Доклад про тюркский каганат

Обновлено: 02.07.2024

Древние тюрки

Древние тюрки (=Тюркюты=Тюгю)

Алтайские тюрки (=тюркюты=тюгю) считаются прямыми потомками хуннов. А вот правящий у них род Ашина был монгольского или смешанного монголо-тюркского происхождения.

В начале V века Ашина подчинялись хуннскому князю Мугяню, владевшему Хэси (см. выше). В 439 году Мугянь был разбит тобасцами из Вэй. Ашина с подчинёнными ему 500 семействами бежал на Алтай и стал вассалом жужаней. Его наследники были подданными жужаней более ста лет. За это время тюрки размножились, окрепли, создали мощную конницу. Обретя могущество, они в 551 году под предводительством Бумына восстали против жужаней и быстро разгромили их. После этого Бу- мын принял титул кагана, но вскоре умер. Далее тюрки повели многочисленные войны на востоке, западе и юге, покорили множество племён, народов и государств, создав огромную империю, охватывавшую пространства от Маньчжурии до Чёрного моря.

Династия Ашина

Восточнотюркский каганат

Бумын (Тумын, Иль-хан) (каган с 551 года) 534-552

Кара Иссык-хан 552-553

Мугань-хан (Яньды, Кушу) 553-572

Таспар (Тобо)-хан 572-581

Шаболио (Бага Ышбара-хан) 581-587

Чулохоу (Бага-хан) 587/588

Кара Чурин-Тюрк (Тардуш-каган) 599-604

Жангар (Толис-каган) 604-608

Кат Эль-каган (Тугбир) 620-630

Гибель каганата под ударами китайских войск.

В 556 году Истеми, брат Бумына, возглавил поход тюрков на запад. Практически с этого момента началось разделение каганата на Восточный и Западный. Хотя до 599 года официально каганами считались потомки Бумына, но западная часть каганата практически им не подчинялась.

В 599 году каганом стал сын Истеми Кара Чурин-Тюрк. Теперь уже возмутилась восточная часть каганата. В разгоревшейся борьбе Кара Чурин-Тюрк потерпел поражение, а каганат распался окончательно на Западный и Восточный, каждый со своими каганами.

Истеми (Синджиб) ум. 576

Кара Чурин-Тюрк (Дяньгу) 576—604

Таман (Дамань) 604-611

Кюлюг Эльбильге-каган 630-631

Шили (Ирбис Болун-ябгу-каган) 631—633

Нишу-шад (Дулу-каган) 633-634

Тонг-шад (Ышбара Эльтериш Шир-каган) 634—638

Юкук-шад (Ирбис-Дулу-каган) 638—642

Иль-Кюлюг-шад (Ирбис-каган) 639—640

Багадур (Ирбис Ышбара-ябгу-каган) 640-641

Период 641—642 гг. — междуцарствие.

Ирбис Шегуй-каган 642—651

Хуллыг (Нивар Ышбара-ябгу-каган) 651—657

Гибель каганата под ударами китайских войск. Его территория была разделена на два губернаторства. Одно соответствовало ареалу расселения племён дулу, другое нушиби. Во главе первого был поставлен Ашина Мише (ум. в 664 г.), второго — Ашина Бучжэнь (ум. в 667 г.).

Второй тюркский каганат

Каганат возник в результате восстания тюрков и примкнувших к ним остатков различных других племён против китайцев. Довольно быстро китайское господство в степи было свергнуто, а тюркский каганат возрождён.

Каганы Второго каганата не принадлежали к главной ветви династии Ашина.

Итмиш (Ильтериш) Нишу-бег 679—680

Кутлуг Эльтериш-каган 682—693

Мочжо Капаган-каган 693—716

Могилянь Бильге-каган 716—734

Йоллыг Тенгри-каган 734—739

Бильге Кутлуг-хан 739—741

Окончательная гибель каганата под ударами китайских и уйгурских войск. Последний каган убит уйгурами, к которым и перешла власть в степи.

Использованы материалы кн.: Сычев Н.В. Книга династий. М., 2008. с. 655-658.

Гост

ГОСТ

Тюркский каганат – это мощное средневековое государство в Азии, которое было создано племенным союзом древних тюрков, управляемых вождями клана Ашина.

Легенды о происхождении тюркского народа

  • Сасанидским Ираном
  • Византией,
  • царствами Северного Китая.

Северное Чжоу и Северная Ци фактически стали данниками каганата.

Существует несколько легенд о происхождении тюрков.

Согласно другой легенде, предки тюрков происходили из племени Со, некогда жившего к северу от хунну. У ее лидера Апанбу было 70 братьев, старший из них, Нишиду был рожден волком и обладал исключительными способностями. Ему соответствовали и его жены:

Дочь лета подарила ему четырех сыновей, и один из них, Нодулу-шад, взявший имя Тюрк, правил над горами Басычусиши. У Нодулу было 10 жен, и сын Ашина был самым младшим из них. После смерти отца его силу должен был унаследовать тот из сыновей, кто выше всех вспрыгнет на дерево. Ашине это удалось. Став вождем, он взял себе имя Асянь-шад.

Готовые работы на аналогичную тему

Ранняя история каганата

После смерти Бумыня в 552 году на престол взошел его сын, который принял титул Кара Иссык каган, нанесшего полное поражение жужаням. После победы каган умирает при загадочных обстоятельствах и государством управляет его брат Мукан-каган. В 553 г. жужане снова потерпели поражение, и тюрки стали хозяевами всей степи к востоку от Алтая. В 554 году младший брат Бумыня Истеми-каган организовал поход на запад. Ослабленные набегами жужаней усуни не сопротивлялись и уже в 555 году войска Истеми вышли к Аральскому морю. Однако племена эфталитов и уар, живших к северу от Аральского моря, упорно сопротивлялись и не были покорены до 558 года. Тюрки достигли Волги, но не переправились через нее.

В 561 году был заключен союз с Ираном против эфталитов. В 564 году войска шаха Хосрова Ануширвана заняли стратегически важный район – Тохаристан. В 565 году тюрки выиграли битву при Нахшабе, Согд присоединили к каганату. В 567 г. под Бухарой тюрки разбили эфталитов.

Завоевав Среднюю Азию каганат получил контроль над значительной частью Великого шелкового пути.

Согдийцы и тюрки хотели наладить торговые отношения с Византией, но им мешал Иран. В связи с этим в 568 г. Истеми-каган направил в Константинополь посольство. В результате переговоров с византийским императором Юстином II было подписано торговое соглашение и военный договор против Ирана. По условиям византийско-тюркского договора Иран обязался платить каганату дань в размере 40 000 золотых динаров в год, а также не препятствовать торговле тюрков.

Но уже в 575 году Византия объединилась с Ираном против тюрок. В ответ в 576 году тюркские войска нанесли поражение вассалу Византии – Киммерийскому Босфору, предприняли победоносные походы на Западный Кавказ и в Крым.

Распад каганата

Однако вскоре мощь тюркского государства пошатнулась. После смерти Тобо-хана в 581 году Тюрский каганат ослаб, основными причинами этого стали:

  • внутренние войны,
  • усиление социальных противоречий,
  • угроза со стороны Китая,
  • войны с соседними странами.

В 603 году великая держава распалась на два враждующих и нестабильных объединения: Восточный тюркский каганат (с центром в Монголии) и Западный (с центром в Семиречье). Восточный каганат быстро пришел в упадок и в 630 году попал под удары армии Китайской империи Тан. Западно-турецкий каганат сохранял свое господство в Средней Азии еще 20 лет, но в 651 г., и его основные силы были разбиты китайскими войсками.

Второй каганат

В 682 году возник Второй тюркский каганат, возглавляемый правителем Илтересом, из того же клана Ашина. Каганат распространил свое влияние на земли Семиречья, Забайкалья и Маньчжурии.

Наибольшего расцвета государство достигло во время правления Бильге-кагана (716-734). Тюрки сначала нанесли поражение китайским союзникам, затем самому Китаю. После смерти Бильге между его наследниками началась борьба за престол.

Убийство последнего правителя каганата Озмиша в 744 году положило конец Второму тюркскому каганату. На месте которого возник Уйгурский каганат (745-840).

Каганат распался, но тюрки не исчезли. Часть их мигрировала на север, в лесостепь Западной Сибири (Приобье, Обь-Иртышское междуречье), где способствовала формированию сросткинской культуры и существенно повлияла на развитие местных культур:

  • Усть-Ишимской,
  • Верхнеобской,
  • Релкинской.

Другие, наряду с киргизами Енисея, участвовали в изнурительной войне с уйгурами (820-840 гг.), в результате которой была разрушена уйгурская столица – город Ордубалык. Новый каганат, уже Кыргызский, включал Алтай с предгорьями и землями к западу почти до Прииртышья. В X веке племена киданей прогнали кыргызов с территории Монголии. Это последние сведения о древних тюрках, сохранившиеся в китайских династических хрониках.


В статье кратко рассказывается о великом тюркском народе и событиях, приведших к созданию одной из самых могущественных империй. Из текстов, вырезанных на древнетюркских Орхонских памятниках, ученые узнали об этногенезе, истории, культуре и духовности всех тюркских народов. Эти записи в полной мере отражают духовное представление тюрков, их понимание временной среды, количества и показывают сеть общественных отношений – проблему власти и управления в тюркском ханстве.

Ранняя история

По легенде, от хуннского царевича и волчицы появился род Ашина. Они жили в горах Алтая, число их оценивалось в несколько сот семейств. Считается, что Ашина Асяньше стал вассалом жужаньского кагана. В середине V века Ашина поселились на южной стороне Алтая и стали добывать железо для жужаней.


Тюркский период (555-745 гг.). Фрагменты здания из мемориального комплекса в Орхонской долине, Монголия.

Многочисленные племена народа теле, расселявшегося в северо-восточном Семиречье, долине Иртыша и Джунгарии, восстали против жужаней и в 482 году создали собственное государство. Оно просуществовало недолго, и в 516 году теле вновь попали в зависимость от жужаней. Одно из алтайских племён Ашина поставляло для жужанской империи железо. Этому племени суждено было сыграть особую роль в истории Евразии. Именно подданные Ашина стали впоследствии называться тюрками.

Тюркский Каганат

После смерти Бумына в 552 году на престол вступил его сын, принявший титул Кара Иссык каган, который нанёс полное поражение жужаням. После победы каган погибает при загадочных обстоятельствах, и государство возглавляет его брат Мукан-каган. В 553 году жужани были вновь разбиты, и тюрки стали хозяевами всей степи к востоку от Алтая. В следующем году начался поход тюрков на запад, возглавленный младшим братом Бумына Истеми-каганом. Усуни, ослабленные набегами жужаней, не оказали сопротивления, и уже в 555 году войска Истеми достигли Аральского моря. Однако племена уар и эфталитов, живших к северу от Арала, оказали яростное сопротивление и были покорены только к 558 году. Тюрки вышли к Волге, но не стали её переходить. Так, за короткий срок была создана огромная кочевая империя, охватывающая территорию от Волги до Хинганских гор.

В 561—563 годах тюрки заключили с Ираном союз против эфталитов. В 564 году войска шаха Хосрова Ануширвана заняли стратегически важную область — Тохаристан. В 565 году в битве у Нахшаба тюрки одержали победу, и Согд был присоединён к каганату. Основные силы эфталитов были разбиты тюрками в 567 году под Бухарой. После завоевания Средней Азии, каганат стал контролировать значительную часть Великого Шёлкового пути.


Изображения тюрков из монгольского аймака Завхан.VI-VIII вв.

Тюрки и согдийцы, находившиеся под их властью, были заинтересованы в прямых торговых связях с Византией. Иран этому препятствовал. В связи с этим в 568 году Истеми-каган направил посольство во главе с согдийским купцом Маниахом в Константинополь. По итогам переговоров с византийским императором Юстином II были подписаны торговое соглашение и военный договор против Ирана. После заключения византийско-тюркского союза Иран обязался выплачивать каганату дань в размере 40 тысяч золотых динаров ежегодно и не препятствовать торговле.

В 575 году Иран и Византия объединились против тюрков. В ответ на это в 576 году тюркские войска разгромили вассала Византии — Боспор Киммерийский, предприняли победоносные походы в Крым и Западный Кавказ. Благодаря этим завоеваниям каганат стал контролировать все важные участки Великого Шёлкового пути, что обеспечивало тюркской знати огромные прибыли от караванной торговли.

Распад Каганата

Однако могущество тюркской державы вскоре пошатнулось. После смерти Тобо-хана в 581 году, произошло ослабление Тюркского каганата, основными проявлениями которого стали усиление междоусобных войн, обострение социальных противоречий, наступление Китая на границы Каганата, войны с соседними странами. В 603 году Тюркский каганат распался на Западно-тюркский и Восточно-тюркский каганаты.

Краткая история Второго Тюркского каганата… как пример пассионарности для каждого Казахстанца. «Примерно за 60 лет (681–744 гг.) сформировалась, расцвела, затем исчезла необычная держава…

Краткая история Второго Тюркского каганата… как пример пассионарности для каждого Казахстанца.


Конечно, план был грандиозен, но не весь реализован. Остается неизвестным, шла ли речь о захвате земель или об их разграблении, о подчинении или истреблении врагов. Судя по надписям, создается впечатление, что одни и те же события повторяются с упрямой периодичностью. Частично так оно и есть. Походы в Китай начинаются в 683 г., затем повторяются в 685, 687, 694, 698, 699 и 702 гг. Первая кампания в Согдиану имела место в 700–701 гг.; вторая, по призыву жителей Бухары, в 707 г.; по сведениям арабских историков, третья произошла в 712–713 гг. Она привела к покорению всей страны, кроме Самарканда. Что касается конфликтов между племенами, они остаются необъяснимыми. Кыргызы, к примеру, терпят поражение только для того, чтобы вновь подняться, или, по крайней мере, отличаются редким даром сопротивления. Между прочим, именно на добровольном или вынужденном сотрудничестве различных племен держалась Тюркская империя, как и любая империя степей. Империя тогуз огузов особенно показательна в этом отношении. Присоединение этой группы племен к Кутлугу в 681 г. оказалось решающим фактором, а ее раскол, начиная с 716 г., ознаменовал закат Бильге кагана. Хотя именно Бильге каган гибкостью своей политики обеспечил двадцатилетний мир (722–742 гг.) всему Тюркскому каганату.

Благодаря его советнику Тонюкуку впервые в истории империи тюрков была принята политика, ориентированная на развитие собственной тюркской культуры. До того господствовало китайское влияние. Этот момент чрезвычайно важен, здесь была не только борьба государств, но и борьба культур, борьба мировоззрений. Великая степь манифестом заявила свое право не быть ни Китаем, ни другим государством, а быть только собой. Борьба за это велась еще со времен хуннского Модэ шаньюя.

Тонюкук наметил новую мирную и военную программу действий: победами вынудить врага согласиться на приемлемый мир, не доводя противника до отчаянного сопротивления, и объединить тюркский мир в единый народ. Тюркскому каганату от агрессивного Китая нужны были мир и независимость. И эти задачи решал Бильге каган.

P.S. Все что делали Каганы второго Тюркского Каганата и делал Тюркский народ было все во блага народа, они не смотрели что соседи были сильными и у них было экономическое, военное, количественное превосходство. Тюрки добивались своего! наши предки наводили ужас и страх на всю Евразию, на все соседние державы. Наши предки просто делали то чтобы увеличить благосостояние тюркского народа. Казахстан как приемник Тюркского Каганата, как потомок, тоже молодой и решительный обязан почуствовать дух предков в своем сознаний, душе и теле каждого Казахстанца и создать новый Третий Каганат, новую нацию, которую ждет огромное будущее в этом жестоком мире воин и предательств. Казахстанцы должны упорно трудиться и работать во блага родины своей и блага будущих поколений, во блага будущего нации! Казахстанская нация — Третий Тюркский Каганат в своем духовном воплощений, вбирая дух решительности, жесткости, упорства, разума. ума, созидания должна быть Вечной, должна процветать и благоденствовать Вечно! Наш президент один из таких людей как Каганы Второго Тюркского каганата и он смотрит далеко во блага народа, после него ответственность за нацию лежит на каждом из нас. В мире идет Война, война , которая не щадит не женщин, ни детей, не целые народы, наша цель выжить и не бояться припятствий, делать Невозможное, ибо за нашими спинами наша нация, наш народ, наши дети, наше будущее! Сдесь и сейчас с этой минуты каждый должен осознать что исторяи не прощает ошибок. Нас ждет вечность, вечность это значит будущее всегда! Третий Тюркский Каганат — это зов наших предков.

Данная статья не предназначена для: межнациональной, межрассовой, межконфессионной, межэтнической, межгосударственной розни. Статья не призывает к захвату земель и антикитайскому настроению. Статья не пропагондирует войну или криминальные действия. Статья призывает активно участвовать в жизни страны, работая качественно, продуктивно, основательно, тем самым увеличивая благосостояние всех Казахстанцев, Вести себя культурно и не забывать свою культурную Казахстанскую самоидентификацию, выраженную духом кочевой цивилизации, где бы вы не находились. Статья предназначена для встряски размеренной жизни ослепленных людей, но глубоко патриотичных и редеющих за свою нацию, за Казахстан, за свое будущее. Статья предназначена для Казахстанской нации любой национальности и вероисповедания.

Государственное устройство

Каган (хан) — высшее правящее лицо в каганате, военачальник. Первым лицом после кагана был ябгу. Наследник престола носил титул тегин. Другие высшие титулы в каганате — шад, эльтебер. Судебные функции выполняли буюруки, тарханы.

Политика Тюркского каганата

Опираясь на военную и политическую силу, каганат пытался усилить влияние на соседей, развивал отношения с великими государствами раннего средневековья: на востоке — с Китайской империей, на западе с Византийской империей, на юго-западе — с кочевыми племенами Средней Азии.

Пограничное положение настраивало каганат на необходимость не только завоевательных походов, но и на ведение искусной дипломатии. В дипломатическую практику тогда вошли регулярные обмены посольствами, подписание политических и торгово-экономических договоров.

Активность и результативность внешней политики обеспечили включение Тюркского каганата в международную систему торговых, экономических, политических и дипломатических отношений. Это, в свою очередь, обусловило новый уровень этнических контактов и культурно-цивилизационного симбиоза. Но главной целью оставалась консолидация конгломерата тюркских народов Евразии и на этой основе усиление экономической, политической и военной мощи государства.

Войско

Излюбленное оружие тюрков: луки со стрелами, копья, сабли, палаши. Часто применяют броню всадника и лошади. На знамёнах рода Ашина изображена вышитая золотом волчья голова. Каганская гвардия Бури — волки. Смерть в бою считалось лучшей смертью для мужчины.

Боевое искусство Тюркского каганата

Вместо длинного скифо-сарматского меча у них появляются однолезвийная искривленная сабля, дальнобойные луки трехлопастными наконечниками на черенке. Копье у конного воина становится более тяжелым, ибо оно предназначалось для того, чтобы вышибать противника из седла. Все эти новые формы вооружения стали необходимы в связи с изобретением стремян, которые делали посадку всадника более устойчивой, позволяли вести рукопашный бой.

Древнехуннско-гуннская традиция культивирования военного дела, воинской отваги получила дальнейшее развитие и была доведена до уровня боевого искусства. К нему тюрки приобщались с детства. Этому они учились в школах воинских и боевых искусств, в которых шла не только физическая и воинская, но и духовная закалка.

Тюркское боевое искусство базировалось на философии и мировоззренческой системе ценностей тенгрианства, что помогало тюркам одерживать победу благодаря не столько численному, сколько духовному превосходству.

В литературе до сих пор сохраняется точка зрения, согласно которой Великий Тюркский каганат занимался исключительно ведением войн. Но ни одно государство, ни тогда, ни позже не могло веками сохранять свое доминирование только за счет войны.

Степень военного могущества каганата и множество победных сражений в ходе военных столкновений с армиями таких великих империй, как Китай, Иран, Византия, Арабский халифат, и многих других государств также во многом определялись уровнем его экономического и культурного развития. Поэтому правильнее говорить о перманентном изменении соотношения между военными и мирными формами, приоритетами и направлениями его развития, часто в пользу первых, т.е. военно-технологических.

Первоначальный имперский импульс, обозначившийся еще в эпоху хуннской державы, по мере роста стремления к расширению территории и освоения новых пространств набирал силу. У гуннов проявления имперской традиции обнаруживаются более четко. В Великом Тюркском каганате уже определенно обозначается преобладание имперских традиций над партикулярными, невоенными устремлениями.

Уже на этом этапе можно говорить не только о синтезе кочевого и оседлого укладов, но и о том, что земледелие, ремесленное производство, ориентированные на рынок, становятся равнозначными традиционным кочевым видам хозяйствования. Важнейшим элементом трансформации кочевнической системы стала революция в духовной сфере.

Экономика и хозяйство

Основным занятием тюркютов было кочевое скотоводство, а также охота на травоядных животных, носившая характер облавы ввиду многочисленности стад степных зверей. Основной пищей тюркютов было мясо, любимым напитком — кумыс. Одежда и шатры шились из шкур животных. Тюрки также изготавливали войлок и шерстяные ткани. Основным видом скота были овцы и лошади. Основной экономической единицей была парная (аильная) семья.

Тюрки освоили промышленную добычу железа. Способ получения железа был сыродутным. Развитие металлургии позволило тюркютским ханам перевооружить свою армию. Зимовали они на окраинах Или, Чу, Таласа и Сырдарьи.

Культура Тюркского каганата

Признаками-критериями развитости этой цивилизации является эффективность управления государством, армией, политическими институтами. Получают развитие и расцвет оригинальные элементы, новые формы и направления материальной и духовной культуры. Многие культурные явления той эпохи приобрели устойчивый характер и превратились в традиции для последующих поколений тюркских народов и государств.

Тюркская традиционная культура, сложившаяся тогда как система, включала в себя широкий спектр народных знаний, связанных с практической деятельностью (календарь и счет времени, метрология и система счета); систему космогоничных воззрений и философских взглядов на время, пространство и смысл бытия; совокупность идейно-мировоззренческих установок и религиозных верований, самобытное искусство, отражавшие широту и полноту духовного мира тюркского сообщества.

Письменность в Тюркском каганате

Ярчайшим свидетельством ее высокого уровня явилось появление и развитие общетюркского языка и древнетюркской рунической письменности, которая стала предпосылкой для сильного культурного рывка общества. Культура и образованность для тюрков постепенно становятся явлением достаточно обычным и привычным.

Этот вывод имеет исключительное значение для определения роли фактора образованности в формировании культурного облика татарского народа. В его иерархической системе ценностей образованность, просвещенность и цивилизованность всегда имели статус главных, приоритетных.

Материализованными формами тюркской письменности выступают орхоно-енисейские надписи, выполненные на камне, бумаге, строениях и предметах быта. Особый интерес представляют эпитафии, имевшие многожанровый характер и широкую функциональную нагрузку.

Специалисты рассматривают их как средство монументальной пропаганды и источники изучения тюркского права, как своеобразное дидактическо-педагогическое наставление-завещание; как сборник идейно-нравственных и духовных ценностей и кодекс морали и этики, а также как памятники общетюркской поэзии.

Памятники-эпитафии манифестировали идею вечного божественного эля, т.е. имперскую идею, слитую и неотделимую от истории.

Орхрнно-енисейский памятник — это открытая книга мудрости, написанная на основе собственно тюркского алфавита, которым пользовались длительное время многие тюркские народы. Это послание создателей древнетюркской империи своим наследникам.

Судя по согдийской бугутской надписи в Монголии, написанной 581 г., согдийский язык был официальным языком Тюркского каганата, созданного Кёктюрками.

Древнетю́ркское письмо́ (орхо́но-енисе́йская пи́сьменность) — письменность, применявшаяся в Центральной Азии для записей на тюркских языках в VIII—X веках н.э. Древнетюркская письменность использовалась литературным языком (наддиалектный койне) того времени, который также называется языком орхоно-енисейских надписей. Памятники, написанные древнетюркским письмом в основном эпиграфические, небольшое число рукописей, сохранились в Восточном Туркестане), были созданы в тех областях Центральной и Средней Азии и Сибири, Монголии, в которых в Раннем Средневековье располагались государственные образования восточных и западных тюрков, тюргешей, карлуков, древних уйгуров и др.

Тюркский поэт, писатель и историк Йоллыг тегин (конец VII-начало VIII в.) был автором памятных надписей в честь тюркских каганов Кюль-тегина, Бильге-кагана, Кутлуг Ильтерес-кагана. В надписях отразились культурный уровень тюрок, их литература, исторические знания. Стелы Бильге-кагана (732) и его брата Культегина (735) (Кошо-Цайдамские надписи), возглавлявших Тюркский каганат, а также советника Тоньюкука (создана после 716) содержат рассказ о жизни и подвигах их героев, которые излагаются на фоне общей истории Тюркского государства и сопровождаются различного рода политическими декларациями. Некоторые надписи частично сохранились на металлических изделиях, посуде, кирпиче, коже, пергаменте.

Ученые Тюркского каганата

Рождение тюркской историографии как особого направления в системе научных знаний связано с именами двух отцов-основателей древнетюркской исторической школы — Тоньюкука (Апа-Тархан) и Иоллыг-тегина.

Это выдающиеся мыслители и самые древние из известных нам тюркских историков. Но в самом факте появления историографии как наиболее высокой формы исторического самосознания, самопознания своей культурно-исторической идентичности необходимо видеть интегрированный признак осознанности единства, сплоченности и величия своего народа, своей цивилизации.

Не пропустите новые материалы. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен.

Хронология


Ниже приведены известные события, относящиеся к истории древних тюрок и Тюркского каганата. Даты под звёздочкой являются реконструкцией и имеют предположительный характер.

Литература

Кол-во блоков: 22 | Общее кол-во символов: 29675
Количество использованных доноров: 4
Информация по каждому донору:

Тю́ркский кагана́т, Тю́ркютский кагана́т (Кёктюрк — небесные тюрки) — крупное средневековое государство в Азии, созданное племенным союзом тюрок (тюркютов) во главе с правителями из рода Ашина. Одно из крупнейших государств в истории. В период наибольшего расширения (конец VI века) контролировало территории Северо-Восточного Китая (Маньчжурии), Монголии, Алтая, Восточного Туркестана, Западного Туркестана (Средней Азии), Казахстана и Северного Кавказа.

Содержание

История

После падения могущества усуней, Семиречье превратилось в постоянную арену войн. Появившиеся здесь в V веке отряды жужаней вынудили усуней перенести свои кочевья из степной части на Тянь-Шань. На освободившихся землях пытались обосноваться остатки юэчжи, но после войн с жужанями в 418—419 годах они были вынуждены уйти в Среднюю Азию, где столкнулись с персами и эфталитами. Верховья рек Шу и Талас были захвачены кангарами, которые остановили движение жужаней на запад. Семиречье и Восточный Казахстан были окраинами государства жужаней, поэтому им уделялось мало внимания, однако именно здесь, на Алтае, начинает формироваться сила, способная противостоять жужаням.

Ранняя история

По легенде, от хуннского царевича и волчицы появился род Ашина. Они жили в горах Алтая, число их оценивалось в несколько сот семейств. Считается, что Ашина Асяньше стал вассалом жужаньского кагана. В середине V века Ашина поселились на южной стороне Алтая и стали добывать железо для жужаней.

Многочисленные племена народа теле, расселявшегося в северо-восточном Семиречье, долине Иртыша и Джунгарии, восстали против жужаней и в 482 году создали собственное государство. Оно просуществовало недолго, и в 516 году теле вновь попали в зависимость от жужаней. Одно из алтайских племён Ашина поставляло для жужанской империи железо. Этому племени суждено было сыграть особую роль в истории Евразии. Именно подданные Ашина стали впоследствии называться тюрками.

Тюркский Каганат

В 561—563 годах тюрки заключили с Ираном союз против эфталитов [1] [2] [4] . В 564 году войска шаха Хосрова Ануширвана заняли стратегически важную область — Тохаристан. В 565 году в битве у Нахшаба тюрки одержали победу, и Согд был присоединён к каганату. Основные силы эфталитов были разбиты тюрками в 567 году под Бухарой. [2] После завоевания Средней Азии, каганат стал контролировать значительную часть Великого Шёлкового пути.

Тюрки и согдийцы, находившиеся под их властью, были заинтересованы в прямых торговых связях с Византией. Иран этому препятствовал. В связи с этим в 568 году Истеми-каган направил посольство во главе с согдийским купцом Маниахом в Константинополь [1] [3] . По итогам переговоров с византийским императором Юстином II были подписаны торговое соглашение и военный договор против Ирана [2] [3] [4] . После заключения византийско-тюркского союза Иран обязался выплачивать каганату дань в размере 40 тысяч золотых динаров ежегодно и не препятствовать торговле [1] .

В 575 году Иран и Византия объединились против тюрков. В ответ на это в 576 году тюркские войска разгромили вассала Византии — Боспор Киммерийский, предприняли победоносные походы в Крым и Западный Кавказ. Благодаря этим завоеваниям каганат стал контролировать все важные участки Великого Шёлкового пути, что обеспечивало тюркской знати огромные прибыли от караванной торговли.

Распад Каганата

Однако могущество тюркской державы вскоре пошатнулось. После смерти Тобо-хана в 581 году, произошло ослабление Тюркского каганата, основными проявлениями которого стали усиление междоусобных войн, обострение социальных противоречий, наступление Китая на границы каганата, войны с соседними странами. В 603 году Тюркский каганат распался на Западно-тюркский каганат и Восточно-тюркский каганат [1] [2] [4] .

Государственное устройство

Каган (хан) — высшее правящее лицо в каганате, военачальник [1] . Первым лицом после кагана был ябгу. Наследник престола носил титул тегин. Другие высшие титулы в каганате — шад, эльтебер. Судебные функции выполняли буюруки, тарханы.

Войско

Излюбленное оружие тюрков: луки со стрелами, копья, сабли, палаши. Часто применяют броню всадника и лошади. На знамёнах рода Ашина изображена вышитая золотом волчья голова. Каганская гвардия Фули — волки. Смерть в бою считалось лучшей смертью для мужчины.

Экономика и хозяйство

Основным занятием тюркютов было кочевое скотоводство, а также охота на травоядных животных, носившая характер облавы ввиду многочисленности стад степных зверей. Основной пищей тюркютов было мясо, любимым напитком — кумыс. Одежда и шатры шились из шкур животных. Тюрки также изготавливали войлок и шерстяные ткани. Основным видом скота были овцы и лошади. Основной экономической единицей была парная (аильная) семья.

Тюркюты освоили промышленную добычу железа. Способ получения железа был сыродутным. Развитие металлургии позволило тюркютским ханам перевооружить свою армию.

Этнический состав

Хронология



Ниже приведены известные события, относящиеся к истории древних тюрок и Тюркского каганата. Даты под звёздочкой являются реконструкцией и имеют предположительный характер.

Читайте также: