Доклад про вавилонского бога

Обновлено: 18.05.2024

Во второй половине III тыс. до н. э. начался упадок Шумера. Его города-государства ослаблялись в результате междоусобной борьбы и нападений кочевых семитических племен кутиев с севера и эламитов с востока. Слабостью Шумера воспользовался Саргон Древний, правитель Аккада — северной части Междуречья. Аккадцы первыми в мире создали постоянную армию, вооруженную, в отличие от шумеров, не только секирами и копьями, но и луками. Войска Саргона Древнего покорили Шумер. Однако власть аккадцев не была прочной и продолжительной.

Вавилон был расположен в центральной части Междуречья, там, где Тигр сближается с Евфратом. Здесь же проходили важнейшие торговые пути и крупнейшие оросительные системы Месопотамии. Все это способствовало возвышению Вавилона. Расцвет города пришелся на время правления Хаммурапи (1792—1750 гг. до н. э.). Это был крупнейший политик и дипломат своего времени, выдающийся организатор и полководец. Ему удалось объединить под своей властью большинство семитических народов, населявших Междуречье. В историю же Хаммурапи вошел прежде всего как составитель одного из первых известных сборников законов, дошедших до наших дней. Двухметровый базальтовый столп с высеченными на нем законами был найден археологами в начале XX в.

Образование при Хаммурапи обширной Вавилонской державы потребовало значительных изменений религиозной идеологии. При этом многие шумерские божества заняли важное место и в общевавилонском пантеоне, сохранив свои прежние имена. Но появился и ряд новых богов.

Иногда новые, семитические, имена давались старым* шумерским богам, а некоторые из них долго сохраняли оба имени. Так, богиню любви и плодородия Иннину стали называть Иштар (у ассирийцев — Истар, у западных семитов — Аштарт, Астарта), бог Ларсы Уту, связанный с солнцем, получил название Шамаш — солнце (у евреев — Шемеш, у арабов — Шамс, у амореев и ассирийцев — Самсу, Самас). Бога Нингирсу переименовали в Нинурту. По своему происхождению эти и другие божества семитического пантеона были покровителями отдельных общин: Наннар — он же древний Сип — покровитель города Ура, Нинурта (прежний Нингирсу) — Лагаша.

Вершину вавилонского пантеона занимала великая божественная троица: Aнy, Энлиль, или в более позднее время Бел, Эа. Это были боги всего, что находилось на небе, на земле и иод землей. Ану, повелитель неба, взаимодействует с Белом, занимающим в триаде место владыки земли и действующих на земле сил природы, и оба они соединены с Эа,

Обелиск с законами водным богом города Эриду, которому в триаде иринадлежат все тайные подземные силы и который живет в безднах океана.

Этому разделению соответствует и вавилонское представление о трех частях мира. Но в отношении к культу Ану и Бел уже не играли важной роли. Правда, люди по-прежнему почитали их, а боги, имеющие дело с людьми, обращались к ним с таким же уважением и даже благоговением, но все же от них осталось фактически одно имя. Только Эа и в культе занимал первое место, и даже когда Мардук и Гибиль, бог огня, или другие боги действовали по его поручению, передавая миру его мудрость, то сам Эа сохранял свое положение творца и охранителя как бог неистощимых жизненных источников подземного мира.

Кроме Ану, Бела и Эа существовала и другая великая триада: Син, Шамаш и Иштар, или Син, Шамаш и Рамман.

Син, бог луны, стоит всегда впереди солнца. Поэтому у семитических народов начало дня считалось с захода солнца. Син уже в очень древние времена признавался отцом Шамаша и Иштар. Уже упоминавшаяся надпись Гудеа говорит о нем, что имя его никому не было открыто. В другом гимне из Ура сообщается, что Син не имеет над собой никакого судьи. Высокое его положение среди богов подчеркивается в том же гимне тем, что он именуется великим Ану, производителем богов, людей и всех живых существ. Прежде всего Син был богом растительного царства. По его слову произрастали растения и увеличивалось поголовье скота. Сина изображали в блестящей царской короне, похожей на двурогий серп луны. Жители Междуречья считали, что он приносит народам право, закон и справедливость.

Солнечный бог Шамаш в качестве сына Сина занимал положение ниже последнего, но как древний бог света он был почитаем и любим богами и людьми. Он вместе с Сином считался покровителем земледельцев. Ни у какого другого божества нравственное значение не выступало так явственно, как у Шамаша. Он являлся судьей небесного и земного мира, ведь своим светом мог проникнуть сквозь любую темноту с высоты неба до самых глубин земли. Суд Шамаша был скорым и справедливым. Преступники, воры и разбойники боялись его и трепетали перед ним, и всякие ночные страхи, наводимые злыми волшебниками и демонами, уничтожались ясным светом солнечного бога. Рамман был неразрывно связан с вавилонским сказанием о потопе. Как правило, его называли владыкой бурных волн. Хотя он и не принимал участия в совете богов, но исполнял их решения, по-видимому в качестве заместителя Бела, с дикой радостью и страшной силой. С громом выезжал он в черной туче; его бурные волны достигали до неба, так что испуганные боги вынуждены были спасаться бегством.

Со времени возвышения Вавилона, то есть с начала II тыс. до н. э., первое место среди богов переходит к покровителю Вавилона богу Мардуку. Вначале ему поклонялись как богу солнца, который дает рожь, пшеницу и ячмень, наделяя людей пищей. Все надписи свидетельствуют о том, что он признавался богом утреннего солнца. Он назывался сыном Эа, или первородным океана, потому что утреннее солнце ежедневно подымается из глубины океана, победоносно разгоняя туманы. Ежедневной победе восходящего солнца над тьмой ночи соответствовала ежегодная победа весеннего солнца, которое после мрачных зимних месяцев шлет на землю свой сияющий свет. Как солнечный бог, восстающий из недр океана, Мардук являлся богом мудрости, выносящим на свет тайны своего отца Эа, открываемые им богам и людям.

Много раз Мардук, подобно Эа, называется творцом людей, хотя единственный ли он творец — не ясно. Во всяком случае, Мардук безоговорочно признавался за царя богов. Хотя великая божественная триада и ставилась впереди него, а также Син и Шамаш упоминались еще раньше, хотя во время ассирийского владычества Ассур, главный бог ассирийцев, занимал более высокое положение, тем не менее именно культ Мардука стал основным в религии жителей Междуречья. Центром его стал храм Мардука в Вавилоне. Именно здесь происходила церемония возведения Мардука в цари богов. Во время торжества вавилонский бог играл исключительную роль, а прочие божества принимали лишь подчиненное участие.

Мало того, вавилонские жрецы создали своеобразное монотеистическое учение. Cогласно ему, существовал вообще только один бог Мардук, все другие боги — это лишь разные его проявления: Нинурта — Мардук силы, Нергаль — Мардук битвы, Эyлиль — Мардук власти и так далее. Стремление ввести монотеизм было связано с политикой вавилонских царей, как раз прибравших к рукам практически все Двуречье и превратившихся в самых влиятельных правителей Передней Азии. Но попытка введения монотеизма не удалась, вероятно, из-за сопротивления жрецов местных культов, и прежние боги продолжали почитаться.

Близким к Нинибу божеством был Нергал — бог жгучего солнечного жара, палящего южного солнца. Он бог с пламенным мечом, одетый страшным блеском, губитель и истребитель. Понятно, что вследствие этого он представал, с одной стороны, непобедимым богом войны, ведущим войска и сокрушающим врагов, а с другой — богом моровой язвы и властителем царства мертвых. В народном понимании эти представления были очень близки одно к другому. В гимнах воззвания к нему как к богу солнца чередуются с обращением к нему как к богу великого города мертвых, совершающему свой обход во время ночи. Эти два существующие и, казалось бы, противоположные свойства Нергала, который есть и бог солнца, и бог подземного мира, объясняются опустошительным действием в Вавилонии летнего солнечного зноя. Город Нергала, Куфа, был, в основном, городом мертвых.

Кроме богов, в религиозных текстах и мифах Двуречья часто упоминаются духи неба и духи земли: Игиги и Ануппаки. Это были помощники и посланники, исполнявшие повеления богов. Случалось, что и сами великие боги носили эти имена. Наряду с официальным культом богов-покровителей государства сохранялись и другие, древние и чисто народные, культы. Прежде всего, земледельческий культ божеств растительности и плодородия. Еще шумеры почитали Иннину, женское божество, богиню плодородия. В вавилонскую эпоху ее стали называть именем Иштар, как и богиню-покровительницу Урука. Вечерняя звезда — символ ее как богини-матери, богини роскошно цветущего плодородия и чувственной любви.

Следует сказать, что в религии шумеров женские божества играли более значительную роль, чем впоследствии, когда они превратились лишь в дополнение к мужским божествам с их правом на власть, а следовательно, и на поклонение. Только Иштар составляет исключение. Она всегда имела свой самостоятельный культ, что прослеживается практически во всех мифах Двуречья. Вот, например, характерный образец обращенной к Иштар молитвы:

Хорошо молиться тебе, как легко ты слышишь!

Видеть тебя — благо, воля твоя — светоч!

Помилуй меня, Иштар, надели долей!

Ласково взгляни, прими молитвы!

Выбери путь, укажи дорогу!

Лики твои я познал — одари благодатью!

Ярмо твое я влачил — заслужу ли отдых?

Велений твоих жду — будь милосердна!

Блеск твой охранял — обласкай и помилуй!

Сиянья искал твоего — жду от тебя просветленья!

Всесилью молюсь твоему — да пребуду я в мире!

И что сказал я, так, как сказал я, пусть и свершится!

В здоровье плоти и веселье сердца веди меня ежедневно!

Продли мои дни, прибавь мне жизни!

Да буду жив я, да буду здрав я, твою божественность да восславлю! Да достигну я моих желаний!

Тебе да возрадуются небеса, с тобою да возликует Бездна! Благословенна будь богами вселенной! Великие боги сердце твое да успокоят!**

Религиозная система Двуречья, изменявшаяся и совершенствовавшаяся усилиями разных народов на протяжении долгих веков, ко II тысячелетию до н. э. была уже достаточно развитой. Из множества мелких местных божеств, нередко дублировавших функции друг друга, выделилось несколько главных, повсеместно известных и наиболее почитавшихся. Сложилась также их определенная иерархия. На место верховного бога выдвинулся Мардук — бог-покровитель города Вавилона, влиятельные жрецы которого поставили его во главе месопотамского пантеона.

Начало второго тысячелетия до нашей эры стало временем, когда древний Вавилон, город богатейшего культурного наследия, объединил под своей властью большую часть территорий Междуречья. Хоть союз этот и оказался непродолжительным, он оставил свой значительный след в мировой истории. Вавилонские боги, древняя религия и мифология получат свое развитие в культуре будущих империй и государств по всей планете. Иштар – богиня Вавилона, Нибиру, Мардук и другие аспекты верований вавилонян еще не раз и не два станут основными темами научных дискуссий. А религия Вавилона, культурная жизнь и быт древнего города повлияют на развитие всего человечества.

Древний Вавилон – прошлое в будущем.

Столица империи, Вавилон, располагалась в самом центре Междуречья, там, где пересекались Тигр и Ефрат. Здесь же проходили и важнейшие торговые пути древнего Вавилона и шумерской цивилизации, соединявшие города и поселения, разделенные тысячами километров. Древний Вавилон, история этого могущественного города, пережил свой расцвет во время правления Хаммурапи, а именно в 1792-1750 годах до нашей эры. Хаммурапи, прославивший древний Вавилон, был мудрым политиком и дипломатом для своего времени и что не менее важно выдающимся торговцем, организатором и полководцем.

Первый свод законов в истории человечества принадлежит именно древнему Вавилону эпохи правления Хаммурапи, золотого века шумер. В начале 20 века археологами был найден двухметровый столб. Таблички древнего Вавилона, изображенные на этом столбе, оказались древнейшим сборником законов во всем мире.

Вавилонские боги

Образованный при Хаммурапи древний Вавилон, великая держава, потребовал значительных изменений в идеологии и религии. Что интересно, шумерские божества заняли важное место в новом пантеоне вавилонян, сохранив при этом свои имена и образы. Некоторые вавилонские богини и божества были известны под двумя ликами, новым, дарованным вавилонянами и старым шумерским. В редких случаях старым, шумерским божествам давались новые семитические имена. Но вместе с тем в пантеоне появились и оригинальные вавилонские боги, ставшие основой культурной и научной жизни великой державы.

Примером преемственности древнего Вавилона в первую очередь является богиня любви и плодородия Иннина, у вавилонян более известная как Иштар, богиня – мать. Также изменили свои имена, но не образы, бог Ларсы Уту, связанный со звездами, получивший в Вавилоне имя Шамаш и бог Нингирсу, переименованный в Нинурту и воплощающий календарь вавилонский. По своему происхождению эти божества и некоторые другие представители семитического олимпа древнего Вавилона являлись покровителями отдельных общин: Наннар – покровитель Ура, а Нунурта, защищал Лагаш.

Вавилонские боги – правители древнего пантеона.

Вершину пантеона вавилонян занимала божественная троица: Ану, Эниль и Бел. Позже к ним присоединился Эа. Эти вавилонские боги управляли всем, что находилось на земле, небе и под землей. Ану поваливал небесами и являлся кем-то вроде отца для вавилонских богов, на земле главенствовал Бел, а из-под земли и моря присматривали за их деяниями Эниль и Эа. Схожим разделением власти на три ипостаси могла похвастаться и вавилонская мифология. Подобно мифологии мезоамериканцев, а именно майя, ацтеков и инков, в верованиях вавилонян мир был разделен на части, правда, в отличие от индейских божеств вавилонские боги разделили мир на три части.

Ану был богом небес и отцом богини земли, именуемой Вау. Этот вавилонский бог господствовал надо всем сущим. Многие обитатели пантеона приходились ему сыновьями. Вавилонские легенды говорят, что боги беспрекословно слушались приказаний Ану и в сложные моменты обращались к нему за помощью. Также согласно сказаниям, творением Ану являлся не только мир, но и календарь Вавилона. Несмотря на это, повелителя вавилонского пантеона можно назвать ленивым богом, он никогда не действовал сам, лишь раздавал приказы и указания, которые выполнялись божествами вавилонян.

Вавилон боги

Вторым членом великой троицы был Бел, которого вавилонские боги нарекли владыкой земли. Его повеления также были непреложными, однако, он не обладал абсолютной властью. Белу приходилось отчитываться за свои деяния перед Ану. Вавилон, древний мир шумер, жил по своим правилам. Древние цари вавилонян получали власть именно из рук Бела, лишь с его позволения можно было управлять государством. Кроме того, практически весь древний Вавилон, боги и простые люди жили в страхе перед Бел, пред его мощью и властью. Он в качестве повелителя земли, как вавилонский господь, решал судьбу людей, определял, кому жить, а кому и когда умереть. Бел управлял и погодой. Он мог послать дождь, в котором так нуждались поля и урожай, а мог наслать и ураган, который по воле богов уничтожал города и поселения крестьян. Религия, Вавилон сделали Бела богом двух обличий, двух настроений и характеров.

В отличие от Бела бог Эа, третий повелитель олимпа вавилонян, являлся добрым существом. Скрижали, древние тексты и календарь вавилонян, в котором был отображен Эа, описывают его как повелителя водной стихии. Согласно легендам он обитал на дне морей, озер и рек. Вавилонскими богами покровителю водной стихии, коим являлся Эа, было даровано множество титулов и имен. Считается, что Эа также был властителем жизни и отцом всех земнородных. Еще одной ипостасью Эа являлось покровительство над ремеслом, ремесленниками и драгоценными металлами.

Религия Вавилона – воплощение власти природы и Солнца.

Имело место в мифологии вавилонян и еще одна великая троица богов: Иштар, Шамаш и Син. Син был богом луны, стоящим впереди солнца. Он являлся отцом Шамаша и Иштар, которой принадлежали ворота Иштар, врата жизни. По своим функциями Син прежде всего – покровитель растительного царства. По его желанию, согласно религии Вавилона, спел урожай, росли деревья и цвели древние сады. Син не имел над собой судьи и в своих деяниях не отчитывался не перед кем. Лишь великий Ану был выше его по статусу, и лишь его он боялся. На своих изображениях Син представал в царской короне в форме серпа Луны. А боги и храмы Вавилона, подчинявшиеся и принадлежащие ему, были одеты и декорированы в символику спутницы Земли.

Боги древнего Вавилона

Древний Вавилон, Религия шумерского народа говорит, что Шамаш являвшийся сыном Сина, покровителем Солнца и земледелия, занимал положение ниже, чем у отца, однако, был божеством, почитаемым и любимым среди простого народа. Религия Вавилона преподносит его еще и как покровителя земной жизни. Он являлся судьей для всего сущего, ведь своим светом он мог озарить даже темнейшие уголки земли и узреть любые деяния. В религии Вавилона скромный, но справедливый суд Шамаша был верховным органом власти. Хоть Шамаш и не принимал непосредственного участия в совете главенствующих богов, однако, именно ему, как заместителю Бела, поручались важнейшие задания. Религия Вавилона не выдвигала Шамаша на лидирующие позиции местного олимпа, но благодаря любви народа, он сумел продвинуться и занять почетное место в мифологии вавилонян.

Древний Вавилон – город мифологических революций.

История государства Вавилонян хоть и не была продолжительной, однако, могла похвастаться огромнейшим количеством важнейших событий. Так за свое недолгое существование власть над миром людей сумела перейти из рук великого Ану, в руки бога Мардука. Вначале своего пути Мардук почитался как бог Солнца, покровитель злаковых культур. Также Древний Вавилон нарекал его богом утреннего солнца, и покровителем архитектуры. Согласно легендам, именно благодаря знаниям, дарованным Мардуком, древний Вавилон, архитектура города стали такими, какими они запечатлены на страницах истории.

Постепенное превращение из небольшого поселения в центр древнего мира, которое пережил Древний Вавилон, повлияло и на статус Мардука. На его плечи были окончательно взвалены ответственность за земную жизнь и за поведение богов местного олимпа. Так в обновленных сказаниях о сотворении мира именно Мардук становится божеством, создавшим вселенную из частей тела дракона Тиамат. А его деяниям приписывалось создание такого артефакта как вавилонский календарь. Преображения Мардука не коснулись лишь его происхождения. Он, как и раньше, считался сыном Эа, покровителя моря. Оно и понятно, древний Вавилон располагался таким образом, что утреннее Солнце вздымается из воды и опускается в воду на закате.

Мать Иштар - богиня порядка.

Богиня Иннику, в вавилонскую эпоху переименованная в Иштар, занимала привилегированное положение в пантеоне междуречья. Иштар – богиня плодородия была одним из важнейших женских божеств. Ее роль в мифологии вавилонян невозможно недооценить.

Вавилонские боги и богини

На судьбу Иштар, богини мира и земли, выпало немало испытаний. С одной стороны она почиталась как мать богов и людей, а с другой бранилась, как сладострастная незамужняя богиня, которая никак не может определиться с выбором спутника. Ворота богини Иштар, то с чем в наше время ассоциируется эта богиня, были не главным ее достижением. К заслугам матери богов также можно отнести создание или, по крайней мере, частичную роль в создании такого артефакта как вавилонский календарь на будущее.

Однако не одними лишь артефактами и похотью прославилась эта богиня. Иштар, богиня земли, известна и благодаря своим неоднозначным поступкам. Так в легендах жестокая и опасная Иштар посылает на смерть одного из своих мужей, а за тем из-за скорби бросается за ним в бездну подземного мира. Но это лишь одна, темная ипостась великой богини. Можно встретить сказания, где Иштар, богине земли отводится роль покровительницы утренней звезды, предвестницы порядка и ясного дня. Легенды, повествования и мифы, которые создал Вавилон, календари, описывающие судьбу и историю, представляют звезду – Иштар, как добрую и любимую народом богиню, дочь неба.

Встречается и третий, более редкий облик Иштар, (вообще стоит сказать, что это единственное божество в мифологии вавилонян, которое обладало тремя обликами) согласно которому она – богиня битв, вооруженная луком и колчаном со стрелами. В одном из гимнов древних вавилонян, посвященных Иштар, говорится: “Я – владычица битв, я призываю к жатве”. В образе строгой и девственной богини войны она все также почиталась как богиня плодородия. Возможно, смещение ролей пошло ей на пользу, как-никак Иштар, богиня земли, сегодня более известная под ликом добродетели, а не как ревнивая и злая Иштар, отправившая своего мужа на погибель.

Древние писания, календарь древнего Вавилона и другие археологические находки указывают на то, что мужским дополнением Иштар на протяжении всей мифологической истории являлся бог Думузи. В переводе его имя означает “отпрыск” или “молодая ветвь”. Неизвестно получил ли Думузи свое имя от одного из месяцев, которым наделен Календарь-Вавилон или наоборот месяц был назван в честь бога, спутника матери земли.

Следует отметить, что в религии шумер женские божества отыгрывали куда более значительную роль, чем это было впоследствии, когда во главе государства стал Вавилон и его пантеон богов. Лишь одна Иштар была исключением. И при шумерах, и в эпоху Хаммурапи Иштар была уважаемой и почитаемой. В ее честь и тогда, и тогда возводились храмы и читались молитвы. Но вместе с тем Иштар, богине земли, под ее первым именем, Иннику, принадлежало куда больше власти. Даже на ней, хоть и в меньшей мере, сказалось бремя патриархата. Со временем влияние женских сущностей ослабевало, пока богини не превратились в безликих спутниц своих мужей, и лишь одинокая звезда Иштар сияла на небосводе.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Бог Мардук счи­тал­ся сы­ном бо­га Эйя (шу­мер­ское Эн­ки), бо­га под­зем­ных вод, муд­ро­сти и ре­мё­сел и бо­ги­ни Дам­ки­ны. Его суп­ру­га бо­ги­ня Цар­па­ни­тум, сын - бог пись­ма и муд­ро­сти На­бу, главный бог города Бор­сип­пы. Пер­во­на­чаль­ный ха­рак­тер бо­же­ст­вен­ных функ­ций Мардука ос­та­ёт­ся не­из­вест­ным, но позд­нее он был свя­зан с во­дой, рас­ти­тель­но­стью, су­дом и ма­ги­ей.

От­дель­ные упо­ми­на­ния име­ни Мардук по­яв­ля­ют­ся в кли­но­пис­ных тек­стах с конца III-го тысячелетия до нашей эры. Од­на­ко до тех пор, по­ка город Ва­ви­лон был ма­ло­зна­чи­тель­ным про­вин­ци­аль­ным цен­тром, главный городской бог Ва­ви­ло­на Мардук ос­та­вал­ся од­ним из мно­же­ст­ва не­зна­чительных млад­ших бо­гов ме­со­по­там­ско­го пан­те­о­на. Бо­лее важ­ную роль культ это­го бо­га стал иг­рать с начала II-го тысячелетия до нашей эры, со вре­ме­ни прав­ле­ния I ва­ви­лон­ской ди­на­стии. Пре­вра­ще­ние Ва­ви­ло­на в по­ли­тический и эко­но­мический центр Ме­со­по­та­мии при Хам­му­ра­пи (XVIII век до нашей эры) уси­ли­ло зна­че­ние это­го го­ро­да как ре­лигиозного цен­тра и по­ло­жи­ло на­ча­ло дли­тель­но­му про­цес­су, в хо­де ко­то­ро­го бог Мардук ока­зал­ся во гла­ве ме­со­по­там­ско­го пан­те­о­на.

За­вер­ше­ние это­го про­цес­са свя­за­но, по-ви­ди­мо­му, с со­бы­тия­ми прав­ле­ния На­ву­хо­до­но­со­ра I (XII век до нашей эры). Имя это­го ца­ря Ва­ви­ло­на на­дол­го со­хра­ня­лось в па­мя­ти по­том­ков, по­то­му что он су­ро­во отом­стил эла­ми­там за раз­граб­ле­ние Ва­ви­ло­на и вер­нул ста­тую Мардука, уве­зён­ную в сто­ли­цу Эла­ма город Су­зы. Три­ум­фаль­ное воз­вра­ще­ние ста­туи Мардука в Ва­ви­лон и вос­ста­нов­ле­ние его куль­та как по­кро­ви­те­ля го­су­дар­ст­ва и ин­сти­ту­та цар­ской вла­сти окон­ча­тель­но ут­вер­ди­ло по­ло­же­ние это­го бо­га во гла­ве ме­со­по­там­ско­го пан­те­о­на. Не­ко­то­рые ис­сле­до­ва­те­ли да­же ви­дят в этих со­бы­ти­ях от­ра­же­ние пер­вых ша­гов дви­же­ния ре­лигиозного соз­на­ния в на­прав­ле­нии к мо­но­те­из­му.

Глав­ный храм Мардука в Ва­ви­ло­не - Эса­ги­ла впер­вые упо­ми­на­ет­ся в кли­но­пис­ных тек­стах конца III-го тысячелетия до нашей эры. К началу I-го тысячелетия до нашей эры во­круг Эса­ги­лы вы­рос боль­шой хра­мо­вый ком­плекс, со­сто­яв­ший из со­тен зда­ний, вы­стро­ен­ных во­круг трёх боль­ших от­кры­тых дво­ров. К се­ве­ру от не­го на­хо­дил­ся ог­ром­ный зик­ку­рат (мно­го­сту­пен­ча­тый храм), на верх­ней тер­ра­се ко­то­ро­го рас­по­ла­га­лось ещё од­но свя­ти­ли­ще Мар­ду­ка.

Мардук изо­бра­жал­ся в ви­де че­ло­ве­ка в бо­га­том го­лов­ном убо­ре и пла­ще, ук­ра­шен­ном зо­ло­ты­ми звёз­да­ми. В ру­ках он дер­жит свои бо­же­ст­вен­ные ре­га­лии: ски­петр, тре­зу­бец или мол­нию. Свя­щен­ное жи­вот­ное Мардука, ко­то­рое час­то изо­бра­жа­ют ря­дом с ним, так на­зы­вае­мый дра­кон с раз­дво­ен­ным язы­ком (муш­хуш­шу), объ­е­ди­ня­ет в се­бе чер­ты льва, ор­ла и змеи.

Древний город Вавилон существовал очень долго и был центром государств, созданных разными народами. Их мировоззрение, верования, традиции и практические знания переплелись и вместе породили то, что именуют культурным наследием Вавилона. Благодаря многочисленным находкам клинописных табличек и успешной расшифровке клинописи ученым достаточно много известно о вавилонской культуре.

Клинопись и ее культурное значение

Вавилон создавался и управлялся разными народами – шумерами, аккадцами, арамейцами, ассирийцами… Точная дата его основания неизвестна, но письменные и археологические источники доказывают, что в IV тыс. до н.э. город уже существовал. При этом относительно хорошая изученность истории Вавилона во многом объясняется ранним появлением здесь письменности – сохранившиеся письменные документы рассказывают много о древнем государстве.

Вавилонская письменность возникла благодаря развитию письменности пиктографической – по мере усложнения языка и понятийного аппарата. который требовалось отображать в записях. Восходит эта письменность к шумерской древности, но именно вавилоняне сделали ее в середине II тыс. до н.э. своеобразным языком международного общения в Передней Азии. Клинописью пользовались Ассирия, Сирия, Урарту, даже Персия и частично Египет.

Глиняный цилиндр с клинописным текстом

Широкому распространению этого способа записи способствовало наличие в древнем Вавилоне школьного образования. Школы создавались при храмах, писцы считались одновременно и служителями культа, жрецы были грамотны. Школы учили не только грамоте, но и началам основных наук, основам религии, музыке и некоторым другим дисциплинам. Археологами были найдены даже учебные пособия – словари и счетные таблицы для учеников.

Благодаря такой системе подготовки кадров и относительной простоте клинописи она стала первым важным вкладом Вавилона в мировую культуру. Благодаря клинописным записям ученым известно многое о религиозных представлениях вавилонян, их праве и научных знаниях.

Вавилонская религия и мировоззрение

Религия Вавилона формировалась на основе религиозных воззрений всех городов-государств Месопотамии и представлений разных народов. Богов было много, представления об их роли и значении были разными в разные периоды. Наряду с главными богами (покровителями стихий и главных сил мироздания) почитались и местные, считавшиеся покровителями отдельных городов и даже отдельных людей.

Храмы и жрецы играли большую роль в жизни вавилонян. Но роль эта скорее относилась к устройству земной жизни – боги полагались способными вмешиваться в жизнь людей, помогать им или наказывать их, а жрецы выступали в роли посредников. Храмы также были центрами культуры, образования, медицины; жрецов полагали магами, способными творить чудеса. Вопросы же посмертного устройства души вавилонян беспокоили относительно мало, хотя они и верили в то, что после смерти душу ожидает некий божественный суд.

Некоторые из богов Вавилона

Очевидно, что главные вавилонские боги воплощают силы природы. Однако с развитием общества и государства толкование их образов менялось. Подъем Вавилона вызвал рост авторитета Мардука. Он стал считаться основоположником мироздания (через победу над хтоническим чудовищем по имени Тиамат) и правителем мира. Так через религию укреплялся авторитет власти – вавилонский царь признавался воплощением и представителем Мардука на земле.

Для почитания богов в Вавилоне строили зиккураты – башни-храмы в виде усеченной ступенчатой пирамиды на 3 уровня. Верхний уровень считался жилищем бога; остальные два занимали жрецы, там проводились различные обряды.

Жрецы убеждали людей, что боги наделяют их особыми способностями, магическими дарованиями. Это укрепляло авторитет жречества. Нередко за магию выдавали, например, медицинские манипуляции – в этом виде она приносила пользу.

Вавилонский царь перед богом

Развитие науки в Вавилоне

Земледельческое хозяйство Вавилона зависело от разливов Евфрата. Их следовало точно предсказывать, наперед знать их сроки. Раздел земли, строительство храмов и укреплений требовали сложных расчетов. Наконец, совершенствование государства требовало правовой системы и строгого учета.

Соответственно, из наук в Вавилоне наибольшее развитие получили астрономия и математика. Здесь вели подобие исторических хроник, описывая деяния того или иного правителя. Вавилон – родина древнейшего из известных писаных сводов законов – так называемых законов Хаммурапи ( XVIII век до н.э.).

Вавилонским астрономам были известны 5 планет Солнечной системы (что следует из уже упомянутых их ассоциаций с богами). Они также составили достаточно точный календарь (год был поделен на 354 дней, но периодически добавлялись дополнительные дни для корректировки) и установили прохождение Солнца через 12 зодиакальных созвездий (это представление сохраняется и сейчас).

Математика в Вавилоне опиралась на числа 5 и (в большей степени) 6 и производные от него (12, 30, 60…). Отголоски этой системы сохраняются в делении круга на 360 градусов и в некоторых других формулах. В Вавилоне знали теорему Пифагора и ее доказательство, умели рассчитывать объем усеченной пирамиды (это было необходимо для строительства зиккуратов) и приблизительно – длину окружности. Для упрощения расчетов составлялись особые таблицы умножения, сложения и вычитания.

Вавилонская табличка с геометрическими расчетами

Искусство в Вавилоне

Археологические раскопки дали ученым также представление об уровне и особенностях развития вавилонского искусства. Хотя древний кирпич в условиях Месопотамии сохраняется плохо, обнаруженные руины городов (включая и сам Вавилон) позволили понять, что застройка столицы была плановой, в городе имелись четко выделенные улицы, на которые можно было попасть через въездные ворота.

Здания в Вавилоне имели форму параллелепипеда или усеченной пирамиды, строились преимущественно из кирпича, иногда из камня. Характерной особенностью является отделка внешних стен дворцов, храмов и главных городских ворот цветной плиткой, которой даже выкладывали различные изображения.

мозаичные изображения животных в Вавилоне

Вавилонское изобразительное искусство ориентировалось более на такую своеобразную мозаику, а также на рельефные изображения, вырезанные на камне. Скульптура была более примитивной – возможно, особенности местного камня не давали ей становиться более утонченной. Скульптурные изображения людей (царей, богов, жрецов) и животных довольно схематичны. Но вот рельефные изображения (их нельзя назвать барельефами из-за недостаточной фактурности) бывают весьма сложными.

Среди изображений животных преобладают львы, но есть и фантастические создания, соединяющие в себе черты многих видов. Имеются даже рельефы, на которых изображено мифическое чудовище Тиамат.

О вавилонской музыке известно немногое, так как музыкальные инструменты не могли сохраниться до наших дней. Однако известно, что музыка в Вавилоне была – в том числе в храмовом варианте. То же можно сказать о танцах. Сохранившиеся в письменных источниках упоминания говорят о том, что существовали и народные музыка и танцы, в том числе сопровождавшие разные обряды, связанные с хозяйствованием или профессией.

Самое известное произведение вавилонской литературы – поэма о герое Гильгамеше, его борьбе с разными чудищами, дружбе с лесным зверочеловеком Энкиду и поисках рецепта бессмертия. В нескольких списках найдена также история о путешествии богини Иштар в царство мертвых (так в вавилонской мифологии отображается идея природного возрождения и круговорота жизни) и о борьбе Мардука с Тиаматом. Немалую известность получила также история, называемая иногда басней об орле и змее.

Мардук и Тиамат

Вавилонские писцы старательно переписывали литературные произведения. Поскольку клинописные тексты наносили на мягкие глиняные таблички, которые затем обжигались, сохранялись они долго и хорошо. Множество из них уже обнаружены археологами и прочитаны, что и позволяет весьма полно судить о состоянии литературы в Вавилоне.

Значение культуры Вавилона

Вавилон в эпоху своего расцвета был высокоразвитым, сильным государством. Поэтому его культура повлияла даже на те народы, с которыми у вавилонян были не лучшие отношения. Этот факт отображен, например, в библейских преданиях, где Вавилон неизменно выступает в символической роли врага всего, что важно для еврейской религии.

Как уже было сказано, клинописью в течение веков пользовались многие народы – как относительно простой системой ведения записей. Во многих культурных традициях отразилась также вавилонская система счисления (римляне, к примеру, считали дюжинами, то есть 2 по 6, а мы ныне выделяем 12 зодиакальных созвездий, делим сутки на 24 часа, час – на 60 минут, а окружность на 360 градусов). А вот теорему Пифагора Пифагору пришлось формулировать и доказывать заново.

Вавилонская религия тоже отразилась на традициях многих народов. Особой популярностью пользовалась Иштар, которую почитали в Египте, Персии, Мидии – во многих странах.

Ворота Иштар в Вавилоне - реставрировано

Хотя гибель Вавилона в середине VI века до н.э. в результате персидского завоевания ограничила возможности распространения его влияния, все же оно было достаточно велико. И именно отражение силы и могущества этого древнего государства в Библии вызвало интерес к его истории у археологов. В результате история Вавилона на сегодня изучена достаточно хорошо – над этим работало множество историков и лингвистов.

Читайте также: