Доклад психологическая подготовка в спорте

Обновлено: 04.07.2024

Высокие требования к соревновательной деятельности спортсменов, долговременный и творческий процесс их подготовки с привлечением различных специалистов, все нарастающий накал спортивной борьбы и экстремальность ее условий порождают новые задачи и связанные с ними трудности психологической подготовки. Завоевание спортивных рекордов требует от спортсмена наивысшего напряжения физических и психических сил.

Оглавление

Введение……………………………………………………………….
3
1.
Психологическая подготовка как психолого-педагогическая проблема современного спорта………………………………………..
5
2.
Воспитание спортивного характера в рамках психологической подготовки………………………………………………………………
12
3.
Психологическая подготовка к соревнованиям …………………….
19

Файлы: 1 файл

Реферат. Глухов М.А. 33 группа (2).docx

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Свердловской области

Глухов Максим Алексеевич

Психологическая подготовка спортсмена

Руководитель: Перезолов А.Е.

Психологическая подготовка как психолого-педагогическая проблема современного спорта………………………………………..

Воспитание спортивного характера в рамках психологической подготовки………… ……………………………………………………

Психологическая подготовка к соревнованиям …………………….

Высокие требования к соревновательной деятельности спортсменов, долговременный и творческий процесс их подготовки с привлечением различных специалистов, все нарастающий накал спортивной борьбы и экстремальность ее условий порождают новые задачи и связанные с ними трудности психологической подготовки. Завоевание спортивных рекордов требует от спортсмена наивысшего напряжения физических и психических сил.

Психологическая подготовка помогает создавать такое психическое состояние, которое способствует, с одной стороны, наибольшему использованию физической и технической подготовленности, а с другой – позволяет противостоять предсоревновательным и соревновательным сбивающим факторам (неуверенность в своих силах, страх перед возможным поражением, скованность, перевозбуждение и т.д.) Одним из решающих факторов успеха при относительно равных уровнях физической и технико-тактической подготовленности является психическая готовность спортсмена к соревнованию, которая формируется в процессе психической подготовки человека. Исходя из того, что психические состояния служат фоном, придающим ту или иную окраску течению психических процессов и действий человека, состояние психической готовности можно представить как уравновешенную, относительно устойчивую систему личностных характеристик спортсмена, на фоне которых развертывается динамика психических процессов, направленных на ориентировку спортсмена в предсоревновательных ситуациях и в условиях соревновательной борьбы, на адекватную этим условиям саморегуляцию собственных действий, мыслей, чувств, поведения в целом, связанных с решением частных соревновательных задач, ведущих к достижению намеченной цели.

Следовательно, психическая подготовка направлена на формирование у спортсмена установки на соревновательную деятельность и на создание условий для адаптации к экстремальным условиям такой деятельности. Это обусловлено, с одной стороны, неповторимостью условий соревнований, а с другой - неповторимостью, индивидуальным своеобразием личности спортсмена.

Полное развитие человеческих возможностей требует дисциплины, воли и внимания. И хотя этот путь трудный, только он имеет шансы на успех: даже если цель еще не достигнута, активность и усилия, направленные на ее достижения, уже оказывают эффект, объединяющий, интегрирующий, мобилизующий энергию человека.

Проблемами психологической подготовки спортсменов занимались: А.Ц. Пуни, П.А. Рудик, А.Г. Родионов.

Цель реферата: Определить значимость и раскрыть основное содержание психологической подготовки спортсменов.

  1. Выявить психолого-педагогические проблемы современного спорта.
  2. Раскрыть содержание деятельности тренера по воспитанию спортивного характера в рамках психологической подготовки спортсмена.
  3. Познакомиться с психологической подготовкой спортсмена к соревнованиям.

1. Психологическая подготовка как психолого-педагогическая проблема современного спорта

Под воздействием запросов практики, в опоре на возможности достигнутого уровня развития психологии спорта закладываются основы теории психологической подготовки. На первый план выдвигается формирование волевых свойств и чувства высокой ответственности перед обществом. Исходя из этого, советскими психологами А.Ц. Пуни (1957, 1959), П.А. Рудиком (1958) и другими была предложена концепция, которая основывалась, прежде всего, на морально-волевой подготовке [2; с. 510].

В 1960 г. на II Всесоюзном совещании по психологии спорта Г. М. Гагаева конкретизирует эту проблему относительно определенного вида спорта и говорит о психологической подготовке как о формировании у спортсмена наибольшей готовности к максимальным напряжениям воли для преодоления всех трудностей, возникших в процессе соревновательной борьбы, для наиболее полного использования всех своих сил и возможностей.

В эти же годы происходит выделение еще одного элемента психологической подготовки. Становится ясным, что спортивный результат находится не в линейной зависимости от мотивации и воли, а является результирующей и других переменных, таких, как уровень притязаний, содержание эмоционального напряжения и т.д.

Анализ, проведенный П.А. Рудиком, раскрывает сущность психологической подготовки в рамках психологии спорта. Он считает, что до разработки проблемы психологической подготовки спортсмена психология спорта изучала лишь влияние систематических занятий тем или иным видом спорта на развитие различных психологических функций. По его мнению, психологическая подготовка дает новое направление, основанное на изучении степени развития конкретных психических функций спортсмена с целью достижения больших успехов в определенном виде спорта, на изучении психических состояний и особенностей личности спортсмена соответственно требованиям избранного вида спорта. Поэтому предметом психологической подготовки для спортивных психологов становится целенаправленное совершенствование психических процессов, состояний и особенностей личности спортсмена. Другими словами, психология спорта сделала определенный шаг вперед — она переходит тем самым с эмпирического уровня исследования на теоретический, ограничивая свою предметную область и заполняя ее определенным содержанием.

В связи с этим характерно понимание того факта, что волевая подготовка, рассматриваемая как целостная реакция и как составная часть тренировочного процесса, не охватывает всего многообразия психических функций. Неполнота этой реакции по своему охвату, ее отнесенность педагогами к тренировочному процессу, осознание необходимости учета разнообразных компонентов психики приводит к выделению психологической подготовки как особого образования в рамках именно подготовки, а не тренировочного процесса.

Сложилось такое положение, что в плоскости подготовки психологическая часть была представлена лишь социально-культурными мероприятиями (кинофильмы на этические и другие темы, беседы и встречи с ветеранами и т.д.), а в плоскости тренировочного процесса она была представлена лишь системой физических упражнений, где специализированных по своей направленности психологических приемов практически не существовало. При этом известно, что ни одно психологическое образование не возникает без движения, а точнее — без действия, которое только и предполагает смысл этого действия (осмысленное движение). Физические упражнения (или движения как более узкие) проходят только педагогическую обработку, психологическая же часть по-прежнему остается стихийно формируемой и нецеленаправленной — она происходит сама собой, в силу естественного процесса. Психология спорта оказалась спроецированной на другие предметные области – педагогику и теорию физического воспитания, трансформируясь в их методы и средства.

На первом плане оказалась проблема, связанная с эмоциональной неустойчивостью, что привело к стремлению непосредственно воздействовать на спортсмена с помощью аутогенных и гетерогенных приемов. Эти приемы были заимствованы из клиники и психотерапевтически - ориентированной психологии. Применение этих приемов сразу же показало, что эффект их влияния зависит от систематической тренировки и от контроля за объективными показателями, известными в психологии.


Проблема психологической подготовки в современной теории и практике физической культуры и спорта весьма актуальна. Мотивация спортсмена к рекордным соревновательным результатам, критериальные значения которых находятся на грани возможности человеческого организма и психики, во многом обусловливает высокую нагрузку на нервную систему как материальный субстрат сознания. Изучение литературы и наблюдения убеждают, что психологические компоненты личности, такие как эмоционально-чувственная сфера, интеллектуальный компонент, внимание, и др., нередко испытывают перегрузки и воздействие комплекса стрессовых факторов. Итогом этих перегрузок может стать состояние дезадаптации спортсмена, следствием чего, в лучшем случае, являются низкие показатели выступлений на соревнованиях. Психофизический срыв возможен не только от чрезмерных нагрузок, но и от недостаточного внимания к психологическим методам подготовки спортсменов, способам релаксации и восстановления.

Анализ литературы показывает, что рациональное использование приемов психорегуляции, умение воздействовать на глубинные механизмы сознания, мотивационную и эмоциональную сферу, способствуют не только сохранению оптимального биосоциального баланса личности спортсмена, но и создают благоприятные условия для успешного решения учебно-тренировочных задач и достижения отличных результатов выступления на соревнованиях.

В практическом решении проблем психологической подготовки спортсменов к соревнованиям очень важным является вопрос о ее планировании.

Речь идет об общем планировании психологической подготовки. Конкретный план должен быть составлен только самим тренером и исходить из комплекса особенностей: вид спорта, возраст и спортивное мастерство спортсменов, их индивидуальные особенности.

Общий план (образец) психологической подготовки спортсменов к соревнованию имеет ряд общих требований:

1) необходимо знать возраст спортсменов, для которых предназначена разработка;

2) следует учитывать уровень их спортивного мастерства;

3) важно определить цели и задачи психологической подготовки и включать в план конкретные мероприятия в полном соответствии с ними;

4) средства обучения и воспитания, включенные в план, должны быть распределены на общие (средства общей психологической подготовки), специальные (средства специальной психологической подготовки) и предназначенные для ситуативного управления (средства секундирования);

5) комплекс мероприятий следует планировать на годичный цикл подготовки;

6) важно определить средства психодиагностики (отбор, переводные мероприятия, средства для определения динамики роста личностного развития и спортивного мастерства), средства психогигиены (контрольные средства слежения за психическим состоянием спортсмена, восстановительные мероприятия), средства общего психического развития (средства, предназначенные для развития памяти, интеллекта, волевых качеств и т.п.), средства специального психического развития (мероприятия, способствующие развитию таких психических качеств, способностей и свойств, которые особенно ценны в данном виде спорта);

7) необходимо включить в план методы и средства гетеротренинга;

8) в комплекс следует включить методы и средства, направленные на формирование эмоциональной устойчивости спортсмена к экстремальным ситуациям соревновательного характера;

9) при составлении плана важно использовать условное его разделение на блоки, которые символизируют определенную законченность развития, формирования или совершенствования какого-либо качества спортсмена (например, блок мероприятий, направленных на формирование волевых качеств спортсмена и т.п.). Необходимым условием разработки каждого блока является использование общей схемы построения.

После составления общего плана психологической подготовки спортсменов к соревнованиям необходимо провести конкретизацию разработки. Сущность этого процесса определяется адаптацией общей формы (общего плана для всех членов спортивной группы) к каждому спортсмену в отдельности (индивидуализация плана для каждого члена спортивной группы). Основой механизма реальной конкретизации общего плана становятся результаты психодиагностики, определяющие уровень подготовленности спортсменов к участию в соревнованиях, т.е. индивидуальные особенности в психическом развитии, сформированность личностных качеств и общих специальных умений каждого из спортсменов.

Важно отметить, что цели и задачи психологической подготовки должны полностью соответствовать целям и задачам физической, технической и тактической подготовки. Сформулировав конкретные цели и задачи (общие для всех членов спортивной группы), перед определением средств обучения и воспитания тренер должен исследовать (провести диагностирование) уровень подготовленности спортсменов (определить уровень спортивного мастерства каждого члена спортивной группы) в психологическом аспекте. Затем следует разделить (условно) группу на три подгруппы (в соответствии с высокой, средней и низкой оценкой подготовленности спортсменов). Общий план психологической подготовки может быть ориентирован на подгруппу спортсменов с высокой или средней оценкой.

Требования к составлению отдельного блока мероприятий психологической подготовки спортсменов к соревнованию

Конкретизируя план, во-первых, необходимо внести коррективы, направленные на обеспечение подготовки спортсменов с низкой оценкой подготовленности, затем уже изменить план для членов оставшихся подгрупп (или с высокой, или со средней оценкой), а в заключение организовать индивидуальную конкретизацию плана (для каждого спортсмена).

Примерный план психологической подготовки спортсменов к соревнованиям

Раздел 1. Общая психологическая подготовка.

1) психодиагностика, определяющая уровень подготовленности спортсменов к участию в соревнованиях;

2) развитие стремления к достижению наивысших спортивных результатов в условиях соревнования;

Целью исследования является – экспериментальное обоснование методики психорегуляции, применяемой в тренировочном процессе, до и во время соревновательной деятельности
Задачи, исследования:
 На основе анализа литературных источников выявить методы повышения психологической устойчивости и развитие психики легкоатлетов на основе оптимизации их тренировочного процесса на этапе предсоревновательной подготовки легкоатлетов к соревнованиям.
 Провести анкетирование, опрос спортсменов и тренеров.

Содержание
Прикрепленные файлы: 1 файл

все 3 с табл.docx

МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Колледж физической культуры

Иванов Борис Сергеевич

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СПОРТСМЕНОВ К СОРЕВНОВАНИЮ (тему не надо поменять?! Более научно написать как ни будь?!)

выпускная квалификационная работа

____________ Л.Е. Русина

к.п.н., профессор________И.Г. Герасимова

НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ – 2013

ГЛАВА I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………..

1.1 Роль психологической подготовки к спортивным соревнованиям……….

1.3 Содержание и структура психологической готовности

1.4. Особенности психического состояния при подготовке к спортивным соревнованиям……………… …………………………………………………….

1.5. Диагностика состояния психической готовности спортсмена……………

ГЛАВА II. МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ……………

2.2.1 Анализ научно-методической литературы………………………….

2.2.2 Педагогическое анкетирование и наблюдение…………………….

2.2.3 Определение уровня устойчивости внимания…………………….

2.2.4 Определение врожденных свойств нервной системы…………….

2.2.5 Определение личностных характеристик………………………….

2.2.6 Педагогический эксперимент………… …………………………….

2.2.7 Методы математической статистики……………………………….

2.2. Организация исследования……………… ………………………………….

ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ…….

3.1 Анализ документов и оценка результатов анкетирования……………….

3.2 Особенности личности спортсменов в связи с их соревновательной деятельностью…………………………………………… ……………………….

3.2.1 Динамика личностных качеств спортсменов – атлетов……………

3.2.2 Особенности свойств нервной системы и темперамента спортсменов………………………………………………… ……………………

3.3 Исследование показателей психического состояния спортсменов, полученных при моделировании соревновательной деятельности… ………

3.4 Взаимосвязь уровня соревновательной эмоциональной устойчивости с показателями личностных и психо-технических характеристик …….……..

Проблема психологической подготовки в современной теории и практике физической культуры и спорта весьма актуальна. Мотивация спортсмена к рекордным соревновательным результатам, значения которых находятся на грани возможности человеческого организма и психики, во многом обусловливает высокую нагрузку на нервную систему. Изучение литературы и наблюдения убеждают, что психологические компоненты личности, такие как эмоционально- чувственная сфера, интеллектуальный компонент, внимание, и др., нередко испытывают перегрузки и воздействие комплекса стрессовых факторов. Итогом этих перегрузок может стать состояние дезадаптации спортсмена, следствием чего, в лучшем случае, являются низкие показатели выступлений на соревнованиях. Психофизический срыв возможен не только от чрезмерных нагрузок, но и от недостаточного внимания к психологическим методам подготовки спортсменов, способам релаксации и восстановления.

Практический опыт и анализ литературы показывает, что рациональное использование приемов психорегуляции, умение воздействовать на глубинные механизмы сознания, мотивационную и эмоциональную сферу, способствуют не только сохранению оптимального биосоциального баланса личности спортсмена, но и создают благоприятные условия для успешного решения учебно-тренировочных задач и достижения отличных результатов выступления на соревнованиях.

Личный интерес и актуальность проблемы психологической подготовки в спорте определи выбор темы учебно-исследовательской деятельности.

Вопросы готовности спортсменов к соревнованиям нашли широкое отражение в исследованиях психологов спорта: Ф. Генова, А.Ц. Пуни, П.А. Рудика, Н.А. Худадова и других.

Объект исследования - процесс психологической подготовки в спорте.

Предмет исследования - способы психорегулирующего воздействия на спортсмена в учебно-тренировочном процессе легкой атлетики.

Целью исследования является – экспериментальное обоснование методики психорегуляции, применяемой в тренировочном процессе, до и во время соревновательной деятельности

  • На основе анализа литературных источников выявить методы повышения психологической устойчивости и развитие психики легкоатлетов на основе оптимизации их тренировочного процесса на этапе предсоревновательной подготовки легкоатлетов к соревнованиям.
  • Провести анкетирование, опрос спортсменов и тренеров.
  • Исследовать психические состояния, темперамент, свойств нервной системы спортсменов до и во время соревновательной деятельности
  • Разработать методику психорегуляции и определить её эффективность.

Гипотеза: предполагается, что изучение и внедрение методов психологической подготовки и практическая реализация способов психорегуляции, адаптированных к тренировочному процессу легкой атлетики, будет способствовать улучшению психо-эмоционального состояния спортсменов до и во время соревновательной деятельности.

Новизна работы заключается в том, что на основе разностороннего анализа теории спортивной психологии и практики тренировочного процесса разработан авторская комбинация (комплекс) методов психорегуляции спортсменов, занимающихся легкой атлетикой.

Практическая значимость работы выражена возможностью использования результатов исследования в реальном процессе спортивной тренировки легкоатлетов.

ГЛАВА I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

1.1 Роль психологической подготовки к спортивным соревнованиям

Психологическая подготовка - новая, малоизученная область. Одна из наиболее интересных проблем в ней - выбор оптимального поведения во время соревнований, принятия решений в соревновательной ситуации.

Психологическая подготовка к конкретному соревнованию направлена на формирование у спортсмена психической готовности именно к данному конкретному соревнованию, то есть на то, чтобы перед соревнованием и в ходе его спортсмен находился в психическом состоянии, обеспечивающем эффективность и надежность саморегуляции поведения и действий. Главными составляющими этого состояния являются установка на полную реализацию всех своих возможностей для достижения цели - победы или намеченного результата и определенный уровень эмоционального возбуждения, способствующий, с одной стороны, проявлению необходимой двигательной и волевой активности, а с другой - точности и надежности управления этой активностью.

Успешное выступление в соревнованиях, где приходится встречаться с разнообразными, порой сильнейшими соперниками, требует от спортсмена наряду с большим технико-тактическим совершенством и физической работоспособностью также и высокого уровня психологической подготовленности.

Психологическая подготовленность спортсмена определяется во-первых, степенью развития специализированных восприятий: чувства дистанции и времени, ориентировки в пространстве, быстроты реакции, умения предугадывать действия соперника, тактического мышления, внимания и, во-вторых, психологическим состоянием спортсмена.

При оптимальной психологической подготовленности у спортсмена наблюдается наивысший уровень развития перечисленных качеств и состояния так называемой психологической готовности. Его характеризуют уверенность в себе, стремление бороться до конца и победить, способность мобилизовать все силы для достижения поставленной цели, значительная психическая устойчивость.

Психическая устойчивость – это способность спортсмена сохранять в трудных условиях тренировки и соревнований положительное эмоциональное состояние, работоспособность и психические качества, необходимые на соревнованиях, несмотря на влияние факторов, вызывающих отрицательные эмоции и психическую напряженность.

Под психологической готовностью спортсмена к соревнованию понимается возможность успешно выступать на соревнованиях. В психической готовности отводится большая роль уверенности, воле и т.д., которые не поддаются измерению и формализации и поэтому могут лишь дополнять полученные объективные данные исследований.

Многие психологи спорта усматривают сущность психологической готовности спортсмена в различных воздействия на него экстремальных условий соревнований и возможности своевременно принять оптимальное решение в конкретной ситуации, в единстве деятельности и состояния, в непрерывном контроле и регуляции поведения.

Спорт диктует отрицательные предстартовые состояния – предстартовая лихорадка и апатия – обычно характеризуются тем, что спортсмены, находящиеся в этом состоянии не уверенны в своих силах, их преследуют навязчивые мысли о ходе предстоящих соревнований, терзают сомнения по поводу своей готовности и успеха в выступлениях.

- страх перед проигрышем

- страх перед противником, вызванный или знанием его сильных сторон или неправильной информацией об его успехах, или суевериями, или недооценкой собственных возможностей;

- боязнь не выдержать высокого темпа;

- боязнь получить новую травму или повторную;

- боязнь неадекватного судейства, их субъективного отношения к противникам;

- всевозможные суеверия, до сих пор еще распространены среди спортсменов.

Под влиянием этих и других подобных им мыслей и эмоций спортсмен становится чрезмерно возбужденным, вспыльчивым или вялым, апатичным.

Находясь в состоянии стартовой лихорадки, спортсмен, сильно волнуясь, не может, как правило объективно представить себе картину предстоящего состязания и сосредоточиться на плане своего выступления. Желание выиграть сменяется у него всяческими опасениями. У спортсмена ухудшается внимание, нарушается память. Некоторые особенно возбудимые, неуравновешенные становятся крайне раздражительными и вспыльчивыми, не могут сидеть на месте, грубят, суетятся.

В результате исследования Б.И. Рысева было установлено, что к отрицательным показателям стартовой лихорадки и стартовой апатии относятся: частота пульса и дыхания, высота артериального давления, которые в течении 5-ти минутного отдыха после разминки падают до уровня данных и лишь в отдельных случаях повышаются; оптимальный скрытый период двигательной реакции для данного состояния проявляется с колебаниями и при больших долях секунды, чем при оптимальных сдвигах.

Чтобы успешно преодолеть все эти трудности необходимо развивать все качества воли. Формирование психической готовности к конкретному соревнованию достигается целой системой психолого-педагогических мероприятий, которые дают должный эффект лишь при направленном и комплексном их применении.

1.3 Содержание и структура психологической готовности

спортсмена к соревнованию

Задача общей психологической подготовки – изучение психологических качеств спортсмена и их развитие. Тренер в процессе работы выбирает методы их воспитания.

Так, тренер, выясняет, что в процессе соревнований спортсмен не показывает результаты достигнутые на тренировках, т.к. не уверен в своих силах.

Эта слабость проявления волевых качеств может иметь различные причины. Чтобы выбрать метод устранения недостатка, необходимо точно знать причину его возникновения. Потом вырабатываются меры устранения указанного недостатка. Спортсмен должен быть отлично подготовлен в физическом, техническом и тактическом отношениях. А потом можно подбирать методы устранения данного конкретного недостатка-неуверенности.

Совершенно необходимо, чтобы спортсмен был полностью информирован о своих будущих соперниках, он должен хорошо знать как их слабые, так и сильные стороны. На последних соревнованиях, спортсмену необходимо выполнять специальные упражнения, которые придают уверенности в себе.

Тренер должен знать темперамент каждого спортсмена – значит в процессе спортивной деятельности темперамент играет значительную роль. Хотя следует учесть, что один и тот же спортсмен в процессе спортивной деятельности может проявлять психические качества совершенно иного характера чем в жизни.

Современный уровень спортивных соревнований предполагает сверхинтенсивный и сверхобъемный уровень физической нагрузки на спортсмена. Но экстремальные стрессовые нагрузки испытывает и психика. Правильная психологическая подготовка становится обязательным условием спортивной деятельности, гарантирующей достижение высоких результатов.

В настоящее время тренировочный процесс и соревновательная деятельность спортсменов характеризуются возрастанием физических и нервных нагрузок. Это обусловливает высокую степень эмоционального и психического напряжения, которые, как правило, негативно влияют на эффективность тренировочного процесса и соревновательную результативность.

Под влиянием спортивной деятельности происходят серьезные изменения в нервной системе спортсмена, начинают проявляться резервные возможности как организма в целом, так и мозга, физиологические и моторные качества, острота реакции на внешние раздражители.

Для любого спортсмена важным является сохранение настроя на предстоящую деятельность, поддерживать высокую эмоциональную мотивацию на победу, сохранять ясность и быстроту восприятия и концентрации внимания. Достичь этого позволяет специальная психологическая подготовка спортсменов.

Содержание и роль психологической подготовки спортсменов впервые раскрыл советский ученый-психолог, доктор медицинских наук, профессор Александр Арцрунович Лалаян (1925-1984). Выступая на 1-м Всесоюзном совещании по психологии спорта в 1956 году, он отметил, что психологическую подготовку необходимо рассматривать как комплексный педагогический процесс, направленный на развитие волевых качеств спортсменов [1, с. 15].

Его последователь – советский и российский ученый, доктор педагогических наук, профессор Лев Павлович Матвеев (1924-2006) – рассматривал психологическую подготовку как систему психолого-педагогических воздействий, применяемых с целью формирования и совершенствования у спортсменов свойств личности и психологических качеств, необходимых для успешного выполнения тренировочной деятельности, подготовки к соревнованиям и надежного выступления [2, с. 280].

По мнению советского психолога, доктора психологических наук, профессора Петра Антоновича Рудика (1893-1983) психологическая подготовка должна способствовать:

– совершенствование психических процессов, специализированных восприятий, представлений, внимания, памяти, мышления и т.д., важных для достижения высшего уровня технико-тактического мастерства;

– формирование психических свойств личности спортсмена, оказывающих влияние на стабильное проявление упомянутых психических процессов, а также сохранение и повышение уровня работоспособности и эффективности двигательных действий в условиях тренировки и соревнований;

– созданию оптимального психического состояния в процессе тренировки и соревнований;

– развитию умений управлять своими психическими состояниями в экстремальных условиях деятельности;

– накоплению знаний о предстоящих соревнованиях;

– созданию положительной психологической атмосферы в спортивных коллективах [4, с. 512].

Психологическая подготовка помогает создавать такое психическое состояние, которое способствует, с одной стороны, наибольшему использованию физической и технической подготовленности, а с другой – позволяет противостоять предсоревновательным и соревновательным сбивающим факторам (неуверенность в своих силах, страх перед возможным поражением, скованность, перевозбуждение и т.д.). Если в ходе технической и тактической подготовки в спортивной деятельности спортсмена формируются соответствующие знания, умения, навыки, то психологическая подготовка направлена на то, чтобы обеспечить их реализацию в сложных, экстремальных условиях высокой нагрузки во время тренировок в соревновательной деятельности.

Психологическая подготовка реализуется как в комплексе с остальными видами подготовки, так и самостоятельно, решая общие и специальные задачи, тем самым формируя общую и специальную психологическую подготовку [3, с. 543].

Общая психологическая подготовка решает образовательные и воспитательные задачи, помогает спортсмену адаптироваться к условиям спортивной деятельности, учит умениям управлять собой и развивает стремление к достижению лучшего спортивного результата в этих условиях. Содержание общей психологической подготовки предусматривает морально-этическое воспитание, совершенствование интеллектуальных качеств, волевую подготовку, повышение помехоустойчивости, настройку на выполнение упражнений, развитие умения критически оценивать выполнение упражнения и планировать последующие действия, вооружение приемами саморегуляции неблагоприятных внутренних психических состояний, вооружение способами сохранения и восстановления нервно-психической свежести.

Естественно, что лучше всего психологической подготовке любого спортсмена способствует участие в соревнованиях. Именно здесь спортсмен и его тренер получают информацию о реальном уровне психологической подготовки спортсмена, реакции его организма на психологические нагрузки, проявляются все слабые места, требующие корректировки при подготовке к следующим соревнованиям. Именно в эти моменты подводятся итоги все проведенной работе тренера и психолога и ставятся задачи на будущее.

Результатом психологической подготовки спортсмена должны стать умение сохранять спокойствие в любой экстремальной ситуации, способность раскрывать резервные возможности организма в самый ключевой момент соревнования, уверенность в себе и своих результатах, а также боевой дух как стремление к достижению соревновательной цели.

Подводя итог своей работе, мне хотелось бы еще раз обратить внимание на тот факт, что психологическая подготовка спортсменов становится все более актуальной. Спортивная деятельность требует, чтобы спортсмен мог контролировать свое психологическое состояние. Без этого в современном спорте высших достижений шансы добиться побед на международных соревнованиях становятся призрачными.

Читайте также: