Доклад социального педагога о своей работе

Обновлено: 05.07.2024

Социальный педагог – это относительно молодая должность, она была введена в 2000 году, но несмотря на это социальный педагог, особенно в крупных городах, есть в каждой школе. Но я не сказала бы, что данная должность является престижной, востребованной или интересной. В ней, как и в любой профессии, есть свои особенности, положительные и отрицательные стороны, о которых стоит рассказать.

Содержание

  • Для родителей
  • Для тех, кто хочет работать социальным педагогом
    • В чем суть работы
    • Особенности работы
    • Условия работы
    • Требования к образованию
    • Зарплата
    • Ведущие профессиональные ценности социального педагога
    • Принципы профессиональной деятельности социального педагога

    Для родителей

    Не секрет, что в школах учатся разные категории семей, разные дети и родители у этих детей тоже разные. В классах часто случаются конфликты, ссоры, драки, выяснения отношений между детьми и между родителями. Раньше всеми подобными вопросами занимался классный руководитель, а иногда подключали завучей или даже директора. Сейчас же система немного изменилась, хоть и сохранила основные моменты.

    Социальный педагог в школе: обязанности и роль в учреждении

    Есть несколько основных случаев, когда социальный педагог начинает вести работу с семьей и ребенком:

    1. Систематические прогулы и опоздания;
    2. Неуспеваемость;
    3. Систематические нарушения дисциплины на уроках и переменах;
    4. Совершение правонарушения и вызов на КДН (комиссия по делам несовершеннолетних);
    5. Нанесение телесных повреждений, драки, причинение вреда здоровью других детей;
    6. Употребление алкоголя, наркотических веществ, курение (вейпы и жевательный табак в том числе);
    7. Невыполнение обязанностей родителями или плохое обращение с детьми;
    8. Конфликты между детьми и др.

    Любое из этих нарушений означает, что к разбору ситуации классным руководителем подключается социальный педагог, который будет беседовать как с детьми, так и с родителями. Он ведет определенную документацию, фиксирующую проступки учеников и проведенную работу по каждому случаю. Так, например, социальный педагог при беседе с родителями заполняет соответствующий акт, где необходима подпись всех присутствующих на беседе, также в арсенале имеется протокол и для беседы с детьми.

    Если вас в школу приглашает социальный педагог, не стоит сильно волноваться и приходить в школу с адвокатом. Это обычная беседа, на которой вас проинформируют о случившемся лично, опишут последствия и ответственность за проступок, расскажут о дальнейших путях решения данного вопроса, дадут вам рекомендации. Вы можете отказаться от выполнения рекомендаций, но вы должны понимать, что за все последствия вашего решения и действий вашего ребенка отвечать будете вы сами.

    Если беседы с родителями и ребенком ни к чему не приводят, социальный педагог организовывает Совет профилактики, на которых приглашают родителей и учеников, которые совершили тот или иной проступок. На данном Совете присутствует вся администрация школы, которая обсуждает дальнейшие действия с учеником. В результате беседы ученика могут поставить на внутришкольный контроль (ВШК).

    Если ребенок поставлен на ВШК, с ним работают социальный педагог, классный руководитель, педагог-психолог, завучи, специалисты других организаций, а положительной динамики нет, и ребенок продолжает совершать проступки и правонарушения, то школа (в лице социального педагога) может писать соответствующие письма с просьбой о помощи и содействии в решении вопроса в полицию, КДН, органы опеки и др. организации, сообщая о сложившейся ситуации. Тогда велика вероятность постановки ребенка на учет в полицию, постановка семьи на учет в различных организация и т.д. (зависит от ситуации).

    Для тех, кто хочет работать социальным педагогом

    Куда пойти работать психологу без опыта? В школу социальным педагогом!

    Психологам часто предлагают работу социальным педагогом, но это все-таки не совсем то, что нужно. Можно сказать, что смысл работы психолога и социального педагога чуть ли не противоположный. Даже если привести самый грубы пример, то сразу станет все ясно.

    Психолог ищет причины, чтобы разрешить конфликт, понять, что происходит с ребенком. Социальный педагог объясняет, какая ответственность будет у ребенка, если он что-то совершил, и в некоторых случаях он и реализует эту ответственность (например, постановка на ВШК). Но психологические моменты в работе найти можно, ведь не каждому дано найти верные рычаги для родителей, правильно объяснить им ситуацию, или найти причину поведения ребенка, дать ему верные рекомендации.

    Так что, если у вас совершенно нет опыта, работа социальным педагогом поможет вам многое переосмыслить и понять. Вы будете плотно сотрудничать с психологом школы, часто общаться с родителями, искать способы контакта с детьми. Это в любом случае вам будет полезно как психологу.

    В чем суть работы

    Социальный педагог в школе: обязанности и роль в учреждении

    Грубо говоря, вам придется грозить всем пальцем и говорить, что их теперь ждет. Хоть социальный педагог (в теории) должен много общаться с детьми, узнавать, как у них дела в семье, с учебой, с друзьями, на деле все происходит иначе. Акцент делается на работу с документами и беседы с детьми по поводу совершенных ими проступков.

    Особенности работы

    По сути, 18 часов рабочего времени должно быть направленно на изучение документации, законов и положений, которых очень много, заполнению бумаг и отчетов, которых тоже не мало, т.е. на методическую работу. И остальные 18 часов на работу с детьми. Но в реальной жизни выходит все иначе.

    Нагрузка у социального педагога просто бешеная, очень часто он выполняет даже работу других сотрудников, особенно часто работу классных руководителей. При этом времени катастрофически не хватает, приходится регулярно перерабатывать, естественно, за это вам платить никто не будет.

    Это сложная и отчасти неблагодарная работа. Вы сразу же попадаете в эпицентр негатива и агрессии. К вам с добрыми вестями не придут, а придут жаловаться, грубить, упрекать, заявлять о совершенстве своего ребенка (даже если этот ребенок устроит драку). Со многими родителями очень сложно найти общий язык, потому что каждый из них убежден, что это школа должна воспитывать их ребенка, что это школа виновата в том, что происходит. Особенно сложно сейчас, когда школу лишили почти всех прав. Но это, конечно, мое субъективное мнение.

    В данной работе нет оценок качества или показателей (например, у учителей есть успеваемость). Вся ваша профилактическая работа с учениками не поддается оцениванию, вы можете только говорить, а человек сам решает, как ему поступать. Ничего плохого не сделал – ребенок молодец, сделал что-то плохое – школа виновата (и вы в том числе). И поверьте мне, любая организация или любая проверка вам об этом скажет или даст понять другим образом. В каждом случае, начиная от травмы в летнее время и заканчивая суицидом, будет виновата только школа, и вам со всем эти придется разбираться.

    Социальный педагог в школе: обязанности и роль в учреждении

    Но не стоит пугаться. Возможно, вам понравится данная работа. Я знаю социальных педагогов, которые горят этим, помогают детям в сложных ситуациях, помогают родителям в вопросах воспитания. Как ни крути, работа с детьми приносит радость и удовлетворение.

    Условия работы

    Социальный педагог работает в отдельном кабинете, причем чаще всего его кабинет расположен на некотором расстоянии от администрации школы. Это связано с некоторыми особенностями работы.

    Соц. педагог работает 36 часов в неделю, имеет нормированный рабочий день, длительность которого обговаривается с директором школы. Например, можно сделать график таким образом, что будут 4 рабочих дня по 8 часов и 1 рабочий день будет сокращенным. В графики обязательно отражаются приемные часы для родителей, как правило, 1 час 1 раз в неделю. Но всем нужно понимать, что прием родителей ведется почти ежедневно в любое время.

    Требования к образованию

    Зарплата

    Это связано, как минимум, с тем, что зарплата социального педагога, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Если вы молодой специалист и пошли работать в данную сферу (не имея опыта работы), ваша заработная плата будет около 15-17 тыс. рублей. Ставка социального педагога может увеличиваться, это связано с образованием (есть ли магистратура), опытом работы в данной области, квалификацией. Некоторые учреждения позволяют брать дополнительную нагрузку, например, ведение внеурочной деятельности. Молодым специалистам в течение нескольких лет при определенных условиях могут выплачивать пособия (1000-3500 руб).

    Бровко Юлия Николаевна

    Сегодня появилось большое количество современных технологий, благодаря которым работа с детьми и их родителями становится проще, интереснее. Внедрение новых форм работы даёт возможность социальному педагогу наиболее полно выполнять свою основную образовательно-воспитательную функцию - позитивно влиять на поведение и деятельность детей и взрослых, содействовать педагогической деятельности социальных институтов.

    В центре внимания социального педагога – личность человека, семья, социальные общности, которые формируются в различных сферах жизнедеятельности детей и подростков.

    Умение понимать, сочувствовать, сострадать, реагировать на изменения в обществе, нести социальную ответственность за себя и своих близких, быть толерантным по отношению к другим людям – все эти качества в ребенке должны закладываться с раннего детства и формировать в нем гражданственность, милосердие, сострадание, приобщать его к знаниям о правах и обязанностях по отношению к себе и окружающим. Воспитание детей, будущих граждан страны – самая важная область нашей жизни.

    Духовные качества личности не развиваются спонтанно, а формируются в условиях выраженной родительской любви, когда семья создает у ребёнка потребность быть преданным, способным сопереживать и радоваться другим людям. Родительский дом и семья являются гарантом стабильности и надежности в изменчивом мире. Однако в современных условиях многие семьи не смогли адаптироваться и сформировать защитные механизмы. Снизился воспитательный потенциал семьи, ухудшился нравственно – психологический климат в семье и обществе в целом, во многих семьях произошло отчуждение родителей от детей.

    Проблемы ребенка и семьи заставляют сегодня школу и педагога стать реальным защитником. Способность видеть и понимать, дружелюбие, искренний уважительный тон, умение заражать своей корректностью – этим должен обладать педагог, чтобы утверждать жизнеспособность ребенка.

    Успех воспитательный работы школы в значительной степени определяется тем, насколько эффективно школа взаимодействует со средой, насколько тесны контакты с семьей. Содействие укреплению семьи, повышение её воспитательного потенциала, оказание социальной поддержки семье и детям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних осуществляется всеми педагогами школы и в первую очередь мной, социальным педагогом.

    Для успешной работы и выполнения задач мною создан пакет документов:

    В своей социально – педагогической деятельности руководствуюсь следующими нормативно – правовыми документами:

    Главной направленностью социально - педагогической работы с детьми является содействие саморазвитию личности. Усилия направляются на создание условий для активизации, развития и реализации творческого потенциала, способностей задатков ребенка.

    Я как социальный педагог включаю детей и взрослых в процесс социального творчества, в разностороннюю совместную социально – значимую деятельность.

    Целевой ориентацией деятельности социального педагога является формирование здоровых, воспитывающих, гуманных отношений в социуме. Решая эту задачу, содействую становлению и развитию общей системы интересов и ценностей.

    Изучая медико –психолого- педагогические особенности личности и её микросреду, интересы и потребности, условия его жизни, собираю информацию, связанную с нуждами подопечных, провожу консультации по вопросам их прав и обязанностей, имеющихся льгот и пособий.

    1.Образовательно-воспитательная, т.е.обеспечение целенаправленного педагогического влияния на поведение и деятельность детей и взрослых; содействие всех социальных институтов, учреждений физической культуры и спорта, средства массовой информации.

    3.Организаторская, т.е. организация общественно-ценной деятельности детей и взрослых, педагогов и волонтеров в решении задач социально-педагогической помощи, поддержки воспитания и развития реализации планов и программ.

    4. Прогностическая и экспертная, т.е. участие в программировании, прогнозировании, проектировании процесса социального развития конкретного микросоциума, в деятельности различных институтов по социальной работе.

    5.Организационно-коммуникативная, т.е. включение добровольных помощников, населения микрорайона в социально-педагогическую работу. Организация совместного труда и отдыха, налаживание взаимодействия между различными институтами в их работе с детьми, с семьями.

    6.Охранно-защитная, т.е. использование имеющегося арсенала правовых норм для защиты прав и интересов личности. Содействие применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или косвенные противоправные воздействия на подопечных социального педагога.

    7.Посредническая, т.е. осуществление связи в интересах ребенка между семьей, образовательным учреждением и ближайшим окружением ребенка.

    В своей работе использую современные модели социальной работы: психолого – ориентированные; социолого – ориентированные; комплексно – ориентированные.

    Социально – радикальная модель, основана на положениях движения за права человека (борьба с дискриминацией и т.п.). Данная модель позиционирует как модель защиты и развития самосознания представителей различных социальных групп. В ней технология защиты и наделения полномочиями направлена на развитие социальных способностей детей и их родителей.

    Эти модели связаны с оказанием индивидуальной помощи подростку и его родителям с позиции личностных проблем, что требует от социального педагога серьёзной психологической подготовки.

    Следующая модель, используемая в работе, − это ролевая модель, которая построена на интеграции психологического и социологического знания. Именно по этой модели в школе выстроена работа медико – психолого – педагогического консилиума. Ролевая модель выдвигает на первый план проблемы подростка, связанные с правилами поведения в социуме, развития с учётом прошлого опыта, понимания значимости актуальных событий и процесса формирований представлений о собственной роли в жизни. Исполняя различные роли (социальные, межличностные), школьник может оказаться в конфликте между ними, и здесь особенно значимой может стать помощь социального педагога.

    Мною используется в практике социально – педагогическая модель .

    Воспитание, являясь частью процесса социализации, осуществляется целенаправленно, при опосредованном или непосредственном участии социальных факторов разных уровней. Я учитываю, что сферой социального воспитания становятся не только образование, приобретение жизненного опыта, но и оказание помощи. Поэтому социально – педагогическая модель рассматривается структурно на уровне психосоциальной работы.

    Также в школе используется когнитивная модель .

    Используя названные модели для достижения положительных результатов в своей деятельности, планирую работу с учётом направлений.

    Работа ведётся согласно утвержденному плану работы на учебный год.

    1. Составляются социальные паспорта классов.

    2. На основании классных паспортов составляется паспорт школы, но в течение учебного года он корректируется.

    5. В школе организовано горячее питание детей из многодетных и малообеспеченных семей, социальным педагогом проводится ежемесячная корректировка и обновление списков на питание, составление смет и договоров на питание.

    6. Также проводится работа по выявлению неблагополучных семей в 1-х классах и вновь прибывших учащихся.

    8. Ежемесячно составляются отчёты в прокуратуру и КДН и ЗП о несчастных случаях и совершённых правонарушениях обучающихся.

    Работа с социально-незащищённой категорией детей

    Основная работа направлена на выявление интересов и потребностей учащихся, трудностей и проблем, отклонений в поведении, уровня социальной защищенности и адаптированности к социальной среде.

    Особое внимание уделяю учащимся, находящимся в трудной жизненной ситуации. Социально-педагогическая защита прав ребенка выражается в следующих формах работы:

    проводится корректировка банка данных и составляются списки детей по социальному статусу:

    • дети из многодетных семей;
    • дети из малообеспеченных семей;
    • дети, находящиеся под опекой, приёмные дети (заведены личные дела);
    • дети – инвалиды (заведены личные дела);
    • дети из социально-неблагополучных семей (заведены личные дела).

    Работа с обучающимися, состоящими на внутришкольном учёте и ГПДН

    В течение года провожу корректировку списков и дополняю личные дела состоящих на ВШУ и ГПДН.

    В результате за последние три года произошло снижение количества детей, поставленных на учёт в ГПДН и ВШУ.

    Нажмите, чтобы узнать подробности

    Профилактика преступлений и правонарушений несовершеннолетних стала сегодня главным, самым приоритетным направлением в деятельности государственных структур и общественных институтов по борьбе с преступностью. Одна из самых главных задач, стоящих перед нашим обществом сегодня, безусловно, является поиск путей снижения роста преступлений среди молодежи и повышенная эффективность их профилактики.

    Педагогика, в том числе и социальная, необходима, чтобы изучить причины, источники, обусловливающие правонарушения среди несовершеннолетних, и на этой основе построить такую профилактическую программу, которая обеспечила бы постепенное сокращение преступности.

    Роль социального педагога в процессе организации профилактики девиантного поведения – это создание атмосферы реального сотрудничества и партнерства в отношениях с несовершеннолетними. В одинаковой мере применимы и принцип добровольного обращения их за помощью и принцип предложения помощи.

    Молодой специалист должен научиться направлять движение, помогать подростку, преодолевать трудности, но выбор целей и средств их достижения должно оставаться за подростком с учетом его индивидуальных, возрастных и психологических особенностей. Сопровождение подростка в процессе профилактических мероприятий должно реализовываться во взаимодействии всех субъектов профилактики (школа, семья, социум). Социальный педагог в ходе организации профилактики девиантного поведения в подростковой среде решает следующие задачи: диагностику; сбор и анализ информации; информирование; обучение; содействие в решении социальных и психологических проблем; контроль (текущий, поэтапный).

    Огромное влияние на развитие человека, особенно в детском возрасте, оказывает домашняя среда. В семье обычно происходят первые, решающие для становления, развития и формирования годы жизни человека. Ребенок обычно довольно точное отражение той семьи, в которой он растет и развивается. Семья во многом определяет круг его интересов и потребностей, взглядов и ценностных ориентаций. Семья же предоставляет условия, в том числе и материальные, для развития природных задатков. Нравственные и социальные качества личности так же закладываются в семье.

    В основном склонность к правонарушениям у подростов из-за упущений семейного воспитания.

    Неблагополучные семьи – это не только семья где конфликтная атмосфера и где преобладает грубость, жестокость и неуважение к детям, но и семьи с попустительским типом воспитания, на проблемы и поведение ребёнка просто напросто закрывают глаза, родители проявляют нежелание воспитывать своих детей. Также к категории неблагополучных семей можно отнести семьи, где ребёнку всё дозволено, родители потакают каждому капризу подростка.

    Социальный кризис, который переживает сегодня Российская Федерация, особенно остро отразился на положении семьи как главного института социализации ребёнка. Многие семьи не имеют реальной возможности адаптироваться к новым социально-экономическим условиям, а отсутствие деятельной комплексной государственной социальной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, c пособствовало появлению семей социально риска.

    Выделяют две категории семей социального риска:

    Семьи, актуально нуждающиеся в социальной защите и поддержке в силу объективно сложившейся трудной жизненной ситуации, препятствующей их функционированию и развитию (семья с ребёнком-инвалидом, многодетная семья, неполная семья, семья вынужденных переселенцев, малообеспеченная семья, семья с асоциальным поведением её членов и т.д.).

    Семьи, нуждающиеся в социальной защите и поддержке в связи с опасностью возникновения трудноразрешимых проблем (молодая семья, семья, ожидающая рождение ребёнка, семья с новорождённым, семья, не способная создать полноценные условия для развития и воспитания детей и т.д.).

    Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей

    Семьи социального риска

    2 ученика-из одной полной многодетной семьи

    Количество детей-инвалидов в школе-интернате

    мальчиков -78 чел.- 61 %

    девочек - 49 чел.- 39 %

    Количество детей, состоящих на внутришкольном учёте

    мальчиков – 7 чел.- 6 %

    девочек - 2 чел.- 1 %

    Количество несовершеннолетних, состоящих на учёте в ОДН

    Количество родительских детей

    мальчиков - 64 чел.- 61 %

    девочек - 41 чел.- 39 %

    Количество родителей, из них:

    матерей-100 чел. – 65 %.

    Количество родителей, отрицательно влияющих на детей, состоящих на учёте в ОДН

    женщин - 4 чел. – 3 %

    Количество неблагополучных семей, состоящих на внутришкольном учёте

    Одной из основных задач социального педагога является обеспечение эффективной помощи семье в вопросах успешной социальной адаптации детей и подростков. Социальный педагог проводит социальную диагностику семьи, определяя тип семьи по различным основаниям классификации.

    По структуре: полные семьи, неполные семьи.

    По материальной обеспеченности семьи.

    По социально-правовой устойчивости и воспитательному потенциалу семьи.

    По семейной ориентации.

    Малообеспеченные семьи, семьи безработных, многодетные семьи, семьи, имеющие ребёнка с ограниченными возможностями – это традиционные объекты деятельности школьного социального педагога.

    Виды возможной работы социального педагога с такими семьями:

    - выявление таких семей, наблюдение, изучение их состояния, потребностей, проблем, специфики воспитания детей и внутрисемейных взаимоотношений, проектирование возможной помощи;

    - оказание юридической помощи: отстаивание интересов членов таких семей, помощь в предоставлении возможных услуг, защита прав и т.п.;

    - помощь в получении различных видов материальной помощи;

    - информационная и организационно-посредническая помощь;

    - предоставление информации о пособиях и социальных льготах;

    - консультирование членов семьи, социально педагогическая поддержка.

    Сегодня семья переживает огромные трудности, но если ко всем социальным и экономическим бедам добавляется и больной ребёнок –это сверхтяжёлое испытание для родителей.

    Семья, имеющая ребёнка-инвалида, нуждается в особой защите и помощи компетентных специалистов.

    Социальный педагог обращает своё внимание на родителей. Им нужна помощь нисколько ни меньше, чем больному ребёнку.

    При работе с семьёй, имеющего ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, школьный социальный педагог учитывает следующие моменты:

    - обеспечение педагогической направленности содержания, форм, методов, используемых в ходе работы;

    - изучение медико-психолого-педагогических условий, влияющих на личность ребёнка с ограниченными возможностями, его интересов, потребностей;

    - представление и защита интересов детей с ограниченными возможностями, их семей во взаимоотношениях с различными общественными инстанкциями и структурами;

    - представление и защита интересов детей с ограниченными возможностями и их семей в органах законодательной исполнительной власти;

    - накопление информации, связанной с нуждами клиентов;

    - проведение социальных опросов, диагностических обследований;

    - подготовка официальных запросов в общественные организации, государственные учреждения с просьбой о решении личных и социальных проблем семей, имеющих ребёнка с ограниченными возможностями;

    - информирование государственных органов о состоянии той или иной проблемы в сфере своей деятельности;

    - внесение предложений в организации, учреждения, предприятия, коммерческие структуры о поощрении родителей за социальные инициативы и активность;

    - ведение активной работы по пропаганде позитивного опыта семейного воспитания, используя средства массовой информации.

    Работа социального педагога по основным направлениям деятельности.

    Работа по оформлению юридического статуса ребёнка.

    Получено 1 распоряжение о назначении попечителем, исполняющим свои обязанности возмездно по договору о приёмной семье от УМСРОиП Иркутской области по городу, составлен акт передачи несовершеннолетнего.

    Получены отказы в решении вопроса о лишении родительских прав двух родителей от УМСРОиРП Иркутской области по городам и районам.

    Проведена работа по оформлению опеки и попечительства или написать заявление о невозможности принятия ребёнка на воспитание в свою семью с 28 родственниками воспитанников, находящихся на полном государственном обеспечении.

    Проведена работа по восстановлению родственных связей, в делах имеются сведения о братьях и сёстрах, ведётся переписка с родственниками.

    Получено 6 актов обследования жилищно-бытовых условий семьи 6 учащихся.

    Проведена работа с 14 опекунами и попечителями по вопросу определения социального статуса опекаемых детей, оформления пенсии, закрепления жилья, недостающих документов в личных делах опекаемых детей и других вопросов.

    Переданы на временное воспитание на период летних каникул 2 воспитанника в семьи родственников, составлены акты приёма-передачи.

    Работа по защите жилищных прав.

    Работа с учреждениями.

    Поставлены в объединённый военный комиссариат Иркутской области по г. Черемхово, г. Свирск и Черемховскому району на первоначальный воинский учёт граждане 1998 г.р.- 5 чел. Прошли призывную комиссию в возрасте 18 лет -5 чел.

    - социальный паспорт школы;

    - список не приступивших к занятиям;

    -список, оставленных на второй год;

    - список неблагополучных семей, состоящих на внутришкольном учёте.

    4. Направлена информация в прокуратуру г. Черемхово по исполнению законодательства о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав.

    6. Направлены ходатайства в УМСРОиП Иркутской области по городам и районам вернуть в школу для продолжения обучения, обследовать жилищно-бытовые условия семьи - на 10 учащихся.

    7. Направлены ходатайства поставить на контроль на время летних каникул, обследовать жилищно-бытовые условия семьи в ОДН по месту жительства учащихся - на 6 чел.

    Консультативное.

    Проведены индивидуальные консультации родителей и обучающихся по возникшим проблемам.

    Трудоустройство выпускников.

    2. Направлена информация в министерство образования о количестве трудоустроенных выпускников из числа детей-инвалидов.

    Поздравляю всех присутствующих с наступающим Новым годом!

    От всего сердца хочу пожелать Вашим семьям здоровья, радости, свершения задуманных планов. Ведь семья это источник любви, заботы, защиты и ответственности для каждого человека. Желаю, чтобы Ваш дом всегда был согрет теплом сердец ваших родных и близких, чтобы в нём всегда звучал радостный голос ваших детей.

    В последние годы углубляется кризис института семьи. Как показывают социологические опросы и статистические данные, в стране снижается престиж семьи, отцовства и материнства, падает рождаемость, растет количество разводов и число матерей одиночек. Наряду с этим нередки ситуации, когда во внешне благополучных семьях родители, обеспечив ребенка всеми материальными благами, практически не занимаются его воспитанием. Очень часто семьям недостает профессиональной помощи в вопросах организации семейного воспитания.

    Формы и методы работы школы с родителями необходимо направлять на повышение психолого-педагогической культуры и знаний родителей, усиление взаимодействия школы и семьи, привлечение родителей к учебно-воспитательному процессу и участию в школьном самоуправлении.

    Формы и методы работы с родителями в начальной школе безусловно должны учитывать психологические особенности младших школьников, у которых в этот период перестраиваются познавательные процессы, развивается мышление, формируются саморегуляция поведения и воля, появляются компетентность и уверенность в себе, расширяется сфера общения, формируются отношения в учебном коллективе и др.

    Методы работы с родителями включают в себя беседы, различные тестирования и анкетирования, наблюдения, методы сбора информации. К формам работы относятся родительские собрания, конференции (на уровне класса или школы, консультации, посещения на дому (традиционные формы, нетрадиционные — дискуссии, практикумы, круглые столы, тренинги.

    При этом формы и методы работы с родителями могут быть индивидуальными и коллективными. К индивидуальным относятся анкетирования, посещения ребенка на дому, индивидуальные беседы или консультации, использование различных памяток, изучение семьи школьника на основе документов, встреч и другие. Коллективные включают в себя родительские собрания, тематические мероприятия, лекции, клубы, беседы и консультации родителей.

    Работу учителя начальных классов с родителями можно разбить на три последовательных по времени этапа.

    Первый этап охватывает начальный период пребывания детей в школе, начиная с момента их поступления. На первой неделе пребывания ребенка в школе педагог собирает информацию для составления соц. паспорта класса. На первом этапе осуществляется знакомство с семьями школьников, условиями жизни и быта детей. Для этого используются имеющиеся документы, беседы с родителями и детьми, в том числе и с участием школьного психолога. Эффективным подходом является проведение анкетирования родителей. Анализ анкет позволяет узнать о методах воспитания в семье, увлечениях и поведении ребенка, его домашних обязанностях, чертах характера. Полученная на этом этапе информация служит отправной точкой для планирования работы с родителями.

    Очень важным на этом этапе является первое родительское собрание, где осуществляется знакомство родителей как с нормативными документами (законодательные документы об образовании, устав школы, образовательные стандарты, так и с основными моментами пребывания ребенка в школе. Сориентироваться родителям в школьной жизни ребенка позволяют раздаваемые им памятки. Памятки могут нести как информацию общего характера, так и представлять собой результат опыта работы конкретного учителя. Большую помощь в организации взаимодействия родителей и педагогов в обучении и воспитании детей может оказать родительский комитет, избираемый на первом собрании.

    Используя метод наблюдения за поведением учеников в школе, их внешним видом, наличием или отсутствием у них школьных принадлежностей, выполненной домашней работой, состоянием здоровья, межличностными отношениями, педагог получает информацию о семье, степени ее благополучия и принимает соответствующие меры.

    Второй этап охватывает период до выпуска школьника из начальной школы. Он является основным в работе с семьями младших школьников. На этом этапе используются различные формы и методы взаимной деятельности педагогов и родителей по воспитанию и обучению детей. При этом педагог должен :

    • повышать уровень педагогических знаний родителей;

    • направлять работу родителей по руководству учебой детей в домашних условиях;

    • помогать родителям в выборе средств и приемов воспитания детей;

    • укреплять доверие детей и родителей к учителю и авторитет родителей в глазах детей;

    • расширять участие членов семей младших школьников в воспитательной работе, школьных мероприятиях.

    Рассмотрим подробнее используемые на втором этапе формы и методы работы с родителями.

    Виды родительских собраний: организационные, собрания по плану психолого - педагогического просвещения, тематические, собрания-диспуты, итоговые (четвертные) и т. д. Тематика родительских собраний обычно определяется педагогами и может обсуждаться с членами родительского комитета.

    Общешкольные (или по параллелям) родительские собрания проводятся, как правило, два раза в год. Здесь родителей знакомят с документами о школе, с основными направлениями, задачами и итогами ее работы.

    Классные родительские собрания проводятся четыре-пять раз в год. На них обсуждаются задачи учебно-воспитательной работы класса, планирование воспитательной работы в классе, намечаются пути наиболее тесного сотрудничества семьи со школой, подводятся итоги работы. Классные родительские собрания эффективны лишь тогда, когда на них не только подводят итоги успеваемости, но и рассматривают актуальные педагогические проблемы в рамках психолого-педагогического просвещения родителей.

    Родительское собрание, являясь традиционной формой работы с родителями, может быть построено по новому, используя различные приемы и подходы (диспуты, элементы деловой игры, семинарские занятия, обсуждение книг или фильмов). К родительским собраниям можно приурочить различные выставки (лучших работ, тетрадей, рисунков, поделок, достижений, показывающие интеллектуальное развитие детей. Хорошо себя зарекомендовала клубная форма работы с семьей.

    Большой эффект в воспитании, укреплении связей и взаимопонимания между родителями, детьми и педагогом дают проводимые совместные мероприятия: концерты и представления детей для членов семей, походы в составе класса с родителями на природу, экскурсии в музеи, зоопарк, посещения театров и различные другие мероприятия. Они также способствуют формированию коллектива в классе. Широкие возможности в совместной воспитательной работе семьи и школы открывает привлечение к ней бабушек и дедушек детей.

    Объединению родителей и детей способствует их совместная работа по изучению истории своей семьи. Ее можно проводить в виде классных часов в период обучения детей в начальной школе. На классных часах дети знакомятся с понятиями и сведениями о родословных, профессиях и фамилиях родственников, семейных праздниках и традициях, участии в войне родственников.

    Большие возможности в улучшении работы с родителями открывают современные информационные технологии. Они могут быть использованы как в организации рассмотренных выше мероприятий (классные часы, изучение истории семьи, проведение различных праздников, так и для оперативного информирования родителей, к примеру, посредством ведения электронного дневника, доступного для родителей через сеть Интернет.

    Нельзя забывать и о такой форме работы, как посещение детей по месту их проживания с целью индивидуальной работы с родителями, знакомства с условиями проживания. Педагог беседует с родителями о характере ребенка, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий и т. д. Во время посещения семьи педагог заполняет акт посещения.

    Переписка с родителями - письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки - доброжелательный тон, радость общения.

    Открытые уроки обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Необходимо хотя бы один-два раза в полугодие давать возможность родителям присутствовать на открытом уроке. Это позволит избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности в сегодняшней школе. Альтернативой открытых уроков являются классные родительские собрания с элементами ознакомления, обучения.

    Педагогическая дискуссия (диспут) - одна из наиболее интересных форм повышения педагогической культуры родителей. Отличительная особенность диспута заключается в том, что он позволяет вовлечь всех присутствующих в обсуждение поставленных проблем. Главный принцип диспута - уважение к позиции и мнению любого участника. Темой диспута может служить любая спорная проблема семейного и школьного воспитания.

    Индивидуальные тематические консультации. Часто в решении той или иной сложной проблемы педагог может получить помощь непосредственно от родителей учеников, и этим не следует пренебрегать. Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для учителя. Родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, учитель же - необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого ученика.

    Работа педагога с родителями невозможна без сотрудничества, активного вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс, что предполагает организацию волонтерского движения родителей.

    Неоценима помощь родителей в организации родительского патруля.

    В практике работы с родителями многие педагоги используют распространённый приём стимулирования - это публичная оценка работы родителей в классе, награждение их почетными грамотами и благодарственными письмами. Условием стимулирования является также доверительная атмосфера взаимодействия классного руководителя и родителей.

    Ни в коем случае нельзя ограничивать работу в развитии творческого потенциала ребенка, нарушать последовательность в работе по сплочению коллектива, занижать самооценку ученика и родителей, применять грубые меры воздействия на ребенка.

    Третий этап работы учителя начальных классов с родителями охватывает временной период после выпуска школьника из начальной школы. На этом этапе педагогу начальных классов важно передать накопленный опыт работы с детьми и их родителями своим коллегам, принимающим детей в старшей школе. Это во многом позволит сохранить преемственность в воспитательной и учебной работе с детьми, взаимодействие с их семьями.

    И, конечно, эффективность работы с родителями, а в итоге и качество обучения, результаты воспитании младших школьников во многом зависит от мастерства педагога, его авторитета в глазах детей и родителей.

    Это обусловлено тем, что у младших школьников формируется самооценка на основе оценивания его учителем и достигнутых результатов в учебе. Учитель с первых дней обучения детей в начальной школе становится для них непререкаемым авторитетом, что является одной из важнейших предпосылок для обучения и воспитания в младших классах.

    Со стороны родителей выделяют три фактора оценок педагога — наличие у учителя педагогического авторитета в восприятии родителей, уровень индивидуальной работы с их ребенком, воспитательная привлекательность педагога.

    Практика работы с родителями показывает, что активное использование рассмотренных выше новых и традиционных форм работы с родителями в начальной школе помогает родителям улучшить воспитание детей, укрепляет связи родителей и детей, позволяет развивать у детей.

    Фотоотчет о методическом объединении музыкальных руководителей

    Фотоотчет о методическом объединении музыкальных руководителей Как молодой педагог могу верно сказать, что городские методические объединения -это лучшее место для получения опыта. Сколько нового я получила.

    План работы МО учителей начальных классов на 2019–2020 уч. г Методическая работа в современной школе – это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического.

    Презентация для учителей начальных классов по работе с детьми с нарушением зрения Ребенок с нарушением зрения приходит в первый класс, а что учитель знает о его диагнозе. Как правильно его посадить, Как подобрать правильно.

    Рабочая программа социального педагога ЦЕЛИ и ЗАДАЧИ социально-педагогической деятельности: 1. Обеспечить психолого- педагогическую поддержку семьи и повышения компетентности.

    Роль социального педагога в ДОУ Роль социального педагога в детском саду? Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая,.

    Советы родителям от социального педагога Достигнуть успеха в воспитании и обучении ребенка можно только в тесном сотрудничестве семьи и школы. Сотрудничество принесет свои плоды.

    Читайте также: