Доклад реализм в философии

Обновлено: 04.05.2024

Реали́зм, в философии — философский термин, употребляемый для обозначения направления, постулирующего существование реальности, независимой от познающего субъекта.

В философском значении термин Реализм употребляется в трех смыслах:

  1. реализм как направление противоположное номинализму и концептуализму (умеренному реализму) в средневековой философии (проблема универсалий);
  2. реализм служит для обозначения философского направления нового времени и, противостоящего идеализму. Выразителем этого вида реализма был Гербарт со своими последователями; Эпистемологический реализм или объективизм рассматривает истинное знание независимым от знаний, представлений и верований отдельного субъекта познания. [1] Эпистемологический реализм настаивает на идее, что наш чувственный опыт обеспечивает прямой, непосредственный доступ к объектам окружающего мира. [2]
  3. реализм как направление противоположное антиреализму в современной философии науки второй половины XX в.

Содержание

Реализм против номинализма

Сущность проблемы состоит в вопросе о значении общего. Реализм (в схоластическом смысле) приписывает действительность общим идеям (universalia sunt realia). Таким образом, этот реализм есть то, что с другой точки зрения называется идеализмом. Платон в своём учении об идеях дал впервые вполне отчетливое решение проблемы в реалистическом духе, и реалисты всех времён в Платоне видят свой прототип.

В схоластической философии борьба реализма с номинализмом окончилась победой номинализма; но в иной форме эта борьба продолжается и до настоящего времени.

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

Реализм против индивидуализма

Последняя крупная реалистическая система принадлежит Гегелю, для которого, как для Платона, понятие (то есть общее) составляет истинное бытие. Со времени падения гегелианства сила номинализма значительно возросла. Крайним представителем номинализма настоящего времени является индивидуализм (в лице, например, Ницше), восходящий к левой стороне гегелевской школы (в особенности к Максу Штирнеру).

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

Реализм против антиреализма

Существует три вида научного реализма: наивный, обычный и критический.

Наивный реализм — это позиция, разделяемая большинством людей с точки зрения здравого смысла. Согласно ей, мир таков, каким его представляет современная наука, те сущности, существование которых постулируется хорошо подкрепленной научной теорией, в действительности существуют.

Научный реализм постулирует существование объективной истины, целью научных теорий провозглашается открытие истины, движущей силой научного прогресса — приближении к истине. Научные теории, поскольку они истины, описывают реальность адекватно и сущности, которые постулируются хорошо проверенными теориями, существуют. Ричард Бойд выделил [3] следующие виды реализма, в зависимости от исследуемых вопросов:

Александр Бэрд сформулировал пять тезисов научного реализма. Согласно Бэрду реалист утверждает о научных теориях, что:

  • (a) они могут оцениваться в терминах истинности или приближения к истине;
  • (b) их разумная цель — истина или приближение к истине;
  • (c) их успех является свидетельством их истинности;
  • (d) если они истинны, то ненаблюдаемые сущности, которые они предполагают, действительно существуют;
  • (e) если они истинны, они будут объяснять наблюдаемые явления [4]

Аргументы за реализм и против реализма

Критический реализм

Эта позиция была сформулирована профессором Хельсинкского университета И. Ниинилуоттой, который добавил к позиции реализма ряд уточняющих деталей. В частности, под влиянием тезиса неопределённости Куайна, он признает концептуальный плюрализм: наше обращение к миру происходит всегда в некоторых лингвистических рамках. Тезис пессимистической индукции вынуждает его принять фаллибилизм: знание о реальности не достоверно и подлежит корректировке, даже лучшие научные теории могут оказаться ошибочными, однако успешные теории близки к истине. Признается экстерналистский тезис, сформулированный социологами: реальность отчасти (но только отчасти) создана человеком. В целом его позиция по-прежнему сохраняет реалистический оптимизм: прогресс науки можно рационально объяснить. Наилучшее объяснение состоит в том, что научные теории близки к открытию истины.

Нийнилуотто формулирует ряд тезисов критического реализма:

  • (R0) По крайней мере, часть реальности онтологически независима от человеческого ума.
  • (R1) Истина есть семантическое отношение между языком и реальностью. Это значит, что определение истины Тарского — современная версия корреспондентной теории и ее лучший индикатор — дается посредством систематического изложения используемого в науке метода.
  • (R2) Понятие истинности или ложности в принципе можно применять ко всем лингвистическим производным научной деятельности, включая отчеты о наблюдениях, законы и теории. В частности, утверждения о существовании имеют истинностные значения.
  • (R3) Достижение истины являются основной целью науки. Истину нелегко обнаружить и распознать и даже лучшие научные теории могут оказаться ложными. Тем не менее, возможно приближение к истине и рациональное представление о когнитивном процессе.
  • (R4) Наилучшее объяснение практического успеха науки заключается в том, что научные теории являются приблизительно истинными или успешно приближающимися к открытию истины в релевантных отношениях. Прогресс науки можно рационально объяснить [6] .

Эта более слабая реалистическая позиция лучше защищена от стандартных аргументов, выдвигаемых против реализма. Если в первой половине XX в. в философии науки основное внимание уделялось обоснованию научного метода, то в последние десятилетия обсуждаются, в основном, вопросы онтологического статуса объектов, вводимых научными теориями. В современной литературе продолжается дискуссия по поводу реализма научных понятий, которая занимает значительное место в англоязычном мире.

Примечания

Литература

Схоластический реализм

Реализм в философии науки

Ссылки

    статью.
  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное.
  • Переработать оформление в соответствии с правилами написания статей.
  • Философские направления и школы
  • Философия науки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Реализм (философия)" в других словарях:

РЕАЛИЗМ — (от позднелат. realis вещественный, действительный) филос. направление, признающее находящуюся вне сознания реальность, которая истолковывается либо как бытие идеальных объектов (Платон, средневековая схоластика), либо как объект познания,… … Философская энциклопедия

ФИЛОСОФИЯ — (от греч. phileo люблю, sophia мудрость, philosophia любовь к мудрости) особая форма общественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных… … Философская энциклопедия

ФИЛОСОФИЯ ПОЛИТИКИ — филос. интерпретация наиболее общих оснований, границ и возможностей политики, соотношения в ней объективного и субъективного, закономерного и случайного, сущего и должного, рационального и внерационального. Вопрос об основаниях политики имеет ту … Философская энциклопедия

Реализм — I. Общий характер реализма. II. Этапы реализма А. Реализм в литературе докапиталистического общества. Б. Буржуазный реализм на Западе. В. Буржуазно дворянский реализм в России. Г. Реализм революционно демократический. Д. Пролетарский реализм.… … Литературная энциклопедия

философия математики — ФИЛОСОФИЯ МАТЕМАТИКИ отрасль философии науки, исследующая природу математических объектов и способы математических доказательств. Абстрактный характер объектов и особая убедительность доказательств математики еще в античную эпоху… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

РЕАЛИЗМ — В ХХ в. этот термин употребляется в трех значениях. Первое историко философское. Р. это направление в средневековой философии, признававшее реальным существование универсальных понятий, и только их (то есть не конкретного стола, а стола идеи). В… … Энциклопедия культурологии

РЕАЛИЗМ — (ново лат., от realis действительный, с греч. окончанием). Философская система средних веков, приписывавшая общим понятиям действительность их существования, в противоположность номинализму философии: признавание сущности внешних предметов… … Словарь иностранных слов русского языка

ФИЛОСОФИЯ И ЗЕРКАЛО ПРИРОДЫ — ’ФИЛОСОФИЯ И ЗЕРКАЛО ПРИРОДЫ’ (‘Philosophy and the mirror of nature’, 1979) работа Рорти. Книга направлена против парадигмы осуществимости выработки корректной ‘теории познания’ и как следствие против философии, рассматриваемой как отличное от… … История Философии: Энциклопедия

Реализм в философии – это направление философской мысли, которое признает реальность, находящуюся за пределами сознания. Реальность понимается как бытие идеальных сущностей, или как объект познания, независящий от субъективного понятия, познавательного процесса и имеющегося опыта. Вопрос универсалий в истории начинается с учения Платона о сущностях, которые, существуя вне конкретных понятий, организуют мир и самодовлеют. Аристотель в противовес Платону утверждал, что общая сущность состоит в неразрывной связи с единичным понятием, и является его формой.

Что такое реализм в философии

фото 754

Следуя реализму в философии, универсалии существуют в реальности за границами разумного. Эта философия в своей крайности из-за пантеистических выражений конфликтовала с церковью.

В III-IV вв. философия Платона переросла в неоплатонизм и патристику (ее виднейший представитель Августин Блаженный толковал мысли как идеи Господа, ставшие образцом для всего существующего на земле).

В современной философии, реализм – это совокупность нескольких учений и школ, общей чертой которых является принятие существования объекта познания в реальности, то есть вне зависимости от разума и актов познания. В разработке находятся 3 вида понимания познания:

  • непосредственное, которое имеет ввиду однородность сущностей субъекта и объекта в плане онтологии;
  • опосредованное, связанное с их неоднородностью, и требует переносчика информации между этими понятиями;
  • онтологический вариант, признающий одинаковую важность субъекта и объекта, рассматриваемых как сущности неделимого бытия.

Своеобразным выражением философской мысли является творчество Вальтера Скотта, которое стало важной ступенью в английском литературном процессе, отразившем переход от романтизма к реализму. Романтизм работ Скотта сочетается с яркими реалистичными чертами

Реализм против номинализма

Вопрос заключается в поиске общего смысла бытия. В схоластике реализм придает значение общим понятиям. Номинализм же считает, что общий смысл вещей лишь иллюзия. Мир наполнен только единичными вещами, без свойств и характеристик. С тех пор реалисты следуют его учению философии, как основополагающему принципу действительности.

Номинализм послужил становлению свободы изысканий в философии, но, по замечанию Риттера, он абсолютно неверно ассоциировался с либеральными тенденциями. И также утверждение, что номинализм окончательно одержал победу совершенно необоснованно. В схоластике спор между реалистами и номиналистами закончился победой последних, но и поныне он продолжается в другом виде.

Реализм против индивидуализма

Крайняя обширная система реализма относится к достижениям мыслителя Гегеля, который в основу общего понятия закладывал бытие. С тех пор, как гегелианство утратило важность, номинализм набирает обороты. Индивидуализм, относившийся к левосторонней школе Гегеля, является крайностью номинализма в современности.

Реализм против антиреализма

Научный реализм можно разделить на три типа: наивный, обычный, критический.

Наивный – мнение, которого придерживается большинство людей. Оно основано на разумном восприятии. Следуя этой позиции, мир такой, каким его отражает наука. Понятия, доказанные научно, реально существуют. Научный пропагандирует объективность истины, цель теорий – достижение истины. Научный прогресс движется, благодаря цели приблизиться к истине.

Научные теории, так как они принимаются за достоверные, отображают реальность верно. Онтологический утверждает, что существование по научному объяснению почти не зависит от мышления человека и теории вероятности. Этот вид призван ответить на вопросы:

  • какие понятия существуют в реальности философии;
  • есть ли мир, который человек не обозревает.

Эпистемологический гласит, что наука принимается как истина, и теории науки – это средства приближения к истине. Семантический реализм, по Бойду, допускает, что теоретические понятия науки ведут к реальным понятиям. Этот вид пытается дать ответ на вопрос: на самом ли деле истина — это взаимосвязь языка и мироздания.

То есть, следуя научному реализму, теории пытаются описать истинное бытие вне зависимости от реальности.

фото 755

Философ Александр Бэрд вывел 5 основных мыслей научного реализма. По Бэрду, человек, придерживающийся научных теорий, утверждает, что:

  1. Теории могут интерпретироваться в понятиях истинности или приближения к ней.
  2. Их основная задача – истина или приближение к ней.
  3. Достижения теорий — доказательство их истинности.
  4. Если они правдивы, то сущности, которые мы не можем визуально наблюдать, существуют на самом деле.
  5. Если они правдивы, то они могут объяснить явления мироздания.

Доводы за и против

Критический реализм

фото 756

Профессор университета Хельсинки И. Нийнилуотто положил начало определению критического реализма. Этот ученый внес в теорию детали, дополняющие реалистические постулаты. Следуя понятию неопределенности Куайна, он соглашается с утверждениями концептуального плюрализма: мы общаемся с миром, находясь в определенных языковых границах. Довод пессимистической индукции заставляет ученого смириться с фаллибилизмом: то, что человек знает о реальности, необходимо откорректировать, даже доказанные научные теории могут быть ошибочны, но самые успешные теории очень приближены к истине. Признается экстерналистский довод, который был сформулирован социологами: реальность частично основана человеком. Его взгляды придерживаются реалистического оптимизма: научный прогресс возможно объяснить разумным путем. Самое лучшее объяснение заключено в понимании, что теории науки приближены к сущности истины.

Нийнилуотто выделил несколько тезисных предложений критического реализма:

  1. Частично реальность онтологически не зависит от ума человека;
  2. Истина – это соотношение между смыслами значений языка и реальности.
  3. Определения истины и ложности применимы к каждой ветви научной деятельности, в том числе, к отчетам о наблюдаемых явлениях, законах и теориях. Отчасти, заявлениям о существовании придается истинный смысл;
  4. Главная цель науки – достижение истины. Ее сложно найти и понять, даже самые доказанные наукой теории, могут в итоге оказаться ложными.
  5. Объяснить успех науки можно тем, что теории истинны приблизительно, или они только на пути к открытию истины. Научный прогресс объясним с разумной точки зрения.

Эта слабая ветвь реализма защищена от доводов, которые выдвигаются против реализма. Если в первой половине XX в. в научной философии внимание было сконцентрировано на объяснении методов науки, то в последние несколько десятков лет идут обсуждения вопросов статуса объектов в онтологии, которые введены наукой. И по сей день продолжается спор о реализме научных понятий, который играет большую роль в англоязычных странах.

Реализм в философии науки

Философия науки, распространенная на Западе и в отечественных философских кругах, отражена во множестве концепций и направлений, которые предлагают модели развития науки и эпистемологии. Она направлена на определение роли и значения науки. Реализм и философия науки тесно связаны общими научными понятиями. Эти взгляды основаны на исследовании познания мира и истины. Они в той или иной степени изучают проблемы взаимосвязи субъект-объект и объект-знание.

В философии, термин реализма используется в трех пониманиях:

  1. Как течение, противостоящее номинализму и концептуализму в философии средневековой мысли (вопрос универсалий);
  2. Как философское течение нового времени, противоположное убеждениям идеалистов. Объективизм гласит, что истинное знание не зависит от знаний, представлений и верований конкретного субъекта познания. Последователи этого направления философии утверждают, что наш опыт чувств напрямую предоставляет доступ к объектам окружающего мира;
  3. Как направление, противостоящее антиреализму в современной философии науки второй половины ХХ века.

Реализм Средневековья (как и его последующее течение – классический рационализм) в попытке осмысления проблемы общего и единичного, не разрешил споров, обусловленных пониманием общих понятий в виде абстракций, которые предшествуют работе познания.

Философский термин, употребляемый в двух главных значениях и не имеющий ничего общего с Р. в искусстве и педагогике и т. п. Обыкновенно под Р. в философии разумеют направление противоположное номинализму; но иногда слово Р. служит для обозначения философского направления нового времени, выразителем которого был Гербарт со своими последователями. В Реализме, как направлении, противоположном номинализму, следует различать, с одной стороны, проблему, имеющую и до настоящего времени такое же значение, как тогда, когда она впервые была сознана, с другой стороны — историческое проявление этой проблемы в средневековой схоластической философии. Философская проблема в схоластике рассматривалась не вполне свободно; в исследованиях вопроса господствовала или по крайней мере к ним присоединялась теологическая точка зрения. В схоластической философии борьба Реализма с номинализмом окончилась победой номинализма; но в иной форме эта борьба продолжается и до настоящего времени. Сущность проблемы состоит в вопросе о значении общего. Реализм (в схоластическом смысле) приписывает действительность общим идеям. Таким образом, этот Реализм есть то, что с другой точки зрения называется идеализмом. Платон в своем учении об идеях дал впервые вполне отчетливое решение проблемы в реалистическом духе, и реалисты всех времен в Платоне видят свой прототип. Последняя крупная реалистическая система принадлежит Гегелю, для которого, как для Платона, понятие (т. е. общее) составляет истинное бытие. Со времени падения гегелианства сила номинализма значительно возросла. Крайним представителем номинализма настоящего времени является индивидуализм (в лице, напр., Ницше), восходящий к левой стороне гегелевской школы (в особенности к Максу Штирнеру). По всей вероятности, мы вскоре увидим опять развитие реалистического направления как реакцию против крайнего индивидуализма. В схоластической философии поводом к спору реалистов с номиналистами послужила книга Порфирия "о пяти гласах", поднимавшая вопрос о значении родов и видов. В течение этого спора, длившегося с XI в. до XIV-го и перешедшего и в новую философию, были высказаны наряду с радикально противоположными мнениями многие посредствующие точки зрения. Несомненно, что реалистическая точка зрения более подходила к догматической христианской; поэтому номинализм был сначала преследуем, а потом на него не переставали смотреть более или менее подозрительно. Хотя номинализм и оказал существенную услугу свободе философского исследования, но уже Риттер заметил, что ему совершенно неправильно приписываются либеральные тенденции (стоит лишь вспомнить Гоббса); точно так же совершенно неосновательно мнение, будто победа номинализма — окончательная.

4.1 Реализм против номинализма

Сущность проблемы состоит в вопросе о значении общего. Реализм (в схоластическом смысле) приписывает действительность общим идеям. Таким образом, этот реализм есть то, что с другой точки зрения называется идеализмом. Платон в своём учении об идеях дал впервые вполне отчетливое решение проблемы в реалистическом духе, и реалисты всех времён в Платоне видят свой прототип.

4.2 Реализм против индивидуализма

Последняя крупная реалистическая система принадлежит Гегелю, для которого, как для Платона, понятие (то есть общее) составляет истинное бытие. Со времени падения гегелианства сила номинализма значительно возросла. Крайним представителем номинализма настоящего времени является индивидуализм (в лице, например, Ницше), восходящий к левой стороне гегелевской школы.

4.3 Реализм против антиреализма

Существует три вида научного реализма: наивный, обычный и критический.

Наивный реализм — это позиция, разделяемая большинством людей с точки зрения здравого смысла. Согласно ей, мир таков, каким его представляет современная наука, те сущности, существование которых постулируется хорошо подкрепленной научной теорией, в действительности существуют.

Научный реализм постулирует существование объективной истины, целью научных теорий провозглашается открытие истины, движущей силой научного прогресса — приближении к истине. Научные теории, поскольку они истины, описывают реальность адекватно и сущности, которые постулируются хорошо проверенными теориями, существуют. Ричард Бойд выделил следующие виды реализма, в зависимости от исследуемых вопросов:Онтологический реализм предполагает, что реальность, которая описывается научными теориями в целом не зависит от нашего мышления и теоретических допущений. Онтологический реализм отвечает на вопросы: какие сущности реальны? существует ли независимый от наблюдателя мир?

Эпистемологический реализм предполагает, что научные теории подтверждаются как истинные и, фактически, часто оказываются приближающимися к истине.

Александр Бэрд сформулировал пять тезисов научного реализма. Согласно Бэрду реалист утверждает о научных теориях, что:

(a) они могут оцениваться в терминах истинности или приближения к истине;

(b) их разумная цель — истина или приближение к истине;

(c) их успех является свидетельством их истинности;

(d) если они истинны, то ненаблюдаемые сущности, которые они предполагают, действительно существуют;

(e) если они истинны, они будут объяснять наблюдаемые явления

4.4 Аргументы за реализм и против реализма

4.5 Критический реализм

Эта позиция была сформулирована профессором Хельсинкского университета И. Ниинилуоттой, который добавил к позиции реализма ряд уточняющих деталей. В частности, под влиянием тезиса неопределённости Куайна, он признает концептуальный плюрализм: наше обращение к миру происходит всегда в некоторых лингвистических рамках. Тезис пессимистической индукции вынуждает его принять фаллибилизм: знание о реальности не достоверно и подлежит корректировке, даже лучшие научные теории могут оказаться ошибочными, однако успешные теории близки к истине. Признается экстерналистский тезис, сформулированный социологами: реальность отчасти (но только отчасти) создана человеком. В целом его позиция по-прежнему сохраняет реалистический оптимизм: прогресс науки можно рационально объяснить. Наилучшее объяснение состоит в том, что научные теории близки к открытию истины.

Нийнилуотто формулирует ряд тезисов критического реализма:

1.По крайней мере, часть реальности онтологически независима от человеческого ума.

2. Истина есть семантическое отношение между языком и реальностью. Это значит, что определение истины Тарского — современная версия корреспондентной теории и ее лучший индикатор — дается посредством систематического изложения используемого в науке метода.

3. Понятие истинности или ложности в принципе можно применять ко всем лингвистическим производным научной деятельности, включая отчеты о наблюдениях, законы и теории. В частности, утверждения о существовании имеют истинностные значения.

4. Достижение истины являются основной целью науки. Истину нелегко обнаружить и распознать и даже лучшие научные теории могут оказаться ложными. Тем не менее, возможно приближение к истине и рациональное представление о когнитивном процессе.

5. Наилучшее объяснение практического успеха науки заключается в том, что научные теории являются приблизительно истинными или успешно приближающимися к открытию истины в релевантных отношениях. Прогресс науки можно рационально объяснить.

Эта более слабая реалистическая позиция лучше защищена от стандартных аргументов, выдвигаемых против реализма. Если в первой половине XX в. в философии науки основное внимание уделялось обоснованию научного метода, то в последние десятилетия обсуждаются, в основном, вопросы онтологического статуса объектов, вводимых научными теориями. В современной литературе продолжается дискуссия по поводу реализма научных понятий, которая занимает значительное место в англоязычном мире.

Список использованной литературы

1. "Антология мировой философии"

2. БоргошЮ. " Фома Аквинский"

3. Соколов В.В."История древней и средневековой зарубежной философии"

4. Якобсон Р.О. О художественном реализме , 1987.

5. Лотман Ю.И., Цивъян Ю.Г. Диалог с экраном. - Таллинн, 1994.

6. Руднев В. Культура и реализм // Даугава,,1992. - No 6.

7. Руднев В. Морфология реальности: Исследование по "философии текста". - М., 1996.

Раздел: Философия
Количество знаков с пробелами: 22334
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Номинализм и реализм (от лат. nomen - имя, realis - действительный) - противоборствующие направления средневековой схоластической философии. Номинализм настаивал на объективном существовании лишь единичных вещей. Реализм утверждал объективное существование общих понятий в Божественном уме. Для крайних номиналистов общие понятия суть звук, для умеренных общие понятия возникают в человеческом уме в процессе абстрагирования. Крайние реалисты (Эриугена) утверждали, что универсалии (общие идеи, понятия) существуют идеально, до вещей. Умеренные реалисты (Фома Аквинский) считали, что универсалии существуют в вещах. Дискуссия номиналистов и реалистов оттачивала логику, основное достижение средневековой схоластики, способствовала развитию научной строгости, заложила основы теории множеств и математической логики.

Характерные особенности представлений средневековой философии о познании проявились в происходившей в течение веков полемике номинализма и реализма.

Реализм (в средневековой философии) - учение, по которому подлинной реальностью обладают только общие понятия (универсалии), а вещи, существующие в эмпирическом мире изменчивы, единичны, временны. Понятия существуют до вещей, это идеи в божественном разуме. То есть познание возможно только с помощью разума.

Номинализм подчеркивает приоритет воли над разумом. И понятия не существуют в божественном разуме. Сначала Бог творит вещи своей волей, а понятия возникают в познающей душе. Яркий представитель номинализма Уйльям Оккам говорил, что понятия, не поддающиеся проверке в опыте, должны быть удалены как нерациональные (бритва Оккама).

Попытку преодолеть обе крайности попытался Фома Аквинский. Возражая номиналистам, Фома утверждал, что общие понятия в божественном разуме предшествуют вещам, как их прообразы. Одновременно, возражая реалистам. Фома доказывал, что общее внутреннее присуще вещам, и понятия, образующиеся в человеческом мозге вторичны по отношению к общему в вещах. Познание, с его точки зрения, происходит благодаря действию на человека двух сторон вещи – чувственной и умопостигаемой. Таким образом, познанный объект ведет как бы двойное существование: вне человека как вещь и внутри человека как “вид”. Посредством “чувственных видов” человек познает индивидуальное в вещах, посредством “сверхчувственных видов” - общее. Через философское познание вещей, как творений Бога, человек возвышается до познания самого Бога.

Номинализм и реализм в средневековой философии. Идеализм направление, утверждающее, в противоположность материализму, первичность духа и вторичность материи, идеальность мира и зависимость его существования от сознания людей. В средневековой философии приводится различие бытия и сущности. У всех средневековых философов познание каждой вещи сводится к ответу на 4 вопроса: 1. Есть ли вещь? 2. Что она такое? 3. Какова она? 4. Почему (для чего) она есть? Смысл мышления средних веков теоцентричен, т.е. в основе мироздания Бог. Философия базировалась на 2 основных идеях: - творения - откровения Чем древнее, тем истеннее, подлиннее, надежнее такова позиция средневековых мыслителей. Главный источник знаний и откровений Библия. Философская мысль религия единобожия (монотеизм иудаизм, христианство, мусульманство). Направления схоластики. Реализм (направление схоластики) учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия или универсалии, а не единые предметы, существующие в эмпирическом мире. Реальным бытием обладают вечные идеи, а не переходящие и изменчивые чувственные вещи. Универсалии существуют до вещей, представляя собой мысли, идеи в божественном разуме (позиция Платона). Познание возможно лишь с помощью разума, ибо лишь разум способен посчитать общее. Номинализм отдавал приоритет воле над разумом (nomen имя) отрицал возможность существования общих понятий. Универсалии существуют не до, а после вещей. (человек есть живое существо, наделенное разумом) Общие понятия только имена; они не обладают никаким самостоятельным существованием. Это был спор о взаимоотношении общего и сделочного. Реализм разновидность объективно-идеологического решения проблемы, а номинализм больше тяготеет к материализму. Реализм был ведущий в споре о природе универсалий, а номинализм в оппозиции. Аврелий Августин бог мыслится как творец мира личностного духовного существа.

Читайте также: