Использование земель подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению доклад

Обновлено: 07.07.2024

В соответствии со статьей 14 Земельного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемые Правила использования земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению, проведения на них мелиоративных и культуртехнических работ, установления охранных зон, сохранения находящихся на этих землях жилых домов, объектов производственного назначения, объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения.

Временно исполняющий обязанности
Председателя Правительства
Российской Федерации

27 февраля 2004 г.

Правила
использования земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению, проведения на них мелиоративных и культуртехнических работ, установления охранных зон, сохранения находящихся на этих землях жилых домов, объектов производственного назначения, объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения
(утв. постановлением Правительства РФ от 27 февраля 2004 г. N 112)

1. Настоящие Правила определяют порядок использования земель, подвергшихся радиоактивному и (или) химическому загрязнению (далее именуются - загрязненные земли), проведения на них мелиоративных, культуртехнических работ и других реабилитационных мероприятий, установления охранных зон, сохранения находящихся на этих землях жилых домов, объектов производственного назначения, объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения, в том числе находящихся на стадии строительства.

2. Загрязненные земли в зависимости от характера и уровня загрязнения или показателей неблагоприятного воздействия на здоровье человека и окружающую среду, обусловленного загрязнением:

переводятся в земли запаса для консервации в случае невозможности обеспечения безопасности здоровья человека и необходимого качества производимой на этих землях продукции, а также при отсутствии эффективных технологий восстановления загрязненных земель;

используются по целевому назначению с установлением особых условий их использования и режима хозяйственной или иной деятельности с целью обеспечения безопасности здоровья человека и необходимого качества производимой на этих землях продукции;

используются по целевому назначению без установления особых условий их использования и режима хозяйственной или иной деятельности, если уровень загрязнения и показатели неблагоприятного воздействия на здоровье человека и окружающую среду, обусловленного загрязнением, не превышают установленные нормативы.

3. Оценка характера и уровня загрязнения земель, а также определение показателей неблагоприятного воздействия на здоровье человека или окружающую среду, обусловленного загрязнением, осуществляются на основании нормативов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, радиационной безопасности и охраны окружающей среды.

С целью установления факта и причин загрязнения, определения местоположения и площади загрязненных земель, уровней химического и (или) радиоактивного загрязнения и показателей неблагоприятного воздействия на здоровье человека и окружающую среду, обусловленного загрязнением, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления по инициативе собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей или арендаторов земельных участков, а также на основании данных государственного мониторинга земель, государственного экологического мониторинга, социально-гигиенического мониторинга, мониторинга радиоактивного и химического загрязнения окружающей природной среды и иных наблюдений и исследований организуют специальные обследования.

4. Особые условия использования загрязненных земель и ограничения, связанные с условиями проживания населения и ведением хозяйственной или иной деятельности на загрязненных землях, устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления с учетом результатов специальных обследований в зависимости от характера и уровня загрязнения, а также показателей неблагоприятного воздействия на здоровье человека и окружающую среду, обусловленного загрязнением.

5. На загрязненных землях, переводимых в земли запаса для консервации, или на загрязненных землях, используемых по целевому назначению с установлением особых условий их использования и режима хозяйственной или иной деятельности, с целью предотвращения воздействия неблагоприятных факторов на здоровье человека и окружающую среду и сохранения недвижимого имущества устанавливаются охранные зоны. Такие зоны устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления в рамках своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации. При установлении охранных зон определяются органы, учреждения и организации, обеспечивающие сохранение находящихся на загрязненных землях жилых домов, объектов производственного назначения, объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения.

6. В целях снижения уровня неблагоприятного воздействия на здоровье человека и окружающую среду, рационального использования и улучшения качества загрязненных земель, состояние которых требует проведения специальных мероприятий и введения ограничений, связанных с условиями проживания населения и ведением хозяйственной и иной деятельности, разрабатываются программы, проекты землеустройства или планы реабилитационных мероприятий, в соответствии с которыми проводятся в зависимости от характера и уровня загрязнения земель мелиоративные, культуртехнические и другие реабилитационные работы.

7. После завершения рекультивационных и иных восстановительных работ на загрязненных землях на основании данных специальных обследований федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, принявший решение о введении ограничений, связанных с условиями проживания населения и ведением хозяйственной или иной деятельности на загрязненных землях, принимает решение о дальнейшем использовании восстановленных земель в соответствии с требованиями градостроительных регламентов, строительных, санитарно-гигиенических, природоохранных нормативов и правил.

Определяется порядок использования земель, подвергшихся радиоактивному и (или) химическому загрязнению, проведения на них мелиоративных, культуртехнических работ и других реабилитационных мероприятий, установления охранных зон, сохранения находящихся на этих землях жилых домов, объектов производственного назначения, объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения, в том числе находящихся на стадии строительства.

Загрязненные земли переводятся в земли запаса для консервации, либо используются по целевому назначению с установлением особых условий их использования, либо без установления таких условий, если уровень загрязнения и показатели неблагоприятного воздействия не превышают установленные нормативы. Особые условия использования загрязненных земель и ограничения, связанные с условиями проживания населения и ведением хозяйственной или иной деятельности на загрязненных землях, устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Постановление Правительства РФ от 27 февраля 2004 г. N 112 "Об использовании земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению, проведении на них мелиоративных и культуртехнических работ, установлении охранных зон и сохранении находящихся на этих землях объектов"

Текст постановления опубликован в "Российской газете" от 11 марта 2004 г. N 48, в Собрании законодательства Российской Федерации от 8 марта 2004 г. N 10 ст. 866

Законодательством РФ определяется порядок пользования землями, подвергшимися радиоактивному или химическому загрязнению.

Ограниченное использование земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению

Согласно законодательным актам земли, которые по каким-либо причинам подверглись радиоактивному или химическому загрязнению, должны быть ограничены в использовании, переведены из категории земель сельскохозяйственного назначения в иную категорию. В отдельных случаях допускается перевод таких участков в земли запаса для проведения их последующей консервации.

На загрязненных землях не допускается проведения производства и выращивание продукции сельскохозяйственного назначения.

Правительство с учетом соответствующих нормативов, содержащих в себе предельно допустимые нормы загрязнения, устанавливает:

  • порядок дальнейшего использования загрязненных участков;
  • возможность сохранения на данных участках домов;
  • установление при необходимости специальных охранных зон;
  • возможность сохранения объектов производства, социального и бытового обслуживания;
  • необходимость проведения на загрязненных землях культуртехнических и мелиоративных работ для их восстановления.

Радиоактивное и химическое загрязнение окружающей среды. Последствия радиоактивного загрязнения

  • транспортными средствами;
  • предприятиями;
  • в результате проведения сельскохозяйственных действий.

Самый часто встречающийся загрязнитель – тяжелые металлы и органические соединения, полученные в результате синтеза веществ.

Под понятием радиоактивного заражения подразумевается загрязнение окружающей среды и, как следствие, всех составляющих ее компонентов радиационными веществами.

Причинами радиоактивного загрязнения являются:

  • выпадение загрязняющих веществ в воздух в результате ядерного взрыва;
  • техногенные аварии, в частности, утечка вредных веществ из ядерных реакторов.

Радиоактивное загрязнение окружающей среды оказывает огромное влияние на организм человека. В результате произошедшего выброса могут наступить следующие последствия:

  • человеческий организм истощается;
  • щитовидная железа облучается, в результате чего растет риск возникновения заболеваний;
  • в несколько раз возрастает риск заболевания раком, так как раковые клетки в организме в результате облучения начинают активизироваться;
  • мутации, которые наблюдаются у человека, животных и растений.

Земли, подвергшиеся радиоактивному и химическому загрязнениям. Защита окружающей среды от радиоактивного загрязнения

Согласно правилам, установленным Постановлением Правительства РФ, на законодательном уровне определяется специальный порядок пользования землями, которые подверглись радиационному или химическому загрязнению. На основе данного акта устанавливается порядок проведения на таких участках мелиоративных работ и прочих мероприятий, направленных на реабилитацию ресурса.

Дальнейшее пользование такими землями осуществляется только после оценки уровня загрязненности. На основании полученных данных возможно:

  • Осуществить перевод участка в земли запаса для проведения последующей консервации. Данный перевод возможен только в случае, когда другими мероприятиями невозможно обеспечить безопасность для здоровья человека и качества выращиваемой на данном участке продукции. Консервация допускается только при отсутствии каких-либо специальных технологий, направленных на восстановление земель, которые прошли через химическое загрязнение окружающей среды.
  • Дальнейшее пользование участка по его целевому назначению, соблюдая при этом особые условия пользования и ведения хозяйственной деятельности. Это необходимо для безопасности человека и качества выращиваемой им продукции.
  • Дальнейшее использование участка по целевому назначению, без необходимости установления специальных условий для эксплуатации. Допускается только в некоторых ситуациях, когда уровень загрязнения никак не отражается на здоровье человека и качестве выращиваемой им продукции.

Согласно заключенной между странами Декларации по окружающей среде и развитию каждая война неизбежно оказывает разрушительное воздействие на природу. Но каждое государство, ведя военные действия, должно обеспечивать защиту окружающей среды, соблюдая таким образом нормы международного права.

В качестве защиты от последствий, которые неизбежно влечет за собой радиоактивное загрязнение окружающей среды, рядом стран было принято решение о запрете испытания ядерных бом. В результате его принятия в отдельных государствах существуют специальные безъядерные зоны.

Согласно международному соглашению любое государство, использовавшее в ходе своей военной деятельности ядерное оружие, несет ответственность за все причиненные окружающей среде последствия. Следовательно, каждое такое государство должно приложить усилие, чтобы возместить ущерб, причиненный природе.

Проблема химического загрязнения. Охрана окружающей среды от загрязнения химическими веществами

Химическое загрязнение среды – одна из самых актуальных проблем, требующая особого государственного контроля.

Всего выделяется несколько проблем, возникающих в результате загрязнения окружающей среды химическими веществами:

  • парниковый эффект. Проблема заключается в том, что огромное количество ультрафиолетовых лучей скапливается в атмосфере, в результате чего температура на Земле постоянно повышается.
  • дыры в озоновом слое. Возникает из-за снижения количества озона в атмосфере, в результате чего огромное количество ультрафиолета достигает поверхности Земли.
  • кислотные дожди. Эта проблема возникает в результате промышленных выбросов и приводит к повреждению растительности.

Охрана среды от всевозможных химических загрязнений является одним из важных факторов, направленных на предотвращение образования различных аномалий. Следовательно, проведение подобных мероприятий направлено на профилактику возникновения всевозможных эндемических заболеваний.

Подобная охрана осуществляется государством в соответствии с установленным режимом и проходит сразу в нескольких направлениях. В качестве одного из таких направлений можно выделить предотвращение загрязнения окружающей среды при помощи агрохимикатов.

В качестве меры защиты на государственном уровне устанавливается необходимость:

  • проведения строгого санитарно-гигиенического контроля;
  • проведение контроля над правильностью проведения транспортировки химических веществ;
  • проведение контроля над правильностью хранения и использования в сельском хозяйстве удобрений на основе минералом и пестицидов.

Правовой режим территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению. Возмещение причиненных убытков от деятельности лиц, в результате которой произошло радиоактивное и химическое загрязнение земель

Все правовые вопросы по режиму пользования территориями, подвергшимися радиоактивному загрязнению, урегулированы соответствующим Постановлением Правительства РФ. В частности, этим законодательным актом установлен режим пользования территорий, которые подверглись загрязнению, проведение на них мероприятий, предназначенных для ликвидации последствий загрязнения.

Согласно законодательству, в частности, Земельному кодексу РФ, если в ходе деятельности лиц произошло загрязнение территорий, которое повлекло за собой невозможность дальнейшего пользования ресурса по его назначению или ухудшение его качеств, эти лица обязаны в полной мере возместить все причиненные убытки.

Определение подобного возмещения причиненных убытков осуществляется согласно правовому режиму и требованиям Земельного кодекса РФ и включает в себя компенсацию всех затрат, среди которых:

  • средства, потраченные на проведение дезактивации территорий, которые подверглись любому виду загрязнения;
  • средства, потраченные на приведение земель в их исходное состояние, пригодное для целевого использования;
  • средства, перечисленные в качестве возмещения причиненных убытков всем собственникам участков, подвергшихся загрязнению;
  • средства, затраченные на перевод загрязненных земель в земли запаса для проведения последующей процедуры консервации.

Затраты за причиненные убытки могут быть возмещены лицом собственнику участка или в государственный бюджет.

Автор статьи

Кузнецов Федор Николаевич

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация - разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

В соответствии со ст. 14 ЗК земли, которые подверглись радиоактивному и химическому загрязнению и на которых не обеспечивается производство продукции, соответствующей установленным законодательством требованиям, подлежат ограничению в использовании, исключению их из категории земель сельскохозяйственного назначения и могут переводиться в земли запаса для их консервации (о порядке проведения консервации земель см. выше). На таких землях запрещаются производство и реализация сельскохозяйственной продукции. Возможность использования их для других целей, а также возможность сохранения находящихся на этих землях жилых домов и производственных объектов, проведения мелиоративных и культуртехнических работ, необходимость установления охранных зон определяется в зависимости от того, насколько превышены нормативы предельно допустимых уровней радиационного и химического воздействия.

Например, в районах Брянской, Калужской, Орловской и Тульской областей, наиболее пострадавших в результате чернобыльской катастрофы, получение сельскохозяйственной продукции, соответствующей санитарным нормам, невозможно без проведения защитных агрохимических мероприятий. И необходимость проведения таких мероприятий будет сохранятся до 2050 года.

Правила использования земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению, проведения на них мелиоративных и культуртехнических работ, установления охранных зон, сохранения находящихся на этих землях жилых домов, объектов производственного назначения, объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения утверждены постановлениемПравительства Российской Федерации от 27 февраля 2004 г. N 112.

В соответствии с ними оценка характера и уровня загрязнения земель, а также определение показателей неблагоприятного воздействия на здоровье человека или окружающую среду, обусловленного загрязнением, осуществляются на основании установленных нормативов - санитарно-эпидемиологических, экологических, в области радиационной безопасности (таких какСанПиН 2.1.7.1287-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы", утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 16 апреля 2003 г., гигиенические нормативы "Предельно допустимая концентрация (ПДК) 2-хлорвинилдихлорарсина (люизита) в почве районов размещения объектов хранения и уничтожения химического оружия ГН 2.1.7.2121-06", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14 августа 2006 г. N 21 и др.).

Специальные обследования с целью установления факта и причин загрязнения, определения местоположения и площади загрязненных земель, уровней химического и (или) радиоактивного загрязнения и показателей неблагоприятного воздействия на здоровье человека и окружающую среду, обусловленного загрязнением, организуют федеральные и региональные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления по инициативе собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей или арендаторов земельных участков, а также на основании данных государственного мониторинга земель, государственного экологического мониторинга, социально-гигиенического мониторинга, мониторинга радиоактивного и химического загрязнения окружающей природной среды и иных наблюдений и исследований.

В результате в зависимости от характера и уровня загрязнения или показателей неблагоприятного воздействия на здоровье человека и окружающую среду, обусловленного загрязнением, выбирается один из трех вариантов использования загрязненных земель:

1) в случае невозможности обеспечения безопасности здоровья человека и необходимого качества производимой на этих землях продукции, а также при отсутствии эффективных технологий восстановления загрязненных земель, они переводятся в земли запаса для консервации;

2) они используются по целевому назначению с установлением особых условий их использования и режима хозяйственной или иной деятельности с целью обеспечения безопасности здоровья человека и необходимого качества производимой на этих землях продукции. При этом особые условия использования загрязненных земель и ограничения, связанные с условиями проживания населения и ведением хозяйственной или иной деятельности на загрязненных землях, устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления с учетом результатов специальных обследований в зависимости от характера и уровня загрязнения, а также показателей неблагоприятного воздействия на здоровье человека и окружающую среду, обусловленного загрязнением;




3) если уровень загрязнения и показатели неблагоприятного воздействия на здоровье человека и окружающую среду, обусловленного загрязнением, не превышают установленные нормативы - они используются по целевому назначению без установления особых условий их использования и режима хозяйственной или иной деятельности.

В первых двух из названных случаев на загрязненных землях с целью предотвращения воздействия неблагоприятных факторов на здоровье человека и окружающую среду и сохранения недвижимого имущества федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления устанавливаются охранные зоны и определяются органы, учреждения и организации, обеспечивающие сохранение находящихся на загрязненных землях жилых домов, объектов производственного назначения, объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения.

В отношении загрязненных земель, состояние которых требует проведения специальных мероприятий и введения ограничений, связанных с условиями проживания населения и ведением хозяйственной и иной деятельности, разрабатываются программы, проекты землеустройства или планы реабилитационных мероприятий, в соответствии с которыми проводятся в зависимости от характера и уровня загрязнения земель мелиоративные, культуртехнические и другие реабилитационные работы. После их завершения на основании данных специальных обследований орган, принявший решение о введении ограничений, связанных с условиями проживания населения и ведением хозяйственной или иной деятельности на загрязненных землях, принимает решение о дальнейшем использовании восстановленных земель в соответствии с требованиями градостроительных регламентов, строительных, санитарно-гигиенических, природоохранных нормативов и правил.

При решении вопроса о возмещении убытков лицами, в результате деятельности которых произошло радиоактивное и химическое загрязнение земель, повлекшее за собой невозможность их использования по целевому назначению или ухудшение их качества, применяются нормы гражданского законодательства, ст. 57 ЗК, а также такие специальные нормативные акты, как письмоМинприроды РФ от 27 декабря 1993 г. N 04-25, Роскомзема N 61-5678 "О порядке определения размеров ущерба от загрязнения земель химическими веществами".

В соответствии со ст. 14 ЗК земли, которые подверглись радиоактивному и химическому загрязнению и на которых не обеспечивается производство продукции, соответствующей установленным законодательством требованиям, подлежат ограничению в использовании, исключению их из категории земель сельскохозяйственного назначения и могут переводиться в земли запаса для их консервации (о порядке проведения консервации земель см. выше). На таких землях запрещаются производство и реализация сельскохозяйственной продукции. Возможность использования их для других целей, а также возможность сохранения находящихся на этих землях жилых домов и производственных объектов, проведения мелиоративных и культуртехнических работ, необходимость установления охранных зон определяется в зависимости от того, насколько превышены нормативы предельно допустимых уровней радиационного и химического воздействия.

Например, в районах Брянской, Калужской, Орловской и Тульской областей, наиболее пострадавших в результате чернобыльской катастрофы, получение сельскохозяйственной продукции, соответствующей санитарным нормам, невозможно без проведения защитных агрохимических мероприятий. И необходимость проведения таких мероприятий будет сохранятся до 2050 года.

Правила использования земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению, проведения на них мелиоративных и культуртехнических работ, установления охранных зон, сохранения находящихся на этих землях жилых домов, объектов производственного назначения, объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения утверждены постановлениемПравительства Российской Федерации от 27 февраля 2004 г. N 112.

В соответствии с ними оценка характера и уровня загрязнения земель, а также определение показателей неблагоприятного воздействия на здоровье человека или окружающую среду, обусловленного загрязнением, осуществляются на основании установленных нормативов - санитарно-эпидемиологических, экологических, в области радиационной безопасности (таких какСанПиН 2.1.7.1287-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы", утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 16 апреля 2003 г., гигиенические нормативы "Предельно допустимая концентрация (ПДК) 2-хлорвинилдихлорарсина (люизита) в почве районов размещения объектов хранения и уничтожения химического оружия ГН 2.1.7.2121-06", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14 августа 2006 г. N 21 и др.).

Специальные обследования с целью установления факта и причин загрязнения, определения местоположения и площади загрязненных земель, уровней химического и (или) радиоактивного загрязнения и показателей неблагоприятного воздействия на здоровье человека и окружающую среду, обусловленного загрязнением, организуют федеральные и региональные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления по инициативе собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей или арендаторов земельных участков, а также на основании данных государственного мониторинга земель, государственного экологического мониторинга, социально-гигиенического мониторинга, мониторинга радиоактивного и химического загрязнения окружающей природной среды и иных наблюдений и исследований.

В результате в зависимости от характера и уровня загрязнения или показателей неблагоприятного воздействия на здоровье человека и окружающую среду, обусловленного загрязнением, выбирается один из трех вариантов использования загрязненных земель:

1) в случае невозможности обеспечения безопасности здоровья человека и необходимого качества производимой на этих землях продукции, а также при отсутствии эффективных технологий восстановления загрязненных земель, они переводятся в земли запаса для консервации;

2) они используются по целевому назначению с установлением особых условий их использования и режима хозяйственной или иной деятельности с целью обеспечения безопасности здоровья человека и необходимого качества производимой на этих землях продукции. При этом особые условия использования загрязненных земель и ограничения, связанные с условиями проживания населения и ведением хозяйственной или иной деятельности на загрязненных землях, устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления с учетом результатов специальных обследований в зависимости от характера и уровня загрязнения, а также показателей неблагоприятного воздействия на здоровье человека и окружающую среду, обусловленного загрязнением;

3) если уровень загрязнения и показатели неблагоприятного воздействия на здоровье человека и окружающую среду, обусловленного загрязнением, не превышают установленные нормативы - они используются по целевому назначению без установления особых условий их использования и режима хозяйственной или иной деятельности.

В первых двух из названных случаев на загрязненных землях с целью предотвращения воздействия неблагоприятных факторов на здоровье человека и окружающую среду и сохранения недвижимого имущества федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления устанавливаются охранные зоны и определяются органы, учреждения и организации, обеспечивающие сохранение находящихся на загрязненных землях жилых домов, объектов производственного назначения, объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения.

В отношении загрязненных земель, состояние которых требует проведения специальных мероприятий и введения ограничений, связанных с условиями проживания населения и ведением хозяйственной и иной деятельности, разрабатываются программы, проекты землеустройства или планы реабилитационных мероприятий, в соответствии с которыми проводятся в зависимости от характера и уровня загрязнения земель мелиоративные, культуртехнические и другие реабилитационные работы. После их завершения на основании данных специальных обследований орган, принявший решение о введении ограничений, связанных с условиями проживания населения и ведением хозяйственной или иной деятельности на загрязненных землях, принимает решение о дальнейшем использовании восстановленных земель в соответствии с требованиями градостроительных регламентов, строительных, санитарно-гигиенических, природоохранных нормативов и правил.

При решении вопроса о возмещении убытков лицами, в результате деятельности которых произошло радиоактивное и химическое загрязнение земель, повлекшее за собой невозможность их использования по целевому назначению или ухудшение их качества, применяются нормы гражданского законодательства, ст. 57 ЗК, а также такие специальные нормативные акты, как письмоМинприроды РФ от 27 декабря 1993 г. N 04-25, Роскомзема N 61-5678 "О порядке определения размеров ущерба от загрязнения земель химическими веществами".

Земли, которые подверглись радиоактивному и химическому загрязнению и на которых не обеспечивается производство продукции, соответствующей установленным законодательством требованиям, подлежат ограничению в использовании, исключению их из категории земель сельскохозяйственного назначения и могут переводиться в земли запаса для их консервации.

Порядок использования земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению, установления охранных зон, сохранения находящихся на этих землях жилых домов, объектов производственного назначения, объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения, проведения на этих землях мелиоративных и культуртехнических работ определяется Правительством Российской Федерации с учетом нормативов предельно допустимых уровней радиационного и химического воздействия.

Лица, в результате деятельности которых произошло радиоактивное и химическое загрязнение земель, повлекшее за собой невозможность их использования по целевому назначению или ухудшение их качества, полностью возмещают убытки и потери сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства в соответствии с положениями статей 57 и 58 настоящего Кодекса, а также компенсируют затраты на дезактивацию земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению, затраты на приведение их в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, или возмещают собственникам земельных участков в пределах таких земель их стоимость в случае перевода их в земли запаса для консервации.

В целях охраны земель от химических загрязнений принят Федеральный закон "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" от 19 июля 1997 года, который устанавливает правовые основы обеспечения безопасного обращения с пестицидами, в том числе с их действующими веществами, а также с агрохимикатами в целях охраны здоровья людей и окружающей природной среды.

В основе правового регулирования охраны почв от химического загрязнения лежит принцип допустимости применения только тех пестицидов и агрохимикатов, которые прошли государственную регистрацию. Так, не допускается оборот пестицидов и агрохимикатов, которые не внесены в Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации. Оборот пестицидов ограниченного использования, которые имеют повышенную вероятность негативного воздействия на здоровье людей и окружающую природную среду, осуществляется на основании специального разрешения.

Государственная регистрация пестицидов и агрохимикатов проводится специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим организацию регистрационных испытаний и государственную регистрацию пестицидов и агрохимикатов, на основе заключений экспертизы результатов регистрационных испытаний пестицидов и агрохимикатов на срок два года в случае необходимости проведения дополнительных исследований по оценке опасности негативного воздействия пестицидов и агрохимикатов на здоровье людей и окружающую природную среду. В остальных случаях государственная регистрация пестицидов и агрохимикатов осуществляется на срок десять лет. Порядок государственной регистрации пестицидов и агрохимикатов устанавливается специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим организацию регистрационных испытаний и государственную регистрацию пестицидов и агрохимикатов.

Гражданину или юридическому лицу по решению специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего организацию регистрационных испытаний и государственную регистрацию пестицидов и агрохимикатов, выдается регистрационное свидетельство о государственной регистрации пестицида и (или) агрохимиката. Форма данного регистрационного свидетельства устанавливается специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим организацию регистрационных испытаний и государственную регистрацию пестицидов и агрохимикатов.

Пестицид или агрохимикат вносится в Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации, который ведет специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий организацию регистрационных испытаний и государственную регистрацию пестицидов и агрохимикатов.

Порядок применения пестицидов и агрохимикатов определяется федеральными органами исполнительной власти в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами с учетом фитосанитарной, санитарной и экологической обстановки, потребностей растений в агрохимикатах, состояния плодородия земель (почв), а также с учетом рационов животных.

Безопасность применения пестицидов и агрохимикатов обеспечивается соблюдением установленных регламентов и правил применения этих веществ, исключающих их негативное воздействие на здоровье людей и окружающую среду. Пестициды и агрохимикаты применяются только при использовании специальной техники и оборудования. Применение пестицидов ограниченного использования должно осуществляться на основании специальных разрешений специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти только гражданами, имеющими специальную профессиональную подготовку. При соблюдении условий использования данных средств вред почве не применяется или он может быть минимальным и устраняется естественным процессом в окружающей природной среде.

Нормирование в области обеспечения радиационной безопасности населения обеспечивается в соответствии с ФЗ "О радиационной безопасности населения" от 9 января 1996 года. Оно осуществляется путем установления санитарных правил, норм, гигиенических нормативов, правил радиационной безопасности, государственных стандартов, строительных норм и правил, правил охраны труда, распорядительных, инструктивных, методических и иных документов по радиационной безопасности. Нормативы утверждаются специально уполномоченными на то государственными органами РФ в области охраны окружающей природной среды, санитарно-эпидемиологического надзора по представлению органов государственной агрохимической службы РФ с учетом международных стандартов.

В соответствии с ФЗ "О специальных экологических программах реабилитации радиационно-загрязненных участков территории" от 10 июля 2001 года в целях реабилитации земель, подвергшихся радиационному загрязнению, разрабатываются специальные экологические программы. В статье 1 указанного Закона закреплено понятие радиационно загрязненного участка территории. Им признается участок территории, представляющий опасность для здоровья населения и для окружающей природной среды, подлежащий реабилитации после радиоактивного загрязнения в результате техногенной деятельности или размещения на данном участке территории снятых с эксплуатации особо радиационно опасных объектов.

Специальные экологические программы должны включать в себя:

- цели, основные мероприятия, этапы и сроки реализации основных мероприятий;

- информацию о состоянии окружающей природной среды и здоровья населения;

- оценку воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду;

- перечень работ по реабилитации радиационно-загрязненных участков территории;

- наличие или необходимость создания системы экологического контроля и систем экологического и социально-гигиенического мониторинга;

- результаты выполнения специальных экологических программ с указанием прогноза изменения состояния окружающей природной среды и здоровья населения;

- объем финансирования указанных программ, в том числе в определенные периоды.

ЗК РФ устанавливает принцип полного возмещения затрат и потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства лицами, деятельность которых явилась причиной радиоактивного или химического загрязнения земель, повлекшего невозможность их использования по целевому назначению или ухудшение их качества. Статьи 57 и 58 ЗК РФ устанавливают правила возмещения убытков и потерь сельскохозяйственного производства.

Для определения размера возмещения убытков, причиненных в результате порчи земли как природного объекта, Приказом Роскомзема от 10 ноября 1993 г.

и Минприроды России от 18 ноября 1993 года утвержден Порядок определения размеров ущерба от загрязнения земель химическими веществами. Эта методика устанавливает правила исчисления размера ущерба, причиненного в результате загрязнения земель (почв) химическими веществами, включая загрязнение земель несанкционированными свалками промышленных, бытовых и других отходов. Методика определения размера ущерба состоит в следующем. Площади, глубина загрязнения земель и концентрация химических веществ определяются на основе материалов по обследованию земель и лабораторных анализов, проведенных на основании соответствующих нормативных и методических документов.

Применяется также Методика определения ущерба окружающей природной среде при авариях на магистральных нефтепроводах, утвержденная Минтопэнерго России 1 ноября 1995 года. Эта Методика предназначена для определения ущерба окружающей природной среде в результате аварийных разливов нефти из-за отказов сооружений, объектов или линейной части магистральных нефтепроводов.

Создание специальных методик расчета вызвано тем, что исчисление всех элементов убытков представляет собой чрезвычайно сложный процесс. При предъявлении исковых требований не всегда удается определить характер и объем всех последствий причиненного вреда, так как цепочка вредных последствий обусловлена взаимосвязью элементов природного комплекса. Ведь не всякий ущерб проявляется сразу, часто он носит потенциальный характер. Поэтому установление специальных такс и методик для исчисления размера взысканий за ущерб, причиненный нарушением земельного законодательства, призвано облегчить на практике определение размера взысканий.

Лица, деятельность которых повлекла загрязнение, обязаны компенсировать затраты, связанные с дезактивацией загрязненных земель, с приведением их в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, или возместить собственникам земельных участков в пределах таких земель их стоимость. При этом возмещение стоимости земельных участков, как следует понимать из содержания нормы, осуществляется только в случае перевода соответствующих загрязненных земель в земли запаса для консервации.

Читайте также: