Доклад социального педагога на педсовете в коррекционной школе 8 вида

Обновлено: 12.05.2024

Изменившаяся в России в настоящее время парадигма образования вызвала необходимость разработки новых подходов, в частности компетентностного, предполагающего заменить систему обязательного формирования знаний, навыков и умений набором компетентностей (комплексом компетенций), которые должны формироваться у учащихся на основе технологий, предполагающих обновление содержания и процесса деятельности по овладению этим содержанием.

Содержимое разработки

Доклад на педсовет

Изменившаяся в России в настоящее время парадигма образования вызвала необходимость разработки новых подходов, в частности компетентностного, предполагающего заменить систему обязательного формирования знаний, навыков и умений набором компетентностей (комплексом компетенций), которые должны формироваться у учащихся на основе технологий, предполагающих обновление содержания и процесса деятельности по овладению этим содержанием.

Особенности ФГОС:

- ведущий компонент ФГОС – требования к результатам, портрет выпускника;

- договорные отношения между участниками образовательного процесса;

- распределение ответственности за достижение планируемых результатов;

- основан на деятельностном и дифференцированном подходах.

Портрет будущего выпускника школы — гражданина России 2020 года:

- компетентный в гражданско-правовых аспектах член общества, осознающий свою сопричастность к судьбе России;

- уважающий ценности иных культур, конфессий и
мировозренний, осознающий глобальные проблемы
современности, свою роль в их решении;

- креативный, мотивированный к познанию и творчеству,
обучению и самообучению на протяжении всей жизни;

- разделяющий ценности безопасного и здорового образа жизни;

- уважающий других людей, готовый сотрудничать
с ними для достижения совместного результата;

- сознающий себя личностью, способной принимать
самостоятельные решения и нести за них ответственность.

Исходя из вышесказанного, стоит отметить, что задача нас - педагогов специальной (коррекционной) школы состоит в том, чтобы создать такую модель обучения детей с интеллектуальными нарушениями, в процессе которой у каждого обучающегося появился механизм компенсации имеющегося дефекта, на основе чего станет возможной его интеграция в современное общество.

В решении этой задачи одну из ведущих ролей должны играть новые образовательные технологии.

Педагогическая технология — это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодей­ствие, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО)‏.

Образовательная технология — это процессная система совместной деятельности учащихся и учителя по проектированию (планированию), организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий его участникам.

Основные качества современных педагогических технологий:

развивающий характер оптимальность

К числу новых образовательных технологий можно отнести следующие:

коллективная система обучения (КСО);

технология решения исследовательских задач (ТРИЗ);

исследовательские и проектные методы;

технология модульного и блочно-модульного обучения;

технология развития критического мышления;

лекционно-семинарская система обучения;

технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр;

обучение в сотрудничестве;

технологии интерактивного и дистанционного обучения.

Из представленных выше технологий, можно выделить те, элементы которых возможно применять на уроках и внеурочной деятельности в коррекционной школе VIII вида:

1. Технология разноуровневого обучения

2. Технология проблемного обучения

3. Личностно-ориентированное обучение

4. Игровые технологии

5. Информационно-коммуникационные технологии

6. Здоровьесберегающие технологи

Технология разноуровневого обучения

Относительно новая технология, учитывающая индивидуальные особенности каждого ребёнка, создающая комфортные психолого-педагогические условия для активной познавательной деятельности учащихся, развивающая их мышление, самостоятельность. Относительно новая потому, что она базируется на тех же принципах, что и индивидуализация и дифференциация обучения, которые используются в педагогике давно.

А в настоящее время технология разноуровневого обучения является одним из ключевых направлений школы. Технология разноуровневого обучения – это технология организации учебного процесса, в рамках которой предполагается разный уровень усвоения учебного материала, но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося. Особенно актуальна она в нашей специальной (коррекционной) школе, где обучаются дети с нарушением интеллектуального развития.

Цель данной технологии состоит в том, чтобы все школьники овладели базовым уровнем знаний и умений и имели возможности для своего дальнейшего развития. Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.

Целесообразно применять уровневую дифференциацию при изучении сложных тем или разделов. Чаще всего проверочные разноуровневые работы следует проводить на контрольно - обобщающих уроках. Целью определяется то, что ученик должен усвоить в конце раздела и составляются задания (разноуровневые).

Можно также применять уровневую дифференциацию и при изучении новой темы или вначале воспитательского часа, объясняя материал от простого к сложному, в конце можно определить уровень усвоения материала на уроке или внеклассном занятии.

Применение технологии разноуровневого обучения способствует переводу обучения на дифференцированное, с учетом индивидуальных особенностей учащихся; повышается рефлексивность и мотивация учения; повышается уровень удовлетворения или удовлетворенности результатами обучения учителем и учениками.

Технология проблемного обучения

Это организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению.

На современном уроке ключевым этапом является этап мотивации. Необходимо выдвинуть перед детьми такую проблему, которая интересна и значима для каждого. Процесс создания мотивации требует от педагога особенного творческого подхода, нужно всё предвидеть и просчитать. От правильно поставленной мотивации зависит результативность всего урока.

Методические приемы создания проблемных ситуаций:

- учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;

- сталкивает противоречия в практической деятельности;

- излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;

- побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;

- ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);

Результат проблемного обучения:

Творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Игровые технологии

Цель игровых технологий - пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению.

Почему сейчас использование игровых технологий актуально в коррекционной работе? С одной стороны, это вызвано распространением проблемного обучения, с другой стороны, обусловлено социальными и экономическими потребностями формирования разносторонне активной личности. Также важно обратить внимание на введение новых стандартов образования, основанных на деятельностном и дифференцированном подходах, которые, на мой взгляд, в полной мере можно реализовать именно средствами игровых технологий.

Практика показывает, что уроки и внеклассные занятия с использованием игровых ситуаций, делают увлекательным учебный процесс, способствуют появлению активного познавательного интереса школьников. Игровую технологию можно использовать в качестве проведения целого урока или воспитательского часа, например игра – путешествие.

Таким образом, дидактическая игра на уроках и внеклассных занятиях пополняет, углубляет и расширяет знания, является средством всестороннего развития ребёнка, его умственных, интеллектуальных и творческих способностей, вызывает положительные эмоции, наполняет жизнь коллектива учащихся интересным содержанием, способствует самоутверждению ребёнка.

Информационно-коммуникационные технологии

В каком-то смысле все педагогические технологии (понимаемые как способы) являются информационными, так как учебно-воспитательный процесс всегда сопровождается обменом информацией между педагогом и обучаемыми. Но в современном понимании информационная технология обучения (ИТО) – это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные средства) для работы с информацией.

Одной из эффективных информационных технологий, используемых в учебном процессе, является мультимедиа.

Применение ИКТ в специальных (коррекционных) школах, прежде всего, даёт возможность улучшить качество обучения, повысить мотивацию к получению и усвоению новых знаний учащимися с ограниченными возможностями здоровья, т.к. у них помимо системного недоразвития всех компонентов языковой системы имеется дефицит развития познавательной деятельности, мышления, вербальной памяти, внимания, бедный словарный запас, недостаточные представления об окружающем мире.

Подробно рассмотрим такой вид наглядности как мультимедийная презентация, так как именно она является одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам и внеклассным занятиям. Это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ, который:

- дает возможность учителю и воспитателю самостоятельно скомпоновать учебный материал, исходя из особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить занятие так, чтобы добиться максимального учебного эффекта;

- позволяет быстро и доходчиво изображать вещи, которые невозможно передать словами;

- поддерживает высокую производительность занятия;

- устанавливает межпредметные связи с другими предметами;

- способствует соблюдение логики подачи учебного материала;

- вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации;

- усиливает воздействие выступления педагога.

Кроме того, изготовленные к урокам и внеклассным занятиям презентации значительно экономят время учителя и воспитателя, повышают культуру занятия, позволяют дифференцировать подход к учащимся, способствуют формированию интереса к предмету и теме разговора и, следовательно, положительно влияют на качество образования учащихся.

Здоровьесберегающие технологии

Их цель – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья. Важная составная часть здоровьесберегающей работы учителя – это рациональная организация урока.

Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, должны проводиться физкультпаузы, различные виды гимнастики, зарядка для глаз, строго соблюдаться правильная осанка, режим проветривания кабинета. Все педагоги школы сотрудничают со школьным медицинским работником и педагогом-психологом для выстраивания более эффективной деятельности по формированию здоровьесберегающего пространства для учащихся.

Использование здоровьесберегающих технологий обучения в коррекционной школе позволяет без каких-либо особых материальных затрат не только сохранить уровень здоровья детей с ОВЗ, но и повысить эффективность учебного процесса.

Личностно-ориентированный подход в обучении

Личностно-ориентированный подход – это система взаимосвязанных понятий, идей, способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания и самореализации личности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности. А правильно построенная система обучения помогает ученику преодолеть пассивную позицию в учебном процессе и открывать себя как носителя активного преобразующего начала.

Основная задача личностно - ориентированного обучения, считает И. С. Якиманская, состоит в том, чтобы помогать каждому ученику разви­ваться как личность.

Наиболее значимыми принципами личностно-ориентированного обучения являются:

- использование субъектного опыта ребенка;

- предоставление свободы выбора при выполнении заданий, решений задач, стимулирование к самостоятельному выбору;

- реализация детского творчества;

- информационная база урока - развивающая, роль педагога заключается в создании условий, чтобы дать каждому ребенку проявить себя.

На уроках учитель выступает не столько как транслятор знаний, сколько как организатор и координатор учебной деятельности, учитель, как собеседник, исследователь, учитель-эксперт, консультант.

На уроках с личностно – ориентированным подходом необходимо обеспечивать ориентир на самостоятельную работу, самостоятельные открытия учащегося. На каждом уроке создается проблемная ситуация.

Цель личностно-ориентированного занятия – создание условий для познавательной активности учеников. Признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса составляет суть личностно – ориентированного обучения.

В личностно-ориентированном обучении позиция ученика существенно изменяется. Он не бездумно принимает готовый образец или инструкцию учителя, а сам активно участвует в каждом шаге обучения – принимает учебную задачу, анализирует способы ее решения, выдвигает гипотезы, определяет причины ошибок и т.д. Чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным.

Групповые технологии

Цели: обеспечение активности учебного процесса; достижение высокого уровня усвоения содержания материала.

- класс на уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач;

- каждая группа получает определённое задание и выполняет его сообща под руководством лидера группы или учителя;

- задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;

- состав группы непостоянный, он подбирается с учётом того, чтобы могли реализовываться учебные возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы.

Технологический процесс групповой работы:

1. Подготовка к выполнению группового задания -
постановка познавательной задачи (проблемной ситуации),
инструктаж о последовательности работы,
раздача дидактического материала по группам.

2. Групповая работа:
знакомство с материалом,
планирование работы в группе,
распределение заданий внутри группы,
индивидуальное выполнение задания,
обсуждение индивидуальных результатов работы в группе,
обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения),
подведение итогов группового задания.

Заключение

И сегодня создан инструмент, позволяющий эту задачу решить, то есть построить такое образовательное пространство, в котором наиболее эффективно развиваются деятельностные способности учащихся. Таким инструментом и являются новые технологии обучения.

Творческих успехов и эффективной работы!

Список используемой литературы:

1. Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика, 1999. - 192 с.

3. Жук, Н. Личностно-ориентированный урок: технология проведения и оценки // Директор школы. 2006. – № 2. – с. 53-57.

4. Кураченко, З. В. Личностно-ориентированный подход в системе обучения математике // Начальная школа. 2004. – № 4.– с. 60-64.

5. Лежнева, Н. В. Урок в личностно-ориентированном обучении // Завуч начальной школы. – 2002. – № 1. – с. 14-18.

6. Лукъянова, М. И. Теоретико-методологические основы организации личностно-ориентированного урока // Завуч. – 2006. – № 2. – с. 5-21.

7. Разина, Н. А. Технологические характеристики личностно-ориентированного урока // Завуч. – 2004. – № 3.– 125-127.

Учителем излагается материал с практическими заданиями по преподаванию письма и чтения в специальной (коррекционной) школе 8 вида.

ВложениеРазмер
доклад на педсовет 25.82 КБ

Предварительный просмотр:

государственное казённое общеобразовательное учреждение

специальная (коррекционная) школа-интернат ст-цы Николаевской

на педагогический совет:

учитель письма и чтения

ГКОУ КК школы-интерната

Русский язык, как учебный предмет, является ведущим, т.к. от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Он служит базой общения и изучения других школьных дисциплин.

Обучение языку детей с ограниченными возможностями здоровья имеет практическую и коррекционную направленность. Необходим отбор такого учебного материала, который необходим для практической жизни, т.е. для социальной адаптации и реабилитации выпускников в обществе. Все знания и навыки, учащиеся должны получать в процессе упражнений, что должно обеспечить активизацию их познавательной деятельности.
Развивать речь детей – значит систематически работать над ее содержанием, последовательно учить детей построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, постоянно работать над грамотным оформлением мыслей.

Особое значение для обогащения словарного запаса учащихся приобретает словарная работа на уроках письма и чтения.

Задача учителя – помочь учащимся овладеть сочетаемостью и сферой применения пассивных слов, чтобы перевести их в активный словарный запас учащегося. Слова считаются активизированными, если ученик использовал его хотя бы 1-2 раза в речи: в рассказе, диалоге и т.д.

Методы работы над правописанием трудных слов:
1. Записываю слово, подлежащее изучению на доске.
2. Чтение слова учителем.
3. Объяснение значения слова (учителем или детьми).
4. Орфографическая работа над словом (постановка ударения, выделение трудной буквы, звукобуквенный анализ слова, деление слова на слоги и на слоги для переноса).
5. Заучивание правописания данного слова (подбор однокоренных слов, составление словосочетания, предложения с этим словом,

На уроках русского языка в старших классах проводятся уроки работы с толковым словарем. У них это вызывает огромный интерес.

Но, к сожалению, словарный запас школьников нашей школы продолжает оставаться ограниченным.

Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету является использование на уроках дидактических игр и занимательного материала, что способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой работе, улучшает общую работоспособность, дает возможность повторить один и тот же материал разными способами. В процессе игры у детей вырабатывается привычка мыслить самостоятельно, сосредотачиваться, проявлять инициативу.

На доске записываю две стихотворные строки, а ученики должны продолжить.

4.Кроссворды на изученную тему (обычно, если тема состояла из 2 и более уроков подряд).

5. Из одного слова, состоящего из большого количества букв, составить все возможные короткие слова. Например: простокваша можно составить более 20 коротких слов(просо, каша, ток, сток, квас, прок и др.)

6. Третий лишний: грамота, ученье, наука, знать.

7. Придумайте предложение с любой парой слов:

Чуткий, гостеприимный, внимательный, друг.

Эта игра развивает сообразительность, способность к усвоению орфографии, помогает запоминать значение многих слов, вырабатывает привычку к точному словоупотреблению.

Например: обежать – обижать.

9. Тесты, например, спряжение глаголов.

- Заботливое отношение к кому-нибудь (внимание)

- Все положительное, хорошее; отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям (доброта).

Таким образом, предлагаемая система работы создает возможность обогащения речи детей лексикой человеческих отношений, а следовательно, определяет усвоение понятий, активизирует словарь учащихся коррекционной школы.

Пословицы и поговорки – традиционный дидактический набор для отработки различных умений и навыков при изучении разных разделов программы. Предложите детям перечень пословиц и поговорок. НАПРИМЕР:

Мал золотник, да дорог.

Язык и хлебом кормит, и дело портит.

Ты ему по секрету, а он всему свету.

Друзья познаются в беде.

Задания могут быть такими:

1 Прочитайте одно предложение – пословицу. Устно передай ее смысл. Сформулируй тему.

3 Кроме того, можно сделать подборку пословиц и поговорок на закрепление правил, изучаемых на уроке русского языка. Например,

1. На помощь надейся, а сам не плошай.

2. Спящий кот мышь не поймает.

3. Лучше горькая правда, чем красивая ложь.

4. Хорошую речь хорошо и слушать.

Использование на уроке загадок, тоже очень важный прием. При разгадывании загадок:

1. формируется любовь народному творчеству, родному языку;

2. ребёнок вводится в мир народной поэзии, получая эстетическое наслаждение;

3. мобилизуются умственные силы, так как разгадывание является своеобразной гимнастикой;

4. развиваются находчивость, сообразительность, быстрота реакций;

5. расширяется кругозор, обогащается словарный запас, развивается речь;

Отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей к чёткой логике, рассуждению и доказательству.

Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения.

Можно сделать подборку загадок при изучении определенных тем.

Ь ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ.

В густом лесу под ёлками,

Лежит клубок с иголками,

Колючий и живой. (Ёж)

На зелёной ножке. (Ландыш)

Под лавкой шарит. (Мышь)

Кто хвост повернёт,

Тот и в дом войдёт. (Ключ)

Или при изучении темы: Состав слова.

Золотое решето черных

Домиков полно (подсолнух)

Ходит город – великан,

На борту в океан. (кораблик) и т.д.

Записать отгаданные слова на доске и разобрать одному из учеников по составу.

6 класс - составление рассказа по опорным словам, сочинение по личным наблюдениям, продолжение рассказа по данному началу, изложение с изменением лица и времени, составление текста письма, телеграммы, заметки, объявления.

9, 10 классы - написание деловых бумаг (анкета, заявление, расписка, доверенность, автобиография, ) , сочинения и изложения.

Этот раздел один из самых трудных, поскольку требует от учащихся выполнения работы самостоятельно, но очень важный, так как эти знания и умения необходимы будут в дальнейшей успешной социализации учащихся.

Практическая направленность уроков чтения заключается:

- в развитие речи учащихся,

-формировании читательской культуры,

- в воспитании нравственных качеств личности учащихся.

На уроках чтения и развития речи любое художественное произведение разбирается по плану
1. Подготовка к чтению и словарная работа:
- обращение к прошлому опыту учащихся;
- беседа или рассказ учителя в сочетании с наглядным материалом или использование ИКТ
- создание проблемной ситуации;
2. Чтение текста учителем.
3. Проверка первого восприятия (эмоциональный настрой учащихся).
4. Речевая зарядка или словарная работа (трудночитаемые слова).
5. Чтение текста учащимися (возможно с параллельным проведением словарной работы). Слова разбираются в контексте, в старших классах учащиеся пытаются сами объяснить их значение.
6. Анализ произведения. Вопросы по содержанию текста. Чем старше дети, тем меньше информационных вопросов и больше смысловых.
7. Деление текста на части и озаглавливание частей.
8. Пересказ прочитанного (возможные варианты):
- по цепочке;
- от другого лица;
- по иллюстрации или серии иллюстраций;
- краткий пересказ;
- выборочный;
- полный;
- пересказ по картинно-символическому плану;
- пересказ по вопросам;
- творческий пересказ.
9. Работа над характеристикой действующих лиц.
10. Обобщающая беседа (если работали над большим произведением или темой):
- сравниваются главы прочитанного произведения или тексты из изученной темы;
- сравниваются характеры героев;
- сравнение и разбор последовательности развития событий в разных произведениях или в одном;
- выявление общей идеи;
- работа с пословицами, загадками.

11. Высказывание своих непосредственных суждений о прослушанном после чтения.

12. Рассказ о том, чем понравилось произведение, что запомнилось.
Через художественные произведения можно научить ребенка наблюдать, сострадать, любить, ненавидеть. Поэтому произведения в учебнике подобраны в соответствии с конкретной тематикой, освещающей жизнь детей и взрослых, их поступки и дела, сезонные изменения в природе и т.п., подводит учащихся к литературному чтению, т.е. к чтению произведений русских и зарубежных писателей. Уроки чтения являются действенным средством нравственного, эстетического, экологического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Именно на этих занятиях дети начинают осознавать красоту родной природы, знакомятся с историей России, с различными поступками взрослых и детей, учатся давать им оценку.

На уроках чтения и развития речи в 9-10 классах осуществляется знакомство и изучение образцов художественной литературы. Именно уроки чтения являлись средством приобщения детей к богатствам русской культуры. Без знания художественной литературы невозможно хорошее владение языком. Кроме этого содержание произведений выступает одним из важнейших средств воспитания, накопления знаний, развития познавательных процессов и творческого воображения.
При изучении художественного произведения и постижения его главной идеи важную роль играло и осмысленное восприятие и понимание текстов . Основным способом, позволяющим добиться лучшего понимания текста, является постановка вопросов или заданий. Подлинное понимание связывается с проникновением в смысл произведения, осознании подтекста, понимания мотивационной стороны поведения – поступков героев, отношение к произведению.
Чтобы у учеников старших классов формировалась самостоятельность, интерес к изучению художественной литературы, задаю индивидуальные задания: подготовить кратко биографию писателя или поэта. Нашим ученикам такие задания очень нравятся.

Уроки письма и чтения в специальной (коррекционной) школе должны быть построены таким образом, чтобы расширить рамки коррекционной работы над личностью школьника и тем самым создать условия для успешного овладения ими навыками письма и чтения. А для успешного формирования навыка учитель должен выполнять следующие условия:

учитывать предпочтение ребёнком того или иного содержания обучения и приучать его к мыслительной работе на том учебном материале, который ему интересен;

следует отбирать те задания, которые ребёнок объективно может выполнить хорошо (задания не должны быть слишком лёгкими);

учитель должен оценивать только конкретную работу, а не самого ученика;

реакция на ошибки ребёнка должна быть формой помощи ему (главное не порицание, а разъяснение ошибок);

нужно научиться словом поощрять ребёнка, малейший его успех;

для повышения учебной мотивации следует тщательно отбирать содержание учебного материала, чтобы сделать его интересным, эмоциональным, новым и доступным ля понимания;

для повышения учебной мотивации можно использовать различные формы коллективной деятельности учеников.

Любой ребенок в процессе своей досуговой деятельности сталкивается с различными сферами общественной жизни. Посредством досуга он познает мир литературы, искусства, техники, спорта, природы, по собственному влечению занимается различными видами полезной деятельности. Так что же такое детский досуг? В отечественной науке до сих пор нет общепринятого определения. Досугом называется деятельность, отношения, состояние ума. Ф. С. Махов, А.Т. Куракин, В.В. Фатьянов отождествляют досуг со свободным временем, Б. Э. Вульфов, Л. Н. Николаева, М. М. Поташник - с внешкольной и внеклассной работой, Л. К. Балясная, Т. В. Сорокина - с внеучебным временем. В условиях интернатного учреждения досуг целесообразно отождествлять с внеурочной деятельностью.

Под досуговой - деятельностью мы понимаем составную часть учебно-воспитательного процесса в школе - интернате, одну из форм организации свободного времени обучающихся, воспитанников. Внеурочная деятельность помогает удовлетворять потребности детей в неформальном общении.

Досуговая деятельность - это не только биолого-физиологическая потребность детского организма в отдыхе, т.е. досуг выполняет не только психофизиологическую функцию, но и социокультурную, которая характеризуется следующим:

ей свойственна целенаправленность и продуманность;

осуществляется в свободное время ребенка и протекает как индивидуально, так и коллективно;

ее отличает относительная свобода (в зависимости от состояния здоровья и самочувствия ребенка) выбора досуговых мероприятий и намерений взрослых (программ) связанных с саморазвитием (что чаще всего носит непроизвольный характер), общением, оздоровлением на основе добровольности, активности, инициативы, как отдельного ребенка, так и различных групп;

она обусловлена региональными особенностями, традициями и характеризуется многообразием видов досуговой деятельности на основе разнообразных интересов ребят;

способствует познанию детьми культуры и искусства, формированию их базовой культуры через творческую деятельность родителей (взрослых), основанной на культурологических знаниях, духовной культуре; развитию творческой деятельности ребенка;

досуговая деятельность всегда носит этико-эстетическую норму культуры поведения и формирует у ребенка такие качества, как человечность гуманность, порядочность и увлеченность.

Поэтому развитие детей с ограниченными возможностями здоровья посредством творческой деятельности стимулирует его креативное развитие. В искусстве и музыке проявляются неречевые формы общения, которые дополняют, корригируют и расширяют вербальный опыт ребенка или заменяют его.

Исходя из видов культурно-досуговой деятельности, которые многообразны, и их можно классифицировать, следующим образом:

отдых (активный и пассивный);

развлечения (распространены три вида развлечений по степени активности участия детей: дети являются только слушателями или зрителями, дети - непосредственные участники, участники и взрослые и дети);

праздники (народные и фольклорные, гоударственно- гражданские, международные, православные, бытовые и семейные);

самообразование (целенаправленная познавательная деятельность: чтение литературы, экскурсии, посещение театров и музеев и т.д.);

Досуговая деятельность должна строится таким образом, чтобы каждый ребенок чувствовал себя комфортно, по своим возможностям был вовлечен в активную деятельность в зоне своего ближайшего развития, вне зависимости от своих психофизических особенностей, учебных возможностей, склонностей мог реализовать себя как субъект собственной жизни.

Досуг способен объединить и отдых, и труд. Досуг является благоприятной почвой для испытания детьми с ОВЗ фундаментальных человеческих потребностей. В процессе досуга ребенку гораздо проще формировать уважительное отношение к себе, преодолевать личные недостатки. Досуг в существенной степени ответственен за формирование характера ребенка, в частности таких качеств как инициативность, уверенность в себе, сдержанность, мужественность, выносливость, настойчивость, искренность, честность и д.р.

Досуг способен стать важным фактором физического развития детей. Любимые занятия в часы досуга поддерживают эмоциональное здоровье. Досуг способствует выходу из стрессов и мелких беспокойств, и, наконец, досуг признается значительным орудием в реабилитации детей с нарушениями интеллекта. Особая ценность досуга заключается в том, что он может помочь ребенку с ОВЗ реализовать то лучшее, что в нем есть.

Модель досуговой деятельности зависит, прежде всего, от воспитательной программы, которую реализует образовательное учреждение. Опираясь на базовую модель, может быть несколько типов организационных моделей внеурочной деятельности:

- модель дополнительного образования опирается на преимущественное использование потенциала внутришкольного дополнительного образования и на сотрудничество с учреждениями дополнительного образования детей.

- оптимизационная модель; реализация внеурочной деятельности преимущественно воспитателями интернатного учреждения;

- инновационно - образовательная модель, которая опирается на деятельность инновационной (экспериментальной, пилотной, внедренческой) площадки федерального, регионального, муниципального или институционального уровня, которая существует в образовательном учреждении.

Все виды внеурочной деятельности должны быть строго ориентированы на воспитательные результаты.

Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия обучающегося, воспитанника в деятельности (например, ребёнок приобрел некое знание, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт действия).

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося, воспитанника с взрослыми как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов - для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие обучающегося, воспитанника с другими детьми на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему среде.

Третий уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.

Исходя из задач, форм и содержания внеурочная деятельность может осуществляться через:

- учебный план образовательного учреждения,

- дополнительные образовательные программы самого общеобразовательного учреждения;

- образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, а также учреждений культуры и спорта;

- организацию деятельности групп продленного дня;

- деятельность иных педагогических работников (педагога-организатора, социального педагога, педагога-психолога).

Можно вывести следующие основные характеристики досуга :

досуг имеет ярко выраженные физиологические, психологические и социальные аспекты;

досуг основан на добровольности при выборе рода занятий и степени активности;

досуг предполагает не регламентированную, а свободную творческую деятельность;

досуг формирует и развивает личность;

досуг способствует самовыражению, самоутверждению и саморазвитию личности через свободно выбранные действия;

досуг формирует потребность детей в свободе и независимости;

досуг способствует раскрытию природных талантов и приобретению полезных для жизни умений и навыков;

досуг стимулирует творческую инициативу детей;

досуг есть сфера удовлетворения потребностей личности;

досуг способствует формированию ценностных ориентаций;

досуг детерминирован внутренне и внешне;

досуг способствует объективной самооценке детей;

досуг способствует самовоспитанию личности;

досуг формирует социально значимые потребности личности и нормы поведения в обществе;

детский досуг широк в своем понимании.

Вернёмся к вопросу, что же такое внеурочная деятельность? Проведя анализ современной психолого-педагогической литературы и нормативных документов, можно сделать вывод, что внеурочная деятельность — понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

В качестве главного целевого ориентира внеурочной деятельности рассматривается содействие интеллектуальному и духовно-нравственному развитию личности обучающихся с нарушением интеллекта, становлению и проявлению их индивидуальности, накоплению субъектного опыта участия и организации индивидуальной и совместной деятельности по познанию и преобразованию самих себя и окружающей действительности.

Исходя из цели, нами выделяются следующие функции внеурочной деятельности:

- образовательная - обучение ребенка по дополнительным образовательным программам , получение им новых знаний;

- воспитательная - обогащение и расширение культурного слоя общеобразовательной организации, формирование культурной среды;

- креативная - создание гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности;

- компенсационная - освоение ребенком новых направлений деятельности, углубляющих и дополняющих основное (базовое) образование и создающих эмоционально значимый для ребенка фон освоения содержания общего образования, предоставление ребенку определенных гарантий достижения успеха в избранных им сферах творческой деятельности;

- рекреационная - организация содержательного досуга, как сферы восстановления психофизических сил ребенка;

- функция социализации - освоение обучаемым социального опыта, приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни в обществе;

- функция самореализации - самоопределение ребенка в социальной и культурной сферах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие;

- контролирующая – проведение рефлексии, оценивание эффективности деятельности за определенный период времени.

Проведя анализ системы внеурочных занятий для детей с ОВЗ, одним из приоритетных направлений является использование арт-терапевтических техник и технологий, так как основная цель арт-терапии состоит в гармонизации личности через развитие способности самовыражения и самопознания, что, в свою очередь, способствует успешной социализации личности. Анализ видов деятельности показал, что в работе с детьми с ОВЗ предлагаются разнообразные занятия художественно-прикладного характера: рисование, лепка, выжигание, поделки из ткани, меха, природного материала, работа с танцем, музыкой, сказкой, художественным словом.

Трудно переоценить роль такой формы досуговой деятельности, как

коллективное творческое дело, которое направлено на коррекцию коммуникативных связей обучающихся, воспитанников, формирует осознание себя как члена группы. Немаловажное значение имеют игровые технологии, т.к.игра – одна из главных форм работы с детьми с нарушением интеллекта. Она пробуждает у обучающихся, воспитанников познавательный интерес, ребенок в процессе игры учится управлять собой, происходит коррекция эмоционально-волевой сферы, помогает решать проблемы личностного и профессионального самоопределения.

Таким образом, цель внеурочных занятий для детей с нарушением интеллекта можно сформулировать как развитие индивидуальности, личной культуры, коммуникативных способностей, одаренности детей с ОВЗ. Участие данной категории детей во внеурочной деятельности также положительно влияет на развитие и формирование универсальных учебных действий (УУД).

Прежде всего, это касается таких УУД, как коммуникативные и регулятивные. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий позволяет ребенку с ОВЗ развивать социальную компетентность, формировать продуктивные формы взаимодействия с социумом путем учета позиции других людей, партнера по общению или деятельности; умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, частично интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество с субъектами общения. Формирование регулятивных универсальных учебных действий обеспечивают ребенку с ОВЗ развитие произвольного поведения, направленного на организацию своей учебной деятельности .

Содержание и организация внеучебной деятельности обусловлено целевым ориентиром - образом выпускника школы. Оно направлено на развитие нравственного, познавательного, коммуникативного, эстетического и физического потенциала детей с ОВЗ, на их дальнейшую социализацию в обществе.

Для формирования желаемых духовно-нравственных, коммуникативных, общеучебных, эстетических и физических навыков воспитанников организационно-деятельностный компонент воспитательного процесса включает в себя элементы:

- технологии (методики воспитания): приемы и методы моделирования воспитательной системы класса (группы в школе-интернате), методы коллективной творческой деятельности, творческая мастерская, игровые, воспитательные программы;

- формы организации воспитательного процесса: праздник, коллективное творческое дело, викторина, конкурс, экскурсия, выставка, устный журнал, выпуск стенгазеты, беседа и др.;

- ученическое самоуправление, осуществляемое в рамках классного коллектива (институт дежурства, система индивидуальных и групповых поручений), а также участие в работе ученического комитета школы.

Таким образом, можно отметить что, согласно ФГОС, организация занятий по направлениям внеурочной (досуговой) деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса. Данная деятельность позитивно влияет на весь процесс обучения и воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ГБОУ Воскресенская коррекционная школа-интернат

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Доклад на педагогический совет

«Социализация обучающихся с ОВЗ

Подготовила:

социальный педагог I категории

Воскресенское-2020 г.

В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги обеспокоены тем, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным. Дети с ОВЗ составляют особую социальную группу населения, неоднородную по своему составу и дифференцированную по возрасту, полу и социальному статусу, занимающую значительное место в общества. Особенность этой группы выражается в неспособности самостоятельно реализовать свои конституционные права на охрану здоровья, реабилитацию, труд и независимую жизнь. Несмотря на гарантированные

Конституцией равные права всем детям России, возможности реализации этих прав у детей с ОВЗ различны и зависят от социального статуса родителей. Социализация - это процесс становления личности, ее обучения, воспитания и усвоения социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих данному обществу. Социализация - это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны (часто недостаточно подчеркиваемой в исследованиях), процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду. Если для обычного ребёнка социализация представляет собой естественный процесс, то для ребенка с особыми образовательными потребностями выход в общество - это кропотливая работа, процесс, результат которого зависит от тех условий, которые создают для этого взрослые. В связи с этим перед школой-интернатом стоит острая проблема подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья к полноценной жизни в современном обществе, формирование у них уверенности в своих силах, в своей успешности и возможностях.

Одной из актуальных социально-экономических и демографических проблем современного российского социума является включение детей с ограниченными возможностями в общество. Актуальность этой проблемы объясняется многими обстоятельствами, сложившимися в современной России. Современное российское законодательство, формирующее определённый уровень толерантности к детям с ограниченными возможностями, отвечает общепризнанным международным стандартам и имеет гуманистическую направленность. В России создаётся и

функционирует сеть реабилитационных учреждений, школ-интернатов, центров социальной помощи семье и ребёнку-инвалиду, спортивно-адаптивных школ для инвалидов и так далее. Высшим уровнем социализации личности является её самоутверждение, реализация её социального потенциала. Этот сложный процесс

осуществляется обычно в соответствии с определённым социально-психологическим сценарием, содержание которого зависит как от ролевых позиций субъекта, так и от внешних условий, т. е. воздействия социальной микросреды. Доказано, что ребёнок с ограниченными возможностями здоровья испытывает трудности проникновения в смысл человеческих отношений, потому что он не может их познать теми способами, которыми пользуется нормально развивающийся ребёнок. Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования. Эта проблема является следствием не только субъективного фактора, каковым является состояние физического и психического здоровья ребёнка, но и результатом социальной политики и сложившегося общественного сознания, которые санкционируют существование недоступной для инвалида архитектурной среды, общественного транспорта, социальных служб – ребёнок, имеющий инвалидность, может быть также способен и талантлив, как и его сверстник, не имеющий проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить

их, приносить с их помощью пользу обществу ему мешает неравенство возможностей. Многочисленные трудности могут иметь как биологическую,

психическую, социальную природу, так и комплексный характер, проявляться

в разной степени выраженности. Их преодолению способствуют процессы реабилитации и социального воспитания. Главный акцент в воспитании и социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья должен делаться не столько на процессе усвоения, упорядочения и воспроизведения им определённой системы ценностей, сколько на создании определённых условий для его социализации. Социально-

педагогическая сущность развития социального потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья состоит в целенаправленной педагогической поддержке детей, раскрытии их реабилитационного потенциала в различных формах деятельности. Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья достигается путём проведения индивидуальной программы социально-педагогической реабилитации и подготовки окружающих (детей, взрослых) к принятию детей с особенностями в развитии. Социально-педагогическая деятельность по развитию социального потенциала ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, направленная на его успешную социализацию, включает:

– развитие духовных и физических способностей ребёнка;

– содействие в получении соответствующей школы образования, включая подготовку к нему;

– обеспечение условий для участия в жизни общества детей, чьи возможности окончательно признаны как допускающие обучение лишь практическим навыкам;

– установление реального и более комфортного контакта с внешним миром;

– поддержка, повышение и постоянное восстановление физических и моральных сил, а также душевного равновесия;

– облегчение бытовых и жилищных условий, организация и проведение свободного времени, полноценное участие в общественной и культурной

Процесс социализации сложен для детей с различными проблемами развития. Здесь на первый план выдвигается проблема подготовки этих детей к самостоятельной жизни и работе, т.е. интеграция их в окружающий социум, в сообщество обычных детей, что может быть достигнуто специальными мерами, связанными с психолого-педагогическим сопровождением в процессе обучения и воспитания. Интеграция детей с проблемами в общество предполагает:

- воздействие общества и социальной среды на личность ребенка;

- активное участие в этом процессе самого ребенка;

- совершенствование самого общества.

Ребенка с ОВЗ часто характеризует слабость и неустойчивость намерений, которые проявляются в том, что ребенок не испытывает желания активно действовать, а склонен к короткой и близкой мотивации. Ослабление силы волевых действий, связанное с недостатком стойких побуждений, обусловлено снижением функциональной активности мозга и ослаблением тонуса эмоциональной сферы. Отсюда значительное понижение того оптимального уровня импульсивности, без которого волевой акт состоятся не может. Ребенок с ОВЗ зачастую не доводит до конца задуманное и начатое

дело, забывает о нем.

Дети с ОВЗ испытывают затруднения при общении с окружающими. У них недостаточно развита инициатива в общении. Они легче вступают в контакт со знакомыми людьми, с большим трудом - с незнакомыми. Кроме того, дети обнаруживают недостаточно развитое умение анализировать полученную информацию и применять полученные знания на практике. Одним из решающих факторов, определяющих возникновение

вторичных дефектов в личности ребенка с ОВЗ, являются нарушения их социальных связей с окружающими, неудовлетворенная потребность в общении. Исследованиями доказано, что поступление в специальную школу создает такому ребенку оптимальный режим общения, который обеспечивает в значительной мере его правильную социализацию, воспитывает необходимые навыки обращения с окружающими, формирует коллективные отношения. Полноценная социальная адаптация детей с ОВЗ невозможна без формирования системы их нравственно-правового сознания и ценностных ориентиров . Своевременно не осуществленная психолого-педагогическая

Дети и подростки, воспитывающиеся в коррекционной школе-интернат обладают гораздо меньшими возможностями, чем их нормально развивающиеся сверстники. Они затрудняются самостоятельно принимать , осмысливать, сохранять и перерабатывать информацию, полученную из окружающей среды. У них значительно снижена познавательная активность, весьма узок круг интересов. Воспитанники школы – интерната испытывают трудности при формировании системы ценностных ориентаций, профессиональном и личностном самоопределении, установлении

эмоциональных связей с другими людьми, овладение досуговой, общественной, бытовой деятельностью. Исходя из актуальности, целью работы школы является создание для детей специальной коррекционно-развивающей образовательной среды,

обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание, коррекцию нарушений развития и, в конечном счете, - социальную адаптацию.

В образовательном учреждении развитие социальных навыков детей с ОВЗ должно решаться путем определенного построения учебно-воспитательного процесса, в котором выделяется два основных направления:

1. Предметно-профессиональная адаптация, направленная на овладение трудовыми навыками;

2. Социально-психологическая адаптация, которая предполагает включение в межличностные отношения.

Процесс обучения и воспитания социализации в нашем учреждении осуществляется с учетом индивидуальных особенностей познавательной деятельности школьников.

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья - актуальная проблема для нашей школы. Успешность включения ребёнка с особыми образовательными потребностями в общество определяется многими факторами: организацией образовательного процесса, условиями обучения, воспитания, компетентностью педагогов, социальным окружением. Процесс социализации предполагает решение трех главных проблем в обучении и воспитании ребенка: развитие его личности и межличностного общения; подготовку к самостоятельной жизни; профессиональную подготовку. Школа-интернат готовит обучающихся, воспитанников к самостоятельной жизни и труду, даёт им определённый объём знаний и умений в рамках образовательных программ. У детей формируются необходимые нравственные понятия, навыки культурного поведения. Предпосылкой для положительной социальной адаптации воспитанников школы-интерната является плодотворное заполнение внеурочной деятельности, организация полезного досуга. Одна из главных задач, стоящих перед нашим учреждением - создание учебно-воспитательного пространства для реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование и творческое развитие, следствием которых является их успешная

Включение детей в творческую деятельность снимает присущие детям с ОВЗ,скованность, неуверенность, напряжённость, или, наоборот, агрессивность. Создание вокруг детей творческой атмосферы вызывает у них чувство удовольствия и побуждает к общению. В среднем школьном возрасте одним из основных предметов, на котором решаются социальные задачи, является СБО — социально-бытовая ориентировка. Это специальные коррекционные занятия, направленные на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение общего развити я. Обучающиеся получают умения в области организации питания, ухода за телом, жилищем, одеждой, обувью, комнатными растениями и т.д.; формируются экономико-бытовые навыки, умение планировать бюджет семьи; ориентироваться в услугах различных предприятий и учреждений; формируются навыки культурного поведения,

умения общаться с окружающими. Уроки социально-бытовой ориентировки очень важны, они носят практический характер. Умения, которые дети приобретают на занятиях, они с успехом применяют дома . Одна из важнейших задач по социализации, стоящих перед школой - это профориентационная работа. Безусловно, не все дети с проблемами в развитии могут успешно интегрироваться в социум, поэтому главная задача - проводить экскурсии, беседы, выявляющие склонности детей к той или иной профессии. Выпускники нашей школы успешно продолжают обучение в профессиональных учебных заведениях.

Таким образом, социальная адаптация — активное приспособление путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм, правил и способов поведения, принятых в обществе, является универсальной основой для личного и социального благополучия любого человека.

Необходимо всю работу по социализации обучающихся, воспитанников проводить, опираясь на их жизненный опыт, подбирать для изучения на уроках материал, который будет интересен и необходим для формирования и накопления опыта социального поведения.

Цель коррекционно-развивающей работы с обучающимися с ОВЗ в конечном счете — социальная адаптация, дальнейшее приспособление к жизни. Необходимо, используя все познавательные возможности детей, развить у них жизненно необходимые навыки, чтоб став взрослыми они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять необходимую работу, жить в семье и в трудовом коллективе.

Читайте также: