Доклад развитие русской культуры 3 класс

Обновлено: 02.07.2024

Культура Древней Руси вобрала в себя традиции восточных славян и достижения византийской культуры, соединила язычество и христианство.

Славянская письменность была создана монахами-просветителями, первые школы на Руси готовили именно священнослужителей, но люди долгое время продолжали верить и в языческих богов. Поэтому многие христианские праздники обрели собственные уникальные традиции празднования, а в народном творчестве переплелись мифологические и христианские мотивы.

Образование Древнерусского государства

В 882 году новгородский князь Олег выступил на Киев и хитростью захватил его. Притворившись купцом, он убил Аскольда и Дира, князей Киева и своих родственников. Так Олег объединил север и юг Руси, Новгород и Киев.

Формирование культуры

Благодаря своему географическому положению Киевская Русь испытывала влияние разных стран Запада и Востока. Особенно тесными были культурные контакты с Византией, на тот момент наиболее развитой и просвещенной цивилизацией.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Связь Византии и Руси усилилась после принятия славянами христианства. Но важно учитывать, что проникновение византийской культуры не было насильственным, ее традиции и достижения творчески перерабатывались славянами и вплетались в местные языческие культы, обретая национальное своеобразие.

Письменность, просвещение

Создание азбуки

Славянская письменность была создана в середине IX века греками братьями Константином (в монашестве Кириллом) и Мефодием специально для нужд христианского богослужения. Они разработали славянскую азбуку и начали перевод Библии. Один из диалектов древнеболгарского языка стал официальным языком богослужений и славянской литературы.

Глаголица, кириллица

Филологи считают, что Кирилл создал именно глаголицу.

Позже один из последователей Мефодия составил другой алфавит, которым мы пользуемся сейчас, и спустя какое-то время именно этот алфавит стали называть кириллицей.

Литература

Азбука, письменность, книга стали для славян священными. Слово, текст должны были раскрывать христианские истины, приобщать к сверхъестественному божественному миру, к высшей религиозной мудрости. Ценности и интересы земной жизни почти не привлекали внимания книжников. Фольклорные лирические песни существовали издревле, но их не записывали.

Авторы

Древнерусские книжники редко указывали на рукописях свое имя. Они считали себя лишь исполнителями божественной воли, излагающими события с чьих-то слов или переписывающими чужие мудрые мысли. Как правило, авторы упоминали свои имена, только чтобы придать повествованию достоверность: например, составители житий часто рассказывали, что были очевидцами событий из жизни святого.

Сначала христианские тексты просто переводили, формирование собственной литературной традиции происходило очень медленно. При переписывании тексты перерабатывали: исключали или вставляли какие-то фразы или эпизоды, иногда идеи и оценки первоначального автора заменяли на противоположные. Варианты одного произведения, существенно отличающиеся друг от друга, исследователи называют списками или редакциями.

Произведения

Лишь немногие летописи сохранились до нашего времени. Известно, например, что в 1382 году в Москве сгорели тысячи книг, привезенных из монастырей.

Таким образом историю славян и Руси Нестор вписал в историю всемирную, где славяне заняли свое место среди прочих народностей. В характеристиках князей и описании их походов заметно влияние дружинных песен, прославлявших героев.

Архитектура

Деревянное строительство

Каменное зодчество пришло на Русь только в конце X века, до этого храмы строили из дерева. Их формы нашли отражение в более поздних образцах каменной церковной архитектуры, некоторые храмы были перестроены в камне без существенных изменений. Ни одной деревянной церкви того периода до нашего времени не сохранилось.

Каменное зодчество

Крестово-купольную композицию храмов на Русь принесли византийские мастера. Над зданием сооружали центральный купол, вокруг которого возводили меньшие купола. Центральный купол поддерживал барабан со световыми окнами, опиравшийся на четыре столба.

Здание имело форму креста, перекрестье которого приходилось на подкупольное пространство. Восточная стена, где располагался алтарь, выдавалась полукруглыми выступами — апсидами.

Притвор, нартекс, был расположен с западной стороны.

Самый старый из сохранившихся в своем первоначальном облике древнерусских храмов находится в Чернигове. Это Спасо-Преображенский собор, заложенный по приказанию князя Мстислава Владимировича в середине XI века. Одна из особенностей Спасо-Преображенского собора — тройные аркады в двух ярусах подкупольного квадрата между боковыми столбами.

В конце 30-х — начале 50-х годов XI века по указанию великого князя киевского был возведен самый знаменитый из всех русских храмов — собор Святой Софии. Огромный пятинефный собор имел тринадцать куполов, но позже его перестроили, и куполов стало меньше. Главный купол внутри и алтарь украшены мозаиками.

Живопись

Мозаика, фрески

Монументальная живопись в Киевской Руси появилась во времена расцвета, при князьях Владимире Святом и Ярославе Мудром. Сложенная из смальты, маленьких кусочков окрашенного стекла, мозаика менее подвержена воздействию времени, чем фреска, и не теряет яркости цветов. В технике мозаики, как наиболее дорогой и сложной, выполнялись композиции в куполе и апсиде. Остальные части храма расписывались водяными красками по сырой штукатурке — фресками.

Иконопись

Иконы писали на досках: дерево было доступным и дешевым материалом. Его покрывали левкасом, меловым грунтом, затем наносили красочный слой. Сверху икону покрывали олифой, чтобы защитить от повреждений и влаги.

Икон эпохи Киевской Руси сохранилось совсем немного. Самая древняя из уцелевших русских икон написана, видимо, при Святополке Изяславовиче или Владимире Мономахе. Это поясное изображение Святого Георгия из Новгорода. Цветовая гамма не насыщена, в ней преобладают алый и коричневый оттенки. Огромные глаза Святого Георгия под тонкими, плавно изогнутыми бровями задумчиво устремлены на зрителя. Нежность овала прекрасного юношеского лика подчеркнута мягкостью контура. Но в правой руке Георгия — копье, а в левой — меч, который в средневековой Руси был символом и эмблемой княжеской власти.

Фольклор

Термин ввел в научный обиход английский историк Вильям Томс в 1846 году.

Заучивать текст со слуха гораздо трудней, чем с помощью записей. Чтобы запомнить, а потом пересказать или спеть какое-то произведение, народ выработал специальные подсказки. Эти отшлифованные веками художественные приемы создали особый стиль, который отличает фольклор от литературных текстов.

Встречаются и другие самые разнообразные повторы: повторяются не только слова и фразы, но и целые эпизоды. На троекратном повторении одинаковых ситуаций строятся и былины, и сказки, и песни. Другая распространенная композиция — эпизод повторяется дважды, но с существенным изменением, нередко даже с противоположным смыслом.

Обрядовая поэзия

Святки

Календарные обряды призваны были обеспечить урожайный год. Зимой, на Святки, ряженые исполняли для соседей ритуальные песни, называемые колядки. Ряженые изображали пpихoд душ умерших предков, которых традиционно поминали на Святки. Эти души играли роль посредников при общении человека с потусторонним миром и помогали своим живым родственникам обеспечить богатство и благополучие на год.

Пожилым и молодым людям пели разные песни: первым желали в основном богатства, вторым — красоты, скорейшего брака, рождения детей. За исполнение любого обряда участникам полагалась награда. Колядникам, как правило, выносили что-нибудь с праздничного стола или давали немного денег. Если этого не делали, ряженые пели песни с угрозами. Проклятия, как и благопожелания, воспринимались почти буквально, поэтому обидеть колядников боялись и крайне редко им отказывали.

Масленица

Второй за Святками большой праздник, во время которого также пелись песни — Масленица. Из соломы делали чучело, которое наряжали, провозили по селу, а затем сжигали или хоронили — разрывали на части на высоком месте за пределами деревни, при этом плача и причитая. Все эти действия сопровождались обрядовыми песнями.

В обрядовых песнях, призывающих весну, упоминаются сельскохозяйственные орудия. Существуют и песни-заклички, обращенные к жаворонкам и другим птицам, в этих песнях содержится призыв прилететь и принести весну. Пекли птиц из теста, с этой выпечкой выходили на улицу, иногда залезали на крыши домов и оттуда закликали весну, а затем печенье съедали.

Пасха

Мифологические сказания

Собственно мифов, историй о сотворении мира и возникновении человека, не сохранилось. Славянскую мифологию ученые смогли восстановить лишь фрагментарно, исследуя сказки, народные песни, заговоры, суеверия и приметы. Точно выяснено, что славяне верили в Перуна, Велеса и Сварога, насчет остальных богов есть сомнения, поскольку их названия на разных славянских диалектах могли быть не именами собственными, а, например, эпитетами уже известных божеств.

Больше информации сохранилось о низших мифологических существах: Бабе-Яге, Кощее, различной неантропоморфной нечисти. Мир волшебной сказки — мир многобожия, т. е. язычества. Человеку помогают или стараются помешать древние властители стихий, природных сил: Солнце, Месяц Месяцович, Ветер, Морозко, водяной, морской царь. В лесу живут лешие, в воде — русалки, дома берегут домовые и т. д.

Былинный эпос

Былины — народные эпические песни. В них воспеваются богатыри, которые сражаются с чудовищами или вражеским войском, отправляются в загробный мир или иным способом проявляют героизм.

Традиционно выделяют два главных цикла былин, объединенных по месту действия или происхождению героев:

  1. Киевский цикл. К нему относятся песни об Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алёше Поповиче, Дюке Степановиче, Хотене Блудовиче, Дунае и т. д. Даже если действие в этих былинах непосредственно не связано с Киевом или с выполнением поручения князя Владимира, упоминание города или князя обязательно присутствует.
  2. Новгородский цикл. Его герои — Садко и Василий Буслаевич — родились и жили в Новгороде.

Одежда и украшения

Основной одеждой славян была рубаха. Мужчины надевали под нее порты, узкие штаны, а женщины носили поверх рубахи юбку.

Верхняя одежда — свита или плащ. В холодное время носили меховые шубы, называвшиеся кожухи.

Обычной крестьянской обувью были лапти из лыка. Кожаные сапоги или поршни носили горожане и знать.

Женщины Древней Руси носили литые серебряные перстни с орнаментом, витые браслеты из серебряной проволоки, стеклянные браслеты, бусы из цветного стекла, драгоценных и полудрагоценных камней, золота. К бусам крепились круглые или лунообразные подвески, так называемые лунницы. Но самыми популярными украшениями были литые височные кольца из серебра. Они вплетались в женскую прическу.

Излюбленной техникой древнерусских ювелиров было чернение, которое, по мнению некоторых ученых, являлось хазарским наследием. Таким способом изображали фигуры музыкантов, танцовщиц, воинов, орлов и фантастических чудовищ.

Чернь — сложный сплав свинца, меди, серебра и других составляющих. Ее наносили на металл с заранее выгравированным рисунком, после чего нагревали, и чернь сплавлялась с основой.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Особенности культуры Древней Руси Основу древнерусской культуры составляло на.

Особенности культуры Древней Руси Основу древнерусской культуры составляло наследие восточных славян. Древнерусская культура впитывала в себя культурные достижения проживавших в составе Руси и окружающих ее народов. Большое влияние на русскую культуру оказала Византия, особенно после принятия христианства. Создавая свои творения, древнерусские мастера не стали слепо подражать своим византийским учителям. они стремились отразить в них думы и чаяния русского народа. Главным мотивом древнерусского искусства был патриотизм, призыв к объединению народных сил против внешних врагов.

Древнерусская культура впитала в себя и культурные достижения проживавших в с.

Древнерусская культура впитала в себя и культурные достижения проживавших в составе Руси народов и окружающих ее народов

С незапамятных времен развивалось на Руси устное народное творчество - песни.

С незапамятных времен развивалось на Руси устное народное творчество - песни, сказки, былины Главная идея – освобождение своей земли и защита ее от врагов. Главные герои былин богатыри: Алеша Попович, Илья Муромец, Добрыня Никитич

Устное народное творчество Былины – поэтические сказания о прошлом, в которых.

Устное народное творчество Былины – поэтические сказания о прошлом, в которых прославлялись подвиги русских богатырей

Письменность и грамотность Письменность у восточных славян зародилась до при.

Письменность и грамотность Письменность у восточных славян зародилась до принятия христианства. Славянскую азбуку создали византийские монахи Кирилл и Мефодий. При церквях и монастырях были открыты школы. Появляются первые рукописные книги. Алфавиты кириллица и глаголица Миниатюра из рукописной книги.

Письменность и грамотность

Письменность и грамотность

Летописание Каждый крупный город вел свою летопись. Вражда между князьями при.


Писчий материал

Берестяные грамоты

Литература Житие – литературное описание жизни людей, причисленных к лику свя.

Литература Житие – литературное описание жизни людей, причисленных к лику святых

Литература Митрополит Иларион Жанр торжественного и поучающего обращения

Литература Митрополит Иларион Жанр торжественного и поучающего обращения

Иконы, как правило писались на липовой доске Специфика иконописного письма: Ф.

Иконы, как правило писались на липовой доске Специфика иконописного письма: Фигуры изображались плоскими и неподвижными, использовались особая система изображения пространства (обратная перспектива), вневременное изображение, фигуры не отбрасывают теней, свечение вокруг головы в виде круга (нимб). Адриан святой. Фреска Софийского собора в Киеве Иконопись

Зодчество и живопись Собор Святой Софии расположен в самом центре города. Сох.

Зодчество и живопись Собор Святой Софии расположен в самом центре города. Сохранились и через века дошли до нас 260 кв.м. мозаик и 3 тысячи кв.м. фресок. Мозаика – картина из вдавленных в сырую штукатурку стекловидных камешков (смальты) Фреска – картина, написанная водяными красками по сырой штукатурке Мозаики Софийского собора в Киеве

Зодчество и изобразительное искусство Деревянное зодчество

Зодчество и изобразительное искусство Деревянное зодчество

После принятия христианства – строительство каменных храмов

После принятия христианства – строительство каменных храмов

Фреска Фреска – картины, написанные водяными красками по сырой штукатурке

Фреска Фреска – картины, написанные водяными красками по сырой штукатурке

Мозаика Мозаика – картины из вдавленных в сырую штукатурку стекловидных камеш.

Мозаика Мозаика – картины из вдавленных в сырую штукатурку стекловидных камешков

Художественное ремесло Эпоха Киевской Руси ознаменовалось расцветом художеств.

Художественное ремесло Эпоха Киевской Руси ознаменовалось расцветом художественных ремесел, среди которых видное место заняла обработка металлов, в частности ювелирное дело, центром которого стал Киев. Основы металлических изделий выполнялись техникой литья, которую использовали для создания как уникальных, так и изделий массового употребления. Для первых применяли восковую модель, для вторых – каменные формочки. Гривна Владимира Мономаха

Художественное ремесло Ремесло оружейников

Художественное ремесло Ремесло оружейников

Ювелирное мастерство Зернь – на изделие напаивается узор, состоящий из множес.

Ювелирное мастерство Зернь – на изделие напаивается узор, состоящий из множества мельчайших шариков-зернышек

Ювелирное мастерство Скань – орнамент наносили тонкой золотой или серебряной.

Ювелирное мастерство Скань – орнамент наносили тонкой золотой или серебряной проволокой, которую напаивали на изделие

Ювелирное мастерство Скань – орнамент наносили тонкой золотой или серебряной.

Ювелирное мастерство Скань – орнамент наносили тонкой золотой или серебряной проволокой, которую напаивали на изделие

Ювелирное мастерство Эмаль – пространство между перегородками заполняли специ.

Ювелирное мастерство Эмаль – пространство между перегородками заполняли специальной разноцветной краской

Ювелирное мастерство

Скань . Изделия из скани часто дополняются зернью (маленькие серебряные или з.

Скань . Изделия из скани часто дополняются зернью (маленькие серебряные или золотые шарики) и эмалью.

Вывод: Таким образом, Древнерусское государство достигло………уровня культуры. О.

Вывод: Таким образом, Древнерусское государство достигло………уровня культуры. Она переняла традиции……….и…………, но тем не менее осталась самобытной. Древнерусская культура стала………… частью мировой культуры.

https://www.free-lance.ru/users/NIKLEN/viewproj.php?prjid=643225 http://www.r.

Краткое описание документа:

В презентации вы найдете особенности культуры древней Руси, что являлось главным мотивом искусства . Как развивалось устное народное творчество, письменность и граммотность.Какой использовали писчий материал.Как шло развитие зодчества и изобразительного искусства, ювелирного мастерства. Что такое скань, фреска, мозаика, иконопись.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

  • Курс добавлен 24.12.2021
  • Сейчас обучается 203 человека из 54 регионов


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 605 902 материала в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 26.01.2019 1777
  • PPTX 42.1 мбайт
  • 43 скачивания
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Пузракова Елена Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема : Развитие русской культуры. Зодчество .

Цель: создать условия для формирования представлений о Древнерусской культуре, познакомить с памятниками архитектуры.

Личностные : развитие чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

Метапредметные :

познавательные УУД: осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях и интернет-ресурсах;

регулятивные УУД: контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем и одноклассниками;

коммуникативные УУД: при работе в группах, в парах уметь договариваться, приходить к общему решению.

Предметные : знакомство с понятием культура, зодчество, раскрытие особенностей древнерусской культуры

Тип урока: изложение нового материала.

Формы работы учащихся: коллективная, групповая, индивидуальная.

Методы: деятельностный, частично-поисковый, метод решения проектных задач.

Оборудование урока: учебник Дмитриевой Н.Я., Казакова А.Н., “Окружающий мир”, 3 класс, II часть; большая школьная энциклопедия, ПК, проектор; презентации, записи музыки.

1 Организация начала урока .

Умные дети за парты все сели.

Мы все за наукой сегодня пойдем,

Смекалку, фантазию нашу возьмём.

Какое настроение? Кто готов трудиться и узнавать новое?

Я приготовила для вас оранжевые линеечки. Этот цвет, по утверждению учёных, поднимает настроение и улучшает работоспособность.

Рефлексионная линейка. На этой линейке будете оценивать собственную работу, настроение на уроке. Слева( на 1 шкале) отметьте как бы вы хотели работать на уроке , оценивая свою активность, заинтересованность по 5 бальной системе. Справа отметим свои фактические результаты в конце урока.

2 Введение в тему. Постановка целей

Звучит музыка. (вступление к былинам)

Самобытная моя! Сколько глубин в тебе! Сколько страданий пришлось тебе испытать! Тебя стремились уничтожить , но ты выстояла и победила. Сила твоя в культуре твоей древней, в традициях твоих.

К кому обращается автор этих строк? (к России)

Начиная со времен правления Дмитрия Донского, при Иване III , Иване IV как укреплялась наша матушка Россия, так и хорошела она родимая. Тема нашего урока звучит так :

Развитие русской культуры. Зодчество.

Зодчество ( по Ожегову) – искусство строения зданий, сооружений.

Какие цели можем поставить?

Узнать …(о зданиях того времени, для нас они уже являются памятниками, об архитектурных творениях 14-17 веков)

Познакомиться …(с авторами этих творений, узнать в каких городах они находятся) Начнем работу с проверки ваших знаний о правителях, которые стояли во главе государства в эти века.

С каким правителем вы познакомились на прошлом уроке? О нем и поговорим подробнее.

3 Актуализация опорных знаний

Что можете о нем сказать? (ленивый, безответственный)

Он решил начать трудиться и стать журналистом.

Кто такой журналист?

( человек, который занимается сбором информации для дальнейшего её изложения в средствах массовой информации т.е в газетах и журналах. Пишут и рассказывают журналисты как о современных событиях, так и о событиях прошлых лет.

Собирал Вовка материал об Иване Грозном.

(раздаточный материал с информацией)

Подпишите свою фамилию. Будете выступать в роли редакторов.(тот,кто работает с текстом, исправляет ошибки)

Объединение Руси вокруг Москвы произошло при Иване II и Василии III ( ответ:при Иване III ) -

Иван III и Василий III присоединили к Москве Рязань, Новгород, Тверь, Псков, Смоленск с их землями, создав Киевское государство (ответ : Московское государство) -

Византийский герб - двуглавый орел +

Иван IV венчался в 18 лет ( ответ: в 16 лет) -

Иван IV ограничил произвол бояр, укрепил южные границы русского царства. +

Иван IV рассорился со своими соратниками, разделил территорию и органы управления страны на опричнину и заёмщину +

Иван Грозный убил своего сына +

Собрать листочки, проверить ( на доске тест с правильными ответами) .

Вывод Вовка сделал такой:

Иван Грозный плохой.

Сформулируйте свой ответ на поставленный вопрос .

Нельзя однозначно ответить на этот вопрос. Были и положительные и отрицательные стороны в правлении Ивана Грозного. Положительные: укреплялись границы нашего государства, благодаря ему были открыты школы на Руси и люди могли учиться грамоте, строились новые здания. Отрицательные: ввел опричнину, пострадало множество невинных людей из-за его подозрительности,

Какой совет дадим Вовке? (учиться)

4 Открытие новых знаний.

Предлагаю вам попробовать себя в роли журналистов, которые готовят репортаж об истории родной земли. Куда сможем поместить ваши статьи? (показ 1 местной газеты и 1 центральной)

Начнем с загадки:

Погляди, приятель мой.
Вот он, страж земли родной.

Я расскажу вам про московский кремль , а потом вы подготовите свои выступления о других памятниках русского зодчества.

Далеко в глубину веков уходит корнями древняя история Кремля. Впервые о нем упоминается в летописи в 1156 году.(12 век) Первый Кремль, как вы знаете, был деревянным. Но он был сожжен в 14 веке в 1382 году татарским князем Тохтамышем. Русь находилась в то время под гнетом орды. Пожарище произошло спустя 2 года после Куликовской битвы. После этого страшного события Дмитрий Донской построил каменный кремль из белого кирпича.

Показ слайда 1,2

Время шло, ветшали кирпичные стены Кремля. Правнук Дмитрия Донского - Иван III , заботился об украшении и процветании Москвы.

Под его предводительством Русь избавилась от тяжелого татарского гнета..Где и когда это произошло? (1480 г стояние на реке Угре) Иван III пригласил в Россию итальянских зодчих ( архитекторов) и они вместе с русскими мастерами спроектировали и построили Кремль из красного кирпича.

Одним из них был Аристотель Фиорованти. Изменился внутренний облик Кремля. Появилась Соборная площадь,3 собора: Успенский, Благовещенский и Архангельский

Мы устали чуточку, (шаги)

Поворот, наклон, прыжок,

Улыбнись давай, дружок.

Ещё попрыгай: раз, 2, 3!

На соседа посмотри,

Руки вверх и тут же вниз

И за парту вновь садись.

Изменения московского Кремля на этом не закончились. Они продолжались и при Иване Грозном.

О других достопримечательностях Кремля нам расскажут журналисты 2группы.

(Грановитая палата) (История России 6 класс)

Что происходило вокруг Москвы? Что такое Золотое кольцо? Материал готовят журналисты 3 и 4группы.(Золотое кольцо, Ростовский кремль, Церковь Воскресения, Ярославль.)

При рассказе включить колокольный звон

О каменных достопримечательностях нашей Донской земли расскажут ребята 5 группы.

О деревянных достопримечательностях расскажут нам журналисты 6группы.

Каждой группе выдается набор фото с памятниками архитектуры, необходимо выбрать те, которые подходят к теме. Выдаётся тема с 2-3 вопросами.

Итог: выступление групп

4 Включение новых знаний в систему старых

1Крепость в центре Москвы

2 Кто держал Россию в страхе и повиновении 238 лет?

3 Как звали сына Ивана III?

4 Город, входящий в состав Золотого кольца России. В нём возведена Церковь Воскресения.

5 Остров в Онежском озере, на котором был возведён деревянный Спассо-Преображенский собор.

Огромное богатство вам досталось, дорогие ребята, в виде такого большого количества памятников архитектуры в нашей стране. Бережно относитесь к нему. Охраняйте и преумножайте его. Россия была и есть великой страной! Гордитесь своей Родиной! Недаром говорят, что человек без Родины, как соловей без песни. Что я произнесла ? (пословицу)

Что такое пословица?

А вы знаете пословицы о Родине?

Нет в мире краше Родины нашей.

На чужбине и калач не в радость, а на родине и чёрный в сладость.

Всякому мила своя сторона.

5 Рефлексия

Вот и подходит к концу наш урок. Оцените свою работу в роли журналистов на оранжевой линейке. Покажите её, пожалуйста, мне. Я рада, что многим на уроке все удалось, вы смогли сделать то, что запланировали. У кого что-то не получилось - не беда, ведь не ошибается тот, кто ничего не делает!

Достигли мы поставленных целей?

Какие памятники архитектуры вам запомнились?

Из какого материала создавались большинство памятников зодчества в 14-17 в?

Кто такие журналисты? Редакторы?

6 Домашнее задание

Культура России необъятна и разнообразна. Она развивалась в разных направлениях, на неё влияли многочисленные народы России, а также соседние государства. Культура России определяется историей и географическим положением страны. Об этом и пойдёт речь далее.


Живопись
Живопись на Руси начала развиваться с распространением христианства в государстве. Изначально на Руси была развита только иконопись, которая пришла из Византии вместе с Византийскими иконописцами. Многочисленные русские православные храмы украшались фресками и иконами, которые писались по строгим канонам. Расцвет иконописи на Руси пришёлся на XIV- XV века. Именно тогда храмы расписывали Андрей Рублёв, Феофан Грек, а также Дионисий.


С началом правления Петра Великого в России начинает распространяться Западная школа живописи. Русские художники начинают использовать в своих работах новые приёмы, перенятые у западных коллег, а также новые материалы, как мрамор и масляные краски. В то же время получила широкое распространение портретная живопись. Чуть позже стал развиваться пейзаж, который был характерен для Шишкина и Саврасова. В XIX веке русские художники стали увлекаться реализмом, среди них: Суриков и Репин.


В XX веке стал развиваться русский модернизм, который разделился на несколько течений, как кубизм, футуризм, а также супрематизм. Чуть позже русская живопись оказалась на пороге авангарда, представителями которых были Марк Шагал и Казимир Малевич. Малевич был и представителем супрематизма, в котором он достиг больших высот.


Литература
Литература, как и живопись начала развиваться после принятия христианства опять же по византийскому и греческому образцу. Чуть позже, в 1113 году, было написано одно из величайших произведений древнерусской литературы - "Повесть временных лет". В том же веке было написано не менее великое "Слово о полку Игореве".


В Средневековье в русской литературе стал развиваться жанр жития, которое включает в себя описание жизни святых и монахов. Именно в это время появилась история Петра и Февроньи, которая стала символом любви для русских людей. Тогда же возродился интерес к такому жанру, как хождение, которое описывает путешествия русских исследователей. Примером этого жанра является "Хождение за три моря", написанное купцом Афанасиев Никитиным. В 1564 году в России была напечатана первая книга "Апостол" на станке, изобретённым Иваном Фёдоровым.
XVIII век стал Золотым в русской литературе. Тогда она и разделилась на три направления: классицизм, реализм и сентиментализм. Первым появился классицизм, в этом направлении проявили себя Сумароков, Ломоносов и Державин. Следующие направление — реализм, здесь себя проявил Денис Фонвизин, написавший комедию "Недоросль". Сентиментализм уделяет огромное внимание человеческим чувствам. Наиболее популярным произведением, написанном в жанре сентиментализма является "Бедная Лиза".


В XIX веке развитие русской литературы продолжается с появлением на литературном пьедестале Александра Сергеевича Грибоедова, Александра Сергеевича Пушкина, Николая Васильевича Гоголя, Михаила Юрьевича Лермонтова, Льва Николаевича Толстого и других.


Театр
До XVII в русской культуре не было театра как такового. Даже понятия такого не было. Однако для публики устраивались представления, которые были призваны развлекать. На некоторые праздники жители Руси переодевались в странные наряды, чтобы отпугнуть злых духов. Народных артистов во времена Древней Руси называли скоморохами. Это были и музыканты, и шуты, и певцы, и акробаты. Скоморохи объединялись в целые дружины, которые развивались в разных направлениях. Бродячие скоморохи выступали на улице и получали платы в виде еды. Также были скоморохи и при дворах царей. Позже стали появляться кукольные представления, тогда они были популярны не только среди детей, но и взрослых. В XVII веке скоморохам пришлось сменить род деятельности и начать развиваться в музыке, так как церковь была против деятельности скоморохов, так как она противоречила укладу русской живописи.
Театры начали появляться при царе Алексее Михайловиче, однако это название было условным. В постановках нередко участвовали иностранные актёры. В театральных постановках часто поднимали проблемы общества. Позже стали появляться школьные театры, где студенты и ученики могли ставить постановки для праздников. Также были созданы крепостные театры, что было яркой инновацией в истории русской культуры. Помещики могли открывать свои собственные театры, где играли крепостные крестьяне. В 1702 году Пётр Великий издал указ о создании общедоступного театра, на представления в который могли прийти все.
Балет в России начал развиваться ещё во времена правления Петра Великого. Тогда в программу учебных заведений для дворянских детей были включены танцы. В 1741 году Елизавета Петровна учредила первую русскую балетную труппу. С тех пор, балет стал развиваться в России с бешеной скоростью. Сейчас зрители во всём мире посещают представления русских балетных трупп, так как это одни из самых профессиональных трупп на планете.


В XX веке активно развивался русский театр, стало больше внимания уделяться человеческим чувствам и человеческой судьбе. Однако многие сценарии так и не были реализованы, так как в первой половине столетия была жёсткая цензура на искусство.


Музыка
Музыка тоже начала развиваться с появлением на Руси православия. Именно тогда появились церковные обряды, включающие в себя богослужебное пение. Также государственные церемонии и праздники происходили с участием музыкантов. Музыканты встречали князей и дружину после битв и военных походов. Все княжеские пиршества проходили под музыку древних музыкальных инструментов. Первыми музыкантами были скоморохи. Они не только играли на музыкальных инструментах, но и пели, танцевали, а также рассказывали сказки.
Русская классическая музыка начала развиваться в XIX веке с появлением Михаила Ивановича Глинки. Он был первым русским композитором, который приобрёл мировую славу. Он и стал основателем классической музыки в России. Композитор использовал народные мотивы в своём творчестве. Наиболее популярные его произведения: "Руслан и Людмила" и "Жизнь за царя".
Традиции Глинки продолжали Мусоргский, Римский-Корсаков и Бородин. Они также использовали мотивы русского фольклора. Среди их работ: "Золотой петушок", "Князь Игорь" и "Борис Годунов". Одним из величайших русских композиторов был Пётр Ильич Чайковский, который специализировался на создании опер и балетов, среди которых: "Спящая красавица", "Лебединое озеро", "Мазепа", "Пиковая дама" и многие другие.
Особой частью русской музыки был русский музыкальный театр. Имена артистов, которые выступали на сценах знаменитых театров знают во всём мире, это Анна Павлова, Фёдор Шаляпин и многие другие.

Читайте также: