Доклад русь 12 13 века

Обновлено: 30.06.2024

Раздробленность, оказавшая значительное негативное влияние на политическое устройство русских княжеств, развитию культуры Руси не помешала. Появляются новые ремесленные центры, зарождаются местные культурные традиции. Основными центрами культуры Руси 13 века становятся Великий Новгород, Псков, Владимир-на-Клязьме и Галич.

В культуре нижегородских и псковских земель явственно проявляется влияние вече, бояр и городской жизни. Ремесленные изделия, созданные во Владимире и Суздале, отличает пышность и величие. Целью их было прославление власти князя. Главными особенностями развития культуры Руси рассматриваемого периода являются:

  1. Преобладание в культуре Киевской Руси религиозного мировоззрения. Издается в основном церковная литература. Книги переводятся с греческого языка, хранятся они при церквях и монастырях. Церковные праздники свято соблюдаются.
  2. Появление в культуре Древней Руси новых примет и традиций.
  3. Ознакомление с европейским научным опытом и развитие собственных представлений о природе окружающих вещей.
  4. Возникновение новых литературных стилей.

Период феодальной раздробленности становится временем расцвета самобытной русской культуры на Руси.

Научные знания

Религиозная литература продолжает пользоваться повышенным спросом, но переводчики XII-XIII вв. все чаще интересуются не только церковными, но и научными текстами. Так появляются переводы книг, содержащих ценную информацию об устройстве мира и человека. Переписываются книги медицинской тематики, труды по истории и географии. Распространению новых знаний и науки в Древней Руси все еще мешает божественное представление о мире. Но накопленные материалы способствовали развитию научных знаний в Древней Руси в будущем. Из переведенных книг люди узнали, что о природных явлениях, ранее принимавшихся за выражение воли Бога.

Новые знания по математике, географии, физике и химии применяются в архитектуре и живописи. Эти области науки в 12 веке пользуются повышенным спросом.

Средневековая наука Руси ни в чем не уступает европейской.

В XII-XIII вв. устанавливаются новые торговые связи. Это способствует накоплению информации о географическом устройстве мира. Образованные люди знают, что вокруг них простирается огромный мир. Путешественники подробно описывают свои странствия по Европе, Китаю, Индии, Ближнем Востоке и даже Египте. Богомольцы рассказывают о красотах Царьграда и Иерусалима.

Благодаря развитию науки в Древней Руси появились первые профессиональные лекари. Известнейшим лекарем стал монах Киево-Печерского монастыря Агапит.

Литература

В XII-XIII вв. основными памятниками литературы Древней Руси остаются летописи, продолжает развиваться местное летописание. Центр летописания и литературы на Руси перемещается из Новгорода и Киева на окраины. Каждый князь считает почетным иметь при своем дворе летописца, что повышает интерес народа к созданным ими произведениям. Местные летописцы описывали в основном события, очевидцами которых являлись, но были и исключения. Так, стремление владимирских князей приобрести главенствующее положение на Руси, отражалось и в летописях. Летописцы пытаются представить историю Владимирского княжества в рамках общей истории Руси. В созданных ими летописях владимирский князь представляется законным приемником князя киевского.

Значительно отличались произведения литературы Древней Руси киевского периода от тех шедевров, которые были созданы в эпоху раздробленности. Отличия проявлялись также и на местном уровне. Так, основной новгородских летописей стали события городской жизни, летописцы писали о простых людях, боярах и купцах, о князе и его семье рассказывалось немного. Летописи Новгорода написаны в светской манере, слог деловой, простой, церковные термины отсутствуют.

Летописцы Галицко-волынского княжества больше внимания уделяют приданию поэтичности своим произведениям. Главная тема летописей – борьба между князьями и непокорными боярами.

Слово о полку Игореве

Зодчество

Раздробленность не оказала отрицательного влияния на зодчество Древней Руси. В небольших княжествах появляются собственные мастеровые и различные умельцы, с помощью которых создаются настоящие архитектурные шедевры. Увеличивается количество каменных построек. Отличительной особенностью церковного зодчества Древней Руси является стремление архитекторов поразить обывателя не масштабностью, а простыми и красивыми образами, изящной отделкой. Типичным строением стало здание (храм) в виде куба с напоминающей шлем верхушкой.

Строительство на Руси рассматриваемого периода поручалось исключительно местным мастерам. В Новгороде, Пскове, Владимире и Суздале появились собственные художественные школы. В больших городах воздвигли новые каменные церкви. Каменное церковное зодчество Древней Руси в Ладоге представлено новым величественным храмом на берегу Волхова (церковь Святого Георгия). Выстроен храм неизвестными зодчими, отличался простотой и изяществом.

Выдающимся памятником каменного зодчества Древней Руси XII в. стал храм Спаса на Нередице, воздвигнутый вблизи Новгорода. Храм украшала фреска, изображавшая князя Ярослава (отец А. Невского).

Расцвет каменного зодчества Киевской Руси наблюдается во Владимире. Здесь были воздвигнуты величественные соборы, украшавшиеся иконами и росписями. По приказу Андрея Боголюбского выстроили Успенский собор. Стоял он на берегу Клязьмы и был самой высокой каменной постройкой того времени (32 метра). Изнутри храм украшали фрески, полы были выложены разноцветными плитками, а двери оббиты медью и покрыты позолотой.

Настоящим произведением каменного и деревянного зодчества на Руси стала церковь Покрова на Нерли, строительство которой началось в память о любимом сыне князя Андрея. Он повелел заложить храм вблизи своих палат. Согласно пожеланию князя зодчие воздвигли небольшую однокупольную церковь, изысканность архитектурных линий которой прекрасно сочеталась с окружающей природой.

В XII в. на Руси появляются не только каменные храмы, но и замки. Так, в 1158 г. началось строительство резиденции Андрея Боголюбского. Она включала двухэтажный каменный дворец, церковь, переходы и башни. Замок строили из белого камня. Украшали его прекрасные скульптуры.

Новые памятники зодчества Древней Руси появились во владимирской земле и при приемниках князя. Так, Всеволод Большое Гнездо распорядился заложить Дмитриевский собор. Он был однокупольным, стены собора покрыли каменной резьбой, изнутри расписали фресками.

Живопись

Живопись Киевской Руси в XII-XIII вв. по-прежнему имеет религиозный характер, но в ней появляются и отдельные бытовые сюжеты. Искусство живописи пришло на Русь из Византии, но русские художники стараются выработать свой стиль, внести в иконописные образцы новизну, церковные каноны написания икон перестают соблюдаться с прежней строгостью. Так, новгородские живописцы используют красные, синие и зеленые краски, делают лица святых менее строгими.

Фресковая живопись Древней Руси, на примере Владимиро-Суздальской земли, также отличается яркостью и самобытностью. В лицах святых легко узнаются обычные люди, иногда иконы и вовсе пишутся с лица заказавших их князей. На полотнах появляются сцены из реальной жизни, что заметно отличает живопись Руси от византийской и греческой.

Интереснейшим направлением живописи Древней Руси становится книжная миниатюра. Заглавные буквы в книгах приобретают самые причудливые формы, для их украшения используются фигуративные и растительные мотивы.

Влияние золотоордынского ига на культуру Древней Руси

Нашествие Батыя на Русь и установление монголо-татарского ига негативно отразилось на развитии страны. Присутствие татар оказало негативное влияние на культуру Древней Руси. Повсеместно прекратилось строительство храмов, имеющиеся деревянные и даже каменные здания были разрушены. В огне пожаров погибли прекраснейшие творения русских и зарубежных иконописцев, ценные книги. Лучших мастеров пленили и увели в рабство, многие ремесла были надолго позабыты. Прекратили свое существования библиотеки, перестали работать школы, больше не писалось летописей.

Для восстановления утраченных ценностей не хватало средств и грамотных людей. Передававшиеся ранее от отца к сыну секреты мастерства были навсегда утрачены, прервались целые династии искусных каменщиков, резчиков по дереву, мозаичных дел мастеров. Культурные связи с европейскими государствами были разрушены. Такового было влияние орды на культуру Руси.

Таким образом, русская культура в XII-XIII вв. переживает период подъема. Строятся новые каменные храмы и замки, развивается фресковая живопись, появляются красивейшие скульптурные композиции. Основной темой литературных произведений становится объединение русских земель. После нашествия монголов происходит упадок культуры, исчезают многие направления в искусстве. Последствия негативного влияния ига на культуру Руси проявлялись спустя столетия после освобождения.

Культура русских земель в 12-13 веках сложилась в нескольких центрах: в Великом Новгороде, Пскове, Владимире-на-Клязьме, Галиче. Не остался в стороне и потерявший свой статус главного центра Руси Киев, а также Чернигов. Именно в это время русская культура переживает подъем, приобретает национальную самобытность. Появляются удельные художественные школы, а вместе с ними – шедевры архитектуры, литературы и живописи.


Особенности культуры 12-13 веков

Особенности культуры Руси 12 века тесно связаны с процессами, которые происходят в это время в государстве. Рассмотрим некоторые характерные черты культуры данного периода:

  1. Развитие национальной самобытности культуры на Руси

В культуре Киевской Руси византийские произведения искусства использовались в качестве образцов, и самобытного, исконно русского в ней было немного. В период феодальной раздробленности происходит синтез византийской и русской культур. В отличие от времен Киевской Руси культура в период удельных княжеств приобретает национальную самобытность, но при этом не утрачивает связь с византийским наследием.

Ярче всего данная тенденция проявилась в архитектуре и живописи; в литературе специалисты отмечают общерусскую направленность.

  1. Сохранение культурного единства русских земель

Несмотря на раздробленность русских земель, в их духовной жизни сохранились общие черты и единые стили.

Литература

Зодчество

Зодчество 12-13 веков отличается от архитектуры более раннего периода менее масштабными зданиями, простотой, но то же время и красотой форм, простой отделкой. Наиболее известные архитектурные школы – Новгородская и Владимиро-Суздальская – привнесли существенный вклад в русскую культуру.

Архитектурные сооружения, относящиеся к Новгородской архитектурной школе, характеризуются строгостью форм и лаконизмом. Наиболее яркими примерами новгородского зодчества являются Георгиевский собор, церковь Спаса на Нередице, собор Антониева монастыря.

Произведения Владимиро-Суздальской школы — это парадные белокаменные храмы, богато украшенные каменной резьбой. К ним относятся Успенский и Дмитровский соборы во Владимире, храм Покрова на Нерли.

Живопись

Фрески (росписи по сырой штукатурке) получили распространение в Новгородских и Владимиро-Суздальских землях. Их можно наблюдать в церкви Спаса на Нередице, Дмитровском соборе.


Ремесла и научные знания

В ремесле наибольшую популярность получили такие техники, как скань, зернь, филигрань и чернь. Ювелирные мастера создавали украшения невероятной красоты из золотых, серебряных проволок и шариков.

После вторжения орды Батыя на Русь многие виды ремесла оказались утрачены.

Стремительно развивались научные знания. Переводились книг об устройстве мира и человека, появлялись научные знания по физике, математике, химии и географии и медицине.

Влияние золотоордынского ига

Монголо-татарское нашествие прервало развитие русской культуры на долгие годы:

  • Были разрушены церкви и монастыри;
  • Прекратилось строительство из камня;
  • Иконы и книги были сожжены;
  • Почти полностью прервалось летописание;
  • Лучшие мастера были увезены в рабство;
  • Прервались связи с Европой;
  • Утрачено искусство резьбы по камню;
  • Исчезли библиотеки и школы.

Культура Руси 12-13 века кратко описана в данной статье. Несмотря на политическую раздробленность, русская культура находилась на достаточно высоком уровне. Впоследствии ее развитию помешало ордынское иго, из которого Русь долго не могла выбраться.

Политическая раздробленность Руси

В 12-13 веках политическая раздробленность Руси привела к началу удельного периода её истории. Древнерусское государство стремительно распадалось на независимые княжества – в XII веке их сформировалось 15, а в XIII – уже около 50, и на этом процесс не закончился – в XIV веке число княжеств, считая удельные, было немногим меньше 250.

Причины начала политической раздробленности Руси

Период политической раздробленности Древнерусского государства начался после Любечского съезда в 1097 году, в ходе которого князья договорились об упразднении лествичного права. Это система наследования, при которой наследником князя становится старший родственник в династии, а не его дети. Впрочем, лествичное право и само по себе провоцировало междоусобицы, но его отмена подтолкнула князей к ним ещё сильнее – насдедниками князей стали становиться их сыновья, что опять-таки стало одной из причин междоусобиц. Впрочем, одним лишь этим обстоятельством список причин начала политической раздробленности на Руси не ограничивается.

Политическая раздробленность Руси. Причины.

Причины начала политической раздробленности Руси в таблице

Восстание Хмельницкого

Восстание Богдана Хмельницкого. Причины, итоги, участники, суть, события, таблица.

Факты об Османской империи

30 интересных фактов об Османской империи

Период политической раздробленности Руси

Политическая раздробленность Руси кратко

Любечский съезд окончательно оформил феодальную раздробленность Древнерусского государства

Когда в 1097 году состоялся Любечский съезд, период политической раздробленности Древнерусского государства вступил в свои права. Несмотря на то, что Владимиру Мономаху удалось убедить остальных князей в необходимости вместе заняться отражением половецкой угрозы, княжества продолжали дробиться. В начале этого периода княжеств насчитывалось 14, но это число начало быстро расти. Кроме того, в XII веке на Руси начался расцвет пашенного земледелия, бояре начали превращаться в землевладельцев, и для них стала важна независимость их владений от государственных законов. Получив от великого князя право свободного управления своими владениями, они сосредоточились именно на них, и каждый из них начал формировать собственные дружины.

Новые центры

Киев постепенно слабел, и великокняжеский киевский престол уже не был таким заманчивым для князей. В Древнерусском государстве начали появляться новые важные политические центры, имевшие свои особенности. Так, в Новгороде сложилась республика под боярским управлением, а в Галицко-Волынском княжестве образовалась ограниченная монархия, в которой князь не мог принимать важных решений без согласия боярской думы. Во Владимиро-Суздальском княжестве, напротив, сформировалась классическая монархия с практически неограниченной властью князя. Именно поэтому оно позднее стало ядром нового Русского государства, так как Москва была основана именно на Владимиро-Суздальских землях.

Крупнейшие княжества в период раздробленности Руси

Политическая раздробленность Руси. Крупгейшие княжества.

Крупнейшие княжества периода политической раздробленности Руси на карте

Культура русских земель в 12-13 веках обусловлена усилением феодальной раздробленности, ослаблением влияния Киева. На околицах некогда великого государства развиваются мелкие феодальные княжества. Такой полицентризм способствует возникновению нескольких культурных центров, которые уже значительно отошли от влияния Киева и развивали свои самобытные направления. Север Руси был представлен Владимиро-Суздальским и Новгородским княжествами, запад – Галицко-Волынским. Живопись, архитектура, литература, естественные науки – вот основные направления, которыми характеризовалась культура русских земель 12-13 веках. Кратко об этих течениях расскажем ниже.

Архитектура

Каждое из русских княжеств претендовало на ведущую роль в культурном развитии. В подражание стольному граду Киеву в каждом из них строятся соборы наподобие Софии Киевской, устанавливаются Золотые ворота. Со временем из подражания возникает свой особый стиль, характерный для древнерусского зодчества.

культура русских земель в 12 13 веках

Владимирский Успенский собор, храм Покрова на Нерли, Дмитриевский собор – самые известные архитектурные шедевры, которыми славилась культура русских земель 12-13 веков.

Литература. Берестяные грамоты

Первые письмена на березовой коре были найдены в Новгороде в 1951 году. Они датируются 11-12 веком. Позднее были обнаружены берестяные грамоты в Пскове, Витебске, Старой Руссе и Смоленске. В основном грамоты описывают социальные стороны жизни людей в те времена. Встречаются судебные иски, завещания и административные наказы, распоряжения. Среди ценных находок оказались грамоты, описывающие обучение в Древней Руси. Как стало известно, подавляющее большинство русских жителей из различных социальных слоев в ту эпоху умели читать и писать. Причем грамоте обучались не только мужчины, но и женщины.

культура русских земель 12 13 веках кратко

Книги и переводы

культура русских земель 12 13 веков литература

Естественные науки

Расширение научных познаний о человеке и Вселенной – одно из основных направлений, которыми характеризовалась культура русских земель в 12-13 веках. Иностранные рукописи, объяснявшие устройство мира и Вселенной, разнообразие животного и растительного мира, активно переводились и распространялись. Конечно, в те времена все природные явления толковались с религиозной точки зрения, но тексты давали необходимый материал для будущих научных исследований.

Живопись 12-13 века

Культура русских земель характеризуется становлением русской иконописи. Это религиозное направление в живописи пришло к нам из Византии, но позднее трансформировалось в чисто русское направление искусства. Строгий аскетизм византийских икон мало подходил жизнерадостному мировоззрению восточных славян. Основные сюжеты русских икон сохранили византийские названия. Например, византийскими остались наиболее распространенные изображения богородицы: "Оранта" – молящаяся, "Одигидрия" – держащая Младенца на руках, "Элеуса" – прижимающая Младенца.

живопись 12-13 века культура русских земель

Уже выделены два основных направления иконописи – Новгородская, в которой применяются яркие, насыщенные краски, и Киевская, использующая более нежные оттенки и полутона.

В это же время получили широкое распространение прикладные ремесла – резьба по камню и дереву. Резьбой по камню украшали храмы и дворцы, а деревянные узоры встречались даже в быту: ими украшались предметы повседневного быта и кухонная утварь.

Несмотря на феодальную раздробленность, культура русских земель в 12-13 веках была на высоком уровне. Дальнейшему ее развитию помешало наступление татаро-монгольских войск на русские земли и установление ордынского ига.

Читайте также: