Доклад ростехнадзора за 2020 год

Обновлено: 30.06.2024

Тепловых сетей (в двухтрубном исчислении),

Линии электропередачи всего,

напряжением до 1 кВ

напряжением от 1 кВ до 110 кВ

напряжением 220 кВ и выше

За 2019 год под руководством и при непосредственном участии Управления государственного энергетического надзора Ростехнадзора совместно с территориальными органами проведено 273 внеплановые проверки в отношении следующих организаций: ПАО "МРСК Центра" и 11 его филиалов, ПАО "Межрегиональная сетевая компания (далее - МРСК) Центра и Приволжья" и его 3 филиалов, ПАО "МРСК Северного Кавказа" и его 6 филиалов, ПАО "Тюменьэнерго" и его 9 филиалов, ПАО "МРСК Волги" и его 7 филиалов, ОАО "МРСК Урала" и 3 его филиалов, ПАО "МРСК Юга" и 4 его филиалов, АО "Янтарьэнерго" и его 4 филиалов, ПАО "ТРК", АО "РЭС", ПАО "МОЭСК", 10 филиалов ПАО "Ленэнерго", ОАО "ТГК-16", АО "Енисейская ТГК (ТГК-13)", ОАО "ЭЛТЕЗА" и 5 его филиалов, АО "ТГК N 11" и его 3 филиалов, ПАО "РУСАЛ Братский алюминиевый завод", АО "РУСАЛ Саяногорский алюминиевый завод", 5 филиалов ПАО "МРСК Сибири", 3 филиалов ПАО "ФСК ЕЭС", АО "РУСАЛ Ачинский глиноземный комбинат", АО "РУСАЛ Красноярский алюминиевый завод", 2 филиалов АО "Объединенная компания РУСАЛ Уральский алюминий", ЗАО "Трансмашхолдинг", ООО "Трансконвертер", 3 филиалов ПАО "МОЭСК", ООО "РЕЙЛКОМП", ОАО "Производственный комплекс ХК Электрозавод", Трансэнерго - филиалов ОАО "РЖД" и его 10 структурных подразделений, 10 структурных подразделений Дирекции по ремонту тягового подвижного состава - филиала ОАО "РЖД", АО "СИБУР-Химпром", ООО "СИБУР Тольятти", ПАО АНК "Башнефть" и 3 его филиалов, ПАО "Томская распределительная компания", АО "Тываэнерго", АО "Дагестанская сетевая компания".

По результатам проведения контроля за устранением выявленных нарушений по 8 предписаниям, выданным Ростехнадзором, нарушения устранены не в полном объеме.

По результатам проверок выявлено 236863 нарушения.

За отчетный период инспекторским составом территориальных органов Ростехнадзора проведено 100945 надзорных мероприятий по контролю организации безопасной эксплуатации и технического состояния оборудования и основных сооружений электростанций, электрических и тепловых сетей энергоснабжающих организаций, электроустановок потребителей. По результатам проверок выявлено 765336 нарушений.

Инспекторским составом Ростехнадзора в ходе проведения проверок применены меры административного взыскания в виде штрафа в отношении 29610 юридических и должностных лиц, индивидуальных предпринимателей. Сумма взысканных штрафов составила более 193 млн. рублей.

За 2019 год инспекторским персоналом допущено в эксплуатацию 38951 новых и реконструированных энергоустановок.

Большой объем работ выполнен по контролю за подготовкой электро- и теплоснабжающих организаций к прохождению осенне-зимнего периода 2019-2020 годов.

За отчетный период в ходе проведенных территориальными органами Ростехнадзора проверок по контролю за состоянием безопасности в электро- и теплоснабжающих организациях при подготовке к осенне-зимнему периоду 2019-2020 годов было обследовано 156 объектов энергетики, осуществляющих производство электрической и тепловой энергии, 462 объекта, осуществляющих передачу электрической энергии, 117 теплосетевых организаций, 15549 теплоснабжающих организаций.

В ходе проведенных проверок за отчетный период было выявлено более 98 тысяч нарушений норм и правил безопасности при эксплуатации энергетического оборудования, привлечены к ответственности 3311 должностных лиц и 985 юридических лиц. Сумма взысканных штрафов составила более 7 млн. рублей.

В связи с неудовлетворительным состоянием безопасности энергоустановок в электро- и теплоснабжающих организациях территориальными органами Ростехнадзора направлены письма в адрес полномочных представителей Президента Российской Федерации - 44, органов прокуратуры - 84, губернаторов субъектов Российской Федерации - 37, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации - 69, а также органов местного самоуправления - 183.

Основными типовыми и массовыми нарушениями обязательных требований остаются:

отсутствие технического освидетельствования технологических систем и электрооборудования с истекшим сроком эксплуатации (включая экспертизу промышленной безопасности);

отсутствие комплексного обследования строительных конструкций основных производственных зданий и сооружений;

непроведение плановых ремонтов и испытаний оборудования в установленные техническими нормами сроки (ремонты выполняются по факту выхода из строя оборудования);

нарушение графиков расчистки просек;

непроведение противоаварийных тренировок по ликвидации возможных аварийных ситуаций, характерных для работы в осенне-зимний период;

непроведение технического освидетельствования электрооборудования с истекшим сроком службы с целью оценки состояния, установления сроков дальнейшей работы и условий эксплуатации;

нарушение требований, касающихся заземления частей электроустановок потребителей;

отсутствие уплотнений проходов кабельных линий через стены, перекрытия (места выхода кабелей из кабельных каналов не уплотнены огнеупорным материалом);

несоответствие установленным требованиям расстояния между силовыми одиночными кабелями, проложенными на кабельных конструкциях.

В целях устранения выявленных замечаний, организациям, допустившим нарушения, выдавались предписания со сроками устранения.

За отчетный период обжалований выданных предписаний об устранении выявленных нарушений требований не осуществлялось, судебные решения об отмене предписаний отсутствуют.

За 2019 год произошло 39 несчастных случаев со смертельным исходом (40 погибших), в то время как за 2018 год - 40 несчастных случаев (41 погибший).

Наибольшее количество аварий произошло в организациях, поднадзорных Енисейскому (5 случаев), Сахалинскому, Верхне-Донскому и Центральному территориальному управлению Ростехнадзора (по 3 случая).

Основные причины несчастных случаев:

недостаточная подготовленность персонала к выполнению приемов, влияющих на безопасность работ;

неэффективность мероприятий по подготовке и обучению персонала выполнению требований безопасности;

невыполнение мероприятий, обеспечивающих безопасность работ в энергоустановках.

Исходя из анализа обстоятельств и причин несчастных случаев, руководителям поднадзорных организаций было рекомендовано:

доводить до работников материалы анализов несчастных случаев на энергоустановках, подконтрольных органам Ростехнадзора, при проведении всех видов занятий и инструктажей по охране труда;

повысить уровень организации производства работ на электрических установках, исключить допуск персонала к работе без обязательной проверки выполнения организационных и технических мероприятий при подготовке рабочих мест;

обеспечивать проверку знаний персоналом нормативных правовых актов по охране труда при эксплуатации электроустановок; персонал, не прошедший проверку знаний, к работам в электроустановках не допускать;

обеспечить установленный порядок содержания, применения и испытания средств защиты;

усилить контроль за выполнением мероприятий, обеспечивающих безопасность работ;

проводить разъяснительную работу с персоналом о недопустимости самовольных действий; повышать производственную дисциплину;

особое внимание обратить на организацию производства работ в начале рабочего дня и после перерыва на обед;

повысить уровень организации работ по монтажу, демонтажу, замене и ремонту энергооборудования;

усилить контроль за соблюдением порядка включения и выключения энергооборудования и его осмотров;

не допускать персонал к проведению работ в особо опасных помещениях и помещениях с повышенной опасностью без электрозащитных средств;

не допускать проведение работ вне помещений при проведении технического обслуживания во время интенсивных осадков и при плохой видимости.

Ростехнадзор разместил на сайте доклад о лицензировании за 2020 год в соответствии с федеральными законами от 4 мая 2011 г. №99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и от 21 ноября 1995 г. №170-ФЗ "Об использовании атомной энергии".

Выводы и предложения по осуществлению лицензирования отдельных видов деятельности и деятельности в области использования атомной энергии - все те же что и по результатам предыдущего года

Основными проблемами при эксплуатации опасных производственных объектов являются:

  • нарушения в области промышленной безопасности не подвергаются всестороннему анализу со стороны собственников и руководителей предприятий, специалистов;
  • мероприятия, направленные на предотвращение нарушений в области промышленной безопасности, носят формальный характер;

Государственное регулирование деятельности в области промышленной безопасности в форме лицензирования соответствующих видов деятельности является мерой, учитывающей реальное неудовлетворительное состояние промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов.

Применение альтернативного режима регулирования для лицензируемых видов деятельности, отнесенных к компетенции Ростехнадзора, в настоящее время нецелесообразно.

Проблемой при осуществлении лицензирования деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности является фиктивное оформление экспертов на основную работу одновременно в нескольких экспертных организациях, а также фальсификации подписей экспертов на заключениях экспертизы промышленной безопасности.

Кроме того, серьезную озабоченность при осуществлении лицензирования вызывают следующие факты.

Законодательством Российской Федерации в области лицензирования не предусмотрены иные виды изменения адреса места нахождения юридического лица или адресов мест осуществления лицензируемого вида деятельности, в том числе на основании постановления органа местного самоуправления
об изменении или аннулировании адреса (изменении наименования адресообразующих элементов).

Аналогичная обязанность возникает у лицензиатов при изменении Федеральной налоговой службой Российской Федерации адреса места нахождения юридических лиц в части присвоения адресу лицензиата номера этажа, офиса, кабинета и т.п.

В этой связи полагаем целесообразным минимизировать количество изменений, вносимых федеральными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления в адресные данные организаций, которые влекут за собой излишнюю надзорную нагрузку на хозяйствующие субъекты Российской Федерации, или предусмотреть соответствующие изменения законодательства в области лицензирования, устанавливающие порядок корректировки данных об адресах места нахождения и адресов мест осуществления лицензируемого вида деятельности (при условии неизменности фактического места нахождения юридического лица или опасного производственного объекта) без проведения проверочных мероприятий в отношении лицензиатов и взимания государственной пошлины за переоформление лицензии.

/img/plugs/pb/1.jpg

До 1 апреля специалисты по промбезопасности должны сдать отчет по ПК за 2020 год. Владимир Николаевич Пономарев, заместитель руководителя Центрального управления Ростехнадзора, ответил на вопросы, которые возникают у специалистов при подготовке отчета.

Вопрос 1

ОПО зарегистрировали в конце ноября 2020 г. (новое, плюсом к уже имеющимся в организации). Нужно ли его указывать в отчете по ПК за 2020 г.? На него еще нет страхования ответственности, плана-мероприятий, ПМЛА. (сейчас только все в разработке).

Ответ

Нужно. Требованиями к форме представления сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности, утвержденными Приказом Ростехнадзора от 11.12.2020 № 518, действующим с 01.01.2021, не предусмотрено исключений в представлении сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах (ОПО).

В соответствии с п. 5 Правил регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.11 1998 № 1371 (в ред. от 28.02.2018), организация обязана не позднее 10 рабочих дней со дня начала эксплуатации опасных производственных объектов представить в установленном порядке сведения для регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов.

Эксплуатируемый опасный производственный объект должен быть застрахован.

Вопрос 2

У нас 12 ОПО, на каждый отдельно заполнять отчет?

Ответ

В соответствии с п. 4 Требований к форме представления сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности, утвержденных Приказом Ростехнадзора от 11.12.2020 № 518, действующим с 01.01.2021, юридическое лицо (индивидуальный предприниматель), эксплуатирующее более одного опасного производственного объекта, вправе представить единый файл, содержащий информацию по каждому опасному производственному объекту, или несколько файлов, каждый из которых содержит информацию по одному опасному производственному объекту.

Вопрос 3

Зачем готовить отчет о ПК сразу в двух вариантах (форматах) — ворд и эксель?

Ответ

Требования к форме представления организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект, Сведений в Ростехнадзор утверждены Приказом Ростехнадзора от 11.12.2020 № 518, который вступил в силу с 01.01.2021 и будет действовать до 01.01.2027.

Сведения, подготовленные в письменной форме, представляются с сопроводительным письмом на бумажном носителе. Таблицы могут быть представлены на бумажном и/или на машиночитаемом носителе.

При представлении таблиц на машиночитаемом носителе сведения представляются в виде электронных таблиц, имеющих открытые форматы, обеспечивающие возможность автоматизированной проверки документов, их сохранения на технических средствах и допускающие после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста средствами для просмотра (в форматах .xls, .xlsx, .doc, .docx).

Вопрос 4

Отчет за 2020 г. нужно сдавать по новой форме или можно по старой?

Ответ

По новой. 31.12.2020 прекратил свое действие Приказ Ростехнадзора от 23.01.2014 № 25, устанавливающий форму сведений об организации производственного контроля, ежегодно представляемых в Ростехнадзор владельцами ОПО.

Вопрос 5

Что делать, если в некоторых разделах не удается вставить даты, например, срок действия полисов страхования? Можно ли оставить их незаполненными?

Ответ

Все разделы указанной формы являются обязательными и должны быть заполнены. Требования к форме представления сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности утверждены Приказом Ростехнадзора от 11.12.2020 № 518.

Вопрос 6

Вертикальные резервуары РВС-2000 и более, а также технологические трубопроводы относить к сооружениям или к ТУ?

Ответ

Вопрос 7

Как понять требования раздела 6.4 сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности? Заполняем только для ТУ, отработавших нормативный срок? И если в отчетном периоде не произошло никаких изменений, то раздел вообще не заполняем?

Ответ

В соответствии с Требованиями к форме представления сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности, утвержденными Приказом от 11.12.2020 № 518, в раздел 6.4 сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности (далее — Сведения) вносится информация только о технических устройствах, применяемых на опасном производственном объекте, отработавших сроки службы, требующих проведения ремонтных работ, реконструкции, модернизации, находящихся в опытной эксплуатации. Если технических устройств с вышеуказанными характеристиками нет, раздел 6.4 Сведений не заполняется.

Вопрос 8

В разделе 4 (наименование мероприятий о предоставлении файлов с указанием ссылок по выполненным мероприятиям (сами документы)) сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности объем очень большой получается. Прикреплять весь объем?

Ответ

В соответствии с п. 6 Требований к форме представления сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности, утвержденными Приказом Ростехнадзора от 11.12.2020 № 518, в случае большого объема файлов вложения необходимо представить в полном объеме отдельными файлами.

Вопрос 9

Ответ

Вопрос 10

Информацию по зданиям и сооружениям необходимо подавать в случае, если они включены в Реестр, это понятно. А если есть ОПО, сведения о которых подавались давно, и они существуют до сих пор в старой форме (изменений не было), и в их состав не включены здания, нужно ли в отчете указывать эти здания? Не выльется ли это впоследствии в замечание, что здание не внесено в Реестр?

Ответ

Подпунктом 1 п. 14 указанных Требований определено: сведения, характеризующие каждый опасный производственный объект (ОПО), содержат следующие данные, в числе которых проектные (эксплуатационные) характеристики, дата изготовления и ввода в эксплуатацию технических устройств, зданий (сооружений).

Административным регламентом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору предоставления государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденным Приказом Ростехнадзора от 08.04.2019 № 140 (далее — Административный регламент), установлена форма сведений, характеризующих ОПО, согласно которой указывается наименование площадки, участка, цеха, здания, сооружения, входящих в состав ОПО.

В разделе 6 Приложения к Требованиям к форме представления сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности, утвержденных Приказом Ростехнадзора от 11.12.2020 № 518 (далее — Требования), указываются сведения о состоянии технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, зданий и сооружений на опасном производственном объекте.

Также информируем о том, что согласно п. 2 Требований до 1 сентября 2021 г. сведения о состоянии зданий и сооружений на опасных производственных объектах могут быть представлены юридическими лицами (индивидуальными предпринимателями), эксплуатирующими опасные производственные объекты, в произвольной форме.

Вопрос 11

Меня всегда интересовал вопрос: читают ли в Ростехнадзоре то, что мы написали в отчетах?

Ответ

Все отчеты, поступающие в Центральное управление Ростехнадзора, проверяются, анализируются ответственными лицами курируемых отделов. При необходимости согласовываются с отделами, вопросы которых пересекаются в представленных отчетах, информируются заместители руководителя Центрального управления Ростехнадзора.

Сердечно благодарим Андрея Андреевича Виля и Владимира Николаевича Пономарева за подготовленную публикацию!

Ведомство обращает внимание, что на 11 марта 2021 года данные в установленном порядке предотавлены незначительным числом организаций, эксплуатирующих ОПО. За непредставление сведений предусмотрена административная ответственность юридических лиц по ст. 9.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере от 200 000 до 300 000 рублей.

Ведомство подготовило ответы на вопросы пользователей социальных сетей по теме сдачи отчетов о производственном контроле (далее – ПК). Например:

Вопрос

Ответ

Новое ОПО зарегистрировали в конце ноября 2020 года, нужно ли его указывать в отчете ПК за 2020 год? На него еще не было страхования ответственности, плана-мероприятий, ПМЛА. (сейчас только все в разработке).

Нужно. Приказ Ростехнадзора от 11.12.2020 N 518, действующий с 01.01.2021, не предусматривает исключений в представлении сведений об организации ПК за соблюдением требований промышленной безопасности на ОПО.

Документы для регистрации ОПО нужно представить в регистрирующий орган не позднее 10 рабочих дней со дня начала его эксплуатации (п. 5 Правил регистрации объектов в реестре ОПО, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.11.1998 N 1371).

Что касается страхования ОПО, без него ввод ОПО в эксплуатацию не допускается (ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 27.07.2010 N 225-ФЗ).

Что касается наличия ПМЛА, организация, эксплуатирующая ОПО, обязана планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО, т.е. иметь ПМЛА (ст. 10 Федерального закона N 116-ФЗ от 21.07.1997).

У нас 12 ОПО, нужно на каждый отдельно заполнять отчет о ПК?

Юридическое лицо (ИП), эксплуатирующее более одного ОПО, вправе представить единый файл, содержащий информацию по каждому ОПО, или несколько файлов, каждый из которых содержит информацию по одному ОПО (п. 4 Требований, утв. Приказом Ростехнадзора N 518).

Зачем нужно готовить отчет о ПК сразу в двух вариантах (форматах) – Word и Excel?

Отчет о ПК сразу в двух вариантах (форматах) – Word и Excel – готовить не нужно. Отчет о ПК представляется в письменной форме либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью (ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ). Сведения, подготовленные в письменной форме, представляются с сопроводительным письмом на бумажном носителе. Таблицы могут быть представлены на бумажном и/или на машиночитаемом носителе. При представлении таблиц на машиночитаемом носителе сведения представляются в виде электронных таблиц, имеющих открытые форматы, обеспечивающие возможность автоматизированной проверки документов, их сохранения на технических средствах и допускающие после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста средствами для просмотра (в форматах .xls, .xlsx, .doc, .docx) (Приказ Ростехнадзора N 518).

Отчет за 2020 год нужно сдавать по новой форме или можно по старой?

По новой форме. Приказ Ростехнадзора от 23.01.2014 N 25, устанавливающий форму сведений об организации ПК, ежегодно представляемых в Ростехнадзор владельцами ОПО, прекратил свое действие 31.12.2020. Отчет об организации ПК в 2021 году следует представлять по форме, установленной Приказом Ростехнадзора от 11.12.2020 N 518.

Что делать, если в некоторых разделах не удается вставить даты, например, срок действия полисов страхования? Можно ли оставить незаполненными?

Как понять требования раздела 6.4? Заполняем только для устройств, отработавших нормативный срок? И если в отчетном периоде не произошло никаких изменений. то раздел вообще не заполняем?

В раздел 6.4 сведений об организации ПК, вносится информация только о технических устройствах, применяемых на ОПО, отработавших сроки службы, требующих проведения ремонтных работ, реконструкции, модернизации, находящихся в опытной эксплуатации (Приказ Ростехнадзора N 518). В случае отсутствия технических устройств по вышеуказанным характеристикам раздел 6.4 не заполняется.

В таблице 4 (наименование мероприятий о представлении файлов с указанием ссылок по выполненным мероприятиям (сами документы) объем получается очень большой, подкреплять весь объем?

В случае большого объема файлов вложения необходимо представить в полном объеме отдельными файлами (Приказ Ростехнадзора N 518).

Ростехнадзор: за шесть лет количество смертельных случаев на российских предприятиях снизилось на 35,3%

11.03.2020 14:01:14 Производство Россия

10 марта 2020 года в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору под председательством главы Ростехнадзора Алексея Алешина состоялось расширенное заседание Коллегии, на котором были подведены итоги работы в 2019 году и определены основные задачи на 2020 год.

В работе Коллегии принял участие Заместитель Председателя Правительства РФ Юрий Борисов. В приветственном слове он отметил, что со своими задачами ведомство в целом справляется успешно и происходит это на фоне постоянного снижения штатной численности.

Руководитель Службы сообщил, что в период с 2014 по 2019 год аварийность снизились на 34%, а количество смертельных случаев – на 35,3%. Для сравнения - в 2019 году по отношению к 2018 показатели аварийности снизились на 14,9%, а количество смертельных случаев – на 2,8%. В области надзора за гидротехническими сооружениями в 2019 году аварий на подконтрольных Ростехнадзору объектах не произошло.

По словам Алексея Алешина, в последние годы ведомство все активнее применяет такую форму профилактического воздействия как предупреждение. В 2019 году было направлено на 71% больше предупреждений, чем в 2018 году. Кроме того, Ростехнадзором в качестве профилактической меры продолжена практика вынесения предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований безопасности. Поднадзорным субъектам направлено на 122% больше предостережений, чем в 2018 году.

Докладывая по направлениям надзора, Алексей Алешин заострил внимание на проблематике бесхозяйных ГТС, значительная часть которых представляет серьезную опасность. В результате инвентаризации выявлено 647 ранее неучтенных объектов.

На этом же вопросе подробно остановилась исполняющий обязанности заместителя начальника Управления по надзору за исполнением законов о защите интересов государства и общества Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры РФ Юлия Варнавская.

Она сообщила, что органами прокуратуры совместно с Ростехнадзором проведена масштабная проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения безопасности объектов электроэнергетики, которая показала, что значительное количество таких объектов в настоящее время имеют высокий физический износ и требуют реконструкции. Собственниками используется оборудование, которое отработало нормативные сроки эксплуатации. Повсеместно органами местного самоуправления не принимаются надлежащие меры по выявлению, инвентаризации и регистрации прав на бесхозяйные объекты электроснабжения. Хозяйствующие субъекты своевременно не модернизируют и не ремонтируют электрооборудование.

Читайте также: