Доклад психологический комфорт в школе

Обновлено: 28.06.2024

Создание психологического комфорта является одной из наиболее важных и сложных задач в работе педагога с учениками. Комфорт выступает своеобразным условием, обеспечивающим развитие личности: на его фоне ученик либо раскрывается, проявляет свои дарования, активно взаимодействует с педагогом и другими членами группы , либо, напротив, становится пассивным, замкнутым, отстраненным. Психологический комфорт в школе - важное условие эффективности обучения и воспитания.

Содержимое разработки

Треугольники, Квадраты, Прямоугольники, Круги и Зигзаги,

Квадрат. Если вашей основной формой оказался квадратно вы — неутомимый труженик! Трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое дело до конца, упорство, позволяющее добиваться завершения работы,— вот чем, прежде всего, знамениты истинные Квадраты. Выносливость, терпение и методичность обычно делают Квадрата высококлассным специалистом в своей области.

Цитатой к своему сегодняшнему выступлению, я взял слова

Владимира Абрамовича Караковского: (слайд №6)

. Из всех показателей оценки школы

главным следует считать самочувствие в ней человека.

Школа хороша, если в ней хорошо каждому ребенку и взрослому.

В. А. Караковский

Создание психологического комфорта является одной из наиболее важных и сложных задач в работе педагога с учениками. Комфорт выступает своеобразным условием, обеспечивающим развитие личности: на его фоне ученик либо раскрывается, проявляет свои дарования, активно взаимодействует с педагогом и другими членами группы, либо, напротив, становится пассивным, замкнутым, отстраненным. Психологический комфорт в школе - важное условие эффективности обучения и воспитания.

Что такое комфорт?

Психологический комфорт - условия жизни, при которых человек чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.

Однако психологическая комфортность необходима не только для развития ученика и усвоения им знаний. От этого зависит физическое состояние наших учеников. Адаптация к конкретным условиям, к конкретной образовательной и социальной среде, создание атмосферы доброжелательности позволяют снять напряженность и неврозы, разрушающие здоровье не только учеников, но и учителей.

Можно выделить несколько групп факторов, составляющих окружение школьника. Это:

- психолого-педагогические факторы (личность учителя, сложность учебной программы, возможности ребенка усвоить эту программу);

- социальные (статус в классе, отношения с другими учениками вне класса и т.д.);

- физические (школьное пространство, включая обстановку, освещенность, режим дня, качество питания и т.д.)

В настоящее время ученые в области педагогики и психологии, учителя-практики говорят и пишут о гуманизации образования, об индивидуальном подходе к ученику в процессе обучения и воспитания, о внимании к каждому ребенку, о создании в школе атмосферы психологического комфорта. Задача учителя организовать определенную систему мер по созданию психологического комфорта на уроке.
(слайд №9)

Факторы, мешающие психологическому комфорту у обучающихся:

-неуверенность в себе;

-замедленность темпа деятельности;

-повышенная потребность во внимании;

-повышенная двигательная активность;

-трудности в переключении с одной деятельности на другую.

У учителей (по данным статистики) факторами возникновения дискомфорта выступают:

-физическая и психологическая напряженность труда;

-постоянное оценивание со стороны различных людей;

-высокий уровень ответственности;

-тенденция агрессивного отношения со стороны родителей и учащихся;

-разные стили управления педагогическими кадрами.
Учителю важно помнить, что психологический климат на уроке начинает создаваться вне урока. Взаимоотношения учителя с учениками – важнейшее условие психологической атмосферы урока. Как учитель относится к работе, как разговаривает с учениками, другими учителями, радуется ли он успехам своих учеников и как он радуется, как он выражает свои эмоциональные чувства, как он ими владеет - все это и многое другое оказывает воздействие учителя учащимся и на их отношение к нему.

Создание ситуации успеха это один из факторов обеспечения психологического комфорта на уроке. (слайд №11)
Критерии психологического комфорта урока:

Отсутствие усталости у учащихся и учителя

Положительный эмоциональный настрой

Удовлетворение от сделанной работы

Желание продолжать работу

Создание ситуации успеха как один из факторов обеспечения психологического комфорта на уроке.

Что же можно сделать в условиях школьного урока для сохранения психологического комфорта?

Обязательно учитывать физиологические, эмоционально-личностные особенности учащихся, создавать ситуации успеха на уроке, выбрать наиболее подходящий стиль общения.

Рекомендации для поддержания психологического комфорта на уроке:

Учитель должен входить в класс с хорошим бодрым настроем и уметь настроить себя на жизнерадостно. Учителю вообще должно быть присуще желание и стремление общаться с учениками, общаться в доброжелательной форме.

Любое эмоциональное состояние, включая отрицательное, можно выразить в деликатной форме.

Учитель должен хорошо знать возрастные психологические особенности учащихся, а также развивать в себе педагогическую наблюдательность, чтобы гибко и адекватно реагировать на ту или иную ситуацию на уроке.

Обучение и воспитание должно строиться без наказания и окриков (По слова Василия Александровича Сухомлинского.)

Приходить в кабинет нужно немного раньше звонка. Убедиться, все ли готово к уроку. Стремиться к организованному началу урока.

Начинайте урок энергично. Урок ведите так, чтобы каждый ученик с начала и до конца был занят делом.

Применяйте на уроке специально разработанный дидактический материал, используйте разноуровневые задания.

Мотивируйте оценки знаний: ученику следует знать, над чем ему поработать еще. Это будет приучать к дисциплинированному труду.

Заканчивать урок общей оценкой работы класса и отдельных учеников. Пусть все испытают чувство удовлетворенности от результатов труда на уроке. Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных учащихся, но делайте это не слишком часто.

Обращайтесь за помощью к самим ученикам.


Социально-психологическая атмосфера в школе предполагает гуманные взаимоотношения между всеми ее членами. Посредством атмосферы осуществляется влияние на климат, его создание и поддержание. Всякий раз педагога при встрече с учениками должна заботить атмосфера, царящая в их взаимоотношениях. Изменяя обстоятельства и условия встречи, первоначально воспринимаемые как неблагоприятные, педагог изменяет атмосферу, а, следовательно, и влияет на улучшение и закрепление в группе благоприятного климата. Психологический климат всегда зависит от созданной в данное время атмосферы. Анализ отношений, выявляющий характер климата, проводится педагогом в нескольких направлениях. Прежде всего — это отношение к человеку как наивысшей ценности. Заботой о человеке должны быть пронизаны все сферы школьной жизни.

Еще один показатель, определяющий климат, — отношение к событию, протекающему в данный момент. Одно и то же событие в группах с разным психологическим климатом сопровождается различным психологическим эффектом: так, скажем, неудачный ответ одного ученика при неблагоприятном климате в классе вызывает насмешку или безразличие со стороны других учеников, но та же самая ситуация в классе с благоприятным климатом рождает совершенно иной отклик — сочувствие, огорчение, стремление помочь.

Наличие благоприятного климата в группе обеспечивает не только защищенность и психологический комфорт, но и возможность продуктивной работы и творчества, поэтому педагогу следует шире использовать разнообразные средства, влияющие на создание творческой атмосферы и благоприятного климата. К средствам влияния на психологический климат относятся демонстрация доброжелательности, знаки внимания, дизайн, интерьер, музыка, разнообразные занимательные формы работы на уроке и во внеурочное время, элементы природы, речевые, пластические и мимические средства.

Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого прекрасного озера. Слышны лишь ваше дыхание и плеск воды.

Солнце ярко светит, и это заставляет вас чувствовать себя все лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы слышите пение птиц и стрекотанье кузнечика. Вы абсолютно спокойны. Солнце светит, воздух чист и прозрачен. Вы ощущаете всем телом тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны, как это тихое утро.

Вы чувствуете себя спокойными и счастливыми, вам лень шевелиться. Каждая клеточка вашего тела наслаждается покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете… А теперь открываем глаза. Мы снова в школе, в этом кабинете, мы хорошо отдохнули, у нас бодрое настроение. С таким же отличным настроением мы поработаем на нашем педсовете.
Я не зря начала свое выступление с психологической разминки. Ведь создание положительного настроя перед любым видом деятельности – важная составляющая психологического комфорта при дальнейшей работе. Поэтому мы сегодня поговорим о психологическом комфорте.

Психологический климат – так можно определить важный фактор, отличающий хорошую школу: здесь должно быть комфортно всем, такую школу не захочется ни сравнивать с какой – либо другой, ни стремиться побыстрее сменить место учебы (если говорить об учениках) или работы.

Психологический комфорт в школе – важнейшее условие эффективности обучения и воспитания, саморазвития и самореализации каждого, кто переступает порог образовательного учреждения. Создать в образовательном учреждении атмосферу сотрудничества, сотворчества, выстроить основы, необходимые для содружества взрослых и детей, – непростая задача, посильная лишь команде неравнодушных и творческих педагогов, которые знают законы психологии и хотят научить детей использовать их в своей жизни.

Миссия школы может быть реализована только в условиях личностного подхода в образовании:

А) ученик – основной объект заботы учителя;

Б) воспитание и обучение без уважения к ученику – подавление;

В) школа хороша, если в ней хорошо всем участникам образовательного процесса: и детям и учителям.

Как же создать в образовательном учреждении атмосферу комфорта и доброжелательности? Как научить жить в ладу собой, являясь при этом членом большого коллектива? С чего же начать непростую работу, цель которой – создание психологического комфорта в школе? Ключевая роль в создании комфортной психологической среды принадлежит учителю.

Это декларируется и в Федеральном законе “Об образовании в РФ”. Наличие или отсутствие психологического комфорта оказывает влияние на состояние психики школьника, его желание учиться, а в итоге – на его успеваемость. В законе говорится “о прекращении трудового договора с педагогом в случае применения, в том числе однократного, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психологическим насилием над личностью обучающегося”.

Социологические опросы школьников по всему миру, в нашей стране и наши собственные показали что:

  1. В сегодняшнем мире ребёнок не чувствует себя безопасно и комфортно, поэтому школа должна создать условия для развития личности. Слайд
  2. Негативные тенденции в образовательном процессе: Слайд

снижение познавательной активности, жалобы родителей и учащихся на учителей, конфликтные ситуации, возникающие на уроках, пропуски уроков учащимися.

3. Постоянное состояние повышенной тревожности учащихся на уроках и, как следствие, их нервные срывы.

Поэтому перед нами возникает проблема: при отсутствии благоприятного психологического климата школа не сможет решать успешно поставленные задачи и выполнить миссию школы.

(Слова должны начинаться с букв данного слова.) Слайд

Слайд Что такое комфорт?

Психологический комфорт - условия жизни, при которых человек чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.

Слайд Главный критерий психологического пространства - безопасная среда, атмосфера психологического комфорта, которая является одновременно и развивающей, и психотерапевтической, и психокоррекционной.

Слайд Благоприятный психологический климат на уроке служит одним из показателей успешности его проведения: заряд положительных эмоций, полученных школьниками и самим учителем, определяет позитивное воздействие школы на здоровье.

Слайд Критерии эффективного с точки зрения психологии комфорта урока

  • Отсутствие усталости у детей и учителя
  • Положительный эмоциональный настрой
  • Удовлетворение от сделанной работы
  • Желание продолжать работу
  • Создание ситуации успеха как один из факторов обеспечения психологического комфорта на уроке

Слайд Школу делает школой учитель. Учителя разные – ведь они вырастают из учеников. Учитель – мастер, виртуоз. Только он знает, сколько труда и сил ушло на том, чтоб урок шел как по нотам. Мастерство – это ремесло с печатью совершенства. Мастеров не так много. Но есть немало профессионалов. Как правило, они имеют свои профессиональные хитрости и приемы. И очень часто мы, педагоги, так увлечены своими профессиональными приемами, что забываем о психологическом климате на уроке, который мы обязаны создать для получения желаемого результата.

Слайд Поэт Борис Слуцкий писал «Ничему меня не научит то, что тычет, талдычит, жучит…

А ведь в любой школе есть такие учителя!

Слайд Нужно помнить золотые правила психологического комфорта на уроке:

  • Не пытайтесь за каждым отрицательным поступком школьника видеть только отрицательные мотивы.
  • Тщательно готовьтесь к уроку, не допускайте даже малейшей некомпетентности в преподавании своего предмета.
  • Школьника можно изменить к лучшему с помощью специальных приемов оценки его личности.
  • Совместная деятельность сближает людей и повышает их авторитет (если она хорошо организована).
  • Предусмотрительность и корректность поведения учителя снижают напряжение в общении.

Адаптация к конкретным условиям, к конкретной образовательной и социальной среде, создание атмосферы доброжелательности позволяют снять напряженность и неврозы, разрушающие здоровье детей.

Это необходимо для развития ребенка и усвоения им знаний, от этого зависит физическое состояние детей.

Педагогом-психологом школы была проведена диагностика на изучение уровня психологического комфорта во 2-х, 5-х, 9-х классах.

Получены следующие результаты:

Низкий уровень удовлетворенности условиями предметной среды и организацией образовательного процесса- 2 классы - 22 %,

5 классы - 11%, 9 классы - 0 %.

Достаточный уровень удовлетворенности условиями предметной среды и организацией образовательного процесса- 2 классы - 61 %,

5 классы – 67 %, 9 классы - 83 %.

Высокий уровень удовлетворенности условиями предметной среды и организацией образовательного процесса- 2 классы - 22%,

5 классы – 22 %, 9 классы - 17 %.

Делая анализ, надо помнить о факторах, составляющих окружение школьника, влияющих на психологическое состояние:

- психолого-педагогические факторы (личность учителя, сложность учебной программы, возможности ребенка усвоить эту программу);

- социальные (статус в классе, отношения с другими учениками вне класса и т.д.);

- физические (школьное пространство, включая обстановку, освещенность, режим дня, качество питания и т.д.)

Слайд Благоприятный климат на уроке зависит от многих факторов:

Школьные факторы риска:

  • несоответствие методик и технологий возрастным и индивидуальным возможностям ребенка,
  • стрессовая тактика педагогических воздействий,
  • нерациональная организация образовательного процесса, в особенности режима движений, отдыха, питания;
  • предельное напряжение умственных сил ребенка на уроке и в процессе выполнения домашних заданий;
  • изматывающие, издергивающие нервную систему детей умственные, эмоциональные и физические перегрузки;
  • формализм программных знаний;
  • нервозность школьной обстановки, в которой царит торопливость, напряжение,
  • недоверие к ребенку, к его желанию учиться, к его индивидуальности.

Одним из страшных факторов являются конфликты.

Слайд Конфликт – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов людей. В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели и средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний партнеров.

Все конфликты можно разделить на три группы: мотивационные, связанные с недостатками в организации обучения, конфликт взаимодействий.

На учителя сегодня возлагается очень много функций. Поэтому и для него характерны стрессы, нервозность, конфликты и еще одно очень распространенное явление – эмоциональное выгорание.

Синдром эмоционального выгорания

- Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) - это реакция организма, возникающая вследствие продолжительного воздействия профессиональных стрессов средней интенсивности. На Европейской конференции ВОЗ отмечено, что стресс, связанный с работой, является важной проблемой для человека.

СЭВ - это процесс постепенной утраты эмоциональной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы. В литературе в качестве синонима синдрома эмоционального выгорания, используется термин "синдром психического выгорания".

Распространенность синдрома эмоционального выгорания.

Среди профессий, в которых СЭВ встречается наиболее часто (от 30 до 90% работающих), следует отметить врачей, учителей, психологов, социальных работников, спасателей, работников правоохранительных органов.

В значительной степени подвержены развитию СЭВ педагоги. Объясняется это тем, что профессиональный труд педагогов отличается очень высокой эмоциональной напряженностью. Известно большое количество объективных и субъективных факторов, которые оказывают негативное воздействие на труд педагога, вызывая сильное эмоциональное напряжение и стресс. Следует также учитывать, что это одна из профессий, где вероятность возникновения психического выгорания достаточно высока.

Среди многих особенностей и трудностей преподавательской и педагогической работы зачастую выделяют ее высокую психическую напряженность. Более того, способность к переживанию и сопереживанию признается одним из профессионально важных качеств учителя и воспитателя. Все эти особенности могут способствовать формированию СЭВ.

Признаки синдрома эмоционального выгорания

Выделяются три ключевых признака СЭВ. Первым признаком является повышенная активность, когда человек полностью поглощен работой, забывает о собственных нуждах, а затем наступает первый признак - истощение. Оно определяется как чувство перенапряжения и исчерпания эмоциональных и физических ресурсов, чувство усталости, не проходящее после ночного сна. После отдыха эти явления уменьшаются, однако возобновляются по возвращении в прежнюю рабочую ситуацию.

Вторым признаком СЭВ является личностная отстраненность. Человека почти ничто не волнует из профессиональной деятельности, почти ничто не вызывает эмоционального отклика - ни положительные, ни отрицательные обстоятельства. Утрачивается интерес к работе.

Третьим признаком является ощущение утраты собственной эффективности, или падение самооценки в рамках выгорания. Человек не видит перспектив в своей профессиональной деятельности, снижается удовлетворение работой, утрачивается вера в свои профессиональные возможности.

Причины эмоционального выгорания

  1. Чрезмерные перегрузки, слишком большой объем работы, непосильная ответственность.

2. Отношение к делу: завышенные требования к себе, боязнь совершить ошибку, не соответствовать требованиям.

3. Ощущение, что недооценивают и невозможность изменить положение дел.

4. Общение только с коллегами по работе, как в школе так и вне ее.

5.Отстраненность от общественной жизни коллектива.

Рекомендации по преодолению синдрома

Один день в неделю посвятите только себе: займитесь своим телом, гуляйте, медитируйте, посещайте выставки и театры. Не вспоминайте о работе во время отдыха.

Во время отпуска прислушайтесь к себе, постарайтесь понять, что именно истощило ваши силы.

Возможно, вы устаете от долгой дороги на работу.

Или вас не устраивает количество должностных обязанностей, которые вы на себя взвалили.

ВРЕМЕННО СМЕНИТЕ ЗАНЯТИЕ.

Можно заняться изучением чего-либо не связанного с вашей работой или просто повысить квалификацию. Позиция ученика позволяет нам удовлетворить естественную человеческую потребность в том, чтобы получать, а не отдавать.

3. ОБЩЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Участие в общественной жизни коллектива, дает уверенность, что изменить положение дел на работе к лучшему в нашей власти.

ОБЩЕНИЕ С ЛЮДЬМИ ДРУГОГО КРУГА.

Чаще встречайтесь с приятелями, которые не связаны с вашей профессиональной деятельностью.

Этой проблемы мы коснулись вскользь. Приятно, что таких глобальных негативных проявлений в нашей школе нет. В заключение нашего педсовета мне хочется рассказать вам одну притчу.

Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”.

В наших руках возможность создать в школе такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя “как дома”, атмосферу психологического комфорта, атмосферу любви и принятия учащихся.

Из свода правил для учителей:

  • Улыбайтесь! Умудритесь быть счастливыми и красивыми!
  • Будьте терпеливы!
  • Внушайте каждому веру в свои силы.
  • Учитесь создавать ситуацию успеха.
  • Учите ребят дарить радость людям, отдавать каждому делу частицу сердца.
  • Учитесь у ребят! Вместе переживайте радость познания, а неудачи делайте стартом для новой работы.
  • Цените каждый миг совместного бытия. Вместе с детьми радуйтесь красоте: восходу и закату, картине художника, голосам птиц, изумляйтесь счастью подаренной жизни.

И, если наши ученики скажут: Спасибо, дорогой учитель. Мы знаем и умеем. Мы – успешны. это и будет самой большой наградой за наш труд!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад "Создание психологического комфорта в школе" можно использовать в просветительской работе педагога-психолога для педагогов. Он дает представление о психологическом комфорте в школе, описывает факторы риска, мешающие созданию благоприятного психологического климата. В докладе рассказывается об основных факторах, которые способствуют созданию благоприятной школьной среды. таких как создание ситуации успеха на уроках, учет физиологических эмоционально-личностных особенностей ребенка и т.д. В докладе даются рекомендации учителям по созданию благоприятного психологического климата на уроке.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Соболева Наталья Владимировна

Нижегородская область, Балахнинский район, п.Гидроторф

Основное общее образование имеет цель становление и формирование личности обучающегося, т.е. формирование нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладение основами наук, развитие склонностей, интересов, способности к социальному самоопределению.

Подобная личность может сформироваться в условиях такого психологического пространства, где ребенку с первого класса предоставляется возможность:

поощряется генерирование идей, выдвижение разного рода инициатив, внесение интересных предложений;

развиваются готовность и умение брать на себя ответственность;

создаются условия для самоутверждения ребенка с учетом сильных сторон его личности;

формируется взгляд на другого человека как на безусловную личность.
К сожалению, сегодня в образовательном процессе присутствуют негативные явления: падение интереса к знаниям, снижение познавательной активности, пропуски уроков учащимися, жалобы родителей и учащихся на поведение учителей, конфликтные ситуации, возникающие на уроках. Постоянное состояние повышенной тревожности учащихся на уроках приводит к нервным срывам, психосоматическим заболеваниям.

Психологический комфорт - условия жизни, при которых человек чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.

Проявление внутреннего, уверенного спокойствия, постоянная бодрость, готовность к действию. Наличие чувства собственного достоинства у каждого ученика;

Защищенность всех членов классного коллектива. Ни один ученик не должен чувствовать своей обособленности и беззащитности;

Разумная и полезная деятельность всех на уроке;

Умение быть сдержанным в движениях, словах.

- психолого-педагогические факторы (личность учителя, сложность учебной программы, возможности ребенка усвоить эту программу);

- социальные (статус в классе, отношения с другими учениками вне класса и т.д.);

- физические (школьное пространство, включая обстановку, освещенность, режим дня, качество питания и т.д.)

Обратившись к работам современных психологов и физиологов, можно выделить так называемые школьные факторы риска, остающиеся, по мнению исследователей, устойчивыми и труднопреодолимыми в течение многих десятилетий во всех школах мира:

- несоответствие методик и технологий возрастным и индивидуальным возможностям ребенка,

- стрессовая тактика педагогических воздействий,

- нерациональная организация образовательного процесса, в особенности режима движений, отдыха, питания;

- предельное напряжение умственных сил ребенка на уроке и в процессе выполнения домашних заданий;

- изматывающие, издергивающие нервную систему детей умственные, эмоциональные и физические перегрузки;

- формализм программных знаний;

- нервозность школьной обстановки, в которой царит торопливость, напряжение,

- недоверие к ребенку, к его желанию учиться, к его индивидуальности.

Комфортно себя чувствуют в школе лишь половина учащихся, третья часть от всех учащихся конфликтуют с учителями.

В связи с этим возникают многочисленные вопросы о том, какие факторы в создании благоприятной школьной среды считать доминирующими, как разработать такую модель, которая смогла бы быть реализована применительно к настоящим условиям образовательной среды.

Психически здоровой личность может быть только в специально созданных благоприятных условиях, поэтому одним из важных условий психологически безопасной образовательной среды является создание общешкольной системы, способствующей приобретению позитивных навыков действия, как в текущей деятельности, так и в кризисной ситуации. Одним из важных моментов создания модели безопасной школы является понимание роли семьи в школьной успешности, социальном, эмоциональном, психологическом благополучии учащихся, а, следовательно, и необходимость как можно более полного ее включения в процесс создания безопасной школы. Семья может помочь составить объективную и всестороннюю картину о ребенке, его прошлом и настоящем, выявить его сильные стороны и интересы, помочь проверить предположения о нуждах ребенка, обеспечить среду успешного раннего вмешательства и помощи ребенку. Вероятно, спокойное воспитание в семье позволяет окрепнуть нервной системе ребенка и предохраняет его от психосома­тических заболеваний.

Чрезвычайно важно, чтобы ученик пришел в школу без страха наказания за ошибки, иначе он не сможет учиться, т. к. чрезмерная тревога будет разрушать его деятельность. Это обстоятельство необходимо учитывать всем взрослым, каким-либо образом обучающим ребенка (и родителям, и воспитателям детских дошкольных учреждений, и учите­лям). За ошибки детей ни в коем случае нельзя ругать, но каждая ошибка должна быть разобрана с ребенком, чтобы он понял, как сделать правильно.

Благоприятный климат на уроке зависит от многих и многих факторов.

Учителю важно помнить, что психологический климат на уроке начинает создаваться вне урока. Взаимоотношения учителя с учениками – важнейшее условие психологической атмосферы урока. Как учитель относится к работе, как разговаривает с детьми, с родителями, другими учителями, радуется ли он успехам детей и как он радуется, как он выражает свои эмоциональные чувства, как он ими владеет - все это и многое другое оказывает воздействие учителя учащимся и на их отношение к нему. Обязательно учитывать физиологические эмоционально-личностные особенности детей, создавать ситуации успеха на уроке, выбрать наиболее подходящий стиль общения.

Педагоги-психологи выделяют ряд факторов, способствующих благоприятному психологическому климату:

-Учитель должен входить в класс с хорошим бодрым настроем и уметь настроить себя на жизнерадостную с детьми параллель. Учителю вообще должно быть присуще желание и стремление общаться с детьми, общаться в доброжелательной форме.

-Любое эмоциональное состояние, включая отрицательное, можно выразить в деликатной форме.

-Учитель должен хорошо знать возрастные психологические особенности учащихся, а также развивать в себе педагогическую наблюдательность, чтобы гибко и адекватно реагировать на ту или иную ситуацию на уроке.

-Неумеренное поощрение или наказание приносят вред. Одобрение, поощрение будут по-разному восприняты разными учащимися. Психологически важно не захвалить хорошо успевающего ученика с высокой самооценкой, важно и для самого ученика, и для учащихся класса (А.В.Макаренко)

-Обучение и воспитание должно строиться без наказания и окриков (В.С.Сухомлинский.)

-Психологический дискомфорт на уроке для учителя, а затем и для учащихся, часто идет от чувства профессионального бессилия педагогической деятельности, поэтому учителю важно совершенствовать свое профессиональное мастерство.

-Приходите в кабинет нужно немного раньше звонка. Убедиться, все ли готово к уроку. Стремиться к организованному началу урока.

-Начинайте урок энергично. Не задавайте вопросы о том, кто не выполнил домашнего задания. Урок ведите так, чтобы каждый ученик с начала и до конца был занят делом.

-Применяйте на уроке специально разработанный дидактический материал, используйте разноуровневые задания, позволяющие ученику самому выбирать вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую).

-Мотивируйте оценки знаний: ученику следует знать, над, чем ему поработать еще. Это будет приучать к дисциплинированному труду. Ученик будет привыкать к тому, что указания учителя надо выполнять обязательно.

-Заканчивать урок общей оценкой работы класса и отдельных учеников. Пусть все испытают чувство удовлетворенности от результатов труда на уроке. Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных ребят, но делайте это не слишком часто.

-Прекращать урок со звонком. Напомнить дежурному о его обязанностях. Удерживайтесь от излишних замечаний.

-Помните, налаживание дисциплины, может быть единственная область педагогической практики, где помощь не идет на пользу.

-Не допускайте конфликтов с целым классом, а если он возник, не затягивайте его, ищите разумные пути его разрешения.

-Помните слова Н.А. Добролюбова о том, что справедливый учитель - это такой учитель, поступки которого оправданы в глазах учеников.

Одним из факторов обеспечения психологического комфорта на уроке является создание ситуации успеха.
Здесь нужно разделить понятия "успех" и "ситуация успеха". Ситуация — это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех — результат подобной ситуации. Ситуация — это обстановка, которая организуется; переживание же радости, успеха — нечто более субъективное, скрытое в значительной мере от взгляда со стороны. Задача в том и состоит, чтобы дать возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.
Успех может быть кратковременным, частым и длительным, сиюминутным, устойчивым, связанным со всей жизнью и деятельностью. Все зависит от того, как ситуация успеха закреплена, продолжается, что лежит в ее основе. Важно иметь в виду, что даже разовое переживание успеха может настолько изменить психологическое самочувствие, что резко меняет ритм и стиль деятельности, взаимоотношений с окружающими. Ситуация успеха может стать своего рода спусковым механизмом дальнейшего движения личности.
С психологической точки зрения успех — это переживание состояния радости, удовлетворения от того, что результат, к которому личность стремилась в своей деятельности, либо совпал с ее надеждами, ожиданиями (или, строго говоря, с уровнем притязаний), либо превзошел их. На базе этого состояния могут сформироваться устойчивые чувства удовлетворения, формируются новые, более сильные мотивы деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения. В том случае, когда успех делается устойчивым, постоянным, может начаться цепная реакция, высвобождающая огромные, скрытые до поры возможности личности, несущая неисчерпаемый заряд человеческой духовной энергии.

Одним из самых эффективных методов, направленных на обеспечение безопасности образовательной среды, является проектная деятельность. В процессе совместного обсуждения, совместной деятельности достигается максимальный эффект сплочения, взаимопонимания и развития толерантного сознания и отношения друг к другу.

Важную роль в создании благоприятной психологической атмосферы в школе, на мой взгляд, играет обучение учащихся жизненно важным навыкам, которые могут заложить основы соответствующему образованию - воспитанию адекватного поведения, установлению нормальных взаимоотношений с окружающими. Базовыми навыками являются:

умение принимать решения;

умение решать проблемы;

умение творчески мыслить;

умение устанавливать межличностные контакты;

умение владеть эмоциями.

Овладение основными жизненно важными навыками способствует улучшению работоспособности, повышению самооценки и уверенности в себе. Также они играют важную роль в создании психического благополучия, поскольку способствуют повышению мотивации следить за собой, внимательно относиться к окружающим, предотвращать психические расстройства, а также состояния, связанные с расстройством здоровья и поведения.

Примерные темы классных часов и психологических занятий в средней школе:

Целесообразно в школах разработать программы развития коммуникативной и конфликтологической компетентности для всех участников образовательной среды.

Без сомнения, работа по созданию психологического комфорта в школе непростая. Первым и одним из главных условий, необходимых для достижения цели, является понимание важности подобной работы, содействие администрации образовательного учреждения и принятие всеми членами педагогического коллектива предложенных идей и планов.

Баева И.А., Гаязова Л.А. Психологическая безопасность образовательной среды школы и ее психолого-педагогическое сопровождение. Электронный журнал «Психологическая наука и образование: www.psyedu.ru/issn:2074-5885/E-mail:psyedu@mgppu.ru

Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. - М., 1987.

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю.Толковый словарь русского языка.-4-е изд.,-М.:Азбуковник,1999-944с

Практическая психология образования: учебное пособие 4-е изд./Под ред. И.В.Дубровиной- СПб.: Питер, 2009.-592с.

Психологический комфорт в школе: как его достичь: акции, тренинги, семинары /авт.-сост. Е.П.Картушина, Т.В. Романенко.- Волгоград: Учитель, 2009.-239с.

Сластенин, В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений . - [Текст] / В.А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2002. - 576 с.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Состояние психологического климата на уроках и выявление условий и факторов, стимулирующих создание комфортной среды на уроке.

Амбарцумян Ирины Викторовны

Задачи педсовета:


1. Проанализировать состояние психологического климата на уроках и выявить условия и факторы, стимулирующие создание комфортной среды на уроке и препятствующие этому (предварительное анкетирование учащихся).

2. Сформировать мотивацию педагогического коллектива на создание комфортной среды на уроках.

Форма проведения педагогического совета – продуктивная игра.


“Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”.
В наших руках возможность создать в школе такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя “как дома”, атмосферу психологического комфорта, атмосферу любви и принятия.

Что такое комфорт?

То, что тычет, талдычит, жучит.

Однако психологическая комфортность необходима не только для развития ребенка и усвоения им знаний. От этого зависит физическое состояние детей. Адаптация к конкретным условиям, к конкретной образовательной и социальной среде, создание атмосферы доброжелательности позволяют снять напряженность и неврозы, разрушающие здоровье детей.

Задача учителя организовать определенную систему мер по созданию психологического комфорта на уроке. Такую систему мер попробуем сегодня разработать.
В настоящее время ученые в области педагогики и психологии, учителя-практики говорят и пишут о гуманизации образования, об индивидуальном подходе к ученику в процессе обучения и воспитания, о внимании к каждому ребенку, о создании в школе атмосферы психологического комфорта.

Это декларируется в законе РФ “Об образовании”. Наличие или отсутствие психологического комфорта оказывает влияние на состояние психики школьника, его желание учиться, а в итоге – на его успеваемость.

- психолого-педагогические факторы (личность учителя, сложность учебной программы, возможности ребенка усвоить эту программу);

- социальные (статус в классе, отношения с другими учениками вне класса и т.д.);
- физические (школьное пространство, включая обстановку, освещенность, режим дня, качество питания и т.д.).

Обратившись к работам современных психологов и физиологов, мы можем выделить так называемые школьные факторы риска, остающиеся, по мнению исследователей, устойчивыми и труднопреодолимыми в течение многих десятилетий во всех школах мира:
- несоответствие методик и технологий возрастным и индивидуальным возможностям ребенка;
-стрессовая тактика педагогических воздействий;

- нерациональная организация образовательного процесса, в особенности режима движений, отдыха, питания;

- предельное напряжение умственных сил ребенка на уроке и в процессе выполнения домашних заданий;

- изматывающие, издергивающие нервную систему детей умственные, эмоциональные и физические перегрузки;

-проявление внутреннего, уверенного спокойствия, постоянная бодрость, готовность к действию. Наличие чувства собственного достоинства у каждого ученика;

-защищенность всех членов классного коллектива. Ни один ученик не должен чувствовать своей обособленности и беззащитности;

-разумная и полезная деятельность всех на уроке;

-умение быть сдержанным в движениях, словах.

Однако очень часто наш тон общения с детьми, манера преподавания вызывает у школьников ни уверенное спокойствие и готовность к действию, а чувство тревожности, что они и отразили в своих анкетах (демонстрация слайдов и зачтение причин).

Благоприятный климат на уроке зависит от многих факторов.
Учителю важно помнить, что психологический климат на уроке начинает создаваться вне урока. Взаимоотношения учителя с учениками – важнейшее условие психологической атмосферы урока. Как учитель относится к работе, как разговаривает с детьми, с родителями, другими учителями, радуется ли он успехам детей и как он радуется, как он выражает свои эмоциональные чувства, как он ими владеет - все это и многое другое оказывает воздействие учителя учащимся и на их отношение к нему.

Рассмотрим виды нагрузок во время урока.

1. Умственная нагрузка (связана с затратами энергии на мыслительные процессы, при приобретении знаний).

2. Статическая (связана с необходимостью длительное время удерживать вынужденное положение тела во время учебных занятий).

3. Динамическая (как правило, недостаточна, что приводит к гиподинамии). Значит, динамическую нагрузку можно и нужно увеличивать с помощью физминуток.

Педагоги-психологи выделяют ряд факторов, способствующих благоприятному психологическому климату:

1.Учитель должен входить в класс с хорошим бодрым настроем и уметь настроить себя на жизнерадостную с детьми параллель. Учителю вообще должно быть присуще желание и стремление общаться с детьми, общаться в доброжелательной форме.

2.Любое эмоциональное состояние, включая отрицательное, можно выразить в деликатной форме.

3.Учитель должен хорошо знать возрастные психологические особенности учащихся, а также развивать в себе педагогическую наблюдательность, чтобы гибко и адекватно реагировать на ту или иную ситуацию на уроке.

Неумеренное поощрение или наказание приносят вред. Одобрение, поощрение будут по-разному восприняты разными учащимися. Психологически важно не захвалить хорошо успевающего ученика с высокой самооценкой, важно и для самого ученика, и для учащихся класса (А.В.Макаренко).

-Обучение и воспитание должно строиться без наказания и окриков (В.С.Сухомлинский.)

-Психологический дискомфорт на уроке для учителя, а затем и для учащихся, часто идет от чувства профессионального бессилия педагогической деятельности, поэтому учителю важно совершенствовать свое профессиональное мастерство.

-Приходите в кабинет нужно немного раньше звонка. Убедиться, все ли готово к уроку. Стремиться к организованному началу урока.

-Начинайте урок энергично. Не задавайте вопросы о том, кто не выполнил домашнего задания. Урок ведите так, чтобы каждый ученик с начала и до конца был занят делом.

-Применяйте на уроке специально разработанный дидактический материал, используйте разноуровневые задания, позволяющие ученику самому выбирать вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую).

-Мотивируйте оценки знаний: ученику следует знать, над, чем ему поработать еще. Это будет приучать к дисциплинированному труду. Ученик будет привыкать к тому, что указания учителя надо выполнять обязательно.

-Заканчивать урок общей оценкой работы класса и отдельных учеников. Пусть все испытают чувство удовлетворенности от результатов труда на уроке. Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных ребят, но делайте это не слишком часто.

-Прекращать урок со звонком. Напомнить дежурному о его обязанностях. Удерживайтесь от излишних замечаний.

-Помните, налаживание дисциплины, может быть единственная область педагогической практики, где помощь не идет на пользу.

-Не допускайте конфликтов с целым классом, а если он возник, не затягивайте его, ищите разумные пути его разрешения.

-Помните слова Н.А. Добролюбова о том, что справедливый учитель - это такой учитель, поступки которого оправданы в глазах учеников.

Читайте также: