Доклад роль классного руководителя в воспитании поведения школьников

Обновлено: 05.07.2024

В данной работе были проанализированы основные направления работы классного руководителя и доказана его роль в жизни каждого ученика. Правильно организовав учебно-воспитательную деятельность, классный руководитель закладывает основу для достижения учениками наиболее высоких результатов в воспитании культурно-нравственной личности.
Сегодня классный руководитель выполняет следующие основные функции: организует разнообразную деятельность в классе, заботится о развитии каждого ребенка, помогает детям в решении проблем. Многие классные руководители говорят о расширении диапазона своей сегодняшней деятельности в школе.
Приоритет приобретает индивидуальная работа с детьми, которая затрагивает основы как физического, так и психического развития каждого ребенка. В работе класса в целом также происходит смещение акцентов. В первую очередь объектом внимания становится эмоциональная поддержка групп внутри класса, создание положительного психологического климата в классе, развитие самоуправления, создание условий, позволяющих каждому ребенку раскрыть себя в отношении с окружающими, включение учащихся в систему реальных отношений.
Список использованных источников

1. Верещагин, Н. В. Стандарт педагога в контексте ФГОС ДО / Н. В. Верещагин. – М.: Детство-Пресс, 2017. – 80 с.2. Голованова, Н. Ф. Педагогика. Учебник и практикум / Н. Ф. Голованова – М.: Юрайт, 2017. – 378 с.3. Гусейнова, А. Психология и педагогика воспитания. Как достичь гармонии в отношениях родителей и ребенка / А. Гусейнова. – М.: Ленанд, 2014. – 320 с.4. Левичев, О. Ф. Основы духовно-нравственного воспитания школьников. Учебное пособие для академического бакалавриата / О. Ф. Левичев, С. Г. Чухин. – М.: Юрайт, 2018. – 114 с.5. Маленкова, Л. И. Классный руководитель (воспитатель): Практические материалы: Учебно-методическое пособие / Л. И. Маленкова – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 272с.
6. Саляхова, Л. И. Настольная книга классного руководителя. Личностное развитие, учебная деятельность, духовное и физическое здоровье школьника. 1-4 классы / Л. И. Саляхова. – М.: Глобус, 2009. – 368 c.
7. Сластенин, В. А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр "Академия", 2004. – 310 с.
8. Пидкасистый, П. И. Педагогика. Учебник и практикум для СПО. Отв. / П. И. Пидкасистый. – М.: Юрайт, 2016. – 408 c.

Роль классного руководителя по повышению уровня воспитанности обучающихся.

Не прием, не метод, а система является ключевым понятием в педагогике будущего”.
Л. Новикова

В процессе своей деятельности классный руководитель в первую очередь взаимодействует с учителями-предметниками: совместная разработка общих педагогических требований и подходов к детям в учебно-воспитательном процессе на основе целей образовательного учреждения; Совместно с педагогом-психологом классный руководитель изучает индивидуальность обучающихся, процесс их адаптации. При поддержке педагога-психолога классный руководитель анализирует развитие коллектива класса, определяя познавательные, творческие способности и возможности воспитанников, помогая ребенку определиться в выборе будущей профессии; координирует выбор форм и методов организации индивидуальной и групповой учебной и внеклассной деятельности как со своей стороны, так и со стороны других участников воспитательного процесса.
Классный руководитель должен тесно взаимодействовать с социальным педагогом, призванным быть посредником между личностью ребенка и всеми социальными институтами в разрешении личностных кризисов обучающихся. При непосредственном участии социального педагога классный руководитель организует социально значимую деятельность обучающихся, мероприятия, направленные на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов.

Сотрудничая с библиотекарем, классный руководитель расширяет круг чтения обучающихся, способствует формированию у них культуры чтения, отношения к нравственным идеалам, этическим нормам поведения, осознания собственной индивидуальности через освоение классической и современной литературы.
В своей работе классный руководитель постоянно заботится о здоровье своих воспитанников, используя информацию, получаемую от медицинских работников образовательного учреждения.
Одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья. Работа классного руководителя с родителями направлена на сотрудничество с семьей в интересах ребенка, формирование общих подходов к воспитанию, совместное изучение личности ребенка, его психофизиологических особенностей, выработку близких по сути требований, организацию помощи в обучении, физическом и духовном развитии обучающегося.

Система класса – как способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и содействующий развитию личности и коллектива. Воспитательная система класса – это достаточно сложное социально-педагогическое явление, состоящее из большого количества элементов.

Своеобразие классной воспитательной системы во многом обусловлено индивидуальными и групповыми особенностями учащихся класса, в котором она создается. Поэтому главным для классного руководителя при переходе учащихся из начальной школы в 5-й класс увидеть и понять специфические черты классного сообщества, определить уровень развития ученического коллектива, сформированности в нем межличностных отношений и совместной деятельности, чтобы затем избрать наиболее оптимальный путь, формы и способы построения воспитательной системы. Важно проанализировать, какими стали дети в процессе развития и воспитания. Какими жизненными и нравственными ценностями они овладели, добры ли они, внимательны ли к людям, насколько трудолюбивы, доброжелательны, инициативны, самостоятельны, милосердны, честны, отзывчивы.

С моей точки зрения, воспитанность – это интегрированный показатель результата воспитательной работы, отражающий сформированность отношения ученика к родному краю, своему городу, обществу, учёбе, природе, к себе. Воспитанность предполагает культуру поведения, этикет, культуру общения.

В 5 класс учащиеся приходят, ещё не вполне осознавая то, что им можно делать, а что является нарушением сложившихся норм и законов общества В 6-ом классе необходимо делать упор на повышение уровня отношения к обществу, к классному коллективу, к труду, к людям. Изучать разнообразные темы по данным направлениям, в которых определяются понятия совести, доброты и гуманности, злобности и жестокости, национализма.

Чтобы заинтересовать детей, можно использовать урок-путешествие, урок-размышление, урок с элементами драматизации, урок-самопознание и т.д. Опираясь на личностный опыт учащихся, развивать представления о назначении норм морали, права и пр.

В 7-ом классе ставится цель создать первоначальное представление о юридической ответственности, раскрыть причины негативного отношения общества к людям, преступающим закон. Учащиеся должны отличать правонарушения от нарушений норм морали, иметь представление о вине как обязательном составе преступления, и наказании как результате наступления юридической ответственности. Необходимо разъяснять ошибочность представлений подростков о возможности избежать наказания, формировать ответственное отношение к своим поступкам и поведению.

Всё вышесказанное свидетельствует о том, что повышение уровня воспитанности – это комплексная и системная работа ряда лет. Только темп и объём развития постепенно меняются в зависимости от возраста учащихся.

Классный руководитель – это организатор и руководитель целостного педагогического процесса. Это педагог, который является “центром” организации, координации всех влияний, оказывающихся на отдельную личность, на коллектив учащихся; это – координатор совместных усилий учителей-предметников, педагогов дополнительного образования, психолога, социолога. Деятельность классного руководителя в современной школе необходимо оценивать именно с такой позиции. Завершить свою работу хочу словами В.А.Сухомлинского: “Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребёнка”.Практика гуманистического личностно - ориентированного воспитания, для которого характерно субъект - субъектное взаимодействие, - важное условие развития индивидуальности ребенка, а одним из важнейших направлений модернизации российского образования является смена педагогики насильственного формирования личности на педагогику поддержки ребенка.

Презентация на тему: " Роль классного руководителя в формировании культуры поведения школьников 1." — Транскрипт:

1 Роль классного руководителя в формировании культуры поведения школьников 1

2 Воспитание представляется сложным и трудным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитывать своих детей или кого бы то ни было. Л.Н.Толстой

3 Расскажи мне, и я забуду; Покажи мне, и я запомню; Вовлеки меня, и я пойму.

4 Все разнообразные виды педагогической деятельности классного руководителя так или иначе связаны и направлены на моральное воспитание, на стимулирование нравственного развития учащихся. 4

5 Задачи нравственного формирования учащихся 1. Вся многообразная внеурочная работа, её содержание и формы должны иметь четкую нравственную направленность и способствовать моральному развитию учащихся.

6 2. Формирование и развитие морально-политического сознания учащихся. 3. Формирование нравственных навыков и привычек, единства слова и поведения. 4. Подчинение всех сторон внеурочной воспитательной работы моральному развитию школьников.

7 5. Обеспечение тесной взаимосвязи и комплексное осуществление политического, нравственного и трудового воспитания, способствующего формированию у учащихся активной жизненной позиции.

9 Методы нравственного воспитания в работе классного руководителя

10 Хороших методов существует столько, сколько существует хороших учителей. Д. Пойя

11 Методы убеждения: Классный час. Беседа Читательская конференция Диспут

12 Метод коррекции поведения Большое влияние на сознание и поведение учащихся оказывает пример других людей. Воспитательная сила примера основана на склонности и способности к подражанию.

15 Методы стимулирования Поощрение (одобрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав, награждение ) Наказание (наложение дополнительных обязанностей; лишение или ограничение определенных прав; моральное порицание, осуждение )

16 Метод воспитывающих ситуаций Когда в ситуации возникает проблема для ребенка, и существуют условия для самостоятельного ее решения, создается возможность социальной пробы (испытания) как метода самовоспитания.

18 Методы дилемм Метод дилемм заключается в совместном обсуждении школьниками моральных дилемм. К каждой дилемме разрабатываются вопросы, в соответствии с которыми строится обсуждение. По каждому вопросу дети приводят убедительные доводы "за" и "против".

19 Будь терпелив в ожидании чуда и будь готов для встречи с ним в ребёнке

20 Чем проповедь выслушивать, Мне лучше бы взглянуть. И лучше проводить меня, Чем указать мне путь. Глаза умнее слуха, Поймут все без труда. Слова порой запутаны, Пример же никогда.

21 Тот лучший проповедник Кто веру в жизнь провел. Добро увидеть в действии Вот лучшая из школ. И если все мне показать, Я выучу урок. Понятней мне движенье рук, Чем быстрых слов поток.

22 Должно быть, можно верить И мыслям, и словам. Но я уж лучше погляжу, Что делаешь ты сам. Вдруг я неправильно пойму Твой правильный совет. Зато пойму, как ты живешь, По правде или нет.


МО классных руководителей Тема доклада: «Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях ФГОС 2-го поколения Школа – не здание, не кабинеты Не образцовая наглядная агиттация Школа – это возвышенный дух, мечта, идея, Которая увлекает сразу троих: ребёнка, учителя, родителя И тут же реализуется (А.А. Захарченко) Выполнила: социальный педагог ГБОУ СОШ №12 Гладкова Ирина Викторовна


Задачи деятельности классного руководителя 1) формирование и развитие коллектива класса; 2) организация системной работы с обучающимися в классе; 3) создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития и нравственного формирования личности каждого ребенка, его самоутверждения, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей; 4) организация системы отношений детей через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса; 5) защита прав и интересов обучающихся; 6) гуманизация отношений между обучающимися, обучающимися и педагогическими работниками; 7) формирование здорового образа жизни; 8) формирование нравственных смыслов и духовных ориентиров детей; 9) организация социально значимой, творческой деятельности обучающихся.


Каким доложен быть классный руководитель? Мудрым воспитателем; Исследователем; Объединителем; Грамотным Продвинутым


Классный руководитель взаимодействует с: Учителями-предметниками; Педагогом-психологом Педагогом-организатором Социальным педагогом Медработником


Классный час – форма организации процесса общения педагога с воспитанниками, занимающая особо важное место в работе классного руководителя


Перечень общегородских тем профилактических мероприятий: Сентябрь Я и безопасность. Правила дорожного движения. Анонимное социально-психологическое тестирование на раннее выявление психотропных и наркотических веществ. Октябрь Здоровый образ жизни. Внутренний распорядок школы. Профилактика суицидального поведения, правонарушений и преступлений обучающихся. Ноябрь Права и обязанности обучающихся. Профилактика правонарушений и преступлений. Декабрь СТОП насилие. СПИД Январь Толерантное отношение к инвалидам. ЗОЖ Февраль Безопасный интернет. Антитеррор. Профилактика экстремизма Март Социум в семье. Профилактика насилия Апрель Пропаганда ЗОЖ. Профилактика суицидального поведения. Анонимное социально-психологическое тестирование на раннее выявление психотропных и наркотических веществ. Май Я и безопасность. Летний отдых.


Деятельность классного руководителя в условиях ФГОС Главная цель воспитания – самоактуализация личности ребёнка; Взаимоотношение между личностью, семьёй и школой должны соответствовать принципу взаимного согласия сторон; Классный руководитель должен выступать в роле сопровождающего, поддерживающего ребёнка; Групповая деятельность

Читайте также: