Доклад силуанова о бюджете на 2022 год

Обновлено: 16.05.2024

Такая динамика приведет к возникновению дефицита в Фонде социального страхования (ФСС, за счет его ресурсов производятся выплаты по больничным), который будет закрыт средствами федерального бюджета.

ЦБ повысил ключевую ставку до 9,5% годовых

Кроме ФСС потребуется дофинансировать и Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС). Все это потребует сотен миллиардов руб., заявил министр, не назвав точную сумму.

В прошлом году на антиковидные меры из федерального бюджета было потрачено около 850 млрд руб., говорил Силуанов в интервью телеканалу РБК. По его словам, в первую очередь средства пошли на оказание медицинской помощи людям.

Вице-премьер Марат Хуснуллин рассказывает о регулировании в жилищном и дорожном строительстве в кризис

Проект федерального бюджета на 2022–2024 гг. был внесен в Госдуму 30 сентября. На тот момент размер ключевой ставки ЦБ составлял 6,75%. До настоящего момента регулятор провел серию ее повышений. На последнем заседании ЦБ решил повысить ключевую до 9,5%.

По данным Росстата, в январе 2022 г. инфляция ускорилась до 8,7% против 8,4% по итогам декабря 2021 г. Это значение – рекордное за последние шесть лет.

Популярное

Хотите скрыть рекламу? Оформите подписку и читайте, не отвлекаясь

Наши проекты

Контакты

Ведомости в Facebook

Ведомости в Twitter

Ведомости в Telegram

Ведомости в Instagram

Ведомости в Flipboard

Решение Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) от 27 ноября 2020 г. ЭЛ № ФС 77-79546

И.о. главного редактора: Казьмина Ирина Сергеевна

Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации Пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных

Все права защищены © АО Бизнес Ньюс Медиа, 1999—2022

Все права защищены © АО Бизнес Ньюс Медиа, 1999—2022

Решение Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) от 27 ноября 2020 г. ЭЛ № ФС 77-79546

И.о. главного редактора: Казьмина Ирина Сергеевна

Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации Пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных

Бюджетная политика и основные параметры бюджета обсуждались на бюджетной комиссии и на совещании в Правительстве под Вашим руководством. При формировании бюджета на предстоящую трехлетку учитывался прогноз социально-экономического развития, и, как сказал Максим Геннадьевич, прогноз достаточно амбициозный, соответственно, параметры бюджета тоже напряженные.

Мы видим, что в текущем году экономика полностью восстановилась и вышла на допандемийный уровень, согласны с таким подходом, поэтому в этом контексте формировалась и бюджетная политика. На предстоящую трехлетку бюджет сформирован с учетом бюджетных правил, соответственно, это будет способствовать возвращению инфляции к целевым ориентирам, то есть порядка 4% в год.

Основные характеристики бюджета.

Мы посчитали доходы федерального бюджета на уровне более 25 трлн рублей за период 2022, 2023 и 2024 годов. Это значительно выше, чем параметры бюджета, которые мы планировали ранее. Связано это, в первую очередь, с восстановительным экономическим ростом.

Кроме того, мы учли и дополнительные меры по мобилизации доходов. В первую очередь увеличены поступления табачных акцизов. Мы подготовили план по мобилизации ресурсов и по улучшению администрирования этой меры, а также мы учли дополнительные поступления от таких отраслей, как металлургия, добыча коксующегося угля, удобрений.

В настоящее время мы завершаем проработку вопроса с бизнесом по настройкам налогового законодательства, которое предполагается реализовать, уже начиная со следующего года.

Исходя из прогноза доходов и бюджетных правил, посчитан объем расходов федерального бюджета. Он составляет в 2022 году 23,6 трлн рублей, в 2023 году - 25,1 трлн рублей, в 2024 году - 26,1 трлн рублей. То есть практически ежегодный прирост расходов составляет 1 трлн рублей и более.

В результате мы сможем профинансировать все первоочередные расходы, все первоочередные задачи обеспечить финансовыми ресурсами.

Параметры бюджета предусматривают в первые два года профицитный бюджет с объемом профицита в пределах 1% ВВП. Начиная с 2024 года ожидаем дефицит в пределах 0,2% от валового внутреннего продукта.

Теперь какие ключевые задачи учтены в проекте основного финансового плана.

В первую очередь это достижение национальных целей развития. На все задачи в рамках национальных проектов, Посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию предусмотрено финансирование в полном объеме, и этот объем увеличивается из года в год.

В 2024 году общий объем ассигнований на национальные цели развития, предусмотренные в рамках национальных проектов и мероприятий по реализации Посланий Президента, увеличен в 1,7 раза по сравнению с 2020 годом. В 2022 году на эти цели предусмотрено 3,6 трлн рублей, в 2023-м и в 2024-м соответственно 3,9 и 4 трлн рублей.

На что конкретно в первую очередь пойдут эти ассигнования? В первую очередь это вопросы снижения бедности. Более 5 млн семей с детьми получат дополнительные меры социальной поддержки. На эти цели будет предусмотрено в бюджете 2,1 трлн рублей. Более 500 млрд рублей до 2024 года будут направлены на строительство 1300 новых школ, и будет отремонтировано около 4500 действующих школ. Около 60 млрд рублей пойдет на создание восьми кампусов вузов мирового уровня. Это принципиальная задача по новому шагу вперед по развитию нашего высшего образования.

Предусмотрены деньги на лечение детей больных жизнеугрожающими заболеваниями.

Также учтены ресурсы на ликвидацию к 2025 году аварийного жилого фонда, в котором проживают порядка 500 тысяч граждан. Реализация этой программы началась в 2017 году. А также предусмотрен запуск новой программы расселения из аварийного жилья.

Значительные ресурсы предусмотрены на проекты по транспортной инфраструктуре, экологические проекты и т.д.
Особо хотел отметить полное обеспечение финансированием стратегических инициатив Правительства. 500 млрд рублей до 2024 года учтены на эти инициативы. Здесь и такие инициативы, как "Электромобиль" и "Водородный автомобиль", "Передовые инженерные школы", "Чистая энергетика", "Новая атомная энергетика" – всё то, что двигает нашу экономику по современным, новым рельсам.

Особо хотел бы отметить опережающее развитие различных отраслей экономики, на что предусмотрены также дополнительные ресурсы. Это реализация нового национального проекта "Туризм" – развитие туризма; это создание линейки новых гражданских самолетов; развитие электронной и радиоэлектронной промышленности. На все эти решения, которые предметно обсуждались в Правительстве Российской Федерации, предусмотрены ассигнования в запланированных объемах.

Дополнительные средства также предусмотрены и на обеспечение национальной обороны, безопасности и правоохранительной деятельности. Предусмотрены дополнительные ресурсы на денежное довольствие военнослужащих, на увеличение численности контрактников, улучшение материально-технического обеспечения силового блока и МЧС России.

Кроме того, предусмотрен резерв на мероприятия по борьбе с коронавирусной инфекцией. Необходимые ресурсы заложены в бюджете.

В целом на реализацию поручений Президента и Правительства по социально-экономическому развитию учтено почти 5 трлн рублей дополнительных бюджетных ассигнований до 2024 года.

Помимо соответствующей приоритизации структуры расходов и настройки налоговой системы запланированы и меры дополнительного стимулирования экономики. Это и льготные бюджетные кредиты субъектам Российской Федерации. Это и возможности регионов по использованию средств от реструктуризации бюджетных кредитов и направление их на развитие экономики. Это средства Фонда национального благосостояния, которые будут использованы на приоритетные проекты социально-экономического развития в объеме 1,6 трлн рублей.

При этом вопросы инвестирования средств ФНБ увязываются с вопросами сохранности фонда, устойчивости бюджета и параметрами денежно-кредитной политики.

Уважаемый Михаил Владимирович!

Проект бюджета отвечает задачам и национальным целям развития. Все решения, которые обозначены Президентом и Правительством по реализации этих инициатив, обеспечены бюджетным финансированием в полном объеме.

Просьба поддержать проектировки бюджета на предстоящий трехлетний период.

Госдума приняла в первом чтении проект федерального бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов. За его принятие проголосовали 338 депутатов, против - 82, воздержался - 1. Дискуссия развернулась вокруг МРОТ.


Министр финансов Антон Силуанов, представляя документ депутатам, заявил, что главным приоритетом бюджетной политики будет содействие достижению национальных целей. На цели развития в 2022 году предусмотрено 3,7 триллиона рублей, в 2023 году - 4 триллиона, в 2024 году - 4,1 триллиона рублей.

При этом все задачи из Послания президента Федеральному Собранию обеспечены финансированием в полном объеме. Наибольший объем средств предусмотрен на социальную политику и здравоохранение. В целом это 22 триллиона рублей на три года. Среди приоритетов в социальной сфере министр назвал реабилитацию переболевших коронавирусом граждан.

Финансирование также будет выделено на работу с новыми материалами, разработку электромобиля, водородную тематику, цифровую трансформацию, развитие новой энергетики и другие направления. На все это заложены ресурсы в объеме около 1 триллиона рублей, из которых 500 миллиардов рублей были дополнительно предусмотрены в трехлетнем бюджете. Еще одно направление - обеспечение прямых поручений президента, в первую очередь в сфере национальной обороны и безопасности государства.

Следующее направление - стимулирующее. Так, в целях роста экономики со следующей трехлетки начинается инвестирование Фонда национального благосостояния (ФНБ). Более 2,5 триллиона рублей из фонда пойдет прежде всего в автодорожную и железнодорожную инфраструктуру, а также на ряд других направлений. Силуанов подчеркнул: в новейшей истории страны такой объем ресурсов никогда еще не направлялся не только ФНБ, но и вообще из суверенных фондов. Это новация следующей трехлетки.

Как отметил глава Комитета ГД по бюджету и налогам Андрей Макаров, в документе учтены важнейшие социальные инициативы. "Здесь и дети в возрасте от 3 до 7 лет, соцконтракт, материнский капитал, - перечислил он. - Все эти средства в бюджете заложены. Сегодня после детального анализа все эти цифры мы можем подтвердить".

Ключевыми приоритетами в проекте бюджета являются социальная политика, здравоохранение и экономическое развитие

Руководитель фракции "Единая Россия" Владимир Васильев заявил, что ключевыми приоритетами в проекте федерального бюджета являются социальная политика, здравоохранение и экономическое развитие. На первые два направления предлагается выделить 22 триллиона рублей в рамках предстоящих трех лет, на экономику - 15 триллионов рублей. По его словам, более пяти миллионов семей с детьми получат социальную поддержку. На это выделяется 2,1 триллиона рублей. Также будет проиндексирован материнский капитал. "К 2024 году он составит 550 тысяч на первого ребенка и около 750 тысяч рублей на второго и последующих детей. На это выделяется 1,6 триллиона рублей", - добавил Васильев.

Фракция ЛДПР заявила о поддержке бюджета. "Поскольку это деньги всей страны, нельзя отказываться от исполнения бюджета, потому что остановятся все платежи", - подчеркнул ее руководитель Владимир Жириновский. В то же время либерал-демократы призывают увеличить расходы на здравоохранение и образование. Политик также добавил, что необходимо повышать МРОТ. "Уже сейчас повысили на одну тысячу рублей: было 12 тысяч рублей, а стало 13 тысяч, на следующий год - 14. И надо добиться, чтобы поднимали на одну тысячу рублей больше. Так, через десять лет уже 25 тысяч будет", - считает он.

Лидер фракции КПРФ Геннадий Зюганов заявил, что коммунисты подготовили свой вариант бюджета развития "и оснастили его необходимым законодательством". Предложенный правительством вариант он назвал "бюджетом казенной милости". Говоря о конкретных предложениях, политик призвал ввести в бюджет раздел, посвященный науке и высоким технологиям, а также принять меры, чтобы повысить темпы экономического развития РФ до 4-7%. Кроме того, он заявил, что никакого сбережения народа не может быть при такой политике, когда МРОТ составляет 13 600 рублей.

"Справедливая Россия - За правду" не поддержала проект и подготовила альтернативную версию бюджета. Депутаты фракции тоже указали на низкий показатель МРОТ, а также на то, что индексация военных пенсий предусмотрена в недостаточном для выполнения соответствующего закона объеме. Об этом заявил замглавы фракции, глава Комитета ГД по защите конкуренции Валерий Гартунг. Он напомнил, что есть проект закона о прожиточном минимуме, который внесли "эсеры". "Мы подсчитали: 31 тысяча - это деньги, на которые действительно можно прожить. Прожить, подчеркиваю", - отметил парламентарий.

В обсуждении этой темы принял участие председатель Госдумы Вячеслав Володин. "МРОТ - это минимальный уровень, от которого дальше уже считается заработная плата, - напомнил он. - И учитывая, что у нас многие предприятия, в первую очередь сельского хозяйства, как правило, выплачивают минималку, а все остальное - вплоть до натуроплаты". Спикер предложил увязать господдержку с заработной платой. По его словам, надо приглашать коллег из правительства, чтобы эти темы обсуждать.

Руководитель фракции "Новые люди" Алексей Нечаев предложил ко второму чтению проекта федерального бюджета найти способы увеличения доходной базы регионов. "Когда компетенции губернатора и людей из регионов - это выбивать деньги в Москве по трансфертам, это, конечно, не та компетенция, которая связана с развитием регионов и их собственной доходной базы", - заявил Нечаев. Еще одно его предложение - давать регионам не только целевые трансферты, но и нецелевые. "Люди там грамотные, люди свой регион знают, может, доверим им принимать решения, на что тратить деньги в своих регионах", - считает он.

Предложения фракций могут быть учтены при последующем рассмотрении бюджета. Одновременно с принятием проекта Госдума проголосовала за постановление, в котором подготовила рекомендации правительству. В частности, необходима индексация маткапитала на фактический уровень инфляции. Еще одно требование - разработка программы по ликвидации жилищного фонда, признанного аварийным по состоянию на 1 января 2021 года. Депутаты заявили и о необходимости долгосрочной программы содействия занятости молодежи. Речь также о мерах для повышения доступности воздушных перевозок населения, для улучшения медпомощи на селе, создания дополнительных мест в школах и в целях ремонта автомобильных дорог регионального и местного значения.

Доходы на 2022 год запланированы на уровне 25,02 триллиона рублей, на 2023 год - 25,54 триллиона, на 2024 год - 25,83 триллиона. Расходы по этим годам - 23,69 триллиона, 25,24 триллиона и 26,35 триллиона. По сравнению с 2019 годом, то есть с периодом до пандемии, траты в следующем году увеличиваются на 5,479 триллиона рублей (или на 30,1%). В результате первые два года бюджет России будет профицитным - 1,33 триллиона и 0,3 триллиона. А в 2024 году ожидается дефицит в 0,52 триллиона рублей. Бюджет основывается на прогнозе роста экономики в 3% в течение ближайших трех лет. Инфляция учтена на уровне 4%.

Президент России Владимир Путин подписал закон о федеральном бюджете на 2022 год и плановые 2023–2024 годы.

В основу бюджета, как и прежде, лег базовый прогноз социально-экономического развития страны на соответствующий период. Нынешний предусматривает, что мировая экономика начнет активно восстанавливаться, а в России на фоне массовой вакцинации пандемия коронавируса будет оказывать все меньшее влияние. В результате отечественная экономика в 2022–2024 годах должна расти на 3% ежегодно. Глава Счетной палаты Алексей Кудрин в свою очередь назвал этот прогноз оптимистичным и отметил, что за него еще надо побороться.

Рассказываем об основных параметрах главного экономического документа страны.

Что такое федеральный бюджет?

По сути, федеральный бюджет — это закон, в котором правительство планирует будущие доходы и расходы государства на обязательства перед населением.

С одной стороны, бюджет отвечает за то, сколько денег пойдет, например, на здравоохранение, а сколько — на оборону. С другой стороны, это еще и прогноз — какой будет инфляция, сколько в стране соберут налогов, а сколько она заработает на экспорте нефти.

Еще нередко можно услышать другие названия — региональный и консолидированный бюджет. С региональным все просто — его принимают местные законодательные власти, которые планируют расходы местных же органов управления. Консолидированный бюджет может быть и субъекта, и всей страны — он состоит в принципе из всех бюджетов системы, принимаемых на конкретной территории.

Подробнее о том, сколько стадий федеральный бюджет проходит до того, как вступит в силу, рассказываем в нашем спецпроекте.

Какие доходы и расходы заложили в бюджет на 2022 год?

При подготовке бюджета на 2021 год власти предполагали, что он останется дефицитным по крайней мере до 2024 года. Но сейчас они планируют, что и 2022, и 2023 годы станут профицитными.

Так, в следующем году доходы составят 25,01 трлн рублей, расходы — 23,69 трлн рублей, а профицит соответственно — около 1,32 трлн рублей. При этом в процентном отношении к объему ВВП траты снова сократятся — с 19,3% ВВП в текущем году до 17,8% ВВП в 2022 году, когда он составит 133,3 трлн рублей.

Для сравнения, по предварительной оценке, в 2021 году доходы бюджета оказались на уровне 23,782 трлн рублей, расходы — 24,058 трлн рублей, а дефицит — примерно 275,7 млрд рублей.

Но цифры могут меняться — власти всегда уточняют бюджет с учетом фактического исполнения.

Что означает профицит бюджета? Это же хорошо?

Дефицит — это превышение расходов бюджета над его доходами. Профицит — наоборот, когда доходы больше расходов. На уровне личного бюджета одного человека или даже семьи профицит действительно выглядит привлекательно, но не все так просто, когда речь идет о бюджете целой страны. Экономисты часто называют профицит результатом жесткой бюджетной политики, которая сдерживает экономический рост и развитие. В идеале на любом уровне государственной системы бюджеты должны быть сбалансированными, то есть расходы равны доходам.

Впрочем, россиянам в повседневной жизни сложно заметить разницу, сбалансированный, дефицитный или профицитный бюджет сверстало правительство. Ведь дефицит не означает мгновенный экономический крах — это явление вообще достаточно частое. До 2019 года последний профицитный бюджет был только в 2010 году.

И наоборот, профицит не приносит небывалых улучшений. Например, в кризисный 2008 год профицит составил 1,6 трлн рублей. Тогда этому способствовали высокие цены на нефть, которая торгуется в долларах. Кстати, поэтому чаще всего бюджетный профицит встречается как раз у стран — экспортеров сырья.

В обоих случаях главным образом важно отношение уровня дефицита или профицита к ВВП. В 2020 году дефицит составил 3,8% ВВП, в 2021 году — 0,2% ВВП, и в 2022 году профицит планируется на уровне 1% ВВП.

Что тогда будет с государственным долгом?

В допандемийном 2019 году российский чистый государственный долг стал отрицательным. То есть если бы России в одночасье понадобилось закрыть все свои долги, она бы смогла это сделать. Но уже к лету 2020 года долг российского правительства превысил ликвидные резервы государства и вернулся к положительным значениям. А по итогам года он вырос почти на 40%, до 18,99 трлн рублей, что составило 17,7% от ВВП.

В 2021 году он продолжил расти — до ориентировочно 22,104 трлн рублей — и будет увеличиваться и дальше — до 25,925 трлн в 2022 году и 28,765 трлн рублей и 31,939 трлн рублей в 2023–2024 годах соответственно.

Но сам по себе госдолг больше макроэкономический показатель. Например, в 2020 году его изменение показывало, сколько денег правительство занимает на борьбу с последствиями коронавирусной пандемии. По-настоящему, по мнению многих экономистов, ситуацию отражает соотношение размера государственного долга к объему ВВП. Оно в текущем году составит 17,8%, а следующие годы будет оставаться около 20–21%. Что, как неоднократно подчеркивал министр финансов Антон Силуанов, остается безопасным и одним из самых низких уровней в мире. При этом уровень безопасности госдолга зависит от многих факторов: например, от стоимости обслуживания, валютной структуры, кредиторов и т.д. Подробнее о российском госдолге можно почитать здесь.

Какой будет инфляция?

Правительство ожидает, что цены в 2022 году вырастут в среднем на 4%. Это та цель, к которой стремится ЦБ, проводя денежно-кредитную политику и меняя ключевую ставку.

Регулятор постоянно корректирует прогноз по инфляции. По его оценкам, в октябре 2021 года ее годовой показатель достиг 7,4–7,9%, в 2022 году он должен снизиться до 4–4,5% и в дальнейшем оставаться у целевых 4%.

А чего ждать от курса рубля?

По базовому прогнозу власти ожидают, что следующие три года курс доллара к рублю будет колебаться в районе 72–74 рублей. В среднем 72,1 рубля за доллар в 2022 году, 72,7 рубля — в 2023 году и 73,6 рубля — в 2024 году.

При этом "в реальном эффективном выражении курс рубля будет оставаться стабильным, что, с одной стороны, позволит поддержать конкурентоспособность российского несырьевого экспорта, с другой — будет способствовать стабилизации внутренней ценовой ситуации".

Что приносит в бюджет самые большие доходы? И сколько будет стоить нефть?

В 2022 году нефтегазовые доходы составят 9,542 трлн рублей, ненефтегазовые — 15,479 трлн рублей. То есть в общем объеме доходов нефтегазовые поступления займут 38,1%.

При этом по отношению к объему ВВП ненефтегазовые доходы ближайшие три года останутся стабильными — на уровне примерно 11,5%, а нефтегазовые снизятся — с 6,8% в 2021 году до 5,7% в 2024 году. Власти связывают это с прогнозируемым постепенным снижением цен на нефть, а также с изменением структуры добычи в пользу льготных режимов налогообложения. При этом доля нефтегазовых поступлений в общем объеме доходов следующие три года тоже будет сокращаться — до 33,2% в 2024 году.

Законопроект предусматривает, что средняя цена нефти марки Urals, которую экспортирует Россия, составит $62,2 за баррель в 2022 году и $58,4 и $55,7 в 2023–2024 годах соответственно. При этом бюджетное правило предполагает, что документ сверстан исходя из стоимости Urals $44,2 в 2022 году. Все доходы выше этого уровня пойдут в Фонд национального благосостояния (ФНБ).

В 2019 году российская нефть стоила в среднем $63,59 за баррель, в 2020 году — только $41,73 и, как предполагает проект федерального бюджета, $66 в 2021 году.

При этом российские власти признают, что спрос на нефть может больше и не восстановиться до уровней 2019 года. Этому будет способствовать набирающая силу тенденция энергоперехода экономик разных стран, которая приведет к изменению мирового энергетического баланса.

Кроме того, проект бюджета предусматривает, что средняя контрактная цена на газ в 2022 году останется на уровне 2021 года — $208 за тыс. куб. м. А вот уже в 2023–2024 годах ожидается снижение.

Сбор внутреннего налога на добавленную стоимость (НДС) принесет в бюджет 5,27 трлн рублей, а импортного — 3,673 трлн рублей. Налог на прибыль добавит еще 1,447 трлн рублей, внутренние акцизы — 1,041 трлн рублей, импортные — 140,3 млрд. На НДФЛ придется 186,9 млрд рублей, а на ввозные пошлины — 829,2 млрд рублей.

Каким будет ФНБ? Средства из него будут на что-нибудь тратить?

Согласно подготовленному законопроекту, 3,2 млрд рублей пойдут на софинансирование добровольных пенсионных накоплений россиян. Это, собственно, одна из целей существования фонда.

Также деньги из него можно тратить и на покрытие бюджетного дефицита, но этого власти следующие три года делать не планируют.

Кроме того, когда объем фонда превышает 7% ВВП, излишки выше этого значения Минфин может инвестировать на цели, связанные с финансированием роста экономики страны. В течение следующих трех лет из ФНБ планируется инвестировать более 2,5 трлн рублей. Эти деньги вложат в том числе в развитие инфраструктуры — автомобильной и железнодорожной, а также в переработку сырья и обновление парка воздушных судов.

В настоящий момент правительство рассматривает возможность повысить порог инвестирования ФНБ — с 7 до 10%.

Объем ФНБ на 1 декабря 2021 года составил 13,886 трлн рублей, или 12% ВВП. И правительство рассчитывает увеличить его 23,267 трлн рублей к концу 2024 года.

И как государство собирается тратить деньги?

Новый бюджет на 2022–2024 годы предусматривает значительное увеличение расходов на выполнение обязательств перед гражданами России, подчеркнул премьер-министр Михаил Мишустин.

Так что традиционно самые большие расходы планируются в разделе "социальная политика" — 5,837 трлн рублей, или 24,6% от общего объема бюджетных трат.

На втором месте — национальная оборона с расходами 3,51 трлн рублей в 2022 году. На третьем — экономика: 3,461 трлн рублей. Национальная безопасность и правоохранительная деятельность оказались на четвертом месте — 2,799 трлн рублей, и замыкают пятерку направлений по тратам "общегосударственные вопросы" — 1,885 трлн рублей. Это те деньги, которые идут на обеспечение, например, работы аппарата президента, законодательных и исполнительных органов власти, судебной системы, а также на проведение выборов и т.п.

При этом каждое из таких направлений состоит еще из подразделов. Например, "социальная политика" включает пенсионное обеспечение, социальное обеспечение и обслуживание населения, охрану семьи и детства и другие вопросы национальной политики. И главная задача бюджета на следующие три года, по словам Михаила Мишустина, — "адресная поддержка людей, прежде всего семей с детьми, всех, кто оказался в сложной жизненной ситуации, нуждающихся, одиноких родителей".

Финансирование национальных проектов вырастет — с планировавшихся ранее 2,5 трлн рублей до 2,74 трлн рублей.

Каким будет бюджет – 2022: цифры, факты, сравнения. Что нового он принесет и за что его критикуют

Федеральный бюджет на 2022 год уже принят Госдумой – это значит, что все его параметры уже утверждены и до начала года точно не изменятся. Мы проанализировали основные параметры главного финансового документа страны – что в нем изменится по сравнению с текущим годом, на что потратят больше денег, а на что меньше, и что в бюджете не появится даже в 2022 году.

Зачем нужен федеральный бюджет

Бюджетная система России включает в себя три уровня бюджетов, каждый из которых формально самостоятельный – это федеральный бюджет, бюджет субъекта федерации и бюджет муниципального образования. Отдельно принимаются бюджеты социальных фондов – Пенсионного, ФСС и Фонда ОМС. Каждый бюджет составляется так, что имеет собственные доходы и определенные обязательства по расходованию денег.

В рамках всей страны принимается федеральный бюджет – он обеспечивает финансирование выполнения задач и функций всего государства. Федеральный бюджет в России формируется за счет федеральный налогов и сборов – в основном, это налог на добычу полезных ископаемых, НДС, акцизы, налог на прибыль и некоторые другие виды поступлений. И исторически сложилось так, что эти деньги поступают по большей части из нефтедобывающих регионов (ХМАО и ЯНАО) и от столичных субъектов (Москва и Санкт-Петербург) – в сумме они дают до 60% всех доходов федерального бюджета.

Поэтому согласование и принятие федерального бюджета открывает путь к принятию бюджетов регионов. При этом федеральный бюджет принимается по строгому графику:

И хоть в процессе принятия бюджета интриги почти не осталось, важно понимать, что именно приняли депутаты и по какой смете будет жить страна весь следующий год.

Каким будет бюджет-2022

Проект федерального бюджета на 2022 год и плановый период 2023-2024 годов уже подготовлен и принят Госдумой во всех трех чтениях и одобрен Советом Федерации. На данный момент бюджет находится на подписании у президента – после его подписания и официальной публикации закон вступит в законную силу.

Один из первых разделов федерального бюджета – основные показатели экономики на следующий год. И они заложены такие:

Показатели 2022 2023 2024
Доходы 25,02 трлн рублей 25,54 трлн рублей 25,83 трлн рублей
Расходы 23,69 трлн рублей 25,24 трлн рублей 26,35 трлн рублей
Профицит/дефицит +1,32 трлн рублей (1% ВВП) +299,1 млрд рублей (0,2% ВВП) -522,7 млрд рублей (0,3% ВВП)
Объем ВВП 133,3 трлн рублей (рост на 3%) 141,88 трлн рублей (рост на 3%) 151,51 трлн рублей (рост на 3%)
На реализацию нацпроектов 2,74 трлн рублей 2,88 трлн рублей 2,98 трлн рублей
Уровень инфляции 4% 4% 4%
Объем ФНБ на начало года 13,89 трлн рублей (10,4% ВВП) 16,48 трлн рублей (11,6% ВВП) 20,1 трлн рублей (13,3% ВВП)
Курс доллара 72,1 рубля 72,7 рубля 73,6 рубля
Цена барреля нефти Urals 62,2 доллара 58,4 доллара 55,7 доллара

То есть, в проекте бюджета учтено, что экономика будет расти каждый год на 3%, при этом инфляция составит по 4% каждый год. Более того, в ближайшие 2 года государство будет собирать больше налогов, чем сможет потратить за год – часть пойдет на погашение долгов (Минфин выпускает ОФЗ, несмотря на то, что в целом проблем с деньгами у России нет), часть – на пополнение Фонда национального благосостояния.

Что касается структуры доходов и динамики расходов, все более важную роль в бюджете будут играть ненефтегазовые доходы (то есть, налоговые, от собственности и т.д.), а расходы будут максимально приближены к доходам:


Важно, чтобы государство могло увязать между собой доходы и расходы бюджета: ведь профицит с точки зрения налогоплательщиков – едва ли не хуже, чем дефицит, потому что государство собирает налоги, которые даже не в состоянии потратить. И особенно неприятно это звучит в контексте повышения НДС с 18% до 20%, которое прошло в 2019 году, а также повышение пенсионного возраста.

Что же касается видов доходов, то они распределятся по видам так:

Поступления 2020 год 2021 год Проект бюджета
2022 год 2023 год 2024 год
Сумма, млрд руб. Удельный вес, %
Налог на прибыль организаций 1 091,4 1 339,1 1 447,4 5,78 1 505,1 1 589,9
Налог на доходы физических лиц 0,0 81,4 186,9 0,75 195,1 203,8
НДС 7 202,2 8 937,9 8 943,9 35,74 9 661,4 10 382,6
Акцизы 1 137,3 87,3 242,0 0,97 314,8 321,1
НДПИ и другие платежи за ресурсы 4 057,5 7 824,3 9 048,7 36,16 9 022,1 8 828,6
Таможенные пошлины 1 935,2 2 908,8 2 682,7 10,72 2 317,1 1 949,6
Доходы от имущества 1 067,3 933,9 1 290,5 5,16 1 327,2 1 353,1
Платежи за пользование природными ресурсами 593,5 642,0 637,0 2,55 664,7 678,9
Прочие поступления 1 634,8 1 027,8 542,6 2,17 532,7 524,2
Всего доходов 18 719,1 23 782,3 25 021,9 100 25 540,2 25 831,8

Как видно, более 70% доходов федерального бюджета будут давать две основные статьи – это НДС (на продажи внутри России и импорт) и сырьевые платежи. К тому же, более 10% доходов будет приходиться на таможенные платежи – это по большей части вывозные пошлины на энергоресурсы.

Власти же планируют усиление роли несырьевых поступлений – как видно, доходы от НДС будут расти, а НДПИ и таможенные пошлины – сокращаться. Правда, пока на сырьевых рынках ситуация такая, что сырьевые доходы все еще могут составлять значительную часть доходов. Но что будет через год или два – никто точно не скажет.

Расходы по программам и не только

Федеральный бюджет расходуется на цели, предусмотренные Бюджетным кодексом РФ – по сути, на те направления, которые относятся к ведению Российской Федерации (тогда как расходы, связанные с регионами, финансируют сами регионы, и т.д.).

Однако расходы могут быть классифицированы по нескольким правилам – например, по главным распорядителям бюджетных средств (МВД, Минобороны, Минздрав и т.д.), или по государственным программам. Распорядителей в России почти 100, поэтому более нагляднее будет разделить расходы именно по программным целям.

Нагляднее всего эту классификацию представила Счетная палата:



Источник: Счетная палата РФ

Как можно заметить, кардинальных изменений не предвидится – но это укрупненные группы из нескольких программ.

Например, самыми затратными программами в 2022 году будут такие:

Отдельный момент – дотации из федерального бюджета. В силу объективных обстоятельств бюджет помогает бюджету Пенсионного фонда России – в 2022 году планируется перечислить в него 3,9 триллиона рублей, а в 2023-м – 4 триллиона. Это составит более трети от доходов ПФР – иначе фонду не будет чем платить пенсии.

А еще бюджет поможет дотациями регионами – например, Дагестан получит более 80 миллиардов рублей, Якутия – 56,8 миллиардов, Камчатский край – 44 миллиарда, а Чеченская Республика – 36,8 миллиардов рублей. При этом 10 регионов в 2022 году смогли выйти из категории получателей бюджетных дотаций – всего таких регионов будет уже 23.

За что критикуют проект бюджета

Федеральный бюджет – лишь роспись планируемых доходов и расходов государственной казны на следующий год, однако этот документ показывает, на что правительство готово тратить деньги налогоплательщиков.

Критика бюджета началась еще с его принятия в Госдуме – как и всегда, часть оппозиционных фракций проголосовали против него. Депутаты пояснили это так:

Естественно, эти идеи, возникшие буквально в сессионном зале перед голосованием, в окончательный документ не вошли – слишком масштабными оказались траты, и это не было предусмотрено авторами законопроекта о бюджете.

Таким образом, пакет бюджетных законов в этот раз снова не решит ключевых проблем экономики и социальной сферы из-за отсутствия средств на это.

Читайте также: