Доклад проблема детского чтения

Обновлено: 29.06.2024

Роль детского чтения ( как процесса освоения печатной культуры подрастающим поколением России) в экономическом и духовном развитии общества ещё не осознана как национальная проблема. Хотя именно сейчас проблемы чтения детей и подростков нарастают и требуют принятия целого ряда мер. Среди этих проблем, прежде всего надо отметить недостаточность знаний о чтении подрастающего поколения в масштабах страны, отсутствие организации, которая бы занималась фундаментальным изучением детского чтения и литературы для детей. В российской культуре до недавнего времени обучение чтению относили к начальному школьному периоду. В последнее время большое значение приобрела проблема обучения собственно чтению менно в период дошкольного детства. Также одной из актуальных проблем в современном российском обществе в настоящее время является то, что современные дети очень мало читают, предпочитая книгу просмотру телепередач, фильмов или играм в компьютерные игры.

Цель данной работы состоит в том, чтобы выявить и изучить проблемы современного детского чтения.

1.Проблемы детского чтения в России

Детское чтение – это не только задача педагогов по обучению детей элементарным навыкам чтения, это не только задача родителей заинтересовать ребенка какими-то художественными произведениями, это не только задача библиотекарей показать лучшие книги, дело обстоит гораздо сложнее. Чтение детей – это ключ к жизни в информационном обществе

Детское чтение выделено в структуре чтения по признаку возрастных особенностей читателей в периоды детства (6 – 9 лет), отрочества (10 – 11 лет), ранней юности (11 – 14 лет). Детям свойственны специфические мотивы и цели чтения, пути их реализации, процессы восприятия литературных произведений. В начале жизни чтение в значительно большей мере, чем в последующие периоды, – источник познания мира и себя.

Сегодня структуру детского чтения можно представить в виде следующих периодов:

Возраст 6-7 лет- преобладает эмоциональное отношение к книге, медленный переход от конкретного к понятному мышлению.

Отроческих период (10-11 лет) переход от детского возраста к подростковому- для этого возраста характерен переход от эмоционального восприятия к логическому. Обычно в это время начинает различаться чтение девочек и мальчиков.

11-14 лет- подростковый период в детском чтении.

14 лет и старше- переход к юношескому этапу развития личности. Сужается диапазон чтения, углубляется дифференциация читателей: одни читают меньше, другие более активно, различаются мотивы и круг чтения, оценки прочитанного.

В целом специфика детского чтения отчётливо выражена у детей от 6 (и ранее) до 12 лет. Именно в эти годы более всего читается детская литература, что определяет типологию и структуру детской библиотеки.

Содержание, структура детского чтения определяется социально-культурными влияниями среды и процессом развития ребенка.

Детское чтение дифференцируется на учебное.Чтение художественных и научно-познавательных книг различается по мотивам, целям, способам чтения. тВ структуре детского чтения различают также родную и инонациональную литературу, вводящую ребёнка в реалии своего народа, общества, государства, и в инонациональную культуру.

В культуре России содержание детского чтения и воспитание детей рассматривалось взаимосвязано. Например, считалось, что чрезмерное увлечение сказками, мистикой плохо влияет на психику ребёнка отвлекает от реальности. В современное время это представление приводило к ограничению жанров. Вместе с тем, бытовало мнение, что классическая литература должна входить в детское чтение как можно раньше.

В современном обществе, к сожалению, существуют проблемы детского чтения. Над данной проблемой сегодня работают специалисты разных областей: библиотекари, учителя, психологи, преподаватели высшей школы и т.д. Как утверждают ученые фундамент проблемы состоит не в том, что книг нет, и дело не в том, что дети не хотят читать, а в том, что их плохо учат читать. То есть у ребёнка не формируется адекватный, навык чтения.

Ученые,исследовав причины потери интереса современных детей к чтению выявили три основные причины:

плохое обучение ребёнка чтению;

не поддержание интереса ребёнка к чтению;

Также специалисты вывели тот, факт, что дети стали намного меньше читать, а респонденты указали причины этого явления:

слишком много отвлекающих моментов (Интернет, телевидение, компьютерные игры);

не хватает свободного времени;

нет хорошего учителя.

Последний фактор проблемы детского чтения в России, как отмечают– воспитание в семье. Когда родители с книгой, то и дети тоже читают. А когда родители возмущаются, что дети не читают, но при этом сами не читают, то не стоит удивляться тому, что их дети тоже не будут читать.

Сегодня меняется не только процесс чтения детьми печатной продукции, меняются все характеристики чтения в целом. И, самое главное- меняется характер и отношение детей и подростков ко всему комплексу медиа – книгам, периодике, телевидению, радио, а также к мультимедиа и Интернету

Таким образом, подведя итог по данной части работы, можно сказать следующее: чтение – это действенный духовный труд, но это не значит, что российский ребёнок исключён сегодня из этого духовного труда. Но проблемы, действительно, существуют. Чтение – это главное умение человека в жизни, без которого он не может постичь окружающий мир.

На современном этапе проблемы детского чтения можно решить только всеобщими усилиями педагогов, библиотекарей, родителей, но важна также и роль государства при поддержке детского чтения,государство должно научить педагогов правильно учить чтению – по мнению.

Вторая задача государства- просветительская: объяснять родителям, что они могут, как они могут, и как лучше воспитать в ребёнке стремление к чтению.

И третья задача, если в этом есть необходимость, – поддерживать современных писателей, пишущих для детей.

2. Круг чтения современных детей.

Сначала слудует сказать о жанрово-тематических предпочтениях . Ответ на вопрос, какие жанры больше всего любят современные дети найдены в материалах Всероссийского исследования 2001–2002 годов . Методика анкетирования проста, и её с успехом может повторить любой учитель. Детям (в возрасте от 6 до 15 лет, выборка — 1509 респондентов из 21 города и 38 посёлков, сёл, деревень) было предложено выбрать любое количество из “готовых” вариантов ответа на вопрос: “Какие книги ты любишь читать?” Например: сказки, стихи, фантастика, о путешествиях, комиксы и тому подобное (всего было предложено 23 варианта выбора).

Результаты данного опроса представлены в следующей таблице

Цифры дают возможность увидеть не только жанрово-тематические предпочтения, но и изменения, произошедшие в детском чтенииэВ анкетах 2001–2002 годов значительно реже по сравнению с 1998 годом упоминаются такие темы и жанры, как “о природе и животных”, “фантастика” (более чем вдвое!), “детективы” (втрое!), “о сверстниках”, “весёлые книги”. Классика, как водится, заняла одну из последних строк таблицы, за ней идут только “книги о войне”.

Но вернёмся к кругу чтения. В целом можно констатировать, что он достаточно традиционен. Дети читают то, что им рекомендуют. Так что и этот опрос, несмотря на всю его масштабность, ещё не говорит о том, что названные авторы входят в круг реального чтения детей. Скорее, как считают эксперты, список свидетельствует о широкой литературной осведомлённости современных школьников. А сам выбор — это сочетание целого ряда факторов: книга недавно прочитана, учительница о ней говорила, на день рождения подарили, на красивой выставке в библиотеке стояла и др. В общем, выбирают по принципу “что вижу и слышу, то и читаю”.

Вообще же, считают некоторые исследователи, определить круг детского чтения представляется невозможным. С одной стороны, ребёнок не имеет экономической возможности выбора и чаще всего читает книжки, которые ему кто-то дал. С другой стороны, дети всегда читают не то, что хотели бы видеть в их руках родители. Эта ситуация несовпадения какому-либо подсчёту практически не поддаётся ..

Детское чтение – педагогически направляемый процесс приобщения детей и подростков к литературе, целью которого является воспитание любви к книге, умения правильно и глубоко понимать прочитанное, что в конечном итоге приводит к развитию общей культуры ребенка, в том числе ее составляющей информационной.

Сегодня роль чтения детей в духовном и экономическом развитии общества ещё не в полной мере осознается как национальная проблема. Проблемы в чтении детей и подростков сегодня нарастают и требуют принятия целого комплекса мер. Среди таких проблем, прежде всего, недостаточность знаний о чтении детей и подростков в масштабе страны, отсутствие организаций, в функции которых входило бы фундаментальное изучение детского чтения и литературы для детей.

Сегодня неоспорима, роль семьи в формировании отношения к книге, чтению. Если чтение является важной частью жизни взрослых членов семьи, ребенок это улавливает и впитывает. Впечатления, полученные в детстве остаются на всю жизнь и реализуются детьми уже в собственной семье.

Похожие страницы:

Проблема детской одаренности

. какой-либо деятельностью (музыкой, рисованием, чтением, счетом и т.д.). В работах многих зарубежных и отечественных . существует. III. Оценка степени изученности проблемы Проблема детской одаренности достаточно широко изучена как .

Методика внеклассной работы по литературному чтению в начальных классах

. Приложения Введение Сейчас, когда детское чтение кричит СОС (его кризис . к этому виду деятельности. Защитить детское чтение – значит одновременно поддержать и литературу . людьми разных поколений. [16] Проблемы детского чтения начинаются, как известно, со .

Детская периодика и критика в истории детской литературы

Детская практическая психология (1)

. школьной утомляемости, динамику формирования письма и чтения, развитие произвольного поведения и интеллекта . возраста способствует решению профессиональной проблемы детских специалистов — проблемы практического психолого-педагогического сотрудничества .

Проблемы в обучении

. опыта работы французских учителей Проблема обучения чтению во многих странах остаётся . обучения чтению с использованием albums de jeunesse (богато иллюстрированных детских книг, . важно использовать не только рисунки детских художников и самих детей, но .

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выполнила: учитель русского языка и литературы Яницкая Л.П.

Глубокий глобальный кризис, поразивший все важнейшие сферы духовной жизни человека - культуру, искусство, образование - носит затянувшийся характер и сказывается на переориентации потребностей человека, которые все чаще носят материальный характер и искаженно влияют на формирование личности. Ученые, педагоги, писатели, социологи бьют тревогу, считая, что хотя большая ответственность в сложившейся ситуации ложится на систему образования, в данной ситуации немаловажна роль и самообразования, которое должно занимать существенное место в становлении личности и ее духовного аспекта. Каждый индивид сам несет ответственность за то, какой личностью он является, за свой сознательный, душевный и духовный уровень, а значит должен сам повышать этот уровень, следить за его развитием, заниматься самообразованием и самосовершенствованием. В то же время любая личность, любой человек неотделим от семьи, в которой он родился и воспитывался, от общества, в котором он живет и продуктом которого является. Поэтому проблема, которая стоит за его духовным обнищанием, также является глобальной.

Одним из главных путей воспитания культуры личности человека в его активном приобщении к чтению, интерес к которому стремительно падает в наши дни в связи с засильем Интернета, телевидения и некачественной литературы. Социологи и психологи всего мира давно сошлись во мнении, что именно чтение развивает интеллект. Люди читающие быстрее схватывают целое, лучше и полнее выявляют противоречия и связь явлений, более адекватно оценивают ситуацию, быстрее анализируют информацию, находят и принимают правильные решения, имеют больший объем памяти, активное творческое воображение, точно и ясно формулируют и излагают свои суждения, более самостоятельны в них и в поведении. Иными словами, чтение формирует духовно зрелую, образованную и социально ценную личность.

Тема. Чтение в жизни школьника.

Актуальность темы заключается в том, что школьников мало интересует чтение. Они предпочитают проводить свое свободное время за вещами более интересными, по их мнению. Школьники должны как можно больше читать, т. к. именно книги развивают их интеллектуально и нравственно.

Проблема. Чтение школьников в современном обществе.

Гипотеза. Если мы разберёмся в роли чтения в жизни школьника, то сможем через рекомендации способствовать нравственному и интеллектуальному их развитию.

Цель. Изучение влияния чтения на развитие школьников.

1. Изучение литературных источников, материалов Интернет-ресурсов.

2. Изучение проблемы детского чтения в современном обществе.

3. Проведение анкетирования среди школьников.

4. Проведение опроса библиотекаря школьной библиотеки о роли книги в жизни школьника.

5. Сделать вывод.

6. Разработать рекомендации по повышению роли чтения в жизни школьника.

Объект исследования: влияние чтения на развитие школьников.

Предмет исследования: читательские предпочтения школьников.

Методы исследования:

- Работа с литературой

Ожидаемые результаты:

- Определим воздействия чтения на развитие школьника.

Основная часть

1. Экономическая

2. Образовательная

3. Инновационная

Проведение анкетирования среди школьников.

Было проведено анкетирование среди учащихся МАОУ СОШ №1 им. Р.К. Холбана г.Агидель. В анкетировании участвовали ученики 8б класса, всего 22 ученика. (Приложение 1)

Проведение опроса библиотекаря школьной библиотеки Бадертдиновой Юзили Фанисовны о роли книги в жизни школьника.

На данном этапе мы обратились к библиотекарю

Вопрос: Как часто дети посещают школьную библиотеку?

Юзиля Фанисовна: Библиотеку посещают в основном на большой перемене школьники начальных классов. Им нравится смотреть яркие журналы, детские энциклопедии. Школьники же старших классов забегают в библиотеку лишь для того, чтобы взять необходимую книгу для уроков литературы.

Вопрос: Как часто пополняется фонд школьной библиотеки?

Юзиля Фанисовна: Наша библиотека подписывается на периодические издания, а поступают же к нам только новые учебники.

Вопрос: Какие жанры литературы дети предпочитают читать?

Юзиля Фанисовна: Младшие школьники любят читать, конечно же, сказки, дети среднего звена – энциклопедии, фантастику. Ну а старшеклассники, как я уже говорила, берут книги по школьной программе.

Вопрос: Как вы считаете, интерес к чтению у школьников снизился или же нет?

Юзиля Фанисовна: На этот вопрос мне трудно ответить, т. к. судя по картотекам, то да, интерес снизился. Но ведь появились другие альтернативы книгам – Интернет, электронные книги. Дети все чаще прибегают к помощи именно к этим источникам.

Рекомендации

Для воспитания грамотных детей необходимо зародить в них интерес к книгам и показать, что чтение — это не только способ учиться, но и удовольствие. Среди множества способов, какие можно использовать на уроках литературы для формирования читательского интереса, лучше всего подойдут нетрадиционные уроки литературы.

К примеру, я использую такие методы и приёмы:

‒ словесные (рассказ о биографии автора; беседа с наводящими вопросами о смысловой нагрузке произведения; дискуссия; комментированное чтение произведений);

‒ наглядные (показ ученикам портрета автора; таблица с периодами творчества; фотографии людей или мест, которые вдохновляли писателя; демонстрация кинофильмов по мотивам произведения)

‒ практические (учащиеся самостоятельно находят интересный материл об истории создания произведения или об интересных фактах из жизни писателя при подготовке к уроку; тестирование; творческие задания по личным впечатлениям от прочтения; тематический взаимоопрос учащихся; проектная работа).

Я в своей работе практикую летнее внеклассное чтение, это улучшает навыки чтения у детей и улучшает общую грамотность. Если несколько лет назад процент учеников, которые читают летом, был внушительным, то сейчас хорошо, если из класса найдется один или два ученика, которые выполнят мое задание.

Для себя я выбрала основные пути решения этой серьезной проблемы:

1.Чаще на уроках обращаться к словарям (изучать значение и происхождения слов).

3. Учить детей использовать в речи новые слова.

4. Орфографическое буквенное проговаривание слов по слогам.

5. Умение определять сильную и слабую позицию звука в словах.

6. Написание словарных диктантов, диктантов с пробелами и творческих работ.

7. Использование различных развивающих игр на уроках: кроссворды, шарады, ребусы, КВН, викторины.

8. Использование ИКТ.

9. Изучение пословиц, поговорок, крылатых слов.

Ø активная информационная PR-политика, направленная на популяризацию чтения (акции, конкурсы, реклама, статьи и сюжеты в СМИ);

Ø создание и формирование имиджа читающего человека PR-инструментами (равнение подростков на известных людей, пользующихся авторитетом, пропагандирующих чтение книг, повышение авторитета учителя в глазах школьников);

Ø проведение различных конкурсов на муниципальном и региональном уровне (конкурс чтецов, конкурс на лучшего читателя художественного произведения, книжных акций, литературных вечеров).

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.




МОСКОВСКОИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПЕЧАТИ

КАФЕДРА ПОЛИТОЛОГИИ И СОЦИОЛОГИИ
Работа по предмету Социология в книжном деле

Проблемы детского чтения
Студентка: Готовцева К.А.

Преподаватель: Чернова Н.В.
Москва 2011
Содержание
Введение…………………………………………………………….……3

1. Проблемы детского чтения в России………. ……..………………..4

2. Круг чтения современных детей……………………………………. 7

Библиографический список……………………………………………. 11
Введение
Роль детского чтения ( как процесса освоения печатной культуры подрастающим поколением России) в экономическом и духовном развитии общества ещё не осознана как национальная проблема. Хотя именно сейчас проблемы чтения детей и подростков нарастают и требуют принятия целого ряда мер. Среди этих проблем, прежде всего надо отметить недостаточность знаний о чтении подрастающего поколения в масштабах страны, отсутствие организации, которая бы занималась фундаментальным изучением детского чтения и литературы для детей. В российской культуре до недавнего времени обучение чтению относили к начальному школьному периоду. В последнее время большое значение приобрела проблема обучения собственно чтению менно в период дошкольного детства. Также одной из актуальных проблем в современном российском обществе в настоящее время является то, что современные дети очень мало читают, предпочитая книгу просмотру телепередач, фильмов или играм в компьютерные игры.

Цель данной работы состоит в том, чтобы выявить и изучить проблемы современного детского чтения.
1.Проблемы детского чтения в России

Детское чтение – это не только задача педагогов по обучению детей элементарным навыкам чтения, это не только задача родителей заинтересовать ребенка какими-то художественными произведениями, это не только задача библиотекарей показать лучшие книги, дело обстоит гораздо сложнее. Чтение детей – это ключ к жизни в информационном обществе

Детское чтение выделено в структуре чтения по признаку возрастных особенностей читателей в периоды детства (6 – 9 лет), отрочества (10 – 11 лет), ранней юности (11 – 14 лет). Детям свойственны специфические мотивы и цели чтения, пути их реализации, процессы восприятия литературных произведений. В начале жизни чтение в значительно большей мере, чем в последующие периоды, – источник познания мира и себя.

Сегодня структуру детского чтения можно представить в виде следующих периодов:

Ø Возраст 6-7 лет- преобладает эмоциональное отношение к книге, медленный переход от конкретного к понятному мышлению.

Ø Отроческих период (10-11 лет) переход от детского возраста к подростковому- для этого возраста характерен переход от эмоционального восприятия к логическому. Обычно в это время начинает различаться чтение девочек и мальчиков.

Ø 11-14 лет- подростковый период в детском чтении.

Ø 14 лет и старше- переход к юношескому этапу развития личности. Сужается диапазон чтения, углубляется дифференциация читателей: одни читают меньше, другие более активно, различаются мотивы и круг чтения, оценки прочитанного.

В целом специфика детского чтения отчётливо выражена у детей от 6 (и ранее) до 12 лет. Именно в эти годы более всего читается детская литература, что определяет типологию и структуру детской библиотеки.

Содержание, структура детского чтения определяется социально-культурными влияниями среды и процессом развития ребенка.

Детское чтение дифференцируется на учебное.Чтение художественных и научно-познавательных книг различается по мотивам, целям, способам чтения. тВ структуре детского чтения различают также родную и инонациональную литературу, вводящую ребёнка в реалии своего народа, общества, государства, и в инонациональную культуру.

В культуре России содержание детского чтения и воспитание детей рассматривалось взаимосвязано. Например, считалось, что чрезмерное увлечение сказками, мистикой плохо влияет на психику ребёнка отвлекает от реальности. В современное время это представление приводило к ограничению жанров. Вместе с тем, бытовало мнение, что классическая литература должна входить в детское чтение как можно раньше.

В современном обществе, к сожалению, существуют проблемы детского чтения. Над данной проблемой сегодня работают специалисты разных областей: библиотекари, учителя, психологи, преподаватели высшей школы и т.д. Как утверждают ученые фундамент проблемы состоит не в том, что книг нет, и дело не в том, что дети не хотят читать, а в том, что их плохо учат читать. То есть у ребёнка не формируется адекватный, навык чтения.

Ученые,исследовав причины потери интереса современных детей к чтению выявили три основные причины:

v плохое обучение ребёнка чтению;

v не поддержание интереса ребёнка к чтению;

Также специалисты вывели тот, факт, что дети стали намного меньше читать, а респонденты указали причины этого явления:

v слишком много отвлекающих моментов (Интернет, телевидение, компьютерные игры);

v не хватает свободного времени;

v нет хорошего учителя.

Последний фактор проблемы детского чтения в России, как отмечают– воспитание в семье. Когда родители с книгой, то и дети тоже читают. А когда родители возмущаются, что дети не читают, но при этом сами не читают, то не стоит удивляться тому, что их дети тоже не будут читать.

Сегодня меняется не только процесс чтения детьми печатной продукции, меняются все характеристики чтения в целом. И, самое главное- меняется характер и отношение детей и подростков ко всему комплексу медиа – книгам, периодике, телевидению, радио, а также к мультимедиа и Интернету

Таким образом, подведя итог по данной части работы, можно сказать следующее: чтение – это действенный духовный труд, но это не значит, что российский ребёнок исключён сегодня из этого духовного труда. Но проблемы, действительно, существуют. Чтение – это главное умение человека в жизни, без которого он не может постичь окружающий мир.

На современном этапе проблемы детского чтения можно решить только всеобщими усилиями педагогов, библиотекарей, родителей, но важна также и роль государства при поддержке детского чтения,государство должно научить педагогов правильно учить чтению – по мнению.

Вторая задача государства- просветительская: объяснять родителям, что они могут, как они могут, и как лучше воспитать в ребёнке стремление к чтению.

И третья задача, если в этом есть необходимость, – поддерживать современных писателей, пишущих для детей.
2. Круг чтения современных детей.

Сначала слудует сказать о жанрово-тематических предпочтениях. Ответ на вопрос, какие жанры больше всего любят современные дети найдены в материалах Всероссийского исследования 2001–2002 годов . Методика анкетирования проста, и её с успехом может повторить любой учитель. Детям (в возрасте от 6 до 15 лет, выборка — 1509 респондентов из 21 города и 38 посёлков, сёл, деревень) было предложено выбрать любое количество из “готовых” вариантов ответа на вопрос: “Какие книги ты любишь читать?” Например: сказки, стихи, фантастика, о путешествиях, комиксы и тому подобное (всего было предложено 23 варианта выбора).

Результаты данного опроса представлены в следующей таблице

Цифры дают возможность увидеть не только жанрово-тематические предпочтения, но и изменения , произошедшие в детском чтенииэВ анкетах 2001–2002 годов значительно реже по сравнению с 1998 годом упоминаются такие темы и жанры, как “о природе и животных”, “фантастика” (более чем вдвое!), “детективы” (втрое!), “о сверстниках”, “весёлые книги”. Классика, как водится, заняла одну из последних строк таблицы, за ней идут только “книги о войне”.

Но вернёмся к кругучтения . В целом можно констатировать, что ондостаточнотрадиционен . Дети читают то, что им рекомендуют. Так что и этот опрос, несмотря на всю его масштабность, ещё не говорит о том, что названные авторы входят в круг реального чтения детей. Скорее, как считают эксперты, список свидетельствует о широкой литературной осведомлённости современных школьников. А сам выбор — это сочетание целого ряда факторов: книга недавно прочитана, учительница о ней говорила, на день рождения подарили, на красивой выставке в библиотеке стояла и др. В общем, выбирают по принципу “что вижу и слышу, то и читаю”.

Вообще же, считают некоторые исследователи, определить круг детского чтения представляется невозможным. С одной стороны, ребёнок не имеет экономической возможности выбора и чаще всего читает книжки, которые ему кто-то дал. С другой стороны, дети всегда читают не то, что хотели бы видеть в их руках родители . Эта ситуация несовпадения какому-либо подсчёту практически не поддаётся ..

Детское чтение – педагогически направляемый процесс приобщения детей и подростков к литературе, целью которого является воспитание любви к книге, умения правильно и глубоко понимать прочитанное, что в конечном итоге приводит к развитию общей культуры ребенка, в том числе ее составляющей информационной.

Сегодня роль чтения детей в духовном и экономическом развитии общества ещё не в полной мере осознается как национальная проблема. Проблемы в чтении детей и подростков сегодня нарастают и требуют принятия целого комплекса мер. Среди таких проблем, прежде всего, недостаточность знаний о чтении детей и подростков в масштабе страны, отсутствие организаций, в функции которых входило бы фундаментальное изучение детского чтения и литературы для детей.

Сегодня неоспорима, роль семьи в формировании отношения к книге, чтению. Если чтение является важной частью жизни взрослых членов семьи, ребенок это улавливает и впитывает. Впечатления, полученные в детстве остаются на всю жизнь и реализуются детьми уже в собственной семье.


Пожалуй, нет такого ребенка, который не любил бы слушать чтение вслух, да и большинство родителей с удовольствием читают своим малышам, но мало кто задумывается о том, что семейное чтение может служить раннему развитию малыша: чтение развивает слух, память, укрепляет связь между родителем и ребенком, оно может подтолкнуть ребенка к самостоятельному чтению или вдохновить на творческий порыв. У малыша постоянно работает фантазия: часто чтение книг вдохновляет ребёнка на выдумку продолжения понравившейся ему истории. Вы сами будете с интересом выслушивать от ребенка его же варианты развития дальнейших событий книги.

Дата появления детской литературы в России не известна. Она появилась в недрах народной литературы. В X-XI вв. бытовали песни, басни, сказки, легенды, былины, сказания. Исследователи считают, что народная и детская литература существовали и ранее, а до нас дошли лишь более поздние материалы.

Значение книг для ребенка очень велико. Книги служат для того, чтоб расширять представление ребенка о мире, знакомить его с вещами, природой, всем, что его окружает. Современные дети все больше времени проводят за компьютерными играми, телевизором. Социологические исследования в нашей стране и за рубежом выявили негативные тенденции: заметно снижен интерес к чтению у младших дошкольников и подростков; резко сокращена доля чтения в структуре свободного времени детей.

На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна. Чтобы воспитывать читателя в ребенке, взрослый должен сам проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать книги, рекомендуемые для детей дошкольного возраста, уметь интересно беседовать с малышами и помогать при анализе произведения.

В дошкольном возрасте дети знакомятся с русским и мировым фольклором во всём многообразии его жанров — от колыбельных песен, потешек, считалок, дразнилок, загадок, пословиц до сказок и былин, с русской и зарубежной классикой. С произведениями А. С. Пушкина, П. Г. Ершова, Ш. Перро, братьев Гримм, Х. К. Андерсена, С. Я. Маршака, К. И. Чуковского, и многих других.

Знакомить ребенка с детской литературой желательно ежедневно в свободной форме, хотя бы 30 минут в день. Ведь книга непроизвольно объясняет жизнь общества и природы, мир человеческих отношений. Она развивает мышление, воображение, обогащает эмоции ребенка, дает прекрасные образы русского литературного языка.

С ранних лет надо учить малыша относиться к книге, как к величайшей ценности, правильно держать её в руках, правильно перелистывать, знать её место на книжной полке, запоминать название, автора.

При работе с младшим дошкольным возрастом, мы особую роль уделяем иллюстрациям, в осознании текста. Они помогают малышу понять прочитанный текст.

Взрослеет ребёнок и усложняется их читательский опыт. Для понимания произведения ребёнку уже не требуется иллюстрация к каждому повороту сюжета. Характеризуя героев, дети чаще всего высказывают правильные суждения об их поступках, опираясь при этом на свои представления о нормах поведения и обогатившийся личный опыт. Вместе с тем при восприятии литературных произведений ребёнок не ставит перед собой задачу оценить героя, события. Отношение детей к литературным фактам имеет действенное, жизненное значение. Ребёнок 4–5 лет, прежде всего активный соучастник изображаемых событий; он переживает их вместе с героями.

Таким образом, исходя из особенностей обогащённого литературного и пополненного жизненного опыта детей, перед воспитателями стоят задачи:

- продолжать формировать у детей интерес к книге;

- учить внимательно, слушать и слышать произведение;

- видеть поступки персонажей и правильно их оценивать;

- развивать воображение, умение мысленно представлять себе события и героев произведения;

- поддерживать внимание и интерес детей к слову в литературном произведении;

- поддерживать сопереживание детей героям произведения и формировать личностное отношение к прочитанному.

Мы видим, что в течение всего дошкольного периода происходят активное развитие и совершенствование способностей к восприятию литературных произведений, формирование интереса и любви к книге, то есть ребёнок успешно формируется как читатель. Это обстоятельство заставляет нас, педагогов, тщательно продумывать вопросы, связанные с чтением книг детям дошкольного возраста и, прежде всего с отбором произведений детской литературы для каждого возрастного этапа.

Продуманный отбор книг для детского чтения определяется тем, что неизбежно влияет на литературное развитие ребёнка, формирование его литературного опыта на этапе дошкольного детства, на воспитание отношения к книге. Занятия, посвященные знакомству детей с литературными произведениями, требуют от воспитателя предварительной подготовки. Условно можно выделить следующие этапы:

- подготовка воспитателя к чтению художественного произведения;

- постановка задач чтения (рассказывания) в зависимости от характера литературного произведения;

- отбор методов работы с книгой.

Подготовив детей к восприятию, воспитатель выразительно читает текст. Эта часть занятия очень важна и ответственна — здесь происходит первая встреча ребёнка с художественным произведением.

Следующий этап — беседа о прочитанном. Дети легко с удовольствием включаются в такую беседу, потому что она отвечает их потребности поговорить о прочитанном, поделиться своими впечатлениями, выразить переполняющие их чувства.

Воспитатель задаёт детям вопросы после прослушивания литературного произведения. Первые вопросы, позволяют узнать, какого эмоциональное отношение детей к явлениям, событиям, героям. Эти вопросы задают, как правило, в начале беседы, они оживляют и обогащают первые, непосредственные впечатления, возникшие у детей при слушании произведения.

Вторые вопросы, направлены на то, чтобы выявить основной замысел произведения, его проблему. Постановка таких вопросов поможет воспитателю увидеть, насколько правильно понято детьми содержание произведения.

Во время беседы полезно прочитывать отдельные фрагменты произведения. Такое повторное чтение помогает детям уловить и понять то, что могло быть упущено при первом восприятии текста.

Четвертые вопросы, обращают внимание детей на языковые средства выразительности. Эти вопросы привлекают ребенка к наблюдению над языком художественной литературы, над его образным эмоциональным строем.

Следующие вопросы, направлены на воспроизведение содержания. Отвечая на эти вопросы, ребенок припоминает отдельные эпизоды, а факты, логически выстраивая их. Использование вопросов зависит от возрастных возможностей детей.

И последние вопросы, побуждают детей к элементарным обобщениям и выводам. Обычно ими заканчивают беседу. Назначение таких вопросов — вызвать у ребенка потребность ещё раз вспомнить и осмыслить произведение в целом, выделить наиболее существенное, главное. Зачем писатель рассказал нам эту историю? Как бы вы назвали этот рассказ (сказку)? Почему писатель так назвал произведение?

Таким образом, вопросы, которые предлагаются детям в процессе беседы после чтения, побуждают их не только запомнить литературный материал, но и обдумать, осознать его, выразить словом возникающие при слушании мысли и впечатления. В беседах после чтения воспитателю следует иметь в виду, что вопросов не должно быть много. Вопросы должны побуждать ребенка к размышлению, помогать увидеть и понять скрытое в художественном содержании. Целесообразно заканчивать занятие повторным чтением произведения, если оно невелико по объёму, или читать понравившееся детям эпизоды.

Именно книги, волнуя ум, сердце и воображение детей, помогают им разобраться в сложных жизненных ситуациях, обостряют чуткость к плохому и хорошему, побуждают самостоятельно находить правильные ответы на сложные вопросы.

Существенную роль в формировании у дошкольников интереса и любви к художественной литературе играет книжный уголок. Здесь ребёнок видит книгу не в руках взрослого, а остаётся с ней один на один. Он внимательно и сосредоточенно рассматривает иллюстрации, ребёнок приобщается к изобразительному искусству, учится видеть и понимать графические способы передачи литературного содержания. Давайте разберемся, как эффективно выбирать книги для малыша, на что в первую очередь обратить внимание.

1. С точки зрения гигиены и безопасности книга должна быть отменного качества. Качественная бумага, безупречно пропечатанный текст, довольно крупный шрифт. Текст не должен размазываться или стираться.

3. Убедитесь, что книжка подходит по возрасту вашему малышу.

Только в книжном уголке взрослый имеет возможность привить детям навыки культуры общения и общения с книгой. Так, как бережное отношение к книге — одно из важных качеств культуры чтения, без которого немыслим настоящий читатель и которое наиболее успешно формируется вместе, отведённом для чтения.

Рассматривание книги даёт ребёнку возможность вновь пережить прочитанное, углубить свои первоначальные представления. Внимательно рассматривая иллюстрации, ребенок приобщается к изобразительному искусству, учиться видеть и понимать графические способы передачи литературного содержания. Иллюстрированная книга — это первый художественный музей, где он впервые знакомиться с творчеством знаменитых художников.

Когда нужно учить технике чтения? Только тогда, когда ребенок уже хорошо владеет разговорной речью и свободно воспринимает на слух текст детских книг, соответствующих его возрасту. И, желательно, когда дошколенок проявляет потребность в чтении книг. Потребность эта просыпается постепенно, ее культивирует совместное с взрослым чтение. Малыш получает двойное удовольствие: от общения с взрослым в ходе их совместной деятельности чтения и от сюжета литературного произведения. Так, книга начинает ассоциироваться не только с источником новой информации, но и с положительными эмоциями. Стойкое отрицательное отношение к чтению и книге вообще может возникнуть в том случае, когда ребенка учат читать, а книг ему при этом почти не читают. А такова, к сожалению, современная ситуация.

Как приучить ребенка к чтению? Постараемся наверстать упущенное.

1. Личный пример. Если ребенок постоянно видит маму с глянцевым журналом в руках, а папу — уткнувшимся в монитор компьютера, вряд ли он воспылает любовью к чтению. А если вы сами обожаете читать, знаете множество авторов и произведений, можете процитировать какие-то строчки, чадо будет тянуться к тому же.

3. Электронные книги. Как правило, современные дети неравнодушны к различным техническим новинкам. Попытайтесь привить любовь к чтению с помощью электронных книг, так называемых гаджетов для чтения, куда можно закачать какое угодно произведение. Конечно же, в них нет того очарования, присутствующего в обычных книгах, — шелеста страниц, красочных иллюстраций. Но ведь и наши дети другие, поэтому пусть сами выбирают те книги, которые удобны.

5. Обсуждайте вместе прочитанную книгу. Это поможет вашему ребенку не только разобраться с впечатлениями, но и выражать мысли и эмоции. Если вы покажете свою заинтересованность в личном мнении ребенка, это тоже будет способствовать повышению интереса к чтению.

6. Сюрприз в книге. Предложите произведение, которым вы сами зачитывались в детстве. Положите в книгу красивую закладку, открытку или просто записку со словами, как вы любите свое дитя.

Итак, в дошкольном детстве важно не обучать детей технике чтения, а сформировать у них потребность в чтении книг. Тогда в младшем школьном возрасте ребенок достаточно легко и быстро овладеет умение читать

Таким образом, положительное отношение к книге, к процессу чтения, воспитанное в дошкольном возрасте, станет фундаментом успешного обучения ребенка в школе. И книга станет добрым другом, советчиком и помощником ребенка на протяжении всей жизни.

1. Гурович М. М. Ребенок и книга./ М. М. Гурович — Детство-пресс, 2004.

2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте./ Л. С. Выготский — Санкт-Петербург, 1997.

3. Кудрявцев В. Воображение ребенка: природа и развитие: Ст 1/В. Т. Кудрявцев// Психологический журнал.-2001.

4. Венгер Л. А., Венгер А. Л. Домашняя школа мышления./ Л. А. Венгер, А.Л., Венгер — М.: Знание, 1985.

5. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей./ А. Э. Симановский — Ярославль: Академия развития, 1996.

6. Синицына Е. И. Умные сказки./ Е. И. Синицына — М.: Лист, 1999.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, книга, чтение, детская литература, дошкольный возраст, литературное произведение, произведение, чтение книг, малыш, дошкольное детство.

Похожие статьи

Экспериментальная работа по приобщению детей младшего.

ребенок, книга, чтение, произведение, чтение книг, литературное произведение, дошкольный возраст, детская литература, малыш, дошкольное детство. Чтение художественной литературы как средство.

Новейшая детская литература | Статья в журнале.

ребенок, книга, чтение, произведение, чтение книг, литературное произведение, дошкольный возраст, детская литература, малыш, дошкольное детство.

Предпочтения детей и подростков в выборе литературы для.

ребенок, книга, чтение, произведение, чтение книг, литературное произведение, дошкольный возраст, детская литература, малыш, дошкольное детство. Чтение художественной литературы как средство.

ребенок, книга, чтение, произведение, чтение книг.

Роль книги и чтения в жизни детей | Статья в сборнике. ребенок, книга, чтение, произведение, чтение книг, литературное произведение, дошкольный возраст, детская литература, малыш, дошкольное детство.

Чтение художественной литературы как средство.

ребенок, художественная литература, детская художественная литература, книга, формирование личности ребенка, дошкольный возраст, детский сад, произведение, детский возраст, интерес ребенка. Подпишитесь на нашу рассылку

Восприятие художественной литературы детьми дошкольного.

художественная литература, ребенок, произведение, дошкольный возраст, чтение, художественное произведение, детский сад, ознакомление детей, книга, детское чтение.

Психолого-педагогические проблемы понимания художественной.

художественная литература, дошкольный возраст, старший дошкольный возраст, художественное произведение, ребенок, дошкольное образовательное учреждение, старший дошкольник, дошкольник.

Основные подходы к проблеме чтения художественной.

художественная литература, ребенок, произведение, дошкольный возраст, чтение, художественное произведение, детский сад, ознакомление детей, книга, детское чтение.

Влияние детской художественной литературы на формирование.

художественная литература, ребенок, произведение, дошкольный возраст, чтение, художественное произведение, детский сад, ознакомление детей, книга, детское чтение. Развитие понимания текста художественного произведения.

Похожие статьи

Экспериментальная работа по приобщению детей младшего.

ребенок, книга, чтение, произведение, чтение книг, литературное произведение, дошкольный возраст, детская литература, малыш, дошкольное детство. Чтение художественной литературы как средство.

Новейшая детская литература | Статья в журнале.

ребенок, книга, чтение, произведение, чтение книг, литературное произведение, дошкольный возраст, детская литература, малыш, дошкольное детство.

Предпочтения детей и подростков в выборе литературы для.

ребенок, книга, чтение, произведение, чтение книг, литературное произведение, дошкольный возраст, детская литература, малыш, дошкольное детство. Чтение художественной литературы как средство.

ребенок, книга, чтение, произведение, чтение книг.

Роль книги и чтения в жизни детей | Статья в сборнике. ребенок, книга, чтение, произведение, чтение книг, литературное произведение, дошкольный возраст, детская литература, малыш, дошкольное детство.

Чтение художественной литературы как средство.

ребенок, художественная литература, детская художественная литература, книга, формирование личности ребенка, дошкольный возраст, детский сад, произведение, детский возраст, интерес ребенка. Подпишитесь на нашу рассылку

Восприятие художественной литературы детьми дошкольного.

художественная литература, ребенок, произведение, дошкольный возраст, чтение, художественное произведение, детский сад, ознакомление детей, книга, детское чтение.

Психолого-педагогические проблемы понимания художественной.

художественная литература, дошкольный возраст, старший дошкольный возраст, художественное произведение, ребенок, дошкольное образовательное учреждение, старший дошкольник, дошкольник.

Основные подходы к проблеме чтения художественной.

художественная литература, ребенок, произведение, дошкольный возраст, чтение, художественное произведение, детский сад, ознакомление детей, книга, детское чтение.

Влияние детской художественной литературы на формирование.

художественная литература, ребенок, произведение, дошкольный возраст, чтение, художественное произведение, детский сад, ознакомление детей, книга, детское чтение. Развитие понимания текста художественного произведения.

Читайте также: