Доклад самообразование как норма повседневного труда педагога

Обновлено: 14.05.2024

"Учитель учится всю жизнь" - это известная истина. Но уже через несколько лет работы, учителя делятся на тех, кто спокойно движется по накатанной дорожке, используя старые приемы, планы, фразы, шутки и с трудом подготавливает учеников до уровня, когда с ними начинают работать репетиторы и тех, которые несмотря на цикличность, повторяемость и кажущееся однообразие учебной деятельности, постоянно ищут, вносят что-то новое. Это на самом деле и является важным показателем истинного профессионализма.

В современных условиях выработаны основные критерии профессионализма педагога, на основании которых можно сделать вывод:

учитель 21 века - это:

- гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;

- умеющий отбирать наиболее эффективные приёмы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;

- умеющий организовать рефлексивную деятельность;

- обладающий высокой степенью профессиональной компетентности.

На современном этапе качественным может считаться такое образование, которое дает возможность человеку самоопределиться, самосовершенствоваться, саморазвиваться. В современных социокультурных условиях все больше распространяется другой подход, утверждающий, что сущностью любого образования выступает самообразование. Сегодня на смену классическим представлениям о возможности формирования "всесторонне развитой личности" приходит понимание принципиальной незавершенности образования человека. Поток профессиональной информации не только растет, но и качественно обновляется, поэтому саморазвитие признается ведущей ценностью образования. Необходимость в самообразовании как особом виде деятельности профессионала, как образе жизни человека в условиях развитого информационного пространства все время возрастает.

Если процесс образования:

- планируется, управляется и контролируется самим человеком,

- необходим для совершенствования каких-либо качеств или навыков,

то речь идет о самообразовании.

Под самообразованием следует понимать специально организованную, самодеятельную, систематическую познавательную деятельность, направленную на достижение определенных личностно и общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышение квалификации.

Мотивы, побуждающие учителя к самообразованию:

- Ежедневная работа с информацией. При подготовке к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу, общешкольному мероприятию, олимпиаде и др. Учитель испытывает необходимость в поиске и анализе новой информации.

- Желание творчества. Учитель - профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появляться новое, работа должна вызывать интерес и доставлять удовольствие.
- Стремительный рост современной науки, особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой. Изменения, происходящие в жизни общества, в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение. Если не усваивать новую информацию, может сложиться образ учителя как несовременного человека.
- Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребёнка в школу, просят определить его в класс к "лучшему" учителю, предметнику или классному руководителю. Квалифицированный педагог в условиях описанной конкуренции имеет больше возможностей в отборе учащихся, определении нагрузки.
- Общественное мнение. Учителю не безразлично, считают его "хорошим" или "плохим". Никто не хочет быть плохим учителем!
- Материальное стимулирование. Наличие категории, премии, надбавки зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний не добиться более продуктивной работы, которая, естественно, оплачивается выше.

Смысл самообразования выражается в удовлетворении познавательной активности, растущей потребности педагога в самореализации путём непрерывного образования.

Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, в умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать над собственным совершенствованием, в том числе профессиональным.

Технология организации самообразования педагогов может быть представлена в виде следующих этапов:

1 этап – установочный

Он предусматривает создание определенного настроя на самостоятельную работу; выбор цели работы, исходя из научно-методической темы (проблемы) школы; формулирование личной индивидуальной темы, осмысление последовательности своих действий.

2 этап – обучающий

На этом этапе педагог знакомится с психолого-педагогической и методической литературой по выбранной проблеме образования.

3 этап – практический

На этом этапе происходит накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, проверка новых методов работы, постановка экспериментов. Практическая работа продолжает сопровождаться изучением литературы.

4 этап – теоретический

В ходе этого этапа происходит осмысление, анализ и обобщение накопленных педагогических фактов. На данном этапе целесообразно организовать коллективное обсуждение прочитанной педагогической литературы; творческие отчеты о ходе самообразования на заседаниях МО или кафедры, на районных МО; посещение с обсуждением открытых уроков и другие коллективные формы работы.

5 этап – итогово-контрольный

На этом этапе педагог должен подвести итоги своей самостоятельной работы, обобщить наблюдения, оформить результаты. При этом главным является описание проведенной работы, установленных фактов, их анализ, теоретическое обоснование результатов, формулирование общих выводов и определение перспектив в работе.

Система самообразовательной работы педагога предусматривает: текущее и перспективное планирование; подбор рациональных форм и средств усвоения и сохранения информации; овладение методикой анализа и способами обобщения своего и коллективного педагогического опыта; постепенное освоение методов исследовательской и экспериментальной деятельности.

План самообразования педагога должен включать:

перечень литературы, которую планируется изучить;

срок завершения работы;

предполагаемые результаты (подготовка доклада, выступление на заседании МО, поурочное планирование, описание опыта работы, оформление результатов в виде отчета и т.д.)

Основные направления, в которых учителю необходимо заниматься самообразованием.

 профессиональное (предмет преподавания);

 психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей);

 психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.);

 методическое (педагогические технологии, формы, методы и приёмы обучения);

 интересы и хобби.

В чём заключается суть процесса самообразования? Учитель самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в развитии личности и профессиональной деятельности.

Определим источники получения знаний:

 литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, худож-я и др.)

 семинары и конференции;

 мероприятия по обмену опытом;

 экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты;

 курсы повышения квалификации;

Составляющие процесса самообразования педагога:

Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приёмы обучения.

Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.

 Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности.

Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.

 Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни.

Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры.
Все это может реализоваться через следующие виды деятельности, которые и составляют процесс самообразования.
Виды деятельности, составляющие процесс самообразования.

 систематический просмотр определённых телепередач;

 чтение конкретных педагогических периодических изданий, чтение методической, педагогической и предметной литературы;

 обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогических технологиям;

 решение задач, упражнений, тестов, кроссвордов и других заданий по своему предмету повышенной сложности или нестандартной формы;

 посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег;

 дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами;

 изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов;  систематическое прохождение курсов повышения квалификации;

 проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег;

 организация кружковой и внеклассной деятельности по предмету;

 изучение информационно-компьютерных технологий;

 посещение предметных выставок и проведение тематических экскурсий по предмету;

 ведение здорового образа жизни, занятия спортом, физическими упражнениями.
Продуктивность процесса самообразования

Самообразование педагога будет продуктивным, если:

 в процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию;

 педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Учитель понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности;

 педагог обладает развитой способностью к рефлексии. Педагогическая рефлексия является необходимым атрибутом учителя-профессионала;

 программа профессионального развития учителя включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности;

 педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству;

 осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.

У ряда педагогов возникают некоторые трудности при выборе темы по самообразованию, при определении результатов самообразования, форм отчета по итогам самообразования, по определению формы представления достигнутых результатов.

Результат самообразования.

Любая деятельность бессмысленна, если в её результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений.

В личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определённый срок:

 результаты самообразования учителя на определённых этапах (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно);

 повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество);

 разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования;

 разработка новых форм, методов и приёмов обучения;

 разработка дидактических материалов, тестов, наглядных пособий;

 выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии;

 разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;

 создание комплектов педагогических разработок;

 обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).

Факторы, препятствующие саморазвитию и факторы, стимулирующие саморазвитие педагога.

Самообразование будет продуктивным, если учитель удовлетворен своей работой, а в процессе самообразования реализуется его потребность в саморазвитии. По результатам анкетирования, мы выявили факторы, которые препятствуют саморазвитию педагогов. Если их расположить их в порядке убывания, то получится следующая картина:

- Недостаток времени (100 %);

- Состояние здоровья (33 %);

- Разочарование в результатах имевшихся ранее неудач (8%);

- Недостаточная поддержка со стороны администрации (8 %);

Чтобы самообразование стало продуктивным, влияние данных факторов нужно стремиться свести к минимуму. К сожалению, есть факторы, воздействие которых на стремление учителя к саморазвитию минимизировать мы не в силах.

Но мы можем повлиять на другую сторону процесса, а именно на факторы, стимулирующие саморазвитие учителя.

Самообразование как норма повседневного труда педагога.

Модернизация современного образования нацелена на построение и реализацию индивидуального образовательного маршрута, самообразования человека на различных этапах его жизненного пути. Особенно актуальной проблема самообразования преподавателей стала в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми. Информационное общество характеризуется как общество знания, где особую роль играет процесс трансформации информации в знание. Поэтому современная система образования требует от преподавателей постоянного совершенствования знаний.

Самообразование педагога — это целенаправленная и профессионально значимая познавательная деятельность, регулируемая самим педагогом Педагогическое самообразование — это процесс творческой реализации в профессии и связано с развитием осознания, определенных внутренних качеств и черт личности педагога. Это самостоятельное овладение системой профессиональных ценностей и современных технологий. Педагог, имеющий навыки самостоятельной работы, имеет возможность перейти к научно-практической и исследовательской деятельности, тем самым сможет привлечь и внимание своих учеников к выполнению проектных и исследовательских работ.

Под профессиональным развитием понимается рост, становление, интеграция и реализация в педагогическом труде профессионально значимых личностных качеств и способностей, профессиональных знаний и умений, активное качественное преобразование человеком своего внутреннего мира, приводящее к принципиально новому его строю и способу жизнедеятельности. Представление о себе и педагогической деятельности требует обобщения и анализа. Механизмом развития и саморазвития, в свою очередь, выступают самопознание и самоанализ деятельности. Под самопознанием понимается деятельность учителя, направленная на осознание своих потенциальных возможностей и профессиональных проблем.

Самоанализ - это скрытая от непосредственного наблюдения, сторона профессиональной деятельности педагога и его жизнедеятельности вообще, это такой анализ педагогической деятельности, когда явления педагогической действительности соотносятся учителем со своими действиями.

Чтобы учить других – учитель должен не только знать свой предмет и владеть методикой его преподавания, но и ориентироваться в различных сферах общественной жизни, быть культурным человеком в широком смысле этого слова.

Постоянная работа педагога над совершенствованием своего развития важна в силу специфики педагогической деятельности, направленной на обучение и воспитание ученика.

Готовясь к уроку, работая над лекцией для родителей, разрабатывая внеклассное мероприятие, учитель испытывает необходимость изучить соответствующую литературу, знакомиться с передовым опытом. Самообразование осуществляется добровольно и сознательно. Планируется, управляется и контролируется самим человеком. Самообразование необходимо для совершенствования каких-либо качеств и навыков. Основными принципами самообразования являются непрерывность, целенаправленность, интегрированность, единство общей и профессиональной культуры, взаимосвязь и преемственность, доступность, опережающий характер, перманентность перехода от низкой ступени к высшей.

Формы организации самообразования:

· Курсовая подготовка в институтах повышения квалификации. Главное достоинство такой формы самообразования – возможность получения квалифицированной помощи от специалиста-преподавателя, а также возможность обмена опытом между коллегами.

· Получение второго высшего образования или второй специальности. Главное достоинство такой формы самообразования - возможность выстраивать индивидуальную траекторию образования, т. к. структура большинства программ имеет модульный характер: одни обязательны для изучения, другие предполагают индивидуальный выбор.

· Дистанционные курсы повышения квалификации, конференции, семинары, олимпиады и конкурсы. Главные достоинства такой формы самообразования: - возможность пройти их в удобное для педагогов время; - возможность выбора темы актуальной для конкретного педагога.

· Индивидуальная работа по самообразованию, которая включает: - научно-исследовательскую работу по определенной проблеме; - изучение научно-методической и учебной литературы; - участие в педагогических советах, методических объединениях; - посещение уроков коллег, обмен мнениями по вопросам организации занятий, содержания обучения, методов преподавания; - теоретическую разработку и практическую апробацию разных форм уроков, внеклассных мероприятий и учебных материалов.

· Сетевые педагогические сообщества – новая форма организации самообразования учителей. Сетевое педагогическое сообщество – это интернет-ресурс, созданный для общения единомышленников, педагогов различных регионов. Сетевое сообщество открывает перед педагогами следующие возможности.

Поток профессиональной информации не только растет, но и качественно обновляется, поэтому саморазвитие признается ведущей ценностью образования. Необходимость в самообразовании как особом виде деятельности профессионала, как образе жизни человека в условиях развитого информационного пространства все время возрастает. Для профессиональной деятельности педагога сегодня недостаточно просто работать в образовательном учреждении и знать свой предмет.

Постоянное самообразование - вот тот определяющий актив жизни современного человека, который поможет не "отстать от поезда современности". Предварительно изучив инновационные методы методической работы по самообразованию, можно их структурировать и применить в работе Самообразование – есть потребность творческого и ответствен­ного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия учителя.

Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к преподавателям самые высокие требования. Для того чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Преподаватель должен знать не только свой предмет, но владеть методикой его преподавания, иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике. Преподаватель должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его учеников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного преподавателя, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег.

Все формы самообразования можно условно поделить на две группы: индивидуальная и групповая. В индивидуальной форме инициатором является сам преподаватель, однако руководители методических и административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс.

Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим преподавателем.

Если представить деятельность преподавателя в области самообразования списком то получится:

- Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения,
- Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом,
- Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности,
- Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики,
- Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни,
- Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры.

Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений.

И в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок.

- повышение качества преподавания предмета;

- разработанные или изданные методические пособия, статьи, программы, сценарии, исследования;

- разработка новых форм, методов и приемов обучения;

- подготовка докладов, выступлений, выставок, семинаров, мастер-классов и других форм представления новых знаний и опыта по своей теме самообразования; дидактических материалов, тестов, наглядностей;

- выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии;

- разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;

- создание комплектов педагогических разработок;

- проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме;

- повышение престижа образовательного учреждения.
Конечно, самым эффективным способом показать результаты преподавательского творчества является размещение материалов в Интернете. Сколько уникальных разработок, методик, статей, дидактического материала пылится в наших преподавательских комнатах и не имеет выхода на широкую преподавательскую общественность. Возможность поместить свой материал в Интернете, позволяет преподавателю аккумулировать свои работы в некой виртуальной преподавательской библиотеке, где его коллеги могут посмотреть работу педагога, воспользоваться ее результатами, дополнить, оставить отзыв и обсудить. В этом случае бесценный педагогический опыт становится независимым от времени и пространства.
Чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует преподаватель, тем больше эффект от его работы. Но какой бы современный компьютер и самый быстрый Интернет преподавателю не обеспечить, самое главное – это желание работать над собой и способность творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ комментарии к пед. чтениям с приложениями.docx

____________ Фомина Е.В.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ

Комментарии к педагогическим чтениям 23 мая 2013 года.

Тема: "Самообразование как норма повседневного труда педагогов".

Цель: способствовать формированию у членов педагогического коллектива представления о самообразовании как необходимом условии профессиональной деятельности педагога.

Проанализировать систему работы СОШ по самообразованию педагогических кадров.

Выявить влияние самообразования на педагогическое мастерство педагога и как следствие повышение результативности образовательного процесса.

Содействовать формированию у педагогов потребности в повышении уровня самообразования.

Приобщить педагогов к самоанализу и самодиагностике своей профессиональной компетентности.

Этапы подготовки и реализации.

Технические средства: интерактивная доска, проектор, компьютер и т.д.

Форма проведения: педагогический совет (август месяц).

Выступление (Ахмадулаева Х.К.) – теоретическое обоснование самообразования ( подготовительный этап )

1. Сущность самообразования и его необходимость

Под самообразованием следует понимать специально организованную, самодеятельную, систематическую познавательную деятельность, направленную на достижение определенных личностно и общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышение квалификации.

- Самообразование – это система умственного и мировоззренческого самовоспитания, влекущая за собой волевое и нравственное самоусовершенствование, но не ставящая их своей целью.

Необходимость самообразования диктуется, с одной стороны, самой спецификой педагогической деятельности, ее социальной ролью, с другой стороны, реалиями и тенденциями непрерывного образования, что связано с постоянно изменяющимися условиями педагогического труда, потребностями общества, эволюцией науки и практики, все возрастающими требованиями к человеку, его способности быстро и адекватно реагировать на смену общественных процессов и ситуаций, готовности перестраивать свою деятельность, умело решать новые, более сложные задачи.

Смысл самообразования выражается в удовлетворении познавательной активности, растущей потребности педагога в самореализации путем непрерывного образования.

Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать над собственным совершенствованием, в том числе профессиональным.

Основными принципами самообразования являются непрерывность, целенаправленность, интегративность, единство общей и профессиональной культуры, взаимосвязь и преемственность, доступность, опережающий характер, перманентность перехода от низкой ступени к высшей, вариативность и др.

2. Технология организации самообразовательной деятельности

Технология организации самообразования педагогов может быть представлена в виде следующих этапов:

1 этап – установочный

Он предусматривает создание определенного настроя на самостоятельную работу; выбор цели работы, исходя из научно-методической темы (проблемы) школы; формулирование личной индивидуальной темы, осмысление последовательности своих действий.

2 этап – обучающий

На этом этапе педагог знакомится с психолого-педагогической и методической литературой по выбранной проблеме образования.

3 этап – практический

На этом этапе происходит накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, проверка новых методов работы, постановка экспериментов. Практическая работа продолжает сопровождаться изучением литературы.

4 этап – теоретический

В ходе этого этапа происходит осмысление, анализ и обобщение накопленных педагогических фактов. На данном этапе целесообразно организовать коллективное обсуждение прочитанной педагогической литературы; творческие отчеты о ходе самообразования на заседаниях МО или кафедры, на районных МО; посещение с обсуждением открытых уроков и другие коллективные формы работы.

5 этап – итогово-контрольный

На этом этапе педагог должен подвести итоги своей самостоятельной работы, обобщить наблюдения, оформить результаты. При этом главным является описание проведенной работы, установленных фактов, их анализ, теоретическое обоснование результатов, формулирование общих выводов и определение перспектив в работе.

Система самообразовательной работы педагога предусматривает: текущее и перспективное планирование; подбор рациональных форм и средств усвоения и сохранения информации; овладение методикой анализа и способами обобщения своего и коллективного педагогического опыта; постепенное освоение методов исследовательской и экспериментальной деятельности.

План самообразования педагога должен включать:

перечень литературы, которую планируется изучить;

срок завершения работы;

предполагаемые результаты (подготовка доклада, выступление на заседании МО, поурочное планирование, описание опыта работы, оформление результатов в виде отчета и т.д.)

В помощь педагогам в их самообразовательной деятельности должен формироваться банк материалов:

списки рекомендованной для самостоятельной работы литературы;

материалы передового педагогического опыта;

разные варианты планов работы по самообразованию;

образцы рефератов по итогам самообразовательной деятельности;

новинки психолого-педагогической литературы.

3. Формы и методы руководства самообразованием педагогов

Вынесение на педсоветы, заседания МО вопросов, связанных с самообразованием. Систематическое разъяснение роли самообразовательной работы, организация выступлений педагогов по вопросам обмена опытом самообразования.

Индивидуальные беседы завуча с педагогами об основных направлениях самообразования.

Совместное обсуждение с педагогами методов изучения трудных разделов и тем программы. Разработка отдельных рекомендаций с целью повышения педагогической эффективности уроков.

Оказание помощи педагогам в обобщении своего опыта, подготовке докладов по проблемам педагогики, стимулирование наиболее подготовленных педагогов к научно-исследовательской работе.

Комплектование и пополнение библиотечного фонда литературой по вопросам самообразования и самосовершенствования, а также новинками психолого-педагогической литературы.

Проведение циклов лекций, групповых и индивидуальных консультаций, семинаров.

Систематическое подведение итогов самообразовательной работы педагога (собеседования, отчеты на педсоветах и заседаниях МО), определение задач и содержания самообразования на новый учебный год, анализ качественных итогов учебно-воспитательного процесса.

Самообразовательная работа постепенно должна перейти в научно-исследовательскую. На основе самопознания, выработки рефлексивного мышления, умения учиться происходит трансформация развития в саморегулируемую систему, преобразование устойчивого интереса личности к самообразованию в постоянную жизненную потребность в самовоспитании, что свидетельствует о достижении оптимального уровня самосовершенствования.

Показатели эффективности педагогического самообразования – это, прежде всего, качество организованного педагогом учебно-воспитательного процесса и профессионально-квалификационный рост педагога.

4. Мотивы, побуждающие педагога к самообразованию

Ежедневная работа с информацией . Готовясь к учебному занятию, выступлению, родительскому собранию и др. у педагога возникает необходимость поиска и анализа новой информации.

Желание творчества . Педагог — профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появляться новое, работа должна вызывать интерес и доставлять удовольствие.

Стремительный рост современной науки , особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой. Изменения, происходящие в жизни общества, в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение. Если не усваивать новую информацию, может сложиться образ педагога как несовременного человека.

Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребёнка в школу или центр просят определить его в класс к “лучшему” учителю, или руководителю творческого объединения. Квалифицированный педагог в условиях описанной конкуренции имеет больше возможностей в отборе обучающихся, определении нагрузки.

Общественное мнение . Педагогу не безразлично, считают его “хорошим” или “плохим”. Никто не хочет быть плохим педагогом!

Материальное стимулирование . Наличие категории, премии, надбавки зависит от квалификации и мастерства педагога. Без постоянного усвоения новых знаний не добиться более продуктивной работы, которая, естественно, оплачивается выше.

5. Основные направления, в которых педагогу необходимо заниматься самообразованием

профессиональное (предмет преподавания);

психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей); психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.);

методическое (педагогические технологии, формы, методы и приёмы обучения);

Самообразование предполагает развитие преподавателя как личности и профессионала, способствует повышению уровня его профессиональной компетентности и совершенствованию профессионально-личностных качеств, педагогических способностей и практических умений.

Если процесс образования … :

  1. осуществляется добровольно;
  2. осуществляется сознательно;
  3. планируется, управляется и контролируется самим человеком;
  4. необходимо для совершенствования каких-либо качеств или навыков,

… то речь идет о самообразовании.

Самообразование педагога - необходимое условие его профессиональной деятельности. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к педагогам самые высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Преподаватель должен не только знать свой предмет и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и т.д. Педагог должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его учеников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире.

Смысл самообразования выражается в удовлетворении познавательной активности, растущей потребности педагога в самореализации путем непрерывного образования.

Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать над собственным совершенствованием, в том числе профессиональным.

Основными принципами самообразования являются непрерывность, целенаправленность, интегративность, единство общей и профессиональной культуры, взаимосвязь и преемственность, доступность, опережающий характер, перманентность перехода от низкой ступени к высшей, вариативность и др.

Мотивы, побуждающие педагога к самообразованию:

Основные направления, в которых педагогу необходимо заниматься самообразованием:

  • профессиональное (предмет преподавания);
  • психолого-педагогическое (ориентированное на обучающихся и родителей);
  • психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.);
  • методическое (педагогические технологии, формы, методы и приёмы обучения);
  • правовое;
  • эстетическое (гуманитарное);
  • историческое;
  • иностранные языки;
  • политическое;
  • информационно-компьютерные технологии;
  • охрана здоровья;
  • интересы и хобби.

Самообразование педагога будет продуктивным, если:

  • В процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию.
  • Педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Педагогический опыт учителя является фактором изменения образовательной ситуации. Учитель понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности, признает свое несовершенство, а, следовательно, является открытым для изменений.
  • Педагог обладает развитой способностью к рефлексии. Педагогическая рефлексия является необходимым атрибутом учителя-профессионала (под рефлексией понимается деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятельности и формулирование выводов). При анализе педагогической деятельности возникает необходимость получения теоретических знаний, необходимость овладения диагностикой — самодиагностикой и диагностикой учащихся, необходимость приобретения практических умений анализа педагогического опыта.
  • Программа профессионального развития преподавателя включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности.
  • Педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству.
  • Осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс способностей, умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности концертмейстера

В статье содержится информация о комплексе способностей, умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности концертмейстера.


Самооценка профессиональной деятельности педагога

Ваша профессиональная деятельность одна из самых важных и сложных. Для того чтобы больше узнать о том, какие приемы и способы Вы используете в своей работе, предлагаем Вам заполнить лист самооценки.


Аналитическая справка 2.2. Трудоустройство (изменение условий профессиональной деятельности) выпускников, (%)

Трудоустройство (изменение условий профессиональной деятельности) выпускников, (%).


Доклад на тему: "Инновационная деятельность как условия профессионального развития педагога"

Современное обучение ищет различные пути реализации своих функций, одним из которых является инновационная деятельность. .


Самообразование как необходимое условие повышения квалификации педагога

В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели.


Федеральная целевая программа развития образования на 2016–2020 гг. ориентирована на «создание условий для эффективного развития российского образования, направленного на обеспечение досту.


Доклад на ЦМК Самообразование - необходимое условие профессиональной деятельности преподавателя

Доклад на ЦМК Самообразование - необходимое условие профессиональной деятельности преподавателя.

Читайте также: