Доклад социоигровые технологии на уроках в начальной школе в условиях освоения фгос

Обновлено: 01.07.2024

Цель: развитие навыка беглого выразительного чтения через знакомство с литературными загадками.

I. Проверка домашнего задания. Работа в малых группах

1 группа: - фронтальная работа. Учитель проводит игру “Телеграмма”. Строки загадок разрезаны. Учитель показывает эти строки, дети читают про себя и называют отгадку.

Загадки:

а) Какая водица только для грамоты годится? (чернила).

б) Никто не пугает, а вся дрожит (осина).

в) Платье потерялось – пуговки остались (рябина).

г) Сама холодная, а людей жжет (крапива).

2 группа: - работа в тройках. Задание: собрать загадку, отгадать. Загадки разрезаны по строкам. Загадки написаны разными цветами. Ребята собирают загадку и склеивают строки на бумаге.

Загадки:

Серовато, зубовато,
По полю рыщет,
Телят, ягнят ищет (Волк).

Под дубочком, под листочком
Свился, скрючился клубочком (Еж).

Маленький, беленький
По лесочку прыг, прыг
По снежочку тык, тык (Заяц).

3 группа - работа в “пятерках”. Работают 2 пятерки. Задание: отгадать кроссворд. Работа самостоятельная.

1. Весной цвету, Летом плод приношу,
Осенью не увядаю,
Зимой не умираю.
2. Я, как песчинка, мал,
А землю покрываю;
Я из воды, а с воздухом летаю;
Как пух, лежу я на полях,
Как алмаз, блещу при солнечных лучах.
3. Ниток много – много
А в клубок не смотает,
Одежды себе не шьет,
А ткань всегда ткет.
4. Никто его не видывал,
А слышать всякий слыхивал,
Без тела, а живет,
Без языка – кричит.
5. На солнце я похожий,
И солнце я люблю,
За солнцем поворачиваю
Я голову свою.

Проверка работы в группах проходит фронтально. Участники группы № 2 показывают полученные загадки, ребята отгадывают; аналогично проверяется группа № 3.

II. Знакомство с новым материалом

1) Мы загадываем загадки друг другу какие? (народные). Как вы думаете зачем люди загадывают загадки? Что нужно уметь, чтобы легко разгадывать загадки? Кто хочет сам научиться придумывать загадки?

2) Составлять загадки мы поучимся у опытных авторов таких как С.Я.Маршак, Б.Заходер, К.И.Чуковский, А.Прокофьев. Мы будем их читать, но сначала прочтем учебную статью о том, как нужно сочинять загадки.

3) Работа с учебником. Чтение вслух статьи.

4) Работа по содержанию статьи по вопросам учебника.

5) Чтение загадок. Эти загадки литературные. Почему?

6) Работа по отгадыванию загадок (называют авторские “подсказки”, те признаки предметов, которые помогают назвать отгадку).

III.

1) Работа в группах по составлению загадок (в тройках). Детей по группам распределяет учитель. С одной из групп работает учитель.

2) Проверка работы. Ребята загадывают придуманные загадки.

3) Игра “Молчанка”. Работа в группах. Состав групп остается тем же. Задание: показать при помощи мимики и жестов отгадку. Учитель загадывает загадки:

IV. Обобщение по вопросам

1) Мы сегодня учились отгадывать загадки и даже придумывали свои. Кого из авторов запомнили?

2) Организуется выставка книг К.Чуковского, С.Маршака, Б.Заходера. Загадываются загадки из книг авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня начинающий или много лет практикующий учитель оказывается на неизвестной дороге под названием ФГОС. Незнакомые дороги любят смелых и любознательных. И если вам кажется, что в вашей жизни всё слишком знакомо, немедленно найдите эту дверь и войдите!

СУЩНОСТЬ

Можно провести прямую зависимость между социоигровой технологией и личностно–ориентированной моделью общения на занятиях с использованием приемов работы в малых группах: дети и слушают, и делают, и говорят. Благодаря этому ребёнок сам формирует систему представлений об окружающем мире и естественным образом возникают межпредметные связи. Таким образом, он учится сам, а все условия для этого ему создаёт учитель - это и есть главная задача педагога!

Изучив труды основателей социоигровой педагогики и законы общения ( Приложение 1 ), которые предлагают В.М. Букатов и А.П. Ершов, пришла к выводу о том, что моя педагогическая миссия как учителя и классного руководителя состоит в том, чтобы поддержать ученика, помочь подняться и победить!

Главная цель моей педагогической деятельности – воспитание самостоятельно мыслящей, социально-активной и саморазвивающейся личности.

Технология СИТ позволяет решать задачи:

  • усвоение детьми активных форм жизнедеятельности, в познании и утверждении их собственной личности;
  • формирование навыков и умений дружеского коммуникативного взаимодействия;
  • обеспечение душевного благополучия;
  • коррекция импульсивного поведения.
  • обязательное движение учащихся;
  • вариативность видов деятельности;
  • организация малых групп

Если в традиционной педагогике учитель выполняет - роль музыканта -исполнителя, а дети – роль зрителей, то в социоигровой педагогике их роли меняются: дети сами становятся исполнителями, а педагог дирижером. И если мы хотим научить детей играть на музыкальных инструментах, то другого пути у нас нет. ( Приложение 4 )

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ

Универсальность методов и приёмов СИТ заключается в том, что их можно использовать как на разных этапах урока, так и на отдельно взятых школьных предметах, а использование их в урочной и внеурочной деятельности дают уже первые всходы:

С уверенностью могу утверждать, что использование социоигровой технологии направлено на получение нового результата, учит добиваться усвоения материала учениками, помогает решать воспитательные и развивающие задачи, учит учиться.

ВЫВОДЫ

Таким образом, применение и использование приемов социоигровых технологий позволяет мне на каждом уроке развивать память, внимание, силу воли и речь учащихся, способствует реализации идей проблемного и развивающего обучения. Важно, что при этом каждый школьник получает возможность почувствовать себя в ситуации успеха!

Список использованных источников и литературы

Лапкина О.И. Социоигровые технологии на уроках в начальной школе // № 2. С. 14.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выполнила учитель начальных классов:

Мы не учим, а создаём ситуации, когда их участникам хочется доверять друг другу и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного обучения, тренировки и научения.

Сегодня начинающий или много лет практикующий учитель оказался на неизвестной дороге под названием ФГОС. Незнакомые дороги любят смелых и любознательных. И если в вашей жизни всё слишком знакомо, немедленно зайдите на тропинку, ведущую к этой дороге, и смело шагайте по ней. Найдите неизученное и постарайтесь применить в обучении и воспитании деток.

Изучая труды основателей социоигровой педагогики и законы общения, которые предлагают В.М. Букатов и А.П. Ершов, я пришла к выводу, что моя работа очень тесно перекликается с этой технологией.

Технология СИТ позволяет решать задачи:

  • усвоение детьми активных форм жизнедеятельности в познании и утверждении их собственной личности;
  • формирование навыков и умений дружеского коммуникативного взаимодействия;
  • обеспечение душевного благополучия;
  • коррекция импульсивного поведения (толерантность).
  • обязательное движение учащихся,
  • вариативность видов деятельности,
  • организация малых групп.

— чтении текста с выбором непонятных, незнакомых слов (прочитав текст и отметив непонятные слова, учащиеся сравнивают, одинаковые ли слова они выбрали: то, что непонятно одному, может быть понятно другому, общие непонятные слова выписываются на доску, и уже всем классом выясняется их значение);

— пересказе текста по предложению, слову, логическим частям;

— работе над выразительностью в ходе чтения стихотворений с разной интонацией;

— рассказе о растениях, животных и т.д., когда все участники группы объединяют свои знания о предмете и сообщают их классу.

Универсальность методов и приёмов СИТ заключается в том, что их можно использовать как на разных этапах урока, так и на отдельно взятых школьных предметах, а использование их в урочной и внеурочной деятельности дают уже первые всходы:

- увеличение количества учащихся, принимающих участие в интеллектуальных и творческих конкурсах;

- у учащихся сформировывается необходимость в дополнительном поиске знаний и умений;

- у многих учеников сформируется умение добиваться поставленной цели,бытьуспешными;

При систематическом использовании социоигровых технологий на уроке в начальной школе ученики:

- всегда готовы к работе;

- активны на уроке;

- умеют работать в коллективе;

- готовы работать с любым учителем;

- не боятся высказывать своё мнение;

- ходят в школу с удовольствием.

Таким образом, я с уверенностью могу утверждать, что использование социоигровой технологии способствует реализации идеи проблемного обучения , помогает решать воспитательные и развивающие задачи, учить учится, и даёт возможность организовать свою деятельность нетрадиционно, интересно. Благодаря этому ребёнок формирует систему представлений об окружающем мире и естественным образом возникают межпредметные связи. Он учится сам, а все условия для этого ему создаёт учитель - это и есть главная моя задача как педагога!

В данном материале раскрывается роль игровых технологий на уроках в первом классе, приводятся примеры различных игр. К докладу прилагается презентация.

Содержимое публикации

Доклад

«Применение игровых технологий

на уроках в начальной школе

Подготовила учитель начальных классов

В одной притче говорится: “Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мёртвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Всё в твоих руках”.

Р - результативно, разумно;

Игровая технология – это, действительно, интересно, грандиозно, результативно и актуально. И я своим выступлением попробую вам это доказать.

Игра с самого рождения малыша является неотъемлемой частью его полноценного всестороннего развития. Но часто в учебных учреждениях забывают о важной роли игровой деятельности , тем самым нарушая естественное развитие ребенка. Как следствие, исчезает мотивация ученика к познанию, а иногда происходит и полное отторжение процесса образования. Особенно остро стоит вопрос о применении игровой технологии в образовательном процессе учеников первого класса. Первый год обучения является стартовым и крайне важным для формирования универсальных учебных действий, т.к. именно в этот год у детей происходит плавный переход от игровой деятельности к учебной. Связано это с тем, что начальная школа - новый этап в жизни детей: из детского сада - в школу, в мир учителей, новых предметов, учебников. Задача учителя в это время - сделать так, чтобы встреча с незнакомым не испугала, не разочаровала, а, наоборот, способствовала возникновению интереса к учению. Вот здесь на помощь приходят уроки - игры, уроки - путешествия. Игровая деятельность способствует не только лучшему усвоению материала, но и мотивирует учеников к дальнейшим познавательным действиям. В современной педагогике существуют интересные разработки игровых технологий. На сегодняшний день представлен широкий выбор развивающих и дидактических игр. Существуют они как в натуральном виде, так и в электронном. Учителю несложно подобрать занимательные задания для учеников, используя современные технологии.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр. Чтобы использовать игровые технологии на уроке, педагогу необходимо знать и уметь подобрать педагогическую игру.

Педагогические игры имеют следующую классификацию:

1. По виду деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные и психологические.
2. По характеру педагогического процесса:

-обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

- познавательные, воспитательные, развивающие;

- репродуктивные, продуктивные, творческие;

- коммуникативные, диагностические, профориентационные и др.

3. Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики. Вот лишь важнейшие из предлагаемых типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации.

4. По игровой среде: с предметами, без предметов, компьютерные и с ТСО, комнатные, уличные, на местности.

5. Также важна классификационная модель по структурным элементам урока, в зависимости от дидактических целей игры, её возьмем как основную:

- игры для изучения нового материала;

- игры для закрепления;

- игры для проверки знаний;

- релаксационные игры – паузы (физминутки)

6. При планировании педагогической работы в определенных случаях важно разделять игры по количеству участников на: групповые, индивидуальные, диалоговые (парные), массовые.

Создать игровую ситуацию помогает и включение в планы уроков следующие этапы – станции:

Сосчитайка.Устный или письменный фронтальный счет.

Отвечайка или Повторяйка. Дети дублируют друг друга при проверке знаний по изученным темам.

Помогайка.Работа в паре.

Думайка. Решение задач по выбору, по вариантам.

Соображайка. Опережение, задачи повышенной трудности.

Знайка.Изучение нового материала.

Поиграйка.Математические игры.

Выбирайка. При закреплении материала дети выбирают предложенные задачи.

Нравятся детям сюжетно – ролевые игры. Их особенность в том, что учащиеся исполняют роли, а сами игры наполнены глубоким и интересным содержанием, соответствующим определенным задачам, поставленным учителем. В процессе такой игры создаются благоприятные условия для удовлетворения широкого круга интересов, желаний, запросов, творческих устремлений учащихся. Перед игрой обязательно рассказывается ее сюжет, распределяются роли, ставятся познавательные задачи, готовится оборудование, делаются записи на доске. В игре в той или иной роли должен участвовать каждый ученик. Если у доски работают несколько учеников, то все остальные выполняют роль контролеров, судей, консультантов.

На уроках технологии имеют место предметные игры – это игры с народной дидактической игрушкой, мозаикой, природным материалом. Основные игровые действия с ними: нанизывание, выкладывание, катание, собирание целого из частей и т.д. Эти игры развивают цвета, величины, формы.

При использовании игровых технологий на уроках необходимо соблюдение следующих условий:
1) соответствие игры учебно-воспитательным целям урока.

Организатором игр на уроке является учитель. От его мастерства, от его знаний зависит активность учащихся на уроке. Очень важно сделать урок маленьким открытием в познании. Игра – это яркий и эмоциональный праздник. В организации игры все должно быть продумано до мелочей. Учитель должен выбрать игру, соответствующую программному содержанию и четко представить себе, какие результаты он хочет получить. От этого часто зависит оформление замысла, игровые действия, содержание и формулировка правил и ход игры.

2) доступность для учащихся данного возраста.

3) умеренность в использовании игр на уроках (важно не заиграться).

Выработаны определенные принципы проведения игры:

1. Игра не должна оказаться обычным упражнением с использованием наглядных пособий

2. При выборе правил игры, учитываются особенности детей;

3. Игра не должна выпадать из общих целей урока, содействовать их реализации;

4. Обязательно подводить итоги игры и выявлять победителя;

5. Мыслительные операции в игре должны быть дозированными.

Игра может проводиться на любом этапе урока и на уроке каждого типа. Важно подбирать игры на разные виды деятельности – исполнительную, воспроизводящую, контролирующую и поисковую. В игре продумывается и характер управления игрой. С этой целью следует использовать средства обратной связи:

Обстановка в классе на таких уроках точно соответствует образу, введенному в дидактикуК.Д.Ушинским: "Нужно позволять классу свободно бурлить, волноваться, но удерживать его всякий раз в тех пределах, которые нужны для успеха учения, мертвая тишина на уроке недопустима. Важно позволять ученикам задавать вопросы учителю, самим высказываться, разговаривать, сидеть в классе свободно и непринужденно".

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Существенный признак дидактической игры – устойчивая структура, которая отличает её от всякой другой деятельности. Структурные компоненты дидактической игры: игровой замысел, игровые действия и правила. Игровой замысел выражен, как правило, в названии игры. Игровые действия способствуют познавательной активности учащихся, дают им возможности проявить свои способности, применить имеющиеся знания, умения и навыки для достижения целей игры. Правила помогают направлять игровой процесс. Они регулируют поведение детей и их взаимоотношения между собой. Дидактическая игра имеет определённый результат, который является финалом игры, придаёт игре законченность. Он выступает прежде всего в форме решения поставленной учебной задачи и даёт школьникам моральное и умственное удовлетворение. Для учителя результат игры всегда является показателем уровня достижений учащихся в освоении знаний или в их применении. Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны между собой и отсутствие любого из них разрушает игру.

Каждому этапу игры соответствуют и определенные педагогические задачи. На первой стадии педагог заинтересовывает детей игрой, создает радостное ожидание новой интересной игры, вызывает желание играть. На второй стадии учитель выступает не только как наблюдатель, но и как равноправный партнер, умеющий вовремя прийти на помощь, справедливо оценить поведение детей в игре. На третьей стадии роль учителя заключается в оценке детского творчества при решении игровых задач. Таким образом, дидактическая игра – доступный, полезный, эффектный метод воспитания самостоятельности мышления у детей. Она не требует специального материала, определенных условий, а требует лишь знания воспитателя самой игры. При этом необходимо учитывать, что предлагаемые игры будут способствовать развитию самостоятельности мышления лишь в том случае, если они будут проводиться в определенной системе с использованием необходимой методики. Использование дидактических игр дает наибольший эффект в классах, где преобладают ученики с неустойчивым вниманием, пониженным интересом к происходящему на уроке.

Вывод: таким образом, игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения. В процессе игровой деятельности у школьников появляется интерес к предмету, происходит развитие познавательных процессов, что обеспечивает постепенный переход от пассивно-воспринимающей позиции к позиции сотрудничества ученика и учителя. Если мы вложим образовательное содержание в игровую оболочку, то сможем решить одну из ключевых проблем педагогики – проблему адаптации первоклассников к школе.

ЛИТЕРАТУРА

ФГОС. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. М.Просвещение. 2010.

Асмолов А.Г. Системно деятельный подход к разработке стандартов нового поколения ФГОС. Публикации. 2010.

Бобровская Т.П. Урок математики в системе развивающего обучения // Начальная школа. 2010. № 12. с.25.

Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В.Давыдова. М.: Педагогика – Пресс, 1996 . 671с.

Истомина Н.Б. Активизация учащихся на уроках математики в начальной школе. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1985.

8. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. – М., РПА, 2006.

Читайте также: