружений Советский Союз последовательно настаивал на обязательном учете средств передового базирования США, расположенных в Европе. В итоге было решено, что соглашение о наступательных вооружениях не будет иметь всеобъемлющего характера и не будет включать ограничений на бомбардировщики. В то же время, стороны согласились заключить полномасштабное соглашение об ограничении оборонительных средств.

Ставшие результатом переговоров документы - Договор об ограничении систем противоракетной обороны (Договор по ПРО) и Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений (Договор ОСВ-1) - были подписаны 26 мая 1972 г. и вступили в силу 3 октября 1972 г. Срок действия Договора ОСВ-1 составлял 5 лет, Договор по ПРО обладал неограниченным сроком действия.

Так же, стоит отметить, что в 1974 г., СССР и США подписали протокол к Договору по ПРО, который сократил количество разрешенных к развертыванию систем с двух до одной.

Первой договоренностью достигнутой после 1972 г. стало так называемое Владивостокское соглашение, основные положения которого были согласованы во время встречи в верхах во Владивостоке в ноябре 1974 г. В соответствии с этим соглашением СССР и США обязались ограничить количество стратегических носителей 2400 единицами, из которых только 1320 могли быть оснащены головными частями с боеблоками индивидуального наведения. При заключении Владивостокского соглашения Советский Союз пошел на значительные уступки. Основной уступкой стало снятие требования о включении в будущий договор средств передового базирования США.

Переговоры об ограничении стратегических вооружений, приведшие к заключению Договора ОСВ-2, продолжались до 1979 г. Как и на ранних стадиях переговоров, основные усилия США были направлены на ограничение количества боезарядов на советских межконтинентальных ракетах наземного базирования. Советский Союз в свою очередь настаивал на установлении ограничений на развертывание крылатых ракет воздушного базирования, а также пытался добиться запрета на развертывание крылатых ракет морского и наземного базирования.

Поскольку новое соглашение не было подготовлено к моменту истечения срока действия Договора ОСВ-1, в октябре 1977 г. СССР и США объявили, что будут продолжать соблюдать предусмотренные ОСВ-1 ограничения. Содержание Договора ОСВ-2 было в основном согласовано к концу 1978 г. и 18 июня 1979 г. в ходе встречи в верхах в Вене этот документ был подписан. В целях ограничения общего количества боезарядов, Договор ОСВ-2 устанавливал пределы на оснащение ракет боевыми блоками индивидуального наведения. В частности, запрещалось увеличивать количество боеблоков на баллистических ракетах наземного базирования, а также оснащать ракеты морского базирования более чем 14 боевыми блоками 8 .

Таким образом, в отличие от ОСВ-1, в новом Договоре устанавливались определенные ограничения на количество боезарядов, которые могли быть развернуты на стратегических носителях. Договор ОСВ-2 позволил сделать дальнейшее развитие наступательных вооружений более стабильным и предсказуемым процессом, что с учетом заметно осложнившихся в конце 1970-х годов советско-американских отношений стало очень большим достижением.

Существенное ухудшение советско-американских отношений не позволило довести процесс ОСВ-2 до вступления Договора в силу. После ввода советских войск в Афганистан в декабре 1979 г. администрация США отозвала Договор из сената, который рассматривал вопрос о его ратификации. Тем не менее, поскольку стороны не заявили о намерении отказаться от ратификации Договора, США и СССР продолжали в целом соблюдать его положения.

2.2. Договор СНВ-1 и СНВ-2

Вскоре после подписания Договора СНВ-1 Соединенные Штаты и СССР в одностороннем порядке осуществили ряд мер по снижению боеготовности своих ядерных сил. Эти меры, о которых было объявлено в конце сентября - начале октября 1991 г., были в первую очередь призваны снизить вероятность несанкционированного использования ядерного оружия. Наиболее важным шагом стало снятие с кораблей и подводных лодок всех крылатых ракет, а также других нестратегических ядерных систем. Часть ядерных крылатых ракет морского базирования подлежала уничтожению, а часть была направлена в хранилища. Кроме этого, уничтожению подлежали все тактические ядерные заряды находившиеся на вооружении сухопутных войск.

Работа над новым договором, который бы предусматривал более глубокие, чем СНВ-1, сокращения стратегических сил, была начата практически сразу после распада Советского Союза. Соглашение, зафиксировавшее основные положения будущего договора, который стал известным как СНВ-2, было достигнуто уже в июне 1992 г.

Подписание Договора СНВ-2 состоялось 3 января 1993 г. Столь быстрое заключение соглашения стало возможным в основном благодаря тому, что Договор СНВ-2 в значительной мере опирался на процедуры и положения согласованные при заключении СНВ-1. Новый Договор фактически лишь устанавливал новые количественные ограничения и некоторые новые процедуры.

Основным положением Договора СНВ-2 стало обязательство России и США осуществить сокращения количества боезарядов на стратегических носителях до уровня в 3000-3500 единиц. При этом на баллистических ракетах морского базирования не может быть размещено более 1750 боезарядов. Другим ключевым положением Договора является требование ликвидации всех баллистических ракет наземного базирования, оснащенных более чем одним боеблоком и всех тяжелых ракет.

В целом, при заключении Договора СНВ-2 Россия сделала ряд уступок, которые впоследствии существенно затруднили его ратификацию. Договор находился на рассмотрении Федерального Собрания с 20 июня 1995 г., и его ратификация состоялась лишь в апреле 2000 г., более чем через четыре года после одобрения Конгрессом США. Однако, тем не менее, договор так и не вступил в силу, поскольку Россия увязала его ратификацию с одобрением нью-йоркских протоколов к СНВ-2 и Договору ПРО, подписанными в 1997 г. Последние, а особенно Заявления к Договору ПРО, встретили жесткую оппозицию в американском Конгрессе. А когда к власти в США в 2001 г. пришла администрация Буша вопрос отпал сам собой, поскольку новое руководство США взяло твердый курс на развертывание масштабной системы противоракетной обороны территории США и отказ от Договора ПРО.


В результате Второй мировой войны, когда Германия, Италия и Япония, потерпев поражение, были оккупированы и временно превратились в зависимые страны, а такие державы-победительницы как Англия и особенно Франция были ослаблены войной, на первое место в мире вышли США.

Только Соединенные Штаты Америки в результате войны значительно усилились. Не ведя военных действий на своей территории, избежав разрушений и крупных людских потерь, они далеко обогнали все остальные страны в экономическом и военном отношении. Только Соединенные Штаты имели атомное оружие; их флот и авиация были сильнейшими в мире; объем их промышленного производства был больше, чем во всех остальных странах, вместе взятых.

Советский Союз безоговорочно поддерживали коммунисты и значительная часть мирового общественного мнения, видевшие в СССР не только победителя фашизма, но и страну, прокладывающую путь в будущее, которое они видели в социализме и коммунизме.

Руководство Советского Союза с полным основанием рассчитывало играть значительную роль в международных отношениях, чтобы обеспечить прочный мир и безопасность для себя и своих союзников. В мировой политике возникло жесткое противостояние двух держав.

Строителей американского мирового порядка не устраивало, что территория СССР и его союзников выпадала из-под их влияния. Сразу же после окончания Второй мировой войны были прекращены поставки в СССР по ленд-лизу.

Выступление обосновывало оказание обширной военной и экономической помощи американским союзникам, прежде всего Греции и Турции.

На осуществление плана Маршалла были затрачены крупные средства: в течение 1948–1952 гг. страны Западной Европы получили около 17 млрд. долл. Программу экономической помощи руководящие круги США стремились дополнить помощью военной, включая обучение военных специалистов и отправку инструкторов, а также заключением военно-политических союзов. Первым из них стал подписанный США и странами Латинской Америки в сентябре 1947 г. Межамериканский договор о взаимной безопасности, но основные свои усилия правительство Трумэна направило на создание под эгидой Соединенных Штатов военно-политического блока в Европе, где соперником американскому влиянию рассматривался, разумеется, СССР.

В апреле 1949 г. государственный секретарь США Дин Ачесон и представители ряда стран Западной Европы подписали соглашение о создании Организации Североатлантического договора. Фактически главной целью НАТО стала совместная борьба с социалистическими странами, возглавляемыми СССР.

Однако речь в этом обширнейшем документе шла не только о давлении США на СССР с позиции силы или об использовании экономического давления. В нем прямо рассматривался вопрос о войне с Советским Союзом и политика в отношении него после победы. В случае сохранения Советской власти на всей или большей части территории СССР выдвигались требования:

«а) выполнения чисто военных условий (сдача вооружения, эвакуация ключевых районов и т. д.), с тем чтобы надолго обеспечить военную беспомощность;

Любопытно отношение составителей директивы СНБ 20/1 к России после планировавшегося падения советской власти:

«Так какие цели мы должны искать в отношении любой некоммунистической власти, которая может возникнуть на части или всей русской территории в результате событий войны? Следует со всей силой подчеркнуть, что независимо от идеологической основы любого такого некоммунистического режима и независимо от того, в какой мере он будет готов на словах воздавать хвалу демократии и либерализму, мы должны добиться осуществления наших целей, вытекающих из уже упомянутых требований. Другими словами, мы должны создавать автоматические гарантии, обеспечивающие, чтобы даже некоммунистический и национально-дружественный к нам режим:

а) не имел большой военной мощи;

б) в экономическом отношении сильно зависел от внешнего мира;

в) не имел серьезной власти над главными национальными меньшинствами;

Очевидно, что не позднее 1948 г. в администрации Трумэна пришли к выводу о несовместимости существования СССР или другого сильного государства на его территории с национальными интересами США, выражавшимися в экспансии и развитии эффективной мировой организации, во главе которой, несомненно, стоят Соединенные Штаты. Мировое лидерство Америки в это время рассматривалось как главный залог обеспечения национальной безопасности.

Советский Союз, в первые послевоенные годы энергично восстанавливающий свою экономику и укрепляющий сферу своего влияния в мире (Восточная Европа, Северная Корея, Китай), был главным препятствием в осуществлении этих планов, а в будущем, с усилением своего и союзников военного и экономического потенциала и обретения ядерного оружия он мог бросить вызов мировому лидерству Америки. Доказательством того, что сохранение и упрочение этого лидерства, а не опасность мирового коммунизма, являлись причиной борьбы с СССР, служат директивы СНБ 20/1 и СНБ 20/4.

При таких планах важнейшей задачей для США было сохранение атомной монополии. Однако, для американского руководства и, особенно для специалистов, осведомленных о научно-техническом потенциале СССР, было ясно, что такое положение не может быть длительным. Именно поэтому они считали необходимым использовать создавшуюся ситуацию для формирования проамериканской мировой системы и максимального ослабления, а в крайнем варианте и уничтожения потенциального противника — СССР, что было отражено в военном планировании:

Сдерживающим фактором применения этих планов являлась возможность Советского Союза в ответ на нападение США в порядке самообороны ликвидировать американский плацдарм в Западной Европе. Для достижения полного военного превосходства над СССР США продолжали наращивать ядерный арсенал.

Война против Советского Союза делилась на четыре периода. В первый период, в ходе воздушного наступления планировалось сбросить на СССР свыше 300 атомных и 250 тысяч тонн обычных бомб, уничтожив до 85 процентов советской промышленности. Во втором периоде устанавливается контроль над морскими и океанскими коммуникациями. В третьем периоде с запада переходят в наступление 114 дивизий НАТО, с юга 50 дивизий, которые уничтожают советские войска в Центральной Европе. Эти действия вместе с продолжающимися массированными бомбардировками советских городов принуждают СССР и его союзников к капитуляции, после чего в последний, четвертый период, происходит их оккупация. В довершение, после разгрома СССР и его союзников в Европе, должно было начаться наступление на Дальнем Востоке, против стран с коммунистическими режимами, если они откажутся капитулировать [9, с. 65–66, 70].

Данный план наглядно показывает истинную цель американской внешней политики в отношении Советского Союза — не сдерживание, а оккупация и уничтожение СССР и остальных социалистических стран, в результате чего их территория становилась американской сферой влияния, а США превращались в единственную мировую сверхдержаву.

Соединенные Штаты были вынуждены более реалистично подойти к своей возможности вести войну против СССР. Помимо усиления собственного военного потенциала, в том числе ядерного оружия, с целью сохранить и увеличить превосходство над соперником, было решено более активно вовлекать в гонку вооружений союзников. Так, Великобритании была передана технология производства атомной бомбы.

Для ослабления социалистических государств в Восточной Европе был взят курс на их стравливание, так как разрыв СССР с Югославией в 1949 г. подавал обнадеживающий пример.

Помимо ликвидации атомной монополии в 1949 г. ощутимой потерей для США стала утрата Китая. 1 октября 1949 г., после разгрома вооружёнными силами, руководимыми союзными СССР китайскими коммунистами сил Чан Кайши была провозглашена Китайская Народная Республика.

Чтобы скорректировать внешнеполитическую стратегию, президент Г. Трумэн 30 января 1950 г. потребовал от государственного департамента и министерства обороны сделать общий обзор и оценку внешней и военной политики США в свете этих новых обстоятельств. После более чем трехмесячной работы был подготовлен доклад в совете национальной безопасности, названный СНБ-68 [2, с. 166–167]. Данный документ можно назвать венцом планирования внешнеполитической стратегии в период президентства Трумэна, поэтому он требует внимательного рассмотрения.

Авторы доклада критически относились к следованию прежнему курсу, который не смог воспрепятствовать созданию атомного оружия в СССР и победе революции в Китае; продолжение прежней политики низвело бы США с доминирующих позиций на второстепенные. Второй вариант был слишком непредсказуем по последствиям ввиду наличия у СССР собственного ядерного оружия. Третий вариант был неприемлем для сторонников активной внешней экспансии и мирового доминирования. Следовательно, приемлемым оставался лишь четвертый вариант действий.

Цели политики в отношении СССР формулировались так:

И в прошлом, и в настоящем ключевой момент этой политики состоит в обладании общим превосходством нами самими или в надежной комбинации с другими, одинаково настроенными государствами.

Таким образом, четвертый вариант внешней политики США усиливал и развивал предыдущую стратегию военного давления на СССР, за исключением главного, ударного компонента — открытой войны, ввиду наличия у СССР ядерного оружия, что создало угрозу самим США и явилось причиной появления новой внешнеполитической стратегии.

Советский Союз считался противником, с которым невозможно нормальное сосуществование и даже переговоры с ним возможны лишь с позиции силы, как это следует из документа:

«После принятия решения о наращивании нашей мощи какое-то время любое предложение или попытки переговоров об общем урегулировании… могут быть лишь тактическим ходом…

Кроме того, авторы директивы СНБ-68 рассматривали переговоры с СССР как средство для прикрытия отношений с бывшими враждебными США странами, как это следует из самого документа:

1. Ди Нольфи Эннио. История международных отношений 1918–1999. Том 2. М.: Логос, 2003.

2. Системная история международных отношений. 1918–2000: В 4 т./Ред. Богатуров А. Д.; Научно-образовательный форум по международным отношениям. — М.: Моск. рабочий, 2000. — Т. 3: События 1945–2003/В. И. Батюк, А. Д. Богатуров, Т. В. Бордачев и др. — 2003.

3. Системная история международных отношений. 1918–2000: В 4 т./Ред. Богатуров А. Д.; Научно-образовательный форум по международным отношениям. — М.: Моск. рабочий, 2000. — Т. 4: Документы 1945–2003/Сост. Богатуров А. Д., Мальгин А. В. — 2004.

4. Современная внешняя политика США/Отв. ред. Трофименко Г. А. Т. 1. М.: Наука, 1984.

5. Уткин А. И. Единственная сверхдержава. М.: Алгоритм, 2003.

6. Черчилль У. Мировой кризис. Автобиография. Речи. — М.: Изд-во Эксмо, 2003.

7. Яковлев Н. Н. ЦРУ против СССР. М.: Эксмо, Алгоритм, 2003.

8. Containment. Documents on American Policy and Strategy 1945–1959. Цит. по: Яковлев Н. Н. ЦРУ против СССР. М., 2003.

9. Drop Shot. The United States Plan for War with the Soviet Union in 1957. Edby A. Brown. N.Y. 1978. Цит. по: Яковлев Н. Н. ЦРУ против СССР. М., 2003.

Основные термины (генерируются автоматически): СССР, США, Советский Союз, Восточная Европа, ядерное оружие, Западная Европа, Европа, национальная безопасность, отношение СССР, атомная монополия.

Читайте также: