Доклад психологическая и социальная комфортность одежды

Обновлено: 28.04.2024

Недавно прослушав несколько лекций по истории моды, я задумалась о теме внешнего. Как много внешнее значит в нашей жизни, какие смыслы скрываются за нашим отношением к одежде или к обстановке окружающего мира?

История моды – интересная и новая для меня дисциплина. Как прояснилось, она фокусируется не только на подробнейшем изучении того, как менялась одежда с течением времени, но в большей мере на том, как социально-исторические явления обусловливали те или иные тенденции в одежде, какие культурные, социальные и даже бытовые функции нес каждый предмет одежды, что означали включение в костюм новых элементов и отказ от старых. Одежда как некий культурный код, таким образом, является носителем огромного смысла в разрезе истории и понимания духа времени, а не просто продуктом текстильной промышленности или швейного дела. В истории моды одежда становится ключом, открывающим контекст прошлого, в котором жили предыдущие поколения человечества.

Мне стало интересно поразмышлять на тему того, как одежда может открывать и индивидуальный контекст, контекст личности. Особенно сегодня, когда мы живем во время наиболее широких границ для форм самовыражения, когда разделения культур все более условны, одежда и ее выбор становятся занятным объектом для психологического исследования.

Ассортимент одежды на полках в магазинах огромен, и что внутри нас заставляет выбирать тот или иной стиль, те или иные цвета?

Несмотря на то, что человек каждый день делает сознательный выбор предметов своего гардероба, обусловленный временем года, погодой, критериями удобства или красоты, в каждом таком выборе также есть и бессознательный элемент.

И так же, как в толковании сна может помочь только сам сновидец, для того, чтобы обнаружить психологический смысл в той или иной внешней презентации себя через одежду, необходимо спросить тех, кто ее носит.

Я думаю, это в большей мере может быть знакомо женщинам. При безумном количестве глянца и визуальных образов, которыми сегодня наполнены СМИ и Интернет, возникают не только желания примерить на себя какой-то внешний образ, но и сомнения в том, будет ли это красиво, как на это отреагируют окружающие, впишется ли образ в среду, уместен ли он? Не исключаю, что чем-то похожим могут мучиться также и мужчины, хотя на месте предметов гардероба объектами желаний и сомнений могут выступать автомобили или гаджеты. Общество потребления, доступность и массовость внешних ценностей создают сильный фоновый шум из многочисленных вариантов и предложений. Человеку предлагают готовые шаблоны того, как можно выглядеть, среда наводнена навязанными соблазнами.

Вопросы, выявляющие те или иные аспекты наших бессознательных установок, могут быть различны. Что мы хотим сказать выбранным образом внешности? Отражает ли этот образ вкус к жизни или запреты на получение удовольствия? Соответствует ли гардероб тому возрастному периоду, в котором живет его обладатель? Какие посылы в окружающий мир выступают на первый план в наших костюмах? Отражает ли наряд сексуальность или пытается замаскировать от взгляда окружающих инстинкты и подчеркнуть важность интеллекта? Как цвета одежды и макияжа, который мы носим, интерьеров, в которых мы живем, выражают или скрывают нашу сущность от мира и от нас самих? Список вопросов можно продолжать.

Если мы допускаем, что психика обладает некоторой саморегуляцией, то изменения могут работать как изнутри наружу, так и снаружи внутрь. Может ли изменение стиля или выбор нового цвета плаща повлиять по меньшей мере на настроение, а в конечном итоге изменить восприятие себя?

Эти и другие вопросы, хотя бы однажды адресованные нами самим себе, могут стать началом внутренних изменений и способны пробудить энергию психики, по каким-то причинам ранее нам не доступную.

Я часто люблю вспоминать одну сцену, наблюдаемую мной на отдыхе в итальянском курортном городке Сан-Ремо: мы с сестрой сидели в кафе вечером, и за соседним столиком две итальянки 80-90-летнего возраста пили кофе. Бриллианты на скрюченных пальцах старушек ослепляли даже на расстоянии нескольких метров, одна из старушек покуривала сигарету, вставленную в мундштук, попивала свой кофе, оставляя на чашке следы от ярко-красной помады, и увлеченно давала, судя по выражению лица, ироничные комментарии к рассказу своей зрелой подруги. Я смотрела с соседнего столика завороженно на всю эту картину, кажется, уже забывая приличия, и приходила в неописуемый восторг от того вкуса к жизни, который передавался через внешний облик этих пожилых дам. Они были неспешны и получали настоящее удовольствие от беседы друг с другом и, кажется, что от жизни вообще. Глядя на их наряды, позы и манеры, я не сомневалась в том, что их внешнее является прямым следствием внутреннего ощущения полноты и радости жизни.

Эта сцена из памяти – лишь один из примеров подобной связи внешности с личной психологией.

Японцы, к примеру, придерживались минимализма во внешней реальности. Традиционно их национальный костюм и интерьеры отличались аскетизмом, простотой и удобством. В современности эта тенденция сменилась на кричащие внешние образы молодежи футуристические интерьеры, как бы компенсируя традиционные подходы к внешнему противоположностями.

Национальный костюм отражает и сознание, и бессознательное каждой страны, как и личный стиль каждого из нас может послужить зеркалом внутренних процессов. Вне зависимости от того, какого стиля в одежде мы придерживаемся, для меня здесь важна именно эта связь внешности с психологическим миром человека. А одежда тогда является не просто данью установленным в обществе нормам и не только функциональным предметом удобства, но и хорошей метафорой внутреннего мира. Исследование внешнего в таком случае – еще один шаг на пути познания себя.

Одежда, как фактор, от которого зависит первое впечатление.

Одежда – вот первое, на что мы обращаем внимание, увидев человека первый раз. Одежда оказывает влияние на восприятие носящего ее человека на стадии первого впечатления. Особенно велика роль одежды при кратковременных контактах. С одежды начинается формирование первого впечатления, даже если через некоторое время мы забыли, во что человек был одет.

Манера одеваться в значительной мере определяется индивидуальными психологическими особенностями человека. Поэтому одежда человека должна отвечать его внутреннему содержанию.

Внешний вид может много сказать о человеке. Как показывают социологические исследования, в 85 случаях из 100 первые впечатления о людях создаются их внешним видом. Итак, даже умному порядочному человеку следует быть внимательным к своему виду, если он хочет иметь добрые отношения с окружением.

В прошлые времена одежда отображала принадлежности человека к определенной социальной группе, профессии. Во многих случаях форма одежды строго регламентировалась. Особенно суровые требования были при дворах.
В наше время требования к одежде не такие категоричные. Но и теперь в развитых демократических странах, руководители фирм, офисов придают большое значение внешнему виду своих работников. Практика показывает, что к аккуратно одетым людям оказывается более внимательное отношение окружающих.

Ныне модная одежда более демократическая. Каждый может одеваться, как он считает за нужное. Но именно это делает человека ответственным за свой внешний вид. Широкий выбор одежды позволяет каждому в полной мере проявить свой вкус, чувство прекрасного, в конце концов, чувства меры, а также подчеркнуть преимущества или припрятать недостатки своей фигуры. Однако многие ситуации современной жизни требуют определенном формы одежды.

Нередеки случаи, когда мужчин или женщин, которые приходили к послам по разным делам, но были одеты в потертые джинсы, шорты или мини-юбки, не допускали в посольство. Принято не пускать в рестораны посетителей в шортах, без галстука.

Повышенные требования к одежде людей, которые отправляются в театр, на концерты классической музыки и, конечно, на официальный прием. Строгим должна быть одежда для посещения мероприятий, которые объединяют в себе праздничный и официальный характер.

Стили одежды

Замечено воздействие одежды на поведение носящего. Через особенности кроя и посадки изделия на фигуре одежда не только задает осанку, жесты, позы и другие особенности телодвижений человека, но и как бы диктует определенную манеру держать себя в обществе в более широком понимании этого термина; порождает, как говорили раньше, манеру поведения. Выбирая одежду, человек не просто оформляет свою внешность, но и определяет стиль своего поведения.

Стереотипы в восприятии одежды весьма устойчивы: представители деловых кругов и руководители высокого ранга предпочитают так называемый консервативный стиль одежды, причем как мужчины, так и женщины. Это касается не только костюма, но и всех деталей: определенной марки часов, сумок, зажигалок, галстуков и пр. Этим иногда успешно пользуются мошенники – человек, на котором хорошо сидит дорогой строгий деловой костюм воспринимается как надежный и заслуживающий доверия, у него неудобно спросить документы.

Сильно привлекает внимание степень опрятности одежды. Неряшливость и неопрятность быстро портят впечатление, если, конечно, это не специальный стиль хиппи. Бедно одетый человек может вызвать сочувствие и желание помочь, а крайне неряшливо – брезгливость.

Оформление внешности свидетельствует о том, как хочет выглядеть человек в глазах других, како впечатление желает производить, и связано с самооценкой, уровнем притязаний и эстетическим развитием личности.
С психологической точки зрения – это то, что позволяет человеку произвести впечатление на партнера. Чрезмерное внимание к оформлению внешности – признак невроза: работает механизм компенсации (здесь я первый!).

Одежда – это имидж предусмотренной для себя роли. Таким образом, общая цель – повысить ценность и значимость человека (приподнять себя в глазах окружающих – назначение одежды).


- о национальности;
- о профессии;
- о возрасте;
- о поле;
- об уровне материальной обеспеченности;
- об уровне эстетического развития;
- о личностных свойствах человека.


1. традиционный;
2. модный;
3. экстравагантный;
4. классический;
5. оригинальный;
6. разнообразный;
7. консервативный;
8. эксклюзивный;
9. сексуальный (раздражающий).


1. Дань традиции, профессиональная форма, традиционная национальная одежда говорит о принадлежности к какой-либо группе, членством в которой человек гордится и афиширует его посредством одежды.
2. Человек стремится быть современным, боится отстать от моды (конформизм).
3. Необычный, вычурный, человек производит шокирующее впечатление (глубокий вырез, яркий цвет, нетрадиционный фасон). Высокий уровень притязаний, тщеславие, честолюбие. Это жажда признания (или сознательное или бессознательное чувство ущемленности в признании, ощущение собственной незначимости, непризнанности порождает чрезмерные притязания на значимость).
4. Стиль противоположный 3 – просто, скромно (простота покроя, в расцветке, спокойные мягкие тона). Так одеваются люди, которые хотят выглядеть авторитетными и претендуют на престижную позицию, уверенные в том, сто достойны уважения (высокая самооценка). Это последовательное, но скрытое притязание на значимость.
5. Одежда сшита по собственному замыслу. Стремление к оригинальности, та одеваются восторженные люди, склонные к сильным эротическим переживаниям.
6. Если любит менять одежду, – это внутренняя пустота, но такой человек хочет произвести впечатление оригинальности, не терпит однообразия в жизни.
7. Отрицание мотовства, эротики, потребность в стабильности, защите, безопасности, уверенности.
8. Исключительный, единственный в своем роде, изысканный свидетельствует о тонком вкусе, эстетической потребности.
9. Обтягиваются обнажаются эрогенные зоны (джинсы узкие, обтягивающий свитер, вырезы, разрезы). Яркие расцветки, кричащие. Прорези в ткани, ее прозрачность. Непосредственный контакт заменяется визуальным, оптическим. Сфера интересов сконцентрирована в сексуальной области.

Цвет одежды

Не только стиль вашей одежды, а также и ее цвет может оказывать значительное влияние на восприятие вас другими людьми.

Однако в разных мировых культурах одни и те же цвета могут иметь различную символику: необходимо помнить об этом во время путешествий за границу и при ведении бизнеса с иностранцами.

Далее будут рассмотрены некоторые цвета и их символические значения.

Черный цвет

В западной культуре черный цвет прежде всего считается официальным, солидным и сдержанным, но это далеко не все связанные с ним ассоциации. Черное часто надевают на похороны; черная одежда - обязательный знак киношных злодеев и ведьм. Священники носят черное в знак своего смирения перед Богом, и, как утверждают некоторые эксперты моды, черная одежда на женщине означает ее покорность мужчине! Однако многие женщины предпочитают черный цвет в одежде полагая, что он делает фигуру зрительно более стройной. Как бы то ни было, это очень тяжелый, полностью поглощающий лучи цвет, эффект которого для полных людей оказывается абсолютно противоположным: черное делает их еще массивнее и тяжелее, отчего окружающие чувствуют себя в их компании весьма неуютно.

Черный цвет также принято считать изысканным и шикарным. Это действительно так, но только в том случае, если он действительно идет. Мужчины в абсолютно черных, или черных в тонкую полоску, костюмах, в сочетании с белой сорочкой, выглядят действительно впечатляюще, однако такая одежда придает им чересчур начальственный вид.

Официанты носят черно-белую униформу в знак того, что наделены определенными полномочиями в пределах ресторана, а также для того, чтобы посетители могли сразу их увидеть. Строго и элегантно одетые официанты делают обстановку в ресторане степенно-аристократичной, придавая заведению солидность и респектабельность. Однако если женщина придет в черном костюме и белой блузке на собеседование, то у нее будет очень мало шансов получить работу. Почему?

Потому что сочетание белого и черного кажется слишком авторитарным, холодным и враждебным, а это может вызвать неприятие у человека, проводящего собеседование.

Красный цвет символизирует энергию и физическую силу. Это также цвет агрессии и опасности: не случайно, например, пожарные машины всегда красного цвета. Согласно статистике красные машины попадают в ДТП гораздо чаще, чем какие-либо другие. Тем не менее красные машины очень популярны. Почему? Потому что красный цвет также выступает символом могущества. Это очень яркий цвет, и вещи красного цвета помогают их обладателям чувствовать себя увереннее. Однако, стоит помнить, что красный цвет символизирует власть, поэтому красная одежда будет восприниматься коллегами-мужчинами как знак стремления этой женщины над ними доминировать. Если вы руководитель, то тут все в порядке, если же нет - вы можете выпасть из коллектива или вызвать к себе недоброжелательное отношение. Мужчины, как правило, не носят красные пиджаки, если только это не часть корпоративной униформы.

Для ведения переговоров или разрешения конфликтной ситуации красная одежда далеко не самая подходящая: красный цвет агрессивен, а поэтому неуместен тогда, когда от собеседника вам нужно добиться сотрудничества.

Розовый - более спокойный, мягкий и женственный цвет. Все пастельные тона (розовый, голубой, сиреневый) символизируют умиротворенность и женственность. Поэтому, прежде чем одеваться в этот цвет, следует подумать, с кем вы встречаетесь, и какое впечатление хотите произвести. Какова цель встречи? Если вам необходимо показать свою солидность и энергичность, добиться повышения в должности или принятия на работу, одежда в постельных тонах вряд ли поможет вам в этом, поскольку в ней вы не сможете произвести впечатление уверенного в себе и очень напористого человека. Это относится также и мужчинам, которые любят сорочки и галстуки пастельных тонов.

Зеленый - цвет природы. Он действует успокаивающе, однако излишняя любовь к зеленому цвету в одежде может сказать о том, что вы ленивы и безвольны. Зеленый цвет не очень годится для самоутверждения - особенно это справедливо для грязно-зеленого (цвета хаки), который обычно ассоциируется со смертью. Зеленый цвет также может символизировать зависть, обиду и стяжательство. Некоторые люди вообще считают зеленый цвет несчастливым и поэтому не носят зеленой одежды и предпочитают не иметь дома ничего зеленого. В средние века английские невесты надевали зеленое как символ плодовитости и успешного чадородия.

Это яркий, солнечный, оптимистический цвет. Он ассоциируется с интеллектом и может ассоциироваться с трезво и ясно мыслящим, рассудительным и способным принимать решения человеком. Однако избыток желтого цвета в одежде действует подавляюще.

Желтый цвет способствует обретению уверенности в себе, повышает собранность и улучшает организаторские способности, но следует избегать использовать в одежде грязно- желтый цвет: он может ассоциироваться с желчностью.

Синий цвет олицетворяет рассудительность и ясность ума. Он также ассоциируется с творческим началом. Это цвет неба и океана. Он несет в себе безмятежность и спокойствие, но также может быть холодным и отчужденным.

Синяя одежда хорошо подходит для собеседования, так как этот цвет символизирует надежность и работоспособность. Как показывают некоторые исследования, в синем костюме штангисты способны поднять больший вес. Однако переизбыток темно-синего может действовать угнетающе.

Бирюзовый цвет воодушевляет и вселяет энергию, освежает и бодрит. Кроме этого он способствует общению, проявлению чувств и творчеству.

Коричневый цвет несет в себе ощущение основательности и надежности: это цвет земли, а значит - цвет стабильности. Однако он может также вызывать тоску и уныние и ассоциироваться с ограниченностью и замкнутостью. Коричневый цвет больше любят мужчины.

Серый цвет способен вызывать отрицательные ощущения, поскольку ассоциируется с плохой погодой, серыми тучами, мрачным небом, тяжестью и скукой. Серый цвет - не белый, не черный - цвет бегства от реальности, вызывающий чувство неуверенности и одиночества.

Что означают цветовые предпочтения в одежде?

Голубой: Люди, которые часто носят одежду светло-голубых оттенков, креативны, чувствительны и полны воображения. Им необходима атмосфера умиротворения.

Синий: Те, кто предпочитает темно-синюю одежду, слывут людьми независимыми и умными. У них сильно развито чувство ответственности. Эти люди стремятся к спокойствию и предпочитают быть окруженными вниманием и лаской.

Желтый: Предпочитающие желтую одежду - очень интересные личности. Среди них мало ведомых, в основном это ведущие. Им присущ активный образ жизни, они часто бросают вызов жизни. Эти люди ищут счастья.

Оранжевый: Те, кто часто одевает оранжевую одежду, являются людьми действия, они компетентны и сведущи во многих сферах. Но они часто нетерпеливы. Это независимые, хорошо организованные, целеустремленные люди. Это также креативные и практичные личности, у них много энергии и они не могут стоять на одном месте.

Красный: Предпочитающие красный цвет в одежде - фигуры амбициозные, импульсивные, легко возбудимые и энергичные. Они часто бывают смелыми, их деятельность весьма продуктивна. Это экстраверты. Такие качества могут сформировать лидера.

Зеленый: Предпочитающие зеленый цвет в одежде - люди осторожные, им свойственно наблюдать, а не действовать. Но с другой стороны, это гуманисты, готовые прийти на помощь и оказать услугу. Они чувствительны. Часто замечают то, что скрыто от глаз других людей.

Фиолетовый: Людей, которые любят фиолетовый цвет в одежде, можно охарактеризовать как обладающих хорошей интуицией, милосердных и тонко чувствующих. Их чувственная природа может сделать их уязвимыми, поэтому часто цветотерапевты рекомендуют таким людям носить одежду цвета маджента - цвета, который помимо фиолетового содержит красный и может помочь им укрепить веру в себя.

Черный: Если вы носите одежду черного цвета от случая к случаю, то такой выбор означает, что вы хотите контролировать себя и создаете имидж авторитетного и дисциплинированного человека, у которого сильная воля и сложившееся мнение. Люди же, которые практически всегда носят черную одежду, часто являются противоречивыми натурами. Такой выбор может говорить о том, что человек хочет убежать от окружающих, закрыться.

Белый: Означает начало. Люди, предпочитающие белый в одежде, часто наделены чувством справедливости, они стремятся к согласию и миру с другими людьми. Часто хотят нравиться и даже очаровывать. Но если белого в одежде слишком много, можно говорить о чувстве превосходства, собственной неполноценности или о болезни.

Подводя итог вышесказанному можно сказать, что при выборе одежды следует:

отдавать предпочтение одежде тех цветов, которые, по мнению окружающих, идут вам и делают вас привлекательней;


Сегодня все меньшее число подростков стремится к самовыражению с помощью одежды. Времена меняются и мировоззрение подрастающего поколения вместе с ними. Подростки станут взрослыми, которые, в отличие от моего поколения, не будут выражать себя внешним видом. Однако это не означает, что стремление к такому способу показать свои интересы, эмоции и настроение является дорогой не в ту сторону. Я полностью уверена в том, что абсолютно каждая (я буду говорить в дальнейшем именно о женщинах, так как я сама женщина) имеет полное право на любые хобби и способы самовыражения. И неважно, что происходит при этом в мире.

Например, лично я всегда любила подбирать образы, исходя из своих вкусов и взглядов в конкретный момент времени. А еще мне нравятся стилизации как искусство: винтажные и волшебные съемки, фотопроекты с целью донести мысли до общества и так далее. Все это просто прекрасно, так зачем же мне отказываться от части себя в угоду современного тренда на нормкор? Если кому-то близок именно он, ничего не имею против. А я продолжу выражать себя посредством гардероба, для меня он останется важным интересом. И в этом материале речь как раз пойдет о способах самовыражения одеждой на моем примере.

Повседневный гардероб и важность комфорта

Физический комфорт и стандарты красоты

В каждую эпоху существовали свои стандарты красоты, которым стремились подражать девушки. Когда-то в их число входило и ношение такой одежды, как корсеты и пышные платья, но мы застали только призывы ходить на каблуках для визуального удлинения ног и в обтягивающей одежде для подчеркивания фигуры. Не спорю, многие из этих вещей действительно делали красивее визуально. Но вот было ли в них удобно? Конечно, нет! Да и для здоровья все вышеназванные вещи часто оказывались губительными. Вот какой была цена красоты. Именно поэтому я уверена, что для повседневного гардероба первостепенным фактором должно быть именно удобство, а не все прочие вещи.

Приведу собственный пример. Раньше я страдала, что нравлюсь себе в платье и на каблуках, а комфортно мне было в куртке с ботинками, которые я не считала красивыми ни на себе, ни вообще (люблю женственный стиль). В итоге я поняла, что нужно не стремиться к ломке собственных представлений о прекрасном (если уж мне нравятся платья и подчеркивать талию с их помощью, то так они и будут дальше нравиться), а понять, что каждый день мы вообще не обязаны быть красивыми! Я сейчас о собственных представлениях о красоте, про стандарты и общество говорить не буду, так как в моем случае я переживала о несоответствии личным эстетическим предпочтениям, а не о том, что не понравлюсь толпе. В данном случае я отдала выбор в пользу здоровья, отказавшись от натирающих кожу обтягивающих вещей и неудобных каблуков. Компромиссом стало использование любимых нарядов для съемок: на 30 минут можно надеть практически любые вещи, это никак не скажется на самочувствии.

Добавлю, что отказ от любимых визуально, но некомфортных силуэтов и обуви на каблуках для повседневного ношения вовсе не означает, что вы ставите крест и на самовыражении! Даже на каждый день можно найти компромиссные варианты, я уж не говорю про съемочные комплекты и образы на выход.

Психологический комфорт в одежде

Многие забывают про то, что комфорт – это не только когда не трет, не жмет и нет риска подвернуть ноги. Одежда должна отвечать настроению и духу. Одна в плохом настроении стремится поднять его яркими вещами, другая наоборот мечтает затеряться в толпе в серых и бежевых тонах. Есть люди, которые в принципе любят цветную одежду, а иные совершенно не признают ничего, кроме базовых расцветок.

На моем примере. Когда меня переполняет злость и ненависть, я перехожу на черный гардероб. Это своеобразный способ показать, что я в бешенстве и меня не устраивает нынешнее положение вещей. Конечно, не все это понимают, но мне становится легче от того, что я как бы кричу о боли в душе, выражаю негативные эмоции. И в результате боль отпускает. А вот в тех ситуациях, когда мне тяжело и не хватает энергии, я начинаю носить нейтральные серые и бежевые вещи, мечтаю затеряться в толпе, а выделяться для меня в это время смерти подобно. Наконец, в своем обычном ровном позитивном состоянии я ношу цветные вещи осенних тонов и совершенно не пугаюсь того, что на меня обращают внимание. Хоть и никогда намеренно не стремлюсь к нему.

Стилистику образа также не стоит списывать со счетов. Как минимум, есть два варианта на каждый день: стиль кэжуал и спортивный. Не любите трикотажные штаны с пуховиком? Ничего страшного, отдайте предпочтение прямым джинсам в сочетании с изящными ботинками-челси на плоском ходу, а сверху накиньте свободное пальто. Я с радостью открыла для себя, что стиль кэжуал позволяет выглядеть более элегантно и женственно даже в удобных вещах, чего не скажешь про популярный нынче спорт-шик. Правильно подобранная стилистика стала для меня компромиссным вариантом.

Как вывод, сочетание в повседневных комплектах психологического и физического комфорта позволят вам чувствовать себя отлично каждый день. Это базовая забота о себе сродни регулярного посещения врачей и мытью головы, и я не понимаю, как можно полностью пренебрегать этим. Да, можно не любить составлять интересные стилизации, можно не любить сниматься в модных образах. Не у всех такие хобби. Но как можно не стараться сделать базовый гардероб комфортным во всех отношениях? Как может быть полностью все равно на то, что носишь? Оставлю эти вопросы без ответа.

Образы для съемок как искусство

У меня есть опыт как винтажных стилизаций, так и сказочных съемок с определенным настроением. Важно, что я стараюсь придумать собственный образ, а не слепо скопировать увиденный в кино наряд или наряд конкретной эпохи. Моей целью служит именно передача настроения, можно назвать это вдохновением других людей. Я пытаюсь поделиться частичкой своего внутреннего мира и эстетическим вкусом. Поэтому совершенно не понимаю, зачем сейчас одежду активно стараются списать со счетов как способ самовыражения. Ведь образы ничем не хуже картин и инсталляций!

Бывало, что я создавала съемки под настроением определенного направления в живописи. Например, у меня есть съемка в духе супрематизма. Разговаривать на тему стилизаций съемок я могу бесконечно, так что попробую выразить общую мысль кратко. Я считаю, что создание образов для съемок (или даже на выход) служит прекрасным методом для выражения себя. Для этого не обязательно быть профессионалом, ведь и в рисовании эксперименты всегда только приветствуются. Я положительно отношусь к творческому подходу в одежде и призываю не равняться на изменчивую моду, а прислушиваться к собственной душе. Ну, а если у вас возникнут вопросы по поводу гардероба, с радостью отвечу на них в рамках консультации как имиджмейкера!

Дети и подростки школьного возраста проходят сложный период формирования психологической самоидентичности. Уже в младшей школе дети прекрасно осознают образ своего тела и пытаются скрыть реальные иди вымышленные недостатки, равно как и подчеркнуть достоинства с помощью одежды и аксессуаров. Особенно остро вопрос внешности встает в период полового созревания у подростков, когда к проблемам поиска самоидентичности прибавляются вопросы самовыражения, обычного для подростков протеста, являющегося частью естественного психологического процесса отделения от родителей, и формирования сексуальной привлекательности. В этих аспектах особенно интересен вопрос о школьной форме. Некоторые школы требуют ношение определенных моделей одежды, другие вводят дресс-код без строгих требований к моделям, но с ограничениями по фасону и цветовой гамме, а третьи позволяют ученикам приходить на занятия в любой уместной одежде.

Что же лучше для самих учеников, для психологического благополучия, успеваемости и поведения, и что лучше для школы и родителей? Эти вопросы стали предметом многих научных исследований, которые показали, что каждый подход к одежде имеет как свои достоинства, так и недостатки. Поэтому окончательный выбор подхода к использованию школьной формы должны делать учителя и воспитатели вместе с родителями, исходя из социально-экономических особенностей и традиций учебного заведения. Ниже мы рассмотрим основные аргументы и контраргументы введения единой школьной формы в учебном заведении.

Позитивные эффекты школьной формы

Школьная форма, как и любая другая форма оказывает сильное психологическое воздействие на человека, помещая его в строго ограниченную правилами социальную роль, размывая и маскируя его индивидуальность, создавая акцент на коллективной идентичности и моделируя его стандартное поведение и эмоциональные реакции. Форма всегда использовалась как средство управления организованными коллективами, поддерживающая строгую иерархию, примерно такую же, как в стае или стаде животных. Какого бы мнения о себе не был современный человек, глубинная психологическая сущность его остается прежней – это стадное или коллективное существо. Древний животный инстинкт группирования и коллективной идентичности с успехом используется для управления как коллективами, так и целыми социальными группами и даже странами. Недаром и взрослые люди с низкой самооценкой нередко предпочитают получить работу в сферах, связанных с ношением униформы.

Форма - как психотерапия для людей с низкой самооценкой

Четкий дресс-код устанавливает границы норм поведения и помогает ученикам рассматривать школу как рабочую среду, уменьшая многие отвлекающие факторы, связанные с личной внешностью. Униформа помогает им более эффективно концентрироваться на своей учебе. Ученики чувствуют себя защищённее и счастливее. Как правило, в школах с униформой лучше дисциплина, меньше конфликтов между учениками, меньше случаев отклоняющегося поведения и чуть лучше академические показатели. Отзывы подростков школьного возраста показали, что дресс-код в школе или школьная форма позволяет им избавиться необходимости решать, что надевать каждый день, или беспокоиться о том, будут ли они подвергаться издевательствам или критике со стороны сверстников. Униформа способствует формированию чувства общности среди учеников, повышает концентрацию и вызывает чувство гордости, особенно когда они носят ее на публике.

Ходят слухи, что многие ведущие умы, в том числе Стив Джобс, имели в своих шкафах семь одинаковых костюмов, потому что он не хотели тратить энергию, решая, что надеть сегодня.

Для родителей ношение школьной формы, как правило, является более удобным и экономически эффективным вариантом.

Негативные психологические эффекты ношения школьной формы

Хотя школьная форма помогает объединить детей, создает чувство гордости и повышает уверенность в себе, не менее важно понять, как стандартный внешний вид ребенка может отрицательно повлиять на него.

Несмотря на чувство защищенности и комфорта, связанное с групповой однородностью, форма служит препятствием для ребенка способности вашего ребенка выражать свою индивидуальность. Ношение формы может изменить отношение детей к себе, лишив их не только возможности для самовыражения, но и урезав творческие подходы и воображение. Форма может спасти от издевательств в своей школе, но не гарантирует защиту от межшкольных конфликтов и издевательств. Кроме того, ярко декларируемая принадлежность к определенной школе также может быть поводом для издевательств и унижения.

В семьях с низким доходом необходимость покупки школьной формы может быть дополнительным финансовым бременем, тем более, что родители все равно вынуждены покупать ребенку повседневную одежду, которую дети носят после школы.

Все дети разные, особенно если речь идет об особенностиях строения их тела. Выбирая повседневную одежду для своих детей, родители, как правило, учитывают их морфологию и покупают соответствующие предметы одежды. Дети также чаще носят одежду, в которой они чувствуют себя комфортно. Школьная форма вынуждает всех детей, независимо от их телосложения, носить одну и ту же стандартную одежду большую часть времени, что может вызвать потенциальный дискомфорт у ребенка. Кроме того, подростки по своей природе часто бунтуют, и навязывание им формы, особенно после того, как им разрешали носить повседневную одежду, может создать напряженность в отношениях между учителями и учениками в школе.

Читайте также: