Доклад сказкотерапия логопеда коррекционной школе интернате 1кл 1доп кл и 3а кл

Обновлено: 29.04.2024

2 Сказкотерапия Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром. Этот метод позволяет решать ряд проблем, возникающих у детей дошкольного возраста.В частности, посредством сказкотерапии можно работать с агрессивными, неуверенными, застенчивыми детьми; с проблемами стыда, вины, лжи, страха; принятием своих чувств, а также процесс сказкотерапии позволяет ребенку актуализировать, осознать свои проблемы, и увидеть различные пути их решения.

3 Значение сказкотерапии в логопедической работе Все дети с нарушениями речи быстро отвлекаются, утомляются, не удерживают в памяти задания. Не всегда доступны детям логические и временные связи между предметами и явлениями. Именно эти особенности речевых нарушений диктуют основную цель использования приёмов сказкотерапии: всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов.

4 Задачи, которые решает сказакотерапия Задачи, которые решает сказакотерапия : Коррекционно - образовательные задачи: развивать речь; развитие фонематического восприятия; работа над артикуляцией, автоматизацией, дифференциацией звуков, введением их в свободную речь; совершенствование слоговой структуры слова; уточнение структуры предложения; совершенствование связных высказываний. Коррекционно - воспитательные задачи: воспитание духовности, любви к природе, гуманности, скромности, доброты, внимания, выдержки, ответственности, патриотизма. Коррекционно - развивающие задачи: развитие познавательных процессов (мышления, памяти, воображения, ощущения, фантазии); развитие просодической стороны речи; развитие умения передавать образ через мимику, жест и движение; обучать приёмам вождения персонажей сказки в настольном театре, театре мягкой игрушки, пальчиковом театре.

6 Способ подачи сказочного материала и привлечения ребенка к творческому процессу : Способ подачи сказочного материала и привлечения ребенка к творческому процессу : Можно рассказывать сказку, задавая включающие вопросы ребенку в пиковых ситуациях: как ты думаешь, почему герой поступил так, тебе понравился его поступок, как бы ты поступил на его месте? Можно рассказывать сказку, задавая включающие вопросы ребенку в пиковых ситуациях: как ты думаешь, почему герой поступил так, тебе понравился его поступок, как бы ты поступил на его месте? Можно предложить ребенку сочинить сказку вместе, рассказывая ее небольшие фрагменты по очереди. Можно предложить ребенку сочинить сказку вместе, рассказывая ее небольшие фрагменты по очереди. Также возможен вариант, когда взрослый предлагает ребенку сочинить сказку на заданную тему. Также возможен вариант, когда взрослый предлагает ребенку сочинить сказку на заданную тему. Еще одним вариантом сказка терапевтической работы может стать рассказывание известной сказки от лица различных персонажей. Еще одним вариантом сказка терапевтической работы может стать рассказывание известной сказки от лица различных персонажей.

7 В атмосфере сказки дети раскрепощаются, становятся более открытыми к восприятию действительности, проявляют большую заинтересованность в выполнении различных заданий. Таким образом, через использование сказки, её сюжетных линий мы можем решать многие коррекционные задачи. Этим мы повышаем эффективность логопедической работы за счёт включения эмоционального компонента в образовательный материал.

Учитель I квалификационной категории: Рябокобыленко Е.Н.

Пояснительная записка

Данная коррекционная программа рассчитана для детей с ограниченными возможностями младшего школьного возраста. У них наблюдается недоразвитие познавательной деятельности как основной признак, симптом умственной отсталости и некоторые особенности эмоционально – волевой сферы. Эмоции “особых детей” неустойчивы, изменчивы. На одно и то же повторяющееся явление, они могут реагировать по-разному. Поэтому необходимо перед рассказыванием сказки создать положительный эмоциональный настрой, успокоить ребенка, ввести его в состояние волшебства, заинтересованности увидеть и услышать что-то необычное.

Сказка играет большую роль в коррекции эмоциональной сферы “особых детей”. Эмоциональный фон, который создает психолог при чтении сказки, смена голосов персонажей, отражение на лице психолога эмоциональных состояний персонажей сказки – все это способствует тому, что ребенок, бессознательно начинает “отражать” на своем лице те чувства, которые он испытывает при прослушивании сказки.

Сказка оказывает корригирующее воздействие на эмоциональную сферу детей.

Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, но и побуждает их к речевому контакту. Ее значение расширяется до понятия “социальная адаптация”, а значит, сказка играет важную роль в коррекции и подготовке детей к жизни и труду.

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЙ : развитие эмоциональной сферы у детей с “ограниченными возможностями здоровья”; -развитие внимания, памяти, мышления, устной, монологической и диалогической речи; -развитие волевой сферы, эмпатии и толерантности. - умение узнавать и различать персонажей из сказок; - воспитание умственной активности, интереса к учебной деятельности.

Вызвать у детей потребность в эмоциональном общении посредством сказки.

Узнавать предметы по словесному описанию без опоры на зрительное восприятие предметов.

Развитие пространственной ориентировки с опорой на зрительное восприятие предметов.

Учить выделять предметы в группу (сказку), опираясь на зрительный образ.

Понимать эмоциональные состояния сказочных персонажей, осуществлять перенос знаний об эмоциональных состояниях на конкретные образы

Формировать навыки речевого общения.

Воспитательно -развивающие задачи сказкотерапии : 1. Воспитание у детей положительных нравственных качеств. 2. Умение последовательно и правильно излагать свои мысли в устной речи. 3. Развитие разговорно - диалогической и монологической речи. 4. Научить детей анализировать, находить сходство и различие в сказочных персонажах. 5. Развивать у детей умение имитировать речь и движения сказочных героев. 6. Развивать психофизические процессы (внимание, память , мышление и т.д.). 7. Инсценировка сказок способствует развитию выразительности, образности речи, формированию необходимого ритма и темпа.

НОРМАТИВНО - ПРАВОВАЯ БАЗА:

приказы Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373, от 17.12.2010 № 1897, от 17.05.2012 № 413

Примерная адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью,

Устав образовательной организации.

Формы организации работы учащихся:

2. Коллективная - фронтальная - парная - групповая

Формы учебных занятий

диалоги и беседы

прослушивание и просматривание сказок

рисование сказочных персонажей

Основные этапы работы над сказкой

1. Знакомство с персонажами сказки.

2. Знакомство с главным героем сказки.

3. Первичное рассказывание сказки.

4. Вторичное рассказывание сказки.

5. Анализ сказки.

6. Стимулирование “подсказок” детьми. Повторное рассказывание сказки психологом.

7. Совместное рассказывание сказки учителем и ребенком.

8. Проведение игр

Личностные и предметные результаты: в структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

действие смыслообразования (интерес, мотивация)

действие нравственно-этического оценивания ( "что такое хорошо, что такое плохо")

формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру

формирование желания выполнять учебные действия

использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий

АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Минимальный уровень:

осознанное и правильное чтение текст вслух по слогам и целыми словами;

участие в коллективной работе по оценке поступков героев и событий;

участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;

восприятие на слух сказок и; ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал;

пересказ содержания прочитанного текста по вопросам;

Достаточный уровень:

п онимание содержания небольших по объему сказок,

чтение сказки после предварительного анализа вслух целыми словами (сложные по семантике и структуре слова ― по слогам) с соблюдением пауз, с соответствующим тоном голоса и темпом речи;

ответы на вопросы учителя по прочитанному тексту;

определение основной мысли сказки после предварительного его анализа;

чтение сказки молча с выполнением заданий учителя;

определение главных действующих лиц произведения; элементарная оценка их поступков;

чтение диалогов по ролям с использованием некоторых средств устной выразительности (после предварительного разбора);

пересказ сказки по частям с опорой на вопросы учителя, картинный план или иллюстрацию;

выразительное чтение наизусть 7-8 стихотворений.

выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи учителя и анализ речевой ситуации;

участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций.

Методическая литература :

1. "Воспитание сказкой" Л.Б.Фесюкова. Москва "Фолио" 2000г. 2. "Сказкотерапия" И.В.Вачков. (Ось -89) 3. "Практикум по сказкотерапии" Т.Д.Зинкевич - Евстиииигнеева. (2001г. Санкт - Петербург "Речь". 4. Игры со сказками. Школа Олеси Жуковой. Санкт - Петербург "ОЛМА - ПРЕСС- 2003г. 5."Читаем сказки с логопедом" О.Г. Ивановская .Санкт-Петербург издательство "Каро" 2007г.

Календарно - тематическое планирование по сказкотерапии 1 класс, 32часа в год, 1 час в неделю

В связи с тем, что характер речевых патологий у дошкольников стал достаточно распространенным и более сложным в своих проявлениях, возникла необходимость поиска новых форм и методов работы.

Рост числа нарушений развития речи в наше время объясняется не только медицинскими факторами, но и изменившимися социально-культурными условиями, в которых сегодня растут дети.

Проанализировав данную ситуацию, я решила выявить наиболее эффективные приемы и методы в работе для совершенствования всех компонентов речевой системы, повышения интереса к выполнению упражнений по коррекции речи, развития познавательных процессов, развития эмпатии, формирования моделей выражения основных эмоций и чувств, овладение навыками управления своим поведением, творческой активности, воспитания нравственности.

Для себя я выделила метод сказкотерапии, который является здоровьесберегающей технологией, а именно комплексной системой, направленной на коррекцию речевых нарушений, личностное развитие ребенка и сохранение его здоровья, и позволяет в рамках сказки решать обучающие, коррекционные и воспитательные задачи.

Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для речевого развития ребенка, расширения его сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром. Основной принцип сказкотерапии - целостное развитие личности ребенка.

Сказка чрезвычайно многогранна, как и сама жизнь. И это делает ее эффективным психотерапевтическим и развивающим средством в работе с детьми, имеющими сложные речевые нарушения. Ведь у таких детей наблюдается:повышенная двигательная активность, отвлекаемость, неустойчивость внимания, агрессивность, неуверенность в себе. Наши дети не умеют играть по правилам и удерживать взятую на себя роль, не умеют четко излагать свои мысли и пересказывать.

Между родителями и детьми преобладает обиходно — бытовая лексика. Отсутствие эпитетов, сравнений, образных выражений обедняет, упрощает речь, превращает ее в маловыразительную, скучную. Без яркости и красочности речь бледнеет и тускнеет. В то время как, сказка дает прекрасные образцы речи, подражание которым позволяет ребенку успешно овладеть родным языком. Поэтому она незаменима в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста, в частности, с речевыми нарушениями.

Я использую сказку, как помощника для овладения детьми лексико-грамматической системой языка. Сказку можно подобрать к любой жизненной проблемной ситуации, что помогает научиться ребенку соблюдать нормы поведения, правила игры, нравственные заповеди.

В своей работе я применяю различные формы сказкотерапии, некоторые из них являются авторскими, (автор Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, 2011, а некоторые помогли придумать и создать сами дети. Все формы вы можете видеть на слайде.

Артикуляционные сказки

Постановка сказок (игры-драматизации).

Сочинение сказок (интерпретация, сочинение новых сказок и историй).

Медитация на сказку (погружение в какой-либо процесс - статическое, психодинамическое).

Куклотерапия (пальчиковые, бумажные, перчаточные куклы, фланелеграф, теневые).

Кратко расскажу вам о каждой из представленных форм.

Итак, 1-е "Медитация на сказку".Эту форму работы проводит воспитатель логопедической группы по-моему заданию, на своих занятиях я использую некоторые элементы. Работа заключается в следующем: я сделала подборку звукозаписей, при помощи которых, дети могут погрузиться в любое из представленных здесь состояний и отобразить его.

Сюда же относятся "Пантомимические этюды", которые я чаще всего использую на фронтальных занятиях, чтобы настроить детей на занятие и активизировать мышцы лица. С этой целью, я показываю карточки со смайлами, отражающими ту или иную эмоцию. Задача детей повторить и описать это чувство.

Вторая форма работы - это "куклотерапия". Суть её заключается в применении различных видов театра, начиная от пальчикового, заканчивая теневым. Мне нравится наблюдать, как в ходе "оживления" выбранных героев раскрываются дети, какие эмоции они направляют в этот, по-сути, неодушевлённый предмет. Именно в приёме куклотерапии и "оживает" речь, ведь все мы знаем не безызвестное высказывание В. А. Сухомлинского "речь ребёнка живёт на кончиках пальцев". Именно при помощи манипуляций такого театра больше всего работают руки, пальцы, а соответственно развиваются речевые центры коры головного мозга ребёнка.

Третье направление моей работы- драматизация, разыгрывание сказок по ролям. Игра драматизация- это своеобразный и самостоятельно существующий вид игровой деятельности. Она отличается от обычной сюжетно-ролевой деятельности тем, что создаётся по готовому сюжету, взятому из книги. Такая игра труднее для детей, чем подражание тому, что они видят в жизни. Участие в инсценировке представляет участникам широкий простор для проявления инициативы, творческих способностей. Ребёнку надо представить себя на месте изображаемого персонажа, проникнуться его чувствами. В этой технике я использую как народное творчество, так и различные авторские сказки.

Ни одно индивидуальное занятие не обходится без артикуляционных сказок (авторы - Косинова Е. М., Рожкова Т. В., Чернякова В. Н.). Всем известно, что закрепление любого навыка требует многократного повторения и, чтобы у детей не пропал интерес к выполняемой работе, необходимо вызвать интерес, положительное отношение детей к артикуляционной гимнастики, создать положительный эмоциональный настрой, и для этого очень хорошо подходят сказочные истории.

И последний- метод на создание, которого натолкнули меня сами воспитанники - сочинение сказок. В нём я использую две развивающие ситуации. Условно я назвала их так: "Я- писатель" и "Сказка на пальцах". Эти два направления легко взаимодействуют и дополняют друг друга. Суть их заключается в следующем: ребёнок выбирает героев (мелких игрушек-киндер, и сочиняет с ними сказку, которую постепенно развивает. Для этой цели я разработала специальные поля-заготовки, которые позволяют переносить сказочных героев, то в заснеженный лес, то в зимний городок. Что самое ценное здесь для меня, как для логопеда- ребёнок грамотно строит развёрнутый рассказ, он проявляет инициативу и фантазию, а также отрабатывает все интересующие (автоматизируемые) звуки. Далее, как домашнее задание, по мотивам этой сказки ребёнок создаёт свою книгу, из обычных листков А4, рисует героев, события, которые с ними происходили, и придумывает конец. Есть ещё одно развитие, как я уже сказала выше, "Сказка на пальцах". Ребёнок обводит свою ладонь, а затем на каждый пальчик придумывает и рисует героя, затем придумывает сказку и рассказывает её. А домашнее задание повторяется, также придумывается книжка с этой сказкой, и счастливый конец.

Применяя методику сказкотерапии я увидела, как повысилась мотивация к логопедическим занятиям у детей, домашние задания стали не обузой, а ещё одним шансом поиграть, вернуться в сказку.

Использование конструктора в работе учителя-логопеда

Использование конструктора в работе учителя-логопеда .

Использование лэпбука в работе учителя-логопеда на индивидуальном коррекционном занятии.

Использование лэпбука в работе учителя-логопеда на индивидуальном коррекционном занятии. На индивидуальных коррекционных занятиях хорошо зарекомендовала себя универсальная папка - лэпбук, которая позволяет закрепить и систематизировать.

Использование элементов методики Фридриха Фрёбеля в работе учителя-логопеда

Использование элементов методики Фридриха Фрёбеля в работе учителя-логопеда Внешний вид стенгазеты. В непосредственно образовательной деятельности логопеда с детьми мы постоянно используем элементы данной методики.

Использование деятельностного подхода в работе учителя-логопеда с семьей воспитанников ДОУ 30 марта 2016г. проходила областная научно-практическая конференция "Современное образование в островном регионе: опыт, проблемы и перспективы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сказкотерапия – это один из самых эффективных методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья младшего возраста, которые испытывают затруднения в физической, эмоциональной или поведенческой сфере. Этот метод является всеохватывающим и открытым для понимания детей. Метод сказкотерапии позволяет решать проблемы эмоционально-волевого контроля поведения. Он знакомит детей с книгами, приобщает к литературе, а также мотивирует детей к творчеству, через совместное сочинение сказок.

Сказкотерапия развивает личность ребенка посредством многогранного воздействия. Развивает лидерские качества, речь, воображение, мышление, а также способствует устранению таких неблагоприятных качеств как: нерешительность, страхи, агрессию и т.д. Благодаря погружению в сказку ребенок раскрывается, переживает яркие эмоции и ощущения.

Многократно перечитывая сказки, совместно с педагогом дети знакомятся с различными нравственными понятиями, такими как добро, долг, взаимопомощь, благодарность, справедливость, совесть, честь, смелость и др.

В младшем школьном возрасте у ребенка активно развивается механизм идентификации, потому в этот период сказкотерапия наиболее эффективна. Ребенок полностью вживается в роль персонажа, в полной мере переживает все события происходящие с его героем, присваивает ему свои личностные качества и установки. Сказочные образы ненавязчиво учат ребенка, как поступать в той, или иной сложной жизненной ситуации, соблюдая нормы нравственности и морали.

Сказкатерапия позволяет детям погрузиться в страну чудес, стать участником настоящей сказки. Чего невозможно добиться через обычное прочтение сказки или просмотр мультфильма. С развитием мультипликации родители стали значительно реже читать своим детям, что сказывается на детях в полной мере, им сложно воспринимать материал на слух и в значительной мере снижается процессы воображения и мышления.

Метод сказкотерапии в занятиях с особыми детьми не только имеет обучающий характер, но и коррекционно-развивающий, который направлен на рост личностного и творческого потенциала ребенка. Сказкотеррапия пробуждает в детях любовь к чтению, детям будет интересно не только обыграть сказку вместе со специалистом, но и прочесть другие сказки самостоятельно, проанализировав их.

Сказкотерапия – один из основных жанров фольклора, эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел. В социально-культурной деятельности, является одним видов и способов эмоционально-психологического, педагогического влияния, социально-нравственного формирования.

Сказкотерапия, рассчитана для детей младшего школьного возраста, с пониженным уровнем самооценки. Самооценка - ценность, которая припи­сывается индивидом себе или отдельным своим качествам.

Для лучшей адаптации, ощущения счастья и способности преодолевать трудности, ребенку необходимо иметь положительно высокую самооценку. Дети с заниженной самооценкой быстро сдаются, видят непреодолимые преграды там, где их, по сути нет. Они с трудом находят себе друзей, хуже адаптируются в социуме. Им свойственна хандра, чувство тревоги, пассивность, обидчивость, повышенная чувствительность к негативизму. Они не принимают участия в играх требующие группового участия, т.к. бояться оказаться обузой для остальных и стать предметом насмешек.

Иногда дети, которым дается негативная оценка в семье, стремятся компенсировать это в общении с другими детьми. Они хотят всегда и везде быть первыми, и если им это не удается, такие дети могут быть агрессивны по отношению к сверстникам, вымещать на других все свои негативные эмоции. У таких детей очень высок риск деструктивного поведения по отношению к самим себе или к окружающим людям; их внутренний потенциал остается нераскрытым. Таким образом, становится очевидным необхо­димость оказания своевременной социально – психологической помощи данной категории детей.

Сказки и сочинение историй в целях обучения и целительства применяются с глубокой древности. М. Эриксон, Н. Пезешкиан, Б. Беттелхеймс стали применять метафоры, сказки и притчи в качестве средств психотерапевтической интервенции. Н. Пезешкиан рассматривал притчи и поговорки как примеры живой образности речи, способствовавшей разрешению внутрипсихических конфлик­тов и снятию эмоционального напряжения.

Сказкотерапия - это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем.

- сказкотерапия - это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность;

- сказкотерапия - процесс объективизации проблемных ситуаций. Самое важное - создать ситуацию, в которой ребенок может задуматься над смыслом и неоднозначностью ситуации. В этот момент ребенок познает философию жизни: нет однозначных событий, даже внешне неприятная ситуация может через некоторое время обернуться благом.

Основной целью сказкотерапии является:

- Снятие эмоционального напряжения;

- Создание игровой доверительной атмосферы в группе;

- Установление межличностных контактов между детьми;

- Формирование у детей адекватной самооценки, умения принятия своих отрицательных сторон, формирование желания нравиться себе и другим людям;

- Развитие мышления и воображения в процессе сочинения сказок;

- Развитие у ребенка чувства уверенности в себе, в собственных силах;

- Развитие коммуникативных умений и навыков в общении со сверстниками и взрослыми.

Общеизвестные литературные сказки не могут являться основным способом терапии, а только используются в качестве профилактики, модели, иллюстрации или иного вспомогательного средства. Безусловно, ещё в древние и тёмные времена человек пытался сблизить литературу с психологией. Продуктом именно этой деятельности и является сказкотерапия. Гипнотическая школа указывает на сходство между прослушиванием сказки и введением в транс. Атмосфера почти всегда идентичная: ритмичная речь человека, которому доверяешь, сопровождается непонятными формулами и повторами (присказками и т.д.). Следовательно, сказка может внушать, а не только предлагать модели поведения, некие ценности, убеждения и даже определённые жизненные сценарии.

Можно выделить основу сказки, на чем она построена и вместе с ребенком сочинить свою сказку. Основная сюжетная линия выглядит так:

- Развитие событий, герой сталкивается с задачей или проблемой, которую ему необходимо решить, иначе случиться беда;

- Герой отправляется на поиски решения этой проблемы;

- Путь героя, где по пути он бескорыстно помогает попавшим в беду;

- Герой добывает волшебный предмет, который ему поможет;

- Герой теряет предмет;

- На помощь главному герою приходят те, кому он помогал по пути и возвращают утерянный предмет или находят новый;

- Герой возвращается и решает проблему.

В эту схему можно добавить еще различные варианты или убрать лишние. Важно дать детям возможность фантазировать и лишь иногда указывать им направление сюжета.

Т. Д. Зинкевич делит сказкотерапию на следующие типы:

1. Сочинение сказок - интерпритация; переписывание сказок; дописывание сказок; сочинение новых сказок и историй;

2. Постановка сказок - сказки на песке; театрализованные игры; терапевтические кукольные спектакли;

3. Рассказывание сказок:

б) Индивидуальное - от 1-го лица; от 3-го лица.

О чем эта сказка?

Чему учит эта сказка?

Все это может стать темой для обсуждения. При обсуждении сказки наша основная задача – подвести ребенка или взрослого к тому, что все явления нашей жизни неоднозначны.

Таким образом, можно сделать вывод, что сказкотерапия является эффективным методом работы с особыми детьми. Т.к. данный метод позволяет решать проблемы эмоционально-волевого контроля поведения. Он знакомит детей с книгами, приобщает к литературе, а также мотивирует детей к творчеству, через совместное сочинение сказок. Сказкотерапия развивает личность ребенка посредством многогранного воздействия. Развивает лидерские качества, речь, воображение, мышление, а также способствует устранению таких неблагоприятных качеств как: нерешительность, страхи, агрессию и т.д.

Список литературы:

Татарицкая Я.В. Социально-культурные технологии в сфере реабилитации детей с ограниченными возможностями в дошкольных интегративных учреждениях. // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. – 2013 – том 195.

Волкова Н.А., Слизкова Е.В. Сказкотерапия как фактор нравственного развития младших школьников. // Концепт. – 2014 - №2.

Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. - СПб., 1998.

Читайте также: