Доклад руководству при проблемной ситуации осуществляется в том случае если

Обновлено: 05.07.2024

Разнообразие, привнесенное в организацию, увеличивает ее потенциал. Но вместе с тем внесение разнообразия понижает стабильность организации и приводит к отклонениям от нормы. Когда они приобретают уродливую форму, то речь ведут о патологии. Патологические изменения возникают не сразу, а в результате системных отклонений от нормы.

Организация претерпевает патологические изменения в силу неспособности работников адекватно воспринимать происходящие в ней изменения. Неадекватность восприятия обусловлена как их прошлым опытом и прочими социокультурными факторами, так и физиологическими способностями каждого работника.

Начинаются патологические изменения с нарушений взаимодействия внутри системы. Иногда они активно поддерживаются работниками, хотя могут вызывать другие уродливые отклонения от нормы.

Источники отклонений от нормы могут находиться не только на границе между внешней средой и системой (на входе и выходе), но и в составе самой системы и, кроме того, на линиях связей между элементами системы.

На входе в систему патология возникает как реакция на влияние внешней среды и регулирующие воздействия управляющей системы. На выходе из системы патология проявляется в несоответствии ожиданиям внешней среды и реальных потоков ресурсов из системы.

Связи между элементами системы как место зарождения патологии отражают борьбу, происходящую внутри системы за различные ресурсы (время, энергию, информацию, финансы и т. д.).

Образно говоря, чтобы лечить заболевание организации, необходимо выяснить источник возникновения патологии и причины, которые способствуют ее сохранению.

Как показывают наблюдения за организациями, подавляющее количество патологических изменений находится внутри самой системы, а не на границе раздела ее с внешней средой. Что же касается внутренних патологий, то большая их часть сосредоточена на линиях связей между работниками организации.

Признаки патологии на входе и выходе из организации обусловлены реакцией на внешнюю среду, которая может быть неадекватной, поспешной или, наоборот, запоздалой, а также формальной. Патология проявляется в формальном характере изменений в организации, при наличии скрытых изменений при отсутствии явных, в отсутствии нововведений, предотвращающих старение организации.

Некоторые симптомы патологии модели состава организации приведены в табл. 12.1. Из нее следует, что содержание отклонений от нормы разносторонне и в зависимости от особенностей конкретной организации может дополняться специфическими проблемами.

Патологии моделей состава.

Теория организации: учебное пособие

Проблемы организации проявляются в процессе исполнения функций, при реализации внутренних организационных связей и функционировании структуры, осуществлении деятельности, выработке решений и исполнении внутренних правил организации. Проблемы и конфликты, возникающие в процессе жизнедеятельности организации, приведены в табл. 12.2.

Патологии моделей структуры.

Теория организации: учебное пособие
Теория организации: учебное пособие
Теория организации: учебное пособие

Особенность проблемных изменений в организациях заключается в том, что причиной их возникновения является деятельность человека, который непрерывно создает сам себе и окружающим проблемы, без решения которых невозможно рассчитывать на оздоровление организации и ее развитие.

При описании проблемных ситуаций необходимо выявить полный объем знаний о потребности организации и возможных средствах ее удовлетворения. Сбор информации не может продолжаться до бесконечности и должен быть подчинен конечной цели – решению проблемы. Поэтому в течение всего процесса сбора информации целесообразно корректировать описание проблемной ситуации, что позволяет отсечь избыточную информацию и сократить поиск.

Процесс описания проблемной ситуации состоит из следующих этапов:

• фиксация проблемной ситуации (недостаточная и неупорядоченная информация о ситуации);

• предварительное описание проблемной ситуации (упорядочение имеющейся информации и осознание ее недостаточности);

• информационный поиск (получение дополнительной информации приводит к ее разупорядочению);

• полное описание проблемной ситуации (получение достаточной и упорядоченной информации о ситуации). Проблемная ситуация возникают в процессе познавательной деятельности субъекта, направленной на некий объект, когда субъект встречает какое-то затруднение или преграду. Графическая модель такой ситуации приведена на рис. 12.1.

Теория организации: учебное пособие

Рис. 12.1. Графическая модель проблемной ситуации.

Проблемную ситуацию следует рассматривать как разрыв в деятельности, рассогласование между целями и возможностями субъекта. Проблемная ситуация представляет собой условия, порождающие проблему.

Проблемные ситуации возникают в результате условий, представленных на рис. 12.2.

Теория организации: учебное пособие

Рис. 12.2. Сочетание факторов проблемной ситуации.

Для корректной постановки проблемы необходимо понимание проблемной ситуации, которое трактуется как усвоение смысла и способности ее воспроизведения.

Здесь требуется адаптация общего знания к конкретному объекту. Перегруппировка и адаптация информации, как правило, выступают в виде переформулировки описания проблемной ситуации, потому что описание оказывается противоречивым. При переформулировке надо учесть, что описание проблемной ситуации фиксирует не только элементы и структуру, но и эмпирический базис, целевые установки. Полезно задать вопрос о том, как еще можно составить описание проблемной ситуации, какими средствами, с учетом каких мотивов и установок.

Необходимой предпосылкой для использования имеющейся информации с целью получения дополнительной или новой информации о проблемной ситуации является способность постановщика проблемы к особой перегруппировке и адаптации информации, содержащейся в описании проблемной ситуации.

Графической иллюстрацией подобной процедуры является изображенное на рис. 12.3 преобразование первоначальной структуры описания проблемной ситуации (состояние А) в иерархически систематизированную структуру (состояние Б).

Теория организации: учебное пособие

Рис. 12.3. Модель преобразования описания проблемной ситуации в иерархическую структуру.

В результате либо описание проблемной ситуации дополняется новыми вопросами, которые возникают в процессе анализа описания, либо совокупность вопросов систематизируется посредством выявления новых отношений между ними. Оперируя первым или вторым приемами, работники организации могут находить новые элементы и структуры проблемной ситуации.

Выявление проблемных ситуаций лежит в основе проблемы принятия решений, которая разбивается на ряд обязательных этапов:

• определение цели исследования или системы подцелей;

• определение критериев их достижения;

• формулировка конкретных задач;

• выбор способов, приемов, методов и средств решения. Фундаментом принятия решения является зависимость, связывающая цель решения со средствами ее достижения. Такая зависимость определяется на основе законов и научных знаний. Если теории на момент решения проблемы не существует, то выдвигается научная гипотеза. Развивая ее, разрабатывается концептуально-имитационная модель, с помощью которой может быть достигнуто требуемое состояние системы.

Каждая организация имеет свой потенциал развития, свои условия его осуществления и подчиняется законам и закономерностям, в том числе и закономерностям циклического развития всей социально-экономической системы.

Поэтому она находится в состоянии определенного отношения к общим циклам экономики, имея при этом собственные циклы и кризисное развитие.

Если экономика страны находится в состоянии системного кризиса, то это обстоятельство не может не отразиться на состоянии отдельной организации, хотя характер этого отражения может быть различным (в том числе и положительным). Все зависит вида деятельности, отраслевой принадлежности, формы собственности, размера организации, ее экономического и ресурсного потенциала, внутреннего психологического климата и т. п.

Возможно и такое положение, когда организация входит в глубокий кризис казалось бы при благоприятных внешних экономических обстоятельствах. В таких случаях доминирующими причинами (в данном случае и факторами) наверняка будут внутренние обстоятельства, связанные с качеством управления, некомпетентностью персонала, ошибками при принятии решений, низким качеством организации производства, труда и т.п. При этом важно своевременно заметить симптомы опасного развития в организации с тем, чтобы своевременно отреагировать и запустить механизм ситуационного управления. В связи с этим следует различать симптомы, факторы и причины появления проблемных ситуаций на предприятии.

Симптомы проявляются, как правило, в показателях деятельности предприятия и, что особенно важно, в тенденциях их изменения. Так, например, анализ показателей фондоотдачи, производительности, эффективности, финансового состояния могут характеризовать наступление проблемной ситуации. Кроме того, настораживающими симптомами могут быть: рост текучести персонала, падение производственной дисциплина, неудовлетворенность трудом, конфликтность в коллективе, частые кадровые перестановки.

Симптомом наступления проблемных ситуации может быть либо несоответствие показателей закономерным соотношениям либо временные параметры, например темп роста производительности труда должен опережать темп роста заработной платы. Если этого не происходит, увеличивается опасность появления проблемных ситуаций.

Симптомы не всегда отражают опасность кризиса[1].

Причины нередко кроются глубже внешнего проявления кризисных признаков. Симптом - это первоначальное, внешнее проявление наступления проблемных ситуаций. Оценивать проблемные ситуации, их глубину и опасность следует не только по симптомам, но и по причинам и реальным факторам.

Под фактором в данном случае следует понимать - событие, зафиксированное состояние или установленная тенденция, свидетельствующая о наступлении кризиса.

Причина появления кризисной ситуации - события или явления, вследствие которых появляются факторы кризиса.

Например, в организации симптомом появления проблемных ситуаций может быть снижение качества продукции, а фактором - нарушение технологической дисциплины. Причиной же в данном случае может быть низкая квалификация персонала и (или) его большая текучесть (рис .1.1).

С точки зрения системного подхода организация (предприятие), как система, в процессе своей жизнедеятельности может находиться в устойчивом, либо в неустойчивом состоянии. При этом различают ее статическую и динамическую устойчивость. Факторы, влияющие на устойчивость системы

могут внешними и внутренними. Если устойчивость в основном диктуется внешними факторами, ее называют внешней, если внутренними факторами, то внутренней.

S2 – объект в конечном состоянии, являющийся продуктом деятельности.

Ранее (в разделе 1.1.5) уже был приведен важнейший методологический принцип: реализуемые искусственные процессы строятся только на основе естественных – они могут ускорять или замедлять их, видоизменять, комбинировать, но в любом случае могут быть осуществлены только с их учетом и использованием.

Итак, отвлекаясь от относительно маловероятного случая непредсказуемых природных катаклизмов как источников проблемных ситуаций, можно утверждать, что причиной возникновения проблемных ситуаций является возникшая в определенный момент несогласованность норм деятельности разных субъектов, включенных в одну систему деятельностей, не позволяющая одним из них использовать деятельность других как механизм несущих естественных процессов для собственной деятельности.

Причины возникшей несогласованности норм можно искать:

· в социокультурной области, где могут нарушиться процессы трансляции норм;

· в области административно-правовой, рождающей новые императивные нормы деятельности в соответствии с разрабатываемыми проектами и программами, актуализированными нормами культуры правотворчества и администрирования и ценностными ориентациями субъектов власти;

· в ценностной области, определяющей экономические интересы, социальные запросы, идеологию, правосознание и этические нормы субъектов деятельности и, как следствие, их цели.

· кто-либо из других субъектов, действующих в той же системе, изменяет свои нормы деятельности, вследствие чего совокупность норм, накладываемых на систему деятельностей разными субъектами, оказывается противоречивой;

· данный субъект действует репродуктивно, т.е. не изменяя своих норм деятельности, и не имеет необходимых знаний о системе деятельностей, или не умеет пользоваться этими знаниями, чтобы своевременно отреагировать на внесенные кем-то изменения норм и избежать проблемной ситуации.

Изложенное создает основу для построения методов анализа и разрешения проблемных ситуаций, рассмотренных ниже (раздел 1.3.3).

В общем случае разрешить проблемную ситуацию – значит изменить нормы своей деятельности так, чтобы они стали непротиворечивыми с другими нормами, действующими в системе.

Чтобы разрешить проблемную ситуацию, необходимо:

· определить, в какую систему деятельностей включена деятельность данного субъекта и какие еще субъекты действуют в той же системе;

· рефлексивно выделить нормы деятельности субъектов, включенных в систему;

· выявить, каковы причины (или цели) того, что субъекты системы деятельностей накладывают на систему именно эти нормы и чем вызвано изменение норм;

· выявить и зафиксировать противоречия на уровне причин – сформулировать проблему (или перечень проблем, если выявляется несколько противоречий);

· выработать пакет задач, т.е. перечень того, что надо делать, чтобы устранить противоречие.

В целом анализ и разрешение проблемных ситуаций осуществляются по рассмотренной в разделе 1.1.4 схеме мыследеятельности.

1.3.2. Принятие решений в ситуациях выбора
(выбор решения на основе анализа рисков)

Принятие решений в ситуации выбора может осуществляться на основе критериев, имеющих разную природу: экономических, социальных, экологических и др. Одним из наиболее часто применяемых является метод выбора решения, основанный на анализе рисков. Рассмотрим его на следующем примере[74].

Предприятие выпускает продукцию по традиционной технологии, при этом оно имеет прибыль за некоторый период $400 000. Предлагается новая технология, позволяющая за тот же период получить прибыль $800 000; стоимость технологии $500 000. Но конкуренты могут опередить предприятие с внедрением этой технологии, и тогда предприятие теряет рынок. Если предприятие не покупает технологию, то оно все равно теряет рынок, так как конкуренты технологию купят, и данное предприятие с рынка будет вытеснено. Вопрос: какое решение следует принять предприятию – купить или не покупать новую технологию?

Решение данной задачи осуществляется следующим образом.

Возможны две ситуации:

S1 – конкуренты не успевают внедрить новую технологию раньше, чем данное предприятие;

S2 –конкуренты успевают внедрить новую технологию раньше, чем данное предприятие.

Какая именно ситуация будет иметь место, точно предсказать невозможно. Можно только говорить о вероятности P(S1), если будет иметь место первая ситуация, и P(S2), если случится вторая ситуация. В соответствии с правилами теории вероятностей, P(S1)+ P(S2)=1.

Потери при принятии i-го решения в k-й ситуации обозначают Wik. Если Wik>0, то данное решение в данной ситуации приводит к убытку, если Wik

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Учитель :Матвеева Лариса Павловна

Доклад на ШМО учителей

Основные понятия проблемного обучения:

1. Проблемная ситуация – условия, возникающие тогда, когда для осмысления чего-либо или совершения каких-то необходимых операций у учащихся не хватает знаний или известных способов действий, т.е. у них возникает интеллектуальное затруднение.

2. Проблема – это задача, не имеющая стандартного решения;

– это поисковая задача, направленная на поиск недостающих для ее решения знаний, способов мышления и деятельности;

– это ложный теоретический или практический вопрос, который содержит в себе скрытое противоречие, вызывающее разные, порой противоречивые позиции при его решении.

– это задание (задача или вопрос), способ выполнения которого ученику заранее неизвестен, однако он имеет необходимые опорные знания и умения для осуществления полного решения; проблемная задача вызывает у учащихся затруднения, удивление, но является посильной.

Примерами проблемных ситуаций, в основу которых положены противоречия, характерные для познавательного процесса, могут служить:

– проблемная ситуация как следствие противоречий между старыми знаниями и новыми для учащихся фактами, разрушающими прежнюю теорию.

– понимание научной важности проблемы и отсутствие надежной теоретической базы для ее решения;

– многообразие концепций и отсутствие надежной теории для объяснения данных фактов;

– практически доступный результат и отсутствие его теоретического обоснования;

– противоречие между теоретически возможным способом решения и его практической нецелесообразностью;

– большое количество фактических данных и отсутствие метода их обработки и анализа.

Проблемная ситуация имеет педагогическую ценность лишь в том случае, когда включение в нее ученика позволяет ему разграничить известное и неизвестное и наметить (самостоятельно или с помощью учителя) пути решения, проблемной задачи.

Способы создания проблемной ситуации:

– использование учебных и жизненных ситуаций;

– побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений или фактов, их анализу, обобщению, классификации;

– ознакомление учащихся с фактами, носящими как-будто бы необъяснимый характер;

– противоречия между научными фактами;

– новые условия применения уже имеющихся у ученика знаний.

ориентировать сам процесс поиска, шаг за шагом приводя учеников к разрешению проблемы и получению новых знаний и способов действий.

Некоторые авторы определяют проблемное обучение как ряд проблемных задач, последовательное решение которых ведет к достижению поставленной дидактической цели.

Проблемные задачи выполняют тройную функцию:

– они являются начальным звеном процесса усвоения новых знаний;

– обеспечивают успешные условия усвоения;

– представляют собой основное средство контроля для выявления уровня результатов обучения.

Таким образом, учитель создает проблемную ситуацию, вдохновляет и включает учащихся в ее разрешение, организует и проверку поиск решения. При этом ученик становится в позицию субъекта обучения, он овладевает новыми знаниями, способами действий. Трудность управления проблемным обучением заключается в том, что учитель должен дифференцировано подходить к созданию проблемной ситуации и постановке проблемных задач и учитывать индивидуальные особенности учащихся и их готовность к поисковой деятельности.

Независимо выбора метода изложения материала и организации учебного процесса, в основе при проблемном обучении лежит последовательное и целенаправленное создание проблемных ситуаций , мобилизующих внимание и активность учащихся

Проблемные ситуации обычно классифицируются по различным критериям: по направленности на поиск новых знаний или способов действия, на выявление возможности применения известных знаний и способов в новых условиях и т.д.; по уровню проблемности в зависимости от того, насколько остро выражены противоречия; по дисциплинам и предметам, в которых допустимо применение тех или иных проблемных ситуаций и так далее.

Наиболее функциональной и распространенной является разделение проблемных ситуаций по характеру содержательной стороны противоречий на четыре типа, которые, по мнению М.И. Махмутова, являются общими для всех учебных предметов:

1. Недостаточность прежних знаний учащихся для объяснения нового факта, прежних умений для решения новой задачи;

2. Необходимость использовать ранее усвоенные знания и (или) умения, навыки в принципиально новых практических условиях;

3. Наличие противоречия между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимости выбранного способа;

4. Наличие противоречия между практически достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у учащихся знаний для его теоретического обоснования.

Джон Дьюи, считающийся основоположником американской педагогики и одним из идеологов популяризации проблемного обучения, предлагал различные способы создания проблемных ситуаций: подведение детей к противоречию и предложение им самим найти решение; столкновение противоречия практической деятельности; изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос; предложение рассмотреть явление с различных позиций; побуждение делать сравнения, обобщения, выводы.

В современной теории проблемного обучения выделяется десять дидактических способов создания проблемных ситуаций, которые могут быть взяты педагогом за основу создания вариативной программы проблемного обучения:

1. Побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними.

2. Использование ситуаций, возникающих при выполнении учащимися учебных задач, а также в процессе их обычной жизнедеятельности, то есть тех проблемных ситуаций, которые возникают на практике.

3. Поиск новых путей практического применения учащимися того ли иного изучаемого явления, факта, элемента знаний, навыка или умения.

4. Побуждение учащихся к анализу фактов и явлений действительности, порождающих противоречия между житейскими (бытовыми) представлениями и научными понятиями о них.

5. Выдвижение предположений (гипотез), формулировка выводов и их опытная проверка.

6. Побуждение учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, явлений, теорий, порождающих проблемные ситуации. Предварительному обобщению новых фактов на основе имеющихся знаний, что способствует иллюстрации недостаточности последних для объяснения всех особенностей обобщаемых фактов.

8. Ознакомление учащихся с фактами, приведшими в истории науки к постановке научных проблем.

9. Организация межпредметных связей с целью расширить диапазон возможных проблемных ситуаций.

10. Варьирование, переформулировка задач и вопросов.

Заметим также, что эти способы создания проблемных ситуаций, сформулированные еще М.И. Махмутовым, основаны больше на узком подходе к понятию проблемного обучения, который предполагает также дальнейшее выделение эвристических методов обучения, рекомендуемых, в частности, А.В. Хуторским. Если же рассматривать проблемное обучение более широко, то необходимо признать актуальными и постановку таких проблемных ситуаций, которые возникают в реальной жизни за рамками известного пока науке, и для которых нет однозначного ответа и у самого педагога. То есть, на взгляд автора, как важный и в некоторых случаях необходимый элемент проблемного обучения можно применять такие проблемные ситуации, которые находятся в зоне актуального изучения того или иного предмета, что способствует большей свободе учащихся и повышает их творческую активность.

Для достижения максимальной эффективности учебного процесса постановка проблемных задач должна осуществляться с учетом основных логических и дидактических правил: отделения неизвестного от известного, локализации (ограничения) неизвестного, наличия в формулировке проблемы неопределенности, определения возможных условий для успешного решения и т.д. Необходимо учитывать психологические особенности усвоения материала, уровень подготовки учащихся, их мотивационные критерии. В связи с этим, можно сформулировать следующие правила создания проблемных ситуаций. Во-первых, проблемные ситуации обязательно должны содержать посильное познавательное затруднение. Решение задачи, не содержащей познавательного затруднения, способствует только репродуктивному мышлению и не позволяет достигать целей, которые ставит перед собой проблемное обучение. С другой стороны, проблемная ситуация, имеющая чрезмерную для учеников сложность, не имеет существенных

положительных последствий для их развития, в перспективе снижает их самостоятельность и приводит к демотивации учащихся.

Во-вторых, хотя проблемная ситуация и имеет абстрактную ценность - для развития творческих способностей учащихся, но наилучшим вариантом является совмещение с материальным развитием: усвоением новых знаний, умений, навыков. С одной стороны, это служит непосредственно образовательным целям, а с другой стороны и благоприятствует мотивации учащихся, которые осознают, что их усилия в итоге получили определенное выражение, более осязаемое, нежели повышение творческого потенциала.

И в-третьих, проблемная ситуация должна вызывать интерес учащихся своей необычностью, неожиданностью, нестандартностью. Такие положительные эмоции, как удивление, интерес служат благоприятным подспорьем для обучения. Одним из самых доступных и действенных методов достижения этого эффекта служит максимальное акцентирование противоречий: как действительных, так и кажущихся или даже специально организованных преподавателем с целью большей эффектности проблемной ситуации.

1. Чтобы создать проблемную ситуацию, перед учащимися следует поставить такое практическое или теоретическое задание, выполнение которого потребует открытия новых знаний и овладения новыми умениями; здесь может идти речь об общей закономерности, общем способе деятельности или об общих условиях реализации деятельности.

2. Задание должно соответствовать интеллектуальным возможностям учащегося. Степень трудности проблемного задания зависит от уровня новизны материала преподавания и от степени его обобщения.

3. Проблемное задание дается до объяснения усваиваемого материала.

4. Проблемными заданиями могут быть:

б) формулировка вопроса;

в) практические задания.

Однако не следует путать между собой проблемные задачи и проблемные ситуации. Проблемное задание может привести к проблемной ситуации только в случае учета вышеперечисленных правил.

5. Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана различными типами заданий.

6. Очень трудную проблемную ситуацию учитель направляет путем указания учащемуся причин невыполнения данного ему практического задания или невозможности объяснения им тех или других фактов.

Проблемное обучение может быть разного уровня трудности для обучающегося, в зависимости от того, какие и сколько действий для постановки и решения проблемы он осуществляет сам. В. А. Крутецкий предложил схему уровней проблемности обучения в сопоставлении с традиционным на основании разделения действий учителя и ученика (табл. 11).

Проблема (от греч. problema – преграда, трудность) – это частичная неопределенность, которая включает, знание (представление, понимание) и вопрос (комплекс вопросов), требующий своего разрешения, при чем имеющихся знаний не достаточно, чтобы ответить на поставленный вопрос. При разрешении проблемы у менеджера нет необходимой и достаточной информации – разрешение проблемы есть поиск недостающих сведений, фактов, данных, так как на момент постановки проблемы у менеджера этих сведений нет. С ростом объема знаний проблема трансформируется в задачу.

Проблему, как правило, формирует несоответствие фактического состояния управляемого объекта желаемому (заданному). Именно при условии отклонений от заданных (плановых или нормативных) состояний, которые наблюдаются в конкретный момент времени или прогнозируются на будущее, чаще всего и возникают управленческие проблемы в промышленных организациях. Но их источником могут быть и изменения нормативов, условий функционирования (экономических, технических, экологических и т.д.) или целей деятельности организации - объекта управления, обусловленные ее развитием, а также возникновение благоприятных возможностей.

Совокупность факторов и условий, вызывающих появление той или иной управленческой проблемы, называется управленческой ситуацией, а рассмотрение этой проблемы с учетом воздействующих на нее ситуационных факторов позволяет описать данную конкретную проблемную ситуацию.

Проблемная среда - совокупность ситуаций, сложившихся на объекте управления в некоторой предметной области и характеризующихся отклонениями от запланированных (заданных).

Проблемная среда менеджера - часть проблемной среды управляемого объекта, очерченная полномочиями и функциональными обязанностями менеджера.

Ситуация – сочетание условий и конкретных обстоятельств, создающих определенную обстановку, характеризующую положение дел в организации через совокупность конкретных значений показателей, выделенных в системе управления организацией для отражения состояния объекта управления и имеющих определенные назначения.

Описание проблемной ситуации

Характеристика самой проблемы Ситуационные факторы, приведшие к появлению проблемы
1. Место возникновения проблемы. 2. Время возникновения проблемы. 3. Сущность проблемы. 4. Содержание проблемы. 5. Границы распространения воздействия проблемы на работу организации или ее частей. 1. Внешние факторы (факторы внешней среды: состояние экономики страны или региона; уровень научно-технического и социального развития; социокультурная и политическая обстановка; существенные для данной организации события в других странах и т.п.). 2. Внутренние факторы (цели и стратегия развития организации; состояние портфеля заказов; структура производства и управления; финансовые и трудовые ресурсы; объем и качество работ, в том числе НИОКР и т.д.).

Проблемная ситуация – сложившаяся в организации определенная обстановка, отраженная экономическими показателями, отклоняющимися от заданных или ожидаемых.

Управленческая ситуация - сочетание ситуационных факторов, условий и обстоятельств, создающих определенную обстановку (внешнюю и (или) внутреннюю среду), в которой разрабатывается и принимается управленческое решение.

Анализ ситуационных факторов позволяет рассмотреть проблему в связи с вызвавшими ее событиями и изменениями во внутренней и внешней среде организации и начать поиск управленческого решения.

В рамках используемого понятийного аппарата управленческое решение может рассматриваться как директивный акт целенаправленного осознанного воздействия на объект управления, как организационный (управленческий) акт, основанный на анализе достоверных релевантных данных, характеризующих конкретную управленческую ситуацию, и содержащий программу действий обеспечивающих достижение цели, как один из основных этапов процесса управления, как интеллектуальная задача, как процесс легализации управляющего воздействия на управляемую систему (подсистему).

Потребность в управляющем воздействии возникает в процессе функционирования системы, когда в результате изменения внешних или внутренних условий появляется управленческая проблема (управленческая проблемная ситуация) или благоприятная возможность.

Реакция менеджера на полученную по каналам обратной связи информацию о наличии управленческой проблемы выражается в управленческом решении, в котором определены цели действий, содержание, средства и методы воздействия на объект управления, требуемые ресурсы и программа достижения целей. Следовательно, управленческое решение пронизывает и определяет все последующие действия в управленческом цикле.

Существуют разные определения управленческого решения, сравним некоторые из них:

• результат управленческой деятельности менеджера, выбор возможного варианта действий;

• концентрированное выражение процесса управления на его заключительной стадии;

• команда, подлежащая выполнению, поступающая от управляющей системы к управляемой;

• результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов для достижения конкретной цели менеджмента [192];




• средство, акт осуществления управляющего воздействия, способ выражения управленческих отношений;

• директива в форме документа, где указаны действия, которые следует предпринять отдельным лицам или коллективам [48].

Обобщение изложенного позволяет сформулировать содержание понятия: управленческое решение является сочетанием интеллектуальной деятельности в управляющей системе с организационно-практической деятельностью в управляемой системе.

Разработка и принятие управленческих решений - это творческий процесс в деятельности руководителя любого уровня.

Примем следующее определение. Управленческое решение - важнейший результат осознанной конкретной управленческой деятельности менеджера (коллектива менеджеров), предназначенный для целенаправленного воздействия на объект управления и обеспечивающий его функционирование в наиболее благоприятном режиме в пределах заданных целей и имеющихся ресурсных возможностей, основанный на знании объективных экономических законов и практическом опыте менеджера.

Управленческому решению присущи как черты, свойственные всем решениям, принимаемым человеком независимо от сферы деятельности (наличие выбора осознанного и целенаправленного), так и особенные черты, характерные именно для управленческих решений, принимаемых в процессе управления. В качестве основных из этих особенных черт можно выделить следующие:

• решение формирует управляющее воздействие, связывая таким образом субъект и объект управления;

• решение является результатом творческой мыслительной деятельности человека, в основе которой лежат познание и сознательное использование объективных законов, привлечение личного опыта;

• решение определяет круг действий субъекта и объекта управления для достижения общих целей данной системы, то есть ведет к действию, практическим результатам.

Трансформируя сказанное выше, можно отметить еще одну характерную черту управленческого решения - это творческий акт целенаправленного воздействия субъекта управления на объект, основанный на знании объективных законов и опыте и ведущий к желаемым практическим результатам.

Определить управленческое решение как творческий акт позволяет то обстоятельство, что разработка и принятие управленческого решения - это оригинальный процесс даже в случаях использования для выработки формальных моделей, так как полученный с помощью модели вариант решения не является окончательным. Перед утверждением полученного варианта управленческого решения и передачей на исполнение его обсуждают и анализируют с точки зрения факторов, не учтенных в формальном описании проблемы.

В ходе процесса разработки, принятия и реализации управленческого решения менеджер осознанно (творчески) применяет свои научные знания и опыт на практике, таким образом имеет место наличие субъективного момента, от которого не свободно ни одно решение, принимаемое человеком.

Присутствие субъективного в управленческом решении не является отрицательным явлением при условии преобладания в нем объективного момента, о чем можно судить по фактическим результатам реализации управленческого решения, поскольку только практикой человек подтверждает правильность своих гипотез, понятий, знаний.

Максимальная объективизация представлений субъекта о решаемой проблеме достигается посредством использования в ходе ее решения научных методов. Поэтому в определении управленческого решения подчеркивается, что оно должно быть научно обоснованным, то есть приниматься менеджером на основе знаний объективных законов и научного предвидения их действий и развития в будущем.

Любая теория начинается с подчиненной целям исследования классификации объекта и предмета исследования.

При проведении классификации, т.е. выделении однотипных групп, некоторое множество должно быть разделено на подмножества, при этом необходимо в явном виде наличие классификационного признака. Сумма подмножеств должна составлять полное исходное множество, а их пересечение должно быть пустым.

Требование эффективности разработки, принятия и мониторинга исполнения управленческих решений обусловливает необходимость их серьезного и глубокого изучения, а значит, определенной схематизации и классификации. Существует ряд признаков классификации управленческих решений разной природы. В зависимости от принятого классификационного признака возможны различные группировки управленческих решений, при этом в качестве классификационных может быть использован широкий набор признаков (таблица 3.1).

В организациях принимается большое количество самых разнообразных управленческих решений, различающихся между собой по содержанию, срокам действия и времени разработки, структурированности, направленности и масштабам воздействия, уровню принятия, информационной обеспеченности и т.д. Их классификация, представленная в таблице 3.1, позволяет выделить классы, группы или виды решений, требующих различного подхода к организации и реализации процесса управления, к разработке, принятию, мониторингу исполнения и поддержки решений, а также неодинаковых по затратам времени и других ресурсов.

На основе классификации управленческих решений определяется их приоритетность, т.е. осуществляется, с одной стороны, оценка отдельных разновидностей управленческих решений и выделение тенденций их развития, с другой - упорядочение разрабатываемых и принимаемых управленческих решений, формирование иерархического ряда.

Хотя управленческие решения классифицируются по множеству признаков, каждое из них по тому или иному признаку может относиться одновременно к нескольким группам. Например, разработка и утверждение месячного плана материально-технического обеспечения промышленной организации - это плановое, экономическое, тактическое, локальное, однотипное, типовое, периодически повторяющееся, детерминированное, категоричное, групповое решение по материально-техническому обеспечению.

Приведенная классификация управленческих решений может широко использоваться на практике, так как позволяет:

• определить, какие подразделения системы управления необходимо привлечь к разработке и исполнению конкретного вида управленческого решения и на кого конкретно следует возложить за него ответственность;

• установить уровень иерархии управления, на котором должно быть разработано и реализовано управленческое решение;

• выявить необходимость, возможность и направления технологической проработки (детализации) процессов разработки, принятия и исполнения каждого вида управленческих решений;

Читайте также: