Доклад о человеке который добился успеха с помощью самообразования

Обновлено: 14.05.2024

Представляете, большинство из них не только не имеют высшего образования, но не получили даже среднего. Примечательно, что это не помешало совершать удивительные открытия и становиться основоположниками совершенно новых научных дисциплин.

Ежедневно с десяти утра и до трёх-четырёх часов дня юноша штудирует науки в Чертковской публичной библиотеке — единственной бесплатной библиотеке в Москве того времени.

В 1913 году известный профессор Кембриджского университета Годфри Харди получил письмо от Рамануджана, в котором Рамануджан сообщал, что он не заканчивал университета, а после средней школы занимается математикой самостоятельно. К письму были приложены формулы, автор просил их опубликовать, если они интересны, поскольку сам он беден и не имеет для публикации достаточных средств. Между кембриджским профессором и индийским клерком завязалась оживленная переписка, в результате которой у Харди накопилось около 120 формул, неизвестных науке. По настоянию Харди в 27-летнем возрасте Рамануджан переехал в Кембридж. Там он был избран в члены Английского Королевского общества (Английская академия наук) и одновременно профессором Кембриджского университета. Он был первым индийцем, удостоенным таких почестей.

Основные труды в области спектральных характеристик звёзд и галактик. В начальный период своей деятельности совместно с У. С. Адамсом и А. X. Джоем участвовал в программе определения спектральных абсолютных величин 4179 звёзд; получил большое число снимков туманностей и звёздных областей. В 1928 успешно продолжил начатые в обсерватории Маунт-Вильсон систематические спектральные наблюдения слабых галактик с целью определения их скоростей. Разработал специальную методику для фотографирования спектров слабых галактик на 100-дюймовом, а затем и на 200-дюймовом рефлекторах; в 1930—1957 определил лучевые скорости 620 галактик. Выполнил спектральные наблюдения большого числа сверхновых, бывших новых и слабых голубых звёзд, включая белые карлики. В 1961 году открыл комету (1961e), отличавшуюся высокой активностью на больших расстояниях от Солнца.

Важным этапом в жизни Фарадея стали посещения Городского философского общества (1810—1811 годы), где 19-летний Майкл по вечерам слушал научно-популярные лекции по физике и астрономии, участвовал в диспутах. Некоторые учёные, посещавшие книжный магазин, отметили способного юношу; в 1812 году один из посетителей, музыкант Уильям Денс (William Dance), подарил ему билет на цикл публичных лекций в Королевском институте знаменитого химика и физика, первооткрывателя многих химических элементов Гемфри Дэви.

Открыл электромагнитную индукцию, лежащую в основе современного промышленного производства электричества и многих его применений. Создал первую модель электродвигателя. Среди других его открытий — первый трансформатор, химическое действие тока, законы электролиза, действие магнитного поля на свет, диамагнетизм. Первым предсказал электромагнитные волны. Фарадей ввёл в научный обиход термины ион, катод, анод, электролит, диэлектрик, диамагнетизм, парамагнетизм и другие.

Питтс заложил основы революционного представления о мозге как о компьютере, что стимулировало развитие кибернетики, теоретической нейрофизиологии, компьютерных наук.

После гимназии он нигде не учился, занимаясь исключительно самообразованием. У Никонова, таким образом, не было высшего образования, аттестата о среднем образовании и свидетельства об окончании начальной школы.

Основные научные интересы в ономастике — русские фамилии, географические названия (топонимы), названия космических объектов (астронимы), клички животных (зоонимы). В различных советских энциклопедиях опубликовано более 300 статей и заметок Никонова. Читал лекции в 18 вузах СССР.

В 1928 г. обнаружил зависимость между периодом и спектральным классом затменных переменных звёзд.

В 1934 г. совместно с П. П. Паренаго установил статистическую зависимость между амплитудой вспышки и продолжительностью циклов между вспышками у переменных типа U Близнецов, что привело к предсказанию ими вспышки новоподобной звезды T Северной Короны.

Провел исследования кривых блеска, периодов и светимостей цефеид.

Самоучка, не имел высшего образования.

Всю свою жизнь посвятил изучению насекомых.

Примечательно, что он является основоположником крупной научной школы, хотя сам не получил даже среднего образования.

Гении, которые выучили себя сами. А теперь вдохновляют нас.

Как заняться самообразованием

Вряд ли можно переоценить значение самообразования. Конечно, в школе и университете можно получить ценные знания, но именно процесс самообразования делает из человека настоящую личность, воспитывает самодисциплину и максимально расширяет кругозор.

Что такое самообразование?

Самообразование – это непрерывный процесс личностного развития. Занимаясь самообразованием, человек получает знания и навыки вне какого-либо учебного заведения. В отличие от традиционного, образование такого рада не ограничивается теми или иными сроками, и получать его можно всю жизнь.

Психологи утверждают, что самообразование является неотъемлемой частью саморазвития. Повышать уровень своих знаний можно различными способами. Например, вы можете самостоятельно изучать языки, читать книги в какой-либо области, посещать независимые мастер-классы и лекции и т.д. Наконец, путешествия и общение с людьми тоже может стать важной частью процесса самообразования.

Гении, которые выучили себя сами

Среди приверженцев самообразования множество известных всему миру имен. Отдавая должное традиционным учебным заведениям, гении во все времена искали источники знаний и вдохновения за пределами университетских стен.

Альберт Эйнштейн

Действительно, Эйнштейн не был образцовым учеником, но и никогда не тратил времени зря. Уже в школьные годы он отдавал предпочтение самообразованию, а в университете прогуливал лекции, изучая самостоятельно выбранные материалы.

Физик получал необходимые знания, главным образом, из книг, что позволило ему рано выработать независимое мышление. Кроме того, Эйнштейн с ранних лет не принимал ничего на веру, не доверял утверждениям даже опытных ученых, проверял их опытным путем и анализировал.

Михаил Ломоносов

Как ни странно, ученый, разработавший проект Московского университета, сам не был приверженцем традиционного образования. Он получал систематическое образование в Славяно-греко-латинской академии, Киево-Могилянской академии, Санкт-Петербургском академическом университете и Марбургском университете. Однако сам Ломоносов утверждал, что именно самообразование было ключевым элементом его развития.

Пытливый ум ученого заставлял его критически относиться к традиционным формам образования. Так, в Германии Ломоносов буквально боролся с одним из профессоров, чей подход к преподаванию считал слишком поверхностным. Сегодня Ломоносова можно назвать ярким примером человека, который успешно совместил обучение в университетах с самообразованием.

Генрих Шлиман

Шлиман был археологом-самоучкой и предпринимателем, который прославился тем, что открыл Трою. Генрих Шлиман стал, пожалуй, одним из самых знаменитых приверженцев самообразования. Именно самообразование позволило ему достичь высот сразу в нескольких областях.

Кроме того, Шлиман был настоящим полиглотом. Он даже изобрел свой собственный метод изучения языков. Метод заключался в том, чтобы как можно больше читать вслух на иностранном языке. Это помогает быстро усваивать новую лексику и языковые правила за счет одновременного произнесения и восприятия речи. Таким образом, Шлиман выучил не только древнегреческий, но и английский, голландский, французский, итальянский, русский, португальский и усвоил основы других языков.

Кстати, Шлиман отнюдь не чурался традиционного образования и считал, что учиться никогда не поздно. В возрасте 44 лет он поступил в Сорбонну для изучения античной истории и археологии. Правда, учебный курс он так и не прошел до конца – самостоятельно приобретенные знания оказались гораздо обширнее академической программы.

Среди признанных гениев существует немало других приверженцев самообразования. К ним относятся: Исаак Ньютон, Джек Лондон, который самостоятельно проходил учебный школьный курс, Сальвадор Дали, который считал, что ему нечему было учиться у педагогов, Пабло Пикассо, Отто фон Бисмарк, Лев Толстой, который не связывал приобретение знаний с учебными заведениями, и многие другие…

Каждый знает – учиться самостоятельно очень сложно. Гораздо проще, когда у тебя есть учителя и наставники, которые все объяснят, помогут и поддержат. Но по-настоящему талантливых людей трудности не пугают. Поэтому история знает много примеров великих самоучек. На следующей неделе день рождения как раз такого самородка – Ивана Петровича Кулибина. Он родился 280 лет назад, 21 апреля 1735 года. Давайте вспомним о нем и о других талантливых самоучках и подумаем, чему можно у них научиться.


Иван Кулибин

Сын нижегородского мещанина Иван Кулибин с детства мастерил какие-то хитроумные приспособления. В более взрослом возрасте он увлекся созданием часовых механизмов. Самое знаменитое его произведение – уникальные карманные часы, в которых помещался миниатюрный музыкальный аппарат и крошечный механический театр с подвижными фигурками. А ведь при всем этом у него не было системного образования, он многого не знал, поэтому ему каждый раз приходилось с нуля "изобретать велосипед".

Талантливого самоучку пригласили в Петербург, где он заведовал механической мастерской при Академии наук, руководил производством станков, астрономических и навигационных приборов. Он разработал проект одноарочного моста через Неву, придумал, как с помощью зеркал осветить темные переходы Царскосельского дворца, изобрел водоход – судно, способное идти против течения, используя его же силу. К сожалению, не все его изобретения были воплощены в жизнь.

Полагаю, Кулибин в жизни руководствовался таким принципом: "Если в мире чего-то не хватает, это надо изобрести!"


Генрих Шлиман

Генрих Шлиман родился в семье бедного сельского пастора, с 14 лет работал торговцем, потом был юнгой на корабле, а затем курьером в Голландии. Работа не мешала ему самостоятельно изучать иностранные языки. Он свободно овладел голландским, английским, французским, итальянским, испанским, португальским и русским языками. Свою страсть к изучению языков он называл "болезненной" и писал, что может бегло разговаривать на 15 языках.

После этого он переехал в Россию, разбогател, затем отправился в Америку. А в возрасте 45 лет внезапно решил посвятить свою жизнь археологии, переехал в Грецию и начал поиски легендарной Трои. Раскопанный старинный город с множеством древних сокровищ сделал Шлимана известным на весь мир археологом-любителем.

Чему нас учит его пример? Не надо бояться делать то, что вам интересно. В сорокалетнем возрасте осваивать профессию археолога – на это немногие решатся.


Константин Циолковский

Циолковский рос обычным подвижным ребенком: любил играть с друзьями и зимой кататься на санках. После одной из прогулок десятилетний Костя простудился и заболел скарлатиной, а в результате частично потерял слух. Учиться в гимназии стало невозможно – он просто не слышал учителей. В итоге его отчислили за неуспеваемость. Пришлось учиться самостоятельно.

Впрочем, Циолковский с этим прекрасно справился. Он сдал экзамены на звание учителя и занимался собственными научными исследованиями. Хотя системного образования порой не хватало, к тому же сказывалась изолированность от научной среды. К примеру, он написал работу о кинетической теории газов, не зная, что она уже четверть века как открыта.

Чему можно поучиться у Циолковского? Наверное, его секрет в том, что он верил в свои мечты и не сдавался перед лицом трудностей.


Томас Эдисон

А Эдисон в свое время так и сказал: "Я смог стать изобретателем, потому что плохо учился в школе". Учился он не только плохо, но и недолго – всего два месяца. Он совершенно не слушал учителя, за что тот постоянно высмеивал и обзывал ребенка. Кончилось это тем, что мать Томаса перевела его на домашнее обучение. И, как видно, не зря. Дома ребенок раскрыл свои таланты. Он много читал и постоянно ставил эксперименты. Поначалу, конечно, довольно дикие. Говорят, как-то мальчуган накормил соседскую девочку червяками. Не из вредности, конечно. Он просто считал, что птицы летают из-за того, что едят червяков. Вот и решил проверить эту теорию экспериментально.

Наверное, учись он в школе, соседская девочка избежала бы "червяковой диеты". Но неусидчивость Томаса и его привычка бросать все дела ради интересной идеи в итоге сослужили человечеству добрую службу. За свою жизнь он получил более 4000 патентов и подарил миру огромное количество изобретений.

Чему учит история Эдисона? Если у вас что-то не получается, не ставьте на себе крест – лучше попробуйте изменить подход.


Коко Шанель

Впрочем, что это мы только о мужчинах? Среди женщин тоже встречались великие самоучки. Яркий пример – Коко Шанель. Сирота и швея-самоучка, она начинала с того, что продавала одежду в магазине и пела в кабаре. Она говорила: "Никто меня ничему не учил. До всего должна была дойти сама". Но у нее было то, чего не дает образование – смелый, свежий и неожиданный взгляд на вещи. Она показала, что красивая одежда не должна быть неудобной. А такие ее открытия как сумка на цепочке, приталенный жакет и маленькое черное платье навсегда изменили мир моды. А, может, и мир вообще, позволив женщинам быть более смелыми в выборе одежды. Не зря Шанель называют одной из 100 влиятельнейших персон XX века.

Вот как звучал девиз самоучки-Шанель: "Если вы хотите иметь то, что никогда не имели, вам придется делать то, что никогда не делали".

А вам приходилось что-то изучать самостоятельно? Как вы с этим справились?

Кстати.

Изобретатели – это люди, которые сумели по-новому взглянуть на привычные вещи. В бьюти-индустрии тоже есть место новым идеям и изобретениям.




Самоклеящийся лак для ногтей My Black Lace Lingerie, Sephora

Набор для ухода за кожей стоп Pedi, Clarisonic

Phenomen’Eyes Waterproof Тушь для ресниц, Givenchy

У большинства из них нет не только высшего образования, но даже среднего. Но ни этот факт, ни личные неудачи не стали для них причиной опускать руки. Их поразительные открытия создали основу для возникновения абсолютно новых научных дисциплин, а также развития уже существующих.

Это ТОП-5 гениальных самоучек, которые фактически изменили мир.

Владимир Андреевич Никонов

Почётный член Международного комитета ономастических наук при ЮНЕСКО (1972). Владимир Никонов не имел высшего образования, что не помешало ему стать одним из крупнейших советских ученых в области ономастики (отдел языкознания, изучающий собственные имена). После гимназии он нигде не учился, посвятив себя самообразованию.

Майкл Фарадей


Любовь к чтению проявилась в Фарадее еще с детства. Особенно ему нравились книги по электричеству и химии. Прочитав их, он непосредственно приступал к выполнению опытов. Фарадей так и не сумел получить систематическое образование, но прочитанные книги не прошли даром. Он открыл электромагнитную индукцию, лежащую в основе современного промышленного производства электричества. Среди других важных открытий можно выделить первую модель электродвигателя, первый трансформатор, химическое действие тока, законы электролиза, действие магнитного поля на свет и диамагнетизм.

Камиль Фламмарион


Константин Эдуардович Циолковский


Основоположник теоретической космонавтики, русский и советский учёный-самоучка, изобретатель Константин Циолковкий также не имел высшего образования. Не поступив в училище, он решил самостоятельно продолжить образование. Основные научные труды Циолковкого относятся к аэронавтике, ракетодинамике и космонавтике.

Уолтер Питтс


Выходец из неблагополучной семьи Уолтер Питтс начал самостоятельно изучать в местной библиотеке Детройта латинский и греческие языки, логику и математику. Любознательный Питтс заложил основы революционного представления о мозге как о компьютере, что привело к развитию кибернетики и теоретической нейрофизиологии.

Читайте также: