Доклад работа классного руководителя по предотвращению и разрешению конфликтов в классном коллективе

Обновлено: 18.05.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конфликты в классном коллективе и пути их разрешения

Свое выступление я хочу начать словами:

Конфликт (от лат. Conflictus – столкновение) – это отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами. Каждая сторона делает все, чтобы принята была её точка зрения и цель, и мешает другой стороне делать то же самое.

Когда люди думают о конфликте, они чаще всего ассоциируют его с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью и т. п. В результате бытует мнение, что конфликт – явление всегда нежелательное, что его следует немедленно разрешать, как только он возникает. Но во многих ситуациях конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, дает дополнительную информацию, помогает выявить большее число альтернатив или проблем.

Если конфликты способствуют принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений, то их называют конструктивными.

Конфликты, препятствующие эффективному взаимодействию и принятию решений, называют – деструктивными.

80% конфликтов возникает помимо желания их участников. Происходит это из-за особенностей нашей психики и того, что большинство людей либо не знает о них, либо не придает им значения.

Главную роль в возникновении конфликтов играют так называемые конфликтогены. Конфликтогены – это слова, действия (или бездействия), могущие привести к конфликту.

В общеобразовательном учреждении можно выделить четыре основных субъекта деятельности: ученик, учитель, родители, администратор. В зависимости от того, какие субъекты вступают во взаимодействие, конфликты подразделяются на такие виды: ученик - ученик; ученик - учитель; ученик - родители; ученик – администратор; учитель – учитель; учитель – родители; учитель – администратор; родители - родители; родители – администратор; администратор – администратор.

2. Актуальность изучения проблемы конфликтности в классном коллективе.

Рассмотрим проблему конфликтных ситуаций в классном коллективе между учащимися.

Конфликтные ситуации возникающие между школьниками пока еще не находят достаточно успешного разрешения в практике работы учителя. Это объясняется тем, что традиционно конфликт воспринимается и оценивается как исключительно негативное явление в педагогическом процессе. Поэтому в случае возникновения конфликтных ситуаций учителя стремятся их игнорировать или пытаются разрешить возникший конфликт опираясь не на научный, а на житейский опыт.

В последнее время в курс многих педагогических вузов вошел новый предмет - конфликтология. Необходимо отметить, что важным в профессиональной подготовке будущего педработника является формирование у него готовности к разрешению педагогических конфликтов.

Эффективно воздействовать на конфликт можно лишь в том случае, когда человек представляет закономерности развития, понимает истинные причины и знает пути разрешения конфликта. Умение предупредить возникновение и деструктивное развитие конфликтов, умение управлять ими, особенно важно в профессионально-педагогической деятельности, поэтому педагогу необходимо обладать знаниями педагогической конфликтологии и уметь их применять в учебно-воспитательном процессе.

Заниматься своевременной диагностикой и профилактикой конфликтов в школьных коллективах крайне необходимо.

Во-первых, профилактика конфликтов, несомненно, будет способствовать повышению качества учебного процесса. Ученики и учителя станут тратить интеллектуальные и нравственные силы не на борьбу с оппонентами, а на свою основную деятельность.

Во-вторых, конфликты оказывают заметное отрицательное влияние на психическое состояние и настроение конфликтующих. Стресс, возникающий в ходе конфликтов, может быть причиной десятков серьезных заболеваний. Поэтому своевременные профилактические меры должны положительно влиять на психологическое и физическое здоровье учеников и учителей.

В-третьих, именно в школе у ребенка, подростка формируются навыки разрешения противоречий в межличностном взаимодействии, которые случаются в жизни каждого человека .

Необходимо отметить, что конфликты в школьных коллективах изучены педагогами, психологами, социологами и представителями других наук явно недостаточно, поэтому нет и целостного представления об их причинах и особенностях. Об этом говорит тот факт, что пока практически нет работ, предназначенных для учителей, директоров, в которых бы содержались понятные и проверенные рекомендации по предупреждению и конструктивному разрешению межличностных конфликтов в школе.

Конфликты могут быть скрытыми или явными. В среде младших школьников мы имеем дело в основном с открытой формой конфликта и, в соответствии с классификацией Л. Козера, реалистическими конфликтами. Причиной реалистического конфликта является неудовлетворение определенных требований участников или несправедливое, по мнению одной или двух сторон, распределение между ними каких-либо преимуществ. По временным параметрам конфликты младших школьников считаем кратковременными.

Что должен знать люди о конфликтах ?

-для активного, мыслящего, эмоционального человека конфликтные ситуации неизбежны, как любые другие жизненные ситуации, это не катастрофа;

- в конфликте нет правых и виноватых, свой вклад в конфликт вносит каждый участник, и результат конфликта принадлежит всем;

-ребенок должен принять как необходимость и иметь возможность убедиться, что для оптимального существования в социуме нужно стремиться к скорейшему выходу из конфликтной ситуации;

-разрешение конфликта должно стать для ребенка дальнейшим шагом во взрослении и формировании как духовной и социальной личности;

-и ученик, и родитель в системе образования имеют право быть направляемы в данном вопросе наставником - классным руководителем.

3. Причины возникновения конфликтов.

В педагогической конфликтологии специалистами выявлены основные факторы, определяющие особенности конфликтов между учениками.

Во-первых, специфика конфликтов между школьниками определяется возрастной психологией. Школьник на первых этапах обучения может обладать следующими качествами: импульсивность,ригидность,неуравновешенность, конфликность, застенчивость,закрытость,неуверенность.

Мы знаем, что на время обучения в школе приходится этап наиболее интенсивного развития человека. И здесь основным фактором, определяющим особенности конфликтов между учениками, является процесс социализации учащихся. Причиной конфликта может быть Притязания на определенный статус в группе, например на роль лидера. Социализация представляет собой процесс и результат усвоения активного воспроизводства индивидом социального опыта, проявляемого в общении и деятельности. Одним из способов и проявлений социализации у школьников выступает межличностный конфликт. В ходе конфликтов с окружающими ребенок, подросток осознают, как можно и как нельзя поступать по отношению к сверстникам, учителям, родителям. Отсутствие коммуникативных навыков играть не последнюю роль в конфликтных ситуациях.

Во-вторых, особенности конфликтов между школьниками определяются характером их деятельности в школе, основным содержанием которой является учеба. ( Взял карандаш и не вернул)

В-третьих, специфика конфликтов между учащимися в современных условиях определяются нынешним укладом жизни, изменениями в социально-экономической обстановке, и как следствие неравенство в материальном обеспечении семьи. ( Отсутствие формы)

4. Формы работы с конфликтами.

Профилактика, предупреждение и разрешение конфликтов - это основные формы работы с конфликтами. Цель профилактики конфликтов – создание таких условий деятельности и взаимодействия, которые приводят к деструктивному развитию возникающих противоречий.

Предупредить конфликт гораздо легче, чем конструктивно разрешить его. Профилактика конфликтов, несомненно, важна, она требует меньших затрат сил, средств и времени и предупреждает даже те минимальные деструктивные последствия, которые имеет любой конструктивно разрешенный конфликт

Можно выделить 2 эпапа в работе по предупреждению возникновения конфликтных ситуаций.

Задачи первого эпата:

2) вооружить учащихся знаниями о личностных качествах и умениях, необходимых для конструктивного разрешения конфликтов;

3) сформировать положительное отношение к конфликту при условии его конструктивного разрешения.

Учитывая возрастные и психологические особенности младшего школьника предполагается проведение мероприятий преимущественно в игровой форме . И они должны быть ориентированы: на стимулирование размышлений учащихся о конфликте, его признаках; причинах возникновения; отношении учащихся к данному явлению; обсуждение возможных способов конструктивного решения; накопление положительного опыта поведения и отношений на основе поиска совместных решений, уважения мнения других людей; аргументированность собственной точки зрения.

Основные задачи второго этапа:

1) закрепить приобретенные знания и умения в практической деятельности по разрешению конфликтных ситуаций;

2) развить у учащихся умения анализировать собственное поведение и поступки других людей, находить причинно-следственные связи;

3) сформировать основы рефлексивных умений самоанализа и самооценки, осознания личностного смысла в приобретении опыта корректных взаимоотношений в коллективе сверстников.

Типичные ситуации данного этапа должны способствовать - развитию рефлексии, творческого мышления, уважения к мнению других людей, адекватной самооценке; в информационном отношении - формированию конструктивной стратегии поведения и общения в конфликтной ситуации; в операционном отношении - выбору наиболее оптимальных форм поведения и отношений в разрешении конфликта.

Выделяют 5 стилей разрешения конфликтов:

Наиболее приемлемым является сотрудничество. Современная психология предлагает учителю следующий алгоритм поведения в конфликтной ситуации, срабатывающий в большинстве случаев.

1. Необходимо погасить эмоции, снять угрозы, проявить понимание к собеседнику.

2. Сосредоточиться на проблеме, а не на участнике, отбросить взаимообвинения.

3. Выявить проблему , ее причины, позиции сторон, мотивы, цели, интересы.

4. Найти приемлемый для всех вариант, прийти к обоюдному решению.

Таким образом, уже в начальных классах учащиеся приобретают опыт принятия решений в конфликтных ситуациях и от педагога зависит, насколько спокойной и доброжелательной будет обстановка в его коллективе.

Конфликты – неотъемлемая часть современной жизни. Говоря о конфликтах, мы чаще всего ассоциируем их с агрессией, спорами, враждебностью. Однако многие конфликты способствуют принятию обоснованных решений, развитию взаимоотношений, помогают выявить скрытые проблемы. В любом случае конфликты должны разрешаться.

ВложениеРазмер
statyapreduprezhdenie_i_razresheniya_konfliktov_v_klassnom_kollektive.docx 22.7 КБ

Предварительный просмотр:

Предупреждение и разрешения конфликтов в классном коллективе

Учитель русского языка и литературы:

Сенчило Лариса Дмитриевна

Конфликты – неотъемлемая часть современной жизни. Говоря о конфликтах, мы чаще всего ассоциируем их с агрессией, спорами, враждебностью. Однако многие конфликты способствуют принятию обоснованных решений, развитию взаимоотношений, помогают выявить скрытые проблемы. В любом случае конфликты должны разрешаться.

Жизнь доказывает, что конфликт не относится к тем явлениям, которыми можно управлять на основе жизненного опыта и здравого смысла. Сколько-нибудь эффективное воздействие на конфликт может быть оказано в том случае, когда мы достаточно глубоко понимаем истинные причины возникновения конфликта, представляем закономерности его развития и владеем механизмами разрешения. В связи с этим особое значение приобрел такой феномен, как психолого-педагогический конфликт. Природа психолого-педагогического конфликта отличается тем, что в столкновении участвует ребенок, а не взрослый человек, обладающий опытом, умениями, разумом, волей, самоконтролем, саморегуляцией и прочими качествами, обретенными в ходе жизни. Кроме того, данный конфликт всегда сопровождается большим психологическим напряжением, которое ребенку гораздо тяжелей вынести, чем взрослому.

Термины и определения

Конфликт — это процесс резкого обострения противоречия и борьбы двух или более сторон в решении проблемы, имеющей личную значимость для каждого из участников.
Для возникновения конфликта необходимо наличии ряда факторов: наличие проблемы (противоречия), конфликтной ситуации, участников конфликта и инцидента.

Заниматься своевременной диагностикой и профилактикой конфликтов в школьных коллективах крайне необходимо.

  • Во-первых, профилактика конфликтов, несомненно, будет способствовать повышению качества учебного процесса. Ученики и учителя станут тратить интеллектуальные и нравственные силы не на борьбу с оппонентами, а на свою основную деятельность.
  • Во-вторых, конфликты оказывают заметное отрицательное влияние на психическое состояние и настроение конфликтующих. Стресс, возникающий в ходе конфликтов, может быть причиной десятков серьезных заболеваний. Поэтому своевременные профилактические меры должны положительно влиять на психологическое и физическое здоровье учеников и учителей.
  • В-третьих, именно в школе у ребенка, подростка формируются навыки разрешения противоречий в межличностном взаимодействии, которые случаются в жизни каждого человека.

Очень важно знать формулу конфликта и эффективно ею владеть. Она выглядит следующим образом: КОНФЛИКТ = КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ + ИНЦИДЕНТ

Конфликт – это открытое противостояние как следствие взаимоисключающих интересов и позиций.

Конфликтная ситуация – это накопившиеся противоречия, содержащие истинную причину конфликта.

Инцидент – это стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта.

Из формулы видно, что конфликтная ситуация и инцидент независимы друг от друга, т.е. ни одно из них не является следствием или проявлением другого.

Разрешить конфликт – значит, устранить конфликтную ситуацию и исчерпать инцидент. Понятно, что первое сделать сложнее, но и более важно.

Как разрешить конфликт?

Важно уяснить себе, чего необходимо достичь (например, понимания детьми недопустимости их поведения; серьезного отношения родителей к конфликту; готовности выслушать друг друга; окончания конфликта) в результате разбора конфликта. Перед беседой целесообразно выяснить для себя самого его цель и только после на основе этого понимания попытаться ответить для себя на несколько вопросов.

1. Кто принимает участие в разборе конфликта?

2. В чем заключается роль ведущего в разборе конфликта?

Если вы непосредственный участник конфликта, вам не следует брать на себя роль ведущего в разборе конфликта, так как это было бы нечестно по отношению к противоположной стороне. Решающее значение имеет также то, принимаете ли вы чью-либо сторону или соблюдаете нейтралитет. Если заранее известно или выясняется в ходе разбора, что кто-то стал жертвой грубой несправедливости, вы можете и даже должны стать на его сторону. Однако в этом случае имеет смысл пригласить коллегу, который бы с нейтральной позиции выступал в роли посредника. Это касается тех случаев, когда кто-то из детей внушает вам неприязнь.

В обычных случаях, т. е. если конфликт произошел между двумя равными сторонами, лучше соблюдать нейтралитет. Тогда вам не придется объяснять или обосновывать свою позицию и будет легче контролировать ход беседы.

3. В какой обстановке должен проходить разбор конфликта?

Беседа должна проходить в спокойной, непринужденной обстановке, в которой все ее участники чувствовали бы себя как можно свободнее. Если первое, предварительное осуждение происходит на месте происшествия, то у вас, вероятно, вряд ли будет выбор относительно места разбора. Однако вы можете, например, отойти в сторону и попросить окружающих оставить вас наедине с участниками конфликта. Для более обстоятельного разговора вам нужны время и удобное помещение, где бы вам никто не мешал. В конце разговора выясните, надо ли информировать кого-то о результатах разбора и кто этим займется.

4. Как вести разговор?

Для ведущего важно структурировать беседу, но не доминировать в ней. Рассматривайте себя как помощника, посредника, ваша задача состоит в том, чтобы помочь разрешить конфликт. Необходимо выслушать обе стороны, если, конечно, кто-нибудь из участников конфликта не откажется от участия в беседе. Разбор конфликта — это не судебное заседание. Все участвующие в нем имеют право изложить свое понимание или видение проблемы.

Полезно в начале беседы установить определенные правила, обязательные для всех, например:

  • не перебивать говорящего, дать ему возможность закончить свою речь;
  • говорить только правду;
  • не оскорблять, не упрекать друг друга; стремиться к сотрудничеству, искать общее решение.

Если участники конфликта способны непосредственно вести переговоры друг с другом, вам остается лишь следить за тем, чтобы высказывания были конструктивными, и время от времени направлять их в нужное русло. Однако вероятнее всего, что вам придется выступать в роли посредника и тем самым четко структурировать разговор.

Обсуждать нужно следующее:

  • Что произошло?
  • Что привело к конфликту? Почему это произошло? (Выяснить причины.)
  • Какие чувства вызвал конфликт у участников столкновения? (Определить назвать чувства.)
  • Как быть в этой ситуации? (Найти решение.)

5. Сформулировать суть конфликта.

Суть конфликта должна быть сформулирована на как можно более нейтральном языке.

Вот два примера:

6. Определить чувства.

Это чрезвычайно важно, особенно, если вы разбираете конфликт между детьми, так как чувства у них играют решающую роль. Спросите поочередно обоих участников конфликта, как они чувствовали себя во время конфликта и чувствуют себя теперь. Затем нужно обобщить сказанное с и предложить конфликтующим сделать то же самое. Проследите за тем, чтобы участники конфликта действительно услышали друг друга.

7. Найти решение.

Эффективность разбора конфликта определяется его результатом. Предложения должны поступать непосредственно от самих участников конфликта, ведь им придется реализовать их, им придется с ними жить. Только они могут определить, соответствует ли принятое решение их желаниям и потребностям.

В конце беседы должно быть сформулировано решение, отвечающее желаниям и потребностям обеих сторон и при этом достаточно реалистичное, т. е. вполне осуществимое. Оно может иметь форму устного или письменного договора с четкими сроками реализации.

Поблагодарите всех за сотрудничество и участие в решении проблемы. Желательно, чтобы такой разбор выполнял функцию некой модели, позволяющей учиться улаживать конфликты самостоятельно, без посторонней помощи.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРОФИЛАКТИКА КОНФЛИКТОВ В ШКОЛЬНОМ КОЛЛЕКТИВЕ

Профилактика конфликтов представляет собой комплекс педагогических мер. К самым известным из них и доказавшим свою эффективность можно отнести:

  • Игровые упражнения.
  • Метод игрового моделирования проблемных ситуаций.
  • Ролевые и деловые игры (упражнения на групповую сплоченность).
  • Тренинги.

Существуют ряд игровых упражнений, способствующих профилактике конфликтов.

Их можно проводить в середине дня, по очереди со всеми воспитателями для профилактики конфликтов и снятия напряжения.

“Толкание”. Два участника должны поднять руки над головами, взяться за руки, переплетая пальцы, и толкать друг друга таким образом, чтобы заставить противника прикоснуться к стене.

“Хлопнуть руками”. Человек А протягивает руки ладонями вниз. Человек Б протягивает руки ладонями вверх и помещает их под руками человека А. Цель упражнения: Б старается хлопнуть по ладоням А, быстро передвигая руки в направлении ладоней А. Как только Б начинает двигаться, А старается отодвинуть руки, перед тем как Б может хлопнуть по ним.

Человека просят свернуться в “упругий мяч” ; кто-то из группы, кого он выберет, “разворачивает” его, он может сопротивляться, а может поддаться. Одни участники группы стараются помочь ему сохранить положение, другие “развернуть” его.

Упражнения должны проводиться весело, если кто-то не захочет участвовать, не стоит его принуждать, лучше предложить позже присоединиться к остальным.

Правило – конфликт легче предупредить, чем завершить.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Классный час "Предупреждение конфликтов в детском коллективе"


Презентация "Предупреждение конфликтов в детском коллективе"
Классный час для учащихся 7 классов "Как не допустить конфликт в классном коллективе"
Доклад для педсовета на тему: "Психолого-педагогические аспекты предупреждения и разрешения конфликтов в образовательном учреждении."

Материал будет полезен всем педагогам без исключения. Дана развернутая характеристика причин и видов конфликтов, особенностей их преодоления.


Методические материалы для классных руководителей по вопросам обеспечения безопасности несовершеннолетних и предупреждения агрессивных и насильственных способов разрешения межличностных конфликтов в школьных коллективах

Методические материалы для классных руководителей по вопросам обеспечения безопасности несовершеннолетних и предупреждения агрессивных и насильственных способов разрешения межличностных конфликтов в.



Классный час. "Конфликты. Разрешение конфликтов"


Конфликты – неотъемлемая часть современной жизни. Говоря о конфликтах, мы чаще всего ассоциируем их с агрессией, спорами, враждебностью. Однако многие конфликты способствуют принятию обоснованных решений, развитию взаимоотношений, помогают выявить скрытые проблемы. В любом случае конфликты должны разрешаться.

Жизнь доказывает, что конфликт не относится к тем явлениям, которыми можно управлять на основе жизненного опыта и здравого смысла. Сколько-нибудь эффективное воздействие на конфликт может быть оказано в том случае, когда мы достаточно глубоко понимаем истинные причины возникновения конфликта, представляем закономерности его развития и владеем механизмами разрешения. В связи с этим особое значение приобрел такой феномен, как психолого-педагогический конфликт. Природа психолого-педагогического конфликта отличается тем, что в столкновении участвует ребенок, а не взрослый человек, обладающий опытом, умениями, разумом, волей, самоконтролем, саморегуляцией и прочими качествами, обретенными в ходе жизни. Кроме того, данный конфликт всегда сопровождается большим психологическим напряжением, которое ребенку гораздо тяжелей вынести, чем взрослому.

Термины и определения

Конфликт — это процесс резкого обострения противоречия и борьбы двух или более сторон в решении проблемы, имеющей личную значимость для каждого из участников.
Для возникновения конфликта необходимо наличии ряда факторов: наличие проблемы (противоречия), конфликтной ситуации, участников конфликта и инцидента.

Заниматься своевременной диагностикой и профилактикой конфликтов в школьных коллективах крайне необходимо.

  • Во-первых, профилактика конфликтов, несомненно, будет способствовать повышению качества учебного процесса. Ученики и учителя станут тратить интеллектуальные и нравственные силы не на борьбу с оппонентами, а на свою основную деятельность.
  • Во-вторых, конфликты оказывают заметное отрицательное влияние на психическое состояние и настроение конфликтующих. Стресс, возникающий в ходе конфликтов, может быть причиной десятков серьезных заболеваний. Поэтому своевременные профилактические меры должны положительно влиять на психологическое и физическое здоровье учеников и учителей.
  • В-третьих, именно в школе у ребенка, подростка формируются навыки разрешения противоречий в межличностном взаимодействии, которые случаются в жизни каждого человека.

Очень важно знать формулу конфликта и эффективно ею владеть. Она выглядит следующим образом: КОНФЛИКТ = КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ + ИНЦИДЕНТ

Конфликт – это открытое противостояние как следствие взаимоисключающих интересов и позиций.

Конфликтная ситуация – это накопившиеся противоречия, содержащие истинную причину конфликта.

Инцидент – это стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта.

Из формулы видно, что конфликтная ситуация и инцидент независимы друг от друга, т.е. ни одно из них не является следствием или проявлением другого.

Разрешить конфликт – значит, устранить конфликтную ситуацию и исчерпать инцидент. Понятно, что первое сделать сложнее, но и более важно.

Как разрешить конфликт?

Важно уяснить себе, чего необходимо достичь (например, понимания детьми недопустимости их поведения; серьезного отношения родителей к конфликту; готовности выслушать друг друга; окончания конфликта) в результате разбора конфликта. Перед беседой целесообразно выяснить для себя самого его цель и только после на основе этого понимания попытаться ответить для себя на несколько вопросов.

1. Кто принимает участие в разборе конфликта?

2. В чем заключается роль ведущего в разборе конфликта?

Если вы непосредственный участник конфликта, вам не следует брать на себя роль ведущего в разборе конфликта, так как это было бы нечестно по отношению к противоположной стороне. Решающее значение имеет также то, принимаете ли вы чью-либо сторону или соблюдаете нейтралитет. Если заранее известно или выясняется в ходе разбора, что кто-то стал жертвой грубой несправедливости, вы можете и даже должны стать на его сторону. Однако в этом случае имеет смысл пригласить коллегу, который бы с нейтральной позиции выступал в роли посредника. Это касается тех случаев, когда кто-то из детей внушает вам неприязнь.

В обычных случаях, т. е. если конфликт произошел между двумя равными сторонами, лучше соблюдать нейтралитет. Тогда вам не придется объяснять или обосновывать свою позицию и будет легче контролировать ход беседы.

3. В какой обстановке должен проходить разбор конфликта?

Беседа должна проходить в спокойной, непринужденной обстановке, в которой все ее участники чувствовали бы себя как можно свободнее. Если первое, предварительное осуждение происходит на месте происшествия, то у вас, вероятно, вряд ли будет выбор относительно места разбора. Однако вы можете, например, отойти в сторону и попросить окружающих оставить вас наедине с участниками конфликта. Для более обстоятельного разговора вам нужны время и удобное помещение, где бы вам никто не мешал. В конце разговора выясните, надо ли информировать кого-то о результатах разбора и кто этим займется.

4. Как вести разговор?

Для ведущего важно структурировать беседу, но не доминировать в ней. Рассматривайте себя как помощника, посредника, ваша задача состоит в том, чтобы помочь разрешить конфликт. Необходимо выслушать обе стороны, если, конечно, кто-нибудь из участников конфликта не откажется от участия в беседе. Разбор конфликта — это не судебное заседание. Все участвующие в нем имеют право изложить свое понимание или видение проблемы.

Полезно в начале беседы установить определенные правила, обязательные для всех, например:

  • не перебивать говорящего, дать ему возможность закончить свою речь;
  • говорить только правду;
  • не оскорблять, не упрекать друг друга; стремиться к сотрудничеству, искать общее решение.

Если участники конфликта способны непосредственно вести переговоры друг с другом, вам остается лишь следить за тем, чтобы высказывания были конструктивными, и время от времени направлять их в нужное русло. Однако вероятнее всего, что вам придется выступать в роли посредника и тем самым четко структурировать разговор.

Обсуждать нужно следующее:

  • Что произошло?
  • Что привело к конфликту? Почему это произошло? (Выяснить причины.)
  • Какие чувства вызвал конфликт у участников столкновения? (Определить назвать чувства.)
  • Как быть в этой ситуации? (Найти решение.)

5. Сформулировать суть конфликта.

Суть конфликта должна быть сформулирована на как можно более нейтральном языке.

Вот два примера:

6. Определить чувства.

Это чрезвычайно важно, особенно, если вы разбираете конфликт между детьми, так как чувства у них играют решающую роль. Спросите поочередно обоих участников конфликта, как они чувствовали себя во время конфликта и чувствуют себя теперь. Затем нужно обобщить сказанное с и предложить конфликтующим сделать то же самое. Проследите за тем, чтобы участники конфликта действительно услышали друг друга.

7. Найти решение.

Эффективность разбора конфликта определяется его результатом. Предложения должны поступать непосредственно от самих участников конфликта, ведь им придется реализовать их, им придется с ними жить. Только они могут определить, соответствует ли принятое решение их желаниям и потребностям.

В конце беседы должно быть сформулировано решение, отвечающее желаниям и потребностям обеих сторон и при этом достаточно реалистичное, т. е. вполне осуществимое. Оно может иметь форму устного или письменного договора с четкими сроками реализации.

Поблагодарите всех за сотрудничество и участие в решении проблемы. Желательно, чтобы такой разбор выполнял функцию некой модели, позволяющей учиться улаживать конфликты самостоятельно, без посторонней помощи.

Формы и методы профилактика конфликтов в школьном коллективе

Профилактика конфликтов представляет собой комплекс педагогических мер. К самым известным из них и доказавшим свою эффективность можно отнести:

  • Игровые упражнения.
  • Метод игрового моделирования проблемных ситуаций.
  • Ролевые и деловые игры (упражнения на групповую сплоченность).
  • Тренинги.

Существуют ряд игровых упражнений, способствующих профилактике конфликтов.

Их можно проводить в середине дня, по очереди со всеми воспитателями для профилактики конфликтов и снятия напряжения.

“Толкание”. Два участника должны поднять руки над головами, взяться за руки, переплетая пальцы, и толкать друг друга таким образом, чтобы заставить противника прикоснуться к стене.

“Хлопнуть руками”. Человек А протягивает руки ладонями вниз. Человек Б протягивает руки ладонями вверх и помещает их под руками человека А. Цель упражнения: Б старается хлопнуть по ладоням А, быстро передвигая руки в направлении ладоней А. Как только Б начинает двигаться, А старается отодвинуть руки, перед тем как Б может хлопнуть по ним.

Человека просят свернуться в “упругий мяч”; кто-то из группы, кого он выберет, “разворачивает” его, он может сопротивляться, а может поддаться. Одни участники группы стараются помочь ему сохранить положение, другие “развернуть” его.

Упражнения должны проводиться весело, если кто-то не захочет участвовать, не стоит его принуждать, лучше предложить позже присоединиться к остальным.

Нажмите, чтобы узнать подробности

- под конфликтом в психологии понимается столкновение различных мотивов.

- конфликт - столкновение, серьезные разногласия, во время которых вас обуревают неприятные чувства и переживания.

Конфликтность определяется как перманентная черта личности, которая аккумулируется ее природными задатками и социальным опытом.

Виды конфликтов

1. Открытые - четко понимаем, что что-то не так.

2. Скрытый - еще не знаем, что конфликт

3. Мотивационный - конфликты потребностей и намерений (они очень объединяют людей)

4. Коммуникационный - барьеры общения, просчеты возводятся в принципы, отсутствие обратной связи. Причина - жесткость, отсутствие гибкости во взаимоотношениях.

5. Целевой конфликт - за цель.

6. Статусный - за приоритет, кто главный, конфликт выбора.

1) Конфликты в процессе взаимодействия учителя с учеником

Наиболее часто встречающиеся конфликты в процессе взаимодействия учителей с учащимися, по мнению ряда психологов и педагогов (В.И. Журавлев, М.М. Рыбакова, В.И. Митюк и др.) связаны с неучетом возрастных особенностей школьников, игнорированием их индивидуальных особенностей, нарушением дисциплины преимущественно школьниками и т.п. Педагоги относятся к подросткам, как к младшеклассникам. Отсюда вытекают проблемы дисциплины на уроках, систематическое невыполнение домашних заданий.

2) Конфликты между подростками и их родителями

Подросток стал менее послушным, не всегда адекватно реагирует на замечания, не безоговорочно выполняет поручения близких, и родители негативно воспринимаете его поведение. Реакция родителей естественна, ибо они по-прежнему видят в своем сыне или дочке, уже повзрослевших, маленьких детей. Они не заметили, как быстро дети выросли, начали проявлять свою самостоятельность и поэтому игнорируют их возрастные особенности, проявляющиеся в желании самоактуализироваться, проявить свою самостоятельность. Прежнее восприятие повзрослевшего "ребенка", провоцирует многочисленные конфликты, т.к. его обратная реакция на родительские авторитарные указания негативная.

3) Конфликты в среде школьников

Иногда подросток очень расстраивается из-за того, что между ним и его близким человеком возник конфликт. Чаще всего бывает обидно и досадно, что конфликт возник на пустом месте. Его можно было бы избежать, но не всегда это подросток осознает сразу. Каким образом выйти из сложившейся ситуации, т.е. как помириться с человеком, подросток не знает.

Когда наступает отрочество, именно тогда внешний мир побуждает ребенка заявить о том, что он покидает свой семейный мир. Ему хочется самому ощутить, если можно так выразиться, то несоответствие между воображаемым и реальностью и самому войти в те социальные группы, о которых он много чего напридумывал, но чье существование подтверждается окружающими. Он тянется к компаниям подростков старше себя, где стремиться стать "своим". Таким образом, выйдя из семьи и смешавшись с соответствующей социальной группой, которая в этот момент играет для него роль поддержки вне семьи, он входит в отрочество.

Общение подростков со сверстниками - особая сфера их жизни. Иногда оно становится настолько интересным, что отодвигает на задний план обучение, уменьшает привлекательность общения с близкими, хотя психологические механизмы такого влияния часто бывают непонятны учителям и родителям. Конфликтные отношения подростков между собой основываются на борьбе за лидерство. Основными факторами конфликтного поведения выступают уровень притязаний, самооценка и статус.

Характерным для них становится нарушение эмоциональных отношений с окружающими людьми. Подростки попадают под сильное влияние подростковой группы, нередко формирующей асоциальную шкалу жизненных ценностей. Сам образ жизни, среда, стиль и круг общения способствуют развитию и закреплению девиантного поведения. Таким образом, имеющий место отрицательный микроклимат во многих семьях обуславливает возникновение отчуждённости, грубости, неприязни определённой части подростков, стремления делать всё назло, вопреки воле окружающих, что создаёт объективные предпосылки для появления демонстративного неповиновения, агрессивности и разрушительных действий.

Способы разрешения конфликтов:

1. Подавление. Не всегда это плохо, например: в экстремальной ситуации при управлении большого скопления людей. Подавление - брать ответственность на себя, инициатива, развитие подчинения из страха.

2. Уступки. Быстрый способ для того, чтобы игнорировать поведение развития ненависти к победителю.

3. Сотрудничество - процесс состоит из нескольких шагов: взаимоуважение, коммуникативность, конструктивные решения.

Приемы разрешения конфликтов:

2.Творческий подход - как превратить проблему в новую возможность для себя.

3.Эмпатия - общение, которое ведет к сближению.

4.Оптимальное самоутверждение - нападать на проблему, а не на личность.

5.Совместная власть - как нейтрализовать борьбу за власть.

6.Как управлять эмоциями.

7.Готовность к разрешению конфликта, как распознать личностные установки, мешающие объективному взгляду на вещи.

9.Переговоры - эффективное планирование и варианты стратегий.

Необходимые шаги при разрешении конфликта:

Шаг 1. На конфликт возникает просто импульс-реакция - продуманная.

Шаг 2. Принимаем ситуацию такой какая есть. Это уже произошло.

Шаг 3. Чему я могу здесь поучится. Произвести перегруппировку сил в конфликте. Признать свои чувства.

Анализируя причины затруднения общения, можно сделать вывод, что часто причинами затруднений могут выступать индивидуально-психологические особенности общения, включающие интеллектуальные, волевые, личностные.



В процессе трудовой и общественной деятельности учитель взаимодействует с другими участниками школьной жизни. При этом конфликты — явление неизбежное. А вот что останется после конфликтной ситуации во многом зависит от учителя. Универсальный рецепт конструктивного решения конфликта, послевкусием которого будет удовлетворенность всех сторон и приобретение ценных навыков жизни в обществе, рассмотрен в данной статье.

В процессе своей профессиональной деятельности педагогу помимо своих непосредственных обязанностей, связанных с обучением и воспитанием подрастающего поколения, приходится общаться с коллегами, учениками, их родителями.

При ежедневном взаимодействии без конфликтных ситуаций обойтись вряд ли возможно. Да и нужно ли? Ведь правильно разрешив напряженный момент, легко добиться хороших конструктивных результатов, сблизить людей, помочь им понять друг друга, прийти к прогрессу в воспитательных аспектах.

Определение конфликта. Деструктивный и конструктивный способы решения конфликтных ситуаций

Что такое конфликт? Определения этого понятия можно разделить на две группы. В общественном сознании конфликт чаще всего является синонимом враждебного, негативного противостояния людей из-за несовместимости интересов, норм поведения, целей.

Но существует и другое понимание конфликта как абсолютно естественного в жизни общества явления, совсем не обязательно приводящего к негативным последствиям. Напротив, при выборе правильного русла его течения, он является важным составляющим развития общества.

В зависимости от результатов решения конфликтных ситуаций, их можно обозначить как деструктивные или конструктивные. Итогом деструктивного столкновения является неудовлетворение одной или обеих сторон итогом столкновения, разрушение отношений, обиды, непонимание.

Конструктивным является конфликт, решение которого стало полезным для сторон, принимавших в нем участие, если они построили, приобрели в нем что-то ценное для себя, остались удовлетворены его результатом.

Разнообразие школьных конфликтов. Причины возникновения и способы решения

Разногласия между детьми — обычное явление, в том числе и в школьной жизни. В данном случае учитель не является конфликтующей стороной, однако принять участие в споре между учениками порой необходимо.

Причины конфликтов между учениками

  • борьба за авторитет
  • соперничество
  • обман, сплетни
  • оскорбления
  • обиды
  • враждебность к любимым ученикам учителя
  • личная неприязнь к человеку
  • симпатия без взаимности
  • борьба за девочку (мальчика)

Способы решения конфликтов между учениками

Как же конструктивно решить подобные разногласия? Очень часто дети могут урегулировать конфликтную ситуацию самостоятельно, без помощи взрослого. Если вмешательство со стороны учителя все же необходимо, важно сделать это в спокойной форме. Лучше обойтись без давления на ребенка, без публичных извинений, ограничившись подсказкой. Лучше, если ученик сам найдет алгоритм решения этой задачи. Конструктивный конфликт добавит в копилку опыта ребенка социальные навыки, которые помогут ему в общении со сверстниками, научат решать проблемы, что пригодится ему и во взрослой жизни.

Подобные конфликтные действия могут быть спровоцированы как учителем, так и родителем. Недовольство может быть и обоюдным.

Причины конфликта между учителем и родителями

  • разные представления сторон о средствах воспитания
  • недовольство родителя методами обучения педагога
  • личная неприязнь
  • мнение родителя о необоснованном занижении оценок ребенку

Способы решения конфликта с родителями ученика

Как же конструктивно разрешить подобные недовольства и разбить камни преткновения? При возникновении конфликтной ситуации в школе важно разобраться в ней спокойно, реально, без искажения посмотреть на вещи. Обычно, все происходит иным образом: конфликтующий закрывает глаза на собственные ошибки, одновременно ищет их в поведении оппонента.

Следующим этапом на пути к согласию станет открытый диалог учителя и родителя, где стороны равны. Проведенный анализ ситуации поможет педагогу выразить свои мысли и представления о проблеме родителю, проявить понимание, прояснить общую цель, вместе найти выход из сложившейся ситуации.

После разрешения конфликта, сделанные выводы о том, что сделано неправильно и как следовало бы действовать, чтобы напряженный момент не наступил, помогут предотвратить подобные ситуации в будущем.

Антон — самоуверенный старшеклассник, не имеющий незаурядных способностей. Отношения с ребятами в классе прохладные, школьных друзей нет.

Дома мальчик характеризует ребят с отрицательной стороны, указывая на их недостатки, вымышленные или преувеличенные, выказывает недовольство учителями, отмечает, что многие педагоги занижают ему оценки.

Мама безоговорочно верит сыну, поддакивает ему, что еще больше портит отношения мальчика с одноклассниками, вызывает негатив к учителям.

Вулкан конфликта взрывается, когда родительница в гневе приходит в школу с претензиями к учителям и администрации школы. Никакие убеждения и уговоры не оказывают на нее остывающего воздействия. Конфликт не прекращается, пока ребенок не заканчивает школу. Очевидно, что эта ситуация деструктивна.

Каким может быть конструктивный подход для решения назревшей проблемы?

Общей целью родителя и учителя могло бы стать желание сплотить отношения Антона с классом.

Хороший результат может дать диалог учителя с Антоном и его мамой, который показал бы желание классного руководителя помочь мальчику. Важно, чтобы Антон сам захотел измениться. Хорошо поговорить с ребятами в классе, чтобы они пересмотрели свое отношение к мальчику, доверить им совместную ответственную работу, организовать внеклассные мероприятия, способствующие сплочению ребят.

Такие конфликты, пожалуй, наиболее часты, ведь ученики и учителя проводят времени вместе едва ли меньше, чем родители с детьми.

  • отсутствие единства в требованиях учителей
  • чрезмерное количество требований к ученику
  • непостоянство требований учителя
  • невыполнение требований самим учителем
  • ученик считает себя недооцененным
  • учитель не может примириться с недостатками ученика
  • личные качества учителя или ученика (раздражительность, беспомощность, грубость)

Решение конфликта учителя и ученика

Лучше разрядить напряженную ситуацию, не доводя ее до конфликта. Для этого можно воспользоваться некоторыми психологическими приемами.

Недовольство и раздражительность чаще всего исходят от отстающих учеников, недобросовестно выполняющих школьные обязанности. Вдохновить ученика на успехи в учебе и помочь забыть о своих недовольствах можно, доверив ему ответственное задание и выразив уверенность в том, что он выполнит его хорошо.

Доброжелательное и справедливое отношение к ученикам станет залогом здоровой атмосферы в классе, сделает нетрудным выполнение предложенных рекомендаций.

Стоит отметить, что при диалоге между учителем и учеником важно учитывать определенные вещи. Стоит подготовиться к нему заранее, чтобы знать, что сказать ребенку. Как сказать — составляющее не менее важное. Спокойный тон и отсутствие негативных эмоций — то, что нужно для получения хорошего результата. А командный тон, который часто используют учителя, упреки и угрозы — лучше забыть. Нужно уметь слушать и слышать ребенка.

При необходимости наказания, стоит продумать его таким образом, чтобы исключить унижение ученика, изменение отношения к нему.

Ученица шестого класса, Оксана, плохо успевает в учебе, раздражительна и груба в общении с учителем. На одном из уроков девочка мешала другим ребятам выполнять задания, бросала в ребят бумажки, не реагировала на учителя даже после нескольких замечаний в свой адрес. На просьбу учителя выйти из класса, Оксана так же не отреагировала, оставаясь сидеть на месте. Раздражение учителя привело его к решению прекратить вести занятие, а после звонка оставить весь класс после уроков. Это, естественно, привело к недовольству ребят.


Подобное решение конфликта повлекло деструктивные изменения во взаимопонимании ученика и учителя.

После урока можно было попробовать поговорить с девочкой, показать ей свое доброжелательное отношение, понимание, желание помочь. Неплохо побеседовать с родителями девочки, чтобы узнать возможную причину подобного поведения. Уделять девочке больше внимания, доверять ответственные поручения, оказывать помощь при выполнении заданий, поощрять ее действия похвалой — все это оказалось бы нелишним в процессе приведения конфликта к конструктивному итогу.

Единый алгоритм решения любого школьного конфликта

  • Первое, что окажет пользу, когда проблема назрела, это спокойствие.
  • Второй момент — анализ ситуации без превратности.
  • Третьим важным пунктом является открытый диалог между конфликтующими сторонами, умение выслушать собеседника, спокойно изложить свой взгляд на проблему конфликта.
  • Четвертое, что поможет прийти к нужному конструктивному итогу — выявление общей цели, способов решения проблемы, позволяющих к этой цели придти.
  • Последним, пятым пунктом станут выводы, которые помогут избежать ошибок общения и взаимодействия в будущем.

Итак, что же такое конфликт? Добро или зло? Ответы на эти вопросы кроются в способе решения напряженных ситуаций. Отсутствие конфликтов в школе — явление практически невозможное. И решать их все равно придется. Конструктивное решение тянет за собой доверительные отношения и мир в классе, деструктивное — копит обиды и раздражение. Остановиться и подумать в тот момент, когда нахлынуло раздражение и гнев — важный момент в выборе своего пути разрешения конфликтных ситуаций.

Фото: Екатерина Афанасьичева.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями

Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст


Ошибка в тексте? Мы очень сожалеем,
что допустили ее. Пожалуйста, выделите ее
и нажмите на клавиатуре CTRL + ENTER.

Кстати, такая возможность есть
на всех страницах нашего сайта

0 Спам

10 tataevs19 • 13:58, 18.11.2021

Жаль что у самих преподавателей нет желания разрешить конфликт. Им дана власть над детьми, они что хотят, то и делают, это самые жестокие люди, по моему мнению. Они ломают и травмируют души детей намеренно. Вы даже не представляете, что творится за закрытыми дверями школы и не каждый ребенок придет домой и расскажет.

0 Спам

8 olga892913 • 05:12, 15.01.2020

У моего сына конфликт с другим учеником. Он очень сильно переживает каждый раз, плачет. Я волнуюсь и не знаю как правильно поступить, как ему помочь. Боюсь, что неприязнь может принять угрожающий масштаб для обоих мальчиков.

0

9 Екатерина_Пашкова • 20:46, 15.01.2020

avatar

0

7 pro100rakpopo • 19:07, 13.02.2017

0

6 larakhasanova2014 • 12:44, 24.12.2016

Статья явно написана каким-либо преподавателем, который стоит на страже своих интересов: правы преподаватели, а родители и дети должны знать свое место. Мол; я-начальник, ты-драк, ты-начальник, я-лурак.

0

4 rafrail • 09:57, 28.09.2016

Статья замечательная, но далека от действительности. В статье пишется, как пытаться заинтересовать ребенка, который не успевает в желании подтянуться, но что Вы можете сказать, если успешная ученица за месяц скатилась у УЧИТЕЛЯ ГОДА 2014 из отличницы в троечницу, причем любое старание в виде поднятия руки и уже решения двумя способами, принимается учителем по математике. как засчитанную ошибку идущую сразу в журнал. Если учитель года 2014 по математике по методике нового преподавания, вчера перечеркивала вычисления над схемами, а сегодня требует чтоб эти вычисления все таки делались, при чем засчитывает как ошибку.( Как в анекдоте ; каждый день чебурашку били за то почему он в шапке или почему без шапки)
За одну помарку или описку тут же четыре, пять только один раз получила возле доски, после этого не вызывал учитель, хоть рука постоянно поднята., т.к. понятно что ученик на все вопросы уверенно отвечает.
Уже не знаем как угодить учителю уже пытаемся и в двух вариантах решать, но ЭТО ТОЖЕ оказывается ОШИБКА,
Пытались разговаривать, стало только хуже, началась травля.
Ребенок за десять пятнадцать минут решает десять сложных примеров.(одна-две машинальнай ошибки бывает). За пятнадцать минут три четыре задачи. Дома каждые день занимаемся по три, четыре часа сами, потому как пока мы сами в состоянии в 5 классе проверить(есть и такие родители, которые репетируют у этого учителя, но их дети так быстро решать как моя все равно не могут).
Мы заставляем ребенка всегда думать и вникать. В последнее время ребенок теряет интерес к математике, потому как кроме как замечаний и придирок и плохих оценок по предмету математике все равно не видит.
В наше время всегда было важно главное логически рассуждать и понимать предмет, вычислять, решать задачи, зачем нужно добиваться сей час идеального выполнения работы, без особого внимания на понимания предмета?

Если это методика современного учителя, то пусть ОГНЕМ ОНА ГОРИТ-ЭТА МЕТОДИКА
С круглой отличницы скатилась за месяц в троечницу, с новым учителем года 2014, дочь теряет интерес к предмету
Всегда считаю, что прежде чем сводить не понятно за что счеты с учеником, нужно сто раз подумать преподавателю, хотя бы потому, что во первых ЭТО ДЕТИ, а во вторых это неприемлемо в правовом современном государстве.

Читайте также: