Доклад про насекомых 1 класс окружающий мир

Обновлено: 16.05.2024

Насекомые – это самая многочисленная группа животных, превосходящая по числу другие виды. По оценкам ученых, на одного человека приходится до миллиона представителей насекомого мира. Количество видов во всем мире известно довольно приблизительно. Чаще всего речь идет о нескольких миллионах, однако не исключено, что эта цифра достигает даже ста миллионов. Они населяют все континенты. Самые многочисленные виды: жесткокрылые (жуки), чешуекрылые (бабочки и мотыльки), перепончатокрылые (муравьи, пчелы, осы) и двукрылые (настоящие мухи).

Обычно люди относят этих животных к знакомым вредителям или переносчикам болезней: клопы, домашние мухи, комары, блохи, слепни. Или к таким броским группам, как бабочки и жуки.

Насекомые относятся к классу беспозвоночных членистоногих. Их разделяют еще на 2 группы: бескрылые и крылатые. Это единственные беспозвоночные, обладающие способностью летать. Трудно с уверенностью, сказать, когда появились первые представители этого скопления. Скорее всего, это произошло уже в силуре, хотя самая старая найденная окаменелость насекомых причисляется к девонскому периоду. Большинство из них маленькие, обычно менее 6 мм в длину. Но есть крупные тропические особи, такие как, жук Геркулес, африканский жук Голиаф.

Насекомые отличаются от других членистоногих своим телом, которое делится на три основные области:

1) голова, где находятся ротовые части, глаза и пара антенн;

2) трехсегментная грудная клетка, имеющая обычно три пары ног;

3) многосегментный живот, содержащий пищеварительные, выделительные и репродуктивные органы.

Способы размножения весьма разнообразны, а репродуктивная способность в целом высока. Некоторые (мухи-поденки) питаются только в незрелой или личиночной стадии и обходятся без пищи в течение очень короткой взрослой жизни. Королева термитов может жить до 50 лет, в то время как некоторые взрослые поденки живут менее двух часов. В одних случаях взрослые насекомые тщательно готовят детенышей, в других – мать одна защищает или кормит их, а в третьих – детенышей поддерживают сложные сообщества насекомых. Некоторые колонии (термиты и муравьи) могут достигать популяций миллионов жителей.

Гигантский Палочник – это одно из самых странных насекомых. В Китае были найдены жуки, длина которых около 63 см. Существует более 3000 видов палочников, некоторые из них даже имеют крылья и летают. Они длинные и тяжелые, а их крылья очень маленькие. Удивление вызывает то, что они умеют летать.

Насекомые играют много важных ролей в природе. Одни из них очень полезны (производят пчелиный мед), помогают бактериям, грибкам и другим организмам в разложении органического вещества и в образовании почвы. Например, разложение падали, вызываемое главным образом бактериями, ускоряется личинками мясных мух. Беспозвоночные членистоногие и цветы эволюционировали вместе. Почти все растения зависят от насекомых в опылении. Многие служат пищей для других животных. Большая часть научных знаний о генетике была получена в результате экспериментов с плодовыми мухами и популяционной биологии из исследований мучных жуков. Другие распространяют тяжелые заболевания (комары, заражающие малярией), пребывают на трупах или являются паразитами.

Насекомые

Популярные сегодня темы

Планета Земля очень обширна, на ней расположено много разнообразных территорий, которые заполнены разными народами. Численность населения – это непостоянный показатель, который меняется ежедн

На Северном Кавказе, в Краснодарском крае, на самом популярном курорте Черноморского побережья города Сочи, был создан Сочинский национальный парк. Официальную регистрацию парк получил в 1983

Северная столица России является величественным и прекрасным городом, который заставляет восхищаться своими памятниками, архитектурными шедеврами и достопримечательностями.

Даниэль Дефо (1660-1731 гг.) относится к плеяде английских романистов, занимающийся параллельно публицистикой. Дефо является уроженцем Лондона и появляется на свет в семье, глава которой зани

По некоторым данным Воронеж существовал в 12 столетии, некоторые записи свидетельствуют, что о нем говорится уже в 1284 году. Однако официальная дата создания приходится на 1585 год, когда и

Одним из самых известных ученых, сделавших невероятные открытия является Павлов Иван Петрович. Знаменитый физиолог создал учение о высшей нервной системе животных и людей.

Настроение у нас отличное,А улыбки- дело привычноеПожелаем друг другу добра Ведь

№ слайда 2

Настроение у нас отличное,А улыбки- дело привычноеПожелаем друг другу добра Ведь начинать урок пора!

ЖИВОТНЫЕ

№ слайда 3

ЖИВОТНЫЕ рыбы птицы земноводные пресмыкающиеся млекопитающие

№ слайда 4

ЖИВОТНЫЕ рыбы птицы земноводные пресмыкающиеся млекопитающие

Насекомые рыбы птицы ЖИВОТНЫЕ земноводные пресмыкающиеся млекопитающие

№ слайда 5

Насекомые рыбы птицы ЖИВОТНЫЕ земноводные пресмыкающиеся млекопитающие

Кто такие насекомые?

№ слайда 6

Кто такие насекомые?


№ слайда 7

Из всех животных на Земле больше всего насекомых. Их более 1 млн. видов

№ слайда 8

Из всех животных на Земле больше всего насекомых. Их более 1 млн. видов

голова крылья усики хоботок грудь ноги брюшко

№ слайда 9

голова крылья усики хоботок грудь ноги брюшко


№ слайда 11

Насекомые – это животные, у которых 6 ног

№ слайда 12

Насекомые – это животные, у которых 6 ног

На какой картинке жук нарисован правильно?

№ слайда 13

На какой картинке жук нарисован правильно?

ПРИЗНАКИ НАСЕКОМЫХ 1. Число ног 2.Число основных частей тела 3. Есть ли чувствит

№ слайда 14

ПРИЗНАКИ НАСЕКОМЫХ 1. Число ног 2.Число основных частей тела 3. Есть ли чувствительные усики? Основные части тела муравья 1. ГОЛОВА 2. ГРУДЬ 3. БРЮШКО

ПРИЗНАКИ НАСЕКОМЫХ 1. Число ног 2.Число основных частей тела 3. Есть ли чувствит

№ слайда 15

ПРИЗНАКИ НАСЕКОМЫХ 1. Число ног 2.Число основных частей тела 3. Есть ли чувствительные усики? Основные части тела муравья

Какое из этих животных не насекомое?

№ слайда 16

Какое из этих животных не насекомое?

1. Насекомые. 2. Полезные, жужжащие. 3. Летают, ползают, помогают. 4. Насекомые

№ слайда 17

1. Насекомые. 2. Полезные, жужжащие. 3. Летают, ползают, помогают. 4. Насекомые летают над лугом. 5. Солнышко

Человек получает от насекомых мёд, шёлк и многие ценные лекарства.

№ слайда 18

Человек получает от насекомых мёд, шёлк и многие ценные лекарства.

Насекомые опыляют растения. Это помогает повысить урожай.

№ слайда 19

Насекомые опыляют растения. Это помогает повысить урожай.

Наконец, насекомые украшают нашу природу

№ слайда 20

Наконец, насекомые украшают нашу природу

Молодцы!

№ слайда 21

Интернет-ресурсы: Урок по познанию мира для 1 класса по теме

№ слайда 22

Цель урока: познакомить с признаками насекомых и показать их многообразие и красоту; выявить важнейшие признаки насекомых .

  1. Образовательная : формировать у учащихся новые понятия отличительных особенностей строения насекомых, учить определять принадлежность животного к данной группе;
  2. Развивающая : развивать внимание, умение анализировать;
  3. Воспитательная : воспитывать бережное отношение к природе.

Планируемые достижения учащихся : усвоить, что насекомые — это животные, у которых шесть ног; научиться приводить примеры насекомых.

Оборудование для учителя: презентация по теме урока, мультимедиа проектор, картинки с изображением насекомых, бабочки трёх цветов для самоанализа, изображения Муравья Вопросика и Мудрой Черепахи.

I . Организационный момент. (1 мин.)

II. Повторение изученного материала. ( 2 мин.)

Ребята, на прошлом уроке вы узнали, какие деревья называются лиственными, а какие – хвойными. Сейчас я предлагаю вам выполнить следующую работу: у каждого из вас на парте находятся листочки, на которых изображены кружки. Я буду называть деревья, если я называю лиственное дерево, то вы закрашиваете кружок жёлтым цветом, если называю хвойное дерево – зелёным.

Берёза, дуб, ель, сосна, клён, осина, лиственница

- Поменяйтесь листочками с соседом по парте. Проверим друг друга. Молодцы! С заданием справились хорошо.

III. Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала.

- Как всегда, сегодня нашими помощниками на уроке будут Муравей Вопросик и Мудрая Черепаха. Ребята, посмотрите, Вопросик принёс с собой конверт. Давайте посмотрим, что там находится.

- Кто это? (Картинки выставляются на доску)

- Как можно назвать этих животных одним словом?

- Как вы думаете, над чем мы сегодня будем работать на уроке? Кто может сформулировать тему нашего урока? ( Кто такие насекомые ) Слайд 1

- Сегодня мы узнаем, каких животных называют насекомыми, почему их так называют и будем учиться определять насекомых.

IV. Изучение нового материала.

- Однажды кто-то сказал Муравью Вопросику, что он — насекомое.

- В своих путешествиях по родному лесу, по берегам чистой речки, на зеленых полянах Муравей Вопросик нередко встречал удивительных животных. Рассмотрим их на с. 32 учебника. Как вы думаете, какое из них — насекомое? (Ответы детей)

-Давайте повнимательнее рассмотрим этих животных.

- Посмотрите сколько ног у этого животного. Многоножка – кивсяк. Питается кивсяк опавшими листьями. Обнаружив присутствие врага, кивсяк, будучи медлительным животным, не спасается бегством, а сворачивается в кольцо. Есть у него и средство защиты. Это особые железы, которые вырабатывают вещество с резким неприятным запахом. Тропические кивсяки настолько ядовиты, что индейцы смазывают их ядом наконечники стрел. Поэтому очень важно запомнить и знать какие животные опасны, а каких не стоит бояться.

Слайд 8 - Муравей спросил у Мудрой Черепахи: „Как же узнать, какое из животных — насекомое?“ Их разговор услышала бабочка. Она сказала: „Посмотри на меня. Я — насекомое“. Давайте и мы рассмотрим бабочку на рисунке (с. 32).

Рассматривание частей тела бабочки. Найдите у бабочки голову, грудь, брюшко.

Что находится на голове у бабочки? ( усики, глаза, хоботок, с помощью которого бабочка пьет нектар.) На груди бабочки крылья и ноги.

Бабочка говорит: «Посмотрите на мои красивые крылья. Обо мне сочинили загадку:

То взлетит, то крылья сложит,
То расправит их. Похожа
На порхающий цветок
В летний солнечный денёк. .

- С чем сравнили крылья бабочки? Сколько их? А теперь посчитаем, сколько у бабочки ног. (Шесть.)

- Рассмотрите на с 32 стрекозу и божью коровку, найдите у них те же части тела, что и у бабочки. Вместо хоботка у них челюсти, потому что они питаются другой пищей. Сосчитайте сколько ножек у божьей коровки и стрекозы.

Как же отличить насекомых от других животных?

Слайд 10 – Бабочка

Слайд 12 – Стрекоза

Слайд 13 – Божья коровка

Слайд 15 - Вывод

Хотя насекомые очень разные, у них одни и те же части тела, и у всех насекомых шесть ног. Значит, чтобы узнать, какое животное — насекомое, а какое — нет, надо посчитать его ножки.

А теперь давайте вернёмся к верхним рисункам на с 32. Кто же из этих необычных животных — насекомое, а кто — нет? Ответ обоснуйте.

Значит богомол – насекомое.

- Кто же такие насекомые? (Животные, у которых шесть ног.)

Давайте посчитаем вместе с муравьишкой его ноги.

Муравей насекомое или нет?

- Где живут насекомые?

- А теперь давайте посмотрим, как передвигаются насекомые.

Как питаются насекомые?

- А кто знает как бабочка появляется на свет?

- Гусеницы – это злостные вредители, они уничтожают растения, а бабочки приносят пользу: собирая нектар с цветов, они опыляют растения.

- Может быть, надо уничтожить всех гусениц? Что тогда произойдёт? (не станет бабочек, не будет корма птицам).

- Это значит, что как бы мы ни относились к насекомым, все они имеют право на существование, все они нужны.

Бабочка МАХАОН считается одной из самых красивых бабочек нашей страны. К сожалению, стала редкой и занесена в Красную книгу. Как мы можем позаботиться об охнане бабочек? Берегите бабочек, более ста их видов занесены в красную книгу!

V. Расширение представлений детей о многообразии мира насекомых.

А кузнечик — это насекомое? Докажите.

Встали и за парты тихо сели.

- Ребята, а чем стрекочет кузнечик? ( На ноге у кузнечика зазубринки, на крыле – зацепочки. Треск получается от трения ноги о крыло.)

Послушайте, как стрекочет кузнечик.

- А где у кузнечика ухо?

(Огран слуха у него находится в голенях передней пары ног.)

-Давайте послушаем, как жужжит пчела. Весь день трудяга-пчела собирает нектар с цветов, затем несёт его в свой домик. Живут пчёлы большими дружными семьями. За лето пчелиная семья собирает до 150 кг мёда.

- Что случается с пчелой, после того, как она ужалит? (Она гибнет)

Шмели — прилежные сборщики цветочной пыльцы, при этом они опыляют цветки. Биологи подсчитали, что один лишь полевой шмель во время полета, длящегося 100 минут, посещает 2634 цветка.

Осы не умеют делать мёд, они – хищники (питаются мелкими насекомыми), свой домик строят только для выведения потомства. Если не трогать ос, они никогда не нападут. Но если кто-то разорит гнездо, разъярённые насекомые немедленно встанут на его защиту.

Все вы прекрасно знаете надоедливого комара. Тонкий писк летящего комара, это ни что иное как пение крыльев. Комару приходиться так часто ими махать, что появляется звук – писк. Послушайте.

Муха- очень опасное насекомое. Она является разносчиком многих заболеваний. На лапках мухи можно обнаружить несколько млн. различных микробов. Мухи садятся на продукты и оставляют на них болезнетворные бактерии. Человеку необходимо защищать жильё от мух.

Клоп-солдатик. Красноклоп является одним из самых первых насекомых, появляющихся весной. Рано весной клопы-солдатики часто собираются в большом числе на пнях, стволах деревьев, старых заборах и всегда на солнечной стороне.

Клопы не прячутся так как несъедобны, а их яркая окраска сигнализирует об этом.

Питаются личинки и взрослые особи опавшими семенами растений, яйцами насекомых или мертвыми беспозвоночными. Зимуют взрослые насекомые. Обычно на зимовку клопы устраиваются под опавшей листвой плотными скоплениями.

- Как вы думаете: почему кузнечик зеленый, а шмель пестрый?

(Безобидного кузнечика не видно в зеленой траве, а вооруженный жалом шмель не прячется, яркой окраской он как бы предупреждает врагов: не прикасайтесь, а то хуже будет!)

VI. Закрепление изученного материала

- А теперь откройте рабочую тетрадь на с. 22 . Вспомните, какие насекомые там нарисованы и докрасьте рисунок.

По количеству видов насекомые – самая богатая группа животных в мире. Они составляют 70 – 75 % всех видов животных, населяющих Землю.

Очень разнообразны жуки, населяющие нашу планету. Большинство жуков похожи друг на друга. Они имеют 6 лапок, их брюшко покрыть жёстким панцирем, который защищает их от различных повреждений. Под этим укрытием располагаются крылья. Пища жуков разнообразна. Многие жуки умеют хорошо плавать.

Откройте с. 23 р.т.

Закрасьте кружки возле тех жуков, которых тебе доводилось наблюдать в природе.

- Рассмотрите рисунок с муравьем и бабочкой на с. 21 и придумать сказочную историю, например, о том, как бабочка собиралась на бал. Важно, чтобы дети обратили внимание на то, сколько туфелек Муравьишка принес бабочке?

А теперь попробуйте ответить:

- Кто же такие насекомые?

- Кто из этих животных не является насекомым?

VII. Подведение итогов урока

  • Как отличить насекомых от других животных?
  • Паук – насекомое или нет? Почему?
  • Назовите известных вам насекомых.
  • Что вы о них можете рассказать?

- У каждого из вас на парте находятся бабочки. Если урок вам понравился и вы на уроке работали хорошо – возьмите красную бабочку. Если вы что-то не поняли – возьмите жёлтую бабочку. Если вы на уроке ничего нового не узнали и не запомнили, то возьмите зелёную бабочку. Теперь этих бабочек мы посадим к муравьишке.

Доклад Насекомые

Слово насекомые ведет свое начало от слова насекать. Тело насекомых покрывают волоски, напоминающие насечки. Ежегодно специалисты осуществляют открытие и описание новых видов. Они возникли более четырехсот миллионов лет назад. Насекомые имеют небольшую величину. По этой причине их тяжело увидеть. Однако на человеческую жизнь они оказывают большое влияние.

Строение

Тело насекомых покрывает своеобразный скелет – оболочка из хитина. Выделяются в теле три части – голова, грудь и брюшко. Насекомые имеют трубочки для дыхания – трахеи . Они представляют собой аналог легких. Трахеи разветвляются, доставляя кислород во все клетки тела.

Насекомые обладают тремя парами ног, состоящих из члеников и расположенных на груди. Лапки им необходимы не только для передвижения. Лапками насекомые осуществляют сбор пыльцы, используют их в охоте, плавании и определяют ими звуки.

У большей части насекомых имеются как подвижные ноги, так и крылья, которые позволяют им перемещаться по воздуху для поиска еды, прятаться от врагов и отыскать себе пару для размножения.

Рот является основным органом чувств. Он располагается на голове. У насекомых имеются ротовые аппараты разнообразного вида. Они могут быть сосущими, грызущими и жевательными. На голове также есть усики, а у ряда видов имеется хоботок.

Глаза у насекомых имеют отличия от остальных животных. Они страдают близорукостью, но прекрасно распознают цвета и движение.

В брюшке располагаются внутренние органы.

Насекомые обитают практически повсюду, за исключением морей. их излюбленными местами обитания являются луга, болота, горы, лес и жилище человека.

Размножение

Не следует забывать и о размножении насекомых. Существует два способа размножения и соответственно два вида насекомых. Первый способ предполагает откладывание яйца, из которого в дальнейшем появляется личинка, уже напоминающая полноценное насекомое. Во втором способе размножения личинка превращается в куколку, а далее становится взрослым насекомым.

Читайте также: