Доклад сказка о царе салтане 4 класс музыка
Обновлено: 02.07.2024
Музыкальная живопись оперы.
В каком регистре звучит инструмент?
Тип урока: Изучение нового материала.
Вид урока: Урок-путешествие.
Педагогическая цель: Сформировать у учащихся понимание регистра.
- Познакомить детей с оперой Н. А. Римского-Корсакова “Сказка о царе Салтане”
- Расширить понятие регистр.
- Вызвать интерес к классической музыке.
- Побуждать детей к адекватной самооценке своей деятельности на уроке.
Проектируемый результат: музыкальная живопись, понятие регистр.
Оборудование: компьютер, мультимедиа, экран, звукозаписи музыки.
Н.А. Римский-Корсаков опера “Сказка о царе Салтане” (фрагменты).
Ход урока
На доске афиша. (Слайд №1)
Учитель. Здравствуйте ребята, присаживайтесь. Сегодня урок у нас будет необычный, мы отправимся в театр. И, как вы уже, наверное, догадались по афише, будем смотреть и слушать “Сказку о царе Салтане”. И познакомимся с музыкальной живописью этой сказки. Ребята, а может быть вы знаете – кто сочинил “Сказку о царе Салтане”?
Дети. А. С. Пушкин. (Слайд №2)
Учитель. Правильно ребята Александр Сергеевич Пушкин. Молодцы! Скажите, пожалуйста, чем отличается сказка от других жанров?
Учитель. Молодцы ребята. В каждой сказке есть чудо. Сказочное чудо стихов А.С. Пушкина передал в музыке вам уже знакомый композитор с двойной фамилией. Кто догадался – как зовут композитора?
Дети. Римский – Корсаков. (Слайд №3)
Учитель. Правильно ребята. “Что за прелесть эти сказки!” – воскликнул однажды Николай Андреевич Римский-Корсаков при чтении очередной сказки Пушкина. Ведь именно эти сказки вдохновили композиторов на создание музыкальных сочинений.
“ В синем небе звезды блещут
В синем море волны хлещут…”
Эти строчки становятся зримыми в музыке оперы “Сказка о царе Салтане” Н.А. Римского-Корсакова. Последовательность музыкальных картин в опере та же, что и в стихах Пушкина.
Звучит фанфарный призыв, приглашая слушателей удвоить свое внимание. Фанфары начинают каждую картину оперы. (Слайд №5)
Слушая музыку оперы, вы должны будете услышать высоту звучания различных инструментов.
Ребята! Скажите, пожалуйста, с чего начинаются музыкальные сказки?
Дети. Со вступления.
Учитель. Правильно. Послушайте, пожалуйста, вступление ко 2 картине 4 действия оперы “Сказка о царе Салтане” и вслушайтесь в музыкальную живопись.
Учитель. Помогла ли вам музыка почувствовать красоту Пушкинской сказки?
Учитель. А каким образом?
Дети. Звучали разные инструменты. (Слайд № 6)
Учитель. Правильно ребята. Красота сказки была показана при помощи звучания различных инструментов. И все инструменты звучали в разных регистрах.
Что такое регистр? (Слайд №7)
Учитель. Вы много раз видели это слово (на лепестке цветка, изображенного на стене), но не знаете что это такое.
Регистр – это ряд звуков голоса или инструмента одинаковых по тембру.
А что такое тембр?
Дети. Тембр – это окраска звука. (Слайд №9)
Учитель. Молодцы ребята. Откройте, пожалуйста, словарики и запишите это. (Регистр…) (Слайд № 8)
(Дети записывают определение регистр)
И так, мы находимся в театре.
Есть в “Сказке о царе Салтане” три чуда. В опере Н. А. Римского-Корсакова у каждого чуда – своя музыкальная тема – яркая картинка, только раскрашенная не красками, а звуками.
Ребята, вспомните, пожалуйста, 1 чудо.
Учитель. Кто может рассказать стихи Пушкина о белке?
Посмотрите, пожалуйста, как изображена белка в сказке и послушайте в каком регистре поет белочка.
(Просмотр видео фрагмента)
Дети. Белка поет в высоком регистре.
Учитель. Молодцы ребята. А теперь послушайте музыкальную тему белки в опере Н. А. Римского-Корсакова. Как она звучит?
Дети. (Легко, отрывисто, подвижно).
Учитель. А в каком регистре звучала тема белки?
Дети. Тема белки звучала в высоком регистре.
Учитель. Какие инструменты вы услышали в этом фрагменте оперы?
(Дети называют инструменты симфонического оркестра)
Учитель. Ребята давайте попробуем разучить хор из оперы “Сказка о царе Салтане”
Но прежде, чем начать петь, нам нужно разогреть горлышки. Сядьте пожалуйста удобно, руки положите на колени, спину выпрямите. (зарядка языка, распевка на стаккато и легато) (Слайд № 11)
“Не в саду, не в огороде,
А в Кремле при всем народе
Белка песенки поет
Да орешки все грызет…”
Поем. Добиваемся чистоты пения. Молодцы ребята!
А сейчас антракт. Уже знакомая вам игра в оркестр. Но немного переделанная.
Сейчас будет звучать музыка. Ваша задача отличить высокий регистр инструментов от низкого. Если инструмент будет звучать в высоком регистре, то вы должны показать движениями рук, как играют на этом инструменте, а если вы услышите звучание низкого инструмента, вы должны будете хлопать в ладоши.
(Слушаем музыку. Дети изображают игру на инструментах.)
Учитель. Антракт закончен и мы снова в зале нашего театра
А вот и 2 чудо (Показывается картина богатырей) (Слайд №12)
“В чешуе как жар горя 33 богатыря…”
Посмотрите, пожалуйста, как изображены богатыри в сказке и послушайте каким тембром голоса и в каком регистре говорит дядька Черномор?
Дети. Дядька Черномор говорит басом в низком регистре.
Учитель. А теперь послушайте, как композитор в опере передает их богатырскую поступь.
Учитель. На что похожа эта музыка? Конечно же на марш – торжественный, величественный.
В каком регистре звучал марш?
Дети. Марш звучал в низком регистре.
Учитель. Молодцы ребята. Вы справились со своей задачей, и у нас снова антракт.
Сейчас будет звучать музыка, и вы можете свободно передвигаться по залу. Девочки будут изображать белочек, а мальчики богатырей. Подумайте пожалуйста как вы исполните свою роль. (Дети прекрасно справляются с заданием).
Учитель. В каком регистре звучала музыка белочек и богатырей?
Учитель. Спасибо вам ребята. Молодцы!
Антракт закончен, и мы снова возвращаемся к “Сказке о царе Салтане”.
Показ картины Врубеля “царевна – Лебедь” (Слайд № 13)
Учитель. Посмотрите, как художник изобразил Царевну – Лебедя при помощи красок. Какая она?
Дети. Красивая, волшебная, таинственная…
Учитель. Какими инструментами вы бы изобразили Царевну? В каком регистре?
Дети предполагают. (Слайд № 14)
Послушайте как Царевну – Лебедя изобразил Н. А. Римский-Корсаков
Учитель. Совпало ли ваше воображение с композиторским?
(У многих детей совпало)
Учитель. Музыка, изображающая Царевну – Лебедя прихотливая, извилистая, в высоком регистре, словно пение фантастической птицы, но одновременно в ней слышится и привольная русская песня.
Вот и заканчивается спектакль на сцене нашего театра.
Ребята! С чем мы сегодня познакомились?
Дети. Мы сегодня познакомились с оперой “Сказка о царе Салтане”
Учитель. Кто написал эту оперу? (Слайд № 15)
Дети. Николай Андреевич Римский – Корсаков.
Учитель. Молодцы ребята! Мы познакомились с персонажами оперы “Сказка о царе Салтане”. Чтобы нарисовать яркий неповторимый портрет героя, композитор находит особые характерные средства. Мелодия может быть красивой, певучей или примитивной, неразвитой. Ритм – острым или сглаженным, регистр – высоким или низким. Все вместе рождает характерный, легко узнаваемый образ. (Мы ведь не перепутаем Царевну-Лебедя с богатырями).
А при помощи чего изображались в опере герои?
Дети. При помощи инструментов.
Учитель. Назовите знакомые вам инструменты, звучание которых вы услышали в нашем театре.
Учитель. Какие инструменты звучали в высоком регистре, а какие в низком?
Учитель. Сейчас мы разделимся на 2 группы. И вы получите 2 конверта. В этих конвертах части инструментов. Ваша задача: собрать инструменты, назвать их и определить в каком регистре они сегодня звучали.
Дети выполняют задание.
Учитель. Молодцы, ребята! По моему, вы сегодня очень постарались. Проявили себя, как настоящие слушатели и исполнители. А сейчас мне бы хотелось, чтобы вы оценили нашу работу на уроке. Белка нам приготовила сюрприз. (Достаются орешки двух цветов.)
Прикрепите, пожалуйста, орешки на ветку белке. Если вам было интересно и легко на уроке и вам очень понравилось в театре, то вы прикрепляете желтый орех. А если вам понравилось, но вы испытывали затруднения в выполнении заданий, прикрепляйте орехи оранжевого цвета.
Пролог Зимний вечер. Деревенская светлица. Три сестры прядут. Старшие сёстры мечтают о том, что бы каждая из них сделала, если бы стала царицей. У дверей светлицы остановился царь Салтан. Он прислушивается к разговору сестёр. Старшая из них обещает устроить пир на весь мир, средняя — наткать полотна, тогда как Милитриса обещает для батюшки-царя родить богатыря. Царь велит: Милитриса — царицей, а её сёстры — поварихой и ткачихой. Сёстры раздосадованы и просят Бабариху помочь им отомстить Милитрисе. Последняя предлагает план: когда Салтан уедет на войну, а его жена родит сына, они пошлют царю вместо радостного известия грамоту. Сёстры одобряют план и заранее торжествуют победу.
показать яркость языка произведений и многоплановость творчества поэта.
- учить видеть прекрасное ;
- отличать доброе от злого, развивать мышление, речь;
- прививать любовь к родному языку, своей Родине;
- развивать навыки выразительного чтения;
- формировать умение четко и ясно отвечать на поставленные вопросы;
- учить анализировать поступки героев;
- прививать любовь к чтению.
мультимедиа, проектор, выставка книг.
(Обучающиеся на уроке работают в группах, три группы).
Организационный момент. (слайд – урок чтения в 4 классе)
Дети хором - Заливистый школьный звонок
Позвал нас опять на урок.
Будем мы внимательны,
А ещё старательны!
Введение в тему - Сегодня на уроке мы с вами будем работать в группах, капитанов вы уже выбрали. Капитан будет решать, кто будет отвечать или выступать. За правильные ответы вы будете получать очки – орешки.
Давайте вспомним правила работы в группе.
+ Существует три не: (слайд)
- Не перебивай!
- Не критикуй!
- Не спеши!
- Сейчас ребята представят фрагменты из литературных произведений. Фрагмента будет три. Вы должны определить название произведения и автора. На столе у вас лежит листочек. Догадались, кто автор произведения и название, запишите на листочек.
Дети исполняют фрагменты:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса.
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит.
Три девицы под окном Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица, - Говорит одна девица, -
«Кабы я была царица, - Говорит ее сестрица, -
«Кабы я была царица, - Третья молвила сестрица, -
- Похлопали ребятам за выступление.
Определение фрагментов. – (Слайд )
- Что объединяет все эти произведения?
+ Их написал один автор – А.С.Пушкин .
Раздать орешки за правильный ответ
Я знаю, вы любите игры,
Песни, загадки и пляски.
Но нет ничего интереснее,
Чем наши волшебные сказки.
- А какие цели вы поставите перед собой сегодня на уроке?
- Верно. Наши цели сегодня на уроке – ( слайд) – Цели урока.
1.Ближе познакомиться с творчеством Пушкина
3.Дать характеристику героям
- Итак, начнем с картинной галереи. Перед вами портреты писателей и поэтов, нужно найти среди них А.С.Пушкина.(И.А. Крылов, А.С.Пушкин, В.Жуковский)
сопоставление портрета с табличкой фамилии автора
- Молодцы! Быстро справились с заданием!
- Мы с вами уже знакомились с биографией А.С.Пушкина.
( Выступают подготовленные ученики, их рассказ сопровождаю презентацией о Пушкине )
1. Великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина ещё при жизни называли "солнцем русской поэзии". Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве в семье отставного военного. Он рос упрямым, неповоротливым и не похожим на других ребёнком. В семье воспитанием мальчика занимались две женщины: его бабушка - Мария Ганнибал и няня - крестьянка Арина Родионовна.
Это они рассказывали ему сказки, песенки, стишки русского народа, истории о своих предках. Обучением мальчика занимались французские гувернанты. Они обучали Сашу танцам, французскому языку , арифметике. Но главным источником знаний мальчика была книга. Он часто забирался в кабинет отца и читал.
2. Когда Александру исполнилось 12 лет, родители определили сына в Царскосельский лицей. Там он проучился 6 лет. Это был порывистый, вспыльчивый, дерзкий и веселый подросток . В 15 лет было опубликовано первое его стихотворение "К другу стихотворцу".
По окончании Лицея Пушкин приехал в город Петербург на службу. Здесь он написал поэму "Руслан и Людмила", а также стихи, высмеивающие власть. За это его выслали на юг России, а затем в имение Михайловское.
3. Именно в селе Михайловском он вплотную столкнулся с жизнью простого народа. Он часто бывал на ярмарках, ходил в толпе крестьян, записывал меткие слова и выражения, запоминал народные песни. В Михайловском его не покидала няня. Она, как в детстве, рассказывала поэту сказки. А он их запоминал и записывал. Александр Сергеевич Пушкин написал 7 сказок. "Сказка о царе Салтане" была создана в споре с Жуковским. А "Сказка о Медведихе" так и не была закончена, потому что 27 января 1837 года Пушкин был смертельно ранен на дуэли.
- Сейчас мы проверим, насколько хорошо вы знаете сказки А.С.Пушкина.
( Работа в группах. Показываю предмет, определить название сказки и вспомнить строчки.
Свет мой, зеркальце, скажи!
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Приплыла к нему рыбка, спросила:
Чего тебе надобно старче?
Петушок с высокой спицы
Белка там живёт ручная,
Раздать орешки за правильный ответ.
Сходство с русскими народными сказками:
- положительные и отрицательные герои;
- чудесные превращения;
3. 3- кратные повторы событий, как в русских сказках ( 3 раза летал Князь Гвидон в царство своего отца, три раза Салтан обещался приехать на славный остров, 3 девицы);
4. в конце - добро побеждает зло.
5. Сказочная концовка: я там был, мёд, пиво пил…
Отличие то русских народных сказок:
1. она авторская, есть автор
2. в отличие от русской народной – стихотворный текст;
3. нет зачина – начала: жили-были;
4. у героев есть имена – Салтан, Гвидон, Черномор
5. здесь есть необычные герои – Лебедь, дядька Черномор, 33 богатыря;
6. в конце – злых героев прощают;
А сейчас проверим, насколько выразительно вы умеете читать.
- Дома вы должны были подготовиться к выразительному чтению.
Давайте устроим конкурс чтецов .
- У вас на столах иллюстрация. Нужно найти из сказки фрагмент, который подходит этой иллюстрации и прочитать его.
1-ой группы – Видно на море не тихо (Гвидон убивает коршуна)… слайд №
2-ой группы – 33 богатыря в чешуе, как жар, горя… слайд №
3-ей группы – Царь глядит и узнаёт… ( концовка) слайд №
- Чьё чтение вам больше понравилось и почему? (После прочтения дети сами оценивают выступающих с комментированием).
- При чтении сказки мы с вами составляли цитатный план, и сейчас вы должны будете восстановить события сказки.
1. Три девицы под окном.
2. Царь недолго собирался,
в тот же вечер обвенчался.
3. Не мышонка, не лягушку,
а неведому зверюшку.
4. Бочка по морю плывет.
5. Мать и сын теперь на воле.
6. Чародея погубил.
7. Град на острове стоит.
8. Комаром оборотился.
9. Белка там живёт ручная,
да затейница какая.
10. В муху князь оборотился.
11. В чешуе, как жар горя,
12. Шмелем князь оборотился.
13.Знай, близка судьба твоя,
ведь царевна эта – я!
14. Обнимает он царицу,
и сынка, и молодицу.
И садятся все за стол,
и весёлый пир пошёл!
Раздать орешки за правильный ответ.
“Ветер весело шумит (махи руками над головой вправо-влево)
Судно весело бежит (руки вытянуты вперёд лодочкой, слегка покачиваясь)
Мимо острова Буяна (показывают рукой вправо)
В царство славного Салтана (разводят руки перед грудью, кланяясь)
И желанная страна (разводят руки над головой в разные стороны)
Вот уж издали видна (руки сложены в “подзорную трубу”)
- Мы знаем, что в каждой сказке есть какие герои? (Положительные и отрицательные). При чтении сказки мы выяснили, что в сказке
отрицательные герои – это:
- повариха
- ткачиха
- сватья баба Бабариха
- Коршун
- А положительные герои – это:
- Царь Салтан
- его сын Гвидон
- девица под окном - будущая Царица
- Царевна-лебедь
Следующее задание - дать характеристику героям , описать , какие поступки они совершают. Давайте потренируемся, например, опишем царевну-Лебедь
Её спас князь Гвидон от злого колдуна - Коршуна. Она величава, благодарная -отплатила князю за спасение от злого колдуна, мудрая - помогла князю помириться с отцом, рассудительная – рассуждала: ведь жена не рукавица, с белой ручки не стряхнёшь, добрая, смелая.
- А теперь каждая команда опишет своего героя – нужно найти карточки с качествами, присущими только ему и доказать, почему вы их выбрали.
1 команда - Князь Гвидон сын царя Салтана.
Добрый, милосердный (пожалел и спас Лебедь, пожалел бабушку - сватью бабу Бабариху)
Вспыльчивый (наказал виновниц, будучи комаром, мухой и шмелем, укусил и
Практичный (заводит чудеса в своем уделе, причем белочка пополняет княжью казну, морские витязи несут дозор)
Любящий (любит мать, отца, жену, свой народ)
Сильный (вышиб дно у бочки, согнул дубовый сук для лука)
Гостеприимный (купцов угощает, расспрашивает о торговле)
Смелый ( убил коршуна – чародея)
Справедливый ( справедливо правит в городе на острове Буяне)
2 команда - царь Салтан –
Простоватый – (женился на простой девушке, любит слушать про чудеса, держит около себя ткачиху и повариху)
Добрый и милосердный (пощадил злодеек, не наказал гонца)
Вспыльчивый (хотел повесить гонца; разозлился, когда его не пускали в путешествие)
Любящий (любит жену и сына, тоскует по ним)
Доверчивый (верит во все чудеса, и в то, что ему скажут)
Пассивный (не нашел виновников трагедии)
Гостеприимный (угощает купцов, вернувшихся из плавания)
Храбрый (сражается на войне)
3 команда – повариха, ткачиха, сватья баба Бабариха
Завистливые – завидуют своей сестре, что она стала царицей
Хитрые – придумывают хитрости, чтобы не пускать царя на чудесный остров
Самолюбивые – хотят прославиться, говоря , что на весь бы мир одна наткала бы полотна
Злые - в кухне злится повариха
Мстительные – мстят своей сестре за то, что её быбрал царь в жены
Коварные - они совершили преступление. В письме к царю Салтану — оклеветали Царевну и младенца, добились, чтобы их посадили в бочку и бросили в море.
Раздать орешки за правильный ответ.
Теперь сделаем вывод, что же в первую очередь объединяет отца и сына?
Милосердие и доброта, любовь, вспыльчивость и гостеприимство, смелость.
А каковы основные отличительные особенности характеров героев?
Царь пассивный и доверчивый, а сын его справедливый и практичный.
Какой герой вам нравится больше? А автору? Конечно молодой князь Гвидон, А.С.Пушкин прославляет его уже в названии сказки!
+ К волшебным – там происходят чудеса.
- Для чего нужны чудеса?
+ Чтобы исполнилась мечта, желание.
- Какие чудеса описаны Пушкиным в сказке?
- В кого он превращался, чтобы навестить отца?
+ Комара, муху, шмеля.
ФИЗМИНУТКА (для глаз):
- А теперь музыкальный вопрос.
Н.А.Римский-Корсаков ( слайд ) к 100-летию А.С.Пушкина написал оперу-сказку. Закройте глаза, с закрытыми глазами послушайте фрагмент и определите, кого или что изобразила музыка?
- Откройте глазки. Кого изобразила музыка?
- В сказке происходят ещё чудеса? Да
- Я буду доставать предметы, которые принадлежат каким-то героям, а вы должны будете вспомнить их.
1. МЕЧ - 33 богатыря и дядька Черномор – Вспомните строчки.
В свете есть такое диво- море вздуется бурливо,
Закипит, поднимет вой, Хлынет на берег пустой
Разольётся в шумном беге, И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар, горя ,33 богатыря.
2. Орешек - Белочка грызет орешки золотые и напевает песенку. - Вспомните строчки.
Белка песенки поёт, да орешки всё грызёт.
А орешки непростые, в них скорлупки золотые.
3. Перо коршуна – злой чародей волшебник. - Вспомните строчки.
Смотрит: коршун в море тонет, и не птичьим криком стонет.
Лебедь около плывёт, злого коршуна клюёт.
4. Кораблик – на нём плыли гости . Вспомните строчки.
Ветер на море гуляет, да кораблик подгоняет
Он бежит себе в волнах, на раздутых парусах.
5.Комар – превращался князь Гвидон. Вспомните строчки.
Тут он в точку уменьшился. Комаром оборотился,
Полетел и запищал, судно на море догнал.
6. Звезда - Прекрасная царевна Лебедь. - Вспомните строчки.
Месяц под косой блестит. А во лбу звезда горит.
А сама-то величава, выступает словно пава.
Раздать орешки за правильный ответ.
- А.С. Пушкин первый из русских поэтов заговорил простым народным языком. Этот язык в его стихах и сказках льётся свободно и звонко, как прозрачный родник. Поэт всегда восторгался богатством, выразительностью, меткостью русского языка, владел им блестяще и не переставал изучать его всю жизнь.
- Ребята, что вы можете сказать о языке написания этой сказки?
- Поэт часто использует эпитеты, устаревшие слова.
- При чтении сказки нам встречались устаревшие слова - архаизмы, и мы узнавали в словаре, что они обозначают. Давайте проверим, как вы их запомнили.
- Я буду доставать слова на грамотках из волшебного сундука князя Гвидона, а вы должны сказать, что обозначает каждое слово.
1. Извести – погубить, уничтожить.
4.Аршин – старинная мера длины, равная 70 см
5.Грёзы ночи – сны.
6.Дело лихо – дело плохо
8. Спуд – тайник, хранилище.
9.Тужить – горевать, переживать.
- На примере этой сказки в чём мы еще раз убедились? ( что добро побеждает зло.)
Сам А.С. Пушкин о своих сказках говорил так: (Слайд)
- Какой урок мы вынесли, чему хотел научить нас А.С.Пушкин?
(доброте, терпению, мужеству, умению прощать и любить близких, не завидовать другим чёрной завистью, а учиться радоваться за других людей)
- Вот и подошел к концу наш урок.
Цели, которые мы поставили сегодня на уроке, мы достигли? 1.проанализировать данное произведение,
2.дать характеристику героям,
3.побольше узнать о творчестве Пушкина.
- На уроке мне понравилось …
- Мне было интересно …
- Оценивание проводят капитаны групп (с комментированием), посчитайте орешки, которые вы заработали на уроке.
- Давайте оживим наш волшебный дуб у Лукоморья. Кому урок понравился, кому было интересно и кто хорошо работал – прикрепите на дуб зелёный листок, кому что-то было непонятно – жёлтый, ну а остальные – красный.
- Белочка для вас оставила подарок – на память о сегодняшнем уроке возьмите орешки. Угостите наших гостей.
- Спасибо за урок! До новых встреч!
Отвечая на мои вопросы, вы должны поставить, + если вы мне верите, а - если не верите.
Царице и её сыну перед тем, как посадить в бочку прочитали закон. (-)(указ)
Бочку с сыном и матерью принесла на берег волна.(+)
Над лебедью носился в море орёл.(-) (коршун)
Застреленный Гвидоном коршун оказался Чародеем.(+)
Остров, на котором жил Гвидон назывался Баян. (-) (Буян)
Гвидон сам построил город на острове (-) (лебедь ему сделала подарок)
О чудесах на острове Буяне Салтан узнал от Бабарихи. (-) (от корабельщиков)
Гвидон трижды летал к Салтану. (+)
Лебедь стала женой князя Гвидона. (+)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения А.С. Пушкин Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди.
Урок литературного чтения 4 класс. Система Планета знаний.
Открытый урок по литературному чтению для 4 класса по теме А.С.Пушкин. "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной Царевне Лебеди"
Открытый урок по литературному чтению для 4 класса по теме А.С.Пушкин. "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной Царевне Лебеди".
Этот материял предназначен для учащихся 3 класса с задержкой психического развития. Поможет детям лучше осмыслить сказку, увидеть в ней добро и зло, красоту слова, видеть в ней литературных героев, их.
Урок литературного чтения для 3 класса по УМК "Перспектива".
Технологическая карта урока литературногочтения в 3 классе. УМК "Начальная школа ХХI века".
В либретто внесены лишь самые незначительные изменения по сравнению с пушкинским текстом: царице дано имя Милитриса, царство Салтана названо Тмутаракань, город на острове Буяне — Леденец; в число действующих лиц введены Старый дед и Скоморох.
Действующие лица:
Царь Салтан (бас),
Младшая сестра (Царица Милитриса) (сопрано),
Средняя сестра (Ткачиха) (меццо-сопрано),
Старшая сестра (Повариха) (сопрано),
Сватья баба Бабариха (меццо-сопрано),
Царевич Гвидон (тенор),
Царевна Лебедь (в начале Лебедь-птица) (сопрано),
Старый дед (тенор),
Первый корабельщик (тенор),
Второй корабельщик (баритон),
Третий корабельщик (бас).
Голоса чародеев и духов, бояре, боярыни, придворные, нянюшки, дьяки, стражники, войско, корабельщики, звездочёты, скороходы, певчие, слуги и прислужницы, плясуны и плясуньи, народ, тридцать три морских витязя с дядькой Черномором, белка, шмель.
Действие происходит частью в городе Тмутаракани, частью на острове Буяне.
Пролог. Зимний вечер. Деревенская светлица. Три сестры прядут. Старшая и Средняя сёстры не слишком усердствуют, поощряемые бабой Бабарихой: "Через силу не пряди, дней ведь много впереди". Однако, младшей сестре – Милитрисе – не дают сидеть сложа руки. Старшие сёстры похваляются друг перед другом своим дородством и красотой и мечтают о том, что бы каждая из них сделала, если б вдруг стала царицей.
У дверей светлицы остановился царь, проходивший со свитой бояр мимо. Он прислушивается к разговору сестёр. Старшая сулит устроить пир на весь мир, Средняя - наткать полотна, Милитриса обещает для батюшки-царя родить богатыря. Царь входит в светлицу. Ошеломлённые сёстры и Бабариха падают на колени. Царь велит всем следовать за ним во дворец, чтобы стать: Милитриса - царицей, а её сёстры - Поварихой и Ткачихой. Сёстры раздосадованы и просят Бабариху помочь им отомстить Милитрисе. Бабариха предлагает план: когда царь уедет на войну, а царица родит сына, они пошлют царю вместо радостного известия грамоту: "Родила царица в ночь не то сына, не то дочь. Не мышонка, не лягушку, а неведому зверушку". Сёстры одобряют план и заранее торжествуют победу.
Выкатывают огромную бочку. Под плач и причитания народа царицу с сыном замуровывают в бочку и провожают до берега. Плач толпы сливается с шумом набегающих волн.
Действие второе. Берег острова Буяна. Оркестр рисует величественную картину водной стихии. На гребне волны то появляется, то исчезает бочка. Постепенно море успокаивается, выбрасывает бочку на берег, и из неё выходят Милитриса и повзрослевший царевич. Они радуются спасению, но царица озабочена: ведь "остров пуст и дик". Гвидон успокаивает мать и принимается за дело - мастерит лук и стрелу. Вдруг раздаётся шум борьбы и стон: это на море "бьётся лебедь средь зыбей, коршун носится над ней". Гвидон прицеливается и выпускает стрелу из лука. Стемнело. Изумлённые царица и царевич видят Лебедь-птицу, выходящую из моря. С благодарностью обращается она к своему спасителю Гвидону, обещает "отплатить ему добром" и открывает свою тайну: "Ты не лебедь ведь избавил, девицу в живых оставил. Ты не коршуна убил, чародея подстрелил". Лебедь-птица советует не горевать, а ложиться спать. Милитриса и Гвидон решают последовать совету. Мать поёт сыну колыбельную песню. Оба засыпают.
Наступает рассвет. Из утреннего тумана вырисовывается сказочный город Леденец. Царица и царевич просыпаются, любуются видением, и Гвидон догадывается: "вижу я – Лебедь тешится моя!". Из ворот города выходит ликующий народ, благодарит Гвидона за избавление от злого чародея и просит княжить в славном городе Леденце.
Действие третье. Картина первая. Берег острова Буяна. Вдали виден корабль, везущий гостей-корабельщиков в Тмутаракань. С тоской смотрит им вслед Гвидон. Он жалуется Лебедь-птице, что прискучили ему все чудеса острова, а хочет он видеть отца, да так, чтобы самому остаться невидимым. Лебедь-птица соглашается выполнить его просьбу и велит царевичу трижды окунуться в море, чтобы обернуться шмелём. Звучит знаменитый оркестровый полёт шмеля - это Гвидон улетает догонять корабль.
Картина вторая. Царский двор в Тмутаракани. Царь Салтан сидит на троне, он грустен. Около него Повариха, Ткачиха, Бабариха. К берегу пристаёт корабль. Торговых гостей приглашают к царю, сажают за уставленный яствами стол, потчуют. В благодарность за угощение гости начинают рассказы о чудесах, виденных ими в свете: превращение пустынного острова в красивый город Леденец, в котором живут и белка, умеющая грызть золотые орешки и петь песенки, и тридцать три богатыря. Повариха и Ткачиха стараются отвлечь внимание царя другими рассказами, а Шмель злится на них за это и жалит каждую в бровь. У царя Салтана всё усиливается желание посетить чудесный остров. Тогда Бабариха заводит рассказ о самом удивительном из чудес: о прекрасной царевне, которая красотой "днём свет божий затмевает, ночью землю освещает". Тут Шмель жалит Бабариху в самый глаз. Она кричит. Начинается общий переполох, ловят Шмеля, но он благополучно улетает.
Действие четвёртое. Картина первая. Берег острова Буяна. Вечер. Гвидон мечтает о прекрасной царевне. Он зовёт Лебедь-птицу, признаётся ей в любви к царевне и просит найти её. Лебедь не сразу выполняет его просьбу: она сомневается в его чувстве. Но Гвидон настаивает, он готов идти за любимой "хоть за тридевять земель". И наконец, Лебедь молвит: "Зачем далёко? Знай, близка судьба твоя, ведь царевна эта - я". В сгустившейся темноте возникает Царевна-Лебедь в ослепительном блеске своей красоты.
Наступает утро. Доносится песня. Это царица Милитриса идёт к морю в сопровождении прислужниц. Гвидон и Царевна просят её дать согласие на брак. Милитриса благословляет детей.
Картина вторая. Оркестровое вступление повествует о городе Леденец и его чудесах: белка, богатыри, Царевна-Лебедь. На острове Буяне ждут прибытия Салтана. Раздаётся колокольный звон. Корабль пристаёт к пристани. На берег сходит свита царя, а за ней - Салтан в сопровождении Поварихи, Ткачихи, Бабарихи. Гвидон приветствует знатного гостя, усаживает рядом с собой на трон и предлагает полюбоваться чудесами. По знаку царевича трубят глашатаи, возвещая о появлении хрустального домика с замечательной белкой, а потом - витязей с дядькой Черномором, и, наконец, из терема выходит Царевна-Лебедь. Все восхищены и прикрывают глаза руками, ослеплённые её красотой. Салтан взволнован. Он просит волшебницу-Лебедь показать ему царицу Милитрису. "Взглянь на терем!" - отвечает Лебедь. На крыльце показывается царица. Дуэт Салтана и Милитрисы радостен и взволнован. Царь спрашивает о сыне. Гвидон выступает вперёд: "Это я!". Повариха и Ткачиха падают в ноги царю Салтану, моля о прощении. Бабариха в страхе убегает. Но на радости царь прощает всех.
4 действия с прологом (введение); 6 картин: введение, 1, 2 д. – 1 к., 3, 4 д. – 2 к. Нет деления на номера. Структурная единица – картина и симфонические вступления к картинам.
Хоровые сцены во всех картинах кроме введения, 1-х картин 3 д. и 4 д.
· Огромную роль играет хор;
· Нет прямого столкновения.
Черты оперной драматургии Римского-Корсакова в этой опере:
· 2 контрастных женских образа.
· в сочетании занимательного действия с ослабленностью драматургического конфликта. Добрая волшебница Лебедь охраняет Гвидона и Милитрису от происков завистливых сестер и Бабарихи, делая зло безвредным.
· Господствует принцип условности, охватывающий как сферу содержания (сюжет, характеристики персонажей), так и приёмы воплощения. Спектакль стилизован в духе народно-театральных представлений, красочного лубка, узорчатого орнамента.
· Опора на формы народного искусства предстаёт здесь не как средство, а как своего рода цель, художественная модель, определяющая и стиль произведения, и самый метод творчества (Римский-Корсаков сравнивал его с созданием “рисунка по клеточкам”). Театрально-живописная природа сочинения сказывается также в драматургически значительной роли изобразительных, блестяще инструментованных симфонических антрактов, каждому из которых предпослан программный поэтический эпиграф из сказки.
Экспозиция: Введение – Милитриса, Ткачиха, Повариха, Баба Бабариха, Царь Салтан; 2 д. – Князь Гвидон, Царевна-Лебедь.
Развязка: 1) 1 д. Царицу с сыном садят в бочку (линия Милитриса – её сёстры с Бабой Бабарихой); 2) 2-я картина 4 д.
Значительную роль в опере играют симфонические эпизоды, в которых последовательно применены принципы программности. Они органически включены в сценическое действие, дополняют его (трем вступлениям к первому и второму действиям и ко второй картине четвертого — композитор предпослал программные эпиграфы из сказки Пушкина), а не только иллюстрируют отдельные изобразительные моменты и характеристики персонажей. Эти симфонические картины составляют своего рода рассредоточенные сюиты внутри оперы.
Вступление к 2 д.
Образ моря. Появляется тема Гвидона.
Вступления к 1 и 2 к. 3 д.
Вступление к 2-й к. 4 д.
Большинство действующих лиц представлены в комедийном, плане: они выведены с мягким юмором, порой с тонкой иронией, иногда даже — с откровенной насмешкой: Царь Салтан с его игрушечной воинственностью и неуклюжей скорбью о жене, бесхитростный Гвидон с нарочитой примитивностью выражений, сестры Милитрисы с Бабарихой, строящие козни царице, незлобивый Старый дед. На этом фоне выделяются лиричность Милитрисы и особенно глубокая поэтичность центрального образа оперы — Царевны-Лебеди.
Ткачиха и Повариха
Баба Бабариха
Милитриса
Царь Салтан
Царевна-Лебедь
Обычный для стиля композитора контраст красочного инструментализма и народной песенности в данном случае заметно сглажен. В основном — из-за того, что фантастический колорит создается не при помощи сложных ладогармонических средств, а путем расширения красочных возможностей мажора и минора.
Гвидон
1. История русской музыки под ред. Кандинского.
2. Гозенпуд. Избранные статьи. Пушкин в музыке.
Фанфара у трубы. С неё начинаются все картины и антракты в опере.
Дуэт-похвальба старших сестёр.
Появляется Салтан. 1-я его тема – марш. 13 + 13 т.
29 – 19 Тема трио. 2-я тема Салтана.
Делится на 2 больших раздела
1 раздел
Бытовые образы. Черты рондо. Различные виды музыкальной симметрии, часто в сочетании с другими формами (в сценах Скомороха и Старого деда, в сцене угощения корабельщиков (многотемные вариации и полирефренное рондо) и во многих других эпизодах
Сказка Старого деда с репликами Скомороха. 54
Продолжается сказка Старого деда. 59
Приходит народ, просит, чтоб царица вела суд. 61
2 раздел
Драматичен. Вторая его половина представляет собой свободное чередование сольных и хоровых эпизодов.
Милитриса и народ.
Дьяки читают царское послание. В оркестре восходящее движение по увеличенным трезвучиям.
Баба Бабариха тоже поёт на интонациях увеличенного трезвучия.
Тема марша Салтана, но более суетливо. Аккордовая пульсация шестнадцатыми.
Появляется тема Гвидона. 101 – 4. Сначала у кларнета, потом у валторны – как его взросление.
Также делится на 2 раздела. Водораздел – оркестровая картина ночи.
1 раздел
Гвидон и Милитриса попадают на остров. Дуэт. Милитриса – в вокальной интонации lamento.
Впервые появляется Царевна-Лебедь. 112
2 раздел
Своеобразная сонато-сонатинная форма (так ее назвал композитор).
Появляется Царевна-Лебедь. Она превращает князя в шмеля. Впервые появляется тема полёта шмеля. 156
Тема моря. Корабли пристают к берегу.
Ткачиха, Повариха, Баба Бабариха (на своих лейт интонациях) – эпизоды.
Салтан издаёт указ не пускать шмелей. На теме марша. 189 .
1 картина
Небольшое оркестровое вступление. 1-й лейт. Царевны-Лебеди.
Появляется Лебедь. Дуэт. Он является центральным эпизодом этой картины. Взволнованным, страстным речам Гвидона отвечают спокойные, ласковые фразы Лебеди.
Та же мелодия лежит в основе восторженного любовного дуэта Гвидона и Лебеди.
Приходит Милитриса в сопровождении девушек.
Фанфара у трубы.
Тема Леденца. 214 .
Фанфара у трубы.
Тема витязей. 220 .
Фанфара у трубы.
Преображения Царевны-Лебеди. 223 . 1-я тема – > 2-я тема. 227 .
2 картина
Ария Салтана. 3-х частная форма:
3. Снова 1-я тема Салтана.
Показ чудес Леденца. На этот раз с участием хора и солистов.
248 – Царевна-Лебедь. Обе лейт-темы по очереди.
Появляется Милитриса. 253 .
Хоровое заключение картины пронизано задорными частушечными ритмами, бойкими припевками; на вершине стремительного нарастания у хора и всех действующих лиц ликующе звучит мелодия фанфарного клича.
[1] Бельский Владимир Иванович (1866-1946, Югославия) - русский либреттист. Окончил юридический и естественный факультеты Петерб. ун-та. Получил степень магистра политич. экономии и статистики (1897). В 1894 познакомился с Н. А. Римским-Корсаковым, стал его постоянным либреттистом. Б. участвовал в редактировании текста оперы "Садко" (ему принадлежит авторство неск. сцен), написал либр. опер: "Сказка о царе Салтане", "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии", "Золотой петушок". Либр. Б. отличаются высокими лит. достоинствами. Текст "Сказания о невидимом граде Китеже" (Пушкинская пр.) - искусная стилизация старинного рус. книжного языка. Написал воспоминания о Римском-Корсакове (не сохранились). С нач. 20-х гг. Б. жил в Югославии.
Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. Под ред. Ю. В. Келдыша. 1973—1982.
[3] См.: Н. А. Римский-Корсаков. Жизнь и творчество, вып. 4, с. 145.
[4] См.: Летопись; Ястребцев, с. 2, 151, 152, 454; Бачинская Н. Народные песни в творчестве русских композиторов.
[5] Асафьев Б. В. Избр. труды, т. 3, с. 231. 28 Ястребцев, т. 2, с. 472.
[6] Ястребцев, т. 2, с. 471—472. Подробнее о становлении лейтмотива Леденца см.: Григорьев С. О мелодике Римского-Корсакова, с. 89—97.
Читайте также: