Доклад работа с текстом на уроках литературного чтения

Обновлено: 15.07.2024

Цель мастер-класса: познакомить присутствующих с приёмами работы с текстом на уроках чтения в начальной школе , способствующими формированию универсальных учебных действий.

познакомить участников с планом проведения мастер-класса, его целевыми установками;

раскрыть содержание мастер-класса посредством ознакомления с видами работы с текстом в начальной школе.

показать практическую значимость использования данных видов работы с текстом , убедить педагогов в целесообразности их использования в практической деятельности на уроках.

Материально-техническое и методическое обеспечение: компьютер, проектор, экран, презентация, карточки.

Предполагаемый результат: участники мастер-класса получат знания по работе с текстом на уроках в начальной школе,; педагоги смогут использовать приобретенные знания и приемы в своей практике или сопоставят свой уровень и формы работы с представленными на мастер-классе.

В нём добродушие и свет.

Оно - общения основа

Пусть будет каждый им согрет.

Я очень рада видеть вас на мастер-классе. Хотелось бы, чтобы он оказался для вас интересным, полезным, а главное принёс всем нам много положительных эмоций, и мы остались бы довольны, проведённой работой. Прошу вас поработать творчески, проявить свою активность, высказывать своё мнение. Надеюсь, что вы мне поможете в проведении занятия, за что заранее вас благодарю.

Особенно это актуально в век новых технологий, когда важно не только уметь читать и ориентироваться в большом потоке информации, но и уметь анализировать её и использовать в жизни.

К сожалению, международные исследования показали, что большинство детей не умеют вычитывать информацию из текстов. Поэтому на это нацеливает новый федеральный стандарт. К.Д.Ушинский одной из важнейших задач школы видел ту, чтобы " приучать детей к разумной беседе с книгой ".В учебнике по литературному чтению дети встречаются с различными произведениями. Формы работы над текстом будут меняться в зависимости от возраста учащихся, характера произведения, его объема и жанровых особенностей. Работа над сюжетным рассказом потребует одних приемов, работа над стихотворением и басней-других, сказка как разновидность устного народного творчества должна читаться по-особому. Поэтому все уроки должны внести свою частичку в развитие познавательного интереса ребёнка, и быть очередным шагом вперед. Из этого следует актуальность данного мастер-класса, тема которого: Виды работы над текстом на уроках чтения в начальной школе

Цель моего мастер-класса : познакомить присутствующих с приемами и разнообразными видами работы с текстом на уроке литературного чтения, способствующими развитию познавательного интереса учащихся.

В начале каждого урока я даю задания, которые способствуют развитию синтеза восприятия и понимания. Для этого я применяю следующие упражнения

1.На карточке напечатаны буквы в случайном порядке. Ребенок просматривает внимательно строку и пытается обнаружить среди случайных букв слова. Он отыскивает слова и подчеркивает их.

ФПЗИМАКЯСТРАНАОХКОНЬКИМУВ ( зима, страна, коньки)

Деревня пошла продавать далеко. (Старушка пошла продавать молоко)

Старушка от рынка была молоко. (Деревня от рынка была далеко)

В результате такого упражнения у учащихся не только развивается восприятие, но и внимательность, что является необходимым для понимания прочитанного.

Работа с текстом – это интересный и полезный вид работы, позволяющий проверить не только уровень понимания текста, но и умение его анализировать. Моя практика организации работы на уроках литературного чтения в начальной школе позволила сформулировать следующие виды работы с текстом:

Чтение всего текста (первичное, ознакомительное).

Чтение, деление на смысловые части. Составление плана(цитатный, вопросный, картинный, модельный, схематический, из повествовательных предложений).

Чтение по готовому плану.

Чтение, после чтения пересказывание. Виды пересказа: подробный, краткий, выборочный, творческий.

Чтение учеником нового текста, заранее подготовленного дома.

Восстановление деформированного текста.

Инсценирование текста или отрывка.

Выборочное чтение (с определенным заданием).

Чтение по ролям.

Чтение цепочкой по предложению.

Продуктивное чтение ( включает в себя 3 этапа: работа до чтения, во время чтения и после чтения)

Чтение с пометками.

Чтение с остановками (+прием "дерево предсказаний")

Чтение по группам.

Комбинированное чтение (учитель + учащиеся хором)

"Живая картинка" (один читает, другой мимикой лица реагирует на услышанное)

Выборочное чтение (найти отрывок к рисунку).

Чтение с целью нахождения отрывка, который поможет ответить на вопрос.

Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль текста.

Кто быстрее в тексте найдет слово на определённое правило.

Нахождение самого длинного слова в тексте.

Нахождение двух-, трёх-, четырёхсложных слов.

Чтение с пометками непонятных слов.

В каждом классе я веду поэтапное обучение работы с текстом.

1 класс – обучение детей чтению и пониманию прочитанного текста, его осознанного восприятия.

-Практическое отличие текста от набора предложений.

-Выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя.

-Знание структуры текста: начало текста, концовка, умение видеть последовательность событий.

-Озаглавливание текста (подбор заголовков).

-Составление схематического или картинного плана под руководством учителя.

2 класс - обучение детей работать с текстом:

- владение пересказом разного вида;

- деление на абзацы и составление плана прочитанного текста (произведения);

- характеристика героев и их поступков.

-Подбор антонимов и синонимов к словам.

3 – 4 класс – обучение находить информацию, интерпретировать тексты и рефлексировать их содержание, давать оценку прочитанному:

- самостоятельное выделение основной мысли (в целом текста или его фрагмента);

- нахождение информации в тексте на поставленные вопросы в прямой или иной форме;

- выделение главной и второстепенной информации;

- выявление разных жизненных позиций героев и их совпадение с собственными убеждениями (знаниями);

- прогнозирование содержания по заглавию, иллюстрации, отрывку;

- самостоятельное формулирование вопросов по тексту;

-сравнивание текстов разных жанров, разных стилей(деловой, научный, художественный, публицистический, разговорный) с похожим содержанием.

Работа по теме.

-Сегодня я хочу поделиться своим опытом по работе с текстом, информацией на уроках литературного чтения.

-Я попрошу участников(7 человек) выйти ко мне. Мы будем играть. Я сейчас прикреплю Вам на спины буквы, а Вы должны будете в течении 1 минуты стать в соответствии с буквами в алфавитном порядке. (буквы А,В, Д,К, Л, О,С)

-Хорошо, молодцы. А теперь из предложенных букв составьте фамилию писателя(СЛАДКОВ). Скажите, что помогло Вам выполнить это задание быстро? Какие УУД формировали ? (Коммуникативные, познавательные)

-Итак, сегодня я хочу познакомить вас с произведением Николая Сладкова. Можете ли вы по фамилии автора предположить жанр и тематику произведения? Что мы сегодня будем с вами читать?

(ответы: сказка, рассказ, стих-ие)

-Давайте обратимся к тексту и проанализируем его с помощью метода 6 шляп. Он позволяет посмотреть на проблему с разных сторон.

У всех день рождения − радость. А у клестят − беда. -Давайте прочитаем первое утверждение еще раз.(читают) Можем ли мы согласиться с этим? Выскажите свою точку зрения . А как вы думаете, что автору позволяет так утверждать? (собственный опыт). -Давайте прочитаем второе утверждение. Как вы думаете, почему день рождения у клестят может быть бедой? (ответы) -Давайте проверим наши предположения, читая текст далее. Достаньте голубые листы. Читаем. Ну что за радость вылупиться зимой? Мороз, а ты голышом. Один затылок пухом прикрыт. У всех птиц родители как родители, детей летом выводят, когда тепло и сытно. Одним клестам законы не писаны. Угораздило же высидеть клестят зимой, да ещё двадцать девятого февраля! Что это за день рождения, который бывает один раз за четыре года? Прямо хоть плачь: ни зелени, ни гусеничек; снег, холод. -Давайте найдем в тексте слова, которые подтверждают слова автора о том, что ДР у клестят беда. -Давайте узнаем, а что же родители? (Слайд) А родители хоть бы что! Вон папа-клёст − сидит себе на ёлке и песни поёт. А у самого пар из клюва, будто трубку курит!

-Скажите, а с чьих слов мы с вами узнали о жизни клестят? (автора или клестов). В тексте есть прямое указание на того, чьи это слова.(слайд)

Это я так про клестят думаю.

-Как вы считаете, почему автора заинтересовала эта тема? (ответы)

-Продолжим чтение и достанем желтые листы. Прочитайте часть текста, выделенную рамочкой.

Только вижу, что сами клестята живут не тужат! Клестята кашу едят. Хороша каша из еловых семян! Каши наедятся − и спать. Снизу гнездо − как пуховая перинка, сверху мама − как перяное одеяльце. А изнутри каша греет. Ёлка клестят баюкает, ветер им песни мурлычет. -А теперь я предлагаю обратиться вам к энциклопедии и узнать, как же на самом деле живут клесты. (с.130-читают). Подтвердилось ли то, что мы узнали из рассказа научными фактами? Т.е. автор передал нам информацию о клесте, но только в художественной форме. Продолжим читать рассказ на красных листочках. Немного дней прошло − выросли клестята. Ни горлышки не застудили, ни носы не отморозили. Да толстые такие, что в гнезде тесно. И неугомонные: чуть из гнезда не вываливаются.

-Изменился ли теперь наш взгляд на жизнь клестят, наши ощущения поменялись?( красная шляпа)

-Давайте вернемся в начало текста и еще раз прочитаем второе предложение.

А у клестят − беда.

-Можем ли мы теперь согласиться, что ДР у клестят беда, после всего что мы узнали из текста? А автор тоже думает, что у клестят беда? (ответы) А почему тогда он начинает свой рассказ с такого утверждения? (вовлечь, заинтересовать). Удалось автору достичь этой цели?

-Но это еще не конец рассказа. Достаньте белые листы.

Это, наверное, всё от забот маминых и от еловой каши. А ещё от яркого солнышка и морозного ветра. Нет, день рождения − всегда счастливый день. Пусть даже зима и мороз. Пусть даже двадцать девятого февраля. Всё равно!

-Обратите внимание, как автор расположил предложения в этом абзаце. Почему? (ответы). Наверно он хотел привлечь наше внимание к каждой мысли.

-В конце нашего занятия я хочу предложить вам написать синквейн по теме нашего рассказа. Его структура на слайде. (Зачитываются работы)

(слайд ) В заключение нашей работы я предлагаю Вам творческое задание – составить Синквейн на тему: Работа с текстом. Правила составления синквейна Вам всем знакомы.

Работа с текстом

Интересная, нужная.

Понимать, составлять, прогнозировать.

Работать с текстом нужно на всех уроках.

Идеальный читатель. (Зачитываются работы)

Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:

Век 21 – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Желаю Вам, чтоб дети в Вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья Вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны! слайд Спасибо за внимание!

- На мастер- классе я ….. ∗ - Самым интересным для меня сегодня было…. ∗ - В своей дальнейшей работе я… ∗ - Я пожелал бы учителю….

Урок литературного чтения – это та среда, где у учителя в руках уникальная возможность формировать основные знания, и умения, которые и позволяют нам развивать ключевые компетенции учащихся.

Чтение является одним из видов речевой деятельности. Оно решает многие задачи: коммуникативные, познавательные, воспитательные, эмоционального воздействия.

Развитие навыка чтения во время обучения в начальной школе предполагает как формирование приёмов чтения целыми словами, так и постепенное введение чтения про себя, наращивание скорости чтения и овладение рациональными приёмами чтения. Параллельно с этим литературное образование и развитие предполагает подготовку полноценного читателя, способного воспринимать доступное возрасту художественное произведение адекватно авторскому замыслу.

ВложениеРазмер
doklad_no4.docx 21.96 КБ

Предварительный просмотр:

учитель начальных классов

филиала №2 с.Софиевка

Ларина Анна Юрьевна

Методы и приемы работы с текстом на уроках литературного чтения.

Урок литературного чтения – это та среда, где у учителя в руках уникальная возможность формировать основные знания, и умения, которые и позволяют нам развивать ключевые компетенции учащихся.

Чтение является одним из видов речевой деятельности. Оно решает многие задачи: коммуникативные, познавательные, воспитательные, эмоционального воздействия.

Развитие навыка чтения во время обучения в начальной школе предполагает как формирование приёмов чтения целыми словами, так и постепенное введение чтения про себя, наращивание скорости чтения и овладение рациональными приёмами чтения. Параллельно с этим литературное образование и развитие предполагает подготовку полноценного читателя, способного воспринимать доступное возрасту художественное произведение адекватно авторскому замыслу.

Чтобы добиться хороших результатов, я в течение урока работаю над развитием навыков чтения. Для этой цели использую различные упражнения:

Для формирования навыков выразительного чтения использую следующие методы и формы работы:

Основная задача урока не может сводиться к формированию техники чтения и воспроизведению основного содержания прочитанного. На первый план выходит формирование художественного мышления. В течение урока веду работу над развитием речи и творческого воображения в процессе анализа литературного произведения.

Использую следующие упражнения для понимания смысла текста:

Специфика работы на уроках литературного чтения заключается в том, что детям даются литературоведческие термины: поэзия, проза, рассказ, тема, портрет, юмор, диалог, монолог, сравнение и т.п. Этим самым мы обеспечиваем непрерывность литературного образования. На уроках литературного чтения учащиеся овладевают различными способами эстетической деятельности. Например: учатся сопереживать героям произведения, овладевают пониманием авторского замысла, учатся приёмам рефлексии на уроках и т. д. Художественное произведение в начальной школе мы рассматриваем как произведение искусства слова.

При работе над лирическим произведением мы находим не просто слова, а художественные образы. Здесь очень важны символы, в которых выражается авторское переживание. Так при анализе лирического произведения выделяю следующие этапы:

1. Первичное чтение текста (обязательно целостное).

2. Выявление основного авторского настроения. Задаю 1 – 2 вопроса: сколько мнений, столько читательских восприятий.

3. Выявление авторского переживания с помощью анализа художественно-изобразительных средств: эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения.

При работе над рассказом выделяю следующие этапы анализа:

1. Целостное первичное чтение.

Задача данного этапа состоит в том, чтобы дать общее представление о событиях, запечатлённых в рассказе. Тема определяется в общем виде. Задаю 2 -3 вопроса:

- О чём этот рассказ?

- Какие события запомнились?

- Назовите героев рассказа?

2. Сюжетный анализ художественного произведения.

Здесь предполагается анализ эпизодов рассказа в их последовательном изложении. Делим рассказ на части и анализируем каждую часть отдельно. Составляем цитатный план или используем метод нахождения ключевых (опорных) слов.

3. Композиционный анализ (структура, построение произведения).

На этом этапе выделяются следующие элементы:

  • экспозиция – начало
  • завязка – начало главного события
  • развитие действия
  • кульминация – самый напряжённый момент
  • развязка – чем заканчивается, финал

На этом этапе главное – найти кульминацию.

4. Работа над идеей рассказа.

- С какой целью написан рассказ?

- Каков авторский замысел?

Идею обнаруживаем с помощью характеристики главного героя, анализа поступка героя, выявления причинно-следственных связей.

Хочется сказать несколько слов ещё об одном жанре литературного произведения – басне. С данным жанром учащимся предстоит познакомиться в 3 классе

При работе над басней выделяю следующие этапы:

1. Первичное чтение.

2.Анализ структуры (композиции). 1часть – рассказ, 2 часть – мораль.

3. Осмысление морали.

4. Выяснение аллегорического смысла. Здесь размышляем над действиями персонажей.

5. Раскрытие специфики юмора в басне (сатира). Все герои вызывают насмешливое отношение.

Завершающим этапом каждого урока является учебная рефлексия. Она направлена на выявление затруднений, проблем, ошибок и выяснение их причин. Задаю вопросы:

- Какие задания вызвали затруднение?

- В чём затруднение?

Важнейшими показателями результативности уроков литературного чтения являются мотивированность и самоконтроль в читательской деятельности младших школьников. Постоянно задаю вопросы, которые помогают осмысливать свою работу и контролировать её ход. Например:

  • Зачем читать третий раз?
  • Зачем читать дома текст, прочитанный несколько раз на уроке?
  • В конце года провожу анкетирование:
  • Любите ли вы читать?
  • Зачем вы читаете?

У чителю обязательно не только осознать специфику преподавания литературы в начальной школе, но и приобрести определенную перспективу, представление о возможных путях собственной творческой работы в школах, о принципах создания авторских программ и учебных пособий, а для этого, в первую очередь, необходимо знать и уметь применять на практике методы и приемы изучения художественного текста.

Кроме беседы и других названных и неназванных методов и приемов изучения литературы в 1-4 классах следует отметить самый сложный и самый необходимый - анализ художественного текста. Ничто так не учит вдумываться, вглядываться в текст, не только читать, но и вычитывать, т.е. видеть глубину содержания, следовать за мыслью автора и постигать ее.

Одна из основных задач при анализе произведения - не лишать литературу ее права быть прежде всего искусством в восприятии человека.

Методы и приемы преподавания литературы в начальной школе сегодня должны вписаться в живой процесс, в постоянно меняющиеся условия, когда один и тот же способ работы может быть или методом, или приемом.

Поскольку в основе любой технологии обучения - личность ученика, его восприятие учебного материала, поэтому невозможен разговор о методиках и технологиях без отчетливого представления о специфике читательского восприятия младшего школьника. Владение принципами построения урока и изучения художественного текста - база для освоения образовательных технологий.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


"Методы и приемы работы с текстом на уроках окружающего мира"

В статье показаны методы и приемы работы на уроках окружающего мира, направленные на осознанное, внимательное восптиятие текстового материала научной статьи учебника.


Приемы работы с текстом на уроках литературного чтения

Курс литературного чтения закладывает фундамент всего последующего образования, в котором чтение является важным элементом всех учебных действий, носит универсальный метапредметный характер. Уроки лит.

Приемы работы с текстом на уроках литературного чтения

Выступление на МО начальных классов на тему Приемы работы с текстом на уроках литературного чтения.


статья "Приемы работы с текстом на уроках литературного чтения. Формирование умения работать с текстом как шаг к успешному выполнению комплексных работ".

На современном этапе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта учащиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух .


Цель:- совершенствование профессиональных компетенций в использование приёмов работы с текстом.Задачи:-освоить приёмы работы над текстом, способствующими формированию универсальных учебных действий.- .

Каждая образовательная область (в начальной школе их 7) участвует в развитии всех видов функциональной грамотности (грамотность в чтении и письме, грамотность в естественных науках, математическая грамотность, компьютерная, грамотность в вопросах семейной жизни, здоровья, юридическая грамотность).

Компонентами функциональной грамотности являются :

• знания сведений, правил, принципов; усвоение общих понятий и умений, составляющих познавательную основу решения стандартных задач в различных сферах жизнедеятельности;

• умения адаптироваться к изменяющемуся миру; решать конфликты, работать с информацией; вести деловую переписку; применять правила личной безопасности в жизни;

• готовность ориентироваться в ценностях и нормах современного мира; принимать особенности жизни для удовлетворения своих жизненных запросов; повышать уровень образования на основе осознанного выбора.

Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию. Поэтому актуальны важнейшие задачи, стоящие перед педагогом:

- научить осознанно, правильно, выразительно читать;

- извлекать из текстов интересную и полезную информацию;

- самостоятельно выбирать книги для чтения;

- работать с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях);

- высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении;

- развивать потребность в чтении (самостоятельном, инициативном) посредством использования разнообразных форм внеклассной деятельности;

- развивать читательскую компетентность учащихся через уроки литературы и организацию внеклассной деятельности

Сегодня обучение чтению и письму в школе не может ограничиваться академическими целями, оно должно включать функциональные и операционные цели, связанные с повседневной жизнью и трудовой деятельностью.

На начальном этапе обучения главное – развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью следующих логических приемов: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация умозаключение, систематизация, отрицание, ограничение. Формированию функциональной грамотности на уроках в начальной школе помогут задания, соответствующие уровню логических приемов.

1 уровень – знание. Составить список, выделить, рассказать, показать, назвать

2 уровень – понимание. Описать объяснить, определить признаки, сформулировать по-другому

3 уровень – использование. Применить, проиллюстрировать, решить

4 уровень – анализ. Проанализировать, проверить, провести эксперимент, организовать, сравнить, выявить различия

5 уровень – синтез. Создать, придумать дизайн, разработать, составить план (перессказа)

6 уровень – оценка. Представить аргументы, защитить точку зрения, доказать, спрогнозировать.

Самый высокий уровень – это оценка. Перед учителем начальной школы стоят колоссальные задачи: развить ребёнка. Что значит развить мышление? Из наглядно-действенного перевести в абстрактно-логическое: развить речь, аналитико-синтетические способности, развить память и внимание, развить фантазию и воображение, пространственное восприятие, моторную функцию, способность контролировать свои движения, а также мелкую моторику, так как развитие кисти ведёт к развитию лобной доли мозга, ответственной за мыслительную деятельность.

Очень важно развить коммуникативные способности, способность общаться, умение контролировать эмоции, управлять своим поведением.

Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности. Развитию осознанности чтения необходимо уделять самое пристальное внимание, особенно в начальной школе.

В процессе работы обнаруживается, что многие дети

а) после прочтения того или иного научного текста требуют личного разъяснения учителем того, что написано;

б) не вычитывают все необходимое в этом тексте, выхватывая из него отдельные слова или фразы.

Осознанное чтение является основой саморазвития личности – грамотно читающий человек понимает текст, размышляет над его содержанием, легко излагает свои мысли, свободно общается.

Недостатки чтения обусловливают и недостатки интеллектуального развития, что вполне объяснимо. В старших классах резко увеличивается объем информации, и нужно не только много читать и запоминать, но, главным образом, анализировать, обобщать, делать выводы. При неразвитом навыке чтения это оказывается невозможным. Осознанное чтение создает базу не только для успешности на уроках русского языка и литературы, но и является гарантией успеха в любой предметной области, основой развития ключевых компетентностей.

В программе по русскому языку и литературе на разных ступенях обучения дублируются навыки и умения, без которых сегодня невозможно справляться с решением жизненно важных задач:

1. осмысленно читать и воспринимать на слух, а также продуцировать тексты разных типов (информационного и прикладного характера, литературные тексты);

2. уметь извлекать информацию из разных источников;

3. учиться находить и критически оценивать информацию из СМИ и Интернета;

4. уметь пользоваться источниками и ссылаться на них;

5. уметь читать таблицы, диаграммы, схемы, условные обозначения и уметь применять их при подготовке собственных текстов;

6. реализовывать разные стратегии чтения при работе с текстом.

Школа должна научить своих учеников применять полученные знания в повседневной жизни.

Одним из главных путей формирования функционально – грамотной личности, является введение детей через литературное чтение в мир человеческих отношений, нравственных ценностей.

Цель уроков литературного чтения в начальной школе – научить детей читать художественную литературу, подготовить к её систематическому изучению в средней школе, вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя, владеющего как техникой чтения, так и приёмами понимания прочитанного, знающего книги и умеющего их самостоятельно выбирать.

Для того, чтобы начало школьного обучения стало стартовой точкой нового этапа развития детей, оно должно быть основано на знании уровня готовности к обучению каждого будущего школьника. С этой целью в 1 классе я провожу диагностику детей, которая помогает выявить уровень речевой культуры, развитие речевого слуха. Диагностика проводится по следующим показателям компетентностного развития учащихся:

- Творческая речевая деятельность;

- Использование в речи элементарных формул речевого этикета.

На начальном этапе основное внимание уделяю технике чтения. По мере ее совершенствования все больше места начинает занимать работа с текстом.

Как показывает опыт, большое значение в формировании функциональной грамотности младших школьников на уроках литературного чтения, развитию их творческо-поисковых способностей является проведение нестандартных уроков, литературных гостиных, уроков-сказок, уроков-исследований, уроков-путешествий, уроков-праздников, ролевых игр и т. д.

На уроках литературного чтения я использую различные технологии:

I.Технология критического мышления

Данная технология предполагает использование на уроке трех этапов.

Здесь предлагаю использовать следующие приёмы работы :

8. Приём «Создание викторины

II. Игровая технология. Использование на уроках игровой технологии обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в обучении. Здесь происходит получение и обмен информацией, формируются навыки общения и взаимодействия. Включение в урок игровых моментов делает обучение более интересным, создает у учащихся хорошее настроение, облегчает процесс преодоления трудностей в обучении. Их можно использовать на разных этапах урока. С целью активизации знаний, развития познавательного интереса и творческой активности в начале урока эффективно использовать загадки, ребусы, кроссворды.

3. «Древо мудрости

III. Информационные технологии. В рамках работы по формированию читательской грамотности эта технология особенно актуальна. Это, прежде всего, работа с разными источниками информации. В словарной работе для объяснения незнакомых слов и понятий актуальны толковый и энциклопедический словари.

Важным преимуществом технологии является наглядность, так как большая доля информации для детей младшего школьного возраста усваивается с помощью зрительной памяти, и воздействие на неё очень важно в обучении. Наиболее популярным здесь является использование возможностей мультимедийной презентации. Но здесь важно не увлекаться. Презентация не самоцель, она должна выделять основные моменты темы (при необходимости).

Считаю, что уроки литературного чтения будут неинтересны и скучны, если учитель не будет включать в их содержание - аудио средства. Научив детей слушать, предлагаю записи образцового чтения небольших по объёму литературных произведений. Это обучает выразительному чтению, умению прочувствовать настроение, определить характер героев.

На уроках литературного чтения используется иллюстрирование учениками изучаемого произведения. Этот вид работы позволяет детям почувствовать радость от необычного общения с книгой. Также дети под руководством учителя создают диафильм по заданной теме.

IV. В рамках работы по формированию читательской грамотности также актуальна личностно-ориентированная технология. На личностно-ориентированном уроке создается учебная ситуация, когда не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются и реализуются личностные особенности учащихся. Здесь важно создать эмоционально положительный настрой учащихся на работу.

Особенностями этой технологии являются:

• Продумывание учителем возможностей для самостоятельного проявления учеников; предоставления им возможности задавать вопросы, высказывать оригинальные идеи и гипотезы.

• Стремление к созданию ситуации успеха для каждого обучаемого.

• Побуждение учащихся к поиску альтернативной информации при подготовке к уроку.

Один из приемов работы – вариативные домашние задания, что даёт возможность каждому ученику проявить себя, свои сильные стороны, тем самым делая более позитивным отношение ребят к обучению в школе.

Научить читать детей, конечно же, трудно. Но еще труднее научить их полюбить чтение. Поначалу детям нравится сам процесс овладения чтением. Им интересно видеть, как из букв возникают хорошо знакомые слова. Но когда дело доходит до наращивания темпа чтения, когда учитель в классе, а родители дома пытаются заставить ребенка читать, читать и читать, чтобы росла техника чтения, тут у многих пропадает охота сидеть за книгой. Продуманные творческо–аналитические задания на уроках литературного чтения позволяют развивать творческие способности и исследовательские умения учащихся, их воображение и речь, формировать эмоциональную и эстетическую культуру, способствуют процессу формирования функциональной грамотности : умение сформулировать вывод, обосновать свои рассуждения, сформулировать свою точку зрения, дать ответ на проблемный вопрос.

Образовательные достижения по повышению читательской грамотности школьников представляют собой:

1) личностные результаты –

сформированность ценностного отношения к чтению; совершенствование читательских навыков; развитие эстетического вкуса; формирование развивающего круга чтения;

2) метапредметные результаты –

умение эффективно использовать различные источникам; объективно оценивать достоверность и значимость информации; освоить опыт проектной деятельности;

3) предметные результаты -

уровень усвоения материала, достаточный для продолжения обучения в этой области и решения определенного класса проблем в социальной практике; формирование опыта достижений в социально значимых видах деятельности - в олимпиадах, конкурсах и др.

В сегодняшних условиях существуют множество методов и приёмов работы с текстом. Например, при формировании умения ставить перед собой цель вначале учащиеся под руководством учителя приобретают опыт целеполагания на уроках. Затем организуется их мотивация, знакомство с понятием цели деятельности и алгоритмом целеполагания. Далее учащиеся начинают уже самостоятельно применять изученный способ постановки учебной цели на предметных уроках и во внеурочной деятельности, рефлектировать свой опыт, основываясь на согласованном общем способе, уточнять и корректировать свои действия, осуществлять самоконтроль. Здесь, собственно, у учащихся и формируется функциональная грамотность, отрабатывается, закрепляется требуемое умение, после чего уровень сформированности данного УД контролирует учитель.

Например, метод дискуссий, дебатов я начинаю вводить в практику работы уже с учащимися 3 класса. В младшем школьном возрасте предложенный метод наиболее интересен, так как способствует формированию умений вступать в контакт с любым типом собеседника и поддерживать контакт в общении, соблюдая нормы и правила, слушать собеседника, стимулировать собеседника к продолжению общения, изменять при необходимости речевое поведение.

Такой метод позволяет учащимся свободно излагать свои мысли, свое мнение, точку зрения, а также проводить связь с жизнью. На уроках я также использую метод проектов, защита презентаций, создание и демонстрация компьютерных презентаций, которые помогают преодолеть трудности, связанные с личностными переживаниями, чувством неловкости, неуверенности. Данные методы помогают учащимся интерпретировать, систематизировать, критически оценивать, анализировать информацию с позиции решаемой задачи, делать аргументированные выводы.

Начальная школа ориентирована на достижение элементарной функциональной грамотности как ведущего уровня образованности ученика начальной школы.

Модель формирования и развития функциональной грамотности представлена в виде плодового дерева. Как любому дереву необходим уход, полив, тепло, свет, так и маленькой личности, приходящей к учителю на урок, необходимы знания, умения и навыки. Поливая это дерево, спланированной, чётко продуманной, слаженной работой, используя современные педагогические технологии, дерево незамедлительно даст плоды – замечательные, достойные восхищения, яблочки (ключевые компетенции, т. е. образованных, успешных, сильных, способных к саморазвитию, людей.

Дерево – функционально грамотная личность

Вода – педагогические технологии

Яблочки – ключевые компетенции

Лейка – учитель (для того, чтобы поливать, должен постоянно пополняться, т. е. заниматься самообразованием).

Как без полива дерево зачахнет, так и без грамотной компетентной работы педагога нельзя сформировать, добиться развития функциональной грамотности младших школьников. При условии успешности решения выше изложенных задач, мы выполним главную цель формирования функционально-грамотной личности, т. е. формирования в организациях образования интеллектуального, физически и духовно развитого гражданина. Сегодня, как никогда, обществу нужна личность, способная сделать свой выбор и нести за него ответственность. Специально подобранные задания, тесты, используемые на уроках литературного образования, способствуют формированию функционально-грамотной личности, нравственно и духовно богатой, которая способна к самоанализу, к самореализации, творчески и правильно подойти к решению задач, которые ставит перед каждым жизнь. Работа эта очень сложная, но очень важная, и её нужно проводить систематически. От этого зависит будущее наших детей: какими они вырастут взрослыми читателями, и какими людьми. Подтверждением сказанного могут служить слова Сесиль Лупан: “Привить ребёнку вкус к чтению - лучший подарок, который мы можем ему сделать”.

Моя главная цель научить учащихся добывать знания, умения, навыки и применять их в практических ситуациях. А также воспитать человека, умеющего анализировать прочитанное, самостоятельно оценивать факты, явления, события и на основе полученных знаний формировать свой взгляд на мир. Одним словом, формировать личность, которая не боится мыслить. Чтобы достигнуть цели, я пытаюсь создать такие условия для ученика, которые помогли бы обрести уверенность в себе, в своих силах, позволили бы ему раскрыться, способствовали формированию его мировоззрения.

2. Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М. Просвещение, 1994.-400с.

5. Пинская М. А., Тимкова Т. В., Обухова О. В. Может ли школа повлиять на уровень читательской грамотности младших школьников? //

Оценить 166 0

ПРИЕМЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Аннотация: в данной статье рассматривается вопрос организации работы с текстами на уроках литературного чтения при помощи эффективных технологий.

Ключевые слова: текст, ученик, чтение, анализ, приемы, усвоение, поиск, представление, результативность, умозаключение, книга, опыт, материал, объем, информация.

Мой опыт позволяет утверждать, что ученик усваивает 10% того, что слышит, 50% того, что видит, 70% того, что проговаривает, и 90–100% того, что делает сам. Поэтому для себя я выделила несколько моментов современного урока: взаимодействие учеников друг с другом, учитель-координатор получения знаний; урок, на котором каждый ученик учится с интересом; урок, который должен строиться не на послушании, имитации и повторении, а на самостоятельном поиске истины, на анализе и синтезе разных точек зрения, собственных наблюдений и экспериментов; урок, который должен быть ориентирован на развитии творческих способностей учащихся, на использовании современных технологий.

Информационные технологии и их методы преподнесения учебного материала кардинально изменились. Книга и печатный текст являются основными средствами обучения, но современный урок подразумевает использование новых подходов при работе.

Как за минимум отведенного на уроке времени добиться результативности чтения, а урок превратить в увлекательное интересное исследование? Большинство педагогов на своих уроках сталкиваются с тем, что учащиеся не умеют работать с текстом.

Возможные причины: современные дети в условиях перенасыщенности информационной среды мало читают учебную и дополнительную литературу, учебные пособия содержат довольно большой объем материала, образовательный процесс направлен на самостоятельное приобретение знаний.

Работа с текстом является одной из основных задач на любом уроке. Не достаточно просто попросить учащихся открыть книгу на нужной странице, прочитать материал и ответить на поставленный вопрос. Это приведет к отсутствию необходимого результата и бессмысленной потере времени на уроке.

Один и тот же вид деятельности в рамках урока можно построить по-разному, чтобы он стал не просто результативным, а интересным и мотивирующим для учащихся. Чтобы чтение стало продуктивным, ученики должны занимать активную позицию, осуществляя разнообразные мыслительные операции. При работе над текстом важно учитывать виды чтения, преследующие разные цели.

Виды чтения:

1. Проанализировать подзаголовок, а также спрогнозировать тему текста.

2. Сделать анализ подзаголовков, если они присутствуют в тексте.

3. В качестве дополнительного задания возможен просмотр рисунков и разных выделений в тексте.

4. Познакомиться со структурой текста.

5. Просмотреть первый, а также последний абзац читаемого текста. Знакомство с оглавлением.

6. Использовать аннотации к текстам.

1. Учащиеся читают текст по абзацам.

2. Важно фиксировать внимание на существительных, первом и последнем предложении из каждого отдельного абзаца.

3. Выделение важной информации.

4. Определять главное можно в процессе чтения текста.

5. Расстановка принятых самими учениками графических знаков: ?–мне не понятно или !–это интересно.

Я при работе с текстом, использую комментированное чтение. Комментарий должен быть кратким и динамичным. В ходе чтения дети помечают непонятные слова. После прочтения эти слова обсуждаются: можно ли понять слово из контекста или необходима помощь толкового словаря. Изучающее чтение – наиболее подробный вид чтения. Целью этого вида является не просто тщательное изучение, но еще и проникновение в смысл текста, детальный анализ текста. Конечный результат направлен на понимание всех уровней текста, а также на восприятие разной информации, изложенной в тексте (фактуальной, концептуальной и подтекстовой). Цели чтения достигаются при помощи разнообразных приемов для каждого вида чтения.

Приемы работы с текстом, используемые для изучающего чтения

1. Выделение смысловых частей читаемого текста.

2.Прогнозирование содержания и смысл последующих частей текста, опираясь на прочитанное.

3.Выделение ключевых слов текста походу чтения.

4.Замена смысловых частей текста их эквивалентами.

5.Выявление деталей, а также подтекстовой информации, содержащейся в тексте.

6.Определение принадлежности текста к конкретному функциональному стилю. Составление вопросов, которые имеют проблемный характер, как вовремя, так и после чтения текста.

7.Составление суждений учащихся.

8.Составление плана или графической схемы, которые помогут выявить структуру текста, а также взаимосвязь его отдельных частей. Ученики любят такого рода задания.

9. Переработка текста, создавая новые тексты на основе прочитанного. Составление комментария является заключительным этапом работы над текстом для изучающего чтения.

Перечисленные приемы работы с текстом являются основными, но далеко не единственными. Их использование во многом определяется самим учителем, его желанием работать творчески и искать новые эффективные пути решения задач на уроках. Выбор определенных приемов также зависит от уровня подготовленности учащихся и их учебной мотивации.

Я считаю, чтобы работа с текстом стала продуктивной, необходимо: тщательно выстраивать алгоритм урока, продумывать его ход до мелочей, четко ставить задачи перед учащимися, ориентироваться на уровень подготовленности учащихся и их учебную мотивацию; не забывать о дифференцированном и личностно-ориентированном подходе.

Эти приемы действенны еще и потому, что они помогают ученику конструировать учебный процесс, отслеживать направления своего развития, самому определять конечный результат.

Список литературы

1.Вахтеров В.П. На первой ступени обучения [Текст]: Учебно-методическое издание.–М., 1910.

2.Канакина В.П. Работа над трудными словами в начальных классах [Текст] // Творческая лаборатория учителя. Нач. шк.–М.: Просвещение, 1991.

3. Карельская Г. Растим говорунов [Текст]: Методическое пособие для педагогов и родителей.–М.: Дрофа, 2007.

5. Матвеева Е.И. Учим младшего школьника понимать текст [Текст]: Учебно-методическое издание (Мастерская учителя); практикум для учащихся: 1–4 классы.–М.: Вако, 2007.

Читайте также: