Доклад слух как коммуникативная технология

Обновлено: 17.06.2024

Глава 2. Слухи, как неформальный канал распространения информации

2.1 Особенности применения слухов в PR

2.2 Работа со слухами

2.3 Результаты воздействия слухов и контроль

В жизни общества, его различных социальных институтов реальное и весьма ощутимое место занимает так называемая непроверенная устная информация, которая обычно именуется слухами, молвой, толками и т.д.

Слухи - это специфический вид информации, появляющейся спонтанно в силу информационного вакуума среди определенных слоев населения, либо специально кем-то распространяемой для воздействия на общественное сознание.

Теоретико-методологическую основу исследования слухов составляют положения, содержащиеся в работах отечественных и зарубежных социологов, политологов, социальных психологов, специалистов по изучению общественного мнения. Особое значение имеют теоретико-методологические посылки, касающиеся особенностей функционирования обыденного сознания (П. Бергер, Т. Лукман, А. Шюц) и социального настроения как его характеристики (Ж.Т. Тощенко), понятия, природы и особенностей циркулирования слухов (А.В. Дмитриев, В.В. Латынов, Г. Олпорт, Л. Постмэн, Р. Росноу, А.В. Толстых, Т. Шибутани,), процесса формирования общественного мнения (М.К. Горшков, Б.А. Грушин, Э. Ноэль-Нойман).

Актуальность данной тематики обусловлена тем, что такая коммуникативная единица, как слух, являясь достаточно частотным элементом массового общения, значительно реже попадает в обиход общения научного.

1.1 Определение и основные подходы к дефиниции слухов

Эта дефиниция, хотя и суммирует 1) сущность; 2) историю и причину возникновения; 3) генезис; 4)функции; не содержит указаний на каких-либо конкретных носителей слухов. Поэтому она образует удобное, но все же, на наш взгляд, только предварительное средство анализа.

Итак, приведенные дефиниции соответствуют научным подходам, каждый из которых отражает позиции той или иной отдельной общественной дисциплины. С точки зрения социологической науки, однако, можно определить общие области, составляющие предмет исследования. Это -- субъекты слухов, социальные среды, в которых эти слухи распространяются, и, наконец, социальный контроль. В то же время становится очевидным, что нет смысла в поиске универсальной дефиниции слухов, поскольку изучение этого феномена ведется в различных дисциплинарных направлениях, преследующих свои специфические цели.

Развитие речи во внеклассное время является неотъемлемой частью общей системы обучения языку. Формирование и совершенствование навыков словесного общения – основное направление работы по развитию речи вне класса.

ВложениеРазмер
razvitie_kommunikativnyh_umeniy_._doklad_dlya_vospitateley.rar 1.05 МБ

Предварительный просмотр:

Развитие коммуникативных умений учащихся с нарушением слуха и общим недоразвитием речи

Приоритетными направлениями специального образования сегодня становятся вопросы социализации детей с нарушениями в развитии. Включение данной категории детей в полноценную жизнедеятельность и межличностное общение с окружающими является первостепенной задачей любого специального образовательного учреждения.

Новый подход к обучению в школе – это компетентностно-деятельностный подход – ориентация на “результат” обучения, который зафиксирован в современном образовательном стандарте, а именно: на формирование у учащихся основной школы комплекса различных компетенций (коммуникативной, информационной, социально-культурной, социально-политической, а также готовности к образованию и саморазвитию). Коммуникативная компетенция может по праву считаться ведущей и стержневой, поскольку именно она лежит в основе всех других компетенций.

Коммуникативную компетенцию сегодня необходимо последовательно формировать и развивать в тесной связи с учебными и информационными умениями, готовностью к решению проблем на родном языке в единой логике. Развитие коммуникативных умений в устной и письменной речи должно рассматриваться не просто как цель, но как средство успешности овладения любыми предметными знаниями и умениями.

С самого начала обучения дети имеют дело не с отдельными словами и их формами, а с готовыми речевыми высказываниями, что позволяет им выражать просьбы, желания, чувства, мысли. Детей обучают речевым высказываниям, приближенным к лексике и синтаксису устной разговорной речи (неполные предложения, типовые вопросительные, побудительные, повествовательные конструкции). Обучение разговорной речи осуществляется на всех уроках по развитию речи, на уроках по всем другим учебным предметам и во внеучебное время, тем самым глухой ребенок погружен в непрерывную и интенсивную диалоговую среду.

Согласно программе обучения детей с нарушенным слухом, учащиеся должны овладеть умением участвовать в общении с целью обмена информацией, побуждения собеседника к выполнению какого-либо действия или деятельности в связи с предъявленной ситуацией общения.

Основной целью обучения языку в начальной школе является развитие у школьников способности к общению. В процессе диалогического общения принимают участие более двух учеников, между которыми происходит многократный обмен мнениями, что предполагает формирование у учащихся коммуникативной компетенции.

Обучение коммуникативной деятельности является непосредственной задачей обучения неслышащих учащихся, и чем раньше начинается этот процесс, тем лучше.

Самая главная особенность развития детей с нарушением слуха заключается в том, что развитие глухого ребёнка невозможно без специального обучения. У всех детей с ограниченными возможностями затруднено развитие личности, но у глухих детей особенно, без помощи специально подготовленного взрослого он остаётся лишённым главного – общения с другими людьми, даже со своими близкими. Все особенности развития обусловлены замедленным овладением речью.

В отличие от слышащего, у глухого ребенка, не возникает потребности в общении словесной речью, так как он ее не воспринимает. Развитие познавательной деятельности глухого ребенка задерживается, так как в ее формировании значительная роль принадлежит словесному общению со взрослым, разъяснениям и указаниям, которые он дает ребенку.

Слепоглухая Ольга Ивановна Скороходова на вопрос, что более необходимо человеку - зрение или слух, - не задумываясь, ответила: "Конечно, слух. Ведь, прежде всего надо слышать, что говорят другие. Человек живёт в обществе…"

"Глухота - более тяжкий физический недостаток, чем слепота. Он лишает человека главного его качества - способности быстрого и свободного общения. Глухота - недостаток социальный по преимуществу. Он прямее, чем слепота, нарушает социальные связи личности" – это подчёркивал в своих работах Л.С. Выготский.

Коммуникативная компетенция подразумевает умение пользоваться всеми видами речевой деятельности: чтением, аудированием (слушанием), говорением (монолог, диалог), письмом.

Все виды речевой деятельности у неслышащих школьников имеют свои особенности. Кроме того эти особенности затрудняют организацию совместной деятельности школьников с нарушениями слуха с их слышащими сверстниками.

В школе глухих необходимо активизировать работу по развитию речи учащихся за пределами урока, создавать для них речевую среду. И одним из путей решения этой проблемы является введение в воспитательную работу занятий по развитию речи вне класса .

Цель работы по развитию речи глухих детей во внеклассное время: организация словесного общения, создание речевой среды.

Задачи развития речи:

  1. закрепить и усовершенствовать речевые навыки и умения, полученные школьниками на уроках:
  • развитие устной разговорной речи в диалогической и монологической формах;
  • развитие письменной речи (записки, письмо, открытки, заявление, отчёт, отзыв, дневник, записная книжка);
  1. Обогатить речевую практику учащихся новым речевым материалом, необходимым в общении (слова, конструкции словосочетаний, предложений, связные высказывания, новые виды диалогических единств).
  2. Развивать внимание и интерес к языку.
  3. Обогатить представление учащихся об окружающем мире.

Ввиду того, что развитие речи во внеклассное время является неотъемлемой частью общей системы обучения языку, оно основывается на единых принципах. И прежде всего это принцип коммуникации, связь развития речи с деятельностью школьников, развитие потребности речевого общения школьников.

Формирование и совершенствование навыков словесного общения – основное направление работы по развитию речи вне класса. Непосредственное речевое общение осуществляется на основе устной разговорной речи, которая может быть диалогической и монологической. В разговорной речи диалог и монолог могут быть выделены лишь условно, так как в процессе общения постоянно перемежаются элементы этих видов речи (один из говорящих может быть более активен в разговоре, чем другой).

Для диалогической речи характерно:

  • связь с ситуацией
  • адресность речи конкретному лицу
  • зависимость высказываний от реплик и реакции собеседника
  • непринуждённость и неподготовленность высказываний
  • быстрый темп протекания речи
  • своеобразие лексики и синтаксиса
  • использование неполных предложений и отдельных слов
  • своеобразие структурного построения реплик и всего диалога в целом
  • использование естественных жесто-мимических средств
  • эмоциональность высказываний.

Для монологической речи характерно:

  • логическая последовательность, полнота и развёрнутость высказывания, объединённого общей темой
  • обдуманность как отдельных частей, так и всего высказывания в целом
  • композиционная завершённость
  • произвольный, замедленный характер протекания
  • преобладание полносоставных предложений и т.д.

Исходя из особенностей каждого вида речи определяются и основные умения, которыми должны овладеть учащиеся. Для овладения диалогом детям необходимо научиться восприятию устной речи, пониманию реплик собеседника и умению сразу же на них реагировать, умению строить реплики структурно и содержательно, говорить внятно.

Единицей диалога считается не отдельная реплика, а диалогическое единство, состоящее из цепи реплик. Для них характерна смысловая, структурная и интонационная законченность. Диалогическое единство включает реплику-стимул и реплику-реакцию. Первая реплика –реплика-стимул наиболее самостоятельна по содержанию и по структуре, она наиболее полна по своему словарному составу (-Пойдём сегодня в кино на последний сеанс? – Пойдём!).

В процессе обучения диалогу дети должны овладеть пятью видами диалогических структур:


Слух — уникальный инструмент межличностного общения. Качество слуха приобретает важнейшее значение в связи со сложностями, связанными с общественным развитием и социальной адаптацией. В то же время нарушения слуха среди детей школьного возраста составляют, по разным данным, от 3 до 15 % и с каждым годом возрастают [3]. Поскольку коммуникационные навыки играют сегодня не последнюю роль, сохранная слуховая функция у ребенка становится все более важной проблемой.

Современные исследователи в области сурдопсихологии (Д. И. Тарасов, А. Н. Наседкин, В. П. Лебедев, О. П. Токарев и др.) пришли к выводу, что все причины и факторы нарушений слуха оказывают влияние на всю речеслуховую и коммуникативную систему человека.

Одним из важнейших показателей психологической готовности детей с нарушением слуха к коммуникации является уровень слухоречевого развития ребенка, т. к. слух и речь являются не только средством приема и переработки информации, но и средством совершенствования процесса мышления. Чем богаче и правильнее речь ребенка, чем лучше развит его физиологический и фонематический слух, тем шире возможности его коммуникативной деятельности.

В клинико-лингвистической практике выделяют три основные коммуникативные группы детей с нарушениями слуха.

Клинико-коммуникативная картина глухих детей указывает на глубокое стойкое двустороннее нарушение слуха, которое определяется, прежде всего, наследственностью, врожденными или приобретенными в раннем детстве факторами — до овладения речью (постнатальный период). В случае, когда глухих детей не обучают речи специальными средствами (не оказывают должной сурдологической и логопедической помощи по каким-либо внешне социальным причинам), они становятся немыми — глухонемыми [2]. При этом, большинство глухих детей имеют остаточный слух. В плане коммуникации, они воспринимают только очень громкие звуки (силой от 70–80 дБ) в диапазоне не выше 2000 Гц. Как показывает коммуникативная практика и вместе с ней проведенные в 2010 году исследования, глухие лучше слышат более низкие звуки (до 500 Гц) и практически не воспринимают высокие (свыше 2000 Гц). Если глухие ощущают звуки громкостью 75–90 дБ, то принято считать, что у них тугоухость третьей степени. Если же глухие ощущают только очень громкие звуки — силой более 90 или 100 дБ, то состояние их слуха определяется как тугоухость четвертой степени. Длительное обучение таких лиц речи обеспечивает в конечном итоге формирование речи, приближающееся к нормальному или хотя бы способствующего общению в социальной среде.

Слабослышащие (тугоухие) — дети (лица) с частичной недостаточностью слуха [2], приводящей к стойкому нарушению речевого развития и как следствие — коммуникативного. К слабослышащим относятся дети с весьма большими различиями в области слухового восприятия. Слабослышащими принято считать лица, начинающих слышать звуки громкостью от 20–50 дБ и больше (тугоухость первой степени) и если он слышит звуки только громкостью от 50–75 дБ и больше (тугоухость второй степени). Соответственно у разных детей сильно варьирует и диапазон воспринимаемых звуков по высоте. Конечно, недостатки слуха у тугоухого ребенка приводят к замедлению темпа в овладении речью, к восприятию речи на слух в искаженном виде, изменению строя фонетико-фонематического ряда, изменению коммуникативной структуры и т. п.

Потеря слуха у позднооглохших детей носит тотальный, или близкий к глухоте, характер, иногда — близкий к той, что наблюдается у слабослышащего ребенка [2]. На этой почве у ребенка может появиться тяжелая психическая реакция на то, что он не слышит многие звуки или слышит их искаженными, не понимая, что ему говорят [1]. Это порой приводит к полному отказу ребенка от какого-либо коммуникативного развития в окружающей его среде, дает толчок психическому заболеванию (раннему детскому аутизму, ретардации). Задача перед специалистом состоит в том, чтобы активизировать коммуникативную деятельность, научить ребенка воспринимать и понимать устную речь. В случае, если у него имеются достаточные остатки слуха, то данная цель достигается с помощью слухового аппарата. Однако, при более тотальном нарушении слуха необходимыми к коммуникативному применению становятся дактиль, жестовая речь, чтение с губ (редкое явление на сегодняшний день, поскольку специалистов, владеющих этим приемом становится весьма мало) и письменная речь (нарушение которой у глухих и слабослышащих детей носит иногда стойкий характер).

Особенности речи глухих и слабослышащих

Ограниченное понимание речи — один из наиболее заметных и массивных симптомов коммуникативной патологии. Экспрессивная речь характеризуется следующими особенностями: запас слов ограничен, отличается диффузностью, расширенностью и неточностью их значений.

В грамматическом строе отмечаются более или менее грубые нарушения (от однословного предложения до развернутой фразы, с ошибками в падежных согласованиях, в употреблении предлогов).

В произношении слов имеется много искажений в структуре слова: интересно, что обычно сохраняется контур слов или хотя бы ударный слог, как наиболее слышимый, на этом основании могут смешиваться слова фонетически сходные.

Форма коммуникации между слабослышащим и его близкими — это жестикуляция, использование остатков слуха, т. е. усиленная громкость речи, речь на ухо, чтение с губ и др.

Практические выводы

Вывод, который можно сделать, однозначен: людям, страдающим нарушениями слуха необходима логосурдологическая помощь, направленная на развитие коммуникативных способностей. Нецелесообразным является ограничение только сурдологическими методами и приемами восстановления коммуникации. Формирование речи людей с аномалией слуха — это задача двух направлений дефектологии: сурдопедагогики и логопедии.

1. Лубовский В. И. Специальная психология. — М., 2003.

2. Зайцева Г. Л. Жестовая речь. Дактилология. — М., 2000.

3. Стребелева Е. А. Специальная дошкольная педагогика. — М., 2002.

4. Барабанов Р. Е. Этиология нарушения слуха и речи у глухих и слабослышащих детей [Текст] / Р. Е. Барабанов // Молодой ученый. — 2011. — № 5. Т.2. — С. 174–176.

Основные термины (генерируются автоматически): нарушение слуха, ребенок, глухой, звук, звук громкостью, коммуникативная деятельность, овладение речью, слух.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Использование ИКТ на занятиях

по развитию слухового восприятия и

формирования произношения у детей

с нарушениями слуха

Учитель по РСВ и ПСУР

Использование ИКТ на занятиях по развитию слухового восприятия и формирования произношения у детей с нарушениями слуха

Использование ИКТ на занятиях со слабослышащими открывает дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, его "оживлением", представлением наглядно тех явлений, которые невозможно продемонстрировать иными способами, позволяет совмещать процедуры контроля и тренинга. Развитие психических процессов воспитанников с нарушенным слухом протекает с рядом особенностей: замедленное овладение речью, коммуникативный барьер и своеобразие развития познавательной сферы; сложность дефекта, которая выражается в трудностях ориентации, памяти . В связи с потерей слуховых ощущений особую роль приобретает зрительное восприятие. Зрительный анализатор ребенка с нарушенным слухом становится ведущим, главным в познании окружающего мира и в овладении речью. Зрительное восприятие у слабослышащих детей развито не хуже, чем у слышащих детей, а в ряде случаев даже лучше.

Не всегда даже самое качественное техническое оснащение позволяет установить обратную связь на таком уровне, чтобы отследить все отклонения от нормы произношения. Иногда при использовании готовых программ визуализируется положительный результат при астигматизмах свистящих, шипящих и других недостатках произношения. В работе с компьютерными презентациями педагог, услышав недостатки произношения, может нажатием мыши компьютера остановить выполнение упражнения.

Одной из актуальных задач формирования правильного произношения у слабослышащих обучающихся является усвоение ими длительного, экономного выдоха, характерного для нормальной речи. На начальном этапе обучения практикуются разнообразные игровые дыхательные упражнения, не связанные с речью. Цель этих упражнений – научить детей делать умеренно глубокий вдох с последующим достаточно сильным, экономным выдохом. Это необходимо для того, чтобы в дальнейшем дети могли достаточно громко и слитно произносить слова и фразы. В своей работе, развивая речевое дыхание обучающихся, учителя применяют компьютерную презентацию, в которой используются такие игры, как: задувание свечей на торте; раздувание туч, закрывающих звездное небо; закатывание мяча в ворота; сдувание листьев с дерева (лепестков с цветка); раздувание опавших листьев, закрывающих рисунок и т.п. В этой презентации используется анимация, но не используется микрофон для обратной связи.

Учителями для формирования словообразовательных процессов, лексико-грамматического строя и связной речи используются презентации, слайд – шоу и компьютерные игры, которые применяются в коррекционной работе для моделирования ситуаций общения, предоставляют возможность создавать собственные сценарии мультфильмов, сказок. Главное в этом методе работы – сопровождающая роль учителя, который должен ввести ребенка в игровую ситуацию, обсудить совершенные в игре действия, предложить как собственные незаконченные темы, которые дети должны продолжить, так и темы для создания сказочных и реальных историй. Использование этих программ способствует повышению эффективности обучения, формированию учебной мотивации, развитию интеллектуальных и творческих возможностей.

Обучаемого легче заинтересовать и обучить, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов, причём на него оказывается не только информационное, но и эмоциональное воздействие. Мультимедиа создаёт мультисенсорное обучающее окружение. Привлечение всех органов чувств ведёт к исключительному росту степени усвоения материала по сравнению с традиционными методами. Обучение с использованием аудиовизуальных средств комплексного предъявления информации является наиболее интенсивной формой обучения. Индивидуальная диалоговая коммуникация с помощью видео-, графических, текстовых и музыкально-речевых вставок настолько интенсивна, что максимально облегчает процесс обучения. Решение проблемы соединения потоков информации разной модальности (звук, текст, графика, видео) делает компьютер универсальным обучающим и информационным инструментом по практически любой отрасли знания и человеческой деятельности. По данным ЮНЕСКО при аудиовосприятии усваивается только 12% информации, при визуальном около 25%, а при аудиовизуальном до 65% воспринимаемой информации.

В частности, хотелось бы обратить внимание на и спользование мультимедийных презентаций на начальном этапе обучения, в работе со слабослышащими детьми.

Использование современных информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе в младшем школьном звене – это одна из самых новых и актуальных проблем в современной педагогике.

Личный опыт работы со слабослышащими детьми показал, что компьютер не только способствует закреплению и уточнению знаний, но и повышает познавательную активность детей младшего возраста. Перед практиками и учеными встала задача: применение компьютера для коррекционной работы с детьми.

В начальных классах I и II вида возможно, необходимо и целесообразно использование ИКТ в различных видах образовательной деятельности.

Для ребенка младшего возраста игра – это ведущая деятельность, в которой не только проявляется, но, прежде всего, формируется и развивается личность ребенка. И здесь у компьютера имеются широкие возможности, потому что развивающие мультимедийные презентации можно использовать как при групповой работе, так и при индивидуальной.

Применение компьютера для обучения младших школьников с нарушениями слуха – это большая область проявления творческих способностей для всех, кто хочет и умеет работать, возможность понять сегодняшних детей, их запросы и интересы, кто любит детей и отдаёт им себя. Но, используя компьютер на уроках нельзя забывать и о том, что мы призваны не только научить ребёнка, но и сохранить его здоровье.

Одним из основных средств расширения детских представлений являются презентации, слайд-шоу, мультимедийные фотоальбомы. Это наглядно дает возможность выстроить объяснение на занятиях логично, научно, с использованием видеофрагментов. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и

повторить предыдущую тему. Также можно более детально остановиться на вопросах, вызывающих затруднения. Использование анимационных эффектов способствует повышению интереса детей к изучаемому материалу.

Уроки должны быть эмоциональными, яркими, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Все это может обеспечить нам компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями. При этом компьютер должен только дополнять учителя, а не заменять его.

Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.

На занятиях с детьми ИКТ чаще используется как часть урока, но на итоговых или обобщающих занятиях может быть использовано в течение всего урока, в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил.

В настоящее время используются различные мультимедийные средства. Одними из таких средств являются слайд, презентация, видео презентация. Мультимедиа технологии позволяют объединить в себе текст, звук, видеоизображение, графическое изображение и анимацию (мультипликацию). Это позволяет расширить возможности традиционного воспитания и обучения:

- даёт возможность моделировать различные ситуации и среды;

- активизирует внимание младших школьников благодаря возможности демонстрации явлений и объектов в динамике;

- способствует лучшему усвоению материала, так как в этот процесс включаются все каналы восприятия детей – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный;

- полученные знания остаются в памяти на более долгий срок и легче восстанавливаются для применения на практике после краткого повторения;

- занятия - презентации вызывают большой интерес у ребят, надолго привлекают внимание.

Презентацию можно создать как на основе собственных рисунков, фотографий, видео, так и на основе ресурсов Internet. К созданию презентаций, особенно для занятий, мероприятий и праздников, можно привлекать родителей и детей. Их приобщение к поиску нужного материала создаёт атмосферу сотрудничества, взаимосвязи педагога, родителей и детей.

При показе готового материала каждый ребенок узнает свою картинку, что, конечно же, вызывает бурю эмоций. В следующий раз ребенок будет подбирать картинки и иллюстрации с удвоенной силой, обращаясь к максимальному количеству источников. Вот вам и познавательная активность и, как результат, вариативность наглядного ряда.

В форме обучающей игры с детьми младшего школьного возраста можно проводить любые занятия: математику, путешествия по городу, развитие речи, обучение грамоте, конструирование, рисование и др.

Также в качестве мультимедиа ресурсов выступают видеофрагменты, интерактивные схемы и модели. Задача разного рода слайд-шоу и видеофрагментов – показать детям те моменты из окружающего мира, наблюдение которых непосредственно вызывает затруднения. Задача схем и моделей – наглядно представить процессы в неживой природе, такие как смена времен года, круговорот воды и пр.

Вот почему взаимодействие ребенка с компьютером, интерактивным оборудованием должно быть обеспечено начальным образованием. Чем раньше мы это начнем, тем быстрее будет развиваться наше общество, так как современное общество требует знаний работы с компьютером.

Применяя в коррекционной работе готовые компьютерные программы, можно увидеть, как компьютер позволяет заинтересовать ребенка, применяя принцип наглядности, который способствует активизации непроизвольного внимания, через которое происходит запоминание учебной информации.

Ни для кого не секрет, что хорошо усваивается тот материал, который интересен ребенку.

Роль информационных инноваций в работе со школьниками велика. ИКТ помогают заинтересовать, активизировать детей не только в познавательном, но и в речевом плане, что очень важно для наших детей. Компьютерные технологии не заменяют традиционных игр и занятий, а дополняют их, обогащая педагогический процесс новыми возможностями.

Занятия с применением мультимедийных технологий проводятся с помощью ноутбука, проектора и экрана в классе, с соблюдением возрастных норм, санитарно-гигиенических правил.

Презентация сочетает в себе динамику, звук, красочное изображение, что значительно улучшает восприятие информации. Это некая наглядность, дающая возможность педагогу выстроить объяснение на занятиях логично, научно, с использованием видео фрагментов, иллюстраций, аудио записей и тд. На занятиях по обучению грамоте, предлагается детям для лучшего усвоения звуков, презентации с изображением букв и дети могут не только увидеть букву, проговорить звук, но и так же услышать или пропеть вместе с танцующими и поющими буквами на экране. У детей есть возможность самим поработать с буквой, при правильном выполнении работы ребенку дается возможность самому нажать клавишу и тем самым проверить правильность выполнения задания.

Повышается мотивация детей к занятиям. Просматривая презентацию несколько раз, ребенок лучше запоминает информацию, формируется адекватная, то есть осознанная, оценка ребенком своих действий во время занятий с компьютерной программой.

Использование ИКТ в индивидуальной работе с детьми, позволяет развить не только интеллектуальные способности, но и воспитывает волевые качества, такие как самостоятельность, собранность, усидчивость. Презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить предыдущую тему. Также можно более детально остановиться на вопросах вызывающих затруднение.

С помощью мультимедийных презентаций можно проводить с детьми комплексы зрительных гимнастик, упражнений для снятия зрительного утомления (ссылки на данные презентации см. ниже). На экране монитора появляются картинки – символы различных упражнений. Упражнения выполняются, глядя на экран. Движения глаз детей соответствуют движениям предметов на экране .

Можно использовать физкультминутки, почти в течение всего рабочего дня. Детей очень привлекают такие презентации, так как для их создания в основном используется анимация, весёлая музыка. Движения, которые выполняют мультипликационные герои, просты и доступны каждому ребёнку.

При использовании компьютерных технологий все компьютерные задания подбираются с учётом возрастных возможностей и особенности развития ребенка. Учитывается непрерывная работа с компьютером не более 10 минут в соответствии с нормами Сан Пин.

hello_html_426becf8.jpg

hello_html_6f0d105b.jpg

Первой реакцией было изумление. Субтитры быстро бегут по экрану с незначительным отставанием в 1-2 секунды, предложения логичные и связные. Это даже лучше, чем субтитры на телевидении, не говоря уже о большинстве программ автоматического субтитрования, которые преобразуют речь в текст. Они могли следить за всем, что происходит в комнате. Еще больше впечатлило, что приложение протестировали в реальных условиях – на встрече, где идет оживленная беседа. Глухие могли смотреть вокруг, немного слушать и читать субтитры, если что-то упускали.

Каталог мультимедийных презентаций, используемых в работе с детьми.

Читайте также: