Доклад режиссура педагогические условия

Обновлено: 05.07.2024

Педагогической режиссуре сложно дать однозначное определение, так как она включает в себя несколько аспектов.

Педагогическая режиссура:

¾ Наука и искусство создания гармонически целостного, законченного, обладающего научно-художественным единством педагогического процесса.

¾ ­­­­­­­­­Способ организации процесса познания и переживания педагогического события, в ходе которого формируются духовные ценности и опыт творческой деятельности через сотворчество всех субъектов взаимодействия.

¾ Деятельность по выстраиванию взаимодействия и взаимоотношений при работе с учащимися. Это может быть не только урок, но и перемена, деловой сбор, праздник, родительское собрание, конференция, педсовет — всюду, где собираются взрослые и дети с какой-либо педагогической целью, требуется профессиональный способ организации — педагогическая режиссура.

¾ Инструмент, средство обеспечения личностной заинтересованности учащихся в процессе образования и наполнения образовательного процесса богатством личностных смыслов.

¾ Разновидность практической психологии, которая позволяет увидеть скрытые от внешнего взора нюансы отношений, опосредуемые внутренними механизмами развития личности.

Почему для педагога есть глубокий смысл в том, чтобы обратиться к смежной сфере – сфере театрального искусства и соотнести содержание своей деятельности с деятельностью актёрско-режиссёрской? Если зрители на спектакле пассивны, безучастны – театр обычно умирает. То же самое можно сказать об образовательном процессе, хотя учащихся нельзя в полной мере назвать зрителями. Эффект участия обучающихся во всём, что происходит на занятии, создаёт ту атмосферу, которая превращает их в со-творцов педагогического события и позволяет прожить ценность познания.

Многие проблемы, возникающие в образовательном процессе, заключаются в том, что учащийся либо не хочет и не может слушать педагога, либо слушает, но не понимает. Педагог же не всегда прикладывает усилия, чтобы мотивировать ученика, считая, что тот просто обязан учиться. Отсюда – отчужденность и непонимание между педагогом и учеником, которые могут продолжаться довольно длительное время.

Центральными объектами внимания театральной сферы являются:

2) действенная выраженность,

Эти же объекты оказываются наделенными особой значимостью, влияющей на результат процесса и в педагогической сфере. Человеческая культура существует, передаётся и развивается благодаря той или иной форме общения людей друг с другом.

В театре представлены три типа общения:

● Фиксированно-ритуальное, предопределенное общение актёров на сцене, -когда у каждого есть текст роли, который он обязан озвучить, драматургом определены отношения между героями и т. д.

Все названные типы общения представлены и в образовательной среде.

Педагогическую режиссуру нужно рассматривать как деятельность педагога по разработке и воплощению замысла педагогического взаимодействия, обладающего гуманистическим потенциалом. Создание замысла — это основа первого, проектировочного этапа действий педагога как режиссера.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.


Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Игра как особая форма освоения реальной социальной действительности путем ее воспроизведения. Особенность игры как деятельности детей раннего и дошкольного возраста. Сущность, классификация и основные педагогические условия развития режиссерских игр.

Рубрика Педагогика
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 02.02.2016
Размер файла 20,2 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Контрольная работа

на тему: Режиссерские игры, их сущность, назначение и особенности

Студентки: Гусевой Ольги Викторовны

Преподаватель: Петрова Т.Н.

Содержание

1. Особенность игры как деятельности

2. Сущность режиссерских игр

3. Педагогические условия развития режиссерских игр

1. Особенность игры как деятельности

1. Развитие мотивационно - потребностной сферы: ориентация в сфере человеческих отношений, смыслов и задач деятельности; формирование новых по содержанию социальных мотивов, в частности стремления к общественно значимой и оцениваемой деятельности; формирование обобщенных сознательных намерений; возникновение соподчинения, иерархии мотивов.

2. Развитие произвольности поведения и психических процессов. Главный парадокс игры состоит в зарождении функции контроля внутри свободной от принуждения, эмоционально насыщенной деятельности. В ролевой игре ребенок ориентируется на образец действия (эталон), с которым он сравнивает свое поведение, т.е. контролирует его. В ходе игры создаются благоприятные условия для возникновения предпосылок произвольного внимания, произвольной памяти, произвольной моторики.

3. Развитие идеального плана сознания: стихийный переход от мышления в действиях (через этап размышления о предмете заместителе) к мышлению в плане представлений, к собственно умственному действию.

5. Развитие чувств, эмоциональной саморегуляции поведения.

6. Внутри игры первоначально возникают другие виды деятельности (рисование, конструирование, учебная деятельность).

7. Развитие речи: игра способствует развитию знаковой функции речи, стимулирует связные высказывания.

2. Сущность режиссерских игр

Режиссерская игра типична для детей, ограниченных в контактах со сверстниками, испытывающих трудности в общении. Они вынуждены играть одни - ведь у них нет партнера.

Индивидуальная игра является важным видом деятельности, необходимым для становления и развития игровых навыков. Она способствует также развитию воображения, мышления, речи и других психических функций.

Носителями ролей в индивидуальной режиссерской игре выступают игрушки (куклы, звери) и другие предметы.

В отличие от совместной игры, где ребенку приходится учитывать позицию партнера, здесь он сам организует игровую ситуацию, регулирует взаимоотношения персонажей и мотивирует их действия. При этом ребенок учится смотреть на событие с различных позиций, мысленно ставить себя на место конкретного персонажа. Характерно, что ребенок не берет на себя никакой постоянной роли, а, регулируя отношения действующих лиц, организует игру как режиссер.

В индивидуальной игре дети меньше подвергаются влиянию сложившихся в коллективе игровых стереотипов, что позволяет им по своему устремлению развивать сюжет, использовать любые игрушки и предметы-заместители. В таких играх отчетливо проявляются индивидуальные особенности ребенка, его личные качества.

Сюжеты индивидуальных режиссерских игр отличаются разнообразием, сложностью и нестандартностью.

Для этих игр в их развитой форме свойственны комбинирование впечатлений из личного опыта ребенка с тем, что он узнал из книг, наблюдений, мультфильмов, причудливое соединение реального и вымышленного.

В ролевых режиссерских играх ребенок использует речевые выразительные средства для создания образа каждого персонажа: меняются интонация, громкость, темп, ритм высказываний, логические ударения, эмоциональная окрашенность.

2.По содержанию (как деятельность) игра проходит путь от предметно-практической к сюжетно-отобразительной и, наконец, к сюжетно-ролевой, разновидностью которой является режиссерская игра.

В раннем и младшем дошкольном возрасте игра носит преимущественно индивидуальный характер. В предметнo-отобразительных играх ребенок впервые усваивает способы действий с предметами, отрабатывает последовательность игровых действий. Первые навыки сюжетно-отобразительной игры малышу помогает приобрести взрослый, а ребенок повторяет эти действия с теми же самыми или другими игрушками.

Расширяется опыт ребенка, растет уровень его игровых навыков и умений - усложняется и сюжет игры.

Одновременно идет развитие мышления и воображения ребенка, возрастает способность к переносу способов действий на другие объекты, отношений между людьми - в игру. Таким образом, создаются предпосылки для перехода к развитой сюжетно-ролевой игре. Но она еще невозможна без сложившихся навыков общения. Особенностью режиссерской игры является то, что партнеры (игрушки, их заместители) - неодушевленные предметы и не имеют своих желаний, интересов, претензий. Естественно, что такое игровое общение для маленького ребенка легче, чем общение со сверстниками, в котором необходимо учитывать позицию, настроение партнеров, искать с ними общий язык.

Параллельно с формированием навыков совместной игры продолжается развитие индивидуальной игры с игрушками. Она является особой формой игровой деятельности ребенка, которая дает ему возможность применить социальный опыт в игре с куклой. Этот опыт лежит в основе почти всех сюжетов индивидуальных игр, в играх же детей раннего и младшего дошкольного возраста преобладает.

Опосредованный опыт ребенка проявляется в игре уже в конце раннего возраста и, постепенно расширяясь, ложится в основу сюжетов индивидуальных игр. Как правило, такой опыт реализуется в игре с различными, иногда довольно значительными отступлениями от оригинала -- сказки, рассказа, мультфильма. Ассоциативная динамика сюжета представляет собой типичную особенность индивидуальной игры дошкольника.

3. Режиссерские игры детей разного возраста имеют свою специфику.

Особенности развития этих игр у детей четвертого года жизни:

В их основе лежит непосредственный опыт ребенка, т. е. события, которые он наблюдал или в которых сам принимал участие.

1. Сюжеты игр с игрушками еще сравнительно несложны. Чаще всего они представляют собой краткие цепочки знакомых ребенку действий (кукла обедает, спит, идет гулять). Количество персонажей обычно невелико - один-два, редко три. Отношения между ними ребенок определяет по ходу игры.

2. За каждой игрушкой закреплена постоянная роль, вытекающая из ее образного решения.

3. Сюжетные события в индивидуальных режиссерских играх - результат ассоциативного восприятия ребенком окружающего мира.

4.Речь является главным компонентом режиссерской игры.

Особенности развития режиссерских игр у детей пятого года жизни:

1. В основе игр по-прежнему лежит опыт, но не непосредственный, личный, который теперь имеет второстепенное, вспомогательное значение, а опосредованный. Дети проигрывают знакомые сказки, стихи, мультфильмы и диафильмы, нередко объединяя в одной игре различные источники.

2. Сюжеты игр отличаются большей сложностью и разнообразием, чем на предыдущем этапе.

3. Индивидуальная игровая деятельность представляет собой динамичный процесс.

4. Развитие сюжета по-прежнему происходит на основе возникающих ассоциаций, которые у ребенка пятого года жизни носят более сложный характер и берут начало не только в окружающей его предметной среде.

5. Игра детей пятого года жизни практически постоянно сопровождается речью. На фоне описательных высказываний появляются ролевые и оценочные.

Особенности режиссерских игр детей 6-7 лет:

1) содержание игр динамичное, с преобладанием собственного литературного творчества; дети любят обыгрывать измененные собственной фантазией знакомые сказки, мультфильмы, вносят в содержание игры много вымышленного;

2) возникающие сюжеты отличаются сложностью, динамичностью. В игру включается несколько действующих лиц, в роли которых выступают игрушки. Развитие фантазии, высокий уровень обобщения, умение действовать в плане представлений позволяют ребенку наделять игрушку ролью вне зависимости от ее образного решения.

3) использование различных предметов-заместителей;

4) возникают совместные режиссерские игры. Объединения детей обычно немногочисленны - 2-3 человека. Дети вместе придумывают сюжет, подбирают или мастерят необходимые игрушки, предметы, исполняют роли (каждый за своего персонажа). Другими словами, в совместной режиссерской игре ярко выражен сюжетно-ролевой характер. Таким образом, режиссерские игры создают реальные предпосылки для возникновения сюжетно-ролевой игры. Но с появлением последней режиссерские игры не исчезают: взаимообогащаясь, дополняя друг друга, оба вида игр присутствуют в жизни ребенка и за рубежом дошкольного возраста.

3. Педагогические условия развития режиссерских игр

Условия для развития режиссерских игр:

- создание детям индивидуального пространства, обеспечение места и времени для игры;

- опосредованное руководство деятельностью ребенка;

- вовлечение детей в сотворчество с педагогом;

- подбор игрового материла для режиссерских игр;

- продуманное хранение игрового материала.

игра режиссерский педагогический дошкольный

Список литературы

1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. - М.: Просвещение, 1999.

2. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1993.

3. Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре. - М.: Просвещение, 1985.

4. Воронова В.Я. Творческие игры старших дошкольников. - М.: Просвещение, 1983.

Подобные документы

Особенности общения детей младшего дошкольного возраста, педагогические средства и методы его развития. Специфика использования игры как условия развития общения со сверстниками у детей дошкольного возраста, разработка и анализ соответствующей программы.

курсовая работа [99,4 K], добавлен 20.10.2017

Организация самостоятельной игры детей. Обеспечение равноправности позиций в общении с ребёнком или группой детей. Организация групповых разговоров с детьми. Игры-соревнования, игры-драматизации, коллективные дидактические игры, режиссерские игры.

презентация [2,6 M], добавлен 07.10.2016

Характеристика сюжетно-ролевой игры как ведущей деятельности детей дошкольного возраста; педагогические условия ее развития. Оценка влияния среды социального приюта на игровую деятельность дошкольника на примере реабилитационного центра "Козульский".

дипломная работа [54,0 K], добавлен 06.05.2011

Гуманизация образовательного процесса. Дидактическая игра как способ обучения детей дошкольного возраста. Игровая деятельность в младшем школьном возрасте. Сущность игры как ведущего вида деятельности. Социальная природа игры. Формы ролевой игры.

доклад [9,1 K], добавлен 16.01.2010

Сущность игры и ее значение в становлении человеческой цивилизации, направления и особенности, этапы исследований в данной области. Описание социальной значимости игры в историческом аспекте, оценка места и роли в воспитании детей дошкольного возраста.

Реальный процесс образования зачастую превращается в имитацию этого процесса, своеобразную игру. Учитель делает вид, что учит, а учащиеся – что учатся. Учитель побуждает ученика к демонстрации понимания, а ученик притворяется, что понял. К сожалению, это не та игра, которая создает зону ближайшего развития, и смысл деятельности педагога не в том, чтобы добиться видимости понимания. Иначе знания, полученные в образовательных учреждениях, не будут использоваться человеком в реальной жизни, в решении жизненных проблем, учебная информация не станет ценностью, а педагогическое взаимодействие превратится в формальный акт.

Педагогическая режиссура – это наука и искусство создания гармонически целостного, законченного, обладающего научно-художественным единством педагогического процесса; деятельность педагога по разработке и воплощению замысла педагогического взаимодействия; инструмент педагога для решения педагогических задач.

Режиссерские способности педагога проявляются прежде всего в ощущении целостности, гармонии формы и содержания педагогического события, избыточности или, наоборот, недостаточности каких-то элементов его содержания и формы; умении определить наиболее педагогически целесообразное структурно-композиционное решение акта педагогического взаимодействия, которое позволит выразить определенную систему ценностей и отношений.

При воплощении педагогомроли режиссера решаются конструктивные задачи:

– преобразовать (пре-образить, изменить образ) материал содержания образования в материал, обладающий для ученика смыслообразующим потенциалом, путем его художественно-педагогической интерпретации;

– продумать педагогический жанр взаимодействия, интригу-завязку и другие компоненты сквозного действия педагогического события;

– смоделировать диалогичность взаимодействия с учащимися.

В основании педагогической режиссуры лежит постулат: любое педагогическое событие есть действие и взаимодействие его участников. Педагогика – это движение. Движение выстроенное, подчиненное определенной сверхзадаче. В связи с этим педагог как ведущий этого процесса должен быть мастером построения взаимодействий.

Урок, как и любая другая форма работа с учащимися, расписывается как действенная структура, то есть определяется, что и после чего должно происходить, с какой целью, в каких мизансценах, в каком темпоритме. Что будет продуктивным, а что можно отбросить как лишнее, малоэффективное.

Модель подготовки педагогических кадров к реализации идей педагогической режиссуры в образовании включаетчетыре ключевых блока-модуля: целеполагающий, процессуальный, оценочный, корректирующий.

Процессуальный модуль предполагает прохождение педагогом нескольких этапов формирования умений педагогической:мотивационный, информационный, процессуально-обучающий, деятельностный.

У каждого из этапов формирования умений педагогической режиссуры свои цели.

Целью мотивационного этапа выступает формирование мотивов деятельности, направленности на педагогическое творчество. Выработке индивидуального стиля педагогической деятельности в первую очередь способствует нацеленность педагога на развитие другого человека, желание помочь его становлению. Стремление к поиску лучших решений в этой области ускоряет процесс совершенствования педагогического мастерства, который неразрывно связан с самопознанием, опорой на сильные и нейтрализацией слабых сторон своего типа нервной системы и темперамента, выяснением доминирующей профессионально-педагогически значимой черты характера, обнаружением ведущего фактора индивидуальности.




На деятельностном этапе подготовки происходит развитие способности творческого использования в деятельности имеющихся знаний и умений из области педагогической режиссуры, способности нахождения необходимой информации для принятия самостоятельного решения о создании и использовании того или иного сценария педагогического взаимодействия, стратегии собственного поведения, выбора вербального и невербального репертуара в соответствии с педагогическими целями.

В процессе подготовки педагога-режиссера активно используются различные виды тренингов: тренинг сензитивности, коммуникативный тренинг, нейролингвистический (НЛП) тренинг педагогического общения, тренинг лидерства, тренинг педагогической техники.

1.Задорина О.С.Содержание и способы реализации идей педагогической режиссуры в образовании. Монография. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2010. 246 с.

2.Ершов П. М., Ершова А. П., Букатов В. М. Общение на уроке, или Режиссура поведения учителя. М., 1998.

3.Смирнов С. А. Понятие режиссуры игры в педагогике // Вестник высшей школы. 1987. № 6. С. 34–38.

Вопросы для обсуждения

Руководство режиссерскими играми затрудняется в силу преобладания индивидуальных форм, а также присущего им интимного характера. Поэтому важнеишее условие для развития режиссерских игр — создание детям индивидуального пространства, обеспечение места и времени для игры. Обычно ребенок ищет для игры уголок, защищенный от взоров наблюдателей (детей, взрослых). Дома дети любят играть под столом, особенно, если удает­ся накинуть на него одеяло, поставить вокруг стулья или кресла. В дошкольном учреждении дети пытаются уединить­ся для игры в спальне, раздевальной комнате, а на участ­ке — за кустами, верандой и т. д. К сожалению, типовые про­екты зданий не учитывают потребность ребенка в индиви­дуальной игре. Но во многих дошкольных учреждениях (в нашей стране и за рубежом) предпринимаются попытки организации соответствующих условий для развития игры:

· вносят легкие ширмы, эк­раны, которые дети ставят по своему желанию.

Внедряются и некоторые архитектурные новации:

· в групповой ком­нате встраиваются одно-, двух- и трехэтажные возвышения, соединенные галереей, лестницами с перилами, уютные ниши, подиумы и т.п.

· Используется крупное игровое обо­рудование (домики, загородки, террасы, вагончики), что дает ребенку возможность уединиться, но не чувствовать себя полностью изолированным от сверстников.

Учитывая преимущественно индивидуальный характер режиссерских игр, педагог прибегает к опосредованному руководству деятельностью ребенка. Умелым подбором игро­вого материала, внесением новой игрушки, которая отве­чает интересам малыша, стимулируется возникновение игры.

Подбор игрового материла для режиссерских игр — необхо­димое условие для их развития. Сюжетные игрушки, близость их содержания детскому опыту, оперативное внесение но­вых игрушек в зависимости от впечатлений ребенка — все это входит в круг педагогического руководства режиссерской игрой детей младшего и отчасти среднего дошкольного воз­раста. Новую по содержанию игрушку педагог сначала обыг­рывает сам, чтобы показать возможность ее включения в знакомый сюжет. Например, игрушку Айболита воспитатель предлагает после чтения сказки К. Чуковского и показывает действия, связанные с образом доктора.

В старшем дошкольном возрасте дети предпочитают ис­пользовать мелкие игрушки, хорошо вписывающиеся в иг­ровое поле, которое становится более детализированным, содержательным. На данном этапе формируется обобщен­ное представление о многих явлениях, предметах окружаю­щего мира. Поэтому дети охотно используют игрушки-за­местители, многофункциональные игрушки. они заменяют детям разные виды транспортных средств, предметы мебели, животных, телефон и др.

Подобные кубики, как и другие предметы для режиссер­ской игры, дошкольники могут мастерить сами (по пред­ложению педагога, с его участием, привлекая к этой рабо­те своих родителей и т.д.). Воспитатель продумывает хра­нение игрового материала. Важно, чтобы дети могли самостоятельно подбирать все необходимое (фигурки лю­дей, животных, домики, уличное оборудование и др.), а по окончании игры — убирать на место.

Целесообразно воздерживаться от прямых указаний, заме­чаний в адрес играющего ребенка. Лучше прибегать

Однако следует помнить, что и такое вмешательство в режиссерскую игру должно быть тактичным, учитывающим особенности ребенка, чтобы не привести его игру к раз

38. Характеристика строительно-конструктивной игры, особенности руководства
Строительно-конструктивные игры являются разновидностью творче­ской игры и рассматриваются как деятельность детей, основным содер­жанием которой является отражение окружающей жизни в разнообраз­ных постройках и связанных с ними действиях. В строительно-конст­руктивных играх происходит замещение одних предметов другими: по­стройки возводятся из специально созданных строительных материалов и конструкторов или же из природного материала. Игры часто тесно пере­плетаются с сюжетно-ролевой игрой, могут быть ее началом. Иногда по­стройка не используется в игре, но является частью ее обстановки, могут протекать в форме сюжетно-ролевой игры, например, в игре есть роль строителя, шофера, подвозящего грузы на стройку и т.д. Но есть строительно-конструктивные игры, в которых все содержание исчерпывается возведением построек и сооружений.

В процессе данного вида игры у детей формируются и развиваются ориентировка в пространстве, умения различать и устанавливать величи­ну и пропорции предмета, дети постигают простейшие законы физики. Строительная игра приучает детей к целенаправленной, планомерной деятельности, развивается мышление, формируется точный словарь, вы­ражающий название геометрических тел, пространственных взаимоот­ношений. Решаются и задачи нравственного воспитания - дети знакомят­ся с трудом строителей, помогают друг другу, стараются создавать кра­сивые постройки вместе.
В истории педагогики игры со строительным материалом представле­ны во многих системах: Ф. Фребеля, М. Монтессори, Л. Шлегер. В отече­ственной педагогике данный вопрос изучали В. Г. Нечаева, 3, В. Лиштван, А. Н. Давидчук, Л. А. Парамонова и др.
Особенностью игр со строительным материалом является то, что для усвоения конструктивных умений необходимо специальное обучение. В дошкольной педагогике разработана методика формирования у детей конструктивных умений (Е.А. Флерина, З.В. Лиштван и др.). Вместе с тем строительно-конструктивные игры - это творческие игры, так как им присуща самостоятельность, самоорганизация, творчество и эмоциональ­ная насыщенность. Исходя из особенностей данного вида игры перед воспитателем в ее руководстве стоит ряд задач:

1. Расширение представлений детей и направление их внимания на труд строителей, используемую ими технику.

2. Обучение способами строительства, воспитание и развитие само­стоятельности, активности мышления, конструктивно-творческих способностей.

3. Формирование трудолюбия, развитие правильных взаимоотношений детей, объединение их в дружный коллектив.
В младших группах детского сада у детей формируются простейшие но четкие строительно-конструктивные умения. Руководство заключается в создании игровой среды, отборе и предоставлении детям строительного материала и обстраивании игрушек, обыгрывании построек. Воспитатель подсказывает замысел работы и является активным участником игры.

В средней группе происходит дельнейшее развитие интереса детей к строительным играм, использование содержания построек в сюжетно ролевых играх, умение строить не только по образцу, но и по намеченной самими детьми теме. Воспитатель показывает приемы сооружения более сложных достроек, учит выбирать тему, определять последовательность возведения постройки. Руководство должно обеспечивать обогащена впечатлений детей об окружающей действительности, обучение строи тельным приемам путем использования образца, в процессе совместной с воспитателем постройки. Педагог предлагает и самостоятельный выбор как тематики построек, так и сюжетов игр.

В старшем дошкольном возрасте происходит расширение коллектив­ных игр, обучение детей предварительному их планированию, постанов­ке цели игры, определению участников по предварительному сговору, применению конструктивно-строительных умений не только по нагляд­ному образцу, но и по рисункам, фотографиям различных сооружений. Воспитатель учит обдумывать игровые действия, сравнивать, претворять решения. Большое значение приобретает слово, источником постройки может быть рассказ взрослого.

Особое место в жизни ребенка занимают игры с природным материалом. Дети строят из снега и песка, играют с водой. Данные игры содержат в себе большие возможности для развития ребенка, но, как отмечают педагоги, без специального развития могут быть однообразными и мало содержательными.

Строительно-конструктивные игры требуют особого внимания в ор­ганизации игровой среды. Воспитателю необходимо подобрать строи­тельный материал, соответствующий задачам развития конструктивной деятельности детей данного возраста. Материал должен быть разнооб­разным: напольный, настольный, разные виды конструкторов, наборы и т. д.; привлекательно оформленным, достаточно устойчивым, соответст­вовать возможностям детей.

Педагогическая режиссура: наука и искусство создания гармонически целостного, законченного, обладающего научно-художественным единством педагогического процесса; способ организации процесса познания и переживания педагогического события, в ходе которого формируются духовные ценности и опыт творческой деятельности через сотворчество всех субъектов взаимодействия; деятельность по выстраиванию взаимодействия и взаимоотношений при работе с учащимися. Это может быть не только урок, но и перемена, деловой сбор, праздник, родительское собрание, конференция, педсовет — всюду, где собираются взрослые и дети с какой-либо педагогической целью, требуется профессиональный способ организации — педагогическая режиссура; инструмент, средство обеспечения личностной заинтересованности учащихся в процессе образования и наполнения образовательного процесса богатством личностных смыслов; своеобразный профессиональный конструктор.

Цельпедагогической режиссуры — создание творческой образовательной среды как комплекса взаимодополняющих условий, которые необходимы для достижения образовательных целей. Такое управление близко к искусству.

Место педагогической режиссуры в педагогике,

Связь с другими науками

Каждая наука может развиваться успешно только в том случае, если чётко определена область её исследования. Вместе с тем процесс отпочкования всё новых и новых наук не означает их полной изоляции и независимости друг от друга, а, наоборот, процесс распространённого взаимопроникновения, развитие комплексного подхода к изучению педагогических явлений объективно требуют органической связи педагогики с другими науками, использование ею для своего развития данных смежных наук.

Педагогическая режиссура тесно связана с другими общественными науками, такими как философия, история, этика, эстетика, экономика, социология, логика, медицина и др. Разрабатывая учение о целях и задачах воспитания, о всестороннем развитии личности, педагогическая режиссура пользуется данными таких наук, как психология, история, философия, экономическая теория, социология и др.

Педагогическая режиссура пользуется данными социологии, которая изучает общество как сложную целостную систему с различными подсистемами, социальными процессами, происходящими в них. Раскрывая тенденции развития современной семьи, социология предоставляет важный фактический материал для более рациональной организации процесса обучения и воспитания коллективов и отдельных индивидов. Конкретно-социологические исследования дают возможность увидеть недостатки в обучении и воспитании молодых людей, зависимость производительности труда от уровня развития и подготовки, наметить пути улучшения обучения и воспитания.

Педагогическая режиссура тесно связана с психологией, причём настолько тесно, что трудно найти хоть один её раздел, успешно развивающийся и не использующий данных психологической науки. Знание типов нервной системы, особенностей конкретного и абстрактного мышления и условий их протекания дают материал для разработки методов и принципов обучения, дифференцированного подхода к учащимся в процессе воспитания. Современная психология – наука многоплановая. Возрастная и педагогическая психология, общая и педагогическая, социальная психология, специальная психология дают в руки воспитателя и исследователя много ценных материалов для успешных исследований и практической деятельности.

Режиссура как часть театральной сферы – это область искусства. Педагогика тоже связана с искусством: это наука об искусстве воспитания и обучения. Именно в искусстве, так как эти процессы сопряжены с преобразованием и открытием действительности, с постижением сущностной стороны явлений, событий и смыслов. Почему для педагога есть глубокий смысл в том, чтобы обратиться к смежной сфере – сфере театрального искусства и соотнести содержание своей деятельности с деятельностью актёрско-режиссёрской? Если зрители на спектакле пассивны, безучастны – театр умирает. То же самое можно сказать об образовательном процессе, хотя учащихся нельзя назвать зрителями в полной мере. Эффект участия обучающихся во всём, что происходит на занятии, создаёт ту атмосферу, которая превращает их в сотворцов педагогического события и позволяет прожить ценность познания.

Педагогика как наука и как искусство близко стоит к различным видам искусства, использует его для своего дальнейшего теоретического развития и усовершенствования педагогической практики. Музыкально-драматическое и театральное искусство, идеи Станиславского К.С. (его методик работы как актёра и режиссёра) широко используются не только при исследовании вопросов организации и руководства школьными кружками, художественной самодеятельности в работе со взрослыми, но и при изучении вопросов формирования личности педагога, требований к его профессиональным качествам, равно как и в вопросах организации и проведения других различных видов учебной и воспитательной работы. Таким образом, педагогическая режиссура тесно связана с другими науками, в той или иной мере изучающими человека, среду, условию в которых он живёт и работает, и в то же время сама предоставляет этим наукам результаты своих исследований.

Заключение

Решение проблемы гуманизации образования многие педагоги и

учёные-исследователи видят в том, чтобы предложить такую его организацию, при которой ученик на уроке был бы поставлен в условия активного, заинтересованного, творческого приобретения знаний. Педагогическая режиссура предлагает конкретные средства для этого, учитывая, что проблемы отсутствия интереса, непонимания и дисциплины во многом не что иное, как природная блокировка организма ученика против неприемлемого способа воздействия на него и стиля взаимоотношения с педагогом. При этом педагогическая деятельность педагога-режиссёра не сводится только к развитию у учащихся интереса к учебному предмету. Она направлена на развитие у учеников способностей, самостоятельности и ответственности, формирование гуманистического и эстетического отношения к окружающему, критичности, воспитание рефлексивной позиции.

Педагогическая режиссура не отказывается от традиционного урока. Педагог-режиссёр решает, что и как происходит на уроке. Именно он определяет, какие специально созданные педагогические ситуации и атмосфера педагогического события окажутся необходимыми для процесса образования и воспитания, что с большей вероятностью способно привести к неразрывности физических ощущений и духовных переживаний учащегося, что может помочь воспитаннику выбрать ту или иную линию поведения в конкретной ситуации самоопределения, как это поведение отразится на его рефлексивной оценке.

Список литературы

1. Гурин Ю. В. Урок+игра. Современные игровые технологии для школьников. М.: Сфера, 2010.

2. Задорина О.С. Содержание и способы реализации идей педагогической режиссуры в образовании. Тюмень: ТГУ, 2010.

3. Ильев В. Режиссёрская партитура урока /Учитель. – 2007 - №1.

4. Кожара Е. В. Система педагогической режиссуры. СПб: Питер, 2003

5. Кульневич С.В. Современный урок. Ростов-на-Дону:Наука, 2005.

6. Поташник М.М. Требования к современному уроку. М.: Сфера.2007

7. Сердюк Л. В. Методы театральной педагогики: от практической деятельности — к учебному исследованию / Среднее профессиональное образование. – 2006 - № 3.

Читайте также: