Доклад экологическое воспитание детей раннего возраста на прогулке

Обновлено: 01.07.2024

Сухомлинский В. А.

Ранний возраст - самоценный этап в формировании экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально - ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребёнка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможно формирование у детей экологических представлений, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем, выработка эмоционально- нравственного и действенного отношения к природе. Экологическая культура есть результат воспитания, который выражается в умении индивида достигать гармоничных отношений с окружающей его природой.

Актуальность: Катастрофическое ухудшение экологической обстановки стоит в ряду самых актуальных проблем современности.

Одна из главнейших проблем, задачагосударства – рационально использовать природные ресурсы в интересах не только человека, но и природы.

Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.

Дошкольное детство - ответственный период для формирования основ правильного отношения к окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Поэтому цель работы воспитателей детского сада по экологическому воспитанию – это формирование у детей основ экологической культуры.

Данная цель может быть достигнута путем решения следующих задач:

- Расширять представления о растительном и животном мире;

- Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки явлений природы, делать элементарные выводы;

- Уточнять представления детей о взаимосвязи признаков и закономерностей в окружающем мире;

- Воспитывать любовь к родному краю и умение правильно вести себя в природе.

- Формировать элементарные экологические знания и представления, умение детей правильно взаимодействовать с природой.

- Формировать понятие о себе как о жителе планета Земля, от которого зависит жизнь всего живого.

При формировании навыка экологически грамотного, нравственного поведения в природе необходимо руководствоваться следующими экологическими заповедями:

- Терпеливость (умение длительное время наблюдать за растениями и животными),

Внимательность (следует учить детей находить взаимосвязи в природе, проверять народные приметы, прогнозировать последствия поведения людей),

Только соблюдая эти заповеди, мы сможем заложить первичные представления и ориентиры в мире природы.

Прогулка в детском саду является одним из самых действенных методов экологического воспитания детей.

Они обеспечивают непосредственное общение детей с природой в разные сезоны, предполагают активную деятельность.

Структурными компонентами прогулки являются:

– трудовые действия самих детей,

– подвижные игры и игровые упражнения.

- самостоятельная игровая деятельность.

При проведении прогулок используются разнообразные формы организации детей (группа целиком, небольшие подгруппы, индивидуально). Это успешно решается в ходе систематически проводимых наблюдений, заранее планируемых педагогом.

Самостоятельная деятельность детей в экологической развивающей среде(в чистом виде в данной возрастной группе не присутствует) : ведение и заполнение уголка наблюдений за природой, рассматривание книг, картинок, альбомов, передача природных явлений в рисунке, лепке, аппликации, настольно-печатные игры, детская деятельность в уголке экспериментирования, уход за растениями, наблюдение за сезонными изменениями и др.

Рассмотрим каждый компонент прогулки :

Наблюдение на прогулке – это один из самых важных составляющих экологического воспитания. Наблюдение развивает пытливость, любознательность. Воспитатель поддерживает интерес детей к приметам времени года, задает вопросы, которые направляют внимание ребенка и побуждают его к дальнейшим наблюдениям. Детей нельзя перегружать. Не стоит стараться в один раз сообщить все то, что нужно знать детям о данном объекте. Полученные наблюдения можно закрепить последующими зарисовками, составлением рассказов

Наблюдения за живой природой: растения, птицы, насекомые.

Наблюдения за неживой природой: небо, солнце, облака, и т.п.

Наблюдения за трудом взрослого: на огороде и цветнике.

Организуя наблюдения, мы соблюдали определенные правила:

1. Создавать мотивационную установку (воспитатель вначале обязательно говорит, что дети будут смотреть или куда пойдут).

2. Создавать условия для рассматривания объекта, выбранного для наблюдения.

3. Рассказывать о наблюдаемом объекте.

4. Ставить вопросы к детям.

5. Создавать ситуации для активного рассказывания детьми о том, что они наблюдали.

В это же время, во время наблюдений за живой и неживой природой, мы с ребятами развивали память, внимание, воспитывали любознательность. Познание какого-либо объекта начинается с его неоднократного наблюдения с подключением различных анализаторов (потрогать, понюхать). Когда ребенок сам действует с объектами , он лучше познает окружающий мир. Поэтому на прогулке дети стремились взять в руки понравившийся листочек, упавший с дерева, стремились потрогать все, что зеленеет на огороде. На прогулке мы восторгались красотой природы, настраивались на положительные эмоции приобщении с природой.

Таким образом,наблюдение – один из главных компонентов прогулки.

Фронтальная организация наблюдений на прогулках используется, когда детей знакомят с яркими сезонными изменениями, с трудом взрослых, с новым видом труда на участке, показывают новый способ действия. При проведении коллективных наблюдений используются те же приемы, что и на занятиях: вопросы, загадки, сравнения, обследовательские действия, художественное слово и т. д. На прогулках можно наблюдать погоду, небо (движение облаков, радугу, закат солнца и др.). Наблюдения эти обычно кратковременны, но за одним и тем же объектом или явлением природы они повторяются многократно. Так же на прогулках следует обращать внимание детей на характерные сезонные изменения в жизни растений и животных и с помощью вопросов помогать детям устанавливать связь между изменениями в живой и неживой природе, например: стало холодно – насекомые спрятались под корой деревьев, улетели птицы, опали листья. Во время наблюдений хорошо использовать стихотворения, загадки, поговорки, полезно вспомнить народные приметы.

Во время прогулок ведутся индивидуальные наблюдения. Важно будить самостоятельную мысль детей, приучать замечать новое, привлекать имеющийся опыт. Для этого следует поддерживать самостоятельные наблюдения, задавать вопросы, давать пояснения, а иногда учить наблюдать.

Трудовая деятельность.

Посильные трудовые действия детей естественным образом вплетаются в ход наблюдений за трудом взрослого, за живыми объектами окружающей среды. Во время повседневных прогулок дети участвуют в трудовых процессах: сгребают опавшие листья, очищают дорожки от снега, поливают растения и т. д. В силу собственной активности дети стремятся включиться в совместный со взрослым трудовой процесс, по мере усвоения трудовых навыков они выступают в роли равноправного партнера, а затем уже по собственной инициативе увлеченно действуют с разнообразным природным материалом, испытывая радость от полученных результатов. Выполняя одновременно и трудовые и дидактические задания, дети заняты интересным и полезным делом. Именно в этой непринужденной обстановке каждый воспитанник приобретает положительные черты личности и навыки правильного взаимоотношения со сверстниками.

На прогулке детям предлагают выполнять трудовые действия разной мотивации: помощь взрослому (поможем дворнику полить цветник), забота о каком-либо живом существе (покормим птиц), украшение участка (красивые флажки, цветы и т.д.), работа на огороде (полив, уборка урожая), работа в цветниках (полив, сбор семян).

Таким образом, трудовые действия детей следует также считать одним из самостоятельных компонентов в структуре прогулки.

Эксперименты и опыты. Огромный интерес дети проявляют к исследовательской работе, поэтому большое внимание в нашей работе отведено опытам и экспериментам. В процессе работы побуждаем детей размышлять, формулировать и отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов, строить гипотезы и проверять их. Перед нами стоит задача связать результаты исследовательской работы с практическим опытом детей. Подвести их к пониманию природных закономерностей, основ экологически грамотного, безопасного поведения в окружающей среде.

Игровая деятельность.

В жизни дошкольника игра-ведущий вид деятельности

Играя, дети учатся: любить, познавать, беречь и множить.

Предлагаемые игры содержат интересные факты о жизни животных и растений, головоломки и замысловатые вопросы о природе и способствуют развитию любознательности.

Игры по экологии направлены на уточнение, закрепление, расширение знаний о предметах и явления природы, животного и растительного мира. В таких играх используются листья, плоды декоративных деревьев, овощи, фрукты и т.д. Они конкретизируют познания детей о свойствах и качестве объектов природы.

Игры настольно-печатного происхождения помогают систематизировать знания о растениях, явлениях неживой природы, животных.

Календарь природы

Календарь природы – обучающее пособие, предназначенное для организации моделирующей природоведческой деятельности с детьми раннего возраста . Один из самых доступных способов понять окружающую действительность – понаблюдать за ней. Ребенок наблюдает, анализирует, делает выводы.

Отражение увиденного в продуктивной деятельности.

Работа с родителями.

Беседуя с родителями воспитанников, необходимо показать, что природа – дает возможности для развития и воспитания детей и важно не упустить их. Разнообразная деятельность и новые впечатления ждут ребенка и в родном городе, и за его чертой, и в зарубежных поездках. Поэтому необходимо подготовить родителей к активному познавательному совместному отдыху с детьми, в процессе которого так важно замечать необычное в простом. При этом нужно не только увидеть интересное явление, но и суметь объяснить его ребенку, сохранить в памяти малыша на всю жизнь, как яркое воспоминание детства.

Возможные формы работы с родителями.

Сбор экспонатов для гербариев и коллекций

Совместные праздники и досуги для детей

Уход за растениями на клумбе и огороде

Данные формы работы позволяют формировать у детей навыки поведения на природе, развивать способности удивляться и удивлять, воспитывать заинтересованное и бережное отношение к окружающей среде.

Предполагаемые результаты работы по экологическому воспитанию в детском саду

- становление у дошкольников начал экологической культуры,
-формирование эмоционально – доброжелательного отношения к живым существам ;
- развитие интереса и любви к родному краю,
- уточнение, систематизация и углубление представлений о живой и неживой природе;
- знакомство с особенностями жизни животных, взаимосвязи растений и животных друг с другом и со средой обитания; понимание причинно – следственных связей в природе;
- ответственное и бережное отношение к животным, растительному миру;
- формирование представлений о том, что человек – часть природных объектов, а их сохранность – прямая обязанность человека;
- охрана и укрепление здоровья детей, их правильное взаимодействие с природой

Вывод: Все эти компоненты позволяют сделать прогулку более насыщенной и интересной. К тому же они выступают не как отдельные педагогические мероприятия, а как логически обоснованные части того основного, что запланировано взрослым в конкретной прогулке.

Прогулка – это замечательное время, когда взрослый может постепенно приобщать малыша к тайнам природы – живой и неживой, рассказывать о жизни самых различных растений и животных. В любое время года открываются новые возможности для ознакомления детей с природой: в природе происходит много изменений. Именно на прогулке воспитатель имеет возможность показать детям предметы и явления природы в естественных условиях, во всем их многообразии и взаимосвязях, формировать конкретные представления о животных, растениях, о сезонных явлениях, о труде человека, преобразующего природу; он вводит ребят в жизнь родной природы, учит их приглядываться, подмечать ее особенности. Это способствует воспитанию любознательности, наблюдательности, пытливости.

Главное – каждый из компонентов прогулки вносит свое, неповторимое в развитие и воспитание, в формирование личностных качеств дошкольников.

Следует отметить, что полноценное общение с природой, насыщенное познавательным интересом и приятными переживаниями, вызывает у ребёнка общее состояние гармонии, душевного равновесия.

2. Аксенова З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников.- Издательство: Творческий центр "Сфера", 2011.

3. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика – Синтез, 2010.

4. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений.-М.: ТЦ Сфера, 2009- 326с.

5.Теплюк С.Н. Занятия на прогулке с малышами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Для работы с детьми 2-4 лет. – М.: Москва – Синтез, 2015

6.Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. Вторая группа раннего возраста . Конспекты занятий – М.: Мозаика - Синтез, 2018.

7. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников. – М.: Мозаика - Синтез, 2016

Ранний возраст - самоценный этап в формировании экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально - ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребёнка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможно формирование у детей экологических представлений, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем, выработка эмоционально- нравственного и действенного отношения к природе. Экологическая культура есть результат воспитания, который выражается в умении индивида достигать гармоничных отношений с окружающей его природой.

Актуальность: Катастрофическое ухудшение экологической обстановки стоит в ряду самых актуальных проблем современности. Одна из главнейших проблем, задача государства – рационально использовать природные ресурсы в интересах не только человека, но и природы.

Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического

образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.

Дошкольное детство - ответственный период для формирования основ

правильного отношения к окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Поэтому цель работы воспитателей детского сада по экологическому воспитанию – это формирование у детей основ экологической культуры.

Данная цель может быть достигнута путем решения следующих

- Расширять представления о растительном и животном мире;

- Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки явлений природы, делать элементарные выводы;

- Уточнять представления детей о взаимосвязи признаков и закономерностей в окружающем мире;

- Воспитывать любовь к родному краю и умение правильно вести себя в природе.

- Формировать элементарные экологические знания и представления, умение детей правильно взаимодействовать с природой.

- Формировать понятие о себе как о жителе планета Земля, от которого зависит жизнь всего живого.

При формировании навыка экологически грамотного, нравственного поведения в природе необходимо руководствоваться следующими экологическими заповедями:

- Терпеливость (умение длительное время наблюдать за растениями и животными),

- Внимательность (следует учить детей находить взаимосвязи в природе, проверять народные приметы, прогнозировать последствия поведения людей),

Только соблюдая эти заповеди, мы сможем заложить первичные представления и ориентиры в мире природы.

Прогулка в детском саду является одним из самых действенных методов

экологического воспитания детей. Они обеспечивают непосредственное общение детей с природой в разные сезоны, предполагают активную деятельность.

Структурными компонентами прогулки являются:

– трудовые действия самих детей,

– подвижные игры и игровые упражнения.

- самостоятельная игровая деятельность.

При проведении прогулок используются разнообразные формы организации

детей (группа целиком, небольшие подгруппы, индивидуально). Это успешно решается в ходе систематически проводимых наблюдений, заранее планируемых педагогом.

Рассмотрим каждый компонент прогулки :

Наблюдение на прогулке – это один из самых важных составляющих экологического воспитания. Наблюдение развивает пытливость, любознательность. Воспитатель поддерживает интерес детей к приметам времени года, задает вопросы, которые направляют внимание ребенка и побуждают его к дальнейшим наблюдениям. Детей нельзя перегружать. Не стоит стараться в один раз сообщить все то, что нужно знать детям о данном объекте. Полученные наблюдения можно закрепить последующими

зарисовками, составлением рассказов.

Наблюдения за живой природой: растения, птицы, насекомые.

Наблюдения за неживой природой: небо, солнце, облака, и т.п.

Наблюдения за трудом взрослого: на огороде и цветнике.

Организуя наблюдения, мы соблюдали определенные правила:

1. Создавать мотивационную установку (воспитатель вначале обязательно говорит, что дети будут смотреть или куда пойдут).

2. Создавать условия для рассматривания объекта, выбранного для наблюдения.

3. Рассказывать о наблюдаемом объекте.

4. Ставить вопросы к детям.

5. Создавать ситуации для активного рассказывания детьми о том, что они наблюдали.

В это же время, во время наблюдений за живой и неживой природой, мы с ребятами развивали память, внимание, воспитывали любознательность. Познание какого-либо объекта начинается с его неоднократного наблюдения с подключением различных анализаторов (потрогать, понюхать). Когда ребенок сам действует с объектами , он лучше познает окружающий мир. Поэтому на прогулке дети стремились взять в руки понравившийся листочек, упавший с дерева, стремились потрогать все, что зеленеет на огороде. На прогулке мы восторгались красотой природы, настраивались на положительные эмоции приобщении с природой. Таким образом, наблюдение – один из главных компонентов прогулки. Фронтальная организация наблюдений на прогулках используется, когда детей знакомят с яркими сезонными изменениями, с трудом взрослых, с новым видом труда на участке, показывают новый способ действия. При

проведении коллективных наблюдений используются те же приемы, что и на занятиях: вопросы, загадки, сравнения, обследовательские действия, художественное слово и т. д. На прогулках можно наблюдать погоду, небо (движение облаков, радугу, закат солнца и др.). Наблюдения эти обычно кратковременны, но за одним и тем же объектом или явлением природы они повторяются многократно. Так же на прогулках следует обращать внимание детей на характерные сезонные изменения в жизни растений и животных и с помощью вопросов помогать детям устанавливать связь между изменениями в живой и неживой природе, например: стало холодно – насекомые

спрятались под корой деревьев, улетели птицы, опали листья. Во время наблюдений хорошо использовать стихотворения, загадки, поговорки, полезно вспомнить народные приметы. Во время прогулок ведутся индивидуальные наблюдения. Важно будить

самостоятельную мысль детей, приучать замечать новое, привлекать имеющийся опыт. Для этого следует поддерживать самостоятельные наблюдения, задавать вопросы, давать пояснения, а иногда учить наблюдать.

Посильные трудовые действия детей естественным образом вплетаются в ход

наблюдений за трудом взрослого, за живыми объектами окружающей среды. Во время повседневных прогулок дети участвуют в трудовых процессах: сгребают опавшие листья, очищают дорожки от снега, поливают растения и т.д. В силу собственной активности дети стремятся включиться в совместный со взрослым трудовой процесс, по мере усвоения трудовых навыков они выступают в роли равноправного партнера, а затем уже по собственной инициативе увлеченно действуют с разнообразны природным материалом, испытывая радость от полученных результатов. Выполняя одновременно и

трудовые и дидактические задания, дети заняты интересным и полезным делом. Именно в этой непринужденной обстановке каждый воспитанник приобретает положительные черты личности и навыки правильного взаимоотношения со сверстниками. На прогулке детям предлагают выполнять трудовые действия разной мотивации: помощь взрослому (поможем дворнику полить цветник), забота о каком-либо живом существе (покормим птиц), украшение участка (красивые флажки, цветы и т.д.), работа на огороде (полив, уборка урожая), работа в цветниках (полив, сбор семян). Таким образом, трудовые действия детей следует также считать одним из самостоятельных компонентов в структуре прогулки.

Эксперименты и опыты. Огромный интерес дети проявляют к исследовательской работе, поэтому большое внимание в нашей работе отведено опытам и экспериментам. В процессе работы побуждаем детей размышлять, формулировать и отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов, строить гипотезы и проверять их. Перед нами стоит задача связать результаты исследовательской работы с практическим опытом детей. Подвести их к пониманию природных закономерностей, основ экологически

грамотного, безопасного поведения в окружающей среде. Дети очень любят игры-эксперименты. В возрасте 2-3 лет – это действенный способ познания мира. Главное достоинство опытнической деятельности заключается в том, что в процессе опытов: дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, развивается

проявляют творчество, развивают воображение и сенсомоторные способности, а также мелкую моторику. Малыши пересыпают песок из ладошки в ладошку, из совка в формочку, закапывают в него различные предметы и откапывают их, строят горки, дорожки; льют воду, процеживают через сито, переливают через лейки, через трубочки, окрашивали воду в разные цвета, замораживали её в формочках, украшали участок; приносили с улицы снег, наблюдали как он превращается в воду. Наблюдая и запоминая, какие предметы не тонут в воде и почему; из какого песка можно лепить и

строить, а из какого – нет – дети учатся делать элементарные выводы. Опыт и

наблюдения повторяются, усложняются. Проводимые эксперименты оставляют яркий след в душе ребенка.

Работа с родителями.

Беседуя с родителями воспитанников, необходимо показать, что природа – дает возможности для развития и воспитания детей и важно не упустить их.

Разнообразная деятельность и новые впечатления ждут ребенка и в родном городе, и за его чертой, и в зарубежных поездках. Поэтому необходимо подготовить родителей к активному познавательному совместному отдыху с детьми, в процессе которого так важно замечать необычное в простом. При этом нужно не только увидеть интересное явление, но и суметь объяснить его ребенку, сохранить в памяти малыша на всю жизнь, как яркое воспоминание детства.

Возможные формы работы с родителями.

• Сбор экспонатов для гербариев и коллекций

• Совместные праздники и досуги для детей

• Уход за растениями на клумбе и огороде

Данные формы работы позволяют формировать у детей навыки

поведения на природе, развивать способности удивляться и удивлять, воспитывать заинтересованное и бережное отношение к окружающей среде.

Предполагаемые результаты работы по экологическому воспитанию в детском саду

- становление у дошкольников начал экологической культуры,

-формирование эмоционально – доброжелательного отношения к живым существам ;

- развитие интереса и любви к родному краю,

- уточнение, систематизация и углубление представлений о живой и неживой природе;

- знакомство с особенностями жизни животных, взаимосвязи растений и животных друг с другом и со средой обитания; понимание причинно –следственных связей в природе;

- ответственное и бережное отношение к животным, растительному миру;

- формирование представлений о том, что человек – часть природных объектов, а их сохранность – прямая обязанность человека;

- охрана и укрепление здоровья детей, их правильное взаимодействие с природой.

Вывод: Все эти компоненты позволяют сделать прогулку более насыщенной и интересной. К тому же они выступают не как отдельные педагогические мероприятия, а как логически обоснованные части того основного, что запланировано взрослым в конкретной прогулке.

Прогулка – это замечательное время, когда взрослый может постепенно приобщать малыша к тайнам природы – живой и неживой, рассказывать о жизни самых различных растений и животных. В любое время года открываются новые возможности для ознакомления детей с природой: в природе происходит много изменений. Именно на прогулке воспитатель имеет возможность показать детям предметы и явления природы в естественных условиях, во всем их многообразии и взаимосвязях, формировать конкретные представления о животных, растениях, о сезонных явлениях, о труде человека, преобразующего природу; он вводит ребят в жизнь родной природы, учит их приглядываться, подмечать ее особенности. Это способствует воспитанию любознательности, наблюдательности, пытливости.

Главное – каждый из компонентов прогулки вносит свое, неповторимое в развитие и воспитание, в формирование личностных качеств дошкольников. Следует отметить, что полноценное общение с природой, насыщенное познавательным интересом приятными переживаниями, вызывает у ребёнка общее состояние гармонии, душевного равновесия.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему "Экологическое воспитание детей раннего возраста"

Презентация содержит задачи по экологическому воспитанию детей раннего возраста, фотографии уголка природы в группе, фотографии детей в ходе работы.


Статья: Содержание сенсорного воспитания детей раннего возраста

Сенсорное воспитание ребенка первых трех лет жизни имеет своей целью обеспечение нормального развития функций анализаторов и фор­мирование восприятия предметов - чувственного познания отдельных свойст.


Статья. Актуальность и способы сенсорного развития и воспитания детей раннего возраста

Статья. Актуальность и способы сенсорного развития и воспитания детей раннего возраста Статья. Актуальность и способы сенсорного развития и воспитания детей.

Статья: Роль игры в экологическом воспитании детей раннего возраста

Статья: Роль игры в экологическом воспитании детей раннего возраста.


Статья на тему: "Экологическое воспитание детей раннего возраста в летний период"

Экологическое воспитание детей раннего возраста в летний период Выполнила:Скрипунова Т.Г. Воспитатель ГБДОУ №131Адмиралтейского районаСанкт-Петербурга Начало экологической культур.

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ 2017-2020 ТЕМА: «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ».

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Антонова Анастасия Юрьевна

С ранних лет дети проявляют любознательность в различных сферах, но особый интерес проявляется к природе. Экологическое воспитание играет важную роль в развитии познания окружающего мира, выработке гуманного отношения ко всему живому и формировании осознанного поведения в природной среде.

Цель экологического воспитания:

· Формировать знания о природе, природных явлениях, растительном и животном мире;

· Развивать эстетические чувства: любовь, уважение, бережное отношение к миру природы;

· Побуждать в детях желания ухаживать за природой и животными, беречь и сохранять природные богатства.

Ранний возраст - самоценный этап в формировании экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально - ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребёнка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможно формирование у детей экологических представлений, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем, выработка эмоционально- нравственного и действенного отношения к природе. Экологическая культура есть результат воспитания, который выражается в умении индивида достигать гармоничных отношений с окружающей его природой.

Экологическое образование детей младшего дошкольного возраста начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день.

Очень важно заинтересовать ребенка, чтобы у него появилось желание участвовать в исследованиях выполнять различные задания. Например, ухаживая за комнатными растениями можно предложить детям различные виды деятельности порыхлить землю, протереть листочки от пыли, полить растения. Каждый ребенок с большим удовольствием выберет себе занятие по душе и с увлечением его выполнит. В процессе работы необходимо говорить о том, что благодаря нашему уходу за растениями они растут такими яркими и красивыми, но если перестать за ними ухаживать они быстро погибнут. В младшем возрасте дети очень эмоциональны и восприимчивы, они начинают сочувствовать растению и сообщать о замеченных неполадках или наоборот радуются распустившимся цветкам.

Прогулка в детском саду является одним из самых действенных методов экологического воспитания детей. Они обеспечивают непосредственное общение детей с природой в разные сезоны, предполагают активную деятельность.

Структурными компонентами прогулки являются:

– трудовые действия самих детей,

– подвижные игры и игровые упражнения,

- самостоятельная игровая деятельность.

При проведении прогулок используются разнообразные формы организации детей (группа целиком, небольшие подгруппы, индивидуально). Это успешно решается в ходе систематически проводимых наблюдений, заранее планируемых педагогом.

Использование целевых прогулок по экологическому развитию детей младшего дошкольного возраста предполагает:

– воспитание гуманного отношения детей к природе;

– формирование экологических знаний и представлений;

– развитие эстетических чувств (умение видеть красоту природы, восхищаться ею, стремление оберегать и сохранять ее);

– желание участвовать в посильной трудовой деятельности по уходу за растениями и животными.

Таким образом, применяя целевую прогулку в экологическом развитии, дошкольники получают множество непосредственных впечатлений об окружающем, расширяется их кругозор, углубляются знания и представления, развивается наблюдательность и любознательность, формируется бережное отношение к природному миру.

Наблюдение на прогулке – это один из самых важных составляющих экологического воспитания. Наблюдение развивает пытливость, любознательность. Воспитатель поддерживает интерес детей к приметам времени года, задает вопросы, которые направляют внимание ребенка и побуждают его к дальнейшим наблюдениям. Детей нельзя перегружать. Не стоит стараться в один раз сообщить все то, что нужно знать детям о данном объекте. Полученные наблюдения можно закрепить последующими зарисовками, составлением рассказов Наблюдения за живой природой: растения, птицы, насекомые. Наблюдения за неживой природой: небо, солнце, облака, и т.п. Наблюдения за трудом взрослого: на огороде и цветнике.

Наблюдения проводятся и на территории детского сада. Дети знакомятся с конкретными видами деревьев, кустарников, растениями сада, огорода, узнают их названия, характерные признаки, особенности строения (корень, ствол, стебель, ветки, листья, цветы, семена) и назначение всех органов. Узнают, что все растения – живые существа, что для жизни, роста, созревания семян они должны сохранять свою целостность, что им нужны определенные условия: тепло, свет, влага, питательная почва, воздух. При наблюдениях, детям необходимо предоставлять свободу выбора, не ограничивая выполнением конкретных заданий. В процессе наблюдений за конкретным деревом некоторые ребята переключали внимание на другие деревья или кустарники и самостоятельно рассказывали об увиденном. К любым наблюдениям ребят необходимо относиться серьезно, хвалить их как можно чаще за то 5 что увидели какое - либо изменение в природе.

В процессе исследований необходимо задействовать все органы чувств: и зрение, и обоняние, и слух, и осязание. Важно развивать и поддерживать эмоциональное отношение детей к природе. В процессе изучения дерева, на которое ребенок раньше не обращал внимания, он открывает много неожиданного, нового. Оказывается, дерево может быть разным в разную погоду, в разное время года на нем обитает множество жильцов (насекомых, птиц).

Успех экологического воспитания детей 2-3 лет обеспечивается пониманием психофизиологических особенностей. Экологическое воспитание осуществляется с помощью различных методов и форм работы. Воспитатель осуществляет экологическое воспитание детей младшего возраста при помощи дидактических игр с игрушками изображающими животных, с картинками, в том числе, игровые упражнения и игровые обучающие ситуации. Благодаря игре ребенок усваивает новую информацию о природном мире, развивается память и восприятие, рассуждает о жизни животных и растений, развивается мышление и речь.

Экологическое воспитание детей является важным звеном в дошкольном воспитании, именно в дошкольном возрасте формируются эмоциональные впечатления о природе и социуме, накапливаются представления о разных формах жизни, формируется основа экологического мышления, сознания и культуры.

Литература:

1. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников. – М.: Мозаика - Синтез, 2016

2. Аксенова З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников.- Издательство: Творческий центр "Сфера", 2011.

3. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика – Синтез, 2010.

4. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений.-М.: ТЦ Сфера, 2009- 326с.

5. Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в первой младшей группе детского сада. Конспекты занятий – М.: Мозаика - Синтез, 2008.

6. Теплюк С.Н. Занятия на прогулке с малышами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Для работы с детьми 2-4 лет. – М.: Москва – Синтез, 2015

Нажмите, чтобы узнать подробности


Халибаджах В.В. МДОУ 69

Экологическое воспитание детей раннего и младшего дошкольного возраста

через ознакомление с окружающим миром.

Даем ребятам понятие о том, что и растения, и животные – живые существа, они дышат, пьют воду, растут, а самое главное, чувствуют боль, как человек. Сломанная ветка плачет, срубленная елка плачет и просит помощи. Малыши все понимают буквально и ощущения свои сохраняют надолго, а если они эмоционально окрашены, то и на всю жизнь. Правильное отношение к живым существам является конечным результатом, и воспитывается оно в совместной со взрослым деятельности, игре. Такая деятельность наиболее эффективна, если вызывает положительные эмоции у детей, если они активно воспринимают все то, что говорит и делает воспитатель. Воспитание не станет экологическим, если уже в раннем возрасте дети не поймут: комнатным растениям нужна вода, птичке – зерна и вода, морской свинке – трава и вода, а воробьям зимой - крошки хлеба.

Камни, песок, вода круглогодично присутствуют в группе. Дети изучают их свойства, играют с ними, проявляют творческие качества, развивают воображение и сенсомоторные способности, а также мелкую моторику. В центре воды и песка малыши играют: пересыпают песок из ладошки в ладошку, из совка в формочку, закапывают в него различные предметы и откапывают их, строят горки, дорожки и др.; проводят эксперименты: льют, процеживают через сито, переливают через лейки, через трубочки. Видят и понимают, какие предметы не тонут в воде и почему; из какого песка можно лепить и строить, а из какого – нет.

Опыт и наблюдения повторяются, усложняются, переносятся из группы в природную среду и наоборот. Проводимые итоговые комплексные занятия дают возможность обобщить материал и оставляют яркий след в душе ребенка. Занимаясь вопросами экологического воспитания уже в раннем возрасте, перекидываем мостик для благоприятного усвоения знаний по этой проблеме во второй младшей группе детского сада.

Экологическое воспитание детей раннего и младшего дошкольного возраста через ознакомление с окружающим миром.

Даем ребятам понятие о том, что и растения, и животные – живые существа, они дышат, пьют воду, растут, а самое главное, чувствуют боль, как человек. Сломанная ветка плачет, срубленная елка плачет и просит помощи. Малыши все понимают буквально и ощущения свои сохраняют надолго, а если они эмоционально окрашены, то и на всю жизнь. Правильное отношение к живым существам является конечным результатом, и воспитывается оно в совместной со взрослым деятельности, игре. Такая деятельность наиболее эффективна, если вызывает положительные эмоции у детей, если они активно воспринимают все то, что говорит и делает воспитатель. Воспитание не станет экологическим, если уже в раннем возрасте дети не поймут: комнатным растениям нужна вода, птичке – зерна и вода, морской свинке – трава и вода, а воробьям зимой - крошки хлеба.

Камни, песок, вода круглогодично присутствуют в группе. Дети изучают их свойства, играют с ними, проявляют творческие качества, развивают воображение и сенсомоторные способности, а также мелкую моторику. В центре воды и песка малыши играют: пересыпают песок из ладошки в ладошку, из совка в формочку, закапывают в него различные предметы и откапывают их, строят горки, дорожки и др.; проводят эксперименты: льют, процеживают через сито, переливают через лейки, через трубочки. Видят и понимают, какие предметы не тонут в воде и почему; из какого песка можно лепить и строить, а из какого – нет.

Опыт и наблюдения повторяются, усложняются, переносятся из группы в природную среду и наоборот. Проводимые итоговые комплексные занятия дают возможность обобщить материал и оставляют яркий след в душе ребенка. Занимаясь вопросами экологического воспитания уже в раннем возрасте, перекидываем мостик для благоприятного усвоения знаний по этой проблеме во второй младшей группе детского сада.

Цель: знакомство со свойствами песка: сухой – сыплется, влажный – лепится.

Цель: закрепление знание свойств песка: сухой песок пропускаем через сито: сыплется, шуршит. На мокром песке остаются следы от змейки.

Цель: закрепление свойств камней по форме, по весу, развитие внимания.

2. Наблюдение за водой в искусственном водопаде.

Цель: закрепление умения манипулировать сухим и влажным песком; стимулирование работы воображения, проявление творческих возможностей; обучение использования камней для украшения печенья.

Цель: закрепление знаний свойств воды: прозрачная, теплая, холодная.

Цель: закрепление знаний свойств воды, развитие координации движений.

Цель: закрепление знаний свойств снега: он лепится, из него можно скатать комок; в теплых руках снег тает и превращается в воду.

2. Игры – опыты с водой.

Цель: ознакомление с устройством аквариума: дно засыпано песком, песок мокрый; камни утопают в песке, они тоже мокрые, темные, большие и маленькие; вода прозрачная, чистая.

Цель: закрепление знаний о свойствах песка; знакомство с качествами предметов – размером, формой.

2. Наблюдение: как веточки пьют воду.

Цель: объяснение детям, что веточка дерева живая, пьет водичку, на ней распускаются листочки.

Цель: дать возможность детям убедиться в том, что вода в природе бывает в разных состояниях: ручей, лужица – это вода, сосулька – тоже вода.
Бегут ручьи, дети пускают по ним кораблики, вода журчит, льется, стекает в лужицы.
Наблюдаем за сосульками: они хрупкие, тают на солнышке. Если подержать сосульку в руке – она тоже растает, получится вода.

Цель: закрепление знаний свойств песка.

Цель: закрепление знаний о роли воды: она нужна человеку, рыбам, животным, растениям; свойств воды.

Цель: закрепление свойств камней по форме, по весу, развитие внимания, координации движений.

Цель: закрепление знаний свойств воды: прозрачная, теплая, холодная.

Цель: знакомство детей со свойствами различных материалов.

Цель: закрепление знаний о свойствах песка; знакомство с качествами предметов – размером, формой.

Содержание.
Воспитатель закапывает в песок небольшой шарик и просит ребенка найти его. Сначала можно закапывать шарик на глазах у малыша, потом так, чтобы он не мог видеть действия взрослого.
Постепенно усложняя задачу, воспитатель закапывает два предмета, например шарик и кубик, а затем просит найти кубик. Можно закапывать предметы одной формы, но разной величины.

Программное содержание: Закрепить знание свойств льда: холодный, прозрачный, в тепле лед тает и получается вода; знание свойств воды: холодная, теплая. Учить детей рисовать сосульку, упражнять в изображении формы – треугольник.

Предварительная работа: наблюдение за сосульками на прогулке, рассматривание сосулек, иллюстраций о весне.

Материал: сосулька, пустая тарелочка, гуашь, кисточки, стаканчики с водой, листы бумаги синего цвета.

Медвежонок показывает сосульку, дети рассматривают, сравнивают, трогают на ощупь; определяют, что сосулька холодная, прозрачная, от тепла в руке тает.

Вини – Пух рассказал детям потешки:
Солнце весело печет,
Снег водою с крыш течет.

Ледоход, лед идет,
Вышел на берег народ,
Смотрит, как река играет.
Лед в кусочки разбивает.

Вини вместе с детьми, рассмотрев сосульку, определили, что она похожа на треугольник. Решили нарисовать ее на бумаге синего цвета белой гуашью. Медвежонок обращает внимание на то, что сосулька волшебная и пока дети будут рисовать ее, пусть она лежит на тарелочке.

Дети в это время рисуют на бумаге синего цвета белой гуашью, взяв в руки кисточку. Левой рукой придерживают лист бумаги, а правой стараются аккуратно нарисовать волшебную сосульку в виде треугольника, разукрашивают ее. Пока дети рисовали, сосулька растаяла и получилась прозрачная лужица воды.

Во время рисования Вини – Пух рассказывает детям стихотворения о весне:
Весенние воды.

Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят,
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят…

Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!

Рассматривая друг у друга рисунки, дети вдруг увидели, что сосульки-то нет, а только вода. Они расстроились, но Вини их успокоил. Ведь сосулька волшебная, если водичку вынести на холод на улицу, то она превратится в сосульку или в льдинку.

Медвежонок предложил потрогать каждому ребенку водичку, определить какая она: холодная или теплая. Вини попрощался с ребятами, сказав, что к нему в гости должен прийти Пятачок.

Читайте также: