Доклад профессиональное развитие педагога

Обновлено: 18.05.2024

Постоянно изменяются не только содержание знаний и их объем, но и сами образовательные технологии также не стоят на месте. Поэтому современный педагог должен быть всегда в курсе всех новых и интересных методик в сфере преподавания и уметь использовать их в своей работе.

Как показывает практика, любые реформы, нововведения и инновации в системе образования не смогут дать ожидаемого эффекта, если педагог, от которого в конечном счете и зависит их реализация, не обладает достаточным набором необходимых компетенций и уровнем профессионализма.

Поэтому учитель сегодня должен быть не только всесторонне развитой личностью с богатым внутренним миром, но и профессионалом, который постоянно стремится к самосовершенствованию.

Компетентность – это наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области. Компетентность – это качество человека, обладающего знаниями в какой-либо области и мнение которого является авторитетным [5].

Таким образом, если мы называем педагога профессионально компетентным, это значит, что он осуществляет свою деятельность на достаточно высоком уровне и демонстрирует стабильные положительные результаты. Основу его деятельности в первую очередь составляют сформированные педагогические компетенции: предметная, методическая, психолого-педагогическая, дифференциально-психологическая.

От профессиональной подготовки современных педагогов напрямую зависит и качество современного образования. Требования, предъявляемые сегодня обществом и социальным заказом родителей и будущих работодателей к современному выпускнику, очень высоки. Основные характеристики, которым должен соответствовать выпускник современной школы, прописаны в новом федеральном образовательном стандарте. Приведем в качестве примера некоторые из них.

Нынешний выпускник – это человек креативный и критически мыслящий, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества;

  • владеющий основами научных методов познания окружающего мира;
  • мотивированный на творчество и инновационную деятельность;
  • готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность;
  • уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;
  • осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни;
  • подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества;
  • мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни [7].

Мир профессий сегодня также не стоит на месте. Постоянно наполняются новым содержанием не только уже известные нам виды профессиональной деятельности, но появляются и абсолютно новые виды профессий.

По расчетам специалистов Министерства труда и социального развития к 2030 году исчезнут 57 профессий и появятся 186 новых, таких, как конструктор новых металлов, экоаудитор, метеоэнергетик, молекулярный диетолог, IT-медик, инфорстилист, биоэтик, проектировщик личной безопасности, архитектор живых систем, клинический биоинформатик, IT-генетик [2].

В таких условиях сегодняшний выпускник школы должен быть готов к тому, что ему придется постоянно переучиваться на протяжении всей жизни. А освоение новых профессий без высококвалифицированных педагогических кадров будет невозможно.

Однако профессия педагога имеет свою особенность: учитель работает с человеком, а значит, его собственная личность является мощным рабочим инструментом. И чем совершеннее этот инструмент, тем успешнее профессиональный результат. Именно в педагогической профессии личностный рост является непременным условием достижения профессионализма.

Какие же механизмы могут организовать деятельность педагога, направленную на развитие профессиональных педагогических компетенций?

Прежде всего, это грамотно выстроенная система методической работы в образовательном учреждении. При этом первоначальное выявление уровня профессиональной компетентности учителя через диагностирование, тестирование и пр. позволит определить пути совершенствования профессиональных навыков педагога. С первой минуты появления молодого педагога в школе необходимо предусмотреть помощь педагогов-наставников на этапах разработки учебных занятий, индивидуальные консультации, посещение учебных занятий, помощь в выстраивании корректных взаимоотношений с обучающимися, родителями и коллегами. Далее необходимо определить те самые механизмы развития профессионализма учителя. В рамках методической системы образовательного учреждения и муниципалитета предусмотрены различные мероприятия, позволяющие учителям изучить передовой педагогический опыт, представить свои разработки, посетить учебные занятия. Кроме этого, как правило, педагоги школы – это активные участники профессиональных сетевых сообществ. Организуемые и проводимые на различных площадках города тематические педагогические советы, конференции, круглые столы, мастер-классы, семинары-практикумы, предметные мероприятия, курсы повышения квалификации стимулируют рост учителя в профессии.

Не последнюю роль здесь играет и система материального стимулирования профессиональных успехов педагогических работников.

Один из действенных механизмов повышения профессиональной компетентности педагога – это самообразование учителя. Сегодня используются самые разнообразные формы организации самообразования педагога: получение высшего образования или второй специальности, профессиональная переподготовка, непрерывное повышение квалификации, работа по индивидуальной образовательной траектории.

Если педагог постоянно находится в поиске новых знаний, занимается саморазвитием, то результаты обязательно себя проявят и положительно отразятся на образовательном процессе.

Но каждая деятельность бессмысленна, если в результате нее не создается некий продукт или нет каких-либо достижений. Так и в личном плане самообразования учителя обязательно прописывается список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Например, повышение качества успеваемости, разработка методических пособий, статей, доклады, выступления на мероприятиях различного уровня, разработка дидактических материалов и пр.

Трудно переоценить роль самообразования в развитии педагогических компетенций учителя. Это, прежде всего, повышение качества преподавания предмета, готовность к педагогическому творчеству, профессиональный и карьерный рост, создание имиджа современного учителя-новатора, учителя-мастера, учителя-наставника, соответствие учителя требованиям общества и государства.

В заключение хотелось бы сказать, что развитие профессиональных педагогических компетенций – это фундаментальное условие, непосредственно влияющее на качество образовательного процесса. Современный учитель – это человек, способный интересоваться всем тем, что его окружает, это профессионал, мастерство которого определяется уровнем его профессионализма и саморазвития. Современный учитель должен стремиться к успеху. А успешный учитель обязательно воспитает успешного ученика.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Утверждение К.Д.Ушинского о том, что учитель живет до тех пор, пока учится, в современных условиях приобретает особое значение. Педагог, ориентированный на профессиональный рост, стремиться заявить о себе широкой общественности с целью повышения педагогического мастерства и распространения опыта своей работы. Конкурсы профессионального мастерства помогают реализовать эти задачи, стоящие перед творческим педагогом.

Торжественная церемония открытия конкурса состоялась в Торбеевской средней общеобразовательной школе №1 Ведущими и организаторами конкурса были учителя и учащиеся средней общеобразовательной школы .

Конкурс начался с приветственных слов начальника управления образования администрации Торбеевского муниципального района Алявиной Г.С

22 марта жюри объявило финалистов конкурса. Финалисты получили задание: подготовить мастер-класс.

Участие в этом этапе конкурса "Учитель года - 2012" сильно повлиял на мое становление как учителя. Это важно, когда стаж работы всего лишь 11 неполных лет. Я не сразу это осознала, но здесь приобретаешь тот неоценимый опыт, который можно получить только в конкурсных состязаниях. Мы учились друг у друга, на ошибках и достоинствах. Огромную поддержку при подготовки к конкурсу оказали : методисты районного отдела образования, особенно хочу отметь Половникову Е.И., Ярину И.Я., районного методиста по родному языку Зюзина Г.П.,учителя из своей школы, а так же те учителя, которые сами были участниками конкурса. Огромное спасибо.

Для меня участие в конкурсе – это вдохновение, шанс получить новые творческие идеи. Я могу и хочу поделиться тем, что умею, и взять то, чем не владею. Естественно, каждый стремится показать свои лучшие профессиональные качества, наработанный опыт. Проигравших в этом конкурсе нет и быть не может, потому что мудрость учителя в том, что он умеет радоваться успеху коллег, почерпнуть новое у молодых преподавателей, обменяться опытом с уже состоявшимися учителями и понять, что победа одного – это победа всего педагогического общества, новая ступень в развитии российского учительства. Могу с полной уверенностью заявить, что конкурс "Учитель года" необходим для педагогов России. Ведь только в конкурсном движении рождаются великие люди.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Постоянное размышление, оценка и анализ учителей своей собственной практики являются необходимыми элементами их профессионального развития, поскольку они могут помочь им в построении новых теорий преподавания и улучшении их успеваемости. Действительно, критическое отношение к опыту преподавания и мотивация к изменениям и улучшениям имеют важное значение для профессионального развития учителей.

Стать профессионалом в своей работе – значит быть максимально адаптивным. Современные учителя должны быть не только экспертами в своей работе, но и иметь адаптивные способности, как к нововведениям, так и к потребностям своих учеников.

Профессиональное развитие учителя - непрерывный процесс, который имеет несколько взаимодополняющих составляющих, это - педагогические навыки, педагогическая теория, профессиональные навыки.

Под педагогическими навыками понимают теорию обучения и практику в различных техниках, подходы и стратегии, которые помогут учителям планировать и организовывать собственную деятельность.

Педагогическая теория включает философскую, социологическую и психологическую позиции, которые позволяют учителям иметь прочную основу для практики преподавания в классе.

Профессиональные навыки – это методы, стратегии и подходы, помогающие учителям работать над развитием профессии. Они включают в себя навыки межличностного общения, навыки консультирования, навыки работы с компьютером, поиск информации, навыки управления и, прежде всего, навыки к обучению (развитию) на протяжении всей жизни. Следует сказать, что личное развитие (саморазвитие) учителя также в определенной степени отражается на уровне его профессионализма.

Личное развитие (саморазвитие) - это обладание личными сильными сторонами и характеристиками, которые помогают учителям определять и осмысливать свою педагогическую практику и самих себя как личности. Это происходит за счет развития необходимых жизненных навыков, которые могут помочь им расти в своей профессии и за ее пределами.

Организованность, решение проблем, вовлечение учеников и забота о них - одни из ключевых жизненных навыков, которые необходимы учителям в этой профессии.

Профессиональное развитие, также называемое профессиональным обучением учителей, уже занимающихся профессиональной практикой, представляет собой процесс развития необходимой базы знаний и навыков, необходимых учителям для эффективного выполнения своей роли.

Профессиональное развитие и обучение - не синонимы. Профессиональное обучение учителя - это не только изучение новых теоретических идей и предложений по обучению, но и их опробование и изучение того, как сделать их более эффективными в контексте их преподавания.

Профессиональное развитие включает обучение, но при этом подчеркивает, что учителя лучше осведомлены о контекстах своего обучения и о том, как применять такие практические навыки в этих контекстах. Это связано с тем, что преподавание - сложная работа, которая требует от учителя большей гибкости и творческого подхода, чтобы успешно справляться с неожиданностями и удовлетворять потребности разных учеников в каждом классе.

Следовательно, эффективное профессиональное развитие должно побуждать учителей экспериментировать с новыми идеями или инструментами в контексте их преподавания, размышлять о том, как они влияют на обучение своих учеников, принимать дальнейшие решения для достижения намеченных целей и делиться своим опытом. Его элементы должны включать в себя сеансы рефлексивного обсуждения, основанные на предыдущем и текущем опыте в классе, совместное обучение, рефлексивные дневники / журналы или портфолио, а также мероприятия под руководством учителя, которые предоставляют множество возможностей для выбора учителей, самостоятельности и активного обучения.

В настоящее время для эффективного профессионального роста учителей есть все условия. Многие колледжи и университеты, которые дают учителям возможность получить новые знания без отрыва от работы.

При университетах и на сайтах образовательных порталов педагог может в удобное для него время пройти курсы повышения квалификации, курсы переподготовки, прослушать веб-семинары по самым разным темам, изучить актуальную информацию и публикации по своей специальности/предмету.

Отмечу, что кроме запланированных программ, направленных на удовлетворение потребности педагога в профессиональном развитии (формальное профессиональное развитие), профессиональное развитие может происходить и по личной инициативе учителя (неформально).

Итак, профессиональное развитие учителя – сложный процесс, который происходит, когда проявляются все аспекты развития: личное, профессиональное и социальное развитие. Это объяснимо тем, что все, что воздействует на мозг отражается на эмоциях.

Положительные эмоции (мотивация) повышают вовлеченность в учебную деятельность. Качественные знания и понимание имеют первостепенное значение для познания. Кроме того, решающее значение имеет социальный характер обучения, поскольку этот процесс активно строится через социальное взаимодействие и переговоры с другими.

Примечательно, что все составляющие развития учителя взаимосвязаны - каждый аспект развития зависит от других аспектов. Например, учитель, который не может управлять своими эмоциями, вряд ли сможет эффективно контролировать или управлять своим классом, а значит и качественно взаимодействовать со своими учениками. Поэтому, все обозначенные типы развития являются предполагаемым результатом любого намерения и программ повышения квалификации учителя.

Следовательно, профессиональное развитие учителя должно быть страстью, заботой и инициативой каждого учителя.

Современный учитель должен любить и понимать своего ученика, должен быть наблюдательным и требовательным, должен обладать коммуникативными, конструктивными способностями, должен уметь делать учебный материал доступным для учащихся, быть творческим, способным организовать детский коллектив. Список личностных свойств учителя весьма значителен среди них такие как: выдержка и самообладание, гибкость поведения, гражданственность, гуманность, дисциплинированность, добросовестность, идейная убеждённость, инициативность, искренность, порядочность, стремление к самосовершенствованию и др. Все эти способности и качества в совокупности и составляют собой уникальную, своеобразную личность учителя. Гармония в структуре личности учителя достигается не на основе равномерного и пропорционального развития всех качеств, а прежде всего за счёт максимального развития тех способностей, которые создают преобладающую направленность его личности, придающую смысл всей жизни и деятельности педагога.

Реализация современной политики в образовании невозможна без педагога, владеющего высоким профессионализмом, творческим потенциалом, занимающего ведущие интеллектуальные позиции в обществе.

Учитель - профессионал - этот вопрос всегда волновал детей и их родителей, так как хорошее образование является одной из значимых духовных ценностей современного общества.

Педагогический профессионализм определяется через понятие "педагогическое мастерство", которое может рассматриваться и как идеал педагогической деятельности, побуждающий педагогов к самосовершенствованию, и как эталон, содержащий оценку эффективности педагогического труда.

Педагогическое мастерство зачастую воспринимается как важнейшее профессиональное качество личности учителя и воспитателя.

Одним из важнейших критериев педагогического мастерства в современной педагогике считается результативность работы учителя, проявляющаяся в стопроцентной успеваемости школьников и таком же (стопроцентном) их интересе к предмету, то есть педагог - мастер, если умеет учить всех без исключения детей. Профессионализм педагога наиболее ярко проявляется в хороших результатах тех учеников, которых принято считать не желающими, не умеющими, не способными учиться.

Личность педагога в традиционной системе обучения:

Более всего при подготовке к урокам учитель озабочен поиском наиболее эффективных вариантов изложения нового материала и сопровождающей рассказ наглядности.

При этом преподнесение учащимся информации, определенной рамками программы, практически всегда происходит в форме монолога учителя. В связи с этим в учебном процессе возникает много проблем. Главными из них являются: низкий уровень навыков общения, невозможность получить развернутый ответ ученика с его собственной оценкой рассматриваемого вопроса. Педагог идет в класс с готовым знанием, он пытается включить ученика в свою деятельность, подчинить своему режиму. В такой системе имеется несоответствие установок учителя и ученика, установки учителя ориентированы на социальный заказ, на безусловное, прохождение программ.

Еще Д.И. Менделеев предлагал преподавателю, стремящемуся вбить |в голову студента максимально возможный объем учебного материала, не забывать, что камин, доверху забитый дровами, не горит, а дымит.

2. Становление и развитие педагога

Первый уровень предполагает овладение профессиональными знаниями в течение двух лет и дает право каждому студенту, успешно отучившемуся в первые два года, перейти на следующий уровень. Второй уровень также рассчитан на два года обучения и предусматривает профессиональную подготовку по одному из предметных направлений. Лицам, получившим базовое высшее педагогическое образование и сдавшим государственные экзамены, выдается диплом бакалавра. Для получения квалификации специалиста на основе базового высшего педагогического образования на третьем уровне студенту необходимо в течение года освоить профессиональные программы, сдать государственные экзамены и защитить выпускную работу. После этого он получает квалификационный сертификат по одной или двум педагогическим специальностям.

Полное высшее педагогическое образование основывается на базовом и представляет собой развитие и дифференциацию профессиональных и образовательных программ по направлениям специализации. Основная цель данной ступени - подготовка педагога-исследователя, ориентированного на дальнейшую научно-методическую работу. Лицам, получившим полное педагогическое образование, выдается диплом магистра по конкретному направлению науки, предоставляющий право осуществлять профессиональную деятельность в любых типах образовательных учреждений (школах, лицеях, гимназиях, колледжах, вузах).

В государственных стандартах выделен обязательный минимум содержания высшего педагогического образования, который состоит из общекультурного, психолого- педагогического и предметного взаимосвязанных блоков. Общекультурный, составляющий 25% учебного времени, призван обеспечить формирование и развитие мировоззрения учителя, расширить его общее образование. Психолого- педагогический (18% учебного времени) направлен на профессиональное образование учителя, формирование и развитие педагогических умений, развитие его творческой индивидуальности. Предметный (57% учебного времени) ориентирован на освоение содержания конкретного научного знания как составной части общечеловеческой культуры, как средства развития личности учащихся и общения с ними.

Существует различное понимание роли учителя: одни видят в нем простого преподавателя конкретного учебного предмета, другие - педагога, воспитателя и наставника молодежи, человека, способствующего становлению личности ученика. Самообразование в широком
смысле слова - это совершенствование своих знаний и умений в различных областях действительности, а в узком - совершенствование специальных знаний и умений в конкретной сфере деятельности. Содержание самообразования должно соответствовать профессиональному уровню педагога, его интересам и склонностям. Главным условием педагогического самообразования является самоконтроль. Приступая к педагогическому самообразованию, учитель должен хорошо изучить себя, оценить свои возможности, организовать объективный самоконтроль на каждом этапе деятельности.

Профессионализм учителя включает в себя и ряд личностных качеств, так как моральные, нравственные аспекты общения с учащимися имеют огромное значение не только в воспитательной работе, но и в освоении учебных предметов. Следовательно, учитель-профессионал должен не только знать основы этики, но и уметь им следовать. Начинающему педагогу предлагается оценить свои личностные и профессиональные качества и сопоставить их с мнением экспертов (методиста, завуча), опираясь на следующие критерии: литературная начитанность, культура, эрудиция; уважение к личности ученика, умение наладить духовный контакт с ним; методическое мастерство; культура устной и письменной речи; эстетический вкус; артистические данные; профессионально значимые личные качества.

После этого ему предлагается определить, какие качества своей личности он считает профессионально значимыми, и обозначить свой уровень развития как: достаточный, вполне достаточный, требующий совершенствования. В совокупности эти данные помогут педагогу составить профессиональный автопортрет, понять свои сильные и слабые стороны и наметить пути самосовершенствования и самообразования, наиболее важными формами которого являются: работа с книгой, практические семинары, открытые уроки, научно- практическая исследовательская работа. Каждая из этих форм имеет свою специфику и особенности, но все они требуют от педагога творческого подхода и совместной с коллегами деятельности.

Самовоспитание начинается с момента появления плана - программы изменения своей личности. В процессе профессионального самовоспитания педагога могут быть использованы различные приемы, среди них выделяются три группы:

Самоинформирование основывается на самопознании, так как без точного знания и оценки своей личности человек не может определить направление работы над собой. Самопознание основывается на умении критически оценивать мнение окружающих: администрации школы, коллег, школьного психолога, учеников и их родителей.

Самопобуждение к самовоспитанию зависит от уровня развития личности. Основными его формами являются самоодобрение, самоободрение и самоубеждение. Благодаря самоубеждению в сознании учителя формируются образы исходного и желаемого профессионально значимого качества личности. Учителя, которые определили программу самовоспитания, но испытывают затруднения в ее осуществлении, должны опираться на такие формы самоубеждения, как самоприказ и самопринуждение.

Выявляя способности учителей к саморазвитию, И. М. Курдюмова и Н. И. Калиниченко установили, что больше всего педагоги ценят уверенность в своих силах и интерес к работе. Среди препятствующих факторов чаще всего называют дефицит времени, состояние здоровья и ограниченные материальные средства [1, с. 65]. В процессе профессионального саморазвития учителю нередко приходится преодолевать внешние и внутренние барьеры, в частности, информационный. Педагог не всегда знает о том, чего недостает в его деятельности для получения более высоких результатов (знаний, умения видеть и решать психологические проблемы, способов самоорганизации, самоуправления). Существенным барьером является отсутствие знаний и навыков планирования и организации экспериментально-исследовательской деятельности. Будущие учителя, как правило, плохо представляют себе сильные и слабые стороны своей личности, не знают и не используют потенциальные возможности. Чаще всего попытки саморазвития направлены у них только на накопление знаний, а не на развитие качеств, необходимых для повседневной педагогической деятельности. Такого рода трудности могут существенно снизить мотивацию профессионального саморазвития.

Важным профессиональным качеством учителя является уверенность в себе. Как правило, студенты и начинающие учителя этим качеством в должной мере не обладают. Недостаточная уверенность в себе чаще всего проистекает из отсутствия профессионализма, низкого уровня компетентности, боязни выглядеть не так, как хотелось бы. Рассмотрим тактику развития этого качества (уверенности) у студента с повышенным самолюбием. Последовательность действий будет примерно такой: вначале - обнаружение фактора дискомфорта, фиксация в своем сознании состояния робости и скованности в процессе педагогического общения; далее - определение эмоционального отношения к нему, переживание его как неприятного.

Сейчас много говорят об индивидуальном подходе к ученику, но не об индивидуальном подходе к учителю. Часто его рассматривают как набор добродетелей, "имеются они у него на все 100% - отличный педагог, на 75% - хороший, на 50% - посредственный, ниже 50% - плохой" [5, с. 214]. Но ведь всякий учитель - личность со своими достоинствами и недостатками, поэтому важно знать: в чем сила и слабость каждого из них.

Важным показателем уровня профессионализма учителя является развитость его творческих качеств, творческой индивидуальности, умение быть не просто исполнителем, а субъектом деятельности. Исследования признаков, общих для педагогов, проявляющих качества творческой индивидуальности, показывают, что их объединяет интерес к людям, им нравится наблюдать других, замечать уникальные способности, им свойственна широта увлечений. Они проявляют искренний интерес к педагогической деятельности, строят свою работу, основываясь на особенностях детей, а не только на требованиях программы. Становление творческой индивидуальности педагога - достаточно длительный процесс, требующий выработки умения самостоятельно находить способы действия, влиять на поведение детей, нести ответственность за результаты обучения и воспитания.

Итак, индивидуальность и профессионализм - две неразделимые стороны личности педагога, одинаково важные для успешной деятельности. Было бы неверным готовить и оценивать педагога только по одному из этих качеств. Между тем, если профессиональные качества учителя хоть в какой-то мере формируются при подготовке в вузе и в практической деятельности, то становление его творческой индивидуальности протекает стихийно. Этот процесс еще не стал объектом внимания школ и педагогических вузов.

Виды деятельности педагога;

- особенности педагогической профессии;

- условия труда педагога;

- основные требования к профессии учителя;

- перспективы профессионального роста.

Все указанные личностные и профессиональные качества составляют модель "идеального" или приближенного к идеалу учителя. Эти качества сами по себе привлекательны в любом человеке, но для педагога они являются еще и профессионально значимыми. Путь к этому идеалу проходит через постоянную самооценку, преодоление своих слабостей и недостатков.

1. Курдюмова И. М., Калиниченко Н. И. Профессиональное развитие педагогов: опыт московской школы // Педагогика. 1998. N 3.

2. Шиян О. М. Аутопедагогическая компетентность учителя // Педагогика. 1999. N 1.


Профессиональное развитие педагога в системе дополнительного образования

Основы управления профессиональным развитием педагогов

  • Управление — это деятельность по созданию, освоению и использованию инноваций для развития образовательной организации (Лазарев В.С., Поташник М.М., Сластенин В.А.).
  • управление — это целенаправленное воздействие одной системы на другую, субъекта на объект, одного человека на другого или на группу с целью изменения последней (Афанасьев В.Г., Орлов А.А., Сунцов Н.С.). В этом определении эффективность рассматривается с позиции руководителя, который влияет, а управляемые являются пассивными исполнителями.
  • управление — это взаимодействие субъектов (В.Г. Афанасьев, П.И. Третьяков, Т.И. Шамова и др.). Это сложный, многогранный процесс, включающий взаимосвязанные и взаимозависимые изменения сторон, затрагивающий не только изменения управляемой стороны, но и изменения управляющей стороны.

Лидерство по развитию — это одна из концепций лидерства персонала в рамках гуманистического лидерства. Этот подход означает, что менеджмент должен быть сосредоточен на сотрудничестве, взаимозависимости, партнерстве (Базаров Т.Ю.). Управление профессиональным развитием учителей обеспечивает условия для формирования и развития их профессиональной компетентности.

Профессиональная компетентность учителя (от лат. competens — достаточный, способный, информированный) означает высокий уровень его подготовки, который определяется знанием стратегии продуктивной педагогической деятельности, взаимодействующих в ней структурных компонентов и критериев измерения степени продуктивности. Учитель, обладающий достаточными знаниями и опытом, — это тот, кто способен предвидеть возможные результаты, диагностировать их, анализировать педагогическую ситуацию и моделировать более эффективную систему действий в процессе достижения желаемых результатов, адаптировать собственные действия и обосновывать пути их дальнейшего совершенствования.

Профессиональное развитие педагога в современном образовании

  1. форма деятельности, свидетельствующая о сущностном единстве понятий деятельности и активности;
  2. деятельность, к которой было отдельное внутреннее отношение, в которой отражался индивидуальный опыт человека;
  3. личностно значимая деятельность: форма самовыражения, самоутверждения, как продукт активного и инициативного взаимодействия с социальной средой;
  4. деятельность, направленная на преобразование окружающего мира;
  5. на качество личности, личностное образование, проявляющееся во внутренней готовности к целенаправленному взаимодействию со средой, личными интересами, характеризующееся стремлением и волей к действию, целеустремленностью и настойчивостью, драйвом и инициативностью.

Определяя деятельность учителя начальной школы как особую форму деятельности, необходимо понимать ее отличия и особенности. Уровень активности педагога, его продолжительность, устойчивость и другие показатели от согласованности и оптимальности сочетаний зависят от характера связи уровней активности личности, когда она может приобретать оптимальный или субоптимальный характер. Например, поддерживать определенный уровень активности педагога можно двумя способами: путем перенапряжения всех сил, что приводит к утомлению и снижению активности, или путем эмоционально-мотивационного подкрепления (К.А. Абульханова-Лавская[1]).

Формирование личности человека происходит в значительной степени в процессе профессиональной деятельности и под ее влиянием.

Деятельность предъявляет требования к личности, выступает как стимул ее развития и условие формирования ее качеств, наиболее соответствующих конкретным формам поведения и деятельности.

Существуют компоненты эффективности педагогической деятельности — процессуальный, продуктивный и личностный, причем продуктивный компонент — это структура личности учителя (направленность, личностные особенности учителя).

В целом, в профессиональном развитии человека проявляются определенные противоречивые тенденции с разной степенью выраженности;

Противоречие между саморазвитием и самосохранением: саморазвитие требует интенсивно вкладывать все силы и ускорять профессиональный рост, а самосохранение диктует необходимость рассчитывать силы на весь марафон жизни;

Противостояние результатов работы и рабочих процессов (диспропорция между объективным результатом и его психологической ценой для человека).
В некоторых случаях наблюдается несоответствие профессиональных, социальных стандартов, норм труда индивидуальным нормам и критериям. Индивидуальные способности, притязания человека могут заставить его обогнать, превзойти или не считаться с принятыми в профессии нормами и активно бороться за свои индивидуальные стандарты и критерии эффективности труда;
Несогласованность в формировании различных видов компетентности (профессиональной, социальной, личностной, индивидуальной);
несогласованность темпов развития мотивационной и операционной сфер профессиональной деятельности (например, сочетание высокого профессионализма с отсутствием принципиальности).

Профессиональное становление и развитие

Повышение жизнестойкости в неблагоприятных условиях развития лежит в области оптимизации ценностно-смысловых ориентаций учителей.

Профессиональная подготовка — это лишь частный случай общего развития учителя на протяжении всего его жизненного пути. При анализе целостной картины личности профессионала часто считается, что периодизация его образования совпадает с этапами жизненного пути и, следовательно, строго ограничена во времени.

Профессиональное развитие начинается в момент проявления активности личности, выбора своей жизненной стратегии, построения жизненного пути и обычно рассматривается либо как процесс, либо как совокупность видов деятельности, которые могут осуществляться в трех основных формах: личностной, профессиональной и индивидуально-социальной:

Личностный — представляет собой разрушение старых способов и средств деятельности, стремление к новым смыслам, требующим нового уровня регуляции деятельности.

Профессиональный — характеризует стремление к сохранению освоенных форм деятельности.

Индивидуально-социальный — происходит либо как регресс, либо как восхождение к личностной форме развития.

Профессиональное развитие человека зависит не только от совокупности исходных профессионально важных характеристик, но и определяется внутренней организацией. С его точки зрения, именно совокупность психологических качеств человека, а также набор физических, антропометрических, физиологических характеристик человека определяют успешность обучения и реальной деятельности. Конкретный перечень этих качеств для каждого вида деятельности специфичен по своему составу, необходимой степени выраженности, характеру связи между ними и определяется результатами психологического анализа деятельности и уровнем развития профессионализма.

В профессиональной деятельности нет стагнации. Профессиональное развитие определяется противоречиями: На стадии самовыражения происходит соотнесение своего поведения с мотивацией, которая его реализует. Основой профессионального развития является саморазвитие, которое определяет способность профессиональной педагогической личности превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования и управлять ее продолжительностью.

Профессиональное развитие учителя начальной школы характеризуется неравномерностью, гетерохронностью, многофакторностью и противоречивостью. Стремясь к росту, учитель постоянно меняется и остается в действии жизни. Когда учитель замедляет свое движение, он уменьшает свой внутренний мир и свой успех в обществе.

Особенность взглядов на профессиональное развитие заключается в том, что центральной ценностью является уникальность личности профессионала в индивидуальном наполнении профессионально важных и профессионально значимых качеств.

Учитывая динамику освоения этапов адаптации, становления и стагнации педагога, подробно изучается специфика проявления педагогической деятельности. Таким образом, на этапе профессиональной адаптации требования деятельности вступают в конфликт с личностными качествами, сформированными в процессе обучения, а на этапе профессионального становления возникает необходимость адаптации к внешним требованиям. На этапе профессиональной стагнации наблюдается снижение активности, нечувствительность к новизне.

Саморазвитие педагога

Здесь личностное и профессиональное саморазвитие учителя рассматривается как внутренний ориентир, направляющий деятельность учителя, в сочетании с ценностно-смысловыми компонентами структуры личности. На анализ факторов саморазвития личности учителя влияют социально-экономические условия, система повышения квалификации и участие учителей в инновационной деятельности по саморазвитию своей личности, что выражается в отношении к себе как к исполнителям. Переход на более высокий уровень развития профессионального самосознания — важнейшее условие творческой реализации собственных целей и ценностей, безграничный путь к профессиональному самосовершенствованию, принимаемый как осознание учителем себя в пространстве педагогического труда, в системе педагогического общения и собственной личности.

Дополнительная подготовка зрелых учителей является значимым фактором саморазвития на этапе взрослости, когда преобладают специальные мотивы, а на этапе зрелости — познавательные мотивы и мотивы творческого достижения.

В направлении профессионального саморазвития важно педагогическое творчество, которое предполагает формирование творческих способностей, оптимальную организацию рабочего времени. Оценка развития педагогического творчества учителей в системе повышения квалификации возможна при развитии следующих качеств и развитии личности:

Попробуем прояснить суть концепции развития в последипломном образовании. Развитие, достигаемое через последипломное образование. Она характеризуется тремя основными аспектами:

Развитие концептуальных структур учителя, формирование новых понятий при изучении нового содержания деятельности;

Развитие ценностно-смыслового отношения учителя к изучаемому предметному содержанию;

Развитие инструментальных способностей учителя к созданию и пониманию инноваций и оценке их эффективности [4]. В действительности развитие — это целостный, многоуровневый процесс, характеризующийся взаимным движением концепций, ценностей и технологий.

Таким образом, истоки и проявления профессионализма, объективно предопределенные и субъективно обусловленные природой жизни человека в различных аспектах профессиональной деятельности педагога.

Профессиональное развитие понимается как длительный, целостный процесс развития личности, имеющий значимые факторы жизненной установки, жизненной стратегии, баланса ресурсов, жизненных приоритетов, что позволяет выделить предпочитаемые смыслы как показатель осмысленного отношения к работе. Повышение жизнестойкости в неблагоприятных условиях развития лежит в сфере оптимизации ценностных ориентаций педагога.

Процесс проявления профессионализма объективно предопределен и субъективно обусловлен сущностью человеческой жизни в различных аспектах профессиональной деятельности учителя и связан с регулированием профессиональной деятельности.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Читайте также: