Доклад растения тульской области

Обновлено: 04.05.2024

Данный проект является второй серьезной самостоятельной работой учащихся 2х классов. В процессе работы над проектом ребята должны были не только познакомиться с растениями лесов Тульской области, но и сделать выводы о важности растений в жизни человека, то есть использовать в своей работе знания о строении растений, их пользе, бережном отношении к ним.

В результате работы над проектом учащиеся приобретали навыки работы с дополнительной литературой. Работа в группах, взаимодействие со взрослыми (библиотекарем, учителем, родителями), защита проекта способствовали формированию коммуникативной компетенции. Формирование информационной компетенции происходило на всех этапах работы над проектом: во время поиска и обработки информации, подготовки и защиты слайдов презентации.

ВложениеРазмер
Zoechke1.doc 53.5 КБ

Предварительный просмотр:

“Растительный мир Тульской области”.

учитель начальных классов

МОУ“СОШ 17” г. Новомосковска

Паспорт проектной работы

1. Название проекта: “Растительный мир Тульской области”.

2. Руководитель проекта: Черная Зоя Валентиновна.

3. Учебные предметы, в рамках которых проводится работа по проекту: окружающий мир, технология, изобразительное искусство, литературное чтение.

4. Возраст учащихся, на которых рассчитан проект: 2 класс (8 лет).

5. Тип проекта по масштабу применения: групповой, для учащихся одного класса.

6. Тип проекта по продолжительности выполнения: средний продолжительности (4 недели).

7. Тип проекта по характеру деятельности учащихся: творческий с элементами исследования.

8. Тип проекта по предметно-содержательной области: межпредметный, выполняется в урочное и внеурочное время.

9. Тип проекта по характеру управления: непосредственный (учащиеся имеют возможность общения с учителем “здесь и сейчас”).

10. Цель проекта: познакомить учащихся с растениями лесов Тульской области. Создать условия для определения растений по их листьям и плодам, способствовать составлению и решению экологических задач, совершенствовать наблюдательность, любовь к природе, бережному к ней отношению.

Этапы работы над проектом:

1. Подготовка: определение темы и цели проекта.

2. Планирование: определение источников информации; определение способов ее сбора и анализа; определение способа представления результата (формы отчета); установление процедур и критериев оценки результата и процесса разработки проекта.

3. Исследование: сбор информации; решение промежуточных задач.

6. Представление проекта: выступление перед одноклассниками и родителями.

7. Оценка результата и процесса: анализ выполнения проекта, причины успех и неудач.

Данный проект является второй серьезной самостоятельной работой учащихся 2х классов. В процессе работы над проектом ребята должны были не только познакомиться с растениями лесов Тульской области, но и сделать выводы о важности растений в жизни человека, то есть использовать в своей работе знания о строении растений, их пользе, бережном отношении к ним.

В результате работы над проектом учащиеся приобретали навыки работы с дополнительной литературой. Работа в группах, взаимодействие со взрослыми (библиотекарем, учителем, родителями), защита проекта способствовали формированию коммуникативной компетенции. Формирование информационной компетенции происходило на всех этапах работы над проектом: во время поиска и обработки информации, подготовки и защиты слайдов презентации.

Заключительная часть проекта

I. Отчет исследовательского отдела (рассказ сопровождается показом слайдов).

Учениик 1. Исследуя леса Тульской области, мы выяснили, что основными представителями первого яруса являются деревья: береза, осина, дуб, клен, липа, ель, сосна, лиственница. Обычно они растут вместе, но встречаются большие участки леса с преобладанием деревьев одного вида. Поэтому и называют их: березняк, дубрава, ельник.

Лиственные и хвойные деревья образуют смешанный лес. Но на нашей территории хвойные леса встречаются редко, лишь в северных районах области.

Деревья растут очень долго. Осины и березы доживают до восьмидесяти-ста лет, а иногда и до ста пятидесяти. Продолжительность жизни клена до трехсот- четырехсот лет, а дубы до пятисот лет и более. Обнаружен долгожитель в деревне Дворяниново – это липа, возраст которой более двухсот пятидесяти лет.

Красивы наши леса! Высокие и стройные стволы сосен в солнечную погоду кажутся коричневато- золотистыми. Ели украшены гирляндами шишек. Дуб выделяется мощным стволом и раскидистой кроной. Белоствольная береза хороша своими мелкими листочками. У клена большие резные листья, осенью ярко окрашенные. Незабываема своим цветением липа.

Гуляя по лесу, вспоминаешь стихи Прокофьева про нашу русскую березку:

Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками.
Люблю ее нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю березку русскую,
Она всегда с подружками
Под ветром низко клонится
И гнется, – но не ломится.

Ученик 2. Мы исследовали второй ярус леса- кустарники. Именно они расположились под кронами высоких деревьев. В отличие от деревьев у них не один, а несколько стволов, от одного корня. Но бывает и так, что одно и тоже растение встречается как дерево или как кустарник. Это черемуха, рябина, ольха. Кустарники растут быстро, большинство из них за одно лето дают побеги до двух метров.

Большинство кустарников доживают до пятнадцати–двадцати лет, а некоторые и до пятидесяти. На смену одним приходят другие.

Наиболее распространенными в наших лесах являются орешник, ольха, бузина, бересклет. По сравнению с деревьями кустарники кажутся однообразными, малозаметными. У них нет высоких стволов и характерной кроны. Зато как они красивы они в пору цветения!

Кустарники являются важной частью природы. Они помогают лесу сохранять влагу, их листьями и плодами питаются животные, это удобное и нередко единственное место для гнездования птиц. Люди издавна любовались цветением кустарников. Сочиняли немало песен и стихов. Всем известно русская народная песня “Калинка-малинка”. Наши ребята придумали танец на мелодию этой песни. Предлагаем вашему вниманию.

Ученик 3. Мы предлагаем вам результаты по третьему ярусу леса.

Все свободное пространство в лесах Новомосковска под деревьями и кустарниками занято травянистыми растениями. По количеству видов их значительно больше, чем деревьев и кустарников.

Это: всем известный клевер, в народе называемый “кашкой”, цикорий, зверобой, мать-и-мачеха, ландыш, медуница, ветреница, лесная фиалка, колокольчик, пижма, подснежник.

Цветущие травянистые растения сопровождают нас с появлением первых проталин в апреле и до первых заморозков в октябре. Весна только начинается, кругом еще снег, а на тонких стеблях уже покачиваются белые цветки подснежников. Прогреются проталины, и вот уже на них мы видим желтые цветки мать-и-мачехи.

В солнечную погоду целый день от цветка к цветку в поисках пищи перелетают шмели.

Большинство травянистых растений являются лекарственными.

II. Работа отдела экологического равновесия.

Ученик 4. Исходя из экологической информации, мы составили задачи, решить которые предлагаем вам:

1. Площадь лесов ежеминутно уменьшается на 20 гектар. Какая площадь лесов уничтожается в течение часа?

2 . Поврежденная береза теряет за час 200гр сока, ослабевает и подвергается нападению вредных насекомых. Сколько литров сока теряет

береза за сутки?

3. Одно взрослое растение липы дает в среднем 70 кг меда. Сколько меда дадут 10 лип?

4. Сколько погибло бы цветущих растений, если бы каждый ученик нашего класса сорвал по 5 штук? А если по10?

5. Чтобы из семени ландыша выросло цветущее растение, необходимо 8 лет. В каком году ландыш снова зацветет, если последний раз цвел в 2003 году?

Ученик 5. Что же может сделать каждый из нас для сохранения природы? Об этом расскажет специалист нашего отдела… (Материал из учебника А. Плешакова по соблюдению правил поведения в лесу).

Ученик 6. В лесном сообществе существуют экологические проблемы. Сформулируйте и назовите их, используя эти знаки. (Браконьерство, неосторожное разведение костров, вырубка леса, уничтожение растений и загрязнение леса).

Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три – фигура березки (осины, дуба) замри.

IV . Материалы информационного отдела.

Ученик 7. По описанию узнайте от какого дерева листок . (показ слайдов)

  1. Плыви листок, как деревянная ладья. (Ива.)
  2. Осенью листья этого дерева похожи на золотые сердечки. (Липа.)
  3. Замерли деревья,
    Ветры в поле спят,
    Лишь ее листочки
    Тихонько шелестят. (Осина.)

Ученик 8. Распределить по названиям деревьев (дуб, береза, ель, липа) подходящие слова и словосочетания.

Желуди, шишка, богатырь, белоствольная, сережки, хвоя, ароматные бледно-желтые цветы.

Ученик 9. Найдите в словах спрятавшиеся названия деревьев.

Ученик 10. Почему так говорят?

1 дерево – 1млн. спичек,
1 спичка – 1 млн. деревьев.

О каком дереве так говорят:

Оно человека обувает, кормит, поит. (Липа.)

Ученик 11. По листу и плоду определите название дерева (предлагаются картинки, которые необходимо приклеить под названиями деревьев).

Дуб Клен Береза

V. Отчет отдела досуга.

Ученик 12. Предлагаем вам отгадать загадки:

За оградой в саду,
Я закуска дрозду,
И от хвори настой –
Душистый, густой (шиповник).

Прямо в небо рвутся, ввысь;
Ты внимательно всмотрись:
Не березы, не осинки,
Нет листочков, есть хвоинки (сосна).

Осень тихая настанет,
Дивным дерево то станет:
Листья-звезды яркие,
Золотые, жаркие (клен).

Русская красавица,
Всем нам очень нравится.
Бела она, стройна,
Одежда зелена (ель).

Сейчас мы проверим кто из вас самый внимательный. Нужно назвать порядковый номер каждого дерева (на доске изображения 3-4-х деревьев, но несколько экземпляров располагаются в произвольном порядке) .

Первый дуб, второй дуб, первая береза, третий дуб, вторая береза и т.д. (В зависимости от расположения деревьев).

Ученик 14 . Отгадайте кроссворд.

а ) Горят красные кисти,
Хоть давно нет листьев. (Рябина.)
б ) Я могучий великан.
У меня на ветках шишки,
Любят их и белки и детишки. (Кедр.)
в ) Расцвету – побелю, аромат издаю. (Черемуха.)
г ) И зимой и летом – в одежде одной. (Елка.)
д ) Из моего ствола делают мачту корабля. (Сосна.)

VI . Отдел пресс-центр (показ оформления проекта, выполненный из материалов, подготовленных отделами).

VII. Итоговый тест в группах c ключевым словом “ Молодцы ”.

Какое дерево не растет в лесу Тульской области?
К) дуб
Л) липа
М ) пальма

Какие дрова самые жаркие?
Н) дубовые и липовые
О ) дубовые и березовые
П) березовые и сосновые

Кору какого дерева не ест заяц?

И) березы
К) сосны
Л ) черемухи

Листочки какого дерева дрожат?
О ) осины
П) липы
Р) боярышника

В каком лесу теплее?
Г) сосновом
Д ) еловом
Е) березовой роще

Сколько граммов сока теряет поврежденная береза за час?
Ф) 100
Х) 300
Ц ) 200

Через сколько лет цветет ландыш?
Ы ) 8
Э) 7
Ю) 9

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Важным элементом инновационной деятельности является создание проектов.Дети приучаются активно и грамотно участвовать в собственном развитии: учатся находить своё место в жизни,приспосабл.


Герои-земляки, г. Суворов, Тульская область

Данная презентация содержит в себе сведения о героях Великой Отечественной войны, родившихся на Тульской земле.


Проблема воспитания патриотизма приобретает особую значимость для российского общества, переживающего период выхода из системного кризиса, охватившего самые разнообразные сферы его жизнедеятельности.


План работы ШМО учителей начальных классов МКОУ "СОШ № 10" г.Ефремова Тульской области на 2013-2014 учебный год.

Цели и задачи, план работы.

Животноводство в нашем крае. Тульская область.

Презентация к уроку по предмету "Окружающий мир" в 4 классе.(А.Плешаков. "Школа России"). Основные направления животноводства в Тульской области. Животноводческие предприятия.

Праздник Осени в Медвенской школе Тульской области

Заметка о проведении традиционного праздника Осени в МОБУ "Медвенская СОШ" Тульской области.

Красота природы Тульской области России завораживает. Густые широколиственные леса, великолепные луга с разнообразными видами всевозможных растений сменяются зоной широких раздольных степей. Животный мир богат и разнообразен. А величественные реки Ока и Дон, протекающие по территории, вдохновляют писателей и художников создавать их знаменитые произведения. О том, какие факторы влияли на развитие этого многообразия природы, а именно об особенностях климата, рельефа, гидрографии, почвообразования, а также о различных видах флоры и фауны Тульской области пойдет речь в этой статье.


Располагаясь в центре Восточно-Европейской равнины, территория Тульской области имеет пологоволнистый рельеф. За счёт того, что северо-восток области занят Среднерусской возвышенностью, эта поверхность является холмистой с самой высокой точкой – 293 метра, расположенной вблизи села Раево. В центральных районах можно обнаружить карстовые элементы, такие как воронки, балки, провальные впадины и подземные пустоты. Со времён древнего оледенения рельеф видоизменялся под воздействием ледника и поверхностных вод, оказывающих эрозионное действие. Об этом свидетельствует наличие оврагов и изрезанность рельефа долинами ручьёв и рек. На крайнем юге области находится Плавское плато, откуда берет начало Окско-Донской водораздел, разделённый на локальные междуречные плато. Среди них Раевское и Горбачевское плато и знаменитая Муравская возвышенность с высшими точками – 275 метров.

Климат Тульской области умеренно-континентальный со среднегодовыми температурами от +3,8 до +4,5°С. Зимы умеренно холодные, возможны частые снегопады и оттепели, среднемесячная температура января колеблется от +9 до + 11 °С. Летом тепло, средняя температура воздуха в июле составляет +18 до + 21 °С. На погодные условия региона оказывает воздействие как солнечная радиация, часть которой в южных районах расходуется на нагревание, а в северных на испарение, так и воздушные массы с континента и с морского побережья.

Вхождение атлантического циклона обусловит теплую погоду зимой со снегопадами и туманами и дождливую погоду летом, влияние же арктических потоков воздуха принесёт суровую морозную зиму и сильное похолодание с заморозками весной и осенью. Возможна также жаркая и солнечная погода в летние месяцы, обусловленная тропическими воздушными массами со Средиземного моря и Северной Африки . Летом выпадает большая часть среднегодового количества атмосферных осадков. Самым дождливым месяцем является июль. Мягкая зима и прохладное влажное лето характерно для северо-запада области, а морозная зима и жаркое лето с незначительным количеством осадков – для юго-востока.

Почвенное разнообразие представлено в основном дерново-подзолистыми, черноземными и серыми лесными почвами. Юго-восточные районы богаты черноземными почвами, которые содержат от 6 до 9% гумуса и занимают около 46% всей территории. Самые плодородные мощные черноземы, гумуса в которых больше 9%, встречаются на крайнем юге. За счет действия большого количества осадков черноземы являются оподзоленными, которые неплодородны и встречаются под лесными массивами вперемежку с лесными сероземными почвами, и выщелоченными в южных регионах. На северо-западе области на правобережье Оки формируется дерново-подзолистая почва, а на северо-востоке и в центрально-западных районах – лесостепные серозёмы. В меньшей степени на территории встречаются заболоченные, пойменные, лугово-болотистые и торфяные почвы.

На территории Тульской области добывается множество полезных ископаемых. Основными их видами являются:

1. Горючие полезные ископаемые. Это запасы торфа и бурого угля. Несмотря на небольшое количество болот и озер в области, залежи торфа здесь довольно большие. Часть торфяников была создана специально для удобрений. Наиболее важным ресурсом для энергетической промышленности является бурый уголь, месторождения которого занимают 40% руд Подмосковного угольного бассейна. Он применяется в качестве топлива, а также в различных областях промышленности.

2. Металлические полезные ископаемые. К ним относятся алюминийсодержащие и железные руды. Железные руды представлены бурыми железняками и содержат около 50% железа. Бокситы, или алюминийсодержащие руды, применяются для производства алюминия. В своём составе кроме окиси алюминия они могут содержать примеси различных минералов.

3. Неметаллические полезные ископаемые. На территории Тульской области найдены большие месторождения каменной соли, гипсовых и известняковых отложений, глинистых и песчаных пород.

4. Минеральные воды. Целебными качествами обладают источники минеральных вод, которые по характеру химического состава являются сульфатными, гидрокарбонатными и хлоридными.

5. Пресные подземные воды. Грунтовые и артезианские подземные источники пресной воды применяются в повсеместной жизни человека для бытовых и хозяйственных нужд.

Реки, озёра, водохранилища

Гидрография Тульской области насчитывает 1682 реки и ручья. Все они впадают в бассейны двух крупных рек – Дона и Оки. Крупнейшая судоходная река Ока, бассейн которой составляет 75% всей области, имеет притоки – Упа, Иста, Зуша, Осетр и др. Бассейн великой русской реки Дон занимает всего 25% территории и орошает юго-восточные районы. Основным её притоком является река Красивая Меча. Большинство рек имеют протяженность около 5 км, их питание происходит за счёт атмосферных осадков и грунтовых вод. Возможно весеннее полноводье и пересыхание мелких рек в летний период.

Озер на территории очень мало. Встречаются озера речного типа глубиной до 3 метров и карстовые озёра в центральных регионах, самые крупные из которых – Жупель и Шиловское. Из-за недостатка пресной воды в больших городах области были сооружены искусственные пруды.

Среди водохранилищ Тульской области следует отметить самые большие – Шатское и Пронское, предназначенные для водообеспечения промышленных предприятий. Всего здесь насчитывается 6 водохранилищ. Многие из них используются для рыболовства и в качестве зоны отдыха для горожан.

Особенно богаты природными ресурсами пойменные и материковые луга, поля и степи. Основную часть их травяного покрова занимают сорные растения. Сплошным ковром покрывает землю дикая редька, пастушья сумка, молочай, ромашка луговая, сурепка, хвощ болотный, осот полевой, донник лекарственный, василёк синий и другие.

Сегодня все больше Тульских земель используется человеком для выращивания ржи, пшеницы, ячменя, кукурузы, а также моркови, картофеля, свеклы. А на склонах произрастают всевозможные виды плодово-ягодных культур – яблонь, груш, слив, смородины и крыжовника.

Наиболее многообразен мир птиц. Их видов насчитывается более 200. В лесах и борах встречаются грачи, стрижи, кулики, дрозды, синицы, рябчики, соловьи, совы и некоторые представители отряда соколообразных. Среди пернатых лесостепной зоны следует отметить жаворонка полевого, перепела, овсянку обыкновенную. На побережьях озёр и рек гнездятся всевозможные водоплавающие птицы – гагары, цапли, утки, лебеди и дикие гуси.

В водоёмах области обитают всевозможные виды рыб: плотва, карась, окунь, налим, сом, щука, линь, пескарь, толстолобик, ёрш, карп, стерлядь и другие. Широко развито рыбоводство.

Среди пресмыкающихся распространены живородящие и прыткие ящерицы, ужи, медянки и гадюки, среди земноводных – различные виды лягушек, жаб и тритонов. Встречаются как вредоносные (тли, саранча, жуки, мухи, комары, клещи, блохи), так и полезные для человека и сельского хозяйства насекомые (муравьи, божьи коровки, медоносные пчёлы).

К сожалению, в наше время на красоту природных ландшафтов и на разнообразие флоры и фауны региона пагубное влияние оказывает загрязнение окружающей среды, браконьерство, лесные пожары и другие экологические проблемы, связанные с деятельностью человека. Только бережное отношение поможет сохранить всё богатство животного и растительного мира и позволит будущим поколениям в полной мере оценить всё великолепие и многообразие природы Тульского края.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам


Описание презентации по отдельным слайдам:


Растительный мир леса Одно из важных свойств леса – его ярусность. В верхнем.

Растительный мир леса Одно из важных свойств леса – его ярусность. В верхнем ярусе наших лесов господствует ель, сосна, дуб, осина, липа, береза, вяз.

Ниже располагаются рябина, калина, черемуха. Густой подлесок состоит из таки.

Ниже располагаются рябина, калина, черемуха. Густой подлесок состоит из таких кустарников, как жимолость, бересклет, лещина.

С наступлением тепла под пологом травянистых растений начинают расти мхи, лиш.

С наступлением тепла под пологом травянистых растений начинают расти мхи, лишайники и грибы. Грибы также бывают съедобными и ядовитыми. Самыми ядовитыми грибами считаются бледная поганка, мухомор, ложный опенок.

Растительный мир луга Луга в Тульской области занимают большие пространства.

Растительный мир луга Луга в Тульской области занимают большие пространства. На заливных лугах преобладают такие растения, как мятлик, череда, клевер, купальница, гвоздика травянистая, гусиный лук.

На суходольных лугах растут менее влаголюбивые растения, и среди них гораздо.

На суходольных лугах растут менее влаголюбивые растения, и среди них гораздо больше цветов: герань луговая, ромашка, шалфей, мышиный горошек, донник, зверобой, цикорий.

Более чем из тысячи видов растений, встречающихся на наших лугах, свыше ста в.

Более чем из тысячи видов растений, встречающихся на наших лугах, свыше ста видов – лекарственные. Здесь встречается несколько видов колокольчиков, душистый тимьян, лисохвост, тимофеевка. Растут на лугах и съедобные растения: земляника, щавель, дикий лук и чеснок.

Но необходимо помнить и то, что белена, дурман и лютик ядовиты. Есть на наших.

Но необходимо помнить и то, что белена, дурман и лютик ядовиты. Есть на наших лугах и растения, занесенные в Красную книгу. Это рябчик шахматный, некоторые виды ковыля, горицвет весенний.

Растительный мир водоемов По берегам водоемов обосновались такие растения, ка.

Растительный мир водоемов По берегам водоемов обосновались такие растения, как осока, череда, рогоз, тростники.

А в самих реках и озерах растут кубышки, кувшинки, стрелолист, ряска, всевоз.

А в самих реках и озерах растут кубышки, кувшинки, стрелолист, ряска, всевозможные водоросли.

Растительный мир болот Болота по режиму своего питания разделяются на верховы.

Растительный мир болот Болота по режиму своего питания разделяются на верховые, переходные и низинные. На низинных болотах чаще всего встречаются зеленые мхи, осоки, тростники, камыши, рогоз и др.

Растительность верховых болот представлена сфагновыми мхами, пушицей, росянк.

Растительность верховых болот представлена сфагновыми мхами, пушицей, росянкой, ивняками, багульником болотным. Переходные виды болот занимают промежуточное положение.

Растения поля На полях главным образом выращивают рожь, пшеницу, ячмень, но т.

Растения поля На полях главным образом выращивают рожь, пшеницу, ячмень, но также там произрастают гречиха, капуста, картофель, свекла, лук, морковь, редис, зелень, подсолнечник.

Выращивание культурных растений осложняется ростом на полях их исконных обит.

Выращивание культурных растений осложняется ростом на полях их исконных обитателей – пырей, овсюг, василек, осот, марь белая, молочай, сурепка, хвощ, пастушья сумка и др.

Растения сада В садах Туляки выращивают груши, сливы, яблони, смородину, клуб.

Растения сада В садах Туляки выращивают груши, сливы, яблони, смородину, клубнику и многие другие.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

  • Курс добавлен 24.12.2021
  • Сейчас обучается 203 человека из 54 регионов


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 605 534 материала в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 21.04.2017 11884
  • PPTX 8.7 мбайт
  • 82 скачивания
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Карасева Людмила Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Время чтения: 2 минуты

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Лекарственные растения (лат. Plantae medicinalis) — обширная группа растений, органы или части которых являются сырьём для получения средств, используемых в народной, медицинской или ветеринарной практике с лечебными или профилактическими целями.
Наиболее широко лекарственные растения представлены в народной медицине. По состоянию на начало 2010 года по данным Международного союза охраны природы (IUCN), было описано около 320 тысяч видов растений, из них лишь небольшая часть (21 тысяча видов) активно используется в медицине.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Доклад студентки 2 курса 2АА.docx

Доклад студентки 2 курса 2АА:

Лекарственные растения (лат. Plantae medicinalis) — обширная группа растений, органы или части которых являются сырьём для получения средств, используемых в народной, медицинской или ветеринарной практике с лечебными или профилактическими целями.

Наиболее широко лекарственные растения представлены в народной медицине. По состоянию на начало 2010 года по данным Международного союза охраны природы (IUCN), было описано около 320 тысяч видов растений, из них лишь небольшая часть (21 тысяча видов) активно используется в медицине.

Однолетнее растение с тонким стержневым корнем. Стебли прямостоячие, ветвистые, высотой до 50 см. Листья очередные, дваждыперисторассеченные на узколинейные сегменты, длиной 2—5 см, сидячие. Цветки в корзинках, снабженных длинными цветоносами, корзинки образуют щитковидное соцветие. Корзинки с удлиненными коническими цветоложами, полыми внутри (по этому признаку ромашку аптечную легко отличить от сходных видов). Цветки в каждой корзинке двух типов: краевые — ложноязычковые, белые, женские; срединные — трубчатые, желтые, обоеполые. Растение обладает сильным своеобразным запахом. Плоды — мелкие (длиной до 1 мм) буровато-зеленые семянки без хохолка. Цветет в мае — сентябре, плоды созревают в июне — октябре.

Лекарственным сырьем у ромашки являются цветочные корзинки. Они содержат эфирное масло (до 0,8%), в состав которого входят хамазулен, различные терпены и сесквитерпены. Кроме того, в корзинках найдены апиин, апигенин, прохамазулен, матрицин, лактон матрикарин, умбеллиферон, органические кислоты, смолы, горечи, каротин. Извлечения из цветочных корзинок ромашки оказывают разностороннее действие на организм, что зависит от содержания в растении различных активных веществ. Эфирное масло и его компоненты обладают дезинфицирующим, потогонным, противовоспалительным и обезболивающим действием, а также подавляют брожение в кишечнике. Азулен оказывает противоаллергическое действие и ускоряет регенерацию и заживление тканей. Апигенин и апиин снимают спазмы гладкой мускулатуры внутренних органов. Настой цветков ромашки принимают внутрь при воспалительных заболеваниях желудочно-кишечного тракта (гастриты, энтероколиты, колиты), метеоризме (как ветрогонное), спазмах желудка и кишечника, как регулирующее менструальный цикл (при задержках менструаций). В народной медицине часто пользуются настоем ромашки как болеутоляющим и успокаивающим средством. При мигренях предпочитают назначать вместо настоя порошок из измельченных соцветий ромашки: по 0,2 г порошка не менее чем через 2—3 ч после еды. При колитах и геморрое ставят клизмы из настоя ромашки. Настой используют для полоскания при воспалениях десен, слизистой оболочки ротовой полости и ангинах. При экземах, язвах, нарывах, ожогах рентгеновскими лучами из настоя ромашки делают промывания, примочки, ванны. При ушибах, ревматических и подагрических болях в суставах из ромашки делают припарки, для чего 2-З столовые ложки цветков заваривают крутым кипятком до образования кашицеобразной массы, которую в горячем виде кладут в чистую ткань и прикладывают к больному месту.

Многолетнее, реже двулетнее травянистое растение с пучком белых корней. Листья собраны в прикорневую розетку, широкояйцевидные, длиной до 20 см и шириной до 10 см, с длинными черешками. Цветки мелкие, невзрачные, буроватые, собраны в узкий, цилиндрический, густой колос длиной до 25 см, которым заканчиваются безлистные цветоносы. Плоды коробочки с 5— 34 семенами. Цветет с мая до октября, семена созревают в разное время.

Листья подорожника большого применяют в медицине в качестве отхаркивающего средства при бронхитах, коклюше, астме и других заболеваниях органов дыхания. Настой употребляют и для лечения различных воспалительных заболеваний желудочно-кишечного тракта (гастритов, энтеритов, энтероколитов, колитов). Особенно хорошее лечебное действие настоя отмечается при лечении гастритов с пониженной кислотностью желудочного сока и Хронических колитов. Из листьев подорожника большого создан препарат плантаглюцид (выпускается в форме гранул), дающий хорошие результаты при лечении гипо- и анацидных гастритов и язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки с нормальной и пониженной кислотностью. Имеются сведения о положительном воздействии настоя листьев подорожника при начальной стадии гипертонической болезни и атеросклерозе. Листья подорожника обладают кровоостанавливающим действием. Популярно наружное применение водного настоя или свежего сока из листьев подорожника большого как ранозаживляющих средств, обладающих антимикробным действием. Эти препараты подорожника способствуют быстрому очищению и заживлению различных ран и их широко применяют в виде примочек и промываний при ушибах, свежих порезах и ранениях, хронических язвах и ранах, свищах, нарывах, фурункулах.

Черемуха обыкновенная - общеизвестный высокий кустарник или дерево из семейства розоцветных, с расцветающими в начале мая белыми пушистыми ароматными цветками в поникающих кистях. Плоды - черные шаровидные костянки с одной округлояйцевидной косточкой. Цветет в мае - июне. Плодоносит в августе - сентябре. Медонос.

Используются зрелые плоды без плодоножек, запаха не имеют, вкус их кисловатый, вяжущий. Все части - листья, цветки, кора и семена - ядовиты вследствие наличия синильной кислоты.Плоды черемухи обладают выраженным вяжущим свойством. В медицине применяется отвар из плодов или настой внутрь как вяжущее, противопоносное средство. В последнее время обращено внимание на использование черемухи как фитонцидного растения при лечении трихомонадного кольпита. В отечественной народной медицине настой плодов применяется как противопоносное средство. Настой цветков - в качестве примочки при воспалительных заболеваниях слизистой оболочки глаз. Кора с молодых ветвей в виде отвара - как потогонное и противолихорадочное средство, в виде настоя - от ревматизма. При болезнях легких листья и цветки завариваются и употребляются в виде чая.Черемухи цветки, листья и плоды используют как противомикробное и вяжущее средство. При трихомонадном кольпите - в виде спринцеваний.

Многолетнее травянистое растение из семейства лютиковых (Ranunculaceaee) с толстым коротким корневищем. Стеблей несколько, они прямые или восходящие, ветвистые, высотой 5—20 см, при плодоношении удлиняются до 50 см, с прижатыми ветвями. Нижние листья пальчатораздельные, в очертании широкояйцевидные, на черешках; верхние дваждыпальчатораздельные, сидячие. Цветки одиночные, расположены на концах побегов, крупные, диаметром до 6 см, ярко-желтые; чашечка из пяти — восьми чашелистиков, лепестков, тычинок и пестиков много: завязь верхняя. Плоды яйцевидные многоорешки, состоящие из яйцевидных морщинистых орешков с короткими крючковатыми носиками. Цветет в апреле — июне, одновременно с развитием листьев, плоды созревают в июне — июле.

Лечебное значение имеет надземная часть горицвета. Она содержит до 0,15% сердечных гликозидов (цинарин, адонитоксин и др.), а также флавоноид адонивернит, фитостерин, сапонины. Горицвет — старое народное средство для лечения сердечных, нервных, почечных и других заболеваний. В народной медицине его рекомендуют для нормализации сердечной деятельности при недостаточности кровообращения и отеках сердечного происхождения, при воспалении верхних дыхательных путей и легких, туберкулезе, острых воспалениях почек и мочевого пузыря, головных болях. Назначают его и как средство, повышающее сопротивляемость организма при инфекционных болезнях.

Толокнянка обыкновенная принадлежит семейству вересковых, в народе известна как медвежье ушко. Широко распространенное лекарственное вечнозеленое растение кустообразной формы. Стебель лежачий сильноветвистый, образующий сплошную дернину. Листья толокнянки обыкновенной блестящие, толстые, кожистые, верхний слой с отчетливо выделяющейся сетью жилок. Напоминает листья брусники, но не имеет коричневых точек. Цветки мелких розовато-белые кувшинчатой формы, имеющие зубчатые края. Толокнянка обыкновенная образует красные ягоды кисло-терпкого вкуса. Время цветения толокнянки обыкновенной с апреля по июнь.

Толокнянка обыкновенная имеет полезные свойства, благодаря содержанию достаточного количества дубильных веществ, гидрохинон, арбутин, эфирное масло и метиларбутин. С давних времён известны целебные свойства этой травы, одним из основных свойств толокнянки обыкновенной является дезинфицирующее действие. Проведение многолетних наблюдений и длительных исследований подтвердили, что толокнянка имеет положительное воздействие на почки, мочевой пузырь, и, в частности, на мочевыводящие пути. При кашле толокнянка способствует отхождению мокроты, наличие дубильных веществ позволяет избавиться от хронических поносов. В народе листья толокнянки используют при нервных болезнях, при повышенном артериальном давлении. Молоденькие листья толокнянки обыкновенной в Литве, считают тонизирующим средством, применяют как противоревматическое и противовоспалительное средство. Настои из цветущих побегов полезны при сердечных заболевания, конъюнктивите. Рекомендуют толокнянку обыкновенную при сахарном диабете, туберкулезе легких, малярии, злокачественных образованиях, нарушениях пищеварения, диарее, атонии кишечника и колите. Отваром толокнянки обыкновенной лечат гнойные раны при вагинитах, диатезе, гонорее.

Валериана лекарственная — многолетнее травянистое растение с вертикальным коротким корневищем и прямым дудчатым стеблем до 1 -1,5 м высотой. На первом году образуется лишь розетка прикорневых листьев, а на втором году вырастает стебель, и растение зацветает. Листья непарноперистораздельные, нижние черешковые, верхние сидячие. Цветки белые или бледно-розовые, мелкие, душистые, обоеполые, собраны на верхушке стебля в крупные щитовидные метелки. Плод — мелкая продолговато-яйцевидная семянка длиной 2,5-4,5 мм, шириной 1-1,8 мм с десятилучевым перистым хохолком. Цветет с июня по август, плодоносит в июле—сентябре.

С лечебной целью используют корневище с корнями. Лечебное действие валерьяны определяется сложным комплексом содержащихся в ней веществ. Она уменьшает возбудимость центральной нервной системы, расслабляет спазмы гладкой мускулатуры, способствует расширению сосудов сердца и понижению кровяного давления. Препараты из корневищ и корней валерьяны широко применяют как успокаивающее средство при нервном возбуждении, бессоннице, истерии, судорогах, вегетативно-сосудистой дистонии, в частности с явлениями спазма венечных сосудов сердца, при повышенной возбудимости и учащенном сердцебиении в связи с повышенной функцией щитовидной железы, а также при спастических состояниях желудка и кишечника. Корневища и корни валерьяны входят в состав успокоительных, желудочных и ветрогонных чаев. Валерьяна входит также в состав капель Зеленина, валокордина и корвалола — препаратов для лечения сердечно-сосудистых заболеваний.

Многолетнее травянистое растение, до 120 см высоты. Корневище горизонтальное, деревянистое. Стебель крепкий, прямостоячий, бороздчатый, в верхней части ветвистый. Листья продолговатые, перистораздельные, верхние черешковые, остальные — сидячие. Цветки мелкие, желтые. Цветочные корзинки собраны в щитковидные соцветия. Плод семянка. Цветет с июня до осени, плоды созревают с августа.

Лечебное применение имеют соцветия. Растение содержит эфирное масло (0,8%), флавоноиды, алкалоиды, дубильные и горькие вещества.Заготавливают соцветия в период наиболее полного цветения пижмы, в июне — августе. Сушить соцветия можно в сушилках или печах при температуре не выше 40 С. Сухие соцветия имеют своеобразный, камфорный запах и пряный, горький вкус. Срок хранения до 3 лет. Настой из соцветий пижмы используют для лечения болезней печени, желчных путей, желудочно-кишечного тракта, а также как противоглистное средство.

Многолетнее травянистое растение из семейства сложноцветных с тонким горизонтальным разветвленным корневищем. Стебли одиночные или их несколько, прямостоячие, высотой до 50 см, ветвящиеся лишь в верхней части. Листья очередные, ланцетные или линейные в очертании, дважды-, триждыперисторассеченные, нижние с черешками, верхние сидячие. Цветки мелкие, белые или розовые, собраны в небольшие корзинки, которые, в свою очередь, образуют щитки из многочисленных корзинок. Краевые цветки в корзинках ложноязычковые, женские; срединные — трубчатые, обоеполые. Плоды — продолговатые серые семянки. Цветет в июне — октябре, плоды созревают в августе — октябре.

Многолетнее травянистое растение из семейства хвощовых с длинным черно-бурым корневищем, развивающее в разное время спороносные и бесплодные побеги. Спороносные побеги вырастают рано весной. Они резко отличаются от вегетативных — неветвистые, короткие (10— 25 см), сочные, лишены хлорофилла, поэтому бело-розовые, с крупными колокольчатыми влагалищами в узлах стеблей, заканчиваются овальноцилиндрическим спороносным колоском. Бесплодные вегетативные побеги развиваются на тех же корневищах в начале лета, они зеленые, прямые, высотой 10—50 см. Споры развиваются в спорангиях на спороносных колосках, которые созревают в апреле — мае.

С лечебной целью используют зеленые, бесплодные, ветвистые летние побеги (траву). Они содержат кремневую кислоту (до 28%), малоизученный сапонин эквизетонин (до 5%), алкалоиды (эквизетин, палюстрин и никотин), флавоноиды, дубильные вещества, щавелевую, яблочную, аскорбиновую (до 778 мг %) кислоты, смолы, горечи, эфирное масло, каротин (до 5 мг %).Хвощ полевой обладает мочегонным, кровоостанавливающим, противовоспалительным и дезинфицирующим действием. Наиболее распространено употребление травы хвоща как эффективного мочегонного средства при заболеваниях сердечно-сосудистой системы, сопровождающихся образованием отеков, воспалениях мочевого пузыря, экссудативных плевритах, а также при некоторых формах туберкулеза с нарушением силикатного обмена. Во врачебной практике используют экстракт, отвар и настой травы. В народной медицине отвары и настои хвоща применяют еще при ревматизме, подагре, мочекаменной и желчекаменной болезнях, заболеваниях органов дыхания и как кровеостанавливающее средство при геморрое и обильных менструациях.

Листопадный густой кустарник, 0,5—2 м высотой. Листья очередные, черешковые, эллиптические или обратно-яйцевидные, заостренные, по краю пильчатые, сверху — темно-зеленые, снизу — несколько светлее. Цветки правильные, 5-лепестковые, белые или розовые, в щитковидных соцветиях. Плод яблоковидный, округлый, черный, сочный, 6—15 мм в диаметре. Цветет в мае — июне. Плоды созревают в августе — сентябре.

Читайте также: