Доклад смысловое чтение как средство формирования ууд младших школьников

Обновлено: 01.05.2024

В первой половине 2017 года вышел проект новой редакции ФГОС, большое внимание в котором уделяется смысловому чтению. Кандидат педагогических наук, автор учебников и рабочих тетрадей для начальных классов Ирина Хомякова рассказала, что закладывает основу продуктивной читательской деятельности.

Что такое читательская грамотность

Для начала охарактеризуем общую читательскую грамотность. Она включает в себя:

  • Понимание и выражение эмоционально-экспрессивной оценки прочитанного или прослушанного.
  • Содержательный анализ текста.
  • Рефлексивный анализ, выбор информации для собственных познавательных и жизненных целей.

Смысловое чтение способствует развитию и применению в учебном процессе этих навыков. Ребенок, который освоил смысловое чтение, становится более активным на всех уроках в начальной школе, а также получает базу для успешного изучения литературы на следующих этапах обучения.

Универсальные действия, которые формируются при освоении смыслового чтения

5 групп универсальных учебных действий с текстом при освоении смыслового чтения:

Восприятие (получение и удерживание установки на прочтение или слушание; проявление эмоциональной реакции, адекватной содержанию).

Поиск информации для решения учебных задач (работа с характеристикой текста, темой и вопросами по содержанию; формулирование вопросов по содержанию самим учеником; сравнение разных текстов).

Интерпретация (представление содержания по заголовку, теме и иллюстрациям; определение последовательности событий; анализ и формулировка главной мысли; характеристика объекта на основе текста; выражение учеником личного отношения и обоснование своего мнения).

Восстановление (анализ нарушенного изложения, восстановление логики и исправление).

Воспроизведение (выявление главной смысловой части и микротем частей материала; составление плана текста; определение ключевых слов для каждой части; пересказ).

Что способствует развитию мотивированного чтения

Мотивация помогает сформировать у ребенка осознанность. Развитию мотивированного чтения способствуют:

  • Шмутц-титул (он есть практически во всех новых учебниках).
  • Задания, озвученные до изучения текста.
  • Задание на осмысление прочитанного.
  • Необходимость сделать самостоятельный вывод.

В помощь учителю издательство выпустило серию тетрадей для 1–4 классов с заданиями, позволяющими контролировать сформированность навыков смыслового чтения. Вопросы, дифференцированные по уровням сложности, предполагают понимание текстов разного содержания, стиля и вида. Они могут использоваться не только для оценки знаний, но и в процессе обучения.

Примеры заданий на проверку эффективности смыслового чтения

Переделай текст, чтобы рассказ был от первого лица (будто ты воробей). Воробей прыгает по лужице. Хвостик распушил, перышки взъерошил. Погода хорошая. Вот он и чирикает: Чик-чирик!

Придумай два разных математических текста с разными вопросами по предложенной информации. Тема: определение стоимости. Объекты: игры, игрушки. Числовые данные: 1300 руб.

Индивидуальный подход к детям с разными типами темперамента

Необходимо учитывать индивидуальные особенности развития учеников. Дети с холерическим типом темперамента читают текст быстрее, чем ученики с флегматическим темпераментом. При этом второй тип понимает текст тоньше и глубже.

Ирина Хомякова:

– Дайте им возможность потратить больше времени на выполнение задания. И тогда, окончив школу, свои золотые медали дети понесут даже не родителям, а вам, понимая, что ваша поддержка на начальном этапе дала роскошный старт для продолжения обучения.

Не стоит забывать и про выразительность чтения, что также предусматривает большую кропотливую работу. Каждому человеку следует уметь выражать свои мысли не только логично, но и красиво. Литературное чтение должно работать на такую ценность как общение людей.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

для выступления на заседании ШМО

начальных классов

17 ноября 2020г.

«Смысловое чтение

как средство формирования

Подготовила:

Учитель начальных классов

Ребенок основной объем информации получает в школе с помощью учителя. Задача каждого учителя научить школьника учиться, т.е. научить пользуясь учебниками, дополнительной литературой и другими источниками информации, самостоятельно добывать и использовать новые знания, а в дальнейшем проявить способность к самообучению и самообразованию. Для реализации данной задачи необходимо сформировать у обучающихся навык чтения.

Навык чтения имеет две стороны – смысловую и техническую. Техническая сторона включает способ чтения, темп чтения, правильность чтения и выразительность чтения.

Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию, т.е. осуществлять познавательную деятельность.

Согласно требованиям ФГОС для формирования УУД на всех без исключения уроках под руководством учителя младшие школьники должны осваивать следующие виды смыслового чтения:

1. Ознакомительное чтение ставит перед учениками задачу найти главное в тексте, выявить, что сообщается по интересующему вопросу (о чем текст? что говорится о . ), либо охватить содержание каждой из частей текста в самом общем виде.

3. Изучающее чтение направлено на обучение школьников ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию .

4. Вдумчивое (медленное, рефлексивное, художественное) чтение как наиболее востребованный вид чтения заключается в овладении также целым комплексом умений:

-предвосхищать содержание текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;

-понимать основную мысль текста, прогнозировать содержание по ходу чтения;

-анализировать изменения своего эмоционального состояние в процессе чтения.

Так как весь процесс обучения основывается на чтении текстов, научить ребенка читать правильно, эффективно, продуктивно можно на всех уроках, используя следующие методы работы по формированию смыслового чтения:

1. Активная работа со словом.

3. Развитие читательского воображения.

Система специальных упражнений

1. Работа со словом.

Без внимательной работы со словами не может быть понимания текста. Словарная работа должна вестись на каждом уроке литературного чтения и ей надо уделять должное внимание. Словарную работу можно разделить на 3 вида:

- работа с незнакомыми словами;

- работа с ключевыми словами;

- работа со словами образами.

Работа с незнакомыми словами.

Работа с ключевыми словами.

Работа со словами образами.

Получать удовольствие от чтения художественного текста невозможно без чуткого отношения к словам-образам или художественным средствам, найденным автором произведения. Знакомство со словами образами, в которых скрываются секреты красоты текста, начинается с понятия о сравнении. Сравнение позволяет сделать образ, возникающий у читателя, более ярким, полным, объемным.

3. Развитие читательского воображения.

При проверке первичного восприятия…
- Понравилось ли вам произведение?
- Что особенно понравилось?
- Когда было страшно?
- Что вызвало ваш смех?
- Когда героя было жалко?
- А было ли вам стыдно за героя? И т.п.

Цель: выяснить эмоциональную реакцию детей на произведение и их понимания общего смысла произведения. Метод- беседа

1. Понимание фактического содержания(анализа )

- С чего началась эта история? Прочитайте.(Выборочное чтение)

- Как развивались события?

- Какой момент является напряженным(самым важным)? Прочитайте.

- Чем все закончилось?

2. Понимание главных мыслей, чувств героев, оценка поступков.

-Каким мы увидели героя? (Как он описан?)

-С какой целью автор написал рассказ? Что он хотел нам сообщить.

-Какую мысль автора можно считать главной? (Дети ищут главную мысль?)

Конечно же, огромную роль играет и работа с иллюстрациями художников , их рассматривание и анализ.

Для развития творческого воображения можно использовать такие задания: придумай своих героев, свои приключения, другой конец для произведения .

Работа с текстом – это полезный и интересный вид работы, позволяющий не только проверить уровень понимания текста, но и умение его анализировать.

В результате обучения смысловому чтению у обучающихся:

- повысится интерес учащихся к чтению;

- изменится отношение к урокам (дети чаще станут посещать библиотеку, чтобы найти материал по изученной теме, с удовольствием будут находить дополнительный материал к урокам, особенно при подготовке домашнего задания);

- повысится познавательное отношение к прочитанному (учащиеся научатся показывать свое исследовательское отношение, желание глубже вникать в суть произведения);

- разовьется положительное отношение к заданиям творческого и проблемно-поискового характера.

Уделяя особое внимание к подготовке уроков литературного чтения, применяя разнообразные методы работы с текстом, заметила что интерес к уроку и чтению у детей повысился.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЯРЦЕВСКОГО РАЙОНА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УУД

Учитель :Иваненкова Л.И.

Ежедневно человек, и взрослый и ребенок получает из разных

источников огромное количество информации. Если говорить о ребенке, то

основной объем информации он получает в школе с помощью учителя.

В соответствий с требованиями ФГОС задача каждого учителя научить

литературой и другими источниками информации, самостоятельно добывать

необходимо сформировать у обучающихся навык чтения.

Навык чтения имеет две стороны – смысловую и техническую.

Техническая сторона включает способ чтения, темп чтения, правильность

чтения и выразительность чтения.

Следует заметить, что сегодня в первый класс приходит немало читающих

детей, но при этом проявляют равнодушное отношение к книге и неприятие к

Каковы причины этого явления?

перестают читать со своим ребёнком, когда тот становится школьником.

Во-вторых, придя в школу, дети на всех уроках чаще говорят с учителем, а

не с учебной книгой.

В-третьих, технической стороне чтения в методике и практике начального

Таким образом ФГОС включает в метапредметные результаты освоения в

качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения

информации, которая необходима читателю.

Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание

информацию, т.е. осуществлять познавательную деятельность.

составляющие его части будут в структуре всех УУД:

-в личностные УУД - мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и

о су щ е с тви ть

деятельности в речи;

художественных и познавательных текстов; умение выделять существенную

информацию из текстов разных видов; умение осуществлять анализ объектов

осуществлять синтез как составление целого из частей; умение осуществлять

устанавливать причинно-следственные связи; умение строить рассуждения в

форме связи простых суждений об объекте; умение доказывать; выдвижение

гипотез и их обоснование;

Формирование УУД при работе с текстом осуществляется через

следующие читательские умения:

озаглавливать текст; прогнозировать содержание по заголовку (логические

посвящена звукам и словам с сюжетными картинками).

- формулировать тему небольшого текста ;

- выявлять в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и

осознавать потребность в выяснении их смысла ;

- пользоваться толковым словарём ;

- выделять опорные (наиболее важные для понимания читаемого) слова ;

- обмениваться полученными сведениями ;

понимать прочитанный текст ;

- отвечать на вопросы по содержанию словами текста (выборочное чтение) ;

- находить в тексте описание к иллюстрациям ;

- сравнивать объекты, изображенные на иллюстрациях учебника ;

- составлять план к прочитанному тексту ;

- выполнять задания, включающие составление схем, таблиц ;

- определять мотивы поведения героев путём выбора правильного ответа из

- осознавать авторское и собственное отношение к персонажам ;

- выявлять смысловой и эмоциональный подтекст ;

- определять идею произведения путём выбора из ряда пословиц той, которая

наиболее точно выражает главную мысль ;

- находить главную мысль, сформулированную в тексте ;

справочников, других книг, Интернета) .

исключения уроках под руководством учителя младшие школьники должны

осваивать следующие виды смыслового чтения:

1. Ознакомительное чтение ставит перед учениками задачу найти главное в

тексте, выявить, что сообщается по интересующему вопросу (о чем текст?

что говорится о . ), либо охватить содержание каждой из частей текста в

самом общем виде.

получить основное представление и понимание текста в его общих чертах. В

конкретная информация, конкретный факт.

3. Изучающее чтение направлено на обучение школьников ставить перед

наиболее востребованный вид чтения заключается в овладении также целым

-предвосхищать содержание текста по заголовку и с опорой на предыдущий

Так как весь процесс обучения основывается на чтении текстов, научить

ребенка читать правильно, эффективно, продуктивно можно на всех уроках,

используя следующие методы работы по формированию смыслового чтения:

1. Активная работа со словом.

3. Развитие читательского воображения.

Система специальных упражнений

1. Работа со словом.

Без внимательной работы со словами не может быть понимания текста.

Словарная работа должна вестись на каждом уроке литературного чтения и

ей надо уделять должное внимание. Словарную работу можно разделить на 3

- работа с незнакомыми словами;

- работа с ключевыми словами;

- работа со словами образами.

Работа с незнакомыми словами.

Начинающий читатель зачастую отчетливо не осознает, что в тексте есть

непонятное для него слово. Любой учитель сталкивался с этим явлением,

Как правило, дети таких слов не называют. Поэтому, не исключая словарную

работу перед чтением, у детей важно создать установку на самостоятельное

методике обучения пониманию текста делается акцент на том, чтобы каждое

непонятное ребенку слово было для него словно красный сигнал светофора,

препятствующий дальнейшему движению.

Работа с ключевыми словами.

Серьезно страдает понимание и от невнимания к ключевым, наиболее

важным в тексте словам. Иногда от одного слова зависит смысл всего текста,

внимание детей на такие слова нужно при чтении любого текста.

Работа со словами образами.

Получать удовольствие от чтения художественного текста невозможно без

сравнении. Сравнение позволяет сделать образ, возникающий у читателя,

более ярким, полным, объемным.

Сравнение бывает нескольких типов: Простое сравнение выражается при

Есть переходный тип сравнения, который выражается творительным падежом

Цель обучения состоит в том, чтобы показать, что образность текста

Диалог с текстом происходит в результате активного вычитывания

начинается уже при знакомстве с названием произведения, а заканчивается

нераскрытыми в тексте. Данный метод можно разделить на несколько видов

предположений по тексту).

3. Развитие читательского воображения.

Многие трудности понимания и запоминания текста связаны с неразвитым,

на небольших текстах, которые легко воссоздаются. Постепенно количество

таких элементов можно увеличивать, переходя к воспроизведению целых

Для развития читательского воображения необходимо помнить о

графическое рисование, особенно на материале тех произведений, которые не

Смысловое чтение как средство формирования УУД младшего школьника

Звезда не активна
Звезда не активна
Звезда не активна
Звезда не активна
Звезда не активна

Смысловое чтение как средство формирования УУД младшего школьника

В настоящее время среди первоклассников приходит немало читающих детей, но при этом наблюдается равнодушное отношение к книге и неприятие к читательской деятельности. Федеральные государственные стандарты общего образования ориентированы на формирование умения учиться. И это не дань моде со стороны учёных, а требование современного общества. Сегодня чтение, наряду с письмом и владением компьютером, относится к базовым умениям, которые позволяют продуктивно работать и свободно общаться с разными людьми. Чтение следует рассматривать как качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения. Первые школьные старты во многом определяют высоту подъема по ступеням среднего и далее высшего образования.

В результате обучения смысловому чтению у обучающихся:
- повысится интерес учащихся к чтению;
- изменится отношение к урокам (дети чаще станут посещать библиотеку, чтобы найти материал по изученной теме, с удовольствием будут находить дополнительный материал к урокам, особенно при подготовке домашнего задания);
- повысится познавательное отношение к прочитанному (учащиеся научатся показывать свое исследовательское отношение, желание глубже вникать в суть произведения);
- разовьется положительное отношение к заданиям творческого и проблемно-поискового характера.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования также предполагает обеспечение преемственности всех ступеней общего образования.
Следовательно, работа по формированию навыка смыслового чтения не должна прерываться при переходе обучающихся начальной школы на следующую ступень обучения. Учитель – предметник в рамках своего предмета должен проводить работу по развитию и совершенствованию навыков смыслового чтения.

Читайте также: