Доклад риторика и этика

Обновлено: 17.05.2024

Этика ораторскоко искусства ( реферат , курсовая , диплом , контрольная )

Содержание

  • Введение
  • Этические функции публичной речи
  • Нравственные качества оратора
  • Заключение
  • Список использованной литературы

Этика — это наука о морали. Она изучает закономерности возникновения, развития и функционирования морали, ее специфику и роль в обществе, систему нравственных ценностей и традиций. Этика разрабатывает проблемы добра и зла, устанавливает критерии нравственной свободы и ответственности личности, определяет моральную ценность ее поступков. Исследователи этических проблем Гельвеций, Гегель, Н. Г. Чернышевский , Г. В. Плеханов связывали этику с профессиональным совершенствованием человека. [7, с.87]

Главная социальная функция профессиональной этики (в том числе и в ораторском искусстве) заключается в том, что она способствует успешному выполнению задач профессии, выступает как своеобразный инструмент воспитания высоких профессионально-нравственных качеств. Этика разрабатывает и утверждает моральные принципы и нормы красноречия, активизирует его нравственные функции и всемерно содействует моральновоспитательной роли ораторского искусства.

В ораторском искусстве этика изучает и объясняет этико-нравственные основы и цели красноречия, совокупность нравственных принципов и норм (правил), которыми должен руководствоваться в ораторской деятельности каждый, кто причастен к ней. Информационная и воспитательная функции публичного выступления, проблема правды и правдивости в ораторском искусстве, моральное право поучать других, нравственная характеристика оратора и его поведение в аудитории — вот круг вопросов, который определяет предмет этики в ораторском искусстве. Применительно к речевой деятельности юриста этику можно рассматривать как совокупность нравственных стимулов, как принципы и нормы ораторского творчества, поведения оратора во время публичного выступления. [6, с.120]

Этические функции публичной речи

Каждая публичная речь, во-первых, несет определенные знания — это ее информативная задача. Публичное выступление — если и не открытие нового, то, как правило, новое освещение уже известного. Во-вторых, публичное выступление юриста направлено на воспитание адресата. Объединение двух начал — информативно-познавательного и воспитательного — помогает создать ту направленность в речи, которая связывает ее отдельные звенья и элементы в законченное целое. Эффективность устного выступления, действенность воспитательного влияния определяется, прежде всего, научно обоснованным его содержанием. Оратор должен быть во всеоружии знаний по данному предмету, законодательства, литературы по теме, фактов и положений, проверенных следственной и судебной практикой. Оратор теряет всякий авторитет, если его выступление сомнительно в научном отношении либо недостаточно аргументировано.

Степень воспитательного воздействия речи (особенно по юридической тематике), деловая атмосфера, взаимная заинтересованность, оптимистическое настроение слушателей зависят от оратора, во многом определяются теми этическими нормами, которых он придерживается. Этика предопределяет поведение оратора, все его выступление. Она проявляется в том или ином отношении к аудитории, в речи и тоне лектора, в манере поведения и даже в одежде, наконец, в умении вызывать у слушателей вопросы и отвечать на них. Если пропагандист права не может сказать больше того, что знают слушатели, то не следует и выступать. Еще Сократ считал, что хорошо говорить можно только по вопросу, который говорящему хорошо известен. Оратор должен знать свои возможности, быть самокритичным — это одно из этических требований. Выступать следует тогда, когда есть уверенность в успехе. [3, с.76]

Цель реферата состоит в изучении этики ораторского искусства и риторики, как научной дисциплины.
К числу основных задач относятся:
Изучение основных принципов этики речевого общения.
Изучение истории возникновения этикетных слов и речений.
Выявить, изменяется ли со временем этика речевого общения

Содержание

Введение………………………………………………………….…………………..3
Понятие ораторского искусства……………. ………..……………………..6
Риторика, как научная дисциплина……………………..…………….6
Рода, жанры и стили красноречия……………………. ……………..9
Этика ораторского искусства……………………………………………….12
Понятие риторического этоса………………………………………..12
Характеристика составных элементов этики ораторской речи……18
Заключение…………………………………………………….……………………25
Список используемой литературы……………………………………….………..27

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.doc

  1. Понятие ораторского искусства……………. ………..…………………… ..6
    1. Риторика, как научная дисциплина……………………..…………….6
    2. Рода, жанры и стили красноречия……………………. ……………..9
    1. Понятие риторического этоса………………………………………..12
    2. Характеристика составных элементов этики ораторской речи……18

    Список используемой литературы……………………………………….………. .27

    В настоящее время почти каждому гражданину, принимающему участие в общественной жизни, приходится выступать на собраниях с речами по тому или иному вопросу.

    Начинающие ораторы часто делают при своих выступлениях разные ошибки, которые сильно вредят успеху их речи.

    Есть много хороших ораторов, которые никогда не читали книг об ораторском искусстве, однако добиться успехов в этой области им помогла длительная практика.

    Без упорной и непрерывной работы так же мало можно сделать в этой области, как и в каком-либо другом искусстве. Знаменитые ораторы были самыми прилежными в работе. Демосфен никогда не говорил публично без тщательной подготовки. Когда какой-то болтливый оратор, которых в Афинах было немало, хотел унизить его своим насмешливым замечанием, что его речи „отдают потом", Демосфен обратил эту насмешку в похвалу, откровенно признавшись, что он проводит многие часы в уединенной работе, прежде чем выступить со своей речью перед народом, что он, однако, делает это лишь из уважения к согражданам, так как считает, что им можно преподносить только то, что добросовестно проработано. Далее он добавил, что тот, кто не проявляет усердия при подготовке к своей речи, доказывает только свое высокомерие по отношению к народу и старается приобрести одобрение больше обманом, чем заслугой.

    В качестве ещё одного примера можно привести подвижническо- проповедническую деятельность Иоанна Златоуста, хорошо известного на Руси и сегодня почитаемого Русской православной церковью. Являясь дьяконом и пресвитером в Антиохии, Иоанн проявил необычайный ораторский талант. Произведения Златоуста — одна из вершин христианской духовной мысли. Он умело и талантливо разъяснял положения Библии, был активным распространителем христианского вероучения. В духовных речах Иоанна Златоуста выражается интерес к символам веры, догматике и религиозному культу, к внутреннему миру человека, источнику его хороших или дурных привычек. В них часто осуждаются такие пороки, как отступление от веры, ложь, болтливость, лицемерие, тщеславие, гордыня, пьянство и др. И наоборот, прославляются преданность Богу, религиозное подвижничество, гражданственность, патриотизм, мужество, мудрость, правда, милосердие, трудолюбие, чувство национального самосознания и др.

    Таким образом, цель реферата состоит в изучении этики ораторского искусства и риторики, как научной дисциплины.

    К числу основных задач относятся:

    1. Изучение основных принципов этики речевого общения.
    2. Изучение истории возникновения этикетных слов и речений.
    3. Выявить, изменяется ли со временем этика речевого общения
    1. Понятие ораторского искусства
      1. Риторика, как научная дисциплина

      Термин риторика имеет греческое происхождение, его синонимами выступают античный термин ораторское искусство (латинское oratoria) и русское слово красноречие. Что же означают все эти понятия? Под ораторским искусством прежде всего понимается высокая степень мастерства публичного выступления, качественная характеристика ораторской речи, искусное владение живым словом. Ораторское искусство – это искусство построения и публичного произнесения речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию.

      Ораторским искусством называют также исторически сложившуюся науку о красноречи и и учебную дисциплину, излагающую основы ораторского мастерства. Как предмет систематического преподавания, ораторское искусство сложилось прежде других филологических дисциплин. Грамматика, поэтика, лексикография, текстология, история литературы, стилистика возникли позже риторики и в течении долгого времени развивались как предметы вспомогательные или подготовительные для изучения риторики.

      Ораторское искусство носит сложный синтетический характер, оно неразрывно связано со многими научными дисциплинами и отраслями знаний.

      Философия помогает познать ораторское искусство как форму общественной деятельности. Это ремесло – деятельность, овладеть которой может любой, тем более грамотный человек. А овладеть в высшей степени – вот это будет уже искусство. Философия помогает понять риторику как составную часть духовной культуры, как средство речевой деятельности, без которой не обходится ни одно государство.

      Речевое общение со слушателями строится по законам психологии, всех чувственных начал: зрения, слуха, обоняния, осязания. Истинный оратор немыслим без вдохновения, воображения и фантазии. Один из принципов речевого мастерства – принцип обратной связи – не может обойтись без внимания и эмоционально-психологического воздействия на аудиторию. По законам психологии выстраиваются эмоциональные всплески и спады, ритмический и темповый строй речи, обоснованные психологические паузы.

      А эстетические начала должны быть заложены в чувствах, чтобы вдохновлять слушателей; в одежде, чтобы выглядеть красиво, в мелодике и напевности слова, в звуках и в речи в целом, чтобы волновать души.

      Художественное чтение и публичная речь строятся по законам речевого мастерства, включающим выразительные средства: эпитеты, восклицания, жесты, мимику, пантомимику и т.д. И непременно по законам техники речи: дыхания, голоса, дикции.

      Красноречие – такой же живой процесс, как искусство театра. Зритель и слушатель становятся соучастниками действия, которое совершают актер и оратор. И чем больше зал, тем лучше отдача.

      Ораторское искусство никогда не было односторонним. Исторически в зависимости от сферы применения и использования определенных средств оно подразделялось на различные стили, рода, виды и жанры.

      Современное ораторское искусство выделяет три стиля красноречия:

      1. рациональный – сила и пафос этого стиля заключаются в аргументированности и доказательности суждений. В этом стиле обычно передается информационный и иллюстративный материал, преобладает анализ фактов, стройность, последовательность изложения; темп речи ровный, языковые средства нейтральные. Преобладают повествовательные предложения с прямым порядком слов. Оратор опирается на осмысление и интеллект аудитории.
      2. синтетический – стиль, соединяющий черты рационального и эмоционального стилей: логические доводы и аргументация чередуются с яркими выразительными средствами языка, изменением темпа речи и эмоциональными всплесками.

      Научная риторика включает в себя 5 основных родов, в которых принято выделять следующие виды:

      В ораторском искусстве принято выделять следующие основные жанры (т.е. формы, в которых реализуется конкретное произведение ораторского искусства.):

      • лекция ( они бывают вузовские или публичные);
      • доклад (может быть отчетным, научным и т.п.);
      • речь – выступление, посвященное конкретному событию или мероприятию;
      • беседа – обмен мнениями в свободной форме;
      • диспут – свободное обсуждение различных общественно значимых вопросов;
      • дискуссия – обмен мнениями по определенному вопросу с соблюдением процедуры обсуждения (такая процедура называется регламент).

      Такое многообразие стилевых, родовых и жанровых форм безусловно подтверждает сложный и многоплановый характер ораторского искусства, зародившегося две с половиной тысячи лет назад и дошедшего до наших дней.

      1. Этика ораторского искусства
        1. Понятие риторического этоса

        Еще со времен античности классическая риторика уделяет значительное внимание морально-нравственной составляющей ораторской речи и личности оратора. Эти важные вопросы регулирует этика красноречия. Термин этика восходит к греческому слову этос, что в переводе означает нравственный, а сама этика – систему философских представлений о моральных и нравственных нормах, принятых в обществе. Этот термин впервые был употреблен Аристотелем в его научных трудах. Выступление в публичной аудитории предполагает сотрудничество, которое возможно лишь в условиях взаимного доверия и готовности разделить ответственность за речь. Поэтому риторический этос можно понимать и как проявляющиеся в слове качества ритора, которые дают аудитории основание доверять ему; и как свойства аудитории, побуждающие ритора быть этичным.

        Этика оратора – это совокупность нравственных норм, ценностных ориентаций, правил поведения, определяющих его отношение к своим обязанностям, к целям своей работы, к своим слушателям.

        При всей значимости норм этика, в том числе этика речи, не исчерпывается ими. Риторическая этика изучает условия сотрудничества ритора и аудитории. В процессе обсуждения и оценки фактов, выработки, принятия и осуществления решений накапливается новый опыт, который обобщается, и создается новая реальность, в условиях которой протекает последующая деятельность. При этом неизбежно нарушаются те или иные нормы и, в зависимости от последствий, они либо расширяются и дополняются, либо отменяются, либо же в случае неоправданного нарушения нормы ритор и его аргументация оказываются этически несостоятельными.

        .1 Риторика как наука и искусство

        .2 Предмет, объект, цель изучения деловой риторики

        .1 Этика как наука

        Нужна помощь в написании реферата?

        Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

        .2 Факторы, определяющие формирование речевого этикета

        .3 Группы формул речевого этикета

        Задача формирования речевых навыков устного творчества стала особенно актуальной для системы образования в последние десятилетия. Это связано с резким изменением коммуникационной, и, соответственно, языковой ситуации в обществе, с политическими демократическими процессами. Современному человеку очень важно уметь строить свое устное высказывание, понимать и адекватно реагировать на чужую речь, убедительно отстаивать собственную позицию, соблюдая речевые и этико-психологические правила поведения.

        По данным исследователей, менеджеры, коммерсанты до 80% рабочего времени расходуют на общение. В процессе профессиональной деятельности представители этих специальностей пользуются устной речью для того, чтобы планировать работу, согласовывать усилия, проверять и оценивать результаты; для усвоения, приобретения и передачи информации; наконец, для воздействия — влияния на взгляды и убеждения, поступки других, чтобы изменить отношение к определенным фактам и явлениям действительности. Деловому человеку необходима также способность эффективно слушать, точно воспринимать однократно звучащую речь. Недостаточная речевая культура заметно снижает рейтинг, может пагубно сказаться на карьере. Поэтому подготовка высококвалифицированных и компетентных предпринимателей, специалистов по управлению невозможна без обучения культуре устной вербальной коммуникации.

        Нужна помощь в написании реферата?

        Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

        Очень важно сформировать речевые навыки устного делового контакта, овладеть психологической культурой, этикой служебного взаимодействия.

        Решение данной задачи ведет к повышению общей культуры будущего специалиста, уровня его гуманитарной образованности.

        Настоящее учебное пособие содержит необходимую теоретическую информацию (лингвистическую, психолингвистическую, психологическую, этическую), практические рекомендации по овладению речевыми жанрами, а также вопросы, преимущественно поискового проблемного характера, задания репродуктивного (например, наблюдения, анализ текста) и творческого плана (ролевые игры, выступления). По каждой теме предлагается список литературы для дополнительного чтения.

        Работать над речевыми навыками нужно не только для делового общения, но и для общения в повседневной жизни. Ведь не зная даже малейших правил общения, можно обидеть собеседника. Также хорошие речевые навыки показывают уровень начитанности и образованности, а главное, показывают уважение к тому, с кем Вы общаетесь.


        Оглавление

        • 1. Речь как искусство слова
        • 2. Основные этапы развития риторики: от искусства к науке
        • 3. Риторика как научный предмет
        • 4. Основные термины
        • 5. Место риторики: отношение к грамматике и стилистике
        • 6. Риторика и этика

        Приведённый ознакомительный фрагмент книги Риторика. Шпаргалка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

        6. Риторика и этика

        В Древней Греции впервые были поставлены основные вопросы, определяющие предмет изучения риторики.

        Горгий и его последователи считали риторику инструментом гражданского управления и обучали искусству управления.

        Платон противопоставляет риторике этику. Платон ставит этику на первое место.

        Он угрожает политикам, которые постоянно принимают беспринципные решения, муками, которые им предстоит принять как смерть в царстве Аида.

        Сократ не сомневается, что он сам может пострадать от бессовестных риторов. Для Горгия и его учеников было важно выиграть дело любым способом.

        Для Сократа же важнее положительный результат, не победа, а скорее непогрешимость против добра и справедливости. Платон же находил в ораторской деятельности зло и для самих ораторов.

        Оратор угождает демосу, демос же как тиран не может действовать добродетельно и разумно.

        Поэтому оратор лишь усугубляет свои несчастья и несчастья людей. Несчастья, происходящие от ораторской речи, по Платону, заключены не в самой речи как в технике изобретения мыслей и слов, а в этике. Риторическая школа Горгия неэтична.

        Цель красноречия и ораторства зависит от нравственности оратора.

        Неэтичные ораторы, по словам Платона, уподобляются людям, таскающим воду в дырявый сосуд решетом.

        Понимание этики может быть разным. Ученик Горгия Калликл смело противопоставляет человека толпе, лучших людей — худшим и говорит, по-видимому, справедливо, что толпе свойственно подавлять лучших, если они идут против нее.

        В понимании Горгия, Калликла и Пола лучшим может быть назван Архелай, властитель Македонии, который убил законных наследников и своих родственников, завладел властью.

        Он теперь может делать что угодно и поэтому счастлив. Платон же устами Сократа говорит, что это несчастный человек, так как он сотворил несправедливость.

        Читайте также: