Классические социологические теории доклад

Обновлено: 19.05.2024

Карл Маркс

Если для Конта и Дюркгейма главное – стабилизация общества, то для Маркса – уничтожение такого общества и замена его новым, более справедливым. Многие считают, что вся мировая социология возникла и сформировалась чуть ли не как реакция на марксизм, как стремление средствами теории опровергнуть его. В самом деле, Маркс выступал за революционный путь изменения общества, а все другие социологи – за реформистский. Маркс – основоположник так называемой теории конфликта, он определял противоречия и конфликты как важнейший фактор социальных изменений, как движущую силу истории. Антагонизм является непримиримым противоречием основных классов любого общества. Всюду, где есть классы, существует антагонизм, ибо один класс всегда эксплуатирует другой, т. е. живет за его счет, присваивает неоплачиваемый труд. Рабовладение и феодализм все больше накапливают такой антагонизм, а капитализм доводит его до логической точки. Антагонизм нельзя разрешить в рамках существующего строя, ибо эксплуататоры добровольно не отдадут награбленное и не поменяются местами с теми, кого они эксплуатируют. Даже если два класса поменяются местами, эксплуатация как явление, как социальный институт не исчезнет. В результате Маркс пришел к выводу, что эксплуатацию нельзя реформировать, ее можно только уничтожить, заменив классовое общество на бесклассовое.

Герберт Спенсер

Спенсера считают основателем школы органической аналогии (к которой неоднократно обращались и другие классики социологии, в частности Дюркгейм): он сравнивал общества с биологическими организмами, а отдельные части общества (государство, церковь, образование и т. д.) – с частями организма (сердцем, нервной системой и т. д.). Каждая часть несет какую-то пользу целому и выполняет жизненно важную функцию. Экономическая жизнь в обществе, утверждал Спенсер, подобна обмену веществ в организме: правительство аналогично головному мозгу, торговля выполняет функции, подобные кровообращению, и т. д. Изменения общества не могут происходить без изменения его частей и выполняемых ими функций: изменилась экономика – меняется социальная структура общества, поскольку возникают новые классы, например, предприниматели и наемные рабочие. Считается, что Спенсер первым применил в социологии понятия структуры и функции.

Классические социологические теории (Дюркгейм, Зиммель, Вебер)

Центральной в научном творчестве Дюркгейма является проблема социальной солидарности. Он, как и Конт, считал, что общество по своей природе основано на консенсусе. Конфликты – признак болезни или разлада в обществе.

рассматривал общество как отношения согласия и солидарности. Согласно Дюркгейму, развитие человеческого общества проходит две фазы: механической солидарности (доиндустриальное и отчасти традиционное общество); органической солидарности (позднее доиндустриальное, а затем – индустриальное общество).

Методы исследования пошаговая: 1) Статистика 2) Поиск мотивов.

Вебер разработал практически все базисные теории, которые сегодня составляют фундамент социологии. Это учение о социальном действии и мотивации, общественном разделении труда, отчуждении, профессии как призвании. Это основы социологии религии, социологии города, социологии социального господства, экономической социологии и социологии труда.

Конт определил предмет и метод социологии. По его мнению, наука должна раз и навсегда отказаться от не решаемых вопросов, например, от философских суждений, т.к. их нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть. Конт преклонялся не только перед созданной им социологией, но и перед человеческим обществом, которое она призвана описывать. Для него отдельный индивид – почти ничто, абстракция. Общество же есть высшая реальность.

Учение Конта состояло из 2 частей:

1. Социальная статика: описывает законы существования общества.

2. Социальная динамика: описывает законы изменения общества.

Под обществом он понимал все человечество или какую-то его часть, связанную консенсусом.

Карл Маркс (1818–1883) выдвинул иной подход к пониманию общества. Его считают изобретателем теории социального конфликта. Если для Конта и Дюркгейма главное – стабилизация общества, то для Маркса – его уничтожение и замена новым, более справедливым. Он выступал за революционный путь изменения общества.

Карл Маркс придавал аномалиям, т. е. негативным сторонам капитализма (эксплуатации, обнищанию, преступности) не относительное, а абсолютное значение. Их нельзя устранить полностью или частично в рамках капитализма. Это такой же антагонистический строй, как рабовладение и феодализм. Антагонизм– непримиримое противоречие основных классов любого общества. Везде, где есть классы, существует антагонизм, ибо один класс всегда эксплуатирует другой. Его нельзя разрешить в рамках существующего строя, т.к. эксплуататоры добровольно не отдадут награбленное. Даже если 2 класса поменяются местами, эксплуатация как явление, как социальный институт не исчезнет. Эксплуатацию нельзя реформировать, ее можно только уничтожить, заменив классовое общество на бесклассовое.

Герберт Спенсер (1820–1903), английский философ и социолог, разделял представления Конта о социальной статике и динамике. Он придерживался мнения, что общество похоже на биологический организм, и описывал его как некое целое, состоящее из взаимосвязанных и взаимозависимых частей. Как человеческое тело состоит из органов, так и общество состоит из социальных институтов (семья, религия, право). Каждый элемент незаменим, поскольку выполняет свою собственную социальную функцию. Разница только в том, что в организме части служат для целого, а в обществе – целое для частей.

Что касается социальной динамики, Спенсер сформулировал эволюционную теорию исторического развития, основанную на теории прогресса. Заинтересовавшись дарвинской теорией, он применил понятие выживания сильнейшего к социальному миру.

В социальном организме Герберт Спенсер выделяет внутреннюю и внешнюю подсистемы. Внутренняя подсистема ведает сохранением организма и адаптацией к условиям окружающей среды. Внешняя регулирует и контролирует взаимоотношения организма с внешней средой.

Типы обществ по Г. Спенсеру:

1. По степени интеграции: простые, сложные, вдвойне сложные.

2. По уровням развития: военные (наличие единой системы веры, доминирование коллективных целей, жесткая организация и система принуждения), индустриальные (доминирование экономической системы, многообразие систем веры, демократические принципы).

Социальное развитие Г. Спенсер мыслит как движение от военных к индустриальным обществам.

Эмиль Дюркгейм (1858–1917) предлагал опираться на социальные фактыи изучать их статистически. Под ними он понимал коллективные привычки, традиции, обычаи, правила поведения, обряды. Главным, что сплачивает общество, он считал социальную солидарность,а силой, создающей общественное целое, – разделение труда. Солидарность покоится на коллективном сознании – совокупности общих верований и чувств, которые отражает характер народа, его идеалы и традиции.

Разделение труда вносит разнообразие, и чем оно больше, тем сильнее у людей стремление к единству и обмену. Символ обмена – договор. Обмен предполагает, что 2 человека берут на себя взаимные обязательства. Из этого проистекают сотрудничество и кооперация.

В примитивном обществе, основанном на механической солидарности, личность не принадлежит себе и поглощается коллективом. В развитом обществе, основанном на органической солидарности, личность и коллектив дополняют друг друга.

Макс Вебер (1864–1920) превыше всего ставил индивида, причиной развития общества называл культурные ценности, верил в интеллигенцию. Согласно М. Веберу, только индивид обладает мотивами, целями, интересами и сознанием.

Методы социологического исследования по М. Веберу:

2. Поиск и изучение мотивов, которые могут раскрыть содержательную часть явлений.

Но как выявить мотивы? Надо поставить себя на место изучаемого объекта. Так Макс Вебер подошел к теории социального действия, выделив 4 его типа:

Только первые два М. Вебер относил к социологии и называл осознанными. Идеи М. Вебера пронизывают всю современную социологию, составляя ее фундамент.

Современные западные теории

Все социологические теории делятся на 2 группы:

1. Макросоциологические парадигмы, которые рассматривают функционирование общества как единого целого: функционализм и конфликтная социология.

2. Микросоциологические парадигмы, в которых основное внимание направлено на изучение человеческого поведения как социального действия: символический интеракционизм, теория обмена, феноменология, этнометодология.

Важным этапом истории функционалистских представлений в социологии стал американский структурный функционализм в лице Толкотта Парсонса и Роберт Мертона. Они предложили рассматривать общество как целостную систему, элементы которой находятся в функциональных связях и отношениях друг с другом.

Роберт Мертон выделил 3 основных постулата функционального анализа:

1) Функционального единства общества.

2) Универсального функционализма (все общественные явления функциональны).

Наряду с понятием функции он ввел понятие дисфункции, относя его к последствиям деятельности любого социального института, которые препятствуют сохранению общества.

Большим влиянием долгое время пользовалась концепция Т. Парсонса, который стремился обосновать центральную идею своего учения – идею социального порядка, при котором над конфликтом доминирует согласие, консенсус. Ключ ко всей концепции Т. Парсонса – категория равновесия, т. к. общество может существовать и сохраняться только в равновесии. Условия сохранения равновесия:

1. Адаптация – приспособление к окружающей среде (осуществляет экономика);

2. Целеполагание – формирование целей и мобилизация ресурсов для их достижения (политика);

3. Интеграция – поддержание внутреннего единства, пресечение отклонений (право и культура);

4. Поддержание образца – обеспечение внутренней стабильности равновесия (институты социализации: семья, школа, церковь).

Парсонс приходит к выводу, что связывает общество не экономические отношения, а то, что делает возможным существование этих отношений: общность ценностей людей и взаимное соблюдение правил социального поведения.

Критика структурного функционализма способствовала созданию современных конфликтных парадигм, которые акцентируют внимание на неоднородностьв обществе. Все конфликтологические направления рассматривают общество как единое целое, но исходят из того, что в нем есть группы людей с разными интересами.

Юрген Хабермас считает, что задача социальной теории состоит в критике современного общественного устройства, его идеологии. Социальная структура состоит из многих групп, которые имеют разные, а не только экономические интересы.

Ральф Дарендорф утверждает, что в основе конфликтов лежат не экономические причины, а стремление людей к перераспределению власти. Доминирование и власть свойственны всем сложным сообществам. В результате возникает множество групп, борющихся между собой за власть. Конфликты постоянны и неизбежны.

Сторонники макросоциологических парадигм анализируют общество в целом, а микросоциологические парадигмы сосредотачиваются на том, как люди в своей деятельности и в процессе общения создают и изменяют общество.

Джордж Герберт Мид, основоположник символического интеракционизма. С его точки зрения, поведение человека является социальным. Причем люди одновременно и создают социальную среду, и находятся под ее воздействием. Они взаимодействуют с помощью символов, без которых не может быть ни человеческого общения, ни общества. Чтобы общение продолжалось, каждый вовлеченный в него должен поставить себя на место партнера.

Герберт Блумер, сторонник символического интеракционизма. Положения:

1. Человеческая деятельность осуществляется на основании значений, которые люди придают предметам и событиям;

2. Эти значения есть продукт взаимодействия между индивидами;

3. Значения являются результатом интерпретации символов, окружающих каждого индивида.

Теории обмена трактуют социальное действие как процесс обмена, участники которого стремятся максимизировать свою выгоду и минимизировать затраты.

Джордж Хоманс, один из основателей данной теории, выдвигает 5 постулатов:

1. Постулат успеха: чем чаще действия человека одобряются, тем вероятнее их воспроизведение;

2. Постулат стимула: если стимул привел к успешному действию, то в случае повторения стимула человек будет стремиться воспроизвести действие;

3. Постулат ценности: чем более ценен результат действия, тем большая вероятность его воспроизведения человеком;

4. Постулат насыщения-голодания: чем регулярнее вознаграждается поступок человека, тем менее он начинает ценить каждое последующее вознаграждение;

5. Постулат агрессии-одобрения: если действие не вызовет вознаграждения, то человек будет демонстрировать агрессивное поведение, и наоборот.

Гост

ГОСТ

Структура социологической науки

Социология является наукой, которая изучает становление, функционирование и развитие многочисленных социальных систем. При этом системы рассматриваются в качестве целостного организма, основным элементом которого являются люди, межличностные и межгрупповыми взаимосвязи и взаимоотношения.

Социология изучает несколько объектов, включая:

  1. общество как целостную систему;
  2. социальные организации;
  3. социальные институты, их функции;
  4. социальные связи и взаимодействия;
  5. социальные процессы и явления;
  6. отношения между индивидами и социальными группами;
  7. социальные субъекты и общности.

По своей структуре социология является очень сложным явлением, где все части тесно друг с другом связаны и зависят друг от друга. Неполадки и любые изменения в одном элементе непременно влекут за собой изменения во всей остальной системе. Как классическими, так и современными социологами принято выделять несколько элементов социологии. Во-первых, это микросоциология и макросоциология. Микросоциология занимается изучением и анализом поведения людей в их повседневной жизни, а макросоциология, напротив, исследует взаимосвязи между крупными частями общества.

Также социологическое знание делят на теоретическое и прикладное. Теоретическое знание определяет границы, методы и цели, а также основные функции социологического знания, которые отражают его суть и значимость. В рамках прикладной социологии изучаются реальные процессы развития общества и общественных систем, а также ученые предлагают различные способы воздействия на социальные реалии в соответствии с современным состоянием действительности.

Сами по себе социологические теории неоднородны, они имеют несколько уровней, каждый из которых может отражать свою совокупность черт и характеристик. Например, общесоциологические теории направлены на объяснение более общих закономерностей социальных явлений и событий. Специальные теории рассматривают отдельные сферы, общности и процессы как относительно самостоятельные системы. Теории среднего уровня являются промежуточными между общесоциологическими и специальными теориями.

Социологическая наука реализует несколько функций, к числу которых относят:

Готовые работы на аналогичную тему

  1. познавательную – изучение и объяснение закономерностей развития в социальной среде;
  2. прогностическую – возможность на основании выявленных данных делать прогнозы по дальнейшему социальному развитию;
  3. социально-технологическую – социология принимает участие в создании служб социального развития, а также анализирует социально-психологическую обстановку внутри коллективов;
  4. проекционную – разрабатывает модели организации социальных общностей и моделей социального управления;
  5. управленческую – разработка методов управленческой деятельности;
  6. идеологическую – формирует представления о текущем состоянии общества, о тех идеологиях и установках, которые являются превалирующими в настоящее время.

Все эти идеи, функциональная наполненность социологической науки формируется в рамках классических социологических теорий. Изначально они являлись обоснованием социологии как науки, и в дальнейшем пользуются спросом в качестве основы для формирования и обоснования новых идей. Классическая социология – это тот идеал, на который ориентируются другие исследователи. Нельзя сказать, что новые социологические теории полностью следствие классических, но все же идеи многих классиков оказали особое воздействие на формирование новой социологической вехи.

Классические теории

Среди классических социологических теорий особняком стоит марксизм. Основным достижением Карла Маркса в рамках обществоведческих наук является то, что он одним из первых смог применить гегелевскую диалектику в анализе исторического развития. Карл Маркс дал обществу характеристики динамично-развивающейся системы, где все элементы связаны друг с другом, а развитие происходит непосредственно в историческом времени структуры. Карл Маркс также считал, что причиной социального разделения, дифференциации на несколько социальных слоев и категорий можно считать частную собственность.

Герберт Спенсер – основатель еще одного значимого социологического направления, получившего название структурный функционализм. Спенсером были сформулированы несколько постулатов структурно-функционального анализа. Во-первых, это функциональное единство общественной системы, согласованное функционирование всех ее частей. Во-вторых, универсальный функционализм – польза от социальных явлений, которые являются отображением значимости социологических идей на практике. В-третьих, функциональная необходимость социологической науки.

Еще одна классическая теория в социологии – это социал-дарвинизм. Он представлен концепциями Смолла, Гумпловича, Самнера. В соответствии с их точкой зрения, в обществе могут работать законы растительного и животного миров. Поэтому конфликты между социальными группами неизбежны и естественны.

Психологизм – совокупность нескольких социологических концепций, которыми признается первичность роли индивидуальной психики в процессе развития всех социальных явлений и процессов. Представителями психологизма считают Тарда, Уорда, Гидденса. Социологизм Дюркгейма – в данном случае автор выдвигал предположение о том, что развитие общества и вообще его существование не зависят от действий, которые реализуются отдельно взятым индивидом. По мнению Эмиля Дюркгейма, основой социологии могут выступать социальные факты, а социальные факты делятся на две группы – морфологические и духовные.

Также к числу классических социологических теорий относят понимающую социологию Макса Вебера и эмпирическую социологию. Второе направление включает в себя всю совокупность прикладных социологических исследований, которые ориентированы на сбор, анализ данных и получение результатов для принятия управленческого решения.

Школа отличалась относительно высокой степенью сплоченности, ос­нованной на общности теоретических и социально-политических взглядов, активной работе в журнале, разделении труда и специализации в опреде­ленных предметных областях, научном авторитете Дюркгейма, дружеских связях и т. д.

В последние десятилетия наследие Дюркгейма и его школы в разных странах активно исследуется, интерпретируется и переосмысливается. На­учное сообщество продолжает считать это наследие актуальным и плодо­творным для развития социологического знания.

2."Понимающая социология" М. Вебера

Макс Вебер (1864 – 1920) – немецкий социолог, социальный философ, культуролог и историк. Его можно смело назвать Леонардо да Винчи социологии. Его базисные теории сегодня составляют фундамент социологии: учение о социальном действии и мотивации, об общественном разделении труда, об отчуждении, о профессии как призвании.

Он разработал: основы социологии религии; экономической социологии и социологии труда; социологии города; теорию бюрократии; концепцию социальной стратификации и статусных групп; основы политологии и института власти; учение о социальной истории общества и рационализации; учение об эволюции капитализма и института собственности.

Достижения Макса Вебера просто невозможно перечислить, настолько они огромны. В области методологии одним из самых главных его достижений является введение идеальных типов. М. Вебер считал, что главная цель социологии – сделать максимально понятным то, что не было таковым в самой реальности, выявить смысл того, что было пережито, даже если этот смысл самими людьми не был осознан. Идеальные типы позволяют сделать исторический или социальный материал более осмысленным, чем он был в самом опыте реальной жизни.

Идеи Вебера пронизывают все здание современной социологии, составляя его фундамент. Творческое наследие Вебера огромно. Он внес вклад в теорию и методологию, заложил основы отраслевых направлений социологии: бюрократии, религии, города и труда.

Развитие социологических представлений об обществе все время шло по нарастающей – от Платона и Аристотеля к Макиавелли и Гоббсу, а от них к Конту и Марксу. С каждым шагом наши знания углублялись и обогощялись. Наивысшим выражением стали идеи М. Вебера. Он не только создал самую сложную теорию общества в рассматриваемый исторический период, но и заложил методологический фундамент современной социологии, что было сделать еще труднее.

Благодаря М. Веберу, а также его коллегам немецкая школа доминировала в мировой социологии вплоть до Первой мировой войны.

Методологические принципы веберовской социологии тесно связанны с другими теоретическими системами, характерными для обществознания прошлого века – позитивизмом Конта и Дюркгейма, социологией марксизма.

Особо отмечается влияние баденской школы неокантианства, прежде всего воззрений одного из ее основоположников Г. Риккерта, согласно которым взаимосвязь бытия и сознания строится на основе определенного отношения субъекта к ценности. Как и Риккерт, Вебер разграничивает отношение к ценности и оценку, из чего следует, что наука должна быть свободна от оценочных суждений субъективного толка. Но это не означает, что ученый должен отказаться от собственных пристрастий; просто они не должны вторгаться в научные разработки. В отличие от Риккерта, рассматривающего ценности и их иерархию как нечто надысторическое, Вебер полагает, что ценность детерминирована характером исторической эпохи, определяющей общую линию прогресса человеческой цивилизации. Иными словами, ценности, по Веберу, выражают общие установки своего времени и, стало быть, историчны, относительны. Они в концепции Вебера своеобразно преломляются в категориях идеального типа, которые составляют квинтэссенцию его методологии социальных наук и используются как инструмент понимания явлений человеческого общества, поведения его членов.

Согласно Веберу, идеальный тип как методологическое средство позволяет: во-первых, сконструировать явление или человеческое действие, как если бы оно имело место в идеальных условиях; во-вторых, рассмотреть это явление или действие независимо от локальных условий.

Предполагается, что если будут выполнены идеальные условия, то в любой стране действие будет совершаться именно таким образом. То есть мыслительное образование нереального, идеально – типического – прием, позволяющий понять, как действительно протекало то или иное историческое событие. И еще: идеальный тип, по Веберу, позволяет трактовать историю и социологию как два направления научного интереса, а не как две разные дисциплины. Это оригинальная точка зрения, исходя из которой, по мнению ученого, чтобы выявить историческую причинность, необходимо перво-наперво выстроить идеально – типическую конструкцию исторического события, а затем сопоставить нереальный, мысленный ход событий с их реальным развитием. Через конструирование идеально – типического исследователь перестает быть простым статистом исторических фактов и обретает возможность понять, насколько сильным было влияние обстоятельств общего порядка, какова роль воздействия случайности или личности в данный момент истории.

2) ценностно – рационально, то есть в сознательную веру в этическую, эстетическую, религиозную или какую – либо иначе понимаемую безусловную собственную ценность (самоценность) определенного поведения, взятого просто как таковое и независимо от успеха;

3) аффективно, особенно эмоционально – через актуальные аффекты и чувства;

3.Исторический материализм К. Маркса

Социологическая теория К. Маркса и его многочисленных последователей, известная как марксизм, занимает особое положение среди общесоциологических теорий XIX века. Это связано со следующим: 1) с глубиной и масштабностью охвата социальной реальности (все человечество на протяжении всей его истории); 2) со своеобразием диалектико-материалистического метода исследования; 3) с попыткой практической реализации основных положений теории в СССР и некоторых других странах мира. И хотя в последние годы научные идеи К. Маркса подвергаются основательной критике, его вклад в становление и развитие социологии бесспорен.

Марксистская социология, более известная как исторический материализм, основана на материалистическом понимании истории. Ее важнейшие принципы: 1) признание закономерности общественного развития, то есть, признание того, что в обществе действуют общие, устойчивые, повторяющиеся, существенные связи и отношения между процессами и явлениями; 2) принцип детерминизма, означающий признание существования причинно-следственных связей и зависимостей, важнейшей из которых является связь между производительными силами и производственными отношениями, определяющая способ производства материальных благ; 3) признание своеобразия развития общественных процессов (их качественного отличия от процессов природы, состоящего в диалектической взаимосвязи между объективными закономерностями и субъективной, сознательной деятельностью людей); 4) утверждение о поступательном прогрессивном развитии общества, которое легло в основу учения об общественно-экономических формациях.

Общественно-экономическая формация(ОЭФ) – это "общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, общество со своеобразным отличительным характером" . Основными характеристиками той или иной ОЭФ являются: (См.приложение) 1) способ производства; 2) социальная структура; 3) экономический базис; 4) политическая надстройка; 5) духовная жизнь. Важнейшее место среди них принадлежит способу производства – материальной основе жизни общества, опосредующей все остальные общественные процессы (социальные, политические, духовные). При этом основное противоречие каждой эпохи, заключающееся в возрастающем несоответствии между уровнем и характером развития производительных сил и производственными отношениями, приводит к качественному изменению способа производства и, соответственно, к смене ОЭФ. По мнению К. Маркса, в истории человечества произошла последовательная смена четырех ОЭФ: первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной и капиталистической. На смену капиталистической формации должна прийти коммунистическая. Рассмотрим более подробно основные этапы развития общества по К.Марксу:

Э. Шилз(амер. социолог) выделял следующие признаки:

· не является частью более крупной системы;

· браки заключаются между представителями данного объединения;

· пополняется преимущественно за счет детей тех людей, которые уже являются его признанными представителями;

· имеет территорию, которую считает своей собственной;

· у общества есть собственное названиеи собственная история;

· обладает собственной системой управления;

· объединение существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида;

· его объединяет общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил), которую называют культурой.

Подсистемы общества.

U Системасовокупность взаимодействующих частей, которые в своём единстве образуют некоторую целостность.

Общество можно представить и как совокупность подсистем. Они являются структурными элементами общества.

Выделяют 4 основных подсистемы общества:

подсистемы общества элементы Функции
Экономическая подсистема - производство, - распределение, - обмен, - потребление благ - адаптация к изменяющимся условиям природной среды, - распределение благ, - удовлетворение материальных потребностей и интересов членов общества.
Политическая подсистема - государство, - политические партии, - СМИ - обеспечение социального порядка, стабильности общества, - определение целей развития общества, - согласование групповых интересов, - распределение ресурсов.
Духовная подсистема - ценности, - традиции, - социальные нормы, - вера - социализация личности, - образование и воспитание молодого поколения, - развитие науки и культуры.
Социальная подсистема - социальная инфраструктура (школы, больницы, библиотеки, стадионы и др.), - социальная структура (соц. группы, личности), - социальные отношения (семейные, конфликт, научные, дружеские) - обеспечение условий для взаимодействия социальных групп, - создание условий для труда, учёбы, отдыха, занятий спортом и т.д., - регулирование социального поведения, - социальная поддержка различных категорий населения.

á Словарь по теме.

Социальное действие– это целенаправленные поступки, ориентированные на других людей.

Социальное взаимодействие– это система взаимонаправленных социальных действий, при которой действие одного человека является причиной и следствием ответных действий других.

Социальные связи– это совокуп­ность постоянных социальных взаимодействий.

Социальное отношение– устойчивые, длительные связи между людьми, соответствующие нормам поведения, системе социальных ролей и статусов.

Социальный процесс - последовательная смена состояний общества (событий).

ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ОБЩЕСТВА

Существует множество теорий и гипотез происхождения общества, все они дискуссионы. В социологии выделяются следующие научные теории:

- инструментальная концепция – на первом месте человеческая сообразительность. Человек изобрел специальные орудия труда – инструменты. Повысилось благосостояние, что привело к разделению труда, функциональному делению общины, а также появлению экономических различий между людьми.

- кратическая концепция (кратос=власть) – возникновение общества порождается развитием управляющей подсистемы. Личные качества человека (ум, сила, изобретательность, харизма и т.д.) распределены между людьми неравномерно, поэтому превращаются в монополию. Человек, обладающий этими качествами, занимает позицию лидера. Лидеры (элита) формируют и поддерживают систему правил (норм порядка), сохраняющих неравенство. Эти правила легли в основу социальной организации.

- семантическая концепция – признается слабость человека как биологического существа. Закон выживания требует объединения человеческих усилий, их координации, разделением и комбинацией функций индивида. Возникает необходимость предварительного согласования и непосредственной корректировки. Это возможно только с использованием языка. Разрабатывая символы и знаки, правила их толкования, активно используя речь, люди формируют мир коммуникации. Он предваряет, опосредует и завершает циклы материальной деятельности людей, в результате возникает система коллективных взаимодействий и специальных функций, формируется общество.

- гендерная концепция – основана на анализе распределения социальных ролей между полами. Мужчины создают искусственный противовес женской монополии воспроизводства (рождения детей) в виде мужской монополии на установление порядка. Социальная организация общества возникает в момент договора мужчин о распределении женщин. Установление контроля над рождаемостью связано с возникновением семей и установлением норм, т.е. формирует общество.

Читайте также: