Доклад пропаганда поведения человека

Обновлено: 17.05.2024

Одной из самых востребованных технологий ведения информационно-психологической войны является пропаганда как эффективное средство манипуляции сознанием.

Информационная пропаганда - разновидность информационного воздействия, в котором осуществляется преднамеренное воздействие на объект с целью оказания влияния на его ориентацию, намерения и действия. Применяется в целях:

Ø изменения убеждений;

Ø стимулирования элементов поведения, способствующих снижению (повышению) морально-психологического состояния;

Ø ослабления эмоционально-волевой стойкости человека.

В настоящее время, по мере перехода нашей страны от постиндустриального общества к обществу информационному, доля присутствия пропаганды в нашей жизни будет неуклонно возрастать. Связано это, в первую очередь, с тем, что объёмы потребляемой нами информации резко возросли. Однако нашим системам переработки и хранения информации стало тяжело справляться с огромными информационными потоками, которые буквально обрушиваются на нас с экранов телевизоров, радиопрограмм, газетных статей. Нам становится труднее критически оценивать получаемую информацию, приходится многое принимать на веру и пользоваться той интерпретацией, которую навязывают нам журналисты, деятели культуры и политики. Все эти факторы являются питательной средой для психологического воздействия пропаганды на наше сознание.

В структуре пропаганды можно выделить следующие элементы:

Ø адресанта (коммуникатора),

Ø адресата и его действия, угодные адресанту и вызванные влиянием полученной информации.

В роли адресантав системе пропаганды, как правило, выступают политический лидер, правительство или политические партии, а в странах с тоталитарной формой правления, адресантом (коммуникатором) могут быть как запрещённые политические партии, так и отдельные диссиденты.

Источником информации в пропагандистской деятельности являются средства массовой информации (СМИ) и средства массовой коммуникации (СМК).Однако в некоторых случаях адресант и источник информации могут меняться местами, то есть в роли адресанта могут выступать СМИ или СМК, а в роли источника информации - политический лидер, правительство или политические партии.

Адресатом же, как в первом, так и во втором случае являетсямассовое сознание граждан своей страны, жителей нейтральных, дружественных или враждебных стран, а также военнослужащих, как своей армии, так и армии противника. Пропагандистская информация направлена наэмоционально-волевую сферу массового сознания, изменения в которой и побуждают адресата совершить нужные адресанту действия.

Чтобы обойти сформировавшиеся стереотипы и использовать защитные психологические барьеры в своих целях, пропаганда должна соответствовать следующим требованиям:

1. Быть направленной на конкретную целевую аудиторию;

2. Привлекать внимание этой аудитории и соответствовать её интересам;

4. Соответствовать представлениям целевой аудитории и избегать конфликтной информации;

5. Удовлетворять интересы и потребности данной целевой аудитории.

Можно сделать следующие выводы:

- Пропаганда - не только средство информационно-психологического воздействия на эмоционально-волевую сферу массового сознания, но и специфический информационный процесс;

- Для оказания нужного информационно-психологического воздействия на массовое сознание пропаганда формирует и использует уже сформированные стереотипы и установки, которые входят в установочно-познавательную призму, влияющую на приём и переработку информации;

- Пропаганда преподносит информацию слушателю так, чтобы он не только точно знал, что произошло в мире, но и захотел передать эти сведения своим знакомым;

- Информирование в системе пропаганды имеет психологическую природу, в ней функционируют все элементы познавательного процесса: восприятие, эмоции, мышление и память;

- Пропаганда умеет обходить и использовать в своих целях такие защитные психологические барьеры личности как избирательное внимание, избирательное восприятие, избирательность призыва.

4. Пропаганда как неотъемлемая часть системы политической коммуникации

Выясним соотношение политической пропаганды, политического PR и политической рекламы. Г. Почепцов разграничивает данные средства политической коммуникации по стратегиям, которые они используют, представляя это в виде таблицы:

Коммуникативная технология Базисный инструментарий
Реклама Стратегия желания
Паблик рилейшнз Стратегия доверия
Пропаганда Стратегия убеждения

Можно сделать вывод, что пропаганда и PR - самостоятельные средства (формы) политической коммуникации, тесно взаимосвязанные между собой.

PR- формирует в общественном сознании доверие к политической партии, политическому лидеру или политике правительства.

Пропаганда, на основе сформированного доверия, информирует о тех или иных действиях правительства или политической партии и убеждает широкую общественность в своевременности, необходимости и правильности этих действий.

Политическая реклама побуждаетсторонников определённых политических идей и идеалов проголосовать на выборах за политических лидеров или политические партии, являющихся носителями данных идей и идеалов. Политическая реклама не занимается переубеждениемидейных политических противников.

Таким образом, политическая коммуникация есть система мер информационно-психологического воздействия на массовое (общественное) сознание в интересах достижения политических целей определённых политических партий и/или лидеров. Основными составными частями системы политической коммуникации являются: политический PR, политическая пропаганда и политическая реклама. Система политической коммуникации зависит от политического режима, который, в свою очередь, зависит от идеологии, принятой в данном обществе.

Политический PR формирует доверие к определённому политическому деятелю (политической партии), то есть создаёт плацдарм для дальнейшей обработки массового сознания.

Политическая пропаганда на основе сформированного доверия внедряет в массовое сознание определённые политические установки и стереотипы и формирует определённый тип политического поведения.

Таким образом, политическая пропаганда как социально-психологический феномен представляет собой неотъемлемую часть системы политической коммуникации, которая посредством информационно-психологического воздействия направлена на формирование в массовом сознании определённых политических взглядов и убеждений и, на их основе, соответствующего типа политического поведения, нужного пропагандисту.

Подготовила Н.В. Т ихонова,

зам. директора по ВР

Вина за преступный характер лежит не на индивиде, а на системе, в которой он воспитался. Уничтожьте обстоятельства, содействующие созданию преступных характеров, и преступлений больше не будет; замените их обстоятельствами, рассчитанными на создание привычек к порядку, регулярности, воздержанности,
труду – и человек будет обладать этими качествами.
Роберт Оуэн.

В условиях экономической нестабильности, обострения межнациональных отношений, утраты духовности - исключительно важной становится стабилизирующая роль школы как гаранта гражданского мира и общественной нравственности. Однако сегодня и сама школа переживает сложные времена. К существовавшим ранее проблемам добавляются новые и одной из самых острых по-прежнему, остается проблема воспитания.

Одним из важнейших направлений воспитательной работы является работа по нравственно-правовому и семейному воспитанию, профилактика девиантного поведения. Воспитание патриота и гражданина невозможно без воспитания законопослушного человека, осознающего необходимость соблюдения законов своей страны и порядка, регламентированного этими законами.

  • 1. оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении, либо проблемы в обучении.
  • 2. выявление несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении или пропускающих по неуважительным причинам занятия, принятие мер по их воспитанию и получению основного общего образования.

Несовершеннолетний, находящийся в социально-опасном положении, - лицо в возрасте до 18 лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушения или антиобщественные действия.

3. Выявление семей, находящихся в социально-опасном положении.

Семья, находящаяся в социально-опасном положении, – семья, имеющая детей, находящихся в социально - опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними.

4. Обеспечение организации общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних.

5. Осуществление мер по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения.

При профилактике асоциального поведения образовательное учреждение выполняет следующие задачи:

Ежедневный контроль успеваемости со стороны классного руководителя и родителей. Организация помощи педагогами-предметниками и успевающими учениками.

2. Борьба с прогулами занятий.

У ученика, прогулявшего хотя бы день занятий, если не принять своевременных мер, появляется чувство безнаказанности, которое может подтолкнуть на повторные прогулы.

Классные руководители должны установить ежедневный контроль посещаемости уроков. В случае пропуска занятий обучающимся необходимо выяснять у родителей причину отсутствия.

Если прогулы носят систематический характер, подключаем заместителя по УВР, ВР, социального педагога, работников полиции и КДН и ЗП.

3. Организация досуга учащихся

Широкое вовлечение учащихся в занятия спортом, художественное творчество, кружковую работу - способствует развитию творческой инициативы ребенка, активному полезному проведению досуга, формированию законопослушного поведения.

Организация предметных и спортивных олимпиад, конкурсов, выставок, привлечение к ним детей не только в качестве участников, но и болельщиков, зрителей, организаторов, помогает удовлетворить потребность ребят в общении, организует их активность в школе, значительно ограничивая риск асоциального поведения.

4. Пропаганда здорового образа жизни.

  • потребность в знаниях о здоровье и здоровом образе жизни;
  • озабоченность перспективой, как своего здоровья, здоровья своих близких, своих будущих детей, так и здоровья всей России;
  • потребность в действиях по сохранению и укреплению здоровья;
  • готовность к этим действиям и желание реализовать свои идеи по сохранению здоровья и продлению человеческой жизни.

5. Правовое воспитание.

  • Проведение бесед о видах ответственности за те или иные противоправные поступки, характерные для подростковой среды, понятий об административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности несовершеннолетних и их родителей.
  • На родительских собраниях следует информировать об административной и уголовной ответственности взрослых лиц за вовлечение несовершеннолетних в противоправные действия, пьянство, наркоманию, материальной ответственности за ущерб, причиненный их детьми.

6. Профилактика наркомании и токсикомании.

7. Предупреждение вовлечения учащихся в экстремистские организации.

8. Работа по выявлению учащихся и семей, находящихся в социально-опасном положении

  • классные руководители и социальный педагог знакомятся с жилищными условиями учащихся,
  • в домашней обстановке проводят беседы с родителями, взрослыми членами семьи,
  • составляют акты обследования жилищных условий,
  • выясняют положение ребенка в семье, его взаимоотношения с родителями.
  • установление доверительных отношений между родителями и педагогом;
  • разъяснение родителям основ межличностных отношений с целью понимания ими причин негативных проявлений в поведении ребенка, для осознания того, что за каждым случаем активного протеста в поведении следует искать нереализованную потребность;
  • формирование у родителей правильного отношения к чувству самоценности ребенка, ведущим правилом является необходимость внимания к успехам ребенка и его потребности в признании;
  • формирование у родителей чувства уверенности в себе, в решении возникающих проблем в воспитании.
    9. Проведение индивидуальной воспитательной работы.
  • Выявление детей с асоциальным поведением.
  • Постановка на внутришкольный контроль.
  • Разработка индивидуальной воспитательно-образовательной программы .

Процедура постановки на внутришкольный контроль

  1. заявление (информация о конкретных отклонениях от социальных норм в поведении, например, систематические прогулы, склонность к бродяжничеству, или вымогательству, агрессивные действия и т.д.)
  2. сбор информации, характеризующей особенности формирования личности ученика.
  1. педагогическая диагностика и педагогический анализ проступка;
  2. заключение школьного психолога, которое должно содержать проблемы формирования и развития психических функций, эмоционально-волевой и мотивационной сфер, особенности общения; сведения о группе ребят, в которую входит подросток, его положение в этой группе, его отношения в классном коллективе.
  3. заключение медиков, определяющих особенности физического развития, (анамнез);
  4. акт обследования жилищных условий;
  5. полная информация о семье (состав, материально-бытовые условия, образовательный уровень родителей, род занятий, характер взаимоотношений родителей с ребенком).

Коррекция асоциального поведения

Индивидуальная воспитательно-педагогическая программа - система управления обучением, воспитанием, развитием обучающегося в целях коррекции отклоняющегося поведения, социализации и развития личности конкретного школьника с асоциальным поведением.

Социально-психологическая служба – как инновационная форма работы с детьми асоциального поведения и их семьями.

Цель социально – психологической службы - создание условий для развития социально адаптированной личности учащегося

Специалисты социально-психологической службы работают с отдельной личностью, с отдельным ребенком, а если с группой, то небольшой, если с семьей, то с каждой в отдельности. Основное назначение службы – это психологическая и социальная защита ребенка, подростка, оказание ему психологической, социальной помощи, умение организовать его обучение, его реабилитацию и адаптацию в обществе.

Основные направления работы специалистов службы

  • восстановление ребенка как субъекта ведущей деятельности и общения в условиях обучения и воспитания.

Индивидуальное планирование работы с детьми асоциального поведения.

1. просвещение родителей, педагогов, учащихся (семинары для педагогов, учащихся; родительские собрания, классные часы, помощь в самообразовании педагогов)

2. консультирование (психологическое, правовое, профессиональное)

3. профилактика (правонарушений, безнадзорности и беспризорности; наркомании, табакокурения, алкоголизма)

4. развитие индивидуальных способностей учащихся (коррекционно-развивающие занятия для учащихся начальной школы; психологические игры и тренинги для учащихся среднего и старшего звена; помощь в выборе проведения досуга)

Задачи профилактической работы:

2. продолжить сотрудничество с субъектами профилактики с целью профилактики правонарушений, беспризорности, употребления ПАВ среди несовершеннолетних, профилактике экстремистских настроений в молодежной среде, профилактике терроризма;

3. продолжить работу по правовому всеобучу обучающихся и их родителей, работу по защите прав несовершеннолетних;

4. продолжить работу по пропаганде ЗОЖ;

5. проводить работу по включению детей и взрослых в процесс социального сотворчества, соц. инициативы, обеспечить общественное признание и поддержку семьям, хорошо воспитывающих своих детей.

Дети – это наша старость.
Правильное воспитание – это наша счастливая старость,
плохое воспитание – это будущее горе, это наши слезы,
это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.

  1. продолжить работу по формированию правовой культуры обучающихся, расширяя круг знаний о правах, обязанностях и ответственности за их несоблюдение, развитию у обучающихся гражданской и социальной ответственности;
  2. продолжить просветительскую работу для родителей на классных и общешкольных родительских собраниях, классных часах;
  3. с целью совершенствования работы педагогов с обучающимися, в том числе в направлении формирования правовой культуры, приглашать на заседания ШМО классных руководителей специалистов правопорядка.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Материалы работы Совета по профилактике правонарушений среди подростков

Материалы работы Совета по профилактике правонарушений среди подростков.


Программа по формированию законопослушного поведения несовершеннолетних

Программа законопослушного поведения несовершеннолетних.


Родительское собрание по теме "Роль семьи в предупреждении и профилактике правонарушений среди подростков"

Презентация для родительского собрания.

Система работы соц. педагога по профилактике правонарушений и формированию законопослушного поведения несовершеннолетних

Система работы соц. педагога по профилактике правонарушений и формированию законопослушного поведения несовершеннолетних.

Правовое воспитание является одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе. Воспитание п.


Доклад по теме: "Организация работы социального педагога по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних"

Приоритетным направлением в деятельности социального педагога является работа с детьми девиантного поведения, детьми группы "риска". С ними проводятся индивидуальные и групповые беседы.

Опыт работы социального педагога по профилактике правонарушений и формированию законопослушного поведения несовершеннолетних

Основные направления работы социального педагога по профилактике законопослушного поведения несовершеннолетних в школе.

Пропаганда (лат. propaganda – подлежащее распространению) — организованное и целенаправленное распространение идей, мнений, утверждений, и слухов через СМИ и по другим каналам общественной коммуникации

1. Образование и закрепление тех или иных желательных представлений, понятий, взглядов, привычек и убеждений и т.п.

2. Разрушение, подавление и изменение нежелательных представлений, понятий, убеждений и т.п.

Позитивная (конструктивная) пропаганда стремится довести до потребителя те или иные убеждения в доходчивой форме. Она осуществляется в интересах тех, кому адресована, а не ограниченного круга заинтересованных лиц. Позитивная пропаганда, в отличие от негативной, не преследует манипуляторных целей

Цель позитивной пропаганды — способствовать социальной гармонии, согласию, воспитанию людей в соответствии с общепринятыми ценностями. Позитивная пропаганда выполняет воспитательную и информационную функции в обществе.

Цель негативной пропаганды — разжигание социальной вражды, эскалация социальных конфликтов, обострение противоречий в обществе, пробуждение низменных инстинктов у людей и тому подобное.

Сама Природа пропаганды такова, что она достигает своей цели воздействуя, прежде всего, на эмоции людей Но очень важно, на какие именно эмоции она влияет.

Технология пропаганды

Манипуляция — это скрытый психологический прием, целью которого является заставить человека, вопреки его интересам, выполнить нужные вам действия. Немало важный фактор манипулирования — сделать так, что бы человек сам захотел это сделать.

Воздействие на человека негативных факторов производственной среды

. среды), как опасность. Опасность -- это свойство среды обитания человека, которое вызывает негативное действие на жизнь человека, приводя к отрицательным изменениям в состоянии его здоровья. Степень . и т.д.) Предельно допустимый уровень (ПДУ) -- это максимальное значение негативного (физического) фактора, который воздействуя на человека (изолированно или в сочетании с другими факторами) в течение .

С.Г. Кара-Мурза выделяет следующие признаки манипуляции:

1) манипуляция — это психологическое воздействие, а не физическое;

2) манипуляция — это скрытое воздействие;

3) манипуляция — это воздействие, которое требует высокого уровня мастерства и определённого багажа знаний.

Воздействие мифов на массовое сознание чрезвычайно велико. Мифология выступает в роли аргументов, усиливающих обычные высказывания. Содержание информационно-пропагандистских материалов, действуют на людей не извне, а как бы изнутри их мировоззрения, что облегчает процесс восприятия этого содержания.

Пропаганда в СМИ через миф направлена на ту систему базовых понятий, которые не могут измениться в одночасье, а способны эволюционировать лишь постепенно, под воздействием вновь получаемой информации, в которую виртуозно вплетен определенный миф.

Стереотипы – эта техника основана на использовании предубеждений аудитории путем навешивания ярлыков на объект пропаганды, которые вызывают у аудитории страх, ненависть, отвращение.

Например, рассказывая о другой стране или какой-либо социальной группе, манипулятор может акцентировать внимание на стереотипных чертах, которые ожидает читатель, даже если на самом деле они не являются типичными для целой страны или социальной группы (часто это бывает нечто анекдотичное, забавное).

Психологические особенности воздействия социальной рекламы

. и экономическую эффективность. Целью данной работы является: изучение психологических аспектов воздействия социальной рекламы. В соответствии с целью мною были поставлены задачи: 1) . на постиндустриальный тип развития, ориентированный на человека, на раскрытие его социальной сущности, на решение глобальных социальных проблем. Цель социальной рекламы заключается в изменении отношения общества .

В графической пропаганде (в том числе, на военных плакатах) это могут быть портреты врагов с какими-нибудь ярко выраженными стереотипными национальными чертами.

Оперируя им, пропаганде легче формировать представления и взгляды, поскольку тем самым она апеллирует к устойчивым психическим образованиям — к эмоциональному отношению на основе усвоенного знания . Стереотипы очень устойчивы. Стереотипы составляют основу мифов, на которых базируется любая идеология. Средства массовой информации в любом обществе с помощью метода стереотипизации внедряют в сознание читателей, слушателей, зрителей различные мифы и иллюзии. Для закрепления в сознании масс стереотипов пропаганда практикует многократное, настойчивое повторение одних и тех же слов, фраз, которые в конце концов становятся символами. Постоянное воспроизведение сфабрикованных стереотипов

Теории пропаганды

В качестве ключевых могут быть упомянуты теории пропаганды, созданные Г. Лассуэллом, У. Липпманом и Джон Дьюи.

Для идей Липпмана был также характерен скептицизм, свойственный изначальным воззрениям Лассуэлла. Он сомневался в том, что средний человек способен самостоятельно сориентироваться в окружающем мире и принять разумные решения относительно того, как следует поступать в той или иной ситуации. В качестве ключевых причин Липпман называл сложность окружающей обстановки, опасность определенных политических сил и недостаточность источников информации.

Он также разделял опасения по поводу деструктивного влияния пропаганды и полагал, что серьезность угрозы требует перестраивания политической системы — создания определенного органа или механизма, который осуществлял бы приемлемый, но строгий контроль над содержанием средств массовой информации.

Липпман предлагал, в частности, сформировать бюро расследований, в задачи которого входил бы анализ сведений, их перенаправление элитам для принятия решений, а также определение того, какую информацию следует и не следует знать людям.

Дж. Дьюи выступал с активной критикой идей, высказанных Г. Лассуэллом и У. Липпманом. Он категорически возражал против передачи контроля технократии, которая с помощью научных методов защищала бы людей от самих же себя. Напротив, считал он, люди сами могли бы защитить себя, если их научить нужным приемам обороны. Дьюи доказывал, что даже эле­ментарное образование поможет людям противостоять пропаганде. Он утвер­ждал, что газеты должны служить средством просвещения обще­ства. Главное место в них следует отводить идеям и философским рассуждениям, а не описаниям отдельных действий. Они должны обучать навыкам критического мышления и определять ход обсуж­дения общественностью важных вопросов. Однако его усилия со­здать подобную газету ни к чему не привели.

Мотивационная деятельность человека и формирование человеческих потребностей

. ситуацию, исходя из актуальных интересов и потребностей. Поэтому, сиюминутное поведение человека следует рассматривать не как реакцию на определенные внутренние или внешние стимулы, . эмоциональное проявление потребности человека в чем-либо, побуждение, еще не опосредованное сознательным целеполаганием. В отечественной психологии влечение рассматривается как этап формирования мотива поведения, т.е. .

Манипулирование общ.мнением.

Общественное мнение — форма массового сознания, в котором проявляется отношение (скрытое или явное) различных групп людей к событиям и процессам действительной жизни, затрагивающим их интересы и потребности. фактор при формировании общественного мнения — это интересы людей. В ходе развития общественное мнение проходит стадии возникновения, формирования и функционирования. Оно может формироваться как стихийно, так и сознательно. Этапы формирования общественного мнения:

1. зарождение индивидуальных мнений,

2. обмен мнениями,

3. кристаллизация общей точки зрения из многих мнений (интеграция всех индивидов или их большинства вокруг единой точки зрения, которая сформировалась в процессе обсуждения на основе совпадающих оценочных мнений.)

На процесс формирования общественного мнения оказывает множество различных факторов. Несомненно, самым важным аспектом формирования общественного мнения является СМИ. Средства массовой информации очень сильно воздействуют на точку зрения человека, так же это наиболее эффективное средство влияния на эмоции

В сфере социальных отношений в зависимости от предметной сферы исследователи выделяют

1. Экономическое манипулирование — это преднамеренное несоблюдение формальных или подразумевающихся договоренностей при безвыходном материальном положении объекта манипулирования, когда он готов согласиться на любую работу за ничтожное вознаграждение.

2. Политическое, Политические манипуляции осуществляются с использованием политических заявлений и обещаний, отличных от целей политиков с тем, чтобы, придя к власти, забыть о своих обещаниях. Информационное политическое манипулирование заключается в сознательном искажении реальной расстановки политических сил средствами массовой информации, а также в приукрашивании одних фактов и замалчивании других для превратного представления о политических лидерах, партиях и движениях.

3. Идеологическое, Идеологическая манипуляция — это формирование культурных штампов, стереотипов поведения, определенной, обычно аморальной системы ценностей в сфере общественных и личных идеалов. Идеологические манипуляции предполагают неискренность и фальшивость в сфере общественных и личных идеалов. Они могут строиться на фиктивном следовании существующим общественным идеалам либо путем создания новых идеологий, оправдывающих использование безнравственных и аморальных средств нереальными конечными целями.

Слухи как источник формирования общественного мнения

. общественного мнения, тем не менее, роль их в формировании последнего велика. Последствия воздействия слухов на общественное мнение: . поскольку слухи блокируют информационное воздействие на общественное мнение . неофициальной информации на общественное мнение. . Слухи могут быть использованы как провокация, могут вызвать противоправные действия различных политических группировок экстремистского и .

4. Бюрократическое Бюрократические, или организационные манипуляции подразумевают любую псевдодеятельность административного или организационного характера: затягивание сроков решения вопросов, запутывание заявителя в лабиринте многочисленных инстанций и ответственных лиц; неисполнение управленческих функций и их подмена заведомо бесполезной, но внешне эффективной деятельностью; раздувание численности организации, требование лишней и ненужной документации.

5. и психологическое манипулирование. Психологические манипуляции в действительности являются простейшими и входят в состав всех вышеперечисленных. Любое манипулирование индивидуальным или коллективным сознанием обязательно учитывает особенности психического восприятия и устройства манипулируемых.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что приемов манипулирования много и не редко они исходят главным образом к психологическому корню. Большинство методов манипулирования делает акцент на примитивные и низменные чувства людей. При этом происходит своеобразная подмена идей, ценностей и целей манипулируемого на желания манипулятора.

Примеры похожих учебных работ

Формирование программы социальной адаптации пожилых людей

. социальный работник должен поспособствовать формированию у пожилых новых потребностей (это могут быть виды само деятельности, общение с кем-либо, потребление информации), . переходом в категорию пожилых людей, людей пенсионного возраста нередко коренным .

С точки зрения социологии, личностью является каждый человек, так как показывает .

. целей в жизни основных средств их достижения и приобретающих функцию регуляторов социального поведения человека. 9. Идентичность – социальное качество, которое является результатом сознательного и эмоционального отождествления индивида с .

Проблема формирования навыка социального общения умственно отсталых школьников в .

. источник информации, передатчик информации (шифратор), канал для передачи сигналов, приемник. Заключение Тема данного диплома была посвящена актуальной и все еще недостаточно изученной теме изучения формирования навыка социального общения .

3. Развитие социальной психологии в России

. социальной структуре общества. Раскрывая закономерности формирования общественной психологии, он исходил из материалистического принципа социальной . из главных психологических механизмов взаимодействия людей в толпе, по мнению Михайловского, выступает .

Социальная работа как профессиональный вид деятельности

. информацией, способствование включению различных институтов общества в деятельность социальных служб; 10.Рекламно-проiгагандастская функция — организация рекламы социальных услуг, пропаганда идей социальной защиты человека; . семьи, формирование .

Формирование и развитие морали

. Ранний юношеский возраст — начальный период становления социальных, политических, религиозных, культурных, экономических и других позиций человека. Особенности формирования мировоззрения у старших школьников в современных условиях. Отсутствие .

Гост

ГОСТ

Пропаганда – это распространение политических, художественных, философских, научных и других идей и взглядов с целью внедрения их в сознание масс населения.

Функции современной пропаганды

Современная теория пропаганды выделяет несколько ее функций, реализуемых в СМИ:

  • Информирующая функция;
  • Функция алгоритмизации поведения членов общества;
  • Коммуникативная функция.

В рамках информирующей функции обеспечивается право граждан на информацию, которая необходима для создания и поддержания устойчивого развития общества. Эта функция подразумевает изменение у аудитории структуры понятий. Информирование членов общества – один из ключевых факторов изменения сознания представителей общества. Именно сознание определяет поведение человека в той или иной политической ситуации.

Алгоритмизация поведения может быть реализована полностью или частично, опираясь на алгоритм, представленный в СМИ. Например, данная функция ярко проявляется в процессе воспитания общества, создания в нем требуемого настроя.

Функция воспитания меняет установки граждан, направляет их в соответствии с концепцией СМИ. Важнейшими факторами изменения поведения человека в обществе являются ценностные ориентации, установки и знания. Они реализуются в идеологическом, моральном, художественном аспекте, играют роль тормоза или ускорителя процесса наращивания знаний об определенном объекте реальной действительности. Это обеспечивает изменение личностных характеристик – психологических, моральных, физиологических установок. Этот эффект достигается путем переключения внимания, отвлеченности или создания ситуации для выхода негативных эмоций членов общества.

Коммуникативная функция выражается в установлении и поддержании связей между структурами общества, в организации обратной связи в ходе осуществления пропаганды. Главным средством современной пропаганды является деятельность СМИ, когда телевидение, радио и Интернет выступают в роли манипуляторов.

Готовые работы на аналогичную тему

Массовое сознание в своей основе иррационально, оно опирается на воздействие влечений и импульсов, скрытых от его понимания и отображаемых в его сознании впоследствии как система ценностей. Часто объект воздействия пропаганды не может осмыслить причину сделанного выбора, но выбор при этом им воспринимается как осознанный. Объект манипулирования уверен, что сделанный выбор – безошибочен и является единственно правильным. Поэтому пропаганда мыслится как планомерное применение ценностных качеств личности и внутренних мотивов. Результатом грамотно проведенной пропаганды является автоматизация инстинктивного выбора.

Методы пропаганды

Всего существует более пятидесяти методов пропаганды. Ниже рассмотрены основные из них.

Одним из наиболее эффективных методов пропаганды является анонимный авторитет. При использовании этого метода имя авторитета не сообщается. Однако может осуществляться цитирование оценок экспертов, документов, свидетельских отчетов и т.д., необходимых для придания большей убедительности. Ссылки на авторитет придают информации вес и солидность в глазах обывателя.

Еще один эффективный метод – апелляция к большинству. Этот метод основан на убеждении, что если все считают так, значит, это верно. Сюда же можно отнести и апелляцию к традиции – если так принято с древнейших времен, значит это верно, и апелляцию к авторитету – если мнение принадлежит авторитету, значит оно верное.

Апеллирование к предрассудкам аудитории используется тогда, когда возникает необходимость придать убедительность своей точке зрения в связи с ее моральной ценностью. Нередко используется обратный механизм, когда оппозиционная точка зрения опровергается через утверждение ее аморальности.

Еще один метод пропаганды – атака любовью. Используется эта технология в тех случаях, когда нужно кого-то привлечь на сторону общественного движения или идеологи. Когда человек становится частью этой группы, остальные участники его плотно окружают вниманием, и человек теряет возможность встретиться с прежним кругом общения. Это может выражаться в форме постоянных собраний или других видов деятельности, полностью занимающих досуг нового участника, при этом не позволяя ему вернуться на прежнюю позицию.

Эффект Барнума означает, что расплывчатость характеристики не вызывает сомнения в ее справедливости.

Для адаптации к информации негативного содержания, вызывающего отрицание, используется метод будничного рассказа. Например, если необходимо приручить людей к убийствам, насилию, всякого рода злодеяниям, ведущий со спокойным лицом, ровным голосом, буднично сообщает о самых тяжких преступлениях. Всего через несколько недель подобной обработки общество перестает реагировать на такую информацию.

В современной пропаганде активно используется метод дезинформации. Дезинформация – это введение в заблуждение при помощи предоставления неполной информации, либо полной, не уже неактуальной информации, искажения ее части, искажения контекста для того, чтобы подтолкнуть аудиторию к нужным манипулятору действиям.

В том случае, когда необходимо вызвать негативную реакцию к явлению, либо снизить актуальность используется метод забалтывания. Он позволяет успешно бороться с противником, неуместно и непрерывно говоря о его необыкновенных способностях и постоянно восхваляя его. Это быстро всем надоедает, и имя этого человека начинает вызывать раздражение. Кроме того, данный метод часто используется для создания информационного шума, когда за бесконечным потоком второстепенной информации нужно скрыть главную проблему или важное событие.

Это лишь некоторые, наиболее популярные методы современной пропаганды. Кроме перечисленных, используются такие методы, как:

Читайте также: