Запишите кратко ситуации когда вы выступаете с сообщениями докладами

Обновлено: 16.05.2024

Выступление на конференции с докладом перед аудиторией всегда требует тщательной подготовки, потому к написанию доклада нужно подходить со всей ответственностью. Докладчик в своем выступлении должен заинтересовать слушателей, а не просто зачитывать текст, потому важно знать, как правильно выступить перед аудиторией.

Как выступать с докладом

Начать свое изложение всегда сложно, особенно перед большим количеством людей. При этом уже в самом начале выступления необходимо заинтриговать слушателей. Чтобы этого достичь существует несколько приемов, как можно начать рассказывать доклад. Именно эти подсказки рекомендуется использовать при докладе. Как показывает практика если начать свою речь с интересного повествования, то публика сразу располагается к докладчику и внимание намного легче сохранить.

Многие задумываются над тем, как начать выступление на конференции. Поэтому начините доклад с интересной истории, которая способна увлечь слушателей. К примеру, можно вспомнить какую-то интересную мудрость, которая будет касаться темы доклада или повествовать об историческом событии. Но такое вступление не стоит затягивать дольше, чем на 1-2 минуты.

Отлично располагают слушателей статистические данные. Поэтому можете начать выступление со статистики.

Чтобы слушатели смогли уже с первой минуты заинтересоваться выступлением, стоит придумать достойный и яркий заголовок. Также можно начать выступления с цитаты уважаемой личности, так изложение обретет особый стиль и станет привлекательным для аудитории. Но слова должны соответствовать тематики доклада. Также важно знать, как поприветствовать аудиторию, чтобы расположить ее к своему выступлению.

Чтобы доклад слушателям был более понятным и запомнился, продемонстрируйте слайды или другие иллюстрации. Стоит помнить, что на слайдах лучше всего будет смотреться крупный шрифт, к каждой иллюстрации прибавляйте по одной мысли, которая уложится в одно-два предложения. К тому же не стоит перегружать свое выступление различными изображениями.

Если вас еще беспокоит вопрос, как интересно рассказать доклад, то стоит прислушаться к следующей рекомендации. Небольшое видео при выступлении сможет вызвать положительную эмоциональную реакцию. Также видео позволит более детально передать суть темы. На доклад не стоит уделять много времени, рекомендуется уложиться в 20 минут.

Именно за такое время аудитория не потеряет интерес, а значит, вся информация хорошо будет восприниматься и запомниться. Во время доклада не спешите, и напротив, не растягивайте слишком слова. Будет хорошо рассказать доклад как увлекательную историю. Постарайтесь сразу же давать ответы на вопросы, это будет говорить про вашу отличную подготовку по теме.

Чтобы при выступлении аудитория была заинтересована, старайтесь постоянно поддерживать визуально контакт с аудиторией, речь должна быть разборчивой и четкой. Перед докладом составьте план, который поможет определиться со стилем изложения, не забудьте подумать над тем, как правильно представиться перед аудиторией. Также доклад будет восприниматься слушателями намного лучше, если его говорить своими словами, а не зачитывать с листа. Аудитория будет видеть, что автор прекрасно владеет темой.

Как стать более смелым: советы и рекомендации

Если возникают сомнения в своем выступлении, и не знаете, как хорошо прочитать доклад, каким должно быть приветствие, как начать выступление на конференции, то стоит прислушаться к рекомендациям тех, кто имеет опыт в этой области. Важно не бояться выступать перед публикой, поэтому стоит побороть свои страхи, взять себя в руки. Страх необходимо насколько это возможно минимизировать. И если даже хоть доля страха осталась, то постарайтесь выступать первыми, чтобы не ждать своей очереди долго и не накручивать себя еще больше. Уже после выступления через 20 минут, можно будет вздохнуть с облегчением.

Перед выступлением с докладом постарайтесь отрепетировать его перед коллегами или родными, спросите у своего руководителя как правильно выступать на конференции. Уверенность также является важным фактором, который гарантирует успех. Если в теме разбираетесь на отлично, то и не будет повода бояться. Кроме этого, для своего спокойствия всегда можно на отдельном листе записать подсказки, так вы будете знать, что говорить, в случае если растеряетесь. Подумайте о том, что главным является в процессе - получить отличную оценку.

Какие ошибки допускаются во время выступления чаще всего

Если прислушаться ко всем советам, то можно понять, как идеально рассказать доклад. А это означает, что можно рассчитывать на успешное выступление. Но при этом необходимо еще обратить внимание на то, какие ошибки могут возникать во время доклада. Как успешно подготовить доклад и не допускать ошибок, можно будет узнать дальше в нашей статье. Чтобы избежать ошибок, обратите внимание на самые распространенные, и не допускайте их:

Искусство устного публичного выступления — сложное и трудное искусство, но овладеть хотя бы основами его способен каждый человек.

Чтобы доклад хорошо воспринимался слушателями и имел успех, необходимо тщательно продумать его содержание и сделать оригинальным по композиции. Наиболее распространённой считается структура, состоящая из трёх частей: вступления, основной части, заключения.

Во вступлении выделяется тема доклада, затем указываются причины выбора данной темы, обосновывается её актуальность и значение для конкретной аудитории, формулируется цель доклада, иногда кратко излагается история вопроса. Рекомендуется начинать выступление с интересного примера, крылатого выражения, цитаты, которые привлекут внимание слушателей, заставят задуматься над высказанными положениями.

Основная часть начинается с характеристики проблемы затем рассматриваются отдельные её аспекты. При подготовке этой части следует кратко записать содержание каждой мысли, то есть сформулировать тезисы, подобрать к каждому тезису доказательства — факты, цифры, цитаты и пр. Последовательный переход к обсуждению каждого отдельного положения делает доклад чётким, логичным и позволяет перейти к заключительной части.

В заключении доклада следует повторить основную мысль, подытожить наиболее важные положения. При этом полезно заранее продумать не только содержание, но и его речевое оформление, подобрать такие слова, с помощью которых можно было бы лаконично и выразительно завершить свою речь. Ведь если первые слова оратора завоёвывают внимание слушателей, то задача последних — усилить эффект выступления.

(По Ю. Равенскому.)

КАК ГОТОВИТЬ ДОКЛАД

1. Определите адресата речи, и цель общения.
2. Продумайте тему, определите основную мысль будущего доклада.
3. Изучите литературу по этой теме, глубоко осмыслите её.
4. Подберите материал, обратив внимание на те факты, которые будут интересны аудитории, сделайте выписки.
5. Составьте рабочий план и в соответствии с ним систематизируйте подобранный материал.
6. Основные положения нескольких источников обобщите, вследствие чего мысли, изложенные в нескольких работах, зазвучат полнее, убедительнее.
7. Запишите текст доклада полностью или частично (начало, конец).
8. Выделите термины, незнакомые слова, уточните произношение трудных слов, расставьте ударения.
9. Перескажите устно текст доклада дома.
10. Говорите не очень быстро, делайте паузы, соблюдайте правильную интонацию.

ВЫСТУПЛЕНИЕ С ДОКЛАДОМ

1.1. Вы уже знаете, что речь выступающего воспринимается лучше, если он говорит, а не читает написанное. Запомнить текст доклада, а также отработать другие приёмы, способствующие успешному выступлению, помогает репетиция. Прочитайте текст и скажите, каковы цели тренировочных выступлений, на что следует обращать внимание во время репетиции речи.

Цель тренировочной работы состоит в том, чтобы докладчик на протяжении всего выступления как можно больше времени смотрел на слушателей, поддерживал с ними контакт. Для достижения этого нужно хорошо ориентироваться в тексте рукописи. Разборчиво написанный текст с подчёркиваниями в нужных местах и соответствующими обозначениями на полях, а также тренировочное многоразовое повторение выступления помогут вам в этом.

Во время такой тренировки вы заметите, что в одних частях выступления вам приходится заглядывать в текст чаще, в других — реже. Это зависит от того, о чём идёт речь в тексте: конкретные или абстрактные вопросы, общие или узкие, специфические.

Запоминая текст, сосредоточивайтесь прежде всего на содержании, а не на стиле. Тренируясь, вы запоминаете удачно сформулированные предложения, и потом вам не придётся с волнением импровизировать перед слушателями. Однако главная цель таких тренировок в том, чтобы вы постепенно приобрели уверенность в своих силах, а со временем научились формулировать свои мысли без рукописи.

После изложения одной мысли сделайте короткую паузу. Это даст вам возможность вспомнить, о чём идёт речь дальше. Во время выступления такие паузы помогают слушателям лучше понять высказанную мысль и подготовиться к восприятию новой. После одного или двух тренировочных выступлений обозначьте на полях места, где нужно сделать паузы, а также те места, где вам приходилось снова заглядывать в рукопись.

II. Потренируйтесь в запоминании текста подготовленного вами доклада в соответствии с указанными рекомендациями. Употребляйте обращения к воображаемым слушателям; для установления контакта с ними используйте словосочетания обратите, пожалуйста, внимание; как вы знаете; это уже подчёркивалось (отмечалось); важно подчеркнуть (выделить) такие вопросы, как. ; как уже говорилось и т. д.; вводные слова и сочетания слов: итак, таким образом, скажем, например и др.

2. Прочитайте тексты и скажите, что нужно учесть начинающим докладчикам при подготовке к выступлению с докладом.

1) краткостью,
2) быстрым движением речи,
3) краткими освежающими отступлениями. Краткость речи состоит не только в краткости времени.

Краткость — отсутствие всего лишнего, не относящегося к содержанию, что нарушает второе требование — быстрое движение речи вперёд. Речь должна быть экономной, упругой. Нельзя рассуждать так: ничего, я оставлю это слово, это предложение, этот образ, хотя они и не особенно-то важны. Всё неважное — выбрасывать, тогда и получится краткость. Нужно делать так, чтобы слов было относительно немного, а мыслей, чувств, эмоций — много.

2. Выступающий должен научиться владеть своим голосом.

(По Е. Ярославскому.)

3. Послушайте выступления с докладами ваших одноклассников. На один из них составьте письменный отзыв, используя приведённый план анализа выступления.

1. Содержание доклада, его соответствие теме.
2. Логичность и последовательность изложения материала.
3. Характер произнесения доклада (голос, темп, интонация).
4. Рациональность использования отведённого времени (около 20 минут).
5. Избранный вариант произнесения доклада (написан весь текст доклада; произнесение по памяти с редкими обращениями к записям; наличие коротких записей, тезисов; выступление без каких-либо записей).
6. Использование выразительных средств (риторические вопросы, цитаты).
7. Языковое оформление.
8. Общий вывод.

6. Представьте, что кто-нибудь из одноклассников попросил вас помочь выяснить причины своего неудачного выступления. С чего начали бы вы это выяснение? Какие вопросы задали бы ему? На что, по-вашему, следует обращать внимание при подготовке доклада и выступлении с ним перед аудиторией?

Н.А. Пашковская, В.А. Корсаков, Русский язык, 10-11 класс
Отослано читателями из интернет-сайтов


Основы русского языка, подборка рефератов к урокам русского языка, скачать сочинения, уроки русского языка 10 класс онлайн, домашняя работа

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Государственное автономное профессиональное

образовательного учреждения

Требования к написанию и выступлению

Методические рекомендации для студентов

Рассмотрены на заседании цикловой комиссии работников гуманитарных и социально-экономических дисциплин

Председатель цикловой комиссии ____________ В.В. Княжева

Составлены в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования

по специальности 36.02.01 Ветеринария

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по научно-методической работе

____________ С.В. Зеленская

Рекомендованы методическим советом

Председатель методического совета

Автор-составитель:

Требования к написанию и выступлению

Методические рекомендации для студентов

Методические рекомендации составлены в соответствии с современными требованиями при подготовке студентов к отдельным видам учебно-исследовательской работы, а также публичной защите своего выступления.

© Княжева В.В., 2015

2. Рекомендации по сбору материала…………………………………………………..

3. Подготовка к публичному выступлению…………………………………………….

4. Невербальная часть выступления………………………………………….

Нормативно-правовые источники, Литература, Интернет-ресурсы………………..

Приложение 1. Словарь терминов……………………………………………………….

Приложение 2. Виды печатных изданий……………………………………………….

Приложение 3. Образцы оформления графического материала………………….

Приложение 4. Образец оформления титульного листа………………….

Приложение 6. Образцы цитирования………………………………………………….

Приложение 7. Образец оформления ссылок……………………………………….

Приложение 8. Общие правила оформления текста работы…………….

Приложение 10. Способы улучшения голоса………………………………………….

Приложение 11. Определение скорости чтения………………………………………

Приложение 12. Подготовка презентационного материала……………………….

- готовится по одному вопросу и посвящено более глубокому его изложению, чем обычно, на семинарском занятии;

- объемом не превышает 5-10 страниц, написанных от руки;

- не требует специального оформления.

Подготовка реферата

Реферат (от лат. refero – сообщаю, докладываю) – краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания научного труда по определенной теме, возможно выходящего за рамки учебной программы, а также изложение книги, статьи, исследования.

Реферат – это индивидуально-исследовательская работа студента, раскрывающая суть исследуемой проблемы с различных позиций и точек зрения, с формированием самостоятельных выводов.

Задачи в реферате – это:

- раскрыть избранную тему исследования;

- анализ различных точек зрения, явлений, фактов и событий;

- вести научно-обоснованную полемику;

- лаконично изложить свои мысли;

-оформить работу с составлением плана, библиографии и систематизацией информации.

Этапы подготовки реферата:

1. Выбор или формирование темы реферата. Она должна обладать новизной, актуальностью и оригинальностью, четко и точно сформулирована и ориентирована на самостоятельное исследование по узкому вопросу.

2. Определение цели исследования. Для этого следует выделить ведущую проблему, которую вы будете рассматривать в реферате.

Возможное определение цели. 1) На основе изучения подлинных фресок собора Св. Георгия и анализа литературных источников дать развернутое описание фресковой росписи собора. Определить черты, свойственные той художественной школе, к которой принадлежат росписи собора, выявить художественные особенности и эстетические достоинства фресок собора. 2) На основе изучения первоисточников и научной литературы определить и описать основные направления ордынской политики Александра Невского; объяснить, почему князь отважно сражался с рыцарями-крестоносцами, но не противостоял монголо-татарскому нашествию; определить значение ордынской политики Александра Ярославовича.

3. Составить план реферата. Он должен ориентировать на последовательное раскрытие темы. План реферата включает введение, основную часть и выводы.

Во введении определяются цели и задачи реферата, обосновывается актуальность и значимость выбранной темы, дается краткая характеристика круга источников, на основе которых проводится исследование (объем не должен превышать 1 – 2 страниц, 1/10 часть текста).

Основная часть содержит изложения каждого вопроса плана, с выводами и собственной оценкой материала, а также с предоставление схем, графиков и таблиц. Основная часть разделена на главы и параграфы.

В заключении содержатся выводы по освещаемым проблемам реферата, предложениями и рекомендациями, перечисляется круг проблем, которые следует решить в дальнейшем (объем не должен превышать 1 – 3 страницы, 1/10 часть текста).

4. Составить список (картотеку) литературы по теме. В работе над рефератом возможно использование таких источников:

- первоисточники (письменные, вещественные, устные, изобразительные и т.д.);

- общая литература, относящаяся к рассматриваемому вопросу (к рассматриваемому периоду, проблеме);

- основные специальные работы по теме исследования.

Ценность реферата во многом зависит от полноты и качества избранных источников. Особенно значимым является использование первоисточников и редкой специальной литературы.

6. Группировка материала. Сгруппируйте собранный материал в соответствии с планом реферата. Отбирайте из источников только те сведения, которые непосредственно раскрывают тему реферата.

7. Написание текста реферата. В процессе письменного изложения результатов своей работы используйте реферативный стиль изложения. Он предполагает, что пересказ сведений, полученных из источников, осуществляется с обязательной ссылкой на автора, информацией которого вы пользуетесь для раскрытия своей темы.

Лучше написать так: «Из работ Ю.Г. Алексеева, А.А. Зимина, А.М. Сахарова 1 мы узнаем о деятельности Ивана III по объединению русских земель в едино государство.

Позицию автора, чьи материалы вы используете, можно изложить своими словами или процитировать.

8. Редактирование реферата.

Прочитайте реферат и отредактируйте его. В тексте нельзя допускать сокращений в написании наименований, названий слов. Печатный текст оформляется на одной стороне формата А-4.

9. Оформление реферата.

1. титульный лист, с названием учебного заведения, темы реферата, фамилии и инициалов автора работы, номера учебной группы, а также фамилии, инициалов, ученой степени и звания научного руководителя, населенного пункт, года написания работы (приложение 1);

3. библиография (использованные источники), должна оформляться в соответствии с ГОСТом и могут состоять из двух разделов, в первом в алфавитном порядке называются первоисточники (письменные, вещественные, изобразительные), во втором – вся остальная литература.

4. приложение (карты, схемы, репродукции, фотографии и т.д.) даются в тексте работы или приводятся в приложении и должны составлять не более 1/3 всего объема текста.

Процедура защиты реферата:

За две-три недели до дня защиты нужно отдать реферат на рецензирование. Это необходимо для того, чтобы заранее знать мнение рецензента и подготовить контраргументы и ответ на вопросы. На процедуре защиты работы преподаватель зачитываем перед членами комиссии рецензию на реферат. Далее слово для доклада предоставляется студенту. Доклад должен быть рассчитан на 5 – 7 минут. Он готовится в виде отдельного текста. В своем выступлении студент называет тему реферата, объясняет свой выбор и обозначает актуальность выбранной темы, цель реферата, его задачи, сообщает полученные выводы. Допустимо остановиться на наиболее интересных моментах работы. Желательно, чтобы студент сообщил насколько значима тема реферата лично для него. После доклада члены комиссии задают студенту вопросы. Отвечать на вопросы следует корректно, кратко и четко. Автор реферата выступает с заключительным словом.

Оценка реферата:

Оценивая реферат, педагогу необходимо учитывать следующие компоненты работы:

- содержательную часть (неординарность темы, глубину постановки проблемы, структуру работы, актуальность и т.п.);

- оформление (соответствие стандарту оформления, иллюстративного материала и т.п.);

- представление на процедуре защиты (как обучаемый держится, насколько свободно ориентируется в тексте реферата, как отвечает на вопросы и т.п.).

Подготовка доклада

По структуре и содержанию доклады представляют собой более полный, чем рефераты, информативный материал, эмпирическую базу, а также отличаются от них тем, что способствуют формированию навыков исследовательской работы, расширяя рамки познания предмета, учат критически мыслить и имеют более высокий творческий потенциал.

Объем доклада колеблется от 15 до 30 машинописных страниц. К докладу по теме с большим объемом кроме основного докладчика могут определяться и содокладчики по отдельным вопросам и направлениям. С целью наглядности и более точного уяснения излагаемого материала к выступлению по докладу рекомендуется готовить схемы или таблицы.

Эта статья открывает серию статей — если окажется, что Хабраколлеги сочтут ее интересной, ибо первое правило публичных выступлений гласит: рассказывай людям о том, что им интересно!

Если вы раньше не выступали на публике или боитесь это делать — вам под кат. Если вы считаете себя опытным докладчиком, для вас будет вторая статья серии.

Историческая справка: на Хабре по этой теме уже было небольшое обсуждение год назад.


Самая маленькая группа людей, перед которыми мне приходилось выступать — три человека (переговоры один на один не считаю), самая большая — человек 800 в зале конференции Sun Tech Days в Хайдерабаде, в Индии.

Этот текст — не свод обязательных правил, это изложение моего личного опыта. То, что сработало у меня, может сработать и у вас, то, что не сработало — тоже может. Я не даю универсальных советов, я расскажу, как я сам делаю так, чтобы аудитории было интересно.

Я выступал в основном перед сисадминами, разработчиками, техническими специалистами и студентами технических вузов, а также на научных конференциях. Стало быть, для похожих ситуаций мой опыт применим. Если вы едете с докладом на конференцию юристов или продавцов косметики — применяйте мои советы с осторожностью.

Подготовка

Второе правило: знай интересы своих слушателей до того, как готовить доклад.

Доклад должен быть хорошо подготовлен. Идеально, если вы рассказываете людям о том, что хорошо знаете. А если вы вчера купили текст дипломной работы, а завтра вам ее надо доложить перед залом злых преподов? А надо ехать к клиенту рассказывать, как использовать админку нового сайта, а вы эту CMS видите второй раз в жизни?

Единственный выход, если тему в целом вы знаете слабо — изучить интересы слушателей и рассказывать о том, что им в этой теме важнее. Например, если вы боитесь рассказывать о новой версии Solaris, потому что не знаете, что в ней есть нового, а выступать надо перед сисадминами, можно сосредоточиться на том, что важно именно им — например, на средствах администрирования, или том, куда в новой версии перенесены настройки, по сравнению со старой версией.

Третье правило: готовь хорошие слайды

Делать доклад со слайдами необязательно, однако большинство слушателей сейчас ждут, что докладчик будет стоять рядом с проектором, и можно будет смотреть не только на его выскоий лоб и хороший костюм, но и на иллюстрации к докладу. Для слушателей докладчицы в мини-юбке слайды играют еще и отвлекающую роль: нечего все время защиты диплома пялиться на чужие коленки.

  • на слайдах — то, что помогает людям понять суть дела. Доклад — не комикс, иметь по слайду на каждую фразу — это перебор
  • слайды хорошо читаются с любого ряда в зале. Шрифт меньше 30-го мало кто увидит
  • стандартный слайд — это 5-7 строк текста, не более. Лучше — пять: заголовок, мысль и три подмысли
  • на каждом слайде желателен хорошо видимый графический элемент: схема, фотография, рисунок. Слайд с текстом без графики выглядит как подсказка докладчику.

Исключение — слайды с кодом на конференциях разработчиков: иногда код просто необходимо показать, и в коде надо цветом выделить главное. Однако код все равно должен читаться издалека: удаляйте любой код, не имеющий прямого отношения к делу, и пишите оставшийся 30-м кеглем.

Время доклада

Обычно докладчик не волен выбирать, как долго ему говорить. Защита диплома — 15-20 минут, диссертация — 20-30, а самый удобный формат на конференциях — 20 минут. Хороший докладчик всегда укладывается в отведенное время: этим он покажет, что уважает и организаторов, и слушателей, и других докладчиков.

Для ориентировки: один полный лист А4, напечатанный 12-м кеглем — примерно 5-7 минут доклада (если вы говорите без пауз). Один слайд — не меньше минуты (если у вас есть слайд, который вы показываете пять секунд, уберите его, все равно его никто целиком не изучит).

Репетиция доклада

Проверка оборудования перед докладом

На любой приличной конференции докладчиков просят заранее (в день доклада или даже в предыдущий день) проверить, что их флэшка, ноутбук и прочее нужное им оборудование совместимо с тем оборудованием, которое предоставляют организаторы конференции. В случае защиты диплома это будет банальной проверкой того, что кафедральный проектор нормально подключается к вашему ноутбуку и показывает картинку в том разрешении, которое вам нужно.

Обязательно проверьте, что все программы, которые вы будете использовать во время доклада (xterm, exceed, Adobe Reader, OpenOffice Impress и т.п.) показывают то, что вам надо, в нужном разрешении и без сдвигов на экране. Даже опытные докладчики попадают впросак, когда самая интересная часть окна оказывается за пределами экрана.

Убедитесь, что компьютер, на котором вы собираетесь показывать слайды, читает то, на чем они у вас записаны.

Эти правила кажутся очевидными, но десятки людей (и я сам) регулярно чувствовали себя неудобно перед слушателями из-за таких мелочей.

Начало доклада

Четвертое правило: вовлекай слушателей в общение.

Что делать, если интересы людей в зале неизвестны? Первое: постарайтесь выяснить, кто должен прийти, у тех, кто организует ваше выступление или конференцию в целом. Второе: в начале доклада спросите пришедших, что им интересно.

Спрашивать присутствующих на защите диплома, что им интересно из вашей работы — нагловато. Там принято рассказывать то, что посоветовал руководитель. Однако на встрече коллег или перед клиентами это вполне естественно: например, на курсах по UNIX, которые я веду с 1993 года, перед началом курса я всегда спрашиваю каждого слушателя, что лично он (или она, что — увы — бывает реже) ожидает от курса, и как собирается применять полученные знания.

Что бы ни ответили слушатели, незачем менять курс или доклад кардинально, но учесть интересы и рассказать об одной теме больше, чем о другой, если этого просят — хороший тон. Это — необязательно, и делать так надо, только если вы знаете об обсуждаемой теме заведомо больше, чем собираетесь рассказать. В противном случае — держитесь выбранной линии в докладе и избегайте незапланированных отступлений.

В крайнем случае, возьмите у слушателя e-mail и пообещайте ответить, как только узнаете ответ на вопрос. Знать все докладчик не обязан, а проявить доброжелательность и желание помочь — полезно.

Поза докладчика

  • стойте в открытой позе, избегайте скрещивания рук на груди, животе и гениталиях;
  • непринужденно перемещайтесь по тому пространству, которое вам выделено перед слушателями (сцена, часть зала); избегайте неподвижности;
  • глядите в зал, лучше всего — выберите в зале симпатичного вам человека и смотрите на него, так, как будто вы рассказываете ваш доклад ему лично; лучше выбрать нескольких таких человек, и периодически переводить взгляд с одного на другого; избегайте постоянного взгляда вбок, в пол, в потолок. Задумались, посмотрели в окно или в сторону? Это нормально, но контакт с залом глазами терять незачем: возвращайте взгляд в зал;
  • никогда, вы слышите — ни-ког-да — не читайте слайды. Я сам иногда совершал эту ошибку, ибо если слайды сделаны хорошо, всегда есть искушение подглядеть, что говорить дальше. Слайд — не суфлер, это иллюстрация к тому, что вы рассказываете. Читать слайды — моветон. Старайтесь рассказывать доклад по памяти. Вы же не будете рассказывать подруге о дружеской попойке, подглядывая в блокнот? Вот и доклад должен литься из вас сам, без запинок и подглядываний. Поверьте: докладчик, читающий слайды, из зала выглядит жалко и вызывает в лучшем случае сочувствие, а в худшем — отвращение;
  • жестикулируйте — в России умеренную жестикуляцию зал одобрит. Я, разумеется, имею в виду приличные жесты. Впрочем, если желаете рискнуть стать героем youtube на час, можете на многолюдной конференции показать что-нибудь неприличное. Скандал запомнят многие, ваше имя — без гарантии. Многие помнят, как звали телеведущую, случайно поднявшую средний палец при произнесении фамилии президента США? Нет, а факт запомнился.

Собственно доклад

Пятое правило: говори коротко, приводи конкретные примеры из жизни

В докладе должно быть место для легкой импровизации или шутки. Если вы знаете, что за аудитория будет вас слушать — постарайтесь заготовить близкие им примеры. Например, выступая перед работниками офиса продаж стройматериалов, можно смело шутить на тему вчерашнего похмелья. Для священнослужителей и студенток филфака, наверное, подойдут другие шутки.

Эмоциональность — это не истерика, эмоции должны быть приправой к содержанию доклада. Определенно, в докладе должно быть что-то, что вам нравится: рассказывать о предмете, который вам противен, надо только тем, у кого вы хотите вызвать неприязнь к предмету (или к вам, если вы ненавидите котиков, младенцев, юных девушек или что-нибудь еще всеми любимое).

Вопросы в ходе доклада

Седьмое правило: докладчик — хозяин своего времени

Чтобы не выйти за пределы регламента, обязательно попросите кого-нибудь из организаторов следить за временем и подать вам сигнал за десять и за пять минут до конца. На многих конференциях для этой цели перед докладчиком спиной к залу ставят таймер, который показывает, сколько осталось времени до конца доклада. На худой конец сойдет смартфон или часы, положенные перед собой, но так, чтобы их было заметно оттуда, где вы прохаживаетесь во время доклада.

Можно и проще: если иногда вы смотрите на часы, чтобы проверить, не заговорились ли, никто не обидится, хотя могут подумать, что вы опаздываете на поезд.

Хороший тон — оставить в конце доклада минут пять для вопросов; если вы рассказывали что-то интересное аудитории, и дело происходит не в Китае, вам обязательно зададут вопросы. В Китае и некоторых других странах Азии публично задавать вопросы не принято, и вы можете сообщить залу, что после доклада вы будете пить чай в кафе за углом, и если кто-то хочет уточнить что-нибудь, вы будете рады это сделать за чашкой чая.

Главное — во всем соблюдать меру. Если вы вышли в испачканном костюме и пришлось отряхиваться на сцене, не надо весь доклад нервно снимать пылинки с пиджака; если посадили пятно на галстук перед выступлением и его некогда оттирать — ведите себя так, как будто пятна нет. Иронизировать над собой весь доклад по этому поводу категорически незачем — в конце концов, если доклад интересный, все смотрят вам в рот или в глаза, а не на галстук.

Завершение доклада

Хороший тон — привести на предпоследнем слайде источники вашего вдохновения (список литературы) и/или те книги и сайты, которые вы советуете слушателям почитать, а на последнем — способ связаться с вами (вдруг кому-то через год понадобится уточнить, как называлась та книга, которую вы вскользь упомянули на третьем с конца слайде). Оставлять свой мобильный телефон не надо — достаточно e-mail.

Важная деталь

Доклад нельзя читать по бумажке. Если вы хотите произвести впечатление энергичного и успешного докладчика — читайте доклад по памяти. Заглянуть в шпаргалку два-три раза за полчаса — не грех, читать весь доклад по бумажке — беда! Шпаргалка должна выглядеть достойно (пачка из двух листов А4 в руке, я считаю, выглядит нейтрально, а зажатый в кулачок обрывок бумажки — подозрительно).

А теперь, терпеливый читатель, ты можешь проголосовать за статью — и тем самым намекнуть автору, надо ли ему готовить следующие статьи — про то, как выкручиваться из сложных ситуаций во время докладов, про то, как делать слайды, и про то, как правильно составлять резюме и cover letter, если хочется работать в западной компании.

UPD: спасибо golodnyj за замечание по размеру шрифта на слайдах: корректный минимальный размер, который нормально виден в зале — не 14, как я вначале написал, а 30. В моих презентациях бывало до 24, но в таких случаях я сам себя не любил за это. Лучше придерживаться 30-го кегля.

Читайте также: