Доклад совета федерации о положении детей

Обновлено: 15.05.2024


В докладе отражены вопросы уровня жизни семей с детьми, состояния здоровья, питания, образования, воспитания и развития детей, трудовой занятости подростков.

Специальные главы посвящены положению детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (детей-сирот, безнадзорных и беспризорных детей, детей-инвалидов, детей, проживающих в районах Крайнего Севера, детей мигрантов и др.), а также развитию мер по их защите и социальной поддержке.

Изменение демографических показателей.

Уровень естественной убыли населения в 2009 году оказался самым низким за последние годы.

В 2009 году число родившихся по сравнению с 2006 годом (1 479,6 тыс. чел.) увеличилось на 282 тыс. человек, или на 19,1% и составило 1 761,7 тыс. детей.

Общий показатель рождаемости вырос на 19,2% с 10,4 на 1000 человек населения в 2006 году до 12,4 в 2009 году.

В то же время численность детей (от 0 до 17 лет включительно) по сравнению с 2007 годом уменьшилась с 27 млн. человек и составила на начало 2010 года 26 млн. человек.

Доля детей в структуре населения России на начало 2010 года составляет 18,3%.

На стабильность семьи, репродуктивное поведение и здоровье членов семьи оказывает влияние уровень и качество их жизни.

За 2007-2009 годы реальные располагаемые денежные доходы населения выросли на 17,1%, реальная начисленная заработная плата - на 26,1%, реальный размер назначенных пенсий - на 37%.

В 2009 году соотношение между среднедушевыми денежными доходами и величиной прожиточного минимума на душу населения составило 3,27 раза (в 2006 году - 2,98 раза).

Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в общей численности населения уменьшилась с 15,2% (21,5 млн. чел.) в 2006 году .до 13,2% (18,5 млн. чел.) в 2009 году.

Государственная поддержка семей с детьми

С 2007 года реализуется новый комплекс мер по государственной поддержке семей с детьми. Наиболее важными из них являются введение материнского (семейного) капитала и значительное увеличение размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет.

С января 2008 года введены два новых вида пособий, адресованных семьям военнослужащих по призыву. Детям данной категории граждан предусмотрена выплата ежемесячного пособия на каждого ребенка в возрасте до 3 лет в размере 6 тыс. рублей, в 2009 году - 6 780 рублей (2010 год - 7 458 рублей, 2011 год - 7942 рубля).

Минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком, а также размер данного пособия неработающим гражданам в 2009 году составил 1873 руб. по уходу за первым ребенком (2010 год- 2 060 рублей, 2011 год - 2194 рубля) и 3746 рублей - за вторым и последующими детьми. (2010 год- 4 120 рублей, 2011 - 4388 рублей).

Единовременное пособие при рождении ребенка составлял в 2009 году 9989 рублей (2010 год -10 989 рублей, 2011 год - 11703 рубля).

В целях сохранения покупательной способности государственных пособий предусмотрена их ежегодная индексация (2008 год - 8,5% и 1,85%, 2009 год - 13% , 2010 год - 10%, 2011 год -.6,5%).

Дополнительно к мерам государственной поддержки, оказываемой семьям с детьми на федеральном уровне, в субъектах Российской Федерации осуществляется выплата ежемесячного пособия на ребенка, ежемесячных пособий на ребенка одинокой матери, пособий на детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов либо проходят военную службу по призыву, на детей из многодетных семей, на детей - инвалидов, а также семьям, в которых родители являются инвалидами.

Система государственных пособий семьям с детьми и меры, реализуемые в субъектах Российской Федерации, носят в целом адресный характер и направлены на улучшение материально-экономического положения семей с детьми.

Материнский (семейный) капитал

С 1 января 2007 года по 31 декабря 2010 года выдано более 2,6 млн. государственных сертификатов на материнский (семейный) капитал, в том числе в 2010 году - 789,4 тыс. сертификатов.

Размер материнского (семейного) капитала ежегодно пересматривается с учетом темпов роста инфляции. За период 2007-2010 годов он увеличился более чем на 37% с 250 тыс. рублей до 343,4 тыс. рублей. (с 2011 года - 365,7 тыс. рублей).

С заявлениями о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала на погашение кредитов и займов на приобретение (строительство) жилья обратились порядка 357 тыс. граждан, в том числе в 2010 году - более 249 тыс. граждан.

С 1 января 2010 года граждане, у которых дети родились в 2007 году и достигли возраста 3-х лет, уже могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала, направив их по своему усмотрению на улучшение жилищных условий, образование детей, накопительную часть трудовой пенсии матери.

С начала 2010 года свыше 53 тыс. семей, у которых дети родились в 2007 году, приняли решение о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала, в том числе на улучшение жилищных условий - 47,8 тыс. семей на сумму 15,2 млн. рублей, на оказание образовательных услуг - 5,3 тыс. семей на сумму 282 млн. рублей, на накопительную часть трудовой пенсии - 326 женщин на сумму 54 млн. рублей.

Налогоплательщики, имеющие детей, имеют право на стандартный налоговый вычет на каждого ребенка в возрасте до 18 лет (24 лет, если ребенок является учащимся дневной формы обучения).

С 1 января 2009 года размер налогового вычета на каждого ребенка был увеличен с 600 рублей до 1000 рублей в месяц до достижения дохода 280 тыс. рублей (до 1 января 2009 года - 40 тыс. рублей).

Поддержка многодетных семей

По данным органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации порядка 1 млн. многодетных семей состоят на учете в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации в качестве получателей социальных услуг.

Практически во всех регионах ежемесячное пособие на детей из многодетных семей выплачивается в повышенном размере.

Дополнительно к единовременному пособию при рождении ребенка в ряде регионов выплачивается региональное единовременное пособие, размер которого дифференцирован в зависимости от очередности рождения ребенка.

В ряде субъектов Российской Федерации осуществляются выплаты многодетным семьям на детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, а также обеспечивается бесплатное питание в общеобразовательных учреждениях и бесплатное лекарственное обеспечение по рецептам врача.

В качестве одной из форм поддержки многодетных семей на федеральном уровне является поддержание традиции уважительного и бережного отношения к многодетным родителям, укрепление института семьи.

В целях повышения престижа многодетных семей в 66 субъектах Российской Федерации учреждены государственные награды - медали, дипломы, почетные знаки, почетные звания, а также денежные премии.

Такие механизмы могут использоваться для улучшения жилищных условий молодых семей, семей с детьми, но для их реализации требуется внесение законодательных изменений.

На региональном и местном уровне также реализуются меры по поддержке молодых семей и семей с детьми, как в рамках софинансирования федеральных программ, так и в рамках реализации собственных приоритетных направлений поддержки.

Остается актуальным вопрос об обеспечении жильем детей-сирот.

Для стимулирования направления средств из бюджетов субъектов Российской Федерации на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот предоставляются субсидии из федерального бюджета.

В результате количество детей-сирот, обеспеченных жилыми помещениями, в 2009 году по сравнению с 2007 годом увеличилось более чем в 1,5 раза.

По результатам мониторинга, проведенного Рособрнадзором, по состоянию на 1 сентября 2010 года 40 797 детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 16 до 18 лет и 73 248 - лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте старше 18 лет нуждаются в обеспечении жилыми помещениями.

Состояние здоровья детей

Последовательные меры по повышению доступности и качества оказания бесплатной медицинской помощи женщинам в период беременности и родов и новорожденным за счет развития перинатальных технологий, укрепления материально-технического и кадрового обеспечения службы материнства и детства способствуют росту рождаемости, стабильному снижению младенческой и материнской смертности.

За последние годы наблюдается устойчивая тенденция к снижению младенческой смертности (за 2003-2009 годы снизился на 34,7% и составил в 2009 году 8,1 на 1000 родившихся живыми. В 2010 году - 7,5 на 1000 родившихся живыми, что на 7,4 % меньше 2009 года).

Показатель материнской смертности также снижается и составил в 2009 году 22,0 на 100 тыс. родившихся живыми (в 2003 году - 31,9).

Разработан и внедрен новый стандарт диспансеризации детей до года. Привлечение к обследованию детей узких специалистов способствовало выявлению врожденных аномалий (пороков развития) и наследственных заболеваний, болезней нервной системы. Диагностика заболеваний у детей до года обусловила своевременное оказание специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи.

К 2009 году по данным ежегодной диспансеризации среди 13,58 млн детей, обучающихся в школах, только 20,8% (в 2008 году - 21,4 %) имеют первую группу здоровья.

Сохраняются проблемы в состоянии здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей . С 2007 по 2009 годы осмотрено 798558 детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

По результатам диспансеризации всем нуждающимся детям проведены профилактические, лечебно-реабилитационные мероприятия.

Большое внимание уделяется профилактике передачи вируса ВИЧ от матери ребенку. В результате проводимых мероприятий отмечается положительная динамика показателей частоты перинатальной передачи ВИЧ-инфекции. В течение 7 лет (2003-2009 годы) число детей в возрасте 0-17 лет с впервые в жизни установленным диагнозом ВИЧ-инфекция снизилось на 54,2%.

Формирование здорового образа жизни

Одним из главных условий сохранения и улучшения здоровья населения является формирование здорового образа жизни с самого раннего возраста.

В рамках начатой в 2009 году Программы по формированию у населения приоритетов здорового образа жизни в субъектах Российской Федерации открыто 494 центра здоровья (с 2010 года создаются центры здоровья для детей).

В Центрах можно пройти первичную диагностику на факторы риска и получить рекомендации по ведению здорового образа жизни, включая рекомендации по коррекции питания, мотивированному отказу от вредных привычек, в том числе от потребления алкоголя и табака.

С января 2007 года введена компенсация части родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования. С 2009 года право на выплату компенсации распространено на тех граждан, дети которых получают дошкольное образование в негосударственных образовательных организациях. Это позволяет сделать дошкольное образование более доступным с финансовой точки зрения.

Однако проблема доступности детских садов остается острой.

На 1 января 2010 года в списках детей, нуждающихся в устройстве в дошкольные образовательные учреждения, состояли 1,895 млн человек, из которых 33,1% - дети в возрасте до 1,5 лет, 39,9% - дети в возрасте от 1,5 до 3 лет.

Получают развитие новые модели дошкольного воспитания и присмотра -семейные детские сады, группы семейного типа.

Актуальным остается вопрос трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования .

С целью обеспечения трудоустройства выпускников образовательных учреждений профессионального образования ежегодно во всех субъектах Российской Федерации проводятся специализированные ярмарки вакансий.

С 2008 года в образовательных учреждениях начального профессионального образования проводится работа по созданию маркетинговых служб, в функции которых входит проведение мониторинга текущих потребностей и прогнозирования перспективных потребностей рынка труда в квалифицированных рабочих и специалистах.

В 2009 году число учреждений социального обслуживания семьи и детей составило 3 235 единиц (в 2007 году - 3 363), в том числе 793 социально-реабилитационных центра для несовершеннолетних, 519 центров социальной помощи семье и детям, 350 социальных приютов для детей и подростков, 283 реабилитационных центра для детей и подростков с ограниченными возможностями, 15 центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, 16 центров психолого-педагогической помощи населению, 3 центра экстренной психологической помощи, 330 отделений по работе с семьей и детьми в центрах социального обслуживания, 778 отделений по работе с семьей и детьми в центрах комплексного социального обслуживания, 127 других учреждений.

В 2009 году были предоставлены социальные услуги порядка 4,4 млн. семей и 6,5 млн. детей.

Одним из направлений работы системы социальной защиты является профилактика семейного насилия и предоставление социальных услуг лицам, пострадавшим в результате различных форм насилия.

На начало 2010 года на территории Российской Федерации в ведении органов социальной защиты действуют 22 кризисных центра для женщин и 3 кризисных центра для мужчин, 120 кризисных отделений для женщин, функционирующих в качестве структурных подразделений в учреждениях социального обслуживания населения, а также 23 социальные гостиницы для женщин с несовершеннолетними детьми.

Ежегодно около 50 тыс. женщин и детей получают специализированную помощь в кризисных центрах.

Реализация мер, направленных на поддержку семьи, материнства и детства позволит решить задачи, поставленные Президентом Российской Федерации и улучшить социально-экономическое положение семей с детьми.

По материалам сайта министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

Читайте также: