Доклад по русскому языку по обновленной программе

Обновлено: 20.05.2024

Вникая в слова, сказанные Конфуцием, я все больше убеждаюсь в том, что после каждого урока, который я провожу в 5-8 классах, я ловила себя на мысли, что современный учитель должен размышлять над своими проведенными уроками, анализировать их. Иначе учитель никогда не сможет добиться хороших результатов в обучении. Обновление содержания среднего образования является новой вершиной для современных педагогов, которую придется брать штурмом. Ведь перед педагогами стоит важнейшая задача: воспитать и обучить таких учеников, которые смогут адаптироваться и реализовать себя в современном мире.

Для достижения поставленной цели на уроке учителю необходимо решать следующие задачи: учить слушать с пониманием, говорить, читать и писать; формировать лингвистическое отношение к единицам языка.

К сожалению, в современной школе язык изучается в письменном виде, от учеников требуется грамотность в виде орфографии, изучении правил, но в тени остается то, как эти полученные знания ученики смогут использовать в жизни. И коммуникативная компетенция остается одной из важнейших характеристик языковой личности. На практике учащиеся не всегда в должной мере владеют навыками коммуникации. И обновленная программа содержания среднего образования позволяет развитие этих навыков.

Все, чему я научилась на курсах, я постаралась внедрить в свою практику.

При разделении на группы я также столкнулась с трудностями. В первые дни во всех классах у меня был полный хаос. Некоторые не хотели сидеть друг с другом, они хотели сидеть со своими друзьями, некоторым просто не хотелось работать в группе или паре. Но в дальнейшем им стало интересно меняться в группах, потому что так менялась и их роль: спикера, фасилитатора, докладчика или наблюдателя. Я поняла, что надо тщательно обдумывать каждое слово и выражение, с помощью которых ты будешь давать инструкции ученикам. ЭТО ОЧЕНЬ ВАЖНО.

Особенно хорошо стала получаться работа в парах, так как при такой форме работы отмечается высокий уровень обмена информацией и меньше разногласий, но возникала и эмоциональная напряженность, когда в пару попадали ученик с более высокой мотивацией и ученик с низкой мотивацией к обучению. В таких случаях именно учитель должен вмешаться и помочь выйти из затруднительной ситуации.

Большую роль на уроках русского языка и литературы играют наглядные пособия, видео- и аудиоматериалы: схемы, карты, чертежи, таблицы, картины, рисунки, фотографии, слайды, книги, газеты, журналы, фильмы, музыка, песни. Именно они делают занятия более емкими и запоминающимися. Я стараюсь почти на каждом уроке готовить эти материалы для моих учеников. Так, учащимся 5-6 классов нравится просмотр мультфильмов, отрывков из кинофильмов, театральных постановок. Учащиеся 6 класса, обучающиеся второй год по обновленной программе, выполняя задания на аудирование, стали показывать результаты выше, чем в прошлом году: точнее записывают ключевые слова, словосочетания, в определении темы и основной мысли текста меньше ошибок и неточностей. Некоторые творческие задания вызвали у ребят интерес и желание выполнить их. Так были оформлены рисунки фразеологизмов, комиксы, брошюры, рисунки генеалогического древа. С учащимися 8 класса мы осваиваем приемы оформления ментальных карт, схем, таблиц, диаграмм. И уже стало понятно, что эта работа учащимся нравится, они понимают, какой материал необходим для отбора, что важно в сплошном тексте, чтобы его отразить затем в несплошном.

Оценивание работы учащихся я провожу непрерывно, стараюсь обеспечить обратную связь между учеником и учителем, что позволяет своевременно корректировать учебный процесс без выставления баллов и оценок. Наиболее частым на моих уроках можно назвать оценивание по заранее распечатанным критериям и дескрипторам к заданиям, когда учащийся видит перед собой цель и старается ее достичь. Учащимся нравится, если за работу на уроке они получили смайлики, с удовольствием оценивают других учащихся, но не всех классах объективно. Над этим еще предстоит работать.

Пока учитель задаёт себе эти вопросы, он развивается. Как только он начинает довольствоваться достигнутым – прекращается его профессиональный рост. Безусловно, рефлексия является обязательным условием саморазвития не только ученика, но и учителя.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образование является, пожалуй, единственной эффективной долгосрочной стратегией для участия страны в конкуренции. По всему миру пересмотрены или же пересматриваются на данной момент образовательные системы на предмет того, какое образование они предоставляют для своих будущих поколений.

Обновление содержания образования – это, прежде всего, пересмотр самой модели среднего образования, его структуры, содержания, подходов и методов обучения и воспитания, внедрение принципиально новой системы оценивания достижения учащихся. Весь комплекс мероприятий в рамках обновления содержания образования направлен на создание образовательного пространства, благоприятного для гармоничного становления и развития личности.

Качественные изменения в любой области нашей жизни, а тем более в образовании невозможны без формирования нового взгляда учителя на свое место и роль в учебном процессе. Без осмысления, нами учителями, новых целей и задач в обновлённом содержании и технологии обучения, новых форм оценивания с учетом компетентностно-ориентированного подхода в обучении это сделать практически невозможно. Именно поэтому педагогу необходима готовность к восприятию методологии и содержания обновленного ГОСО, к изменению программного и методического обеспечения образовательного процесса, к изменению целей и способов педагогической деятельности.

Переход на обновление содержания образования предъявляет новые требования к работе в рамках компетентностного подхода к образованию, формированию готовности работать в условиях возросшей индивидуализации образовательного процесса. Обновление структуры образования заключается в преодолении традиционного репродуктивного стиля обучения и переход к новой развивающей, конструктивной модели образования, обеспечивающей познавательную активность и самостоятельность мышления школьников.

Программа обновления содержания образования предполагает, что обучение должно быть активным, проводиться в условиях созданной коллаборативной среды, должна осуществляться дифференциация обучения, в процессе обучения должны реализовываться межпредметные связи. Кроме перечисленного обязательным является использование ИКТ, диалоговое обучение, осуществляются методы исследования и своевременное реагирование на потребности учащихся.

Учитель должен уметь:

- формулировать учебные цели для достижения результатов;

-строить учебный процесс по организации усвоения учебного материала;

-готовить учебные материалы в соответствии с учебными целями;

- использовать потенциал информационной среды для учебного процесса;

-создавать условия для опережающего развития учащихся;

-создавать атмосферу психологического комфорта и поддержки;

- готовить учащихся к самообразованию, самоопределению и самореализации;

- оценивать текущие результаты, направленные на достижение поставленных целей.

В мерах по обновлению содержания отечественного среднего образования центральное внимание уделяется навыкам, имеющим широкий спектр применения в современной жизни: творческое применение знаний; критическое мышление; выполнение исследовательских работ; использование ИКТ; применение способов коммуникативного общения, включая языковые навыки; умение работать в группе и индивидуально. Базируясь на общечеловеческих и этнокультурных ценностях, эти навыки позволяют учащемуся решать проблемы как учебного, так и жизненного характера.

Курсовая переподготовка по новым подходам в образовании ещё раз доказала, что общество развивается стремительными темпами и требует гибкости от учителя, способности воспринимать и принимать инновации, готовности к переменам. Я убедилась, что сегодня учитель должен быть не только источником знаний, но и активным участником учебного процесса. Вовлечь каждого ребёнка в процесс обучения, суметь выслушать его, сделать его своим ассистентом, посмотреть глазами ученика на волнующую его проблему – вот задача учителя. Новое время потребовало от учителя владения современными активными технологиями и активного применения их на уроках. Сегодняшний ученик хорошо владеет компьютером, разбирается в технике.

Очень часто в процессе урока мы замечаем, что тот или иной ученик отвлекается на посторонние темы, плохо запоминает материал, не может высказать свои мысли. Возникает вопрос, как создать условия, при которых бы первоклассник с большим вниманием и интересом слушал учителя, хорошо понимал и усваивал материал, и при котором бы шло развитие познавательных процессов? В своей практике в среднем звене уже много лет я использую принцип занимательности и разнообразные игровые элементы, вызывающие у учеников положительную мотивацию к изучению русского языка.

Самый известный и наиболее частый по употреблению элемент занимательности, используемый на уроке,- это Игра.

Приведённая мною классификация дидактических игр основана на тематическом принципе: игры распределены по разделам лингвистики (при этом в каждом есть игры, помогающие отрабатывать коммуникативный аспект):

Игровая деятельность как элемент урока может применяться на любом его этапе – от проверки домашнего задания до выполнения контрольной работы и обобщения.

Некоторые виды дидактических игр я применила и для первоклассников. А играть они любят и готовы придумывать уже свои варианты игр. Для развития речи и пополнения словарного запаса, усвоения лексики по данной теме применяю ролевые игры, как например:

Особое внимание, наряду с чтением, говорением и слушанием, я уделяю и письму. На первой стадии это списывание, запись под диктовку односложных и двусложных слов. Очень хорошо помогает использование магнитно-маркерной доски. Например, на интерактивной доске появляется картинка с изображением , потом слово. Дети запоминают кто это или что это. Обращают внимание на буквы ( синие- согласные, красные-гласные) и как они произносятся. Потом записывают слово и поднимают доску вверх, чтобы учитель мог видеть и оценить(ФО). Вариантов много. Позже, уже в тетрадях ошибок будет меньше или их нет.

Какие активные методы , стратегии мы бы не применяли, они должны быть направлены на достижения цели урока. Для этого необходимо решать следующие задачи: учить слушать с пониманием, говорить, читать и писать; формировать лингвистическое отношение к единицам языка. И в решении этих задач нам помогут активные методы обучения.

Нам, педагогам новой формации, необходимо научить детей думать, развивать личность, способную жить в динамично развивающейся среде. Учитель больше не источник информации, учитель уже не должен стоять и пересказывать репродуктивно материал и требовать того же самого от ученика. Ученик должен постоянно для себя делать как бы маленькие открытия. Это и есть творческий подход к обучению. Акцент делается не на полученные знания, а на процесс их применения.

Особую роль занимает Русский язык в системе школьного образования.

- развитию коммуникативных навыков в устной и письменной речи;

- развитию связной речи (монолог, диалог, беседа);

- развитию осознанного, правильного, беглого, выразительного чтения;- развитию творческого воображения;

- формированию общечеловеческих ценностей.

Действительно, сегодня каждый педагог ставит перед собой главную цель - обеспечить обучающихся качественным образованием с учетом индивидуальных способностей, потребностей, а также сформировать творческую личность.

Главная задача - воспитать творческую и активную личность, умеющая самосовершенствоваться, добывать самостоятельно знания и уметь применить их в какой-то конкретной ситуации.

Обязательно необходимо планировать свои уроки, чтобы сделать их интересными и познавательными. Современная школа учит обучающихся применять полученные знания в повседневной жизни. Для этого необходимо применять разнообразные подходы на уроках русского языка. Которые развивают мышление, логику, учат детей рассуждать, принимать решения и отвечать за собственные поступки, помогают найти контакт друг с другом, учат работать в команде.

Используя естественный подход, учитель способствует формированию

понимания и установлению коммуникаций, а также стремится укрепить подлинную связь среди учащихся. На таких уроках необходимо использование реального материала для чтения.

Применение дидактических игр, вызывает интерес к уроку и повышает функциональную грамотность. При этом материал урока становится более интересным и доступным, увеличивается работоспособность.

Огромное значение в повышении грамотности обучающихся имеют уроки развития речи.

Уметь писать сочинение - значит уметь мыслить, видеть, анализировать увиденное, высказывать свою точку зрения. Для развития речи можно использовать сочинения – миниатюры, изложении - миниатюры, которые развивают образное мышление ребенка, помогают поразмышлять над важными нравственными проблемами, которые актуальны сегодня, и много лет назад.

Дифференцированный подход является одним из основных принципов обучения. Он позволяет реализовать творческие возможности обучающихся. Используя такие формы работы, как парная форма работы, групповая, взаимопроверка, тестирование, лингвистические конкурсы, дидактические игры, удается более прочно закрепить полученные учениками знания и применить их на практике. Это позволяет достигать хорошей успеваемости обучающихся и развивать функциональную грамотность.

Принцип составления кластера прост: посередине листа записывается ключевое слово или понятие, отражающее суть темы, а вокруг слова, фразы или предложения, раскрывающие эту тему. По мере записи слова соединяются прямыми линиями с ключевым словом. Не мене интересна и продуктивна работа по составлению кластеров. Данные виды работы можно использовать на любом этапе урока и в качестве домашнего задания.

Нетрадиционные формы домашнего задания имеют большое значение для раскрытия творческого потенциала ребенка.

Виды домашнего задания:

лингвистические исследования текста;

создание кластеров, синквейнов;

составление словарей и словарных диктантов;

составление опорных конспектов, опорных схем и таблиц

В конце урока необходимо планировать вопросы, задания позволяющиеся обучающимся поразмышлять о том, чем они научились; определить цели следующего урока, оценить работу как самому обучающему, так и работу других. Необходимо уделять внимание и рефлексии. Что позволяет увидеть успехи и неудачи урока. И позволит запланировать эффективный и современный урок.

Сегодня меняется место и роль учителя в образовательном процессе. Я считаю, учитель должен быть организатором образовательного процесса в классе. Он должен организовать образовательную среду, серии мероприятий и коллективную работу обучающихся, создав атмосферу сотрудничества.

Технология критического мышления на уроках русского языка Технология критическое мышление на уроках профессионального русского языка ‹‹Образование сегодня - решающий фактор индивидуального успеха.

Работа с текстом на уроках русского языка в 4 классе Работа с текстом на уроках русского языка. (из опыта работы. Учитель: Дубинина Н. Н.) (Учебник русского языка для 4 класса, УМК «Начальная.

Словарная работа на уроках русского языка по Аооп для детей с УО (интеллектуальными нарушениями) Работу над трудными словами следует проводить систематически, слова распределяются по темам уроков, связываются с изучением определенных.

Глобальные изменения, стремительно происходящие во всем мире, вовлекают все страны в изменение образовательных систем. Кардинально меняется система образования и в современном Казахстане, она ориентирована на мировое образовательное пространство.

Нам необходимо подготовить учащихся к жизни в 21 веке, вооружив их не только знаниями, но и навыками. Основной акцент ставится на то, как смогут учащиеся воспользоваться имеющимися у них знаниями, а способствовать успешности будет обучение ключевым навыкам: умение критически мыслить, способность творчески применять знания, решать проблемы, научно-исследовательские навыки, коммуникативные навыки, способность работать в группе и индивидуально, навыки в области ИКТ.

Обновлена учебная программа по предмету, она приобрела практическую направленность, выражающуюся в развитии умений учащихся практически применять знания и навыки в конкретных жизненных ситуациях для решения проблем, возникающих в реальной действительности. Цель обучения русскому языку - развитие творческой, активной языковой личности путем формирования коммуникативных навыков по всем видам речевой деятельности на основе освоения знаний о языке, норм употребления средств разных уровней и их активизации в продуктивной речевой деятельности, а также обогащения словарного запаса.

Если раньше изучение предмета было направлено на изучение теоретических знаний, то сейчас программа нацеливает на развитие навыков речевой деятельности (слушания, говорения, чтения, письма) и формирование компетенций, которые заложены в основе функциональной грамотности. Обновление направлено на формирование и развитие коммуникативных навыков, которые необходимы для работы в команде, сотрудничества, взаимопонимания. Основу развития знаний и навыков учащихся составляют принцип спиральности и сквозные темы, переходящие от простого к сложному, обеспечивающие преемственность и интеграцию предметов.

Изменились требования, они привели к значительным изменениям в преподавании предмета, наполнив его новым качеством и содержанием. Непросто было перестроиться, изменить систему работы, мышление, отойти от изучения разделов грамматики, делать акцент на развитии навыков речевой деятельности, изменить подходы к планированию, оцениванию деятельности учащихся. Но, осмысление целей и идей обновленной программы привело к осознанию и принятию необходимости изменения форм и методов обучения, высветив основную задачу: научить ребенка учиться.

Что же изменилось на практике?

Обучение учащихся основывается на компетентностном подходе, который способствует формированию компетентной личности со сформированной языковой, речевой, коммуникативной компетенцией. Свою деятельность направляю на то, чтобы научить каждого учащегося владеть речью, пользоваться ей в разных ситуациях, чтобы продуктивно работать в команде, сотрудничать, работать с любой информацией, а главное, уметь работать самостоятельно, чтобы достичь значимых результатов.

Обучение проводится в условиях коллаборативной среды, через подбор эффективных стратегий, практических заданий, вовлекающих учащихся в активную деятельность, создание условий для речевого общения, продуманную работу в парах, группах, индивидуальный и дифференцированный подход, взаимообучение, организацию исследовательской деятельности с выходом на проекты, творческие задания.

Важным аспектом деятельности стало планирование уроков с учетом таксономии Блума, чтобы задействовать все уровни познания ученика. Цели урока обязательно согласованы с целями обучения, сформулированы в формате смарт на основе уровней мыслительных навыков обучающихся. Ожидаемые результаты конкретизируются в целях обучения к каждому уроку. Цели обучения продумываю для всех обучающихся, большинства и некоторых, предлагаю учащимся самостоятельно определять уровень мыслительных навыков при выполнении разноуровневых заданий.

Актуальным стало применение метода обратного дизайна (деконструкции).

Шаг 1- определить цель обучения в соответствии со сквозной темой.

Шаг 2- определить ожидаемые результаты в соответствии с целями обучения.

Шаг 3- разработать критерии успешности ученика в соответствии с ожидаемыми результатами.

Шаг 4 – разработать задание.

Шаг 5- определить дескрипторы к заданиям, они должны быть ясными и точными.

Продуманное планирование - это обязательное условие достижения результата, помогающее создать эффективную обучающую среду.

Важной составляющей обучения стало критериальное оценивание, предоставление регулярной обратной связи. На практике удалось оценить преимущества оценивания по критериям, с их помощью можно учителю улучшить качество преподавания, выстраивать индивидуальнукю траекторию обучения каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей, иметь оперативную информацию для анализа и планирования своей деятельности. Оценивание по критериям предоставляет учащимся возможность знать и понимать критерии оценивания для прогнозирования результата, осознавать критерии успеха, участвовать в рефлексии, оценивая себя и своих сверстников, а родителям получать доказательства уровня обученности ребенка и отслеживать прогресс в обучении ребенка. Для того, чтобы вовлечь учащихся в процесс оценивания, организую саооценивание, которое стимулирует саморегуляцию , самообучение, взаимооценивание, которое направлено на то, чтобы ученики помогали друг другу в обучении. В процессе оценивания ученики учатся сравнивать, сотрудничать, аргументировать, развивают критическое мышление.

Позволяет корректировать учебный процесс, оказывает влияние на рост и развитие учебных достижений формативное оценивание. Я использую его на каждом этапе урока, оно дает возможность корректировать учебный процесс, продвигать ученика в обучении, обеспечивает обратную связь между учителем и учеником. Дескрипторы показывают на каком этапе выполнения задания у ученика возникают затруднения, ведь это шаги ребенка к цели, они дают возможность мне предоставить для ученика качественную обратную связь. Оценивается не личность ученика, а его знания.

Значимый аспект обновления - поддержка учителя, оказываемая ученикам. Моя роль на уроке изменилась, я выступаю в роли координатора, катализатора, консультанта, оказывающего поддержку ученику, проектирующего образовательную среду, направляющего обучение ученика, мотивирующего на самостоятельное добывание знаний, анализ, эффективное использование знаний.

Моя задача – выстраивать подмостки, организовывать работу ученика в зоне ближайшего развития, отслеживать процесс обучения каждого ребенка, помочь всем детям быть успешными, учитывать индивидуальные особенности, осуществлять дифференцированный подход, обеспечить получение информации и научить с ней работать.

Цели обучения, заявляемые на уроках русского языка позволяют развивать речевую деятельность, предполагая развитие коммуникативных навыков, формирующих умение речевого общения.

Занимаясь по учебнику Сабитовой З.К., на уроках использую художественные тексты, тексты разных жанров, аутентичные тексты (тексты из оригинальных источников).

К ним подобраны задания на формирование следующих умений:

- составлять план, определять тип и стиль текста;

- диалог, исследовательская беседа;

- критически оценивать и отбирать нужную информацию;

- работать с текстами делового стиля (объявления, визитные карточки, анкеты для приема на работу и т.д.);

- извлекать информацию из несплошных текстов (билетов, афиш, графиков, схем, таблиц и т.д.);

- соотносить различные точки зрения на явления и события, формулировать собственную точку зрения.

- учиться находить и критически оценивать информацию из СМИ и Интернета.

Учащиеся учатся рассуждать, выражать свои мысли, высказывать свою точку зрения, вести дневниковые записи и блог, проводить интервью, предугадывать будущие события, выполнять проекты, снимать фильмы.

Таким образом, на уроках упор делается на общении и практическом использовании языка, выполнение заданий развивает функциональную грамотность обучающихся, навыки слушания, говорения, чтения, письма в условиях взаимодействия с социумом. Учащиеся учатся рассуждать, выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, вести дневниковые записи и блог, проводить интервью, предугадывать будущие события, выполнять проекты, снимать фильмы.

Следует отметить, что выявляется проблема недостаточного внимания к грамотности письма, орфографии, пунктуации. Эту проблему можно решить, подбирая или разрабатывая задания, которые знакомят с правилами грамматики, развивают орфографические, лексические, грамматические и пунктуационные нормы.

Навыки грамотности на уроках я отрабатываю на разных этапах урока, в том числе при работе с текстами, упражнениями, написании творческих работ таких, как эссе, синквейн, памятка, инструкция, письмо другу, телеграмма, изложение, сочинение. Эти виды работ способствуют обогащению словарного запаса, расширению круга используемых грамматических средств, совершенствованию орфоэпической, орфографической, пунктуационной и стилистической грамотности

При организации деятельности учащихся отдаю предпочтение работе в группах, парах, четверках, продумываю деятельность каждого, распределяя роли. Это развивает навыки коммуникации, совершенствует умения диалогического общения, ведения дискуссии в разных ситуациях, учит сотрудничать, взаимодействовать.

Изучение русского языка в контексте обновления содержания образования позволит сформировать функционально грамотную, конкурентоспособную личность, научит читать, слышать и слушать с пониманием, грамотно писать, говорить, соблюдая речевые нормы. Учащиеся смогут научиться учиться самостоятельно, развить коммуникативные навыки и использовать их в жизни в различных ситуациях, взаимодействовать и сотрудничать,

Большая ответственность за воплощение идей обновленного содержания образования лежит на учителе, ведь обновление предполагает активное обучение, основанное на компетентностном подходе, когда акцент делается не на полученные знания, а на умении их применять.

Индикаторы обновления_- ученики самостоятельно приобретают новые знания, конструируют собственные знания, получая информацию, работают с ней, умеют пользоваться своими знаниями, критически осмысливают происходящее.

Резюмируя, хочу сказать, что обучение по новому позволяет вовлечь каждого ребенка в процесс обучения, оказать поддержку, чтобы каждый ребенок смог добиться успеха, научился творчески подходить к решению проблем, стал обладателем компетенций, востребованных в двадцать первом веке.

Современные подходы на уроках русского языка в рамках обновленного содержания образования в Республике Казахстан

Есть успех - есть и желание учиться.

В. А. Сухомлинский

Особую роль занимает Русский язык в системе школьного образования .

- развитию коммуникативных навыков в устной и письменной речи;

- развитию связной речи (монолог, диалог, беседа) ;

- развитию осознанного, правильного, беглого, выразительного чтения;

- развитию творческого воображения ;

- формированию общечеловеческих ценностей.

Действительно, сегодня каждый педагог ставит перед собой главную цель - обеспечить обучающихся качественным образованием с учетом индивидуальных способностей , потребностей, а также сформировать творческую личность.

Главная задача - воспитать творческую и активную личность, умеющая самосовершенствоваться, добывать самостоятельно знания и уметь применить их в какой-то конкретной ситуации.

Обязательно необходимо планировать свои уроки , чтобы сделать их интересными и познавательными. Современная школа учит обучающихся применять полученные знания в повседневной жизни. Для этого необходимо применять разнообразные подходы на уроках русского языка . Которые развивают мышление, логику, учат детей рассуждать, принимать решения и отвечать за собственные поступки, помогают найти контакт друг с другом, учат работать в команде.

Используя естественный подход , учитель способствует формированию

понимания и установлению коммуникаций, а также стремится укрепить подлинную связь среди учащихся. На таких уроках необходимо использование реального материала для чтения.

Применение дидактических игр, вызывает интерес к уроку и повышает функциональную грамотность. При этом материал урока становится более интересным и доступным, увеличивается работоспособность .

Огромное значение в повышении грамотности обучающихся имеют уроки развития речи .

Уметь писать сочинение — значит уметь мыслить, видеть, анализировать увиденное, высказывать свою точку зрения. Для развития речи можно использовать сочинения – миниатюры, изложении - миниатюры, которые развивают образное мышление ребенка , помогают поразмышлять над важными нравственными проблемами, которые актуальны сегодня, и много лет назад.

Дифференцированный подход является одним из основных принципов обучения. Он позволяет реализовать творческие возможности обучающихся. Используя такие формы работы, как парная форма работы, групповая, взаимопроверка, тестирование, лингвистические конкурсы, дидактические игры, удается более прочно закрепить полученные учениками знания и применить их на практике. Это позволяет достигать хорошей успеваемости обучающихся и развивать функциональную грамотность.

Принцип составления кластера прост : посередине листа записывается ключевое слово или понятие, отражающее суть темы, а вокруг слова, фразы или предложения, раскрывающие эту тему. По мере записи слова соединяются прямыми линиями с ключевым словом. Не мене интересна и продуктивна работа по составлению кластеров. Данные виды работы можно использовать на любом этапе урока и в качестве домашнего задания.

Нетрадиционные формы домашнего задания имеют большое значение для раскрытия творческого потенциала ребенка.

Виды домашнего задания :

лингвистические исследования текста;

создание кластеров, синквейнов;

составление словарей и словарных диктантов;

составление опорных конспектов, опорных схем и таблиц

В конце урока необходимо планировать вопросы, задания позволяющиеся обучающимся поразмышлять о том, чем они научились; определить цели следующего урока , оценить работу как самому обучающему, так и работу других. Необходимо уделять внимание и рефлексии. Что позволяет увидеть успехи и неудачи урока . И позволит запланировать эффективный и современный урок .

Сегодня меняется место и роль учителя в образовательном процессе . Я считаю, учитель должен быть организатором образовательного процесса в классе . Он должен организовать образовательную среду , серии мероприятий и коллективную работу обучающихся, создав атмосферу сотрудничества.

Читайте также: