Доклад сказка о царе салтане 4 класс музыка

Обновлено: 02.07.2024

Музыкальная живопись оперы.
В каком регистре звучит инструмент?

Тип урока: Изучение нового материала.

Вид урока: Урок-путешествие.

Педагогическая цель: Сформировать у учащихся понимание регистра.

  1. Познакомить детей с оперой Н. А. Римского-Корсакова “Сказка о царе Салтане”
  2. Расширить понятие регистр.
  3. Вызвать интерес к классической музыке.
  4. Побуждать детей к адекватной самооценке своей деятельности на уроке.

Проектируемый результат: музыкальная живопись, понятие регистр.

Оборудование: компьютер, мультимедиа, экран, звукозаписи музыки.

Н.А. Римский-Корсаков опера “Сказка о царе Салтане” (фрагменты).

Ход урока

На доске афиша. (Слайд №1)

Учитель. Здравствуйте ребята, присаживайтесь. Сегодня урок у нас будет необычный, мы отправимся в театр. И, как вы уже, наверное, догадались по афише, будем смотреть и слушать “Сказку о царе Салтане”. И познакомимся с музыкальной живописью этой сказки. Ребята, а может быть вы знаете – кто сочинил “Сказку о царе Салтане”?

Дети. А. С. Пушкин. (Слайд №2)

Учитель. Правильно ребята Александр Сергеевич Пушкин. Молодцы! Скажите, пожалуйста, чем отличается сказка от других жанров?

Учитель. Молодцы ребята. В каждой сказке есть чудо. Сказочное чудо стихов А.С. Пушкина передал в музыке вам уже знакомый композитор с двойной фамилией. Кто догадался – как зовут композитора?

Дети. Римский – Корсаков. (Слайд №3)

Учитель. Правильно ребята. “Что за прелесть эти сказки!” – воскликнул однажды Николай Андреевич Римский-Корсаков при чтении очередной сказки Пушкина. Ведь именно эти сказки вдохновили композиторов на создание музыкальных сочинений.

“ В синем небе звезды блещут
В синем море волны хлещут…”

Эти строчки становятся зримыми в музыке оперы “Сказка о царе Салтане” Н.А. Римского-Корсакова. Последовательность музыкальных картин в опере та же, что и в стихах Пушкина.

Звучит фанфарный призыв, приглашая слушателей удвоить свое внимание. Фанфары начинают каждую картину оперы. (Слайд №5)

Слушая музыку оперы, вы должны будете услышать высоту звучания различных инструментов.

Ребята! Скажите, пожалуйста, с чего начинаются музыкальные сказки?

Дети. Со вступления.

Учитель. Правильно. Послушайте, пожалуйста, вступление ко 2 картине 4 действия оперы “Сказка о царе Салтане” и вслушайтесь в музыкальную живопись.

Учитель. Помогла ли вам музыка почувствовать красоту Пушкинской сказки?

Учитель. А каким образом?

Дети. Звучали разные инструменты. (Слайд № 6)

Учитель. Правильно ребята. Красота сказки была показана при помощи звучания различных инструментов. И все инструменты звучали в разных регистрах.

Что такое регистр? (Слайд №7)

Учитель. Вы много раз видели это слово (на лепестке цветка, изображенного на стене), но не знаете что это такое.

Регистр – это ряд звуков голоса или инструмента одинаковых по тембру.

А что такое тембр?

Дети. Тембр – это окраска звука. (Слайд №9)

Учитель. Молодцы ребята. Откройте, пожалуйста, словарики и запишите это. (Регистр…) (Слайд № 8)

(Дети записывают определение регистр)

И так, мы находимся в театре.

Есть в “Сказке о царе Салтане” три чуда. В опере Н. А. Римского-Корсакова у каждого чуда – своя музыкальная тема – яркая картинка, только раскрашенная не красками, а звуками.

Ребята, вспомните, пожалуйста, 1 чудо.

Учитель. Кто может рассказать стихи Пушкина о белке?

Посмотрите, пожалуйста, как изображена белка в сказке и послушайте в каком регистре поет белочка.

(Просмотр видео фрагмента)

Дети. Белка поет в высоком регистре.

Учитель. Молодцы ребята. А теперь послушайте музыкальную тему белки в опере Н. А. Римского-Корсакова. Как она звучит?

Дети. (Легко, отрывисто, подвижно).

Учитель. А в каком регистре звучала тема белки?

Дети. Тема белки звучала в высоком регистре.

Учитель. Какие инструменты вы услышали в этом фрагменте оперы?

(Дети называют инструменты симфонического оркестра)

Учитель. Ребята давайте попробуем разучить хор из оперы “Сказка о царе Салтане”

Но прежде, чем начать петь, нам нужно разогреть горлышки. Сядьте пожалуйста удобно, руки положите на колени, спину выпрямите. (зарядка языка, распевка на стаккато и легато) (Слайд № 11)

“Не в саду, не в огороде,
А в Кремле при всем народе
Белка песенки поет
Да орешки все грызет…”

Поем. Добиваемся чистоты пения. Молодцы ребята!

А сейчас антракт. Уже знакомая вам игра в оркестр. Но немного переделанная.

Сейчас будет звучать музыка. Ваша задача отличить высокий регистр инструментов от низкого. Если инструмент будет звучать в высоком регистре, то вы должны показать движениями рук, как играют на этом инструменте, а если вы услышите звучание низкого инструмента, вы должны будете хлопать в ладоши.

(Слушаем музыку. Дети изображают игру на инструментах.)

Учитель. Антракт закончен и мы снова в зале нашего театра

А вот и 2 чудо (Показывается картина богатырей) (Слайд №12)

“В чешуе как жар горя 33 богатыря…”

Посмотрите, пожалуйста, как изображены богатыри в сказке и послушайте каким тембром голоса и в каком регистре говорит дядька Черномор?

Дети. Дядька Черномор говорит басом в низком регистре.

Учитель. А теперь послушайте, как композитор в опере передает их богатырскую поступь.

Учитель. На что похожа эта музыка? Конечно же на марш – торжественный, величественный.

В каком регистре звучал марш?

Дети. Марш звучал в низком регистре.

Учитель. Молодцы ребята. Вы справились со своей задачей, и у нас снова антракт.

Сейчас будет звучать музыка, и вы можете свободно передвигаться по залу. Девочки будут изображать белочек, а мальчики богатырей. Подумайте пожалуйста как вы исполните свою роль. (Дети прекрасно справляются с заданием).

Учитель. В каком регистре звучала музыка белочек и богатырей?

Учитель. Спасибо вам ребята. Молодцы!

Антракт закончен, и мы снова возвращаемся к “Сказке о царе Салтане”.

Показ картины Врубеля “царевна – Лебедь” (Слайд № 13)

Учитель. Посмотрите, как художник изобразил Царевну – Лебедя при помощи красок. Какая она?

Дети. Красивая, волшебная, таинственная…

Учитель. Какими инструментами вы бы изобразили Царевну? В каком регистре?

Дети предполагают. (Слайд № 14)

Послушайте как Царевну – Лебедя изобразил Н. А. Римский-Корсаков

Учитель. Совпало ли ваше воображение с композиторским?

(У многих детей совпало)

Учитель. Музыка, изображающая Царевну – Лебедя прихотливая, извилистая, в высоком регистре, словно пение фантастической птицы, но одновременно в ней слышится и привольная русская песня.

Вот и заканчивается спектакль на сцене нашего театра.

Ребята! С чем мы сегодня познакомились?

Дети. Мы сегодня познакомились с оперой “Сказка о царе Салтане”

Учитель. Кто написал эту оперу? (Слайд № 15)

Дети. Николай Андреевич Римский – Корсаков.

Учитель. Молодцы ребята! Мы познакомились с персонажами оперы “Сказка о царе Салтане”. Чтобы нарисовать яркий неповторимый портрет героя, композитор находит особые характерные средства. Мелодия может быть красивой, певучей или примитивной, неразвитой. Ритм – острым или сглаженным, регистр – высоким или низким. Все вместе рождает характерный, легко узнаваемый образ. (Мы ведь не перепутаем Царевну-Лебедя с богатырями).

А при помощи чего изображались в опере герои?

Дети. При помощи инструментов.

Учитель. Назовите знакомые вам инструменты, звучание которых вы услышали в нашем театре.

Учитель. Какие инструменты звучали в высоком регистре, а какие в низком?

Учитель. Сейчас мы разделимся на 2 группы. И вы получите 2 конверта. В этих конвертах части инструментов. Ваша задача: собрать инструменты, назвать их и определить в каком регистре они сегодня звучали.

Дети выполняют задание.

Учитель. Молодцы, ребята! По моему, вы сегодня очень постарались. Проявили себя, как настоящие слушатели и исполнители. А сейчас мне бы хотелось, чтобы вы оценили нашу работу на уроке. Белка нам приготовила сюрприз. (Достаются орешки двух цветов.)

Прикрепите, пожалуйста, орешки на ветку белке. Если вам было интересно и легко на уроке и вам очень понравилось в театре, то вы прикрепляете желтый орех. А если вам понравилось, но вы испытывали затруднения в выполнении заданий, прикрепляйте орехи оранжевого цвета.

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Пролог Зимний вечер. Деревенская светлица. Три сестры прядут. Старшие сёстры мечтают о том, что бы каждая из них сделала, если бы стала царицей. У дверей светлицы остановился царь Салтан. Он прислушивается к разговору сестёр. Старшая из них обещает устроить пир на весь мир, средняя — наткать полотна, тогда как Милитриса обещает для батюшки-царя родить богатыря. Царь велит: Милитриса — царицей, а её сёстры — поварихой и ткачихой. Сёстры раздосадованы и просят Бабариху помочь им отомстить Милитрисе. Последняя предлагает план: когда Салтан уедет на войну, а его жена родит сына, они пошлют царю вместо радостного известия грамоту. Сёстры одобряют план и заранее торжествуют победу.

показать яркость языка произведений и многоплановость творчества поэта.

  • учить видеть прекрасное ;
  • отличать доброе от злого, развивать мышление, речь;
  • прививать любовь к родному языку, своей Родине;
  • развивать навыки выразительного чтения;
  • формировать умение четко и ясно отвечать на поставленные вопросы;
  • учить анализировать поступки героев;
  • прививать любовь к чтению.

мультимедиа, проектор, выставка книг.

(Обучающиеся на уроке работают в группах, три группы).

Организационный момент. (слайд – урок чтения в 4 классе)

Дети хором - Заливистый школьный звонок

Позвал нас опять на урок.

Будем мы внимательны,

А ещё старательны!

Введение в тему - Сегодня на уроке мы с вами будем работать в группах, капитанов вы уже выбрали. Капитан будет решать, кто будет отвечать или выступать. За правильные ответы вы будете получать очки – орешки.

Давайте вспомним правила работы в группе.

+ Существует три не: (слайд)

  1. Не перебивай!
  2. Не критикуй!
  3. Не спеши!

- Сейчас ребята представят фрагменты из литературных произведений. Фрагмента будет три. Вы должны определить название произведения и автора. На столе у вас лежит листочек. Догадались, кто автор произведения и название, запишите на листочек.

Дети исполняют фрагменты:

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса.

У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит.

Три девицы под окном Пряли поздно вечерком.

«Кабы я была царица, - Говорит одна девица, -

«Кабы я была царица, - Говорит ее сестрица, -

«Кабы я была царица, - Третья молвила сестрица, -

- Похлопали ребятам за выступление.

Определение фрагментов. – (Слайд )

- Что объединяет все эти произведения?

+ Их написал один автор – А.С.Пушкин .

Раздать орешки за правильный ответ

Я знаю, вы любите игры,

Песни, загадки и пляски.

Но нет ничего интереснее,

Чем наши волшебные сказки.

- А какие цели вы поставите перед собой сегодня на уроке?

- Верно. Наши цели сегодня на уроке – ( слайд) – Цели урока.

1.Ближе познакомиться с творчеством Пушкина

3.Дать характеристику героям

- Итак, начнем с картинной галереи. Перед вами портреты писателей и поэтов, нужно найти среди них А.С.Пушкина.(И.А. Крылов, А.С.Пушкин, В.Жуковский)

сопоставление портрета с табличкой фамилии автора

- Молодцы! Быстро справились с заданием!

- Мы с вами уже знакомились с биографией А.С.Пушкина.

( Выступают подготовленные ученики, их рассказ сопровождаю презентацией о Пушкине )

1. Великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина ещё при жизни называли "солнцем русской поэзии". Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве в семье отставного военного. Он рос упрямым, неповоротливым и не похожим на других ребёнком. В семье воспитанием мальчика занимались две женщины: его бабушка - Мария Ганнибал и няня - крестьянка Арина Родионовна.

Это они рассказывали ему сказки, песенки, стишки русского народа, истории о своих предках. Обучением мальчика занимались французские гувернанты. Они обучали Сашу танцам, французскому языку , арифметике. Но главным источником знаний мальчика была книга. Он часто забирался в кабинет отца и читал.

2. Когда Александру исполнилось 12 лет, родители определили сына в Царскосельский лицей. Там он проучился 6 лет. Это был порывистый, вспыльчивый, дерзкий и веселый подросток . В 15 лет было опубликовано первое его стихотворение "К другу стихотворцу".

По окончании Лицея Пушкин приехал в город Петербург на службу. Здесь он написал поэму "Руслан и Людмила", а также стихи, высмеивающие власть. За это его выслали на юг России, а затем в имение Михайловское.

3. Именно в селе Михайловском он вплотную столкнулся с жизнью простого народа. Он часто бывал на ярмарках, ходил в толпе крестьян, записывал меткие слова и выражения, запоминал народные песни. В Михайловском его не покидала няня. Она, как в детстве, рассказывала поэту сказки. А он их запоминал и записывал. Александр Сергеевич Пушкин написал 7 сказок. "Сказка о царе Салтане" была создана в споре с Жуковским. А "Сказка о Медведихе" так и не была закончена, потому что 27 января 1837 года Пушкин был смертельно ранен на дуэли.

- Сейчас мы проверим, насколько хорошо вы знаете сказки А.С.Пушкина.

( Работа в группах. Показываю предмет, определить название сказки и вспомнить строчки.

Свет мой, зеркальце, скажи!

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Приплыла к нему рыбка, спросила:

Чего тебе надобно старче?

Петушок с высокой спицы

Белка там живёт ручная,

Раздать орешки за правильный ответ.

Сходство с русскими народными сказками:

  1. положительные и отрицательные герои;
  2. чудесные превращения;

3. 3- кратные повторы событий, как в русских сказках ( 3 раза летал Князь Гвидон в царство своего отца, три раза Салтан обещался приехать на славный остров, 3 девицы);

4. в конце - добро побеждает зло.

5. Сказочная концовка: я там был, мёд, пиво пил…

Отличие то русских народных сказок:

1. она авторская, есть автор

2. в отличие от русской народной – стихотворный текст;

3. нет зачина – начала: жили-были;

4. у героев есть имена – Салтан, Гвидон, Черномор

5. здесь есть необычные герои – Лебедь, дядька Черномор, 33 богатыря;

6. в конце – злых героев прощают;

А сейчас проверим, насколько выразительно вы умеете читать.

- Дома вы должны были подготовиться к выразительному чтению.

Давайте устроим конкурс чтецов .

- У вас на столах иллюстрация. Нужно найти из сказки фрагмент, который подходит этой иллюстрации и прочитать его.

1-ой группы – Видно на море не тихо (Гвидон убивает коршуна)… слайд №

2-ой группы – 33 богатыря в чешуе, как жар, горя… слайд №

3-ей группы – Царь глядит и узнаёт… ( концовка) слайд №

- Чьё чтение вам больше понравилось и почему? (После прочтения дети сами оценивают выступающих с комментированием).

- При чтении сказки мы с вами составляли цитатный план, и сейчас вы должны будете восстановить события сказки.

1. Три девицы под окном.

2. Царь недолго собирался,

в тот же вечер обвенчался.

3. Не мышонка, не лягушку,

а неведому зверюшку.

4. Бочка по морю плывет.

5. Мать и сын теперь на воле.

6. Чародея погубил.

7. Град на острове стоит.

8. Комаром оборотился.

9. Белка там живёт ручная,

да затейница какая.

10. В муху князь оборотился.

11. В чешуе, как жар горя,

12. Шмелем князь оборотился.

13.Знай, близка судьба твоя,

ведь царевна эта – я!

14. Обнимает он царицу,

и сынка, и молодицу.

И садятся все за стол,

и весёлый пир пошёл!

Раздать орешки за правильный ответ.

“Ветер весело шумит (махи руками над головой вправо-влево)
Судно весело бежит (руки вытянуты вперёд лодочкой, слегка покачиваясь)
Мимо острова Буяна (показывают рукой вправо)
В царство славного Салтана (разводят руки перед грудью, кланяясь)
И желанная страна (разводят руки над головой в разные стороны)
Вот уж издали видна (руки сложены в “подзорную трубу”)

- Мы знаем, что в каждой сказке есть какие герои? (Положительные и отрицательные). При чтении сказки мы выяснили, что в сказке

отрицательные герои – это:

  • повариха
  • ткачиха
  • сватья баба Бабариха
  • Коршун

- А положительные герои – это:

  • Царь Салтан
  • его сын Гвидон
  • девица под окном - будущая Царица
  • Царевна-лебедь

Следующее задание - дать характеристику героям , описать , какие поступки они совершают. Давайте потренируемся, например, опишем царевну-Лебедь

Её спас князь Гвидон от злого колдуна - Коршуна. Она величава, благодарная -отплатила князю за спасение от злого колдуна, мудрая - помогла князю помириться с отцом, рассудительная – рассуждала: ведь жена не рукавица, с белой ручки не стряхнёшь, добрая, смелая.

- А теперь каждая команда опишет своего героя – нужно найти карточки с качествами, присущими только ему и доказать, почему вы их выбрали.

1 команда - Князь Гвидон сын царя Салтана.

Добрый, милосердный (пожалел и спас Лебедь, пожалел бабушку - сватью бабу Бабариху)

Вспыльчивый (наказал виновниц, будучи комаром, мухой и шмелем, укусил и

Практичный (заводит чудеса в своем уделе, причем белочка пополняет княжью казну, морские витязи несут дозор)

Любящий (любит мать, отца, жену, свой народ)

Сильный (вышиб дно у бочки, согнул дубовый сук для лука)

Гостеприимный (купцов угощает, расспрашивает о торговле)

Смелый ( убил коршуна – чародея)

Справедливый ( справедливо правит в городе на острове Буяне)

2 команда - царь Салтан –

Простоватый – (женился на простой девушке, любит слушать про чудеса, держит около себя ткачиху и повариху)

Добрый и милосердный (пощадил злодеек, не наказал гонца)

Вспыльчивый (хотел повесить гонца; разозлился, когда его не пускали в путешествие)

Любящий (любит жену и сына, тоскует по ним)

Доверчивый (верит во все чудеса, и в то, что ему скажут)

Пассивный (не нашел виновников трагедии)

Гостеприимный (угощает купцов, вернувшихся из плавания)

Храбрый (сражается на войне)

3 команда – повариха, ткачиха, сватья баба Бабариха

Завистливые – завидуют своей сестре, что она стала царицей

Хитрые – придумывают хитрости, чтобы не пускать царя на чудесный остров

Самолюбивые – хотят прославиться, говоря , что на весь бы мир одна наткала бы полотна

Злые - в кухне злится повариха

Мстительные – мстят своей сестре за то, что её быбрал царь в жены

Коварные - они совершили преступление. В письме к царю Салтану — оклеветали Царевну и младенца, добились, чтобы их посадили в бочку и бросили в море.

Раздать орешки за правильный ответ.

Теперь сделаем вывод, что же в первую очередь объединяет отца и сына?

Милосердие и доброта, любовь, вспыльчивость и гостеприимство, смелость.

А каковы основные отличительные особенности характеров героев?

Царь пассивный и доверчивый, а сын его справедливый и практичный.

Какой герой вам нравится больше? А автору? Конечно молодой князь Гвидон, А.С.Пушкин прославляет его уже в названии сказки!

+ К волшебным – там происходят чудеса.

- Для чего нужны чудеса?

+ Чтобы исполнилась мечта, желание.

- Какие чудеса описаны Пушкиным в сказке?

- В кого он превращался, чтобы навестить отца?

+ Комара, муху, шмеля.

ФИЗМИНУТКА (для глаз):

- А теперь музыкальный вопрос.

Н.А.Римский-Корсаков ( слайд ) к 100-летию А.С.Пушкина написал оперу-сказку. Закройте глаза, с закрытыми глазами послушайте фрагмент и определите, кого или что изобразила музыка?

- Откройте глазки. Кого изобразила музыка?

- В сказке происходят ещё чудеса? Да

- Я буду доставать предметы, которые принадлежат каким-то героям, а вы должны будете вспомнить их.

1. МЕЧ - 33 богатыря и дядька Черномор – Вспомните строчки.

В свете есть такое диво- море вздуется бурливо,
Закипит, поднимет вой, Хлынет на берег пустой
Разольётся в шумном беге, И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар, горя ,33 богатыря.

2. Орешек - Белочка грызет орешки золотые и напевает песенку. - Вспомните строчки.

Белка песенки поёт, да орешки всё грызёт.

А орешки непростые, в них скорлупки золотые.

3. Перо коршуна – злой чародей волшебник. - Вспомните строчки.

Смотрит: коршун в море тонет, и не птичьим криком стонет.

Лебедь около плывёт, злого коршуна клюёт.

4. Кораблик – на нём плыли гости . Вспомните строчки.

Ветер на море гуляет, да кораблик подгоняет

Он бежит себе в волнах, на раздутых парусах.

5.Комар – превращался князь Гвидон. Вспомните строчки.

Тут он в точку уменьшился. Комаром оборотился,

Полетел и запищал, судно на море догнал.

6. Звезда - Прекрасная царевна Лебедь. - Вспомните строчки.

Месяц под косой блестит. А во лбу звезда горит.

А сама-то величава, выступает словно пава.

Раздать орешки за правильный ответ.

- А.С. Пушкин первый из русских поэтов заговорил простым народным языком. Этот язык в его стихах и сказках льётся свободно и звонко, как прозрачный родник. Поэт всегда восторгался богатством, выразительностью, меткостью русского языка, владел им блестяще и не переставал изучать его всю жизнь.

- Ребята, что вы можете сказать о языке написания этой сказки?

- Поэт часто использует эпитеты, устаревшие слова.

- При чтении сказки нам встречались устаревшие слова - архаизмы, и мы узнавали в словаре, что они обозначают. Давайте проверим, как вы их запомнили.

- Я буду доставать слова на грамотках из волшебного сундука князя Гвидона, а вы должны сказать, что обозначает каждое слово.

1. Извести – погубить, уничтожить.

4.Аршин – старинная мера длины, равная 70 см

5.Грёзы ночи – сны.

6.Дело лихо – дело плохо

8. Спуд – тайник, хранилище.

9.Тужить – горевать, переживать.

- На примере этой сказки в чём мы еще раз убедились? ( что добро побеждает зло.)

Сам А.С. Пушкин о своих сказках говорил так: (Слайд)

- Какой урок мы вынесли, чему хотел научить нас А.С.Пушкин?

(доброте, терпению, мужеству, умению прощать и любить близких, не завидовать другим чёрной завистью, а учиться радоваться за других людей)

- Вот и подошел к концу наш урок.

Цели, которые мы поставили сегодня на уроке, мы достигли? 1.проанализировать данное произведение,

2.дать характеристику героям,

3.побольше узнать о творчестве Пушкина.

- На уроке мне понравилось …

- Мне было интересно …

- Оценивание проводят капитаны групп (с комментированием), посчитайте орешки, которые вы заработали на уроке.

- Давайте оживим наш волшебный дуб у Лукоморья. Кому урок понравился, кому было интересно и кто хорошо работал – прикрепите на дуб зелёный листок, кому что-то было непонятно – жёлтый, ну а остальные – красный.

- Белочка для вас оставила подарок – на память о сегодняшнем уроке возьмите орешки. Угостите наших гостей.

- Спасибо за урок! До новых встреч!

Отвечая на мои вопросы, вы должны поставить, + если вы мне верите, а - если не верите.

Царице и её сыну перед тем, как посадить в бочку прочитали закон. (-)(указ)

Бочку с сыном и матерью принесла на берег волна.(+)

Над лебедью носился в море орёл.(-) (коршун)

Застреленный Гвидоном коршун оказался Чародеем.(+)

Остров, на котором жил Гвидон назывался Баян. (-) (Буян)

Гвидон сам построил город на острове (-) (лебедь ему сделала подарок)

О чудесах на острове Буяне Салтан узнал от Бабарихи. (-) (от корабельщиков)

Гвидон трижды летал к Салтану. (+)

Лебедь стала женой князя Гвидона. (+)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения А.С. Пушкин Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди.

Урок литературного чтения 4 класс. Система Планета знаний.

Открытый урок по литературному чтению для 4 класса по теме А.С.Пушкин. "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной Царевне Лебеди"

Открытый урок по литературному чтению для 4 класса по теме А.С.Пушкин. "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной Царевне Лебеди".


Этот материял предназначен для учащихся 3 класса с задержкой психического развития. Поможет детям лучше осмыслить сказку, увидеть в ней добро и зло, красоту слова, видеть в ней литературных героев, их.


Урок литературного чтения для 3 класса по УМК "Перспектива".


Технологическая карта урока литературногочтения в 3 классе. УМК "Начальная школа ХХI века".

В либретто внесены лишь самые незначительные изменения по сравнению с пушкинским текстом: царице дано имя Милитриса, царство Салтана названо Тмутаракань, город на острове Буяне — Леденец; в число действующих лиц введены Старый дед и Скоморох.

Действующие лица:

Царь Салтан (бас),

Младшая сестра (Царица Милитриса) (сопрано),

Средняя сестра (Ткачиха) (меццо-сопрано),

Старшая сестра (Повариха) (сопрано),

Сватья баба Бабариха (меццо-сопрано),

Царевич Гвидон (тенор),

Царевна Лебедь (в начале Лебедь-птица) (сопрано),

Старый дед (тенор),

Первый корабельщик (тенор),

Второй корабельщик (баритон),

Третий корабельщик (бас).

Голоса чародеев и духов, бояре, боярыни, придворные, нянюшки, дьяки, стражники, войско, корабельщики, звездочёты, скороходы, певчие, слуги и прислужницы, плясуны и плясуньи, народ, тридцать три морских витязя с дядькой Черномором, белка, шмель.

Действие происходит частью в городе Тмутаракани, частью на острове Буяне.

Пролог. Зимний вечер. Деревенская светлица. Три сестры прядут. Старшая и Средняя сёстры не слишком усердствуют, поощряемые бабой Бабарихой: "Через силу не пряди, дней ведь много впереди". Однако, младшей сестре – Милитрисе – не дают сидеть сложа руки. Старшие сёстры похваляются друг перед другом своим дородством и красотой и мечтают о том, что бы каждая из них сделала, если б вдруг стала царицей.

У дверей светлицы остановился царь, проходивший со свитой бояр мимо. Он прислушивается к разговору сестёр. Старшая сулит устроить пир на весь мир, Средняя - наткать полотна, Милитриса обещает для батюшки-царя родить богатыря. Царь входит в светлицу. Ошеломлённые сёстры и Бабариха падают на колени. Царь велит всем следовать за ним во дворец, чтобы стать: Милитриса - царицей, а её сёстры - Поварихой и Ткачихой. Сёстры раздосадованы и просят Бабариху помочь им отомстить Милитрисе. Бабариха предлагает план: когда царь уедет на войну, а царица родит сына, они пошлют царю вместо радостного известия грамоту: "Родила царица в ночь не то сына, не то дочь. Не мышонка, не лягушку, а неведому зверушку". Сёстры одобряют план и заранее торжествуют победу.

Выкатывают огромную бочку. Под плач и причитания народа царицу с сыном замуровывают в бочку и провожают до берега. Плач толпы сливается с шумом набегающих волн.

Действие второе. Берег острова Буяна. Оркестр рисует величественную картину водной стихии. На гребне волны то появляется, то исчезает бочка. Постепенно море успокаивается, выбрасывает бочку на берег, и из неё выходят Милитриса и повзрослевший царевич. Они радуются спасению, но царица озабочена: ведь "остров пуст и дик". Гвидон успокаивает мать и принимается за дело - мастерит лук и стрелу. Вдруг раздаётся шум борьбы и стон: это на море "бьётся лебедь средь зыбей, коршун носится над ней". Гвидон прицеливается и выпускает стрелу из лука. Стемнело. Изумлённые царица и царевич видят Лебедь-птицу, выходящую из моря. С благодарностью обращается она к своему спасителю Гвидону, обещает "отплатить ему добром" и открывает свою тайну: "Ты не лебедь ведь избавил, девицу в живых оставил. Ты не коршуна убил, чародея подстрелил". Лебедь-птица советует не горевать, а ложиться спать. Милитриса и Гвидон решают последовать совету. Мать поёт сыну колыбельную песню. Оба засыпают.

Наступает рассвет. Из утреннего тумана вырисовывается сказочный город Леденец. Царица и царевич просыпаются, любуются видением, и Гвидон догадывается: "вижу я – Лебедь тешится моя!". Из ворот города выходит ликующий народ, благодарит Гвидона за избавление от злого чародея и просит княжить в славном городе Леденце.

Действие третье. Картина первая. Берег острова Буяна. Вдали виден корабль, везущий гостей-корабельщиков в Тмутаракань. С тоской смотрит им вслед Гвидон. Он жалуется Лебедь-птице, что прискучили ему все чудеса острова, а хочет он видеть отца, да так, чтобы самому остаться невидимым. Лебедь-птица соглашается выполнить его просьбу и велит царевичу трижды окунуться в море, чтобы обернуться шмелём. Звучит знаменитый оркестровый полёт шмеля - это Гвидон улетает догонять корабль.

Картина вторая. Царский двор в Тмутаракани. Царь Салтан сидит на троне, он грустен. Около него Повариха, Ткачиха, Бабариха. К берегу пристаёт корабль. Торговых гостей приглашают к царю, сажают за уставленный яствами стол, потчуют. В благодарность за угощение гости начинают рассказы о чудесах, виденных ими в свете: превращение пустынного острова в красивый город Леденец, в котором живут и белка, умеющая грызть золотые орешки и петь песенки, и тридцать три богатыря. Повариха и Ткачиха стараются отвлечь внимание царя другими рассказами, а Шмель злится на них за это и жалит каждую в бровь. У царя Салтана всё усиливается желание посетить чудесный остров. Тогда Бабариха заводит рассказ о самом удивительном из чудес: о прекрасной царевне, которая красотой "днём свет божий затмевает, ночью землю освещает". Тут Шмель жалит Бабариху в самый глаз. Она кричит. Начинается общий переполох, ловят Шмеля, но он благополучно улетает.

Действие четвёртое. Картина первая. Берег острова Буяна. Вечер. Гвидон мечтает о прекрасной царевне. Он зовёт Лебедь-птицу, признаётся ей в любви к царевне и просит найти её. Лебедь не сразу выполняет его просьбу: она сомневается в его чувстве. Но Гвидон настаивает, он готов идти за любимой "хоть за тридевять земель". И наконец, Лебедь молвит: "Зачем далёко? Знай, близка судьба твоя, ведь царевна эта - я". В сгустившейся темноте возникает Царевна-Лебедь в ослепительном блеске своей красоты.

Наступает утро. Доносится песня. Это царица Милитриса идёт к морю в сопровождении прислужниц. Гвидон и Царевна просят её дать согласие на брак. Милитриса благословляет детей.

Картина вторая. Оркестровое вступление повествует о городе Леденец и его чудесах: белка, богатыри, Царевна-Лебедь. На острове Буяне ждут прибытия Салтана. Раздаётся колокольный звон. Корабль пристаёт к пристани. На берег сходит свита царя, а за ней - Салтан в сопровождении Поварихи, Ткачихи, Бабарихи. Гвидон приветствует знатного гостя, усаживает рядом с собой на трон и предлагает полюбоваться чудесами. По знаку царевича трубят глашатаи, возвещая о появлении хрустального домика с замечательной белкой, а потом - витязей с дядькой Черномором, и, наконец, из терема выходит Царевна-Лебедь. Все восхищены и прикрывают глаза руками, ослеплённые её красотой. Салтан взволнован. Он просит волшебницу-Лебедь показать ему царицу Милитрису. "Взглянь на терем!" - отвечает Лебедь. На крыльце показывается царица. Дуэт Салтана и Милитрисы радостен и взволнован. Царь спрашивает о сыне. Гвидон выступает вперёд: "Это я!". Повариха и Ткачиха падают в ноги царю Салтану, моля о прощении. Бабариха в страхе убегает. Но на радости царь прощает всех.

4 действия с прологом (введение); 6 картин: введение, 1, 2 д. – 1 к., 3, 4 д. – 2 к. Нет деления на номера. Структурная единица – картина и симфонические вступления к картинам.

Хоровые сцены во всех картинах кроме введения, 1-х картин 3 д. и 4 д.

· Огромную роль играет хор;

· Нет прямого столкновения.

Черты оперной драматургии Римского-Корсакова в этой опере:

· 2 контрастных женских образа.

· в сочетании занима­тельного действия с ослабленностью драматургического конфликта. Добрая волшебница Лебедь охраняет Гвидона и Милитрису от происков завистливых сестер и Бабарихи, делая зло безвредным.

· Господствует принцип условности, охватывающий как сферу содержания (сюжет, характеристики персонажей), так и приёмы воплощения. Спектакль стилизован в духе народно-театральных представлений, красочного лубка, узорчатого орнамента.

· Опора на формы народного искусства предстаёт здесь не как средство, а как своего рода цель, художественная модель, определяющая и стиль произведения, и самый метод творчества (Римский-Корсаков сравнивал его с созданием “рисунка по клеточкам”). Театрально-живописная природа сочинения сказывается также в драматургически значительной роли изобразительных, блестяще инструментованных симфонических антрактов, каждому из которых предпослан программный поэтический эпиграф из сказки.

Экспозиция: Введение – Милитриса, Ткачиха, Повариха, Баба Бабариха, Царь Салтан; 2 д. – Князь Гвидон, Царевна-Лебедь.

Развязка: 1) 1 д. Царицу с сыном садят в бочку (линия Милитриса – её сёстры с Бабой Бабарихой); 2) 2-я картина 4 д.

Значительную роль в опере играют симфонические эпизоды, в которых последовательно применены принципы программности. Они органически включены в сценическое действие, дополняют его (трем вступлениям к первому и второму действиям и ко второй картине четвертого — композитор предпослал программные эпиграфы из сказки Пушкина), а не только иллюстрируют отдельные изобразительные моменты и характеристики персонажей. Эти симфонические картины составляют своего рода рассредоточенные сюиты внутри оперы.

Вступление к 2 д.

Образ моря. Появляется тема Гвидона.

Вступления к 1 и 2 к. 3 д.

Вступление к 2-й к. 4 д.

Большинство действующих лиц представлены в комедийном, плане: они выведены с мягким юмором, порой с тонкой иронией, иногда даже — с откровенной насмешкой: Царь Салтан с его игрушечной воинственностью и неуклюжей скорбью о жене, бесхитростный Гвидон с нарочитой примитивностью выражений, сестры Милитрисы с Бабарихой, строящие козни царице, незлобивый Старый дед. На этом фоне выделяются лиричность Милитрисы и особенно глубокая поэтичность центрального образа оперы — Царевны-Лебеди.

Ткачиха и Повариха

Баба Бабариха

Милитриса

Царь Салтан

Царевна-Лебедь

Обычный для стиля композитора контраст красочного инструментализма и народной песенности в данном случае заметно сглажен. В основ­ном — из-за того, что фантастический колорит создается не при помощи сложных ладогармонических средств, а путем расшире­ния красочных возможностей мажора и минора.

Гвидон

1. История русской музыки под ред. Кандинского.

2. Гозенпуд. Избранные статьи. Пушкин в музыке.

Фанфара у трубы. С неё начинаются все картины и антракты в опере.

Дуэт-похвальба старших сестёр.

Появляется Салтан. 1-я его тема – марш. 13 + 13 т.

29 – 19 Тема трио. 2-я тема Салтана.

Делится на 2 больших раздела

1 раздел

Бытовые образы. Черты рондо. Различные виды музыкальной сим­метрии, часто в сочетании с другими формами (в сценах Скомороха и Старого деда, в сцене угощения корабельщиков (многотемные вариации и полирефренное рондо) и во многих других эпизодах

Сказка Старого деда с репликами Скомороха. 54

Продолжается сказка Старого деда. 59

Приходит народ, просит, чтоб царица вела суд. 61

2 раздел

Драматичен. Вторая его половина представляет собой свободное чередование сольных и хоровых эпизодов.

Милитриса и народ.

Дьяки читают царское послание. В оркестре восходящее движение по увеличенным трезвучиям.

Баба Бабариха тоже поёт на интонациях увеличенного трезвучия.

Тема марша Салтана, но более суетливо. Аккордовая пульсация шестнадцатыми.

Появляется тема Гвидона. 101 – 4. Сначала у кларнета, потом у валторны – как его взросление.

Также делится на 2 раздела. Водораздел – оркестровая картина ночи.

1 раздел

Гвидон и Милитриса попадают на остров. Дуэт. Милитриса – в вокальной интонации lamento.

Впервые появляется Царевна-Лебедь. 112

2 раздел

Своеобразная сонато-сонатинная форма (так ее назвал композитор).

Появляется Царевна-Лебедь. Она превращает князя в шмеля. Впервые появляется тема полёта шмеля. 156

Тема моря. Корабли пристают к берегу.

Ткачиха, Повариха, Баба Бабариха (на своих лейт интонациях) – эпизоды.

Салтан издаёт указ не пускать шмелей. На теме марша. 189 .

1 картина

Небольшое оркестровое вступление. 1-й лейт. Царевны-Лебеди.

Появляется Лебедь. Дуэт. Он является центральным эпизодом этой картины. Взволнованным, страстным речам Гвидона отвечают спокойные, ласковые фразы Лебеди.

Та же мелодия лежит в основе восторженного любовного дуэта Гвидона и Лебеди.

Приходит Милитриса в сопровождении девушек.

Фанфара у трубы.

Тема Леденца. 214 .

Фанфара у трубы.

Тема витязей. 220 .

Фанфара у трубы.

Преображения Царевны-Лебеди. 223 . 1-я тема – > 2-я тема. 227 .

2 картина

Ария Салтана. 3-х частная форма:

3. Снова 1-я тема Салтана.

Показ чудес Леденца. На этот раз с участием хора и солистов.

248 – Царевна-Лебедь. Обе лейт-темы по очереди.

Появляется Милитриса. 253 .

Хоровое заключение картины пронизано задорными частушечными ритмами, бойкими припевками; на вершине стремительного нарастания у хора и всех действующих лиц ликующе звучит мелодия фанфарного клича.

[1] Бельский Владимир Иванович (1866-1946, Югославия) - русский либреттист. Окончил юридический и естественный факультеты Петерб. ун-та. Получил степень магистра политич. экономии и статистики (1897). В 1894 познакомился с Н. А. Римским-Корсаковым, стал его постоянным либреттистом. Б. участвовал в редактировании текста оперы "Садко" (ему принадлежит авторство неск. сцен), написал либр. опер: "Сказка о царе Салтане", "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии", "Золотой петушок". Либр. Б. отличаются высокими лит. достоинствами. Текст "Сказания о невидимом граде Китеже" (Пушкинская пр.) - искусная стилизация старинного рус. книжного языка. Написал воспоминания о Римском-Корсакове (не сохранились). С нач. 20-х гг. Б. жил в Югославии.

Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. Под ред. Ю. В. Келдыша. 1973—1982.

[3] См.: Н. А. Римский-Корсаков. Жизнь и творчество, вып. 4, с. 145.

[4] См.: Летопись; Ястребцев, с. 2, 151, 152, 454; Бачинская Н. Народные песни в творчестве русских композиторов.

[5] Асафьев Б. В. Избр. труды, т. 3, с. 231. 28 Ястребцев, т. 2, с. 472.

[6] Ястребцев, т. 2, с. 471—472. Подробнее о становлении лейтмотива Леденца см.: Григорьев С. О мелодике Римского-Корсакова, с. 89—97.

Читайте также: