Доклад рабочей группы при президенте рф школа 2020 какой мы ее видим
Обновлено: 05.07.2024
Актуальность темы обусловлена особой ролью школы в подготовке кадровых ресурсов для решения новых задач социально-экономического развития страны до 2020 года и в формировании молодых граждан российского общества. Школьное образование получают все, оно определяет всю последующую жизнь, поэтому проблема хорошей школы – важнейшая среди проблем национального развития.
Однако, несмотря на осуществленные меры по развитию школьного образования, рост выделяемых на эти цели ресурсов, в государственных институтах и обществе продолжает сохраняться устойчивая неудовлетворенность качеством получаемых школьниками знаний и их несоответствием общественным ожиданиям. Это объясняется тем, что образование стало базой, основываясь на которой люди выстраивают свои жизненные стратегии. Можно, в целом, констатировать, что в обществе вызрела потребность в новом качестве общего образования и формировании опережающей модели его развития.
Позитивная динамика государственного развития и повышение уровня общественных запросов ставят вопрос о принципиально новых задачах, которые касаются роста национальной конкурентоспособности, возможности занимать значимые позиции в глобальном сообществе, а также возрастания роли России как передовой экономической и технологической державы, одного из лидеров мирового научного развития.
В реализации Стратегии развития России до 2020 года и перспективном развитии государства многое зависит от того, кто будет воплощать намеченное в жизнь и обеспечивать ее дальнейшее прорывное развитие. Эта важнейшая задача ляжет на плечи тех, кто сейчас еще учится в школе. Фактически школа становится ключевым звеном в реализации стратегических планов России и важнейшим элементом в построении нового общества.
Кардинальные вопросы будущего: кого мы готовим себе на смену, насколько широкие возможности для жизни детей мы сейчас создаем, какую систему ценностей они усваивают и, наконец, как увлечь процессом познания и мотивировать детей к обучению и творчеству на долгие годы.
Современному российскому обществу должна быть понятна миссия российской школы в целом и то, ради чего проводятся реформы. Основная миссия российской школы может быть выражена как образование (обучение и воспитание) мыслящих людей, имеющих систему нравственных убеждений и волю, готовых и способных активно участвовать в развитии России, защите ее национальных интересов, становлении гражданского самосознания, преодолении пассивности и социальной апатии.
Однако, несмотря на подъем последних лет, современное состояние школы не соответствует уровню общественных ожиданий и поставленных государством задач. Наблюдается и снижение мотивации к обучению и преподаванию, и отставание школьных образовательных стандартов, и падение авторитета школьного учителя. Сказываются и такие проблемы (возникшие с 90-х годов) как детская и подростковая преступность, ранний алкоголизм, наркомания и токсикомания, детская беспризорность и нищенство, рост социального сиротства.
Сегодня назрела необходимость в создании целостного проекта новой российской школы, вбирающей в себя лучшие отечественные и мировые традиции, а также новации, обеспечивающие возможность развития каждому ребенку и современную подготовку подрастающего поколения к жизни в XXI веке.
В 2007 году среди выпускников 9-го класса 65,8% пошли в 10 класс, 13,4% – в среднее профессиональное образование (СПО), 18,5% – в начальное профессиональное образование. Около 60% выпускников 11-го класса поступили в вузы, около 25% – в СПО, около 5% – в НПО, 5% пришли на рынок труда.
В системе общего образования работает 1 млн. 264 тыс. учителей. В период с 2001 по 2007 год их численность сократилась примерно на 13%. Доля учителей пенсионного возраста составляет 17%, предпенсионного – 30%. 8% учительского корпуса – учителя со стажем работы в школе до 5 лет, а 50% имеют стаж работы более 20 лет.
Из почти 60 тыс. общеобразовательных учреждений две трети составляют сельские школы. Число негосударственных школ невелико – около 700. Степень износа основных фондов образовательных учреждений в 1995 году составила 12,1%, в 2000 году – 32 %, в 2005 году – 44,2%. В аварийном состоянии находятся 1,87% школ (около 1120 школ), в капитальном ремонте нуждаются 29,4 % школ (около 17 640 школ).
С 2000 года расходы на общее образование увеличились почти в 4 раза (со 108 млрд. руб. до 399 млрд. руб.). При этом доля расходов на общее образование уменьшилась в расходах консолидированного бюджета на образование с половины до одной трети. Расходы на одного учащегося за 7 лет (с 2000 г.) возросли с 5377 тыс. руб. в год до 40851,98 тыс. руб. в год. Доля платных образовательных услуг в общем образовании составляет менее 5%.
В последние годы школа существенно меняется. Изменения в школьном образовании, призванные улучшить его качество и доступность, касаются таких направлений, как система оценивания результатов обучения, внедрение информатизации, управление школой, организация образования на старшей ступени, оптимизация сети образовательных учреждений и т. д.
Практически реализуется выход за рамки классно-урочной системы. Классический учебный процесс все чаще использует новые формы работы, направленные на дополнение предметных знаний и навыков теоретического мышления преимуществами деятельностного подхода. Это – и постановка учебных ситуаций, и проектная деятельность школьников, и проблемные форумы, и образовательные экспедиции и многое другое. Таким образом, в школе фактически начинают по-новому работать со знаниями: школьников приучают к самостоятельному поиску, самостоятельному получению знаний, что, безусловно, представляет собой важное содержательное изменения в системе школьного образования.
Адаптация российской системы общего образования к современным требованиям – задача чрезвычайно сложная и многогранная, а ее выполнение – процесс длительный. Ведь общее среднее образование охватывает миллионы учащихся, работников системы образования, затрагивает интересы членов их семей, работодателей, государственных и общественных организаций.
Наряду с концентрированным вниманием государства к школе, в основных общественных группах наблюдается устойчивая неудовлетворенность состоянием отечественного школьного образования.
Справочно: По данным Мониторинга состояния и тенденций развития общего образования в Российской Федерации[2], около половины респондентов (населения и экспертов) оценивают отрицательно или нейтрально состояние системы общего образования.
При этом за необходимость изменений в системе общего образования “проголосовало” 74% респондентов. Среди общественно-значимых проблем системы общего образования респонденты выделили две проблемы: 54% опрошенных отметили снижение качества образования, а 53% - усиление неравенства в получении качественного образования.
Судя по опросам общественного мнения, основная масса учителей, родителей и учащихся, значительная часть (до половины) экспертов пока не видят заметных позитивных изменений в системе общего образования.
Ориентация на демократизацию системы образования, реализующую фундаментальные права и возможности человека - 24 %
Обеспечение равенства возможностей на получение образования - 55 %
Развитие механизмов интеграции учебных заведений - 24 %
Расширение для учреждений образования полномочий юридического лица и экономической самостоятельности - 18 %
Предоставление учреждениям образования самостоятельного права в выборе учебного плана - 18 % 1
Ориентация образовательных услуг на перспективные потребности социально-экономического развития общества - 28 %
Модернизация образовательных программ в средней школе - 29 %
Всестороннее изучение конъюнктуры рынка образовательных услуг - 19 %
Прикладная направленность образовательных услуг - 23 %
Ориентация образовательных услуг на фундаментальные знания и приоритет удовлетворения заявленных образовательных потребностей учащихся - 18 %
Другое (напишите) - 3 %
Общее снижение качества образования - 54 %
Усиление неравенства в получении качественного образования - 53 %
Нарастающие ресурсные ограничения государства - 19 %
Несоответствие законодательной базы сложившимся реалиям - 12 %
Отсутствие рыночной регуляции в сфере образования - 8 %
Несбалансированная функциональная и учебная нагрузка кадров образовательных учреждений - 19 %
Устаревшие представления о минимальном содержании программ школьного образования - 22 %
общее снижение качества образования;
усиление неравенства в получении качественного образования.
4. ОЦЕНКА НЕОБХОДИМОСТИ ИЗМЕНЕНИЙ В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В образовательном сообществе доминирует мнение о необходимости изменения в системе общего образования.
Эволюционное реформирование системы образования - 18 %
Глубокая организационно-экономическая реформа системы образования - 17 %
Разработка государственных программ по конкретным направлениям и уровням образования - 33 %
Слом существующей образовательной системы - 13 %
Разработка новой законодательной базы - 22 %
Среди сторонников радикальных реформ преобладают учителя и родители учащихся в возрасте от 30 до 40 лет, учителя и руководители образовательных учреждений со стажем работы 5-15 лет. Здесь также больше мужчин, лиц проживающих в крупных городах и мегаполисах.
6. ПОЗИЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ И ОЦЕНКИ ЭКСПЕРТОВ СТУПЕНЕЙ И ФОРМ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Высок процент критической позиции - почти каждый четвертый оценил состояние образования в 5-ый и 9-ых классах неудовлетворительно. Каждый шестой неудовлетворительно оценивает состояние дел среднего (полного) образования (10-е – 11-е классы). Данные ступени общего образования являются ключевыми, требуют первоочередного внимания и устранения причин подобных критических настроений.
Качество государственного образования оценивается существенно выше, по сравнению с негосударственным. Однако каждый пятый респондент уклонился от конкретного ответа.
7. ОЦЕНКА ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ СТУПЕНЕЙ И ФОРМ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дошкольное образование - 24 %
Начальное общее образование - 33 %
Основное общее образование (9 кл.) - 57 %
Полное общее образование (11 кл.) – 61 %
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СООБЩЕСТВО ОБ ОБЩЕСТВЕННО ЗНАЧИМЫХ ЦЕЛЯХ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Передача знаний, развитие интеллекта учащихся - 44 %
Формирование целостной личности - 34 %
Адаптация молодежи к условиям жизни - 30 %
Подготовка учащихся к профессиональной деятельности - 35 %
Формирование у учащихся качеств патриота и гражданина своего отечества - 9 %
Воспитание нравственных качеств молодежи - 20 %
10. О КАДРОВОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Несмотря на отмечаемое в целом по стране улучшение профессиональной подготовки педагогических кадров, каждый второй участник опроса считает, что система подготовки все же нуждается в изменении, а каждый третий респондент видит необходимость ее модернизации. Менее всего в реформировании системы подготовки специалистов заинтересованы учителя. В наибольшей степени это направление модернизации по душе преподавателям педагогических вузов.
Респонденты предлагают больше внимания уделять педагогической практике студентов и закреплять (квотировать) в образовательных учреждениях молодых специалистов, ввести обязательный стажерский срок, шире использовать практическую направленность в системе переподготовки, создать материальные условия для привлечения в школу специалистов, желающих и умеющих работать с инициативой, способных поднять престиж образования.
ОЦЕНКА ИЗМЕНЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ПЕДАГОГА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
НАИБОЛЕЕ ОСТРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Низкий уровень материально-технического оснащения - 44 %
Отсутствие компетентных консультаций по вопросам образования и воспитания - 12 %
Низкий уровень профессиональной подготовки и ориентации - 22 %
Недостаточно высокий уровень преподавания - 38 %
Неадекватная организация учебного процесса - 14 %
Отсутствие индивидуально-личностного отношения учителей к учащимся - 22 %
Отсутствие четкого взаимодействия семьи и школы - 10 %
Недофинансирование особенно затрагивает интересы учителей со стажем работы 5-15 лет. Они вышли из категории молодых, получающих подъемные, и пока не вошли в категорию ветеранов, поднявших свое материальное благополучие за счет многолетнего труда. Школа тем самым теряет самые перспективные кадры.
ОБОБЩЕНИЯ. ВЫВОДЫ. РЕКОМЕНДАЦИИ
Позиция населения и оценки экспертов состояния и тенденций развития общего образования в Российской Федерации, опыт реализации проектов общегосударственного и регионального масштаба показывают, что родительская, ученическая и педагогическая общественность, руководители образовательных учреждений и органов управления образованием, работодатели констатируют позитивное развитие школьного образования. Вместе с тем отмечается тенденция определенной консервации проблемного поля отечественного общего образования:
В оценках условий для получения доступного и качественного общего образования родителисчитают ключевыми следующие направления: увеличение объемов дошкольного образования; развитие сети общеобразовательных учреждений; обеспечение обязательного общего полного образования; обеспечение ОУ квалифицированными педагогическими кадрами; развитие МТБ; оснащение ОУ современными техническими средствами. Половина опрошенных родителей считает, что школа удовлетворяет интересы и способности их детей, обеспечивает повышенный уровень образования. 2/3 родителей удовлетворены работой школы, где учатся их дети. В то же время, по мнению родителей, большинство школ односторонне ориентируют своих выпускников лишь на поступление в вузы. Каждый четвертый родитель компенсирует недостаточную для поступления в вуз школьную подготовку привлечением репетиторов.
Проблемы жизни и сложности социализации молодежи в рыночных условиях оказываются, по мнению респондентов, сильнее воздействия родителей, учителей и всей системы школьного образования.
Влияние учителя на выбор учащимися профессии отодвинулось на одно из последних мест. По сравнению с 2005 годом оценки старшеклассниками собственной готовности к самостоятельной жизни снизились с 80 до 60 %. Примерно так же считают и их родители.
Шкала ценностей подрастающего поколения по большинству ключевых показателей входит в разрез с потребностями общества и самих молодых людей. Не случайно так много разочарований в жизни, эмоциональных и психических срывов и как следствие – пьянство, наркомания, агрессия, преступность в молодежной среде.
Большая часть опрошенных (от 65 до 80 %) убеждена, что в незамедлительном увеличении адресной поддержки нуждаются: семьи с детьми-инвалидами (больными детьми); семьи с безнадзорными детьми, малообеспеченные семьи; неблагополучные семьи; семьи мигрантов; семьи, находящиеся в сложных жилищных условиях, многодетные семьи. Каждый третий опрошенный считает активизацию государственной семейной политики наиболее актуальной задачей, стоящей перед государством и обществом, системой образования.
Образовательное сообщество высказывается за мониторинговый общественный аудит и соответствующую подготовку общественных инспекторов образования; проведение комплексной общественно-государственной аттестации, лицензирования, аккредитации учреждений общего и профессионального педагогического образования.
Необходима разработка методики и показателей рейтинговой диагностики и упреждающего воздействия на состояние и тенденции системного развития всех структур и направлений школьного и высшего педагогического образования в Российской Федерации. Целесообразно ввести систему профессионально-квалификационной общественно-государственной оценки педкадров и выпускников педвузов страны.
Идею усиления общественного контроля за качеством образования поддерживают свыше 80% опрошенных представителей образовательного сообщества.
По мнению родительской общественности в системе общего образования сложилась парадоксальная ситуация – самый ценный капитал и будущее нации в значительной мере закрыты от общественного контроля.
Функция "чтения" служит для ознакомления с работой. Разметка, таблицы и картинки документа могут отображаться неверно или не в полном объёме!
Актуальность темы обусловлена особой ролью школы в подготовке кадровых ресурсов для решения новых задач социально-экономического развития страны до 2020 года и в формировании молодых граждан российского общества. Школьное образование получают все, оно определяет всю последующую жизнь, поэтому проблема хорошей школы – важнейшая среди проблем национального развития.
Однако, несмотря на осуществленные меры по развитию школьного образования, рост выделяемых на эти цели ресурсов, в государственных институтах и обществе продолжает сохраняться устойчивая неудовлетворенность качеством получаемых школьниками знаний и их несоответствием общественным ожиданиям. Это объясняется тем, что образование стало базой, основываясь на которой люди выстраивают свои жизненные стратегии. Можно, в целом, констатировать, что в обществе вызрела потребность в новом качестве общего образования и формировании опережающей модели его развития.
Позитивная динамика государственного развития и повышение уровня общественных запросов ставят вопрос о принципиально новых задачах, которые касаются роста национальной конкурентоспособности, возможности занимать значимые позиции в глобальном сообществе, а также возрастания роли России как передовой экономической и технологической державы, одного из лидеров мирового научного развития.
В реализации Стратегии развития России до 2020 года и перспективном развитии государства многое зависит от того, кто будет воплощать намеченное в жизнь и обеспечивать ее дальнейшее прорывное развитие. Эта важнейшая задача ляжет на плечи тех, кто сейчас еще учится в школе. Фактически школа становится ключевым звеном в реализации стратегических планов России и важнейшим элементом в построении нового общества.
Кардинальные вопросы будущего: кого мы готовим себе на смену, насколько широкие возможности для жизни детей мы сейчас создаем, какую систему ценностей они усваивают и, наконец, как увлечь процессом познания и
ОСОБЕННОСТИ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ
(По материалам Научного центра здоровья детей РАМН)
Детско-подростковая популяция в России составляет около 30 млн. человек, из них почти 20 миллионов дети, посещающие образовательные учреждения, в т.ч. немногим более 15 млн. – школьники.
В последние 10 лет произошло значительное ухудшение состояния здоровья школьников. Особенно обучающихся в начальной школе.
Среди учащихся 2-3 классов выявлен стремительный рост распространенности функциональных нарушений сердечно-сосудистой системы, нервно-психических расстройств, нарушений костно-мышечной системы. Серьезное беспокойство вызывает высокая распространенность ожирения среди детей, особенно среди мальчиков - 97,3 (на 1000 обследованных), против 30,6 (на 1000 обследованных) – среди девочек.
В Российской Федерации насчитывается около 18 миллионов детей подросткового возраста (10-17 лет включительно). Это составляет 53% от общего числа детей 0-17 лет, школьников старшей возрастной группы в возрасте 15-17 лет – 4,9 миллионов человек (27,2%).
Самый значительный рост заболеваемости (в 1,5 раза) за последние 10 лет отмечается среди подростков старшей возрастной группы. Анализ результатов общероссийской диспансеризации свидетельствует о том, что эта возрастная группа может быть охарактеризована как критическая.
Значительное ухудшение социально-экономических условий в стране, приведшее к снижению качества жизни, росту распространенности факторов риска различной природы среди подростков, ухудшению медицинского обеспечения, отразилось на их состоянии здоровья. Свою роль сыграло и проводимое в последние годы перманентное реформирование системы образования, часто не учитывающее особенностей подросткового возраста и создающего условия для роста эмоциональной напряженности, социального стресса и расслоения самой подростковой популяции.
За последние 15 лет распространенность функциональных отклонений среди юношей 15-17 лет увеличилась на 89% , среди девушек – на 51,6%. Адаптация школьников к учебным нагрузкам и успешность обучения происходит за счет значительного напряжения функциональных систем организма.
В структуре хронических болезней современных подростков I место стали занимать болезни органов пищеварения. Их удельный вес увеличился вдвое (с 10,8 % до 20,3 %). В 4,5 раза увеличилась доля хронических болезней нервной системы (с 3,8 % до 17,3 %). По-прежнему III место занимают болезни костно-мышечной системы, тогда как удельный вес хронических болезней ЛОР-органов сократился вдвое, переместившись с I на IV ранговое место. Гинекологическая патология у девочек-старшеклассниц стала занимать VI ранговое место, хотя в 1998 г. хронические болезни женских тазовых органов не находились на ведущих местах в структуре хронических болезней.
Современные подростки по уровню морфофункционального развития в целом отстают от своих сверстников предшествующего десятилетия, что сопровождается тем, что до 80 % выпускников школ имеют ограничение в выборе профессии по состоянию здоровья и более 35 % юношей непригодны к службе в армии, имеющиеся заболевания и расстройства у 22-25 % девушек могут в дальнейшем привести к нарушениям реализации репродуктивной функции, сокращению рождаемости.
К основным школьно-обусловленным факторам риска формирования здоровья школьников, в первую очередь, относятся несоблюдение санитарно-эпидемиологического благополучия в образовательных учреждениях, неполноценное питание, несоблюдение гигиенических нормативов режима учебы и отдыха, сна и пребывания на воздухе.
Наиболее агрессивными факторами, которые на современном этапе значимо влияют на формирование здоровья школьников, являются следующие:
1) Высокий объем учебных и внеучебных нагрузок, интенсификация процесса обучения, а также дефицит времени для усвоения информации являются выраженными психотравмирующими факторами для школьника, что в сочетании с уменьшением продолжительности сна и прогулок, снижением физической активности оказывает стрессорное воздействие на развивающийся организм.
2) Существенным фактором, ухудшающим здоровье школьников является низкая двигательная активность. Дефицит двигательной активности уже в младших классах составляет 35-40%, а среди старшеклассников – 75-85%. Уроки физического воспитания лишь в малой степени (на 10-18%) компенсируют дефицит движений, что явно недостаточно для профилактики отклонений в состоянии здоровья.
3) Значимой причиной ухудшения состояния здоровья школьников является недостаточная адекватность современной системы гигиенического обучения и воспитания по формированию у детей и подростков умений и навыков здорового образа жизни (ЗОЖ), сознательного и ответственного отношения к своему здоровью.
Среди детей и, особенно, подростков в современных условиях нашли широкое распространение деструктивные формы поведения; курение, алкоголь, наркотики, раннее сексуальная активность, девиантные формы поведения.
Читайте также: