Доклад работа классного руководителя по формированию толерантных отношений у школьников

Обновлено: 05.07.2024

Роль классного руководителя по повышению уровня воспитанности обучающихся.

Не прием, не метод, а система является ключевым понятием в педагогике будущего”.
Л. Новикова

В процессе своей деятельности классный руководитель в первую очередь взаимодействует с учителями-предметниками: совместная разработка общих педагогических требований и подходов к детям в учебно-воспитательном процессе на основе целей образовательного учреждения; Совместно с педагогом-психологом классный руководитель изучает индивидуальность обучающихся, процесс их адаптации. При поддержке педагога-психолога классный руководитель анализирует развитие коллектива класса, определяя познавательные, творческие способности и возможности воспитанников, помогая ребенку определиться в выборе будущей профессии; координирует выбор форм и методов организации индивидуальной и групповой учебной и внеклассной деятельности как со своей стороны, так и со стороны других участников воспитательного процесса.
Классный руководитель должен тесно взаимодействовать с социальным педагогом, призванным быть посредником между личностью ребенка и всеми социальными институтами в разрешении личностных кризисов обучающихся. При непосредственном участии социального педагога классный руководитель организует социально значимую деятельность обучающихся, мероприятия, направленные на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов.

Сотрудничая с библиотекарем, классный руководитель расширяет круг чтения обучающихся, способствует формированию у них культуры чтения, отношения к нравственным идеалам, этическим нормам поведения, осознания собственной индивидуальности через освоение классической и современной литературы.
В своей работе классный руководитель постоянно заботится о здоровье своих воспитанников, используя информацию, получаемую от медицинских работников образовательного учреждения.
Одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья. Работа классного руководителя с родителями направлена на сотрудничество с семьей в интересах ребенка, формирование общих подходов к воспитанию, совместное изучение личности ребенка, его психофизиологических особенностей, выработку близких по сути требований, организацию помощи в обучении, физическом и духовном развитии обучающегося.

Система класса – как способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и содействующий развитию личности и коллектива. Воспитательная система класса – это достаточно сложное социально-педагогическое явление, состоящее из большого количества элементов.

Своеобразие классной воспитательной системы во многом обусловлено индивидуальными и групповыми особенностями учащихся класса, в котором она создается. Поэтому главным для классного руководителя при переходе учащихся из начальной школы в 5-й класс увидеть и понять специфические черты классного сообщества, определить уровень развития ученического коллектива, сформированности в нем межличностных отношений и совместной деятельности, чтобы затем избрать наиболее оптимальный путь, формы и способы построения воспитательной системы. Важно проанализировать, какими стали дети в процессе развития и воспитания. Какими жизненными и нравственными ценностями они овладели, добры ли они, внимательны ли к людям, насколько трудолюбивы, доброжелательны, инициативны, самостоятельны, милосердны, честны, отзывчивы.

С моей точки зрения, воспитанность – это интегрированный показатель результата воспитательной работы, отражающий сформированность отношения ученика к родному краю, своему городу, обществу, учёбе, природе, к себе. Воспитанность предполагает культуру поведения, этикет, культуру общения.

В 5 класс учащиеся приходят, ещё не вполне осознавая то, что им можно делать, а что является нарушением сложившихся норм и законов общества В 6-ом классе необходимо делать упор на повышение уровня отношения к обществу, к классному коллективу, к труду, к людям. Изучать разнообразные темы по данным направлениям, в которых определяются понятия совести, доброты и гуманности, злобности и жестокости, национализма.

Чтобы заинтересовать детей, можно использовать урок-путешествие, урок-размышление, урок с элементами драматизации, урок-самопознание и т.д. Опираясь на личностный опыт учащихся, развивать представления о назначении норм морали, права и пр.

В 7-ом классе ставится цель создать первоначальное представление о юридической ответственности, раскрыть причины негативного отношения общества к людям, преступающим закон. Учащиеся должны отличать правонарушения от нарушений норм морали, иметь представление о вине как обязательном составе преступления, и наказании как результате наступления юридической ответственности. Необходимо разъяснять ошибочность представлений подростков о возможности избежать наказания, формировать ответственное отношение к своим поступкам и поведению.

Всё вышесказанное свидетельствует о том, что повышение уровня воспитанности – это комплексная и системная работа ряда лет. Только темп и объём развития постепенно меняются в зависимости от возраста учащихся.

Классный руководитель – это организатор и руководитель целостного педагогического процесса. Это педагог, который является “центром” организации, координации всех влияний, оказывающихся на отдельную личность, на коллектив учащихся; это – координатор совместных усилий учителей-предметников, педагогов дополнительного образования, психолога, социолога. Деятельность классного руководителя в современной школе необходимо оценивать именно с такой позиции. Завершить свою работу хочу словами В.А.Сухомлинского: “Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребёнка”.Практика гуманистического личностно - ориентированного воспитания, для которого характерно субъект - субъектное взаимодействие, - важное условие развития индивидуальности ребенка, а одним из важнейших направлений модернизации российского образования является смена педагогики насильственного формирования личности на педагогику поддержки ребенка.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учитель был и останется значимым звеном в учебно-воспитательном процессе. Чтобы решить проблему формирования толерантных отношений учащихся, учителю самому важно понять важность процесса толерантных отношений

Воспитание толерантности способствует успешности учащихся в обучении и повседневной жизни, уверенности в себе – что и требуется при инновации в образовании.

Что же такое толерантность? Понимание толерантности неоднозначно в разных культурах, оно зависит от исторического опыта народов. Слово толерантность означает:

В английском - готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь.

Во французском-"уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов".

В арабском "прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение. расположенность к другим".

В персидском - "терпение, выносливость, готовность к примирению".

В русском – способность терпеть что- то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо

Правила поведения толерантного учителя:

1. Воспитывать с любовью и во имя любви

2. Воспитывать в духе мира

3. Быть примером для детей и общества

4. Избегать жестких иерархических отношений

5. Поддерживать эмоциональные привязанности, развивать у учеников чувство взаимного расположения

6. Признавать значимость и способности каждого, а также уважать чувства и позицию каждого

7. Создавать свободную и демократическую атмосферу в классе

8. Быть готовым и способным к диалогу, пониманию, солидарности

9. Быть справедливым

10. Уметь слушать

В своей работе я придерживаюсь принципов и правил, которые помогают мне построить процесс взаимодействия с воспитанниками лучше и результативно.

Учет индивидуальных и половозрастных особенностей

Принципы связи воспитания толерантности с жизнью

Принцип уважительного отношения к личности

Принцип опоры на положительное в ученике

Принцип социальной обусловленности процесса воспитания толерантности

Принцип единства знания и поведения

Принцип диалогичности и сотрудничества

Для себя я выделяю три блока по формированию толерантности

Все Умк в школе способствуют формированию толерантности. Стараюсь как-то расширить и углубить уже имеющийся в учебниках материал. Очень хорошо получается это на уроках географии, истории через создание проектов.

Внеклассная работа - это пожалуй самый эффективный и значимый путь по формированию толерантных отношений в классном коллективе.

В своей внеклассной работе я использую разные формы и методы воспитания толерантности:

Совместные коллективно творческие дела

Игровые и конкурсные программы

Реализация каждого метода воспитания толерантности предполагает использование совокупности приёмов, т.е. педагогически оформленных действий.

Принципы толерантного воспитания и развития личности ребенка.

Основные технологии воспитательной работы.

Программа толерантного воспитания младших школьников.

Совместная деятельность класса и семьи.

Критерии экспертизы программы.

Критерии работы классного коллектива.

когда мы научились летать

по воздуху, как птицы,

плавать под водой, как рыбы,

нам не хватает только одного:

научиться жить на Земле,

Бернард Шоу

Веками люди решали непростую задачу: вырастить юную смену умной,

смелой, доброй, трудолюбивой, сохранить и передать следующим поколениям всё лучшее, на чем держится всё человечество, и то частное, что составляет неповторимое лицо данного народа.

Мы обращаемся к народной педагогике не только потому, что это кладезь мудрости, запасник педагогической мысли и нравственного здоровья, но и потому, что это наши истоки. Ведь забывая корни, мы разрываем связь времен и поколений.

Именно сейчас в непростых экономических и социальных условиях, в период падения духовности и нравственных принципов традиционная культура воспитания и традиционная культура народов России должны стать для подрастающего поколения тем стержнем, который может спасти, не только наших детей, но и будущее России от многих бед.

Поликультурная направленность образования получает все больше признания в мировой практике, разрабатываются принципы и пути внедрения культуроведческого содержания в образовательные программы различных стран.

Мы живем в поликультурном обществе, где идет интенсивная интеграция этносов, культур, традиций. В этих условиях сохранение культурного разнообразия предлагает сохранение этнокультурной специфики духовности народов. В век глобализации и информатизации, когда появляются реальные возможности межнационального культурного взаимодействия и обмена. Важной особенностью поликультурного образования становится стремление в мировое культурное и образовательное пространство с сохранением национального своеобразия. Возникает необходимость воспитания толерантной личности, которая ценит не только родную культуру, но и понимает другие культуры, готова к диалогу в поликультурном мире.

Проблема исследования: падение духовности и нравственных принципов подрастающего поколения.

Объект исследования: является процесс воспитания толерантности школьников.

Предмет исследования: механизмы повышения эффективности воспитания толерантной личности ребенка на основе духовно-нравственных ценностей и идеалов.

Цель исследования: изучить и раскрыть педагогические условия повышения эффективности толерантного сознания и поведения школьников.

Гипотеза : процесс формирования толерантного сознания и поведения школьников будет более эффективным, если:

- будут созданы условия, способствующие развитию национального самосознания, ценностного отношения к личности, обществу, государству;

- бережно относиться к историческому и культурному наследию, созданному российским народом, сохранять и приумножать его;

- формирование и развитие потребности в духовной жизни, в нравственно здоровом образе жизни, способности жить счастливой жизнью с семьей, близкими людьми и окружающими.

Исходя из цели, гипотезы и учитывая специфику предмета исследования, определены следующие задачи :

Проанализировать методическую литературу по проблеме.

Определить формы и содержание работы по реализации данной цели.

Обобщить материалы исследования и разработать программу по формированию толерантного сознания и поведения школьников.

Методологической основой исследования послужили философские и историко-педагогические концепции, раскрывающие сущность толерантного воспитания и его значение в развитии личности, ведущие идеи зарубежных и отечественных специалистов по теории и практике духовно-нравственного воспитания.

Методы исследования. Изучение и теоретический анализ литературы; анкетирование родителей и обучающихся; изучение педагогического опыта; диагностические методы воспитания.

Практическая значимость данной работы состоит в разработке программы по воспитанию толерантности. Нормой жизни каждого взрослого и ребёнка должна стать толерантность. Реализация программы поможет непохожим людям жить рядом.

Теоретические идеи толерантного воспитания.

Актуальность.

Сегодня задача воспитания толерантности должна пронизывать

деятельность всех социальных институтов и, в первую очередь, тех, кто оказывает непосредственное воздействие на формирование личности ребенка.

Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность – это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира.

Для многонационального государства Российской Федерации толерантность как ценность приобретает особую значимость и актуальность . Могущество, сила нашего народа в его единстве. Воспитание толерантной личности, основанной на нравственных ценностях и идеалах, – это залог процветания Великой России.

Особую роль в воспитании гражданина Отечества имеет школа, как социальный институт она обладает большими возможностями для воспитания у детей толерантности

Эти возможности могут быть реализованы как в процессе учебной, так и внеучебной деятельности. Именно в школьном сообществе у ребенка могут быть сформированы гуманистические ценности и реальная готовность к толерантному поведению.

Воспитание толерантной личности – процесс сложный, осуществляется всей социальной действительностью, окружающей ребенка, обществом, под влиянием взаимоотношений в семье, сложившихся взглядов и отношений ее членов к другим людям и обществу в целом, под влиянием общения со сверстниками и окружающими людьми. Для того чтобы сделать его целенаправленным, необходима организованная педагогическая деятельность в школе.

За годы работы классным руководителем в начальной школе обучались дети разных национальностей: русские, украинцы, татары, буряты, евреи, башкиры, азербайджанцы, молдаване, грузины. Я убедилась в необходимости толерантного воспитания, приобщении каждого ребенка к духовной, нравственной национальной культуре своего народа, культуре российского общества. Толерантность как никогда ранее важна в современном мире. Она необходима как в отношениях между людьми, так и на уровне семьи, класса, общины, так как мы видим огрубелость чувств, безразличие к людям, недоверие, бессердечность и жестокость. Учитывая особенности нашего времени, кризисное состояние нравственности и духовности общества, негативное воздействие СМИ на личность ребенка.

1. 2. Основные идеи и взгляды.

Формирование демократического государства, гражданского общества в России невозможно без воспитания патриота, личности гражданина, основанной на нравственных ценностях и идеалах многонационального народа.

В Концепции модернизации российского образования до 2010 года, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России Федеральном государственном образовательном стандарте нового поколения заложены основные идеи, подходы в воспитании подрастающего поколения в современных условиях. Программа составлена на основе этих идей, подходов с учетом следующей системы фундаментальных социальных и педагогических понятий, а также отношений между ними.

Толерантное воспитание младших школьников ориентировано на воспитание толерантной личности ребенка, основанной на традиционных ценностях и идеалах:

Гост

ГОСТ

Цели и задачи воспитания толерантности в школе

Толерантность является одним из важнейших условий нормального функционирования гражданского общества и выживания всего человечества.

[Определение] Толерантность – это умение человека жить в гармонии с другими людьми, быть терпимым к их вере, национальности, поступкам, мнению и т.д. [/Определение]

Толерантность как социальная норма включает в себя несколько взаимосвязанных компонентов:

  1. Социальная восприимчивость и неподдельный интерес к особенностям других народов (национальностей).
  2. Признание равенства всех людей на земле, вне зависимости от пола, возраста, национальности, социального уровня жизни и т.д.
  3. Полный отказ от доминирования и насилия.
  4. Готовность принять другого таким, какой он есть.
  5. Умение выслушивать и слушать другого, доверие людям.
  6. Способность к эмпатии.

Цель воспитания толерантности в школе: воспитание у учащихся терпимости по отношению к людям другой веры, национальности или других жизненных взглядов, как одного из важнейших качеств современной личности.

Задачи воспитания толерантности в школе:

  1. Изучение интересов и потребностей детского коллектива, личностных характеристик учащихся для организации эффективной воспитательной работы.
  2. Развитие у учащихся навыков групповой работы, умения находить компромиссные решения и вести диалог друг с другом, считаться с мнение других.
  3. Создание оптимальных условий для формирования у учащихся коммуникативных связей.
  4. Ознакомление учащихся с историей, культурой и традициями других народов.

В настоящее время проблема толерантности относится в воспитательной проблеме. Это связано с тем, что в основе толерантности лежит умение общаться и взаимодействовать. Педагог в процессе формирования коммуникативных навыков и умений, должен учить детей, что все люди разные и нужно уметь воспринимать человека таким, какой он есть. Даже если что-то в одежде или внешности кажется странным и необычным, следует вести себя корректно и адекватно. С самого раннего возраста необходимо быть терпимыми друг к другу, даже если это не просто.

Готовые работы на аналогичную тему

Необходимо отметить, что сейчас дух нетерпимости и неприязни к другой культуре, вероисповеданию, убеждениям, национальности и т.д., продолжает существовать не только в обществе, но и в отдельных социальных институтах (школа, детский сад, институт и т.д.).

Предметом нетерпимости в школе может выступать национальность, религия, внешний вид, социальная и половая принадлежности ребенка, его увлеченности и взгляды. Поэтому основная роль по воспитанию толерантности в школе возлагается на педагогов, которые собственным примером должны показать детям проявление терпимости и уважения к другим людям.

Основные направления работы по воспитанию толерантности в школе

Основные методы воспитания толерантности в школе:

  • Воспитывающие ситуации
  • Коллективная творческая деятельность
  • Активная социальная и трудовая деятельности
  • Информационно-развивающая и эмпирическая работа с учащимися (анкетирование, тестирование, наблюдение и т.д.)

Ключевыми направлениями работы по формированию поведенческого навыка и воспитания толерантности являются:

  1. Аналитико-диагностическая деятельность – установление уровня толерантности у учащихся. Данная работа необходимо для того, чтобы в последующем подобрать наиболее эффективные методы и формы работы с учащимися.
  2. Познавательная деятельность – проведение различного рода занятий, в рамках которых учащихся знакомят с традициями и обычаями разных народов. В случае, если есть возможность, то приветствуется посещение национальных музеев, выставок, театров, проведение тематических экскурсий и т.д.
  3. Ценностно-ориентировочная деятельность, направленная на формирование толерантного отношения к окружающим людям – учащихся знакомят с различными способами разрешения конфликтов, посредством проведения диспутов, тренингов и т.д.
  4. Работа с родителями учащихся – проведение работы в форме классных часов, родительских собраний, конференций, консультаций и т.д., направленных на решение вопросов по воспитанию у детей толерантности, нравственных форм поведения и правовой культуры.

Те мероприятия, в которых принимают участие родителя наиболее эффективны и приносят больший результат. Это связано с тем, что родители для детей имеют авторитет, а их пример важен каждому ребенку. В том случае, если школа и родители объединят свои усилия, то воспитание толерантности будет более эффективно.

Читайте также: